Министерство здравоохранения и социального развития российской федерации





Скачать 240.37 Kb.
НазваниеМинистерство здравоохранения и социального развития российской федерации
Дата публикации05.05.2015
Размер240.37 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Литература > Документы
Приложение 1





МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«СЕВЕРНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации



«СОГЛАСОВАНО»

Зав. кафедрой пропедевтики детских болезней и поликлинической педиатрии, проф.
___________________Макарова В.И.



«УТВЕРЖДАЮ»

Декан педиатрического факультета, доцент
_____________________Старцева О.Г.



«___»_______________2012 г.




«___»_________________2012 г.





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ
Наименование производственной практики

помощник палатной медицинской сестры (после 2 курса):

Направление подготовки

060103 - Педиатрия (квалификация "специалист")



Курс ___2________Семестр___ 4 ________________________________

Продолжительность – 180 часов (из них самостоятельная работа – 60 часов)

20 рабочих дней

Трудоемкость – 5 зачетных единиц

Кафедры: ПДБ и ПП, детских болезней, детской хирургии


Архангельск, 2012 г.


  1. Цели и задачи производственной практики


Производственная практика студентов является важнейшим звеном в подготовке врачебных кадров и составляет неотъемлемую часть учебного процесса. Основная задача производственной практики – получение и совершенствование будущими врачами практических знаний и отработка навыков по уходу за больными, диагностике и оказанию лечебной помощи больным, знакомство с организацией и условиями работы медицинских работников в областных и районных больницах

Практики проводятся в сторонних организациях - медицинских и научных организациях, обладающих необходимым кадровым и научно-техническим потенциалом, основная деятельность которых предопределяет наличие объектов и видов профессиональной деятельности выпускников по данному направлению подготовки (специальности), или на кафедрах и в клиниках вуза.

Производственная практика является неотъемлемой частью обучения студентов. Она готовит студентов к выполнению следующих видов профессиональной деятельности: профилактической; диагностической; лечебной; реабилитационной; психолого-педагогической; организационно-управленческой; научно-исследовательской.

По окончании практики студент должен быть подготовлен к решению следующих задач: проведению первичной профилактики заболеваний населения (здоровых, больных, членов их семьи и коллективов), оказанию первой помощи при неотложных состояниях в педиатрической практике; гигиеническому воспитанию больных и членов их семей; организации труда в медицинских учреждениях и ведению медицинской документации, самостоятельной работе с информацией (учебной, научной, нормативной справочной литературой и другими источниками).

Практика может проводится в ЛПУ педиатрического профиля, уход осуществляется за детьми и подростками. Студенты, поступившие по целевому направлению, проходят практику в районе, направивших их на обучение.

Аттестация по итогам практики проводится на основании оформленного в соответствии с установленными требованиями письменного отчета и отзыва руководителя практики от ЛПУ. По итогам аттестации выставляется оценка. Письменный отчет предоставляется в отдел практики в рукописном варианте.

Методическое руководство производственной практикой на педиатрическом факультете осуществляет кафедра пропедевтики детских болезней и поликлинической педиатрии.

1.1 Цели практики: Освоение и закрепление знаний, полученных во время прохождения учебной практики и других практических дисциплин в течении семестра, выполнение функциональных обязанностей среднего персонала ЛПУ, овладение навыками самостоятельного ухода за больными, выполнения сестринских манипуляций.

1.2 Задачи практики:

  1. Ознакомиться с организацией работы всех подразделений ЛПУ;

  2. Знать функциональные обязанности младшего, среднего медицинского персонала различных лечебных отделений ЛПУ;

  3. Знать основные этапы работы младшего медицинского персонала;

  4. Владеть правилами оформления медицинской документации.

  5. Освоить навыки выполнения сестринских манипуляций.

  6. Выполнять манипуляции по уходу за больными детьми

  7. Ознакомиться с организацией и принципами сестринского ухода за больными с различными соматическими и хирургическими заболеваниями.

