Ставропольский государственный университет





Скачать 452.94 Kb.
НазваниеСтавропольский государственный университет
страница1/4
Дата публикации19.03.2015
Размер452.94 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > История > Программа
  1   2   3   4


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

СТАВРОПОЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ.


Афанасов Сергей Васильевич

Афанасова Татьяна Сергеевна

Металл-человек-время
Программа и методические рекомендации по организации и проведению нумизматического кружка на внеклассных занятиях в средних общеобразовательных школах и внешкольных учреждениях с учащимися 7-11 классов.


Ставрополь

2006

Металл-человек - время: программа и методические рекомендации по организации и проведению нумизматического кружка на внеклассных занятиях в средних общеобразовательных школах и внешкольных учреждениях с учащимися 7-11 классов. – Ставрополь: Изд-во СГУ,2006 год .
Целью программы и методических рекомендаций является обеспечение качественной подготовки школьников к самостоятельной жизни, выработка умений и навыков творческой деятельности. Содержание соответствует Государственному образовательному стандарту.

Пособие адресовано преподавателям средних общеобразовательных школ, педагогам дополнительного образования.
Авторы: учитель «Основ безопасности жизнедеятельности», педагог дополнительного образования СОШ №8, Изобильненского района,

Афанасов Сергей Васильевич, студентка СГУ исторического факультета Афанасова Татьяна Сергеевна.
Рецензент Кандидат исторических наук, доцент

Ставропольского Государственного

Университета М.Е. Колесникова
30.01.2006г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Возросший за последнее время интерес к истории, отдельным историческим эпохам и историческим личностям привел к появлению ряда программ и пособий. Настоящая программа ориентирована на учащихся 7-11 классов и рассчитана на курс занятий продолжительностью от одного до трех лет, всего 111 учебных часов. Желательно количество учащихся в группе должно быть не более 20 человек. В основу окончания теоретического курса положен принцип индивидуальных занятий, проведение самостоятельной исследовательской работы по персональным (отдельным темам занятий), окончательный прогноз- создание нумизматических клубов. В процессе изучения курса предусмотрены коллективное посещение музеев, выставок, библиотек, архивов. Участие учащихся в лекциях, конференциях, олимпиадах, чтениях, конкурсах.

В ходе изучения программы «Металл- человек- время» учащиеся проводят самостоятельные научные исследования и представляют доклады, сообщения и рефераты. В современных условиях ознакомление подросткового поколения с начальными знаниями о нумизматике имеет особое значение. Знание современности, историю развития предыдущих поколений, все это является непременным атрибутом общекультурного арсенала цивилизованного общества.

Актуальность представленной программы проявляется в непрерывной связи изучения основ наук с практикой, жизнью, окружающей действительностью.

Главное в системе обучения и воспитания - это интеграция учебной и внеурочной деятельности.

Продуктивность при реализации программы обеспечивается достижением базового уровня предметных знаний, формирует научное мировоззрение, развивает мышление, творческие способности, культуру, дает возможность приобретенные знания, умения и способности использовать в практической деятельности.

При изучении данного курса необходимо учитывать межпредметные связи и обеспечивать изучение отечественной и зарубежной истории, литературы, краеведения, географии, химии, культурологии, социологии, политологии, экономики. В соответствии с общепринятыми нормами в конце каждой темы нужно ставить задачи для практических работ в классе и дома.

Результативность заключается в изменении приоритетов и появление новых форм организации кружков и клубов по интересам.

Трудоемкость - учитель должен владеть полным объемом информации в области истории, географии, экономики, владеть способами выявления индивидуальных особенностей и потребностей учащихся.

Внедрение требует связь программы с предметными школьными программами, подготовкой материальной базы и соответствующего учебно-методического пополнения.

Роль и место программы в ориентации учащихся на Отечество как ценность.

Изучение тем программы в процессе занятий позволяет всестороннее изучение определенной территории в разный период развития на научной основе. Наряду с образовательно-воспитательными задачами на кружке учащиеся учатся дружить, общаться друг с другом, быть коммуникабельными. Содержание программы играет большую роль в формировании научного мировоззрения, способствует развитию мышления учащихся, обеспечивает достижение высокого уровня исторических знаний, понимание высокой значимости жизни.

Значительное место в программе отведено индивидуальным занятиям, практической и исследовательской работе. Это дает возможность направленно воздействовать на личность учащегося: развивать память, наблюдательность, обучать приемам самостоятельной работы, способствовать развитию любознательности и интереса. Позволяет сформировать у учащихся любовь к Отечеству.

Учитывая ограниченные возможности учителя и особенно учеников в доступе специальной литературы, необходимо использовать Интернет, книги по истории, журналы современного периода, библиотеки и архивы.

Участвуя в реализации программы, педагоги и учащиеся, помимо решения задач совершенствования содержания и методов обучения и воспитания, вносят неоценимый вклад в дело выявления, собирания, сохранения и использования объектов культурного наследия. Способствуя тем самым реализации соответствующих функций государства. В приложении к программе представлены основные методические документы и пособия, выдержки из них имеют большое значение для организации учебной и познавательной деятельности.

Теоретическую и методологическую основу программы составляют работы ученых мировой и отечественной мысли, а также работы современных отечественных и зарубежных историков.

Содержание программы направлено на :

-создание условий для развития личности ребенка;

-развитие мотивации личности к познанию и творчеству;

-обеспечение эмоционального благополучия;

-приобщение учащихся к общечеловеческим ценностям;

-профилактику асоциального поведения;

-создание условий для социального, культурного самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, ее интеграции в систему мировой и отечественной культуры;

- интеллектуальное и духовное развитие личности ребенка;

-взаимодействие педагога дополнительного образования с семьей.


ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ.

  1. Вовлечение широких слоев молодежи в патриотическую деятельность.

  2. Выявление и изучение малоизвестных фактов из истории страны.

  3. Создание музеев, клубов по интересам, расширение экспозиций музеев.

  4. Разработка общешкольных мероприятий и содействие администрации школы и внешкольным организациям в их проведении.

  5. Воспитание честности, общительности, трудолюбия. Стремления к самопознанию.

  6. Сформировать понятия о монете как историческом источнике.

  7. Расшифровать и систематизировать представления школьников о терминологии нумизматов. Надписей на монетах.

  8. Ознакомить с трудами отечественных нумизматов прошлого и современности.

  9. Выработать умение школьников конспектировать, пользоваться специальной литературой.

  10. Дать общее представление об основах нумизматики как научной дисциплине.

  11. Поднять интерес к истории и на этой основе- воспитывать чувство патриотизма и глубокого уважения к истории России.

  12. Способствовать осознанию каждым подростком исторической преемственности между нынешними и прошлыми поколениями.

  13. Обучить методам исследовательской работы.

  14. Поисково-исследовательская работа в области коллекционирования.

  15. Участвовать во встречах с авторами личных коллекций, слетах, ярмарках, семинарах коллекционеров.


ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.

- Повышать уровень теоретической и практической подготовки по предметам.

- Приобретать навыки исследовательской деятельности.

- Уметь планировать свое время, организовывать свой досуг и досуг друзей.

- Уметь общаться в коллективе.

- Уметь работать с фондами архивов, музеев, использовать точные слова для выражения своих мыслей.

- Уметь творчески применять основные положения исторических знаний в практической деятельности.

- Научиться делать анализ социально значимых проблем в различные исторические эпохи.

- Иметь представление об источниках исторического знания и приемах работы с ними.

- Иметь представление об основных научных обществах, направлениях, концепциях в исторической науке.

- Иметь опыт (навык) проведения сравнительного анализа фактов и явлений общественной жизни на основе исторического материала.
- Знать основные эпохи в истории России и зарубежных стран, их содержание и хронологию, основные проблемы развития.

- Знать основные исторические факты, даты, события и имена исторических деятелей.

- Укреплять дружбу между различными национальностями, обеспечивать уважение их национальных чувств, традиций и обычаев, что особенно характерно для Северного Кавказа.

- Логически излагать свои мысли и вести дискуссию.

- Владеть основами исторического мышления.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ темы

Наименование темы

Теорет.

Практич.

Всего





Вводное занятие.

1




1



Нумизматика-наука о монетах.

15

2

17



Нумизматика - исторический источник.

6

2

8



История денег и монет на Руси.

16

4

20



Денежное обращение в годы Советской власти.

22

4

26



Монеты Российского чекана 1992-2005 г.г.

11

2

13



Монетные находки, их разновидности, музейные собрания.

6

5

11



Денежные знаки зарубежных стран .

7




7



Деньги есть деньги.

8




8




Итого

92

19

111



Вводное занятие.

Нумизматика: сущность и значение, цели и задачи. Общие закономерности и специфические особенности кружковых занятий. Выявление личных интересов детей в области истории. Методы и источники изучения истории. Понятие и классификация исторического источника.
Тема. 1 Нумизматика – наука о монетах. (17 ч.)

Занятие 1- теоретическое. Деньги из ничего. Гипотезы и догадки. Обмен без торговли. Домонетные формы денег.

Занятие 2- теоретическое. Происхождение монеты. Монетный тип.

Занятие 3- теоретическое. Монета – источник знания о прошлом. Название монет.

Занятие 4- теоретическое. Возникновение монетной чеканки. Стили в монетном искусстве. Техника монетной чеканки.

Занятие 5- теоретическое. Монеты – посланцы ушедших цивилизаций. Монета – важный исторический источник. Античные монеты.

Занятие 6- практическое. Монета как нумизматический памятник. От коллекционирования к науке. Закономерности денежного дела и денежного обращения.

Занятие 7- теоретическое. Монеты древнего мира. Какие металлы годятся для денег. Вес монет.

Занятие 8- практическое. Денежно – весовые системы. Деньги плюс польза. Размер монеты и его определение.

Занятие 9-10- теоретические. Первые монеты средневековья. Лицевая и оборотная сторона монеты. Принадлежность монет.

Занятие 11- теоретическое. Понятие «аверс», «реверс», «номинал», «монетный двор».

Занятие 12- теоретическое. Легенда монеты, гурт. Лигатура. Монетная регалия. Монетная стопа.

Занятие 13- теоретическое. Монетные системы, основанные на электре и золоте. Пробы металла. Пробы золота.

Занятие 14- теоретическое. Монетные системы, основанные на серебре. Пробы серебра .

Занятие 15- теоретическое. Денежная система. Валюта. Валютные зоны.

Занятие 16- теоретическое. Датировка монет. Буквенные сокращения на монетах.

Занятие 17- теоретическое. Техника монетной чеканки.
Тема 2. Нумизматика – исторический источник (8 ч.)

Занятие 1- теоретическое. Нумизматика как памятник архитектуры и скульптуры.

Занятие 2 - теоретическое. Монеты и живопись.

Занятие 3- теоретическое. Нумизматика и сфрагистика.

Занятие 4- практическое. Нумизматика и бонистика.

Занятие 5-практическое. Нумизматика и геральдика.

Занятие 6- теоретическое. Нумизматика и география.

Занятие 7- теоретическое. Нумизматика и фалеристика.

Занятие 8- теоретическое. Нумизматика и генеалогия.
Тема 3. Истории денег и монет на Руси (20 ч.)

Занятие 1- теоретическое. Система денежных единиц в Киевской Руси. Златник. Золотник. Сребреник, серебряник.

Занятие 2- теоретическое. Чеканка монет на древнерусской миниатюре. Обрезки монет. Куны. Ногаты. Резаны.

Занятие 3- теоретическое. Распространение русских и золотоордынских монет на территории Европы.

Занятие 4- теоретическое. Русская денежно – счетная единица. Алтын, алтынник.

Занятие 5- теоретическое. Новгородская гривна – слиток серебра. Рубль. Гривенник. Гривенный. Гривна. Денга.

Занятие 6- теоретическое. Денежные реформы. Денежная система России. Деньги. Русский ефимок.

Занятие 7- теоретическое. Неудачные денежные реформы России.

Занятие 8- теоретическое. Неудавшаяся реформа царя Алексея и удавшаяся царя Петра.

Занятие 9- практическое. Деньги бумажные. Казначейские билеты.

Занятие 10- теоретическое. Полтинник, полтина. Полушка, полуполушка.

Занятие 11- теоретическое. Червонец. Империал. Четвертак.

Занятие 12- теоретическое. Монеты, отчеканенные для совместного пользования. Монеты с двуязычной надписью. Монеты особых выпусков.

Занятие13- теоретическое. Монеты XVIII-XIX века России. Сестрорецкий рубль.

Занятие14- теоретическое. Монеты начала XX века. Юбилейные монеты царской России.

Занятие15-17-практические. Справки о людях и событиях в период выпуска монет.

Занятие18- теоретическое. Сокращения и надписи на царских монетах.

Занятие 19- теоретическое. Резчики монетных штемпелей.

Занятие 20- теоретическое. История русской нумизматики. Русские нумизматы.
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Ставропольский государственный университет iconСтавропольский государственный аграрный университет
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Ставропольский государственный университет iconСтавропольский государственный аграрный университет
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Ставропольский государственный университет iconСтавропольский государственный аграрный университет
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Ставропольский государственный университет iconЗаседания
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Ставропольский государственный медицинский...
Ставропольский государственный университет iconСтавропольский государственный аграрный университет
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Ставропольский государственный университет iconСтавропольский государственный аграрный университет
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Ставропольский государственный университет iconОбразовательное учреждение высшего профессионального образования...

Ставропольский государственный университет iconОбразовательное учреждение высшего профессионального образования...

Ставропольский государственный университет iconСтавропольский государственный аграрный университет утверждаю
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Ставропольский государственный университет icon1. Цели и задачи дисциплины
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования ставропольский государственный...
Ставропольский государственный университет iconI. ich bin student
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «ставропольский государственный...
Ставропольский государственный университет iconСтавропольский государственный аграрный университет учебная и производственная практики
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Ставропольский государственный университет iconТехнологическая карта дисциплины Кафедра
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования ставропольский государственный...
Ставропольский государственный университет iconРабочая программа дисциплины ветеринарная генетика
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования ставропольский государственный...
Ставропольский государственный университет iconПрактического занятия №9
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Ставропольский государственный медицинский...
Ставропольский государственный университет iconПрактического занятия №1
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Ставропольский государственный медицинский...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск