Скачать 73.3 Kb.
|
Урок русского языка в 6 классе Тема: Мягкий знак на конце и в середине числительных Ход урока 1. Мобилизующий этап На доске написаны слова: Ос...н..., стр...миться, м..,л...деж,.., пят..., с...м...я, б...ре-жеш..., пят...сот, ст...режеш... . Учитель. Прочитайте слова вслух. Разделите слова на группы, учитывая их принадлежность к той или иной части речи. Назовите группу имен существительных. Укажите, что общего и в чем различия в их написании. В именах существительных осень, молодежь, семья есть проверяемая безударная гласная в корне. Это общее. В слове осень — безударная, е, проверочное слово осенний. В слове молодежь две безударные гласные о. Проверочные слова молод, молоденький. В слове семья безударная гласная е. Проверочное слово семьи. В каждом этом существительном есть мягкий знак. Это тоже общее. Но в существительном осень он обозначает мягкость предшествующего согласного. В слове молодежь пишется после шипящего, так как это существительное женского рода. В слове семья пишется разделительный мягкий знак после согласной перед гласной. Учитель. Назовите группу глаголов. Найдите, что в них общего и в чем различия. В глаголах стремиться, бережешь, стережешь пропущена непроверяемая безударная гласная е. В них пишется мягкий знак. Это общее. В слове стремиться мягкий знак пишется, потому что это неопределенная форма глагола. А в словах бережешь и стережешь мягкий знак пишется, так как это глаголы в форме второго лица единственного числа с шипящей на конце. 2. Формулирование темы и цели урока Учитель. Назовите имена числительные. Скажите, какая буква и в какой части слова — на конце ли в середине -в них пропущена. Сформулируйте тему сегодняшнего урока. Имена числительные пять и пятьсот. В числительном пять пропущен мягкий знак на конце, а в числительном пятьсот — в середине. Значит, тема сегодняшнего урока -«Мягкий знак на конце и в середине числительных». Учитель записывает тему урока на доске. Учитель. Сформулируйте цель урока, опираясь на его тему. Используйте опорные фразы на доске. 1) Повторить все, ...; 2) познакомиться с ...; 3) учиться правильно Цель нашего урока: повторить все, что мы узнали об имени числительном; познакомиться с правилом написания мягкого знака на конце и в середине числительных; учиться правильно писать числительные с мягким знаком на конце и в середине. 3. Актуализация знаний учащихся Учитель. Расскажите изученный материал об именах числительных по следующему плану со своими примерами. 1. Что такое имя числительное? На какие вопросы отвечает имя числительное? 2. Разряды имен числительных, 3. Роль числительных в предложении. 4. Отличие числительных от других частей речи. 5. Виды числительных по составу. Задание может выполняться индивидуально — в форме монолога или коллективно — в форме рассказа. 4. Изучение нового материала На доске (или на карточках) написаны ряды числительных: 1) Пять, шесть, семь, восемь, девять, десять; 2) одиннадцать, двенадцать, тринадцать, четырнадцать, пятнадцать, шестнадцать, семнадцать, восемнадцать, девятнадцать, тридцать; 3) пятьдесят, шестьдесят, семьдесят, восемьдесят; 4) пятьсот, шестьсот, семьсот, восемьсот, девятьсот. Учитель. На основе наблюдений сформулируем правило о написании мягкого знака в числительных. Прочитайте вслух числительные первого ряда. Скажите, в какой части слова пишется мягкий знак в числительных от пяти до десяти? В числительных от пяти до десяти на конце пишется мягкий знак. Учитель. Прочитайте числительные второго ряда. Обратите внимание на выделенную часть. Сделайте вывод об их написании. В именах числительных, имеющих е своем составе -дцатъ, пишется на конце мягкий знак. Учитель. В каких числительных в середине слова пишется мягкий знак? В числительных на -десят в середине слова пишется мягкий знак. Учитель. В каких именно числительных на -десят в середине слова пишется мягкий знак? В числительных от