Деловая игра «Компьютерная фирма»
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний по темам: «Устройство компьютера» «Обработка данных и проведение расчетов с помощью электронных таблиц Excel» Вид урока: деловая игра Технология: игровая технология
Цели урока:
Повторение и обобщение знаний по теме «Устройство компьютера»
Закрепить практические умения и навыки работы с электронными таблицами Excel и применить их для решения реальной задачи.
Правила игры
Игра проходит в форме соревнования между игровыми группами, задача которых – набрать максимальное количество баллов, которые начисляются за правильное выполнение задания и тактичное поведение во время игры. Ведущий – преподаватель может влиять на ход игры, участвовать в дискуссии, подавая реплики и задавая вопросы. По окончании игры подсчитываются общие баллы, набранные группами за всю игру, и за определенную сумму баллов (которую устанавливает ведущий) каждый игрок получает положительную оценку. Максимальное количество баллов за выполнение каждого из заданий – 5 баллов. За нарушение дисциплины взимаются штрафы.
Выполнение задания оценивается по следующим критериям:
Правильность выполнения расчетов;
Правильное оформление документа, соблюдение всех требований, записанных в задании - карточке;
умение уложиться по времени при решении задачи
Поведение участников игры оценивается по следующим критериям:
взаимопомощь в группе;
умение общаться с коллегами;
умение организовать работу в группе;
умение слушать выступление своего докладчика и докладчика другой группы.
Количество баллов за тактичное поведение во время игры – 5, и еще несколько баллов могут быть добавлены на усмотрение ведущего и экспертов. План урока
Ознакомление с правилами игры, придумывание названия и логотипа фирмы в текстовом процессоре Word –5 мин.
блиц-опрос, заполнение бланка заказа приглашенными гостями – 10 мин.
Выполнение заказа –30 мин
расчет кредита (работа с электронными таблицами) 25 мин
разговоры с заказчиками 10 мин.
Подведение итогов – 10 мин.
Ход урока
Преподаватель сообщает тему урока, цель урока и что учащиеся должны сделать за урок.
Учащиеся должны организовать компьютерную фирму и дать ей название.
Выполнить заказ для покупателя – подготовить и распечатать счет на покупку компьютера в 2-х экземплярах.
Вычислить кредит на покупку компьютера
Начислить з/плату своим работникам
Подготовительный этап и блиц-опрос по прошедшему материалу.
Студенты разбиваются на 2 команды (2-е фирмы) и занимают места за разными столами. Игровые группы выбирают 1- капитана (директор фирмы), он координирует работу всей команды и помогает всем участникам, 1 - представитель банка, 1- бухгалтер для расчета зарплаты сотрудникам фирмы, исполнителей заказов - 4 чел. ( директор тоже может быть исполнителем заказов).
Придумывают название фирмы и разрабатывают логотип в текстовом редакторе. Эксперты (жюри) выбираются из приглашенных гостей или из числа участников игры.
Вопросы для блиц - опроса: 1. Назовите характеристики материнской платы. 2. Что на ней находится? 3. Назовите характеристики процессора. 4. От характеристик каких устройств будет зависеть скорость работы компьютера? 5. Назовите виды плат расширения и виды разъёмов для них. 6. Что будете учитывать при выборе материнской платы и процессора к ней? 7. Назовите характеристики оперативной памяти?
8.Назовите характеристики жесткого диска
Во время блиц - опроса студентам выдаются фишки за правильный ответ. Которые затем суммируются при выставлении баллов. Во время блиц-опроса приглашенные на урок гости заполняют бланки заказа.
Выполнение заказов.
Преподаватель. В вашу фирму поступили 2 заказа. Заказы для 1-ой команды: 1-ый заказ: Заказчик просит вас собрать для него самый дешевый компьютер без периферийных устройств, но с колонками. 2-ой заказ: Бланк заказа: (заполняется приглашенными гостями)
Сумма заказа ____________
На базе какого процессора желаете приобрести компьютер AMD или Intel?________
Нужны ли колонки? __________, дорогие, средние, дешевые? (подчеркните)
Нужен ли принтер? __________, какой?________________________
Нужен ли сканер?____________
Желаете ли выходить в Internet?_______________
Желаете ли смотреть телепередачи на компьютере?_____________
Какая материнская плата вам нужна?
Объем жёсткого диска?
Объем оперативной памяти?
Особые пожелания и рекомендации
Заказы для 2-ой команды:
1-ый заказ:
Заказчик просит вас собрать для него самый лучший и дорогой компьютер без периферийных устройств, но с колонками. Монитор желает приобрести с диагональю 19 дюймов.!
2-ой заказ: Бланк заказа: (заполняется приглашенными гостями)
Сумма заказа ____________
Какая материнская плата вам нужна?
Видеокарта для работы или игр
Объем жесткого диска?
На базе какого процессора желаете приобрести компьютер AMD или Intel?________
Нужны ли колонки? __________, дорогие, средние, дешевые? (подчеркните)
Нужен ли принтер? __________, какой?________________________
Нужен ли сканер?____________
Желаете ли выходить в Internet?_______________
Желаете ли смотреть телепередачи на компьютере?_____________
Мышь и клавиатура?
Особые пожелания и рекомендации
Вы должны оформить в Excel счета и распечатать их в 2-х экземплярах – один заказчика, другой - для ведущего. На счете должны быть название вашей фирмы, логотип, адрес и телефон. Для выполнения работы уже есть реальные прайс-листы (взятые в компьютерных фирмах). Пример оформления заказа:
Оформить заказ в электронных таблицах Excel следующим образом:
Логотип и название фирмы
| Адрес: Телефон
|
Счет от ________ (дата) №
| Наименование товара
| Кол-во
| Цена
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Итого:
Счет выписал_______________________( Фамилия И.О.)
Один из заказчиков желает взять кредит в банке на покупку компьютера. Представители банков. По окончании расчетов он должны сообщить сколько заказчик будет платить каждый месяц, и сколько он переплатит в итоге (за год). Игроки – представители банка садятся за компьютеры, где открывают заранее заготовленный файл в электронных таблицах Excel.
Для одной команды: Условия предоставления кредита. Срок кредита -12 мес. Процентная ставка 18 % годовых Плата за ведение ссудного счета 1,5% от суммы ежемесячных выплат по кредиту (без учета процентной ставки). Покупатель желает взять кредит на _________ руб. на покупку компьютера. Рассчитать сколько плательщику нужно вносить банку ежемесячно с учетом процентных отчислений за пользование кредитом. Сколько он в итоге переплатит.
Для другой команды: Условия предоставления кредита. Срок кредита – 6 месяцев. Процентная ставка 14 % годовых Плата за ведение ссудного счета 1,5% от суммы кредита в месяц.
Покупатель желает взять кредит на ___________ руб. на покупку компьютера.
Рассчитать сколько плательщику нужно вносить банку ежемесячно с учетом процентных отчислений за пользование кредитом. Сколько он в итоге переплатит.
Срок кредита
|
| Процентная ставка за кредит
|
| Плата за ведение ссудного счета
|
| Сумма кредита
|
| Сумма ежемесячных выплат (без учета процентной ставки за пользование кредитом)
|
| Сумма, уплаченная по процентной ставке за кредит за год
|
| Сумма, уплаченная по процентной ставке за кредит за месяц
|
| Сумма, уплаченная за ведение счета в месяц
|
| Ежемесячная плата банку с учетом суммы уплаченной по процентной ставке и суммы уплаченной за ведение ссудного счета
|
| Итоговая сумма (за год)
|
| Переплата
|
| Бухгалтер в это время идет рассчитывать з/плату работникам фирмы. Ученик-бухгалтер садится за отдельный компьютер, где в электронном варианте, он должен быстро сделать расчеты.
№ п/п
| Фамилия, Имя, Отчество
| Оклад
| Премия, 25% от оклада
| Подоходный налог, 13% от оклада
| Налог в пенсионный фонд, 2%
| Итого к выдаче
|
|
|
|
|
|
|
| Далее команды предлагают варианты конфигурации компьютера для заказчиков (используя реальные прайс-листы). Разговоры представителей фирм - команд с заказчиками происходят по очереди, друг за другом. Заказчиками выступают приглашенные гости, которые задают вопросы по предоставленным счетам.
Подведение итогов урока
Ведущий дает общую оценку всем участникам игры и каждому в отдельности; оценивая общую манеру поведения участников игры – интерес, взаимопомощь, нестандартность мышления, дисциплину и т.д. Кроме того, желательно, чтобы сами игроки высказали своё мнение об игре - о её содержании, организации, а также внесли предложения по её усовершенствованию |