СОШ №72 имени Героя РФ Гануса Ф.Г. города Липецка
Булыгина Ирина Алексеевна
Русский язык
10 класс
Название материала:
Конспект урока обобщения и систематизации знаний
Аннотация:
данный материал представляет собой конспект урока по русскому языку, проведенного в 10Б профильном социально-гуманитарном классе. В материале представлены цели, методы, приемы и ход урока, который направлен на закрепление и систематизацию знаний учащихся в области сложноподчиненного предложения. На уроке использованы нетрадиционные способы закрепления материала, такие как: игра, логическая задача, блиц-опрос.
Ключевые слова:
«сложноподчиненное предложение», «типы придаточных предложений»;
Количество листов статьи 4
План–конспект урока по русскому языку
в 10 Б (профильном социально–гуманитарном классе)
Тема
Типы придаточных предложений в СПП
Подготовка к ЕГЭ
Цели
Закрепление понятие СПП.
Закрепление значение типов придаточных в СПП.
Вспомнить постановку знаков препинания в СП.
Вспомнить героев романа Л.Н. Толстого «Война и мир».
Развитие логического мышления.
Подготовка к ЕГЭ.
Оборудование
Доска.
Раздаточный материал.
Сборники тестов.
Логическая таблица.
Иллюстрации романа Л.Н. Толстого «Война и мир».
Тип урока
Урок обобщения и систематизации знаний, умений и навыков по теме «Типы придаточных в СПП»
Литература
Цыбулько И.П. Подготовка к ЕГЭ. Сборник заданий. – М, 2011
Гин А.К. Приемы педагогической техники. – М, 2001
Ход урока
Оргмомент
Здороваемся, улыбаемся друг другу, желаем удачи.
Актуализация знаний
Ребятам предлагается посмотреть на доску и прочитать тему урока. Исходя из темы, ставим перед собой цели и задачи. (Учащиеся проговаривают самостоятельно, учитель конкретизирует).
Вспомним определение сложного предложения, СПП, придаточной части.
Обращаем внимание на квадрат. опред
| образа действия и степени
| следст
| изъясн
| причины
| условия
| сравнен
| местоименно-опред
| уступки
| Что в нем написано? (типы придаточных). Предлагаю ребятам внимательно посмотреть на квадрат, запомнить его содержание, после чего закрываю доску.
Пока считаю до 10, предлагаю учащимся запомнить названия придаточных в том порядке, в каком они указаны на доске и записать их себе в тетрадь.
Первичное закрепление и самопроверка
После этого открываю доску, сверяемся и обнаруживаем, что не все придаточные записаны.
? Какие придаточные не вписаны в квадрат? (места, цели, времени)
Назовем их и запишем примеры в тетради. На этом этапе ученики оценивают свою работу по 5-балльной шкале.
Обращаю внимание на доску, где записаны названия придаточных. Левая часть таблицы закрыта.
определительное
| Она проснулась оттого, что у двери громко мяукал котенок.
| места
| Чем дальше я отходил от дома, тем тревожнее становилось на душе.
| изъяснительное
| Вскоре я подошел к озеру, где вчера мы рыбачили.
| причины
| Я не люблю бывать там, где идут дожди.
| образа действия
| Я знаю, где вы храните пакет.
| сравнительное
| Ученик выполнил все так, как требовал мастер.
|
Что замечаем? (Учащиеся видят, что в ряде примеров средства связи одни и те же, однако типы придаточных различны).
Открываю доску с записанными примерами, нужно провести стрелки соответствия. К доске выходит ученик, работа которого затем проверяется коллективно.
Проверка домашнего задания
Вспомнили типы придаточных, а теперь обратимся к поверке домашнего задания. Ребята дома должны были написать друг другу письма с включением придаточных предложений. Конверты оформлены согласно правилам: индекс, адрес, фамилия и имя адресата. Учащиеся читают вслух письмо, и вместе с классом на слух определяем типы придаточных. На этом этапе урока освежили в памяти не только все типы придаточных, но и попутно рассмотрели правила написания писем, их оформление.
Работа по цепочке
Далее усложню работу. По цепочке ученики за партами будут называть СПП, а вторая парта должна угадать тип придаточной части.\
Физкультминутка
На следующем этапе кандидат в мастера спорта, заранее подготовленный ученик, проведет с нами необычную маленькую физкультминутку. Необычность ее в том, что вам нужно будет не только повторять за ним упражнения, но и угадывать те типы придаточных в СПП, которые он будет произносить. Например: «Ребята, наклоните вперед корпус так, чтобы прогнулась спина» или «Дайте руку тому, кто стоит справа от вас».
Блиц-опрос
Следующий этап работы называется БЛИЦ. Задача класса - прослушать предложение, записать в тетради тип придаточного и его схему (слуховой и графический диктант), а заодно и угадать, о каком герое идет речь. На данный момент класс как раз читал «Войну и мир» Л.Н. Толстого.
1. Всем было весело смотреть на эту полную здоровья и живости будущую мать, которая так легко переносила свое положение.
2. Но, несмотря на это низшее по своему сорту приветствие, при виде вошедшего в лице Анны Павловны изобразилось беспокойство и страх.
3. Она была так хороша, что не было в ней и тени кокетства.
4. Над ним было опять все то же высокое небо с плывущими облаками, сквозь которые виднелась синеющая бесконечность.
5. Старик сделал исключение в воем образе жизни в честь приезда сына, потому как велел впустить его в свою половину перед обедом.
На этом этапе снова каждый оценивает себя.
Тестирование с самопроверкой
Далее открываем тесты. Делимся на 2 варианта, выполняем задание А26 из материалов для подготовки к ЕГЭ (1 вариант 8–12, 2 вариант 13–17). Задача - определить типы придаточных и выписать правильные ответы в тетрадь.
Сверяемся с ответами на доске, ставим себе отметку по 5–балльной шкале. Поднимите руки, у кого 2, 3, и тд….
На доске умышленно записаны в обоих вариантах по одной ошибке, ученики должны найти их и исправить.
1 вариант
|
| 2 вариант
|
| 8
| врем, опр
| 13
| опр, изъясн
| 9
| врем, изъясн
| 14
| врем
| 10
| уступ
| 15
| врем, опред,
| 11
| прич, изъясн, следств
| 16
| врем, изъясн
| 12
| цель, уступ
| 17
| изъясн, врем
|
Рефлексия
Тема урока?
Достигли целей?
Чему научились?
Что показалось наиболее сложным?
Что – наиболее интересным?
Зачем нам нужен был сегодняшний урок?
После короткой беседы внимание учеников обращается на «поля» тетради, где стоят их оценки за каждый этап урока. После чего ребята должны подойти к доске и начертить лучик у солнца (диск нарисован заранее) определенного цвета: если больше пятерок, то желтый, меньше – зеленый, отсутствуют – синий. Таким образом, учитель сразу видит, как весь класс в целом справился с работой. Отдельно отмечается работа наиболее активных учеников.
Домашнее задание
Творческая работа – написать отзыв о сегодняшнем уроке ИЛИ написать миниатюру о весне, употребляя СПП и определяя тип придаточной части. |