пятидесяти до восьмидесяти в середине слова пишется мягкий знак. Учитель. Внимательно прочитайте числительные последнего ряда. Сделайте вывод об их написании. В числительных на -сот в середине слова пишется мягкий знак. Это числительные от пятисот до девятисот. Учитель. Что вы можете сказать об остальных числительных? Остальные числительные пишутся без мягкого знака. Учитель. А теперь сформулируйте полностью правило о написании мягкого знака в числительных. Учащиеся выполняют задание. Читают материал учебника. Затем рассказывают правило наизусть. Составляют схему к новому правилу. 5-10, 30 50-80 500-900 5. Закрепление изученного материала Упражнение 1 1.19, 800, 8,11, 60,13, 70, 80, 900. 2. Защищаться, поч...ка, сел...дъ, 70, 900, пол...за, коч...ка, углубляться, 25, 86. Учитель. Назовите числа, написанные в первом ряду. Составьте из чисел три цепочки по принципу «третий лишний». Первую цепочку составляют коллективно, остальные цепочки — самостоятельно с последующей проверкой. 1) Шестьдесят, семьдесят, девятнадцать; 2) девятьсот, восемьсот, восемь; 3) одиннадцать, восемьдесят, двенадцать. Учитель. Прочитайте слова и назовите числительные, написанные во втором ряду. Составьте из них четыре цепочки по тому же принципу самостоятельно. После того как ученики выполнили и проверили задание, они повторяют правило о правописании числительных. 1) Семьдесят, письмо, девяносто; 2) пятнадцать, сельдь, польза; 3) почка, двадцать пять, кочка; 4) защищаться, углубляться, восемьдесят шесть. Учитель. Назовите пары слов из второго ряда, имеющие общее в их звуковом составе. В словах почка и кочка все согласные глухие. В словах пять и сельдь все согласные мягкие. Аналогичным образом ученики рассказывают об остальных парах слов. Упражнение 2 1.К зиме кедровка успевает заготовить семьдесят тысяч орешков. Кедровка — трудолюбивая и запасливая птичка. 2. Ныряльщик иногда делает 500, 600, 700 погружений, чтобы добыть раковину с жемчужиной. Жемчуг — трудно-добываемое вещество. 3. Взрослая кукушка за 60 минут съедает до 100 ядовитых гусениц. Кукушка — очень полезная птичка, 1. [причина. -> 2.) следствие. Учитель. Прочитайте пары предложений. Рассмотрите схему к ним. Сформулируйте задание к упражнению. Не забывайте о теме урока, Каждую пару предложений надо написать в следующей последовательности: сначала предложение, обозначающее причину, а затем предложение, обозначающее следствие того, о чем говорится. Числа написать словами. Над первой парой предложений дети работают коллективно. Остальные пары составляют самостоятельно, с последующей проверкой. Повторяют правило о правописании числительных. Учитель. Расскажите о правописании приставок в словах, объединив их в каждом предложении попарно. Назовите слова из упражнения, в которых такой же состав, как и в слове орешков. Упражнение 3 i Кого опередили бы самые лучшие спринтеры и от кого безнадежно отстали бы? Учитель. Внимательно рассмотрите таблицу. Проанализируйте ее. Прочитайте вопрос. Сформулируйте задание к упражнению. Надо составить текст, в котором был бы ответ на поставленный вопрос. Учитель. Для этого надо составить два предложения, которыми начинался бы текст. В остальных предложениях должен быть анализ таблицы. Все задание ученики выполняют по частям устно, в коллективной форме. После этого они записывают текст по памяти и проверяют его, За последнее время резко возросли скорости легкоатлетов. Но человеку сегодня удается перегнать лишь немногих животных. Самые быстрые бегуны развивают скорость от тридцати шести до сорока трех километров в час. Самые лучшие спринтеры опережают лишь змею, барсука, ящерицу и обезьяну, скорости которых двадцать четыре, двадцать пять, двадцать девять, тридцать два километра в час. Человек безнадежно отстал бы от гепарда, антилопы, лошади, собаки и даже тушканчика. Скорость гепарда — сто пятнадцать, антилопы — девяносто семь, лошади — шестьдесят девять, собаки — шестьдесят семь, тушканчика — шестьдесят четыре километра в час. Учитель. Расскажите о написании числительных, сгруппировав их по теме урока. Назовите слова других частей речи, в которых есть мягкий знак. Объясните их написание. Найдите и назовите слова-синонимы. Слова-синонимы: бегуны, легкоатлеты, спринтеры. Учитель. Какое слово-синоним может быть лишним? Почему? Слово легкоатлет. Оно сложное, а остальные — простые. Слово бегуны. В нем все согласные звонкие, а в остальных словах — звонкие и глухие. 6. Итог урока Учитель. Скажите, с каким новым правилом мы познакомились сегодня на уроке. Мы познакомились с правописанием мягкого знака на конце и в середине числительного. Учитель. Расскажите это правило и приведите примеры. Ответы детей. Учитель задает домашнее задание. Оценивает работу учащихся на уроке. |
Урока: 26. 02. Тема урока: «Мягкий знак в середине и на конце числительных» Оборудование: компьютер, интерактивная доска, учебник, карточки с заданиями, чистый лист | Урок по русскому языку 2 класс «Школа России» Тема: Мягкий знак показатель... Тема: Мягкий знак – показатель мягкости согласного звука в конце и середине слова | ||
Урок русского языка во 2 классе. Тема: Разделительный мягкий знак Цели: 1 создать проблемную ситуацию и условия для ее разрешения, провести исследовательскую работу по теме «Разделительный мягкий... | Конспект урока русского языка в 7 классе по теме: «Мягкий знак после шипящих на конце наречий» Попова Светлана Васильевна, учитель русского языка и литературы, Г. Красноярск, мбоу сош №85 | ||
Урок русского языка в 3 классе. Тема: мягкий знак на конце существительных после шипящих Цель: углубить знания учащихся о функциях мягкого знака, познакомить с новой ролью показатель женского рода существительных, воспитывать... | Мягкий знак на конце слов Урок русского языка во 2 классе. Дети и учитель в масках лесных жителей. При работе на уроке детей прошу поднимать не руки, а лапки.... | ||
Урока русского языка во 2 классе на тему: «Мягкий знак показатель... Дать знания о том, что мягкий знак –это показатель мягкости согласных, что показывает разделительный ь знак, и перед какими буквами... | Урок русского языка во 2 классе. Тема: «Разделительный мягкий знак» Познакомить с правилом употребления ь,формировать умение соотносить произношение слова и его написания | ||
Урок по русскому языку в 3В классе. Тема: «Мягкий знак на конце существительных после шипящих» Цель: углубление знаний о функциях мягкого знака: показатель мягкости согласных, разделительный знак, показатель женского рода имен... | Разработка урока русского языка 1 класс тема: Мягкий знак- показатель... Сегодня мы будем изучать новую тему, а какую, вы ответите сами, разгадав кроссворд. ( перед детьми ставится проблема ) | ||
Тема : Мягкий знак (ь) на конце существительных после шипящих ... | Конспект урока по русскому языку. Тема Мягкий знак после шипящих на конце имен существительных Цель урока: сформировать практическое умение писать строчную букву ж, писать слова и предложения с этой буквой | ||
Тема : «Мягкий знак как показатель мягкости согласных в середине слова» Цели: учить распознавать мягкие согласные в словах и обозначать их на письме; познакомить учащихся с правилом переноса слов с мягким... | Урок обучения грамоте в 1 классе «Мягкий знак показатель мягкости согласного звука» Создание условий для формирования умения использования мягкого знака для обозначения мягкости согласных в конце слова | ||
Урок русского языка в 7 классе "Одна и две буквы н в суффиксах причастий"... Добрый день! Сегодня у нас необычный урок. Урок вкусный и интересный. Я приглашаю вас на кулинарный поединок | Урок русского языка во 2 классе по теме: «Мягкий знак показатель мягкости согласных» Прочитайте слова на доске и запишите их в 2 столбика: в 1-ый столбик слова, в которых есть мягкие согласные, во 2-ой столбик – слова,... |