Скачать 73.11 Kb.
|
О методах и приёмах обучения на занятиях с учащимися в учреждениях дополнительного образования. Рекомендации для педагогов. На занятиях учебных групп и коллективов педагог может использовать различные методы и приёмы обучения. Учебное занятие может проводиться как с использованием одного метода обучения, так и с помощью комбинирования нескольких методов и приёмов. Целесообразность и выбор применения того или иного метода зависит от образовательных задач, которые ставит педагог. В процессе обучения педагог может решать следующие задачи:
Выбор методов обучения определяется также с учётом возможностей учащихся; возрастных и психофизиологических особенностей детей и подростков; с учётом специфики изучения данного учебного предмета, направления образовательной деятельности; возможностей материально-технической базы обучения. Методы обучения, используемые на занятиях учебных групп.
Использование на занятиях методов практической работы. Метод упражнения: упражнения; тренинг; тренировка; репетиция. Письменные работы: конспект; выписки; составление тезисов (доклада); реферат; письменные ответы на вопрос; составление аннотации (произведения, статьи); составление рецензии (отзывов); написание заключения (обобщения, выводов). Словесные методы обучения: лекция; объяснение; рассказ; чтение; беседа; диалог (диалог педагога с учащимися, диалог учащихся друг с другом); консультация. Графические работы: составление таблиц, схем, диаграмм, графиков, чертежей; составление структурно-логических схем; заполнение матриц; работа с географическими и историческими картами. Метод наблюдения: запись наблюдений, ведение дневника наблюдений; зарисовка, рисунки; запись на магнитную ленту звуков, голосов, сигналов; фото-, кино -, видеосъёмка; проведение замеров (температуры воздуха; состояние воды, почвы и др.) Исследовательские методы. Лабораторные и экспериментальные занятия: опыты: постановка, проведение и обработка результатов опытов; лабораторные занятия: работа с приборами, препаратами, техническими устройствами; эксперименты; опытническая работа на участке. Метод проблемного обучения: проблемное изложение материала: анализ истории научного изучения проблемы, выделение противоречий данной проблемы; указания на ошибки, заблуждения, находки, открытия; эвристическая беседа: постановка проблемных вопросов; объяснение основных понятий, определений, терминов; создание проблемных ситуаций: постановка проблемного вопроса (задания, демонстрация опыта, использование наглядности); самостоятельная постановка, формулировка и решение проблемы учащимися: поиск и отбор аргументов, фактов, доказательств; самостоятельный поиск ответа учащимися на поставленную проблему; поиск ответов с использованием «опор» (опорных таблиц, алгоритмов). Методы программированного обучения: объяснение ключевых вопросов программы обучения, остальной материал учащиеся изучают самостоятельно; самостоятельное изучение определённой части учебного материала: а) выбор между правильным и неправильным ответом (линейное программирование); б) выбор одного ответа из нескольких ответов (разветвление программирования). Проектные и проектно-конструкторские методы обучения: разработка проектов, программ; построение гипотез; моделирование ситуации; создание новых способов решения задачи; создание моделей, конструкций; конструирование игр; конструирование из бумаги; создание творческих работ: литературных произведений (рассказов, повестей, сказок); разработка сценариев спектаклей, праздников; художественное конструирование; создание произведений декоративно-прикладного искусства; проектирование (планирование) деятельности, конкретных дел. Метод игры: игры: дидактические, развивающие, познавательные, подвижные, народные и т.д.; игры на развитие внимания, памяти, глазомера, воображения; игра-конкурс, игра-путешествие; ролевая игра; деловая игра; настольные, электротехнические, компьютерные игры, игры- конструкторы. Наглядный метод обучения: наглядные материалы: картины, рисунки, плакаты, фотографии; таблицы, схемы, диаграммы, чертежи, графики; демонстрационные материалы: модели, приборы, предметы (образцы изделий, геометрические фигуры, муляжи и т.д.); демонстрационные опыты: по химии, физике, астрономии и др.; видеоматериалы, диафильмы, диапозитивы, учебные и другие фильмы. Проведение занятий с использованием средств искусства: изобразительное исскуство (живопись, графика, скульптура, художественная фотография): знакомство, изучение, обсуждение, создание произведений изобразительного искусства; занятия на природе; декоративно-прикладное искусство: знакомство с декоративно-прикладным искусством, изучение народных промыслов, изготовление художественных изделий, художественная обработка утилитарных предметов (посуда, мебель, ткани, одежда, украшения, орудия труда, средства передвижения, игрушки и т. д.), художественное конструирование. При обработке материалов (дерево, металл, керамика, стекло, текстиль, природные материалы и др.) использование резьбы, росписи, инкрустации, листья, ковки, чеканки, гравировки, выжигания, вышивки, вязания, набойки, плетения и др.; литература (проза, поэзия, устное народное творчество): чтение, прослушивание, обсуждение, сочинение литературных произведений, создание литературных композиций, встречи с писателями и поэтами, литературные игры и конкурсы, конкурс чтецов и рассказчиков, создание рукописного журнала (книги); музыка: по родам и видам (симфоническая, джазовая, камерная, духовная, народная, фольклорная, рок-музыка, популярная музыка и др.); по средствам использования: вокальная (соло, ансамблевая, соло); вокально-инструментальная (оркестровая, ансамблевая, соло); вокально-инструментальная: по жанрам: симфония, сюита, соната, опера, песня, марш, танец и др. Прослушивание, песня, исполнение, разучивание, импровизация, сочинение музыкальных произведений; создание музыкальных композиций; встречи с композиторами, музыкантами, исполнителями, музыкальные игры; хореография: просмотр балетных спектаклей, выступлений ансамблей танца; исполнение и разучивание танцев – народных, бальных, современных, создание хореографических этюдов (изображение средствами хореографии явлений природы, животных, предметов и т.д.); пантомима: создание живых композиций – картин, портретов, предметов: изображение средствами пантомимы литературных и сказочных героев произведений, героев кинофильмов и мультфильмов, животных и птиц; загадок, пословиц, поговорок и т.д.; театр: (драматический, музыкальный, литературный, исторический, психологический, дидактический, театр миниатюр, театр одного актёра, театр балета, театр пантомимы (пластики, жеста, мимики), театр кукол, театр теней, театр зверей; просмотр, обсуждение, инсценирование, постановка, создание спектаклей; знакомство с историей театра, театрализованные игры; кино: просмотр и обсуждение фильмов, создание фильмов: рисованных фильмов, диафильмов, слайд-фильмов, мультфильмов, кино - , видео-, телевизионных фильмов, учебных, документальных, научно-популярных, художественных фильмов; радио и телевидение: запись, прослушивание и просмотр радио - и телевизионных передач, студий. Активные формы познавательной деятельности, используемые на занятиях: семинар; диспут; обсуждение сообщений, докладов, рефератов; конференция; чтения (литературные, исторические, научные); защита (проекта, программы, реферата); олимпиада; турнир; викторина (викторина с вариантами ответов, заочная викторина); аукцион знаний; мозговая атака; брейн – ринг, КВН; устный журнал; заочное путешествие во времени и пространстве; встреча со специалистами, учёными, изобретателями и рационализаторами, авторами научно- популярной литературы); пресс-конференция; час вопросов и ответов; конкурс; смотр знаний и умений; эстафета (рассказ – эстафета, задание – эстафета); познавательные игры; рисованные научно-популярные фильмы; интеллектуальный марафон. Психологические и социологические методы и приёмы, используемые при проведении занятий: анкетирование: разработка, проведение и анализ анкеты; интервьюирование (опрос по телефону, компьютерный опрос); психологические тесты; создание и решение различных ситуаций (психология общения, социальное окружение); психологический театр; деловая игра. |
Рабочей программы дисциплины Топография 021000 География Топографическая карта – один из основных источников информации при географических исследованиях, важнейшее средство моделирования... | 1. Организационная работа: установочная конференция на факультете... Составлена на основе «Учебной программы по дзюдо для учреждений дополнительного образования» | ||
Игра как способ обучения английскому языку в учреждениях дополнительного... Который рекомендован преподавателям английского языка, работающим в сфере школьного и дополнительного образования детей. В нём приведены... | Ставропольский государственный университет Программа и методические рекомендации по организации и проведению нумизматического кружка на внеклассных занятиях в средних общеобразовательных... | ||
Тема: «Нанесение размеров на чертежах предмета» Сформировать знания о видах размеров, о правилах, приёмах и методах нанесения размеров | Конструирование современного урока Педагоги гбоу цо №1272, конструируя урок, используют системно деятельностный и ресурсный подходы. Уроки, проводимые в начальной школе,... | ||
Урок «Решение задач по теме «Ядерная физика» Цель: совершенствование полученных знаний и умений; формирование представлений о постановке, классификации, приемах и методах решения... | Овладение учащимися практическими приемами исследовательской деятельности... Земле, их природе, методах измерений и способах интерпретации полученных данных. Представлены данные о методах профилирований тт... | ||
Программа дополнительного образования детей «Палитра» Изучив программы дополнительного образования прошлых лет, автор пришла к мысли: на занятиях использовался один метод работы: объяснение... | I. рабочая программа Цель преподавания дисциплины Эконометрика дать студентам научное представление о методах, моделях и приемах, позволяющих получать... | ||
Интегрированное занятие как комплексный метод обучения в учреждениях... Рабочая программа составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми и инструктивно-методическими документами | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... «Пробные занятия по хореографии и постановке танцев в учреждениях дополнительного образования детей» для специальности 050148 «Педагогика... | ||
Информация об участии молодежи Московской области в мероприятиях,... Балашиха проводилась активная экологическая работа с учащимися в школах и учреждениях дополнительного образования, направленная на... | Методическая разработка: «Использование степ-платформ на занятиях... «Использование степ-платформ на занятиях секции оздоровительного фитнеса в Отделении дополнительного образования детей» | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Практический семинар для преподавателей изо учреждений дополнительного образования детей чр по теме: «Особенности преподавания творческих... | Методические рекомендации по дисциплине опд. Ф. 07 «Эконометрика» Цель преподавания курса – дать студентам научное представление о методах, моделях и приемах, позволяющих получать количественные... |