№11: «Средства, действующие преимущественно в области окончаний чувствительных нервов»





Скачать 93.95 Kb.
Название№11: «Средства, действующие преимущественно в области окончаний чувствительных нервов»
Дата публикации03.05.2015
Размер93.95 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Литература > Документы

  1. Тема №11: «Средства, действующие преимущественно в области окончаний чувствительных нервов»




  1. Значение изучаемой темы: Значительный раздел частной фармакологии посвящен лекарственным средствам, влияющим на нервную регуляцию функций организма. С помощью таких веществ можно воздействовать на передачу возбуждения на разных уровнях ЦНС, а также в афферентных и эфферентных путях периферической иннервации




  1. Цель занятия: на основе теоретических знаний и практических умений обучающийся:

должен знать: перечень препаратов названных групп, их классификацию, фармакодинамику, фармакокинетику, побочные эффекты;

уметь: выписывать рецепты: Местные анестетики: дикаин, новокаин, анестезин, тримекаин, лидокаин, ультракаин. Вяжущие: танин, висмута нитрат основной, кора дуба. Обволакивающие и адсорбирующие средства: слизь из крахмала, уголь активированный. Раздражающие средства: раствор аммиака, масло терпентинное, горчичники, ментол.

иметь представления: о совместимости средств, действующие преимущественно в области окончаний чувствительных нервов с препаратами других фармакологических групп
4. План изучения темы:

4.1. Проверка домашней работы (рецепты) в рабочей тетради

4.2. Входной контроль (тесты)

4.3.Собеседование по теме занятия по ключевым вопросам

4.4.Самостоятельная работа

- Решение тестовых заданий

- Решение ситуационных и фармакотерапевтических задач

- Заслушивание рефератов

- Характеристика препаратов по алгоритму фармакологической характеристики

4.5.Итоговый контроль знаний (решение фармакотерапевтических задач с выписыванием рецептов и изложением механизма действия)

4.6. Подведение итогов занятия
5. Основные понятия и положения темы:

Этот раздел включает вещества угнетающего и стимулирующего типов действия.

Лекарственные средства угнетающего типа могут действовать следующим образом:

а) снижать чувствительность окончаний афферентных нервов и/или подавлять проведение возбуждения по нервным волокнам (анестезирующие средства);

б) предохра­нять окончания чувствительных нервов от воздействия раздра­жающих агентов (вяжущие средства, обволакивающие средства и адсорбирующие средства).

Препараты стимулирующего типа действия избирательно воз­буждают окончания чувствительных нервов (например, раздра­жающие средства).

Анестезирующие средства используют главным образом для местного обезболивания (поверхностной, инфильтрационной, проводниковой анестезии). Вяжущие, обволакивающие и адсор­бирующие средства применяют для получения местного противо­воспалительного эффекта. Раздражающие вещества, возбуждая чувствительные рецепторы кожи или слизистых оболочек, рефлекторно улучшают при патологических процессах трофику внут­ренних органов (тканей) или функцию тех или иных органов. Ве­щества этой группы используют также для получения отвлекающе­го (болеутоляющего) эффекта.
Классификация средств, влияющих на афферентную иннервацию

А. СРЕДСТВА, ПОНИЖАЮЩИЕ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ ОКОНЧАНИЙ АФФЕРЕНТНЫХ НЕРВОВ ИЛИ ПРЕПЯТСТВУЮЩИЕ ИХ ВОЗБУЖ­ДЕНИЮ

I. Анестезирующие средства (местные анестетики)

Средства, применяемые для поверхностной анестезии

Анестезин

Средства, применяемые преимущественно для инфилытрационной и проводниковой анестезии

Бупивакаина гидрохлорид. Тримекаин. Новокаин

Средства, применяемые для всех видов анестезии

Лидокаин

II. Вяжущие средства

Органические

Отвар коры дуба. Танин

Неорганические

Висмута нитрат основной

III. Обволакивающие средства

Слизь из крахмала

IV. Адсорбирующие средства

Уголь активированный

Б. СРЕДСТВА, СТИМУЛИРУЮЩИЕ ОКОНЧАНИЯ АФФЕРЕНТНЫХ НЕР­ВОВ

I. Раздражающие средства

Ментол. Раствор аммиака

6. Задания для уяснения темы занятия, методики вида деятельности
Ключевые вопросы учебной программы для собеседования по теме:

  1. Классификация лекарственных средств по типу влияния на афферентную нервную систему.

  2. Понятие «анестезия». Виды местной анестезии.

  3. Классификация местных анестетиков по химической структуре.

  4. Фармакодинамика местных анестетиков.

  5. Целесообразность назначения местных анестетиков с сосудосуживающими средствами.

  6. Токсическое действие местных анестетиков и способы его предупреждения.

  7. Особенности действия вяжущих средств растительного и минерального происхождения.

  8. Обволакивающие и адсорбирующие средства. Принцип действия. Применение.

  9. Раздражающие средства, «трофическое» и «отвлекающее» действие раздражающих средств.

  10. Фармакодинамические аспекты раздражающих средств рефлекторного действия.

  11. Актуальность применения раздражающих средств в медицинской практике.


Тесты: вариант 1

  1. Выберите препарат, обладающий раздражающим действием

А) танин

Б) уголь активированный

В) ментол

  1. Отметить механизм действия обволакивающих средств

А) образование защитной коллоидной пленки

Б) адсорбирование на своей поверхности хим. соединений

В) частичная коагуляция белков

  1. Отметить механизм действия вяжущих средств

А) образование защитной коллоидной пленки

Б) адсорбирование на своей поверхности хим. соединений

В) частичная коагуляция белков

  1. Фаза воспаления, устраняемая вяжущими средствами

А) альтерация

Б) экссудация

В) пролиферация

  1. Отметить механизм действия местноанестезирующих средств

А) частичная коагуляция белков

Б) блокада генерации и проведения возбуждения по афферентным нервам

В) образование защитной коллоидной пленки

  1. Отметить местный анестетик, применяемый для всех видов местной анестезии

А) анестезин

Б) новокаин

В) лидокаин

  1. Укажите местный анестетик, нерастворимый в воде

А) анестезин

Б) новокаин

В) лидокаин

  1. Вещество, усиливающее действие местных анестетиков

А) атропин

Б) адреналин

В) прозерин

  1. Побочный эффект лидокаина

А) аллергия

Б) тошнота

В) коллапс

  1. Действие местных анестетиков ослабляет

А) совместное применение сосудосуживающих средств

Б) совместное применение антигистаминных средств

В) воспалительный процесс

Тесты: вариант 2



  1. Укажите препарат, возбуждающий афферентную иннервацию

А) раствор аммиака

Б) анестезин

В) слизь крахмала

  1. Отметьте группу ЛС, угнетающую афферентную иннервацию

А) горечи

Б) обволакивающие

В) слабительные

  1. Местный анестетик для поверхностной анестезии

А) новокаин

Б) бупивакаин

В) дикаин

  1. Для каких видов анестезии применяется лидокаин

А) поверхностная

Б) проводниковая и инфильтрационная

В) все перечисленное

  1. Требование, предъявляемое к местным анестетикам

А) не должны раздражать ткани

Б) должны обладать резорбтивным действием

В) должны быть нерастворимы в воде

  1. В сочетании с какими антибактериальными средствами нерационально использовать новокаин

А) пенициллины

Б) сульфаниламиды

В) тетрациклин

  1. Отметить механизм действия обволакивающих средств

А) образование защитной коллоидной пленки

Б) адсорбирование на своей поверхности хим. соединений

В) частичная коагуляция белков

  1. Отметить механизм действия вяжущих средств

А) образование защитной коллоидной пленки

Б) адсорбирование на своей поверхности хим. соединений

В) частичная коагуляция белков

  1. Фаза воспаления, устраняемая вяжущими средствами

А) альтерация

Б) экссудация

В) пролиферация

  1. Отметить механизм действия местноанестезирующих средств

А) частичная коагуляция белков

Б) блокада генерации и проведения возбуждения по афферентным нервам

В) образование защитной коллоидной пленки


Ситуационные задачи:

  1. У мужчины, страдающего на протяжении 10 лет ИБС, после тяжелой физической нагрузки появились давящие боли и дискомфорт в грудной клетке, после приема препарата симптомы прошли через 10 минут. Какой препарат применил больной для купирования приступа стенокардии? Укажите путь введения препарата и механизм действия.

  2. В пути следования женщина внезапно потеряла сознание. Какой препарат показан в данной ситуации для оказания экстренной первой медицинской помощи? Укажите механизм действия.

  3. Пациента на протяжении нескольких лет беспокоит вздутие живота и нарушение стула по типу диареи. Какой препарат можно назначить больному для облегчения симптомов заболевания до прохождения полного обследования? Укажите механизм действия.

  4. Больного беспокоит появление болезненности в ротовой полости при приеме пищи. При осмотре видны отечность, гиперемия, повышенная кровоточивость десен. Назначьте больному средство для местного применения в виде полосканий. Укажите механизм действия.

  5. Больному предстоит экстракция зуба, ранее при применении местного анестетика новокаина у него развилась аллергическая реакция. Какой местный анестетик можно применить в данной ситуации? Почему?

  6. У больного развилась желудочковая аритмия. Какой препарат экстренной помощи для купирования аритмии из группы местных анестетиков показан в данной ситуации?

Фармакотерапевтические задачи

  1. Выписать рецепт.

  2. Указать групповую принадлежность.

  3. Изложить механизм действия.

  1. Средство для поверхностной анестезии.

  2. Средство для проводниковой анестезии.

  3. Средство для инфильтрационной анестезии.

  4. Средство для всех видов анестезии.

  5. Средство, применяемое при обморочных состояниях, опьянении.

  6. Средство, применяемое для купирования приступа стенокардии рефлекторного действия.

  7. Средство, применяемое при метеоризме.

  8. Средство, применяемое при невралгиях, миалгиях.

  9. Средство, применяемое в виде отвара при гингивитах и стоматитах.

  10. Средство при отравлении солями тяжелых металлов и алкалоидами.

  11. Противоаритмическое средство из группы местных анестетиков.

  12. Средство, применяемое для обработки рук хирурга


7. Список тем по УИРС:

«Современные местные анестетики в практике врача-стоматолога»

Заслушивание, обсуждение

8. Список литературы

Обязательная литература

1. Фармакология : учебник для вузов / ред. Р. Н. Аляутдин

М. : ГЭОТАР-Медиа 2008

Дополнительная литература

1. Фармакология : руководство к лабораторным занятиям : учебное пособие / Р. Н. Аляутдин [и др.] М. : ГЭОТАР-Медиа 2010

2. Харкевич, Д. А. Фармакология : учебник / Д. А. Харкевич М. : ГЭОТАР-Медиа

2010

3. Машковский, М. Д. Лекарственные средства: / М. Д. Машковский М. : Новая волна 2010

Электронные ресурсы

1 ЭБС КрасГМУ

2 БД МедАрт

3 БД Ebsco

4 ЭБС Консультант студента

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

№11: «Средства, действующие преимущественно в области окончаний чувствительных нервов» iconРеферат по фармакологии на тему «Обволакивающие, адсорбирующие и мягчительные средства»
Обволакивающие средства, нанесенные на слизистые оболочки, образуют на них пленку, защищающую окончания чувствительных нервов от...
№11: «Средства, действующие преимущественно в области окончаний чувствительных нервов» iconЛекция 2 Тема Лекарственные растения, действующие преимущественно на нервную систему
Из большого количества веществ, угнетающих центральную нервную систему, в ветеринарии используют: наркотические, снотворные, нейролептические,...
№11: «Средства, действующие преимущественно в области окончаний чувствительных нервов» iconУрок ознакомления с новым материалом. Форма
Сопутствующее повторение: правописание безударных личных окончаний глаголов; окончаний прилагательных, причастий; переходность и...
№11: «Средства, действующие преимущественно в области окончаний чувствительных нервов» iconУрок 101 Тема урока. Правописание безударных окончаний имен прилагательных и существительных
Мы продолжаем изучение правописания безударных окончаний прилагательных женского рода
№11: «Средства, действующие преимущественно в области окончаний чувствительных нервов» iconТема: Правописание падежных окончаний имён существительных 1-го склонения
Цель: предполагается, что учащиеся научатся использовать при письме способы проверки безударных окончаний имён существительных и...
№11: «Средства, действующие преимущественно в области окончаний чувствительных нервов» iconУрок русского языка в 3 классе Тема: Правописание безударных окончаний имен существительных
Цель: Познакомить учащихся с особенностями правописания безударных окончаний имен существительных
№11: «Средства, действующие преимущественно в области окончаний чувствительных нервов» iconИмеющиеся действующие лицензии на образовательную деятельность
Информационно-аналитический доклад о состоянии и результатах деятельности мбоу сош №6 города Озёры Московской области
№11: «Средства, действующие преимущественно в области окончаний чувствительных нервов» iconТема: правописание окончаний существительных в родительном падеже
Цель: ознакомления с особенностями окончаний существительных в родительном падеже
№11: «Средства, действующие преимущественно в области окончаний чувствительных нервов» iconСказка о квартирном вопросе 65
Действующие лица: Молодой человек, Сотрудница 1,Сотрудница 2, Сотрудник 1,Сотрудник 2, Сотрудник 3, Кассир 1,Кассир в центре площадки...
№11: «Средства, действующие преимущественно в области окончаний чувствительных нервов» iconУрок по русскому языку в 3 классе (от 27. 04. 2012.) Тема: «Правописание...
Цель: закрепить умения склонять имена существительные 2 склонения, определять склонение и падеж имен существительных, повторить правописание...
№11: «Средства, действующие преимущественно в области окончаний чувствительных нервов» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Создавать фонды и иные некоммерческие организации, действующие в области охраны окружающей среды
№11: «Средства, действующие преимущественно в области окончаний чувствительных нервов» iconСветлана Савина о братьях наших меньших действующие лица
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа села Преображенка Катангского района Иркутской...
№11: «Средства, действующие преимущественно в области окончаний чувствительных нервов» iconТема: «Правописание безударных падежных окончаний имен существительных...
Создать условия для формирования умения склонять имена существительные 3 склонения, отработки навыков правописания безударных падежных...
№11: «Средства, действующие преимущественно в области окончаний чувствительных нервов» icon«Методы и средства защиты информации»
...
№11: «Средства, действующие преимущественно в области окончаний чувствительных нервов» iconУрок русского языка 3 класс Тема урока: написание окончаний имен...
Обобщить знания детей о написании окончаний имен существительных множественного числа в родительном падеже
№11: «Средства, действующие преимущественно в области окончаний чувствительных нервов» iconСредства бизнеса науке Тревожной тенденцией назвал Президент РФ владимир Путин «выдавливание»
Новосибирской области, подведомственных министерству труда, занятости и трудовых ресурсов Новосибирской области, за большой вклад...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск