Скачать 0.5 Mb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «КРАСНОЯРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ им. В.П. АСТАФЬЕВА» Кафедра педагогики детства ПЕДАГОГИКА. ТЕОРИЯ ОБУЧЕНИЯ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ Специальность: 050711.65 Социальная педагогика КРАСНОЯРСК 2011 УМКД составлен к.филол.н., М.А. Кухар Обсужден на заседании кафедры педагогики детства « _ »_сентября_2009 г. Заведующий кафедрой И.Г. Каблукова к.п.н.,доцент Одобрено научно-методическим советом «___»____________2009 г. Председатель НМСС О.В. Груздева Протокол согласования рабочей программы дисциплины «ТЕОРИЯ ОБУЧЕНИЯ» с другими дисциплинами специальности 050711.65 Социальная ПЕДАГОГИКА на 2009/10 учебный год
лист внесения изменений Дополнения и изменения рабочей программы на 2011/2012 учебный год В рабочую программу вносятся следующие изменения: В связи с переименованием Федерального агентства по образованию в Министерство образования и науки изменить оформление титульного листа Рабочая программа пересмотрена и одобрена на заседании кафедры Педагогики детства "___"___ 2011г. Внесенные изменения утверждаю: Заведующий кафедрой Декан/Директор "_____"___________ 20__г. лист внесения изменений Дополнения и изменения рабочей программы на 2012/2013 учебный год В рабочую программу вносятся следующие изменения: Рабочая программа пересмотрена и одобрена на заседании кафедры Педагогики детства "___"___ 2012г. Внесенные изменения утверждаю: Заведующий кафедрой Декан/Директор "_____"___________ 20__г. Оглавление
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Учебно-методический комплекс дисциплины (УМКД) «Педагогика. Теория обучения» для студентов заочной формы обучения по специальности 050711.65 Социальная педагогика состоит из следующих элементов:
Поскольку в учебном плане по данной дисциплине не предусмотрено контрольных и курсовых работ, то они отсутствуют; также не предусмотрены учебным планом рефераты, но перечень тем рефератов даётся в качестве дополнительного учебного материала. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ ПЕДАГОГИКА. ТЕОРИЯ ОБУЧЕНИЯ ВЫДЕРЖКА ИЗ СТАНДАРТА Дисциплина «Педагогика. Теория обучения» относится к циклу специальных дисциплин, в ГОС ВПО обязательные дидактические единицы не предусмотрены. (Если дисциплина с дидактическими единицами (основным содержанием) прописана в стандарте, то необходимо её привести!!!) Введение Настоящая рабочая программа (далее программа) устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности. Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, и студентов, участвующих в процессе изучения дисциплины. Теория обучения относится к циклу специальных дисциплин. В результате прохождения дисциплины студент должен овладеть основными понятиями и терминами курса (обучение, образование, содержание образования, инновационные образовательные процессы, модели обучения, развивающее обучение, учебная деятельность, ГОС и др.). Студент должен научиться ориентироваться в современных моделях обучения и уметь применять полученные знания на практике, а именно, анализировать и проектировать отдельные занятия в рамках определенной модели обучения. Содержание дисциплины раскрывает сущность, движущие силы, противоречия и логику образовательного процесса; закономерности и принципы обучения; анализ современных дидактических концепций. Образование рассматривается как фундамент базовой культуры личности, с чем связан двусторонний и личностный характер обучения. Особое внимание уделяется содержанию образования Усвоение данной дисциплины опирается на знания, приобретенные в процессе изучения дисциплины Педагогика. Общие основы педагогики Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин:
Цель и задачи преподавания дисциплины Цель курса: дать теоретические основания современных образовательных практик, связанные с теорией учения. Задачи курса:
Студент в результате изучения дисциплины «Педагогика: Теория обучения» должен знать:
После освоения раздела студент должен уметь:
Данный курс предназначен для студентов 1 курса заочной формы обучения. Содержание теоретического курса дисциплины 2.1. Лекции Базовый модуль №1 ТЕМА 1. Сущность, движущие силы, противоречия и логика образовательного процесса Понятие дидактики. Теория обучения – отрасль педагогики, часть целостного педагогического процесса, сущность процесса обучения (понятие, характеристика, движущие силы и противоречия). Критерии и признаки учебного процесса. Обучение как взаимодействие сторон. Методологическая основа обучения. Специфика и логика образовательного процесса. ТЕМА 2. Закономерности и принципы обучения Закономерности обучения как основополагающие теоретические положения. Характеристика закономерностей обучения: внутренние и внешние, общие и частные, объективные и субъективные. Принципы обучения как основные теоретические положения, вытекающие из закономерностей обучения и связанные с ними. Характеристика принципов обучения, правила обучения (следует отметить исторически сложившиеся принципы обучения и те, которые выделены в современной теории обучения). ТЕМА 3. Анализ современных дидактических концепций Сущность дидактических концепций. Критерии оценки дидактической концепции. Показатели результативности обучения. Эффективность обучения. Подход в организации обучения и конструирование новой дидактической системы. Главное дидактическое отношение «преподавание - учение». Характеристика дидактических концепций: традиционная, педоцентристская, современная, концепция дидактического энциклопедизма, концепция дидактического формализма, концепция дидактического прагматизма, концепция функционального материализма. Базовый модуль № 2 ТЕМА 4. Содержание образования как фундамент базовой культуры личности Исторический характер содержания образования. Теория формирования содержания образования (материальная и формальная). Соотношение образования и культуры. Основные социокультурные функции образования. Принципы формирования содержания образования. Государственный образовательный стандарт как базисная составляющая содержания образования. Нормативные документы. Современные тенденции развития образования. ТЕМА 5. Методы обучения Понятие о методах и приемах обучения. Из истории развития методов обучения. Сущность, функции методов обучения и их классификация. Характеристика методов организации и осуществления учебно-познавательной деятельности; методов стимулирования и мотивации учения; методов контроля и самоконтроля в обучении. Методы активного обучения. Взаимосвязь методов обучения и условия их оптимального выбора. ТЕМА 6. Формы и средства обучения Понятие о формах обучения. Из истории организации форм обучения: система индивидуального обучения, классно-урочная система, Белл-Ланкастерская система, Дальтон-план, бригадно-лабораторная форма, Мангеймская система, лекционно-семинарская система, план Трампа. Сущность и функции учебной формы. Классификация форм обучения. Урок – основная форма организации обучения. Требования к уроку. Типология и структура урока. Формы организации учебной деятельности учащихся на уроке. Развитие средств обучения. Дидактические требования к использованию средств обучения, их выбор 2.2 Тематика семинарских занятий Базовый модуль № 1 1. Закономерности, принципы и правила обучения.
Базовый модуль № 2 2. Содержание образования. Базисный учебный план, образовательная программа и учебники
3. Методы обучения
4. Формы обучения. Урок – основная форма обучения.
5. Проверка и оценка результатов обучения
Тематический план изучения дисциплины «Педагогика. Теория обучения» по специальности 050711.65 Социальная педагогика по заочной сокращенной форме обучения
|
Учебно-методический комплекс дисциплины красноярск 2012 пояснительная... Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Психодиагностика» для студентов заочной формы обучения (3,5 года обучения) по специальности... | Учебно-методический комплекс дисциплины специальность 100110. 65... Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Информационная культура» состоит из следующих элементов | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины специальность: 050706. 65 «Педагогика и психология» Настоящий учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Психолого-педагогическая коррекция» для студентов 5-го заочного отделения... | Учебно-методический комплекс дисциплины специальность : 040101. 65... Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Информатика» для студентов очной формы обучения по специальности 040101. 65 социальная... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины по выбору направление 050700. 62 «Педагогика» Настоящий учебно-методический комплекс дисциплины по выбору (умкд) «Психолого-педагогическая коррекция» для студентов 4-го курса... | Учебно-методический комплекс дисциплины по направлению подготовки... Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Основы экономических учений» состоит из следующих элементов | ||
Пояснительная записка Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд)... Учебно-методический комплекс дисциплины составлен к п н., доцентом Грасс Т. П., д э н., профессором Е. В. Щербенко | Пояснительная записка Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд)... Учебно-методический комплекс дисциплины составлен к п н., доцентом Грасс Т. П., д э н., профессором Е. В. Щербенко | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины Учебно-методический комплекс дисциплины составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего... | Учебно-методический комплекс дисциплины по направлению подготовки... Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Основы экономических учений» состоит из следующих элементов | ||
Учебно-методический комплекс «дисциплины» Учебно-методический комплекс «дисциплины» физическая культура составлен в соответствии с Государственным образовательным стандартом... | Учебно-методический комплекс «дисциплины» Учебно-методический комплекс «дисциплины» физическая культура составлен в соответствии с Государственным образовательным стандартом... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины Учебно-методический комплекс дисциплины Культура повседневности зарубежных стран Направление/ специальность — 031400. 62, культурология... | Учебно-методический комплекс дисциплины «информатика» Учебно-методический комплекс дисциплины составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины «Риторика» Учебно-методический комплекс дисциплины составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего... | Учебно-методический комплекс дисциплины Учебно-методический комплекс дисциплины Источниковедение истории культуры Направление/ специальность — 031400. 62,культурология Форма... |