  8. Иметь представление о работе врачебного персонала ЛПУ



  1. Требования к уровню освоения содержания практики

Производственная практика студентов II курса проводится после весенней экзаменационной сессии в качестве помощника палатной медицинской сестры (после 2 курса) в соматических педиатрических, инфекционных педиатрических, или хирургических педиатрических отделениях областных городских, районных, участковых больниц. Практика может проводится на базе ЛПУ всех форм собственности при наличии договора о сотрудничестве.
В результате производственной практики студент должен овладеть следующими компетенциями:


Коды формируемых компетенций

Компетенции

ОК-№

Общекультурные компетенции

ОК-1

  • способностью и готовностью анализировать социально-значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы гуманитарных, естественнонаучных, медико-биологических и клинических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности

ОК-2

  • способностью и готовностью к анализу мировоззренческих, социально и личностно значимых философских проблем, основных философских категорий, к самосовершенствованию

ПК -№

Профессиональные компетенции

ПК-1

  • способностью и готовностью реализовать этические и деонтологические аспекты врачебной деятельности в общении с коллегами, средним и младшим медицинским персоналом, детьми и подростками, их родителями и родственниками

ПК-12

  • способностью и готовностью проводить с прикрепленным детским населением и подростками профилактические мероприятия по предупреждению возникновения наиболее часто встречающихся заболеваний; осуществлять общеоздоровительные мероприятия по воспитанию здорового образа жизни с учетом факторов риска, назначать питание здоровому ребенку, оценить эффективность диспансерного наблюдения за здоровыми и хроническими больными детьми и подростками

ПК-25

  • способностью и готовностью к обучению среднего и младшего медицинского персонала правилам санитарно-гигиенического режима пребывания детей, подростков и членов их семей в медицинских организациях

ПК-29

  • способностью и готовностью обеспечивать рациональную организацию труда среднего и младшего медицинского персонала медицинских организаций педиатрического профиля; их обучение основным манипуляциям и процедурам, проводимым в медицинских организациях педиатрического профиля





В результате прохождения производственной практики обучающийся, должен знать:

  • Вопросы деонтологии и медицинской этики.

  • Уст­рой­ст­во и ор­га­ни­за­цию ра­бо­ты дет­ских ле­чеб­но-про­фи­лак­ти­че­ских уч­ре­ж­де­ний,

  • Функ­цио­наль­ные обя­зан­но­сти мед­пер­со­на­ла;

  • Са­ни­тар­но-про­ти­во­эпи­де­ми­че­ский ре­жим детских ле­чеб­ных уч­ре­ж­де­ний:

  • Лич­ную ги­гие­ну пер­со­на­ла

  • Устройство и оборудование структурно-функциональных отделений ЛПУ.

  • Принципы организации работы младшего и среднего медицинского персонала.

  • Особенности наблюдения и ухода за больными с заболеваниями различных систем организма.

  • Особенности ухода за больными в отделениях хирургического профиля.

  • Принципы оказания доврачебной помощи при неотложных состояниях.

  • Перечень и ведение медицинской документации на сестринском посту

  • Порядок хранения и учета лекарств, способы и методы применения лекарственных средств

  • Пра­ви­ла ухо­да за но­во­ро­ж­ден­ны­ми и здо­ро­вы­ми деть­ми ран­не­го воз­рас­та;

  • Под­го­тов­ку к функ­цио­наль­ным и ин­ст­ру­мен­таль­ным ме­то­дам ис­сле­до­ва­ния.

  • Ока­за­ние дов­ра­чеб­ной по­мо­щи де­тям при неотложных состояниях

  • Наиболее часто используемые лабораторные и инструментальные методы исследования, их диагностическую значимость.

  • Критерии оценки тяжести состояния больного ребенка.

  • Принципы рационального питания здоровых детей раннего возраста.


Студент должен овладеть следующими практическими умениями:

  1. про­во­дить об­щую и час­тич­ную са­ни­тар­ную об­ра­бот­ку боль­но­го;

  2. обработать ребенка при педикулезе;

  3. за­пол­нять пас­порт­ную часть ис­то­рии бо­лез­ни;

  4. го­то­вить дез­ра­с­тво­ры, про­во­дить те­ку­щую де­зин­фек­цию;

  5. про­во­дить де­зин­фек­цию по­су­ды, пред­ме­тов ухо­да, термометров, иг­ру­шек, ван­ны и мо­ча­лок;

  6. про­ве­рить са­ни­тар­ное со­стоя­ние тум­бо­чек;

  7. транс­пор­ти­ро­вать боль­но­го;

  8. пе­ле­нать ре­бен­ка, ку­пать и под­мы­вать;

  9. со­ста­вить ре­жим дня для де­тей раз­лич­ных воз­рас­тов;

  10. уха­жи­вать за ко­жей и сли­зи­сты­ми, про­во­дить туа­лет глаз, но­са, ушей;

  11. пра­виль­но кор­мить де­тей, об­ра­ба­ты­вать по­сле корм­ле­ния со­ски и бу­ты­лоч­ки;

  12. из­ме­рять тем­пе­ра­ту­ру, пульс, ар­те­ри­аль­ное дав­ле­ние, час­то­ту ды­ха­ний, вно­сить эти дан­ные в тем­пе­ра­тур­ный лист;

  13. при­ме­нять фи­зи­че­ские ме­то­ды ох­ла­ж­де­ния;

  14. ме­нять на­тель­ное и по­стель­ное бе­лье ре­бен­ку, кор­мить и по­ить тя­же­ло­боль­ных, подавать судно, мочеприемник;

  15. пе­ре­кла­ды­вать боль­но­го ре­бен­ка с но­си­лок на по­стель, поль­зо­вать­ся функ­цио­наль­ной кро­ва­тью;

  16. проводить антропометрию (измерение веса, роста, окружности груди и головы);

  17. разложить и раздать лекарственные препараты больным детям согласно назначениям врача;

  18. проводить ин­га­ля­ции лекарственных средств, ста­вить бан­ки и гор­чич­ни­ки, сделать ком­пресс, про­во­дить ок­си­ге­но­те­ра­пию;

  19. применить грелку, пузырь со льдом;

  20. по­ста­вить га­зо­от­вод­ную труб­ку, очи­сти­тель­ную клиз­му;

  21. оце­нить и отметить в истории болезни стул у детей;

  22. измерить частоту пульса и дыхания, артериальное давление, графически отметить эти показатели в температурном листе;

  23. го­то­вить де­тей к ин­ст­ру­мен­таль­ным и функ­цио­наль­ным ис­сле­до­ва­ни­ям;

  24. собрать биологический материал для лабораторного исследования;

  25. ока­зы­вать дов­ра­чеб­ную по­мощь (гипертермия, судороги, нарушение дыхания, сердечной деятельности, при кровотечениях, при рво­те, диарее, острой задержке мочи)

  26. устанавливать психологический и речевой контакт со здоровыми и больными детьми и их родителями;

  27. собрать анамнез болезни и жизни, сделать заключение по анамнезу;

  28. оценить физическое и нервно-психическое развитие ребенка и их соответствие возрастным нормативам;

  29. оценить результаты лабораторных и инструментальных методов обследования, сделать заключение;

  30. составить рацион питания для здорового ребенка раннего возраста и дать рекомендацию по рациональному вскармливанию.

  31. Выполнять элементы сердечно-легочной реанимации (закрытый массаж сердца, искусственное дыхание).


владеть следующими практическими навыками (в соответствии с задачами практики в области формирования практических умений).

  • обработкой ребенка при педикулезе;

  • за­пол­нять пас­порт­ную часть ис­то­рии бо­лез­ни;

  • транс­пор­ти­ро­вать боль­но­го;

  • пе­ле­нать ре­бен­ка, ку­пать и под­мы­вать;

  • из­ме­рять тем­пе­ра­ту­ру, пульс, ар­те­ри­аль­ное дав­ле­ние, час­то­ту ды­ха­ний, вно­сить эти дан­ные в тем­пе­ра­тур­ный лист;

  • ме­нять на­тель­ное и по­стель­ное бе­лье ре­бен­ку, кор­мить и по­ить тя­же­ло­боль­ных, подавать судно, мочеприемник;

  • проводить антропометрию (измерение веса, роста, окружности груди и головы);

  • применить грелку, пузырь со льдом;

  • собрать биологический материал для лабораторного исследования;

  • осуществлять уход за тяжелобольными: смену нательного и постельного белья, кормление больных, выполнение гигиенических процедур;

  • применять стандарт ухода «Пролежни»;

  • применять наружные лекарственные средства: капли, мази;

  • осуществлять оказание первой медицинской помощи при наружных кровотечениях (носовом, из ран конечностей), при удушье, при рвоте, при желудочно-кишечном кровотечении;

  • выполнять элементы сердечно-легочной реанимации (закрытый массаж сердца, искусственное дыхание).




  1. Объем дисциплины и виды учебных работ

Общая трудоемкость дисциплины составляет _5_ зачетных единиц

Виды учебной работы

Трудоемкость

(час.)

Практическая работа

120

Самостоятельная работа

60

Общая трудоемкость

180




  1. Содержание производственной практики

Работа в подразделениях

Трудоемкость (часы/дни)

Сестринский пост:

90/15

Приемный покой:

6/1

Процедурный кабинет:

18/3

Центральная стерилизационная:

6/1

Всего:

120/20




  1. Самостоятельная работа студентов

Самостоятельная работа осуществляется под руководством закрепленного ассистента-руководителя практики и базового руководителя практики. Самостоятельная работа включает проработку учебников, пособий, монографий, периодической медицинской литературы, проведение санитарно-просветительной работы. Санитарно-просветительная работа проводится в форме бесед, выпуска санбюллютеней; ее содержание, место и время проведения должны быть отражены в дневнике и заверены подписью непосредственного руководителя практики.

Индивидуальная работа заключается в проведении учебно-исследовательского поиска и написания реферата на интересующую тему.


Содержание работы

Трудоемкость (часы)

Ночное дежурство

24

Написание реферата, санбюллетеня, обработка литературы по теме

6

Подготовка презентаций на темы ( 2 шт): Закрытый массаж сердца. Искусственное дыхание. Методы остановки кровотечения. Зондирование. Клизма и газоотводная трубка. Катетеризация мочевого пузыря. Смена нательного и постельного белья у лежачего больного и др. (по согласованию с руководителем практики на базе)

30

Всего:

60


6.Перечень практических навыков



Разделы и содержание

Уровень усвоения







1

2

3

4



Влажная уборка палат, кабинетов, мест общего пользования.










Х



Приготовление дезинфицирующих растворов.










Х



Санитарная обработка больных в приемном отделении, мытье, дезинсекция, стрижка волос, ногтей.










Х



Работа в центральной стеризационной







Х






Стерилизация сосок, бутылочек










Х



Обработка посуды в буфетной комнате










Х



Транспортировка больного










Х



Смена нательного и постельного белья










Х



Пеленание детей










Х



Контроль за санитарным состоянием тумбочек










Х



Контроль за посещением больных и передачами










Х



Уход за грудными детьми: туалет кожи, пупочной ранки; туалет глаз, ушей, носа; подмывание детей.







Х






Ежедневный туалет: туалет рук, ног; стрижка ногтей; уход за волосами (мытье, расчесывание); гигиеническая ванна.










Х



Уход за больным ребенком: промывание глаз, закапывание капель, закладывание мазей; туалет носа, закапывание капель; туалет уха, закапывание капель; уход за ротовой полостью (обработка при молочнице, орошение).







Х






Уход за больными при рвоте







Х






Постановка компрессов, грелок, горчичников










Х



Проведение ингаляций










Х



Кислородотерапия







Х






Очистительные и лечебные клизмы







Х






Введение газоотводных трубок







Х






Соматометрия: взвешивание; измерение роста; окружность головы; окружность груди.










Х



Измерение температуры тела, ее графическая регистрация










Х



Измерение артериального давления










Х



Подсчет пульса, его графическая запись










Х



Подсчет частоты дыхания










Х



Заполнение медицинской документации










Х



Оценка и регистрация стула







Х






Раздача пищи










Х



Кормление детей










Х



Техника кормления детей до года







Х






Подготовка больного к рентгенологическому и другим методам исследованиях органов брюшной полости







Х






Подготовка инструментов к дуоденальному зондированию







Х






Техника внутримышечных инъекций







Х






Подготовка больных к забору крови для биохимических исследований и техника забора







Х






Взятие мазков из зева и носа







Х






Взятие кала для копрологического исследования










Х



Взятие кала на посев







Х






Взятие мочи на анализ










Х



Сбор мочи по Зимницкому










Х



Оказание неотложной помощи: при гипертермии, при обморочном состоянии; при кровотечении.







Х






Элементы сердечно-легочной реанимации (закрытый массаж сердца, искусственное дыхание)







Х




Соответствие уровней участия:

1 – теоретическое знание манипуляции

2 – участие в выполнении манипуляции

3 – практическое выполнение манипуляции под контролем

4 – самостоятельное выполнение манипуляции


7. Формы контроля

Формы контроля, содержание контрольных мероприятий, кем осуществляются.

Формы контроля:

- устные (собеседование, доклад, коллоквиум, защита проектов)

- письменные (проверка тестов, контрольных работ, эссе, рефератов, конспектов, решение задач).

Перечень тем рефератов, докладов, эссе, сборники тестов и ситуационных задач, вопросы к зачету приводятся в 4 разделе Учебно-методического комплекса учебной практики «Средства оценки компетенций».

8. Учебно-методическое обеспечение практики

Приводится учебно-методическая, учебная и научная литература. Список учебной литературы по производственной практике состоит из двух частей: основной и дополнительной.
8.1. Основная литература


  1. Детские болезни [Текст] : учеб. для студентов обучающихся на фак. высш. сестр. образования мед. вузов / [Н. А. Геппе [и др.] ; под ред.: Н. А. Геппе, Г. А. Лыскиной. - М. : Медицина , 2008. - 512 с. : ил.,

  1. Сестринское дело в педиатрии [Текст] : учеб. пособие для студентов фак. высш. сестр. образования / Н. И. Аверьянова [и др.]. - Ростов н/Д. : Феникс, 2007. - 314 с.

  1. Соколова Н.Г., Тульчинская В.Д. Сестринское дело в педиатрии: практикум. - - 6-е изд. - Ростов н/Д. : Феникс, 2009. - 381 с.

  1. Тульчинская В. Д., Соколова Н.Г., Шеховцова Н.М. Сестринское дело в педиатрии: учеб. пособие для сред. спец. мед. и фарм. Заведений. - 6-е изд., доп. и перераб. - Ростов н/Д. : Феникс, 2009. - 378 с.
  1. Храмова Е. Ю. Справочник медсестры. Практическое руководство. – 2010. – 512 с.



8.2. Дополнительная литература

  1. Мазурин А.В. «Общий уход за детьми». 1998 г. (МЗ)

  1. Неотложная помощь у детей на догоспитальном этапе / Методические рекомендации, Архангельск, 2011.

  1. Основные морфофункциональные константы здорового ребенка / Методические рекомендации, Архангельск, 2011.

  1. Педиатрия [Текст] : учебник для мед. вузов / В. Г. Арсентьев [и др.]; под ред. Н. П. Шабалова. - 5-е изд., испр. и доп. - СПб : СпецЛит, 2010. - 935 с : ил. - (Учебник для медицинских вузов)

  1. Соколова Н.Г., Тульчинская В.Д. Педиатрия с детскими инфекциями. Серия «Медицина для вас». Ростов н/Д: Феникс, 2001. – 448 с.


8.3. Программное обеспечение и Интернет ресурсы

  1. http://medvuz.info/

  1. http://www.medicstudent.ru/

  1. http://med.siteedit.ru/arhivmaterialov

  1. http://doctorspb.ru/downloads.php

  1. http://www.medinfo.ru/

  2. http://www.rsci.ru/

  3. http://www.med2000.ru/catalog.htm

  4. http://www.webmedinfo.ru/

  5. http://www.medicum.nnov.ru/

  6. http://news.yandex.ru/Russia/health.html

  7. http://www.rosmedic.ru/

  8. http://medi.ru/doc/8180101.htm

  9. http://www.sibmed.ru/

  10. http://www.ctmed.ru/InfoServ/MedSci/inform/

  11. http://www.recipe.ru/index.php?option=com_bookmarks&Itemid=120&mode=2&catid=7&navstart=2&search=*

  12. http://www.top-job.ru/site_catalog.php?id_site=5480

  13. http://www.rodi.ru/sites/list/0/14.html

  14. http://www.kitaphane.ru/present/dre.shtml

  15. http://urgenthelp.ru/

  16. http://www.solvay-pharma.ru/

  17. http://www.kras-med.ru/info/links/world/

  18. http://www.samaramed.ru/

  19. http://www.mma.ru/rescenter/resdep/itcenter/resources

  20. http://www.armit.ru/catalog/

  21. http://www.elsevier.ru/products/electronic/medical/OtherElectronicMedicalResources/


Автор (ы):


Занимаемая должность

Фамилия, инициалы

Подпись

Доцент каф. ПДБ и ПП

Плаксин В.А.























Рецензент (ы):


Место работы

Занимаемая должность

Фамилия, инициалы

Подпись

СГМУ, кафедра детских болезней

Доцент

Копалин А.К.




























Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Министерство здравоохранения и социального развития российской федерации iconРоссийской федерации министерство здравоохранения и социального развития российской федерации
Дисциплина «Общественное здоровье и здравоохранение, экономика здравоохранения» относится к циклу профессиональных дисциплин
Министерство здравоохранения и социального развития российской федерации iconМинистерство здравоохранения и социального развития российской федерации
В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации Правительство Челябинской области
Министерство здравоохранения и социального развития российской федерации iconРоссийской федерации министерство здравоохранения и социального развития российской федерации
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение ижевская государственная медицинская академия
Министерство здравоохранения и социального развития российской федерации iconРоссийской федерации министерство здравоохранения и социального развития российской федерации
Дисциплина «Химия» относится к естественнонаучному циклу дисциплин по специальности Стоматология высшего профессионального медицинского...
Министерство здравоохранения и социального развития российской федерации iconРоссийской федерации министерство здравоохранения и социального развития российской федерации
Цель дисциплины освоение студентами теоретических основ и практических навыков диагностики заболеваний нервной системы и лечения...
Министерство здравоохранения и социального развития российской федерации iconРоссийской федерации министерство здравоохранения и социального развития российской федерации
Цель дисциплины – овладение студентом теорией и практикой применения методов диагностики, лечения и профилактики зубочелюстных аномалий...
Министерство здравоохранения и социального развития российской федерации iconМинистерство здравоохранения и социального развития российской федерации
Учебно-методическое объединение по медицинскому и фармацевтическому образованию вузов РФ
Министерство здравоохранения и социального развития российской федерации iconРоссийской федерации министерство здравоохранения и социального развития российской федерации
Цель дисциплины обеспечить приобретение студентами теоретических знаний и практических навыков по специальности офтальмология, необходимых...
Министерство здравоохранения и социального развития российской федерации iconРоссийской федерации министерство здравоохранения и социального развития российской федерации
Цель дисциплины овладение знаниями об общих закономерностей развития функционирования иммунной системы при заболеваниях, обусловленных...
Министерство здравоохранения и социального развития российской федерации iconМинистерство образования и науки российской федерации министерство...
Планирование составлено на основе Примерной программы основного (общего) образования по иностранным языкам. (М.: Астрим act, 2004);...
Министерство здравоохранения и социального развития российской федерации iconРоссийской федерации министерство здравоохранения и социального развития российской федерации
Основная образовательная программа послевузовского профессионального образования включает в себя учебный план, рабочие программы...
Министерство здравоохранения и социального развития российской федерации iconРоссийской федерации министерство здравоохранения и социального развития российской федерации
Основная образовательная программа послевузовского профессионального образования включает в себя учебный план, рабочие программы...
Министерство здравоохранения и социального развития российской федерации iconРоссийской федерации министерство здравоохранения и социального развития российской федерации
Основная образовательная программа послевузовского профессионального образования включает в себя учебный план, рабочие программы...
Министерство здравоохранения и социального развития российской федерации iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов служащих (Собрание законодательства Российской Федерации,...
Министерство здравоохранения и социального развития российской федерации iconПрограмма Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации
...
Министерство здравоохранения и социального развития российской федерации iconМинистерство образования и науки российской федерации министерство...
Дисциплина «Микробиология, вирусология» относится к циклу математических, естественнонаучных и медико-биологических дисциплин по...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск