Активизация творческого потенциала и





Скачать 272.23 Kb.
НазваниеАктивизация творческого потенциала и
Дата публикации06.03.2015
Размер272.23 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Литература > Документы


МОУ «Клименковская средняя общеобразовательная школа Вейделевского района Белгородской области»

Опыт по теме:

«Активизация творческого потенциала и повышение культурно-познавательного уровня через исследовательскую деятельность учащихся на уроках литературы»

Нарижняя Инна

Александровна,

учитель русского языка

и литературы

МОУ «Клименковская СОШ»

2009 год

Содержание

  1. Информация об опыте………………………………….3

  2. Технология опыта………………………………………6

  3. Результативность опыта………………………………14

  4. Библиографический список…………………………..18

  5. Приложение к опыту…………………………………..19


Информация об опыте

Представляю опыт работы по теме «Активизация творческого потенциала и повышение культурно-познавательного уровня через исследовательскую деятельность учащихся на уроках литературы»

Условия возникновения и становление опыта Становление педагогического опыта осуществлялось на учебных занятиях по литературе в условиях сельской школы, в которой обучается 105 детей.

Проведение общешкольных мероприятий и диагностики среди родителей учащихся показали заметное снижение образовательного уровня членов семей, заинтересованности и реальных возможностей родителей в выявлении и развитии творческих способностей детей. Пришло осознание необходимости разнообразить учебную деятельность за счёт включения в неё исследовательской направленности, что позволит учащимся достигнуть уровня образованности, достаточного для самостоятельного творческого решения ими мировоззренческих и исследовательских проблем теоретического или прикладного характера, развитие интеллектуальных способностей.

Объединение усилий педагогических работников, родителей, жителей села направлено на создание благоприятных условий для развития личности ребёнка, на самореализацию через воспитание и обучение. Школа является центром социума и сотрудничает с сельским Домом культуры, сельской библиотекой, детским садом, администрацией села с целью формирования активной и творчески развитой в культурно-познавательном отношении личности.

В условиях тесного взаимодействия социума особую роль приобретает формирование ценностного отношения школьников к окружающему миру, коммуникативная направленность педагогической деятельности.

Формирование осознанной, аргументированной позиции подрастающего поколения способствуют развитию на уроках гуманитарного цикла лингвистической компетенции через исследование и изучение текстов научного и публицистического стилей ученых-филологов, писателей.


Обоснование актуальности опыта

Актуальность проблемы обусловлена противоречиями между явным запросом общества на формирование творческой, интеллектуально развитой, социально ответственной личности и недостаточными условиями взаимодействия между субъектами образовательного процесса. Я попыталась разрешить данное противоречие через исследовательскую деятельность учащихся на уроках литературы как средство повышения культурно-познавательного уровня.

Необходимость в целесообразности шире использовать исследовательскую деятельность школьников, активизировать их творческий потенциал и работу по культуре речи возникла также в связи с введением единого государственного экзамена.

Я ставлю цель – воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения, потому что детская душа тоскует по чистой и возвышенной творческой самореализации в духовном пространстве в противовес усиливающемуся давлению безнравственности и жестокости.

Направить деятельность ребёнка в правильное русло – задача учителя литературы, реализуя её, можно рассчитывать на переоценку ценностей.

«Для меня, учителя-словесника, главная цель уроков литературы заключается в том, чтобы помочь нынешним ученикам не перепутать нравственные ориентиры в жестоком и бездуховном современном мире, где деньги определяют почти всё.

Дети, к сожалению, подчас растут в сфере испорченного языка, что являет собой страшный прогноз разрушения личности.

Противостоять этому беспределу может, должна настоящая, высокая культура - национальная идея вырастает из недр культурных традиций, верной духовным и нравственным идеалам, сконцентрированным в культурном наследии». ( Л.С. Айзерман.)

Формирование высокого культурно-познавательного уровня достигается через исследовательскую деятельность учащихся, которая позволяет усилить долю самостоятельности учащихся, открывает немалые возможности для развития личности ребенка.

Поэтому моя задача – подготовить человека думающего и чувствующего, способного не просто получать знания, но и использовать их в жизни, умеющего жить в социуме, обладающего внутренней культурой. Моя цель – не просто передать сумму знаний, а обучить навыкам самостоятельного исследования, добывания знаний, умению творчески мыслить, решать возникающие проблемы.

Основой моей педагогической деятельности является развитие у учеников творческих способностей и навыков самостоятельной исследовательской работы. Положительного результата в реализации этой сложной проблемы можно добиться только на основе применения педагогики сотрудничества, способствующей созданию условий для развития речи и творческой реализации обучающихся. Потому в центре внимания на моих уроках ученик-человек, усваивающий сложную науку познания родного языка.

В педагогической практике опираюсь на следующие принципы педагогической деятельности:

    • максимальное развитие индивидуальных способностей ребёнка, основывающееся на интересах личности обучающегося;

    • учёт в процессе обучения не только умственных способностей обучающихся, но и их эмоций, ценностных ориентаций;

    • постоянное стимулирование таких естественных свойств человека, как творческая активность и познавательная самостоятельность.

Ведущая педагогическая идея опыта

Сущность моего опыта заключается в создании условий для развития у учеников навыков самостоятельной исследовательской работы и творческих способностей как средства повышения культурно-познавательного уровня учащихся.
Длительность работы над опытом

Свою работу по разрешению противоречия между запросом общества на формирование творческой, социально ответственной личности и недостаточными условиями её формирования я разделила на несколько периодов:

2005-2006 г.г. – выявление проблем, возникновение идеи опыта,

определение целей, постановка задач и

выбор методов и средств их решения;

2006-2007 г.г. – этап корректировки задач, методов и средств

достижения целей;

2007-2008 г.г. – становление опыта, оценка результатов;

2008-2009 г.г. – обмен опытом, широкое использование.
Диапазон работы

Исследовательскую деятельность учащихся активизировала на уроках-исследованиях, уроках развития речи, интегрированных уроках, элективных курсах и факультативных занятиях, во внеклассной работе среднего и старшего звена. Особенно интересно и эффективно исследовательская деятельность осуществлялась в работе с одарёнными детьми.

Теоретической базой опыта являются труды профессора Б.В. Всесвятского, раскрывающие сущность исследовательской деятельности.

Самостоятельная исследовательская практика детей традиционно рассматривается как важнейший фактор развития творческих способностей. «В исследовательском методе исканий, - пишет Б.В. Всесвятский, - в основу берётся не знание, преподносимое детям в готовом виде, а организованные искания детей в окружающей жизни. Знание не даётся как готовое, а получается в результате работы самих детей над тем или другим жизненным материалом». [Б.В. Всесвятский. К практике исследовательского метода. – М., 1925, - с. 81].

Современное освещение названной проблемы нахожу у В.Н. Борздун и Л.А. Борздун: «Научно-исследовательская деятельность направлена на образование, воспитание и развитие учащихся, на стимулирование у ребёнка познавательной активности, индивидуальных творческих задатков, формирования логического, научного мышления». [В.Н. Борздун,

Л.А. Борздун. Исследовательская деятельность в школе: критерии оценки. Методист № 6, 2003, - с. 48].

Большое внимание вопросам исследовательской деятельности и формированию исследовательской культуры школьников уделяют

А.Д. Дейкина, Т.М. Пахнова, М.И.Журавлёва, а также Е. Брыкова.

[Е. Брыкова. Самостоятельная исследовательская деятельность школьников. Народное образование № 9, 2000, - с. 188.]

Степень новизны

Новизна опыта заключается в передаче учащимся инициативы в организации познавательной деятельности, в использовании на уроках элементов исследования, в разработке цикла уроков, элективных курсов и внеклассных мероприятий, способствующих повышению культурно-познавательного уровня учащихся, применении специальных приёмов, проблемно-поисковых методов, сочетании разных форм ведения урока с целью формирования положительной мотивации к исследовательской деятельности и достижению эффективных результатов обучения.

Технология опыта

Цель работы: обеспечить повышение культурно-познавательного уровня учащихся через исследовательскую деятельность на уроках литературы.

Исследовательская деятельность реализуется через организацию образовательно-воспитательного процесса, связана с решением учениками творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным результатом (по крайней мере для учащегося) и предполагающая наличие основных этапов, характерных для научного исследования:


  • постановка проблемы,

  • ознакомление с литературой по данной проблеме,

  • овладение методикой исследования,

  • сбор собственного материала,

  • анализ материала,

  • обобщение,

  • выводы.


Самостоятельную исследовательскую практику детей рассматриваю как важнейший фактор развития творческих способностей.

Обучение веду с опорой на непосредственный жизненный опыт учащихся. Одна из основных целей такого обучения – расширение этого опыта в ходе поисковой исследовательской деятельности. Учебный процесс строю на основе самостоятельного поиска ребёнком новых познавательных ориентиров. Это позволяет добиваться того, что обучение происходит не только на основе усвоения новой информации, но и включает в себя также организацию и творческую перестройку имеющейся концепции воспитания и познавательных или обозначенных в программе воспитания школы ориентиров.

Исследование начинаем с выявления проблемы, постановки вопросов, выработки гипотез. Требуется разрешить проблемную ситуацию, и учащиеся прибегает к исследованию.

Планируя работу, включающую исследовательскую деятельность учащихся, я выясняю, с каким уровнем творческой активности ко мне на урок пришли дети. С этой целью я провожу тестирование пятиклассников.

Диагностика помогает определить, насколько дети предрасположены к изучению литературы, как высока их творческая активность. Каждый год я провожу тестирование и анализирую результаты, при этом наблюдаю положительную динамику творческой активности своих учащихся (Диаграмма).

В организации исследовательской деятельности с учащимися я выделяю следующие направления:

  • исследовательская работа, выполняемая учащимися в учебном процессе;

  • проведение уроков и учебных занятий, носящих исследовательский характер;

  • организационно-массовые мероприятия (олимпиады, научно-практические конференции, встречи с интересными людьми и т.д.);

  • научно-исследовательская работа в кружковой работе, на занятиях дополнительного образования в объединении «Возрождение»

Данная система ориентируется на поиски оптимальных путей для развития каждого школьника на основе его индивидуальных способностей и образовательных потребностей.

Приобщение талантливых и способных ребят к исследовательской деятельности, разработка проектов, выполнение творческих работ позволяют создать благоприятные условия для их самообразования и повышения культурно-познавательного уровня. Исследовательская деятельность основывается на базовом образовании средней школы, направлена на получение первичных знаний и умений, способствует формированию научного мировоззрения, развитию логического мышления.

Я учу приобретать знания, добывать их целенаправленно по мере возникновения у детей потребности в разрешении возникающих проблем, повышая мотивацию обучения, информационную и коммуникативную компетенцию через метод учебных проектов (Автор метода Шацкий С.Т.). Целью проектной деятельности является поиск способов решения проблемы.

Таким образом, разработка проекта – это путь к саморазвитию личности через осознание собственных потребностей, через самореализацию в предметной деятельности.

Метод проектов обеспечивает развитие творческой инициативы и самостоятельности учащихся в обучении и способствует непосредственной связи между приобретением знаний и умений и применением их для решения практических задач.

В основе понятия - исследовательская деятельность лежит слово «исследовать», т. е. рассмотреть, изучить в целях познания какой-то вопрос. При исследовательской деятельности на уроке важно, чтобы ученик не получил в уже готовом виде нужную ему информацию от учителя, а сам пришёл к знаниям, проделав определённую поисковую работу. Это невозможно без самостоятельной деятельности самого ученика, учитель только руководит этой деятельностью, направляет её в нужное русло. Этот учебный процесс можно назвать «От познания к творчеству». Исследование на уроках помогает плодотворно освоить большой и сложный материал, развить творческие способности школьников. Ведь анализ художественного произведения, без которого мы не можем обойтись на уроке, предполагает поиск, который приводит к открытию. А значит, делает нелёгкий ученический труд увлекательным и интересным. Без этого, на мой взгляд, нельзя обойтись на уроках литературы.

Поисковая работа начинается с поставленной учителем задачи или проблемы. Проблема может быть простой или сложной, требующей кропотливой работы или игры воображения, или простого проявления смекалки. Всё зависит от уровня знаний учащихся, их возраста и заинтересованности в предстоящем деле. Чем больше интриги будет содержать вопрос, тем активнее ребята включаются в работу. Прежде чем ставить перед школьниками какую-то проблему, необходимо их заинтересовать тем, чем предстоит заниматься.

Заинтересовать можно самым обычным способом – задать неожиданный вопрос или привлечь внимание учеников подготовленным для урока электронным оборудованием, видеофильмом, а также предложить найти ответ в тексте изучаемого произведения. И те ребята, которые не читали ранее это произведение, начинают читать и искать ответ. А найдя его, всякий школьник испытывает радость от самостоятельно найденной отгадки. Цель достигнута – ученик начинает читать, причем внимательно, стараясь получить хорошую оценку. К тому же некоторые учащиеся испытывают чувство гордости за то, что сами, без помощи учителя, справились с трудным заданием. Особенно важно верно сформулировать свой вывод – это развивает устную речь, формирует коммуникативные навыки, так как нужно доказать свою точку зрения. Со временем ребята легко вовлекаются в исследовательскую деятельность, она становится для них естественной и обычной. Вовлекая детей в исследование, учитель реализует не только образовательные, но и воспитательные цели.

В старших классах такого рода работа при изучении важной, большой и трудной темы просто необходима. Показать это можно на примере изучения романа Л.Н.Толстого «Война и мир» в 10 классе. Само по себе произведение объёмное, в нем затронуты автором сложные философские проблемы, и здесь без исследовательской деятельности на уроке не обойтись. Один из главных вопросов – смысл заглавия романа-эпопеи. Чтобы это понять, необходимо проанализировать на нескольких уроках смысл сопоставления двух главных слов: война и мир. Для начала рассмотрим первую частью I тома, поработаем над темой: «Высший свет» в изображении Л.Н.Толстого». (Это так называемый «мир»). Ставится задача – рассмотреть, какие нормы жизни автор утверждает, а какие отрицает? Для исследования привлекаются главы I –V. Затем идёт поисковая работа, даются темы для обсуждения и вопросы к ним I. В петербургском салоне А.П.Шерер.

1.Что представляет собой хозяйка вечера?

2.С какой целью она собирает у себя гостей?

3.Найдите в тексте эпизоды, характеризующие

посетителей салона.

Обратите внимание на внешность, речь,

манеру поведения и общения.

4.Кто же главный гость на вечере? Почему?

5.Выделите основные черты светского общества.

II. Как показаны дворянские семьи?

1.Чем семья Ростовых отличается от других семей?

2.Борьба за наследство в доме графа Безухова

(главы XVIII-XXI).

Кто побеждает в этой борьбе и почему?

На предыдущем уроке желательно посмотреть фрагменты фильма Сергея Бондарчука «Война и мир», сравнить шедевр киноискусства с великой книгой Л.Н.Толстого.

Десятиклассники исследуют нужные главы, активно работают с текстом произведения, в тетрадях записывают основные выводы, к которым пришли: «В сатирическом освещении даны Толстым посетители салона А.П.Шерер и его хозяйка. Придворные интриги, стремление во что бы то ни стало разбогатеть, «сделать» карьеру – вот их интересы и цели. Совсем по-другому автор показывает атмосферу семьи Ростовых. Здесь почитают не богатство, а честь, прямоту ума и простоту общения, ценят заботу и доброту».

На последующих уроках исследуется тема: «Изображение войны 1805-1807 годов. Шенграбенское и Аустерлицкое сражения». Анализируется вторая часть первого тома. Сначала рассматривается авторское отношение к изображаемым событиям. Необходимо рассмотреть вопрос: каков итог этой войны? Используется на уроке электронное оборудование: «Исторические хроники» - энциклопедия Кирилла и Мефодия. Старшеклассники на экране видят фрагменты батальных сцен, работают с текстом романа, обращаются к подлинным историческим фактам, ведут поисковую работу, рассматривают, как ведут себя офицеры и солдаты во время сражений, кто же настоящие герои и т.д.

Вопрос, заявленный в самом начале изучения романа, находит свой ответ благодаря исследовательской деятельности. Главный вопрос – смысл заглавия романа – теперь очевиден: война – это не только военные действия, кровь, смерть, но и враждебное отношение людей друг к другу, это страдание, неумение радоваться жизни, тревога в душе;

мир – это не только мирная жизнь людей, находящихся вне

военных действий, это братство, доброта, хорошее

отношение друг к другу, это мир в душе, любовь.

Аустерлиц стал эпохой позора и разочарований не только для России, но и для отдельных героев. Николай Ростов и Андрей Болконский стали больше ценить жизнь, оба разочаровались в своих идеалах.

Всеобщий Аустерлиц – таков итог I тома. Страшная, как и всякая война, уничтожением человеческой жизни, эта война не имела никакой цели и никакого смысла. Затеянная ради славы, ради честолюбия, она была непонятна и не нужна народу, поэтому завершилась поражением. Поражение терпят и герои романа, рушатся их мечты и надежды. К такому выводу приходят десятиклассники. Это их результат исследовательской деятельности.

Заканчивается изучение первого тома составлением схемы, отражающей смысл сопоставления ключевых слов: война и мир. В этих словах отражено основное содержание романа.

Схема содержания I тома романа «Война и мир».


Смотр войск под Браунау

Салон А.П.Шерер



Семья Ростовых

Семья Курагиных
LENA wn


Аустерлицкое сражение

Мирная жизнь 1805 года

Военные сцены 1805 года



Шенграбенское сражение


Без исследовательской деятельности невозможно серьезного, вдумчивого изучения литературных произведений. Важно знать, что исследовать и как исследовать. В 11 классе каждому ученику предлагается написать исследовательскую работу по изученным произведениям (учитель дает перечень тем, а ученик выбирает ту, которая ему ближе и интереснее). (Приложение). Затем готовит работу в течение месяца, выступает с ней на уроке, когда изучается творчество этого автора, или делает презентацию в системе Poin puver. Таким образом, каждый старшеклассник имеет возможность заняться настоящей исследовательской деятельностью, а также представить ее на суд слушателей. Целесообразно работать и в команде: в различных творческих группах над какой-нибудь проблемой.

Выполнение заданий требуют от учащихся не только знаний, творческого подхода к работе, но и коммуникативных умений.

Одним из условий, позволяющих активизировать творческую активность учащихся, воспитывать у школьников жажду знаний и стремление к открытиям, является развитие потребности в исследовательской деятельности.

Поднимать учащихся до нового, более высокого уровня познавательной деятельности позволяет использование проблемности в обучении. Ответы на вопросы: «Почему в «Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях» поэт пишет: «Коль ты старый человек, дядей будешь нам навек»? «Почему слова «зелень» и «зеленеет» при всём сходстве значений следует отнести к разным частям речи?» - требуют умения сопоставлять, находить различное в общем и общее в совершенно различных, на первый взгляд, явлениях, требуют небольшого, но не такого уж и лёгкого исследования. Даже эпизодические, совсем крохотные подобные задания имеют немалую ценность для воспитания пытливого ума, развивают творческую активность учащихся, позволяют повысить их культурно-познавательный уровень, достичь высоких результатов.

Различные формы исследовательской деятельности я применяю не только на уроках-исследованиях, но и на уроках развития речи, уроках изучения нового материала, уроках повторения и закрепления знаний, обобщения и систематизации знаний, комплексного применения знаний, во внеурочной работе. Участниками проектов становятся не только дети, но и члены их семей. Это сближает старшее и младшее поколение, воспитывает взаимное уважение, побуждает интерес к жизни предшествующих поколений.

Самым распространённым методом, развивающим умение решать мыслительные задачи, является поисково-диалогический метод. Он предполагает искусство ведения проблемного диалога, в ходе которого учащиеся самостоятельно открывают общую проблему, имеющую непосредственное отношение к дальнейшей работе. Проблемный диалог превращает учение в творческий процесс.

Для развития поисковой позиции ребят открывает большие возможности самостоятельная работа. Дидактическая ценность её заключается в конкретном показе поступательного продвижения учащихся от простого к сложному, от подражания к творчеству. А выполнение реконструктивных самостоятельных работ заставляет школьников проявлять элементарные исследовательские умения, самостоятельно вести поиск и определять пути решения поставленной задачи. Особый интерес у детей вызывают выборочные задания. Они повышают мотивацию выполнения упражнений, стимулируют поисковую активность учащихся. Исключительную ценность представляют добровольные задания, найденные учениками. В этом случае исследование приобретает захватывающий характер и повышает вероятность возникновения идеи, оригинального хода мыслей. Я изучаю индивидуальные способности учащихся, наблюдаю за коллективной деятельностью, выявляю нуждающихся в поддержке учащихся и интеллектуальных лидеров. Примером такой работы является сочинение «Православные традиции моей семьи», в котором ученица (Кебелеш М.) исследует историю своей семьи и ее православные корни и традиции (Приложение), или исследовательский проект «Своеобразие поэзии Раисы Ивановны Карагодиной» (Медведева М.), занявший 1 место в районном конкурсе исследовательских работ (Приложение).

Налаживание контактов с людьми, составление анкет, опросников и проведение их анализа; организация наблюдений – вот ещё аспекты исследовательской деятельности. Результатом такой работы стала еще один исследовательский проект, занявший тоже 1 место в конкурсе «Отечество-2008» (Медведева М.) - «История возникновения и разрушения церкви в селе Клименки» и творческие работы и сочинения, посвященные году семьи «Моя семья в годы Великой Отечественной семьи» и «Моя

Я направляю исследовательскую деятельность учеников в русло обыденной жизни, убеждаю, что исследование должно возникнуть на сюжете из своей жизни, советую включать в эту работу близких людей.

Так родились творческие работы, интересные, оригинальные, выстраданные и написанные учеником индивидуально. Такие сочинения невозможно списать где-то, они не могут быть позаимствованы другими детьми, потому что в них имена и события конкретной семьи, которую знают люди в нашем селе.

В процессе такой исследовательской деятельности закономерно развитие познавательного интереса детей, потому что они познают жизнь своей страны, своей семьи и самого себя.

Важным для будущих ребят-исследователей оказывается умение работать с имеющейся информацией, умение добывать необходимый научный материал, умение грамотно систематизировать, логически распределять имеющиеся данные, умение выделить в изучаемой монографии информационный центр, а также умение свёртывать информацию путём исключения избыточной, либо путём обобщения целого ряда известных фактов, умение переформулировать мысль. От класса к классу у школьников развивается вербальное мышление, совершенствуются навыки аудирования, рецептивные и продуктивные виды речевой деятельности, приобретаются навыки работы с первоисточниками, дети учатся составлять разные типы конспектов (селективные, смешанные, монографические, сводные или обзорные), разные типы рефератов (классификационные, познавательные, исследовательские), учатся пользоваться разными видами чтения, делать презентации.

Продуктивными являются интегрированные уроки. Например, при подготовке к написанию творческих работ на конкурс «Святые Заступники Руси» дети занимались исследованием жизни и деятельности служителей православия на интегрированных уроках литературы и православной культуры (Приложение).

Дети обработали, систематизировали, логически распределили исследованные данные, объединили их, и в результате получились творческие работы: «Обитель, в которой совершаются чудеса»» (Нарижний Д.), 1 место в районном конкурсе. «Жизнь преподобномученицы Елизаветы как пример служения народу и русской Православной Церкви» (Панфилова Ю. – дипломант всероссийского конкурса «Святые Заступники Руси».

Работа со словом – тоже исследование. При подготовке к написанию конкурсного сочинения «Моя семья» дети исследовали слово семья. Написанию сочинения предваряло исследование генеалогического древа своего рода, семьи. Работа «Семейный автограф» (автор: Кебелеш М.) заняла 3 место в районном конкурсе.

Вершиной исследовательской деятельности учащихся является целостная исследовательская работа, написанная и оформленная по всем требованиям и нормам. Исследовательская работа «Своеобразие поэзии Раисы Ивановны Карагодиной» заняла 1 место в районном конкурсе исследовательских работ и была представлена на областной конкурс исследовательских работ «Отечество -2009» в номинации «Литературное краеведение» (Приложение). Также в этом же конкурсе заняли первые места на районном уровне исследовательские работы «Деревня без церкви, что дом без иконы» (2008 год), «Чудотворный Кошарский Крест» (октябрь 2009 год)

Интересна форма исследовательской деятельности – литературное творчество, проявляющееся в скандировании и складывании ритмических дразнилок, песенок, загадок. В качестве исследовательского творческого тренинга, развивающего воображение, - эту уникальную лабораторию ума - ученикам предлагаются сочинения-исследования с оттенком детектива.

Наиболее типичным видом творчества, которое активизирует интеллектуально-волевую сторону поисковой деятельности школьников, является художественное домысливание, требующее исследования текста. Поэтому задания такого рода очень полезны. По словам А.С. Пушкина, «чем богаче язык выражениями и оборотами, тем лучше для искусного писателя».

Если при работе над текстом дети удивятся красоте поэтического слова, это будет шагом к самостоятельному поиску и творчеству.

И таким шагом являются детские стихотворения. Этот вид деятельности требует не только огромного желания, но и высокого культурно-познавательного уровня.

В школе всегда есть учащиеся, сочиняющие стихотворения. И пусть не все детские работы близки к совершенству, читать их творения – особое удовольствие.

Применение указанных форм и методов работы способствует повышению качества знаний учащихся, стабильности получения призовых мест в различных конкурсах.

Результативность опыта


Таким образом, опыт работы по данной теме дает положительные результаты. Целенаправленное использование названных форм работы позволило активизировать обучение школьников, придать ему творческий характер, передать учащимся инициативу в организации своей познавательной деятельности, в развитии своих исследовательских способностей. Знания и умения, полученные на уроках, успешно реализуются во внеклассной работе: дети участвуют в конкурсах творческих работ разных уровней, смотрах исполнительского мастерства, в олимпиадах, где показывают хорошие результаты.

Использование данных технологий на уроках литературы позволило наблюдать динамику роста качества знаний учащихся.

Результаты успеваемости по литературе учащихся

за последние четыре года

Учебный год, класс

Количест –во обучающихся детей

Успеваемость по предмету (%)

Количество и % обучающихся, успевающих на «4» и «5»

2005-2006

8 класс

18

100

8 (53 %)

2006-2007

9 класс

18

100

9 (54 %)

2007-2008

10 класс

11

100

5 (54 %)

2008-2009

11 класс

11

100

7 (73%)



Динамика учебных достижений

учащихся по литературе за последние четыре года


На диаграмме виден рост качества знаний учащихся исследуемого класса по литературе за последние четыре года.

Победители, призеры и участники творческих и исследовательских работ районных, областных и всероссийских конкурсов



Ф.И.О.

класс

год

Название конкурса

Уровень конкурса

Занятое место

1.

Нарижний Дима

7

2006

«Святые Заступники Руси», исследоват.работа «Обитель, в которой совершаются чудеса»

Районный

Направлена на

областной

конкурс

1 место


2.

Околота

Оля

9

2007

«Духовное возрождение моей малой родины»

районный

2 место


3.

Медведева Марина

10

2008

«Отечество – 2008», исслед.

работа «Деревня без церкви, что дом без иконы»

Районный

Направлена на

областной

конкурс

1 место

Участ

ник

4.

Кебелеш

Марина

10

2008

Творческая работа «Семейный автограф», посвящ. году семьи

Районный


3 место


5.

Медведева Марина

11

2009

«Отечество-2009»,

«Своеобразие лирики Р.И. Карагодиной»(литературное краеведение)

Районный

Направлена на

областной

конкурс

1 место

участник


6.

Панфилова Юля

11

2009

«Святые Заступники Руси»,

«Жизнь преподобномученицы Елизаветы как пример служения народу и русской Православной Церкви»

всероссийский

Дипло

мант

7.

Долженко Катя

8

2009

«Отечество -2009», исслед. работа «Чудотворный Кошарский Крест»

Районный

Направлена на

областной

конкурс

1 место


Из данной таблицы видно, что дети участвуют в конкурсах творческих и исследовательских работ и ежегодно занимают первые и призовые места на районных конкурсах и становятся участниками на областных конкурсах, участвуют во всероссийских конкурсах, показывают хорошие результаты в конкурсах чтецов художественного слова. Открываются новые возможности для развития творческих и познавательных способностей личности.

Диагностика уровня творческой активности учащихся


Среднее оценивание по критериям

Сводная диагностика уровня творческой активности учащихся

Диагностика по методике Е.Н. Степанова показала, как постепенно повышался уровень творческой активности в экспериментальном классе. Данная выше диаграмма позволяет судить о результатах работы:

  • чувство новизны – 100 %;

  • чувство критичности – 100 %;

  • способность преобразовывать структуру объекта – 75 %;

  • направленность на творчество – 50 %.

Наибольшую трудность составляет направленность на творчество, хотя наблюдается её рост. Этим и обусловлен выбор темы моего опыта и целенаправленная работа по исследовательской деятельности, которая способствует повышению уровня творческой активности учащихся.

Диагностика познавательной потребности учащихся

интенсивность познавательных потребностей (в %)
Диагностика по методике Н.А. Панченко показала, как повысился показатель интенсивности познавательных потребностей в экспериментальном классе по сравнению с прошлым годом.

Данная выше диаграмма позволяет судить о результатах работы:

  • сильно выраженная интенсивность – 67

  • умеренная – 23

  • слабая – 11


Библиографический список:

  1. Большаков, В.Ю. Психотренинг: социодинамика, упражнения, игры/ В.Ю. Большаков. - СПБ., - 1996.



  1. Бордзун, В.Н. Исследовательская деятельность в школе: критерии оценки// Методист. – 2003. - № 6. – с. 48.



  1. Брыкова, Е. Исследовательская деятельность школьников. /Е. Брыкова. - Н.О.– 2000. - № 9. - с. 146.



  1. Брыкова, Е. Исследовательская деятельность школьников//Народное образование. - 2000. - № 9. - с. 188.



  1. Всесвятский, Б.В. К практике исследовательского метода/Б.В. Всесвятский. – М.: 1925. - с. 81.



  1. Дейкина, А.Д. Русский язык/А.Д. Дейкина, Т.М. Пахнова. - М.: Вербум, 2002.



  1. Степанов, Е.Н. Воспитательный процесс: изучение эффективности/Е.Н. Степанов. – М.: «Творческий центр Сфера», 2003. - с. 40.


Приложение

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Активизация творческого потенциала и iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Лебедева А. В. Содержание и структура творческого потенциала личности. В статье раскрыто содержание и структуру творческого потенциала...
Активизация творческого потенциала и iconАбрамова С. И., учитель химии моу «лсош №2»
Цели: активизация и развитие творческих способностей обучающихся; выявление творческого потенциала, поддержка социальной активности...
Активизация творческого потенциала и iconУроках биологии
...
Активизация творческого потенциала и iconУрок-путешествие 5,6 классы. 5 Филина С. Н. Изо «Пуантилизм. Особенность...
...
Активизация творческого потенциала и iconЦель: Способствовать раскрытию и проявлению творческого потенциала ребенка через живопись
«Рисование по мокрой бумаге как один из приемов непосредственного творческого самовыражения для старших дошкольников»
Активизация творческого потенциала и iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: развитие личности ребенка, формирование его интеллектуального, коммуникативного, эстетического и физического потенциала, развитие...
Активизация творческого потенциала и iconВнедрение в практику работы сельской школы исследовательской и проектной...
Внедрение в практику работы сельской школы исследовательской и проектной деятельности педагогов и учащихся как фактор развития творческого...
Активизация творческого потенциала и iconСодержание
Создание условий для реализации творческого потенциала учащихся в учебной и внеучебной деятельности
Активизация творческого потенциала и iconПротокол №1 Заведующий мбдоу
Систематизация организации совместной деятельности по ручному труду; Повышение творческого потенциала педагогов
Активизация творческого потенциала и iconУроки мужества
«Формирование здорового образа жизни основа качественного образования и развития творческого потенциала личности»
Активизация творческого потенциала и iconВнеклассное мероприятие по математике
Способствовать побуждению каждого учащегося к творческому поиску и размышлениям, раскрытию своего творческого потенциала
Активизация творческого потенциала и iconКонспект занятия «Бабочки на лугу»
Систематизация организации совместной деятельности по ручному труду; Повышение творческого потенциала педагогов
Активизация творческого потенциала и iconАрт терапия как способ раскрытия творческого потенциала
«Технология» в которых принимают участие учащиеся города Волгодонска и близлежащих территорий
Активизация творческого потенциала и iconНеделя нескучного здоровья «Если хочешь быть здоров»
Систематизация организации совместной деятельности по ручному труду; Повышение творческого потенциала педагогов
Активизация творческого потенциала и iconТема: Занятия скипингом, как путь к успеху
Создать условия для формирования коммуникативных компетенцийи развития творческого потенциала каждого ребенка
Активизация творческого потенциала и iconАнкета для родителей «Определение творческого потенциала детей»....



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск