Скачать 452.94 Kb.
|
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ СТАВРОПОЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ. Афанасов Сергей Васильевич Афанасова Татьяна Сергеевна Металл-человек-время Программа и методические рекомендации по организации и проведению нумизматического кружка на внеклассных занятиях в средних общеобразовательных школах и внешкольных учреждениях с учащимися 7-11 классов. Ставрополь 2006 Металл-человек - время: программа и методические рекомендации по организации и проведению нумизматического кружка на внеклассных занятиях в средних общеобразовательных школах и внешкольных учреждениях с учащимися 7-11 классов. – Ставрополь: Изд-во СГУ,2006 год . Целью программы и методических рекомендаций является обеспечение качественной подготовки школьников к самостоятельной жизни, выработка умений и навыков творческой деятельности. Содержание соответствует Государственному образовательному стандарту. Пособие адресовано преподавателям средних общеобразовательных школ, педагогам дополнительного образования. Авторы: учитель «Основ безопасности жизнедеятельности», педагог дополнительного образования СОШ №8, Изобильненского района, Афанасов Сергей Васильевич, студентка СГУ исторического факультета Афанасова Татьяна Сергеевна. Рецензент Кандидат исторических наук, доцент Ставропольского Государственного Университета М.Е. Колесникова 30.01.2006г. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА. Возросший за последнее время интерес к истории, отдельным историческим эпохам и историческим личностям привел к появлению ряда программ и пособий. Настоящая программа ориентирована на учащихся 7-11 классов и рассчитана на курс занятий продолжительностью от одного до трех лет, всего 111 учебных часов. Желательно количество учащихся в группе должно быть не более 20 человек. В основу окончания теоретического курса положен принцип индивидуальных занятий, проведение самостоятельной исследовательской работы по персональным (отдельным темам занятий), окончательный прогноз- создание нумизматических клубов. В процессе изучения курса предусмотрены коллективное посещение музеев, выставок, библиотек, архивов. Участие учащихся в лекциях, конференциях, олимпиадах, чтениях, конкурсах. В ходе изучения программы «Металл- человек- время» учащиеся проводят самостоятельные научные исследования и представляют доклады, сообщения и рефераты. В современных условиях ознакомление подросткового поколения с начальными знаниями о нумизматике имеет особое значение. Знание современности, историю развития предыдущих поколений, все это является непременным атрибутом общекультурного арсенала цивилизованного общества. Актуальность представленной программы проявляется в непрерывной связи изучения основ наук с практикой, жизнью, окружающей действительностью. Главное в системе обучения и воспитания - это интеграция учебной и внеурочной деятельности. Продуктивность при реализации программы обеспечивается достижением базового уровня предметных знаний, формирует научное мировоззрение, развивает мышление, творческие способности, культуру, дает возможность приобретенные знания, умения и способности использовать в практической деятельности. При изучении данного курса необходимо учитывать межпредметные связи и обеспечивать изучение отечественной и зарубежной истории, литературы, краеведения, географии, химии, культурологии, социологии, политологии, экономики. В соответствии с общепринятыми нормами в конце каждой темы нужно ставить задачи для практических работ в классе и дома. Результативность заключается в изменении приоритетов и появление новых форм организации кружков и клубов по интересам. Трудоемкость - учитель должен владеть полным объемом информации в области истории, географии, экономики, владеть способами выявления индивидуальных особенностей и потребностей учащихся. Внедрение требует связь программы с предметными школьными программами, подготовкой материальной базы и соответствующего учебно-методического пополнения. Роль и место программы в ориентации учащихся на Отечество как ценность. Изучение тем программы в процессе занятий позволяет всестороннее изучение определенной территории в разный период развития на научной основе. Наряду с образовательно-воспитательными задачами на кружке учащиеся учатся дружить, общаться друг с другом, быть коммуникабельными. Содержание программы играет большую роль в формировании научного мировоззрения, способствует развитию мышления учащихся, обеспечивает достижение высокого уровня исторических знаний, понимание высокой значимости жизни. Значительное место в программе отведено индивидуальным занятиям, практической и исследовательской работе. Это дает возможность направленно воздействовать на личность учащегося: развивать память, наблюдательность, обучать приемам самостоятельной работы, способствовать развитию любознательности и интереса. Позволяет сформировать у учащихся любовь к Отечеству. Учитывая ограниченные возможности учителя и особенно учеников в доступе специальной литературы, необходимо использовать Интернет, книги по истории, журналы современного периода, библиотеки и архивы. Участвуя в реализации программы, педагоги и учащиеся, помимо решения задач совершенствования содержания и методов обучения и воспитания, вносят неоценимый вклад в дело выявления, собирания, сохранения и использования объектов культурного наследия. Способствуя тем самым реализации соответствующих функций государства. В приложении к программе представлены основные методические документы и пособия, выдержки из них имеют большое значение для организации учебной и познавательной деятельности. Теоретическую и методологическую основу программы составляют работы ученых мировой и отечественной мысли, а также работы современных отечественных и зарубежных историков. Содержание программы направлено на : -создание условий для развития личности ребенка; -развитие мотивации личности к познанию и творчеству; -обеспечение эмоционального благополучия; -приобщение учащихся к общечеловеческим ценностям; -профилактику асоциального поведения; -создание условий для социального, культурного самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, ее интеграции в систему мировой и отечественной культуры; - интеллектуальное и духовное развитие личности ребенка; -взаимодействие педагога дополнительного образования с семьей. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ. - Повышать уровень теоретической и практической подготовки по предметам. - Приобретать навыки исследовательской деятельности. - Уметь планировать свое время, организовывать свой досуг и досуг друзей. - Уметь общаться в коллективе. - Уметь работать с фондами архивов, музеев, использовать точные слова для выражения своих мыслей. - Уметь творчески применять основные положения исторических знаний в практической деятельности. - Научиться делать анализ социально значимых проблем в различные исторические эпохи. - Иметь представление об источниках исторического знания и приемах работы с ними. - Иметь представление об основных научных обществах, направлениях, концепциях в исторической науке. - Иметь опыт (навык) проведения сравнительного анализа фактов и явлений общественной жизни на основе исторического материала. - Знать основные эпохи в истории России и зарубежных стран, их содержание и хронологию, основные проблемы развития. - Знать основные исторические факты, даты, события и имена исторических деятелей. - Укреплять дружбу между различными национальностями, обеспечивать уважение их национальных чувств, традиций и обычаев, что особенно характерно для Северного Кавказа. - Логически излагать свои мысли и вести дискуссию. - Владеть основами исторического мышления. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Вводное занятие. Нумизматика: сущность и значение, цели и задачи. Общие закономерности и специфические особенности кружковых занятий. Выявление личных интересов детей в области истории. Методы и источники изучения истории. Понятие и классификация исторического источника. Тема. 1 Нумизматика – наука о монетах. (17 ч.) Занятие 1- теоретическое. Деньги из ничего. Гипотезы и догадки. Обмен без торговли. Домонетные формы денег. Занятие 2- теоретическое. Происхождение монеты. Монетный тип. Занятие 3- теоретическое. Монета – источник знания о прошлом. Название монет. Занятие 4- теоретическое. Возникновение монетной чеканки. Стили в монетном искусстве. Техника монетной чеканки. Занятие 5- теоретическое. Монеты – посланцы ушедших цивилизаций. Монета – важный исторический источник. Античные монеты. Занятие 6- практическое. Монета как нумизматический памятник. От коллекционирования к науке. Закономерности денежного дела и денежного обращения. Занятие 7- теоретическое. Монеты древнего мира. Какие металлы годятся для денег. Вес монет. Занятие 8- практическое. Денежно – весовые системы. Деньги плюс польза. Размер монеты и его определение. Занятие 9-10- теоретические. Первые монеты средневековья. Лицевая и оборотная сторона монеты. Принадлежность монет. Занятие 11- теоретическое. Понятие «аверс», «реверс», «номинал», «монетный двор». Занятие 12- теоретическое. Легенда монеты, гурт. Лигатура. Монетная регалия. Монетная стопа. Занятие 13- теоретическое. Монетные системы, основанные на электре и золоте. Пробы металла. Пробы золота. Занятие 14- теоретическое. Монетные системы, основанные на серебре. Пробы серебра . Занятие 15- теоретическое. Денежная система. Валюта. Валютные зоны. Занятие 16- теоретическое. Датировка монет. Буквенные сокращения на монетах. Занятие 17- теоретическое. Техника монетной чеканки. Тема 2. Нумизматика – исторический источник (8 ч.) Занятие 1- теоретическое. Нумизматика как памятник архитектуры и скульптуры. Занятие 2 - теоретическое. Монеты и живопись. Занятие 3- теоретическое. Нумизматика и сфрагистика. Занятие 4- практическое. Нумизматика и бонистика. Занятие 5-практическое. Нумизматика и геральдика. Занятие 6- теоретическое. Нумизматика и география. Занятие 7- теоретическое. Нумизматика и фалеристика. Занятие 8- теоретическое. Нумизматика и генеалогия. Тема 3. Истории денег и монет на Руси (20 ч.) Занятие 1- теоретическое. Система денежных единиц в Киевской Руси. Златник. Золотник. Сребреник, серебряник. Занятие 2- теоретическое. Чеканка монет на древнерусской миниатюре. Обрезки монет. Куны. Ногаты. Резаны. Занятие 3- теоретическое. Распространение русских и золотоордынских монет на территории Европы. Занятие 4- теоретическое. Русская денежно – счетная единица. Алтын, алтынник. Занятие 5- теоретическое. Новгородская гривна – слиток серебра. Рубль. Гривенник. Гривенный. Гривна. Денга. Занятие 6- теоретическое. Денежные реформы. Денежная система России. Деньги. Русский ефимок. Занятие 7- теоретическое. Неудачные денежные реформы России. Занятие 8- теоретическое. Неудавшаяся реформа царя Алексея и удавшаяся царя Петра. Занятие 9- практическое. Деньги бумажные. Казначейские билеты. Занятие 10- теоретическое. Полтинник, полтина. Полушка, полуполушка. Занятие 11- теоретическое. Червонец. Империал. Четвертак. Занятие 12- теоретическое. Монеты, отчеканенные для совместного пользования. Монеты с двуязычной надписью. Монеты особых выпусков. Занятие13- теоретическое. Монеты XVIII-XIX века России. Сестрорецкий рубль. Занятие14- теоретическое. Монеты начала XX века. Юбилейные монеты царской России. Занятие15-17-практические. Справки о людях и событиях в период выпуска монет. Занятие18- теоретическое. Сокращения и надписи на царских монетах. Занятие 19- теоретическое. Резчики монетных штемпелей. Занятие 20- теоретическое. История русской нумизматики. Русские нумизматы. |
Ставропольский государственный аграрный университет Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Ставропольский государственный аграрный университет Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Ставропольский государственный аграрный университет Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Заседания Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Ставропольский государственный медицинский... | ||
Ставропольский государственный аграрный университет Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Ставропольский государственный аграрный университет Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Образовательное учреждение высшего профессионального образования... | Образовательное учреждение высшего профессионального образования... | ||
Ставропольский государственный аграрный университет утверждаю Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | 1. Цели и задачи дисциплины Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования ставропольский государственный... | ||
I. ich bin student Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «ставропольский государственный... | Ставропольский государственный аграрный университет учебная и производственная практики Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Технологическая карта дисциплины Кафедра Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования ставропольский государственный... | Рабочая программа дисциплины ветеринарная генетика Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования ставропольский государственный... | ||
Практического занятия №9 Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Ставропольский государственный медицинский... | Практического занятия №1 Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Ставропольский государственный медицинский... |