Учебно-методический комплекс дисциплины





НазваниеУчебно-методический комплекс дисциплины
страница1/3
Дата публикации21.05.2015
Размер0.5 Mb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > Литература > Учебно-методический комплекс
  1   2   3


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«КРАСНОЯРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ им. В.П. АСТАФЬЕВА»
Кафедра педагогики детства


ПЕДАГОГИКА. ТЕОРИЯ ОБУЧЕНИЯ
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ

Специальность: 050711.65 Социальная педагогика

КРАСНОЯРСК 2011

УМКД составлен к.филол.н., М.А. Кухар

Обсужден на заседании кафедры педагогики детства

« _ »_сентября_2009 г.
Заведующий кафедрой И.Г. Каблукова

к.п.н.,доцент

Одобрено научно-методическим советом

«___»____________2009 г.

Председатель НМСС О.В. Груздева
Протокол согласования рабочей программы дисциплины «ТЕОРИЯ ОБУЧЕНИЯ» с другими дисциплинами специальности 050711.65 Социальная ПЕДАГОГИКА

на 2009/10 учебный год

Наименование дисциплин, изучение которых опирается на данную дисциплину

Кафедра

Предложения об изменениях в пропорциях материала, порядка изложения и т.д.

Принятое решение (протокол №, дата) кафедрой, разработавшей программу

Педагогика. Теория и методика воспитания

Педагогика. Педагогические технологии

-

Педагогики детства

-

-

лист внесения изменений
Дополнения и изменения рабочей программы на 2011/2012 учебный год

В рабочую программу вносятся следующие изменения:
В связи с переименованием Федерального агентства по образованию в Министерство образования и науки изменить оформление титульного листа



Рабочая программа пересмотрена и одобрена на заседании кафедры

Педагогики детства "___"___ 2011г.

Внесенные изменения утверждаю:

Заведующий кафедрой

Декан/Директор

"_____"___________ 20__г.


лист внесения изменений
Дополнения и изменения рабочей программы на 2012/2013 учебный год

В рабочую программу вносятся следующие изменения:

Рабочая программа пересмотрена и одобрена на заседании кафедры

Педагогики детства "___"___ 2012г.

Внесенные изменения утверждаю:

Заведующий кафедрой

Декан/Директор

"_____"___________ 20__г.

Оглавление


  1. Пояснительная записка 7 стр.

  2. Рабочая программа дисциплины 8 стр.

    1. Выдержка из стандарта 9 стр.

    2. Введение 10 стр.

    3. Содержание теоретического курса дисциплины 12 стр.

    4. Тематический план 15 стр.

    5. Учебно-методическая (технологическая) карта дисциплины- 17 стр.

    6. Карта литературного обеспечения 21 стр.

    7. Технологическая карта рейтинга 23 стр.

  3. Методические рекомендации для студентов 26 стр.

  4. Банк контрольных заданий и вопросов 30 стр.

  5. Вопросы к зачёту 37 стр.

  6. Тематика рефератов 39 стр.

  7. Рабочая тетрадь 40 стр

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Учебно-методический комплекс дисциплины (УМКД) «Педагогика. Теория обучения» для студентов заочной формы обучения по специальности 050711.65 Социальная педагогика состоит из следующих элементов:

  1. Рабочей программы дисциплины, включающей в себя основное её содержание и учебные ресурсы

  2. Методических рекомендаций для студентов, которые содержат советы и разъяснения, позволяющие студенту оптимальным образом организовать процесс изучения дисциплины «Теория обучения».

  1. Банка контрольных заданий и вопросов по дисциплине «Теория обучения», который позволяет углубить и расширить теоретический материал по изучаемым темам.

  2. Вопросов к зачёту, который является итоговым контролем освоения студентом компетенции в области теории обучения

  3. Тематики рефератов, которая отражает наиболее актуальные и значимые проблемы дидактики, и проверяет освоение вопросов рекомендованных для самостоятельного изучения студентом.

  4. Рабочую тетрадь, задания которой позволяют студентам, непрерывной формы образования полноценно овладеть содержанием учебного курса.

Поскольку в учебном плане по данной дисциплине не предусмотрено контрольных и курсовых работ, то они отсутствуют; также не предусмотрены учебным планом рефераты, но перечень тем рефератов даётся в качестве дополнительного учебного материала.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

ПЕДАГОГИКА. ТЕОРИЯ ОБУЧЕНИЯ

ВЫДЕРЖКА ИЗ СТАНДАРТА
Дисциплина «Педагогика. Теория обучения» относится к циклу специальных дисциплин, в ГОС ВПО обязательные дидактические единицы не предусмотрены.
(Если дисциплина с дидактическими единицами (основным содержанием) прописана в стандарте, то необходимо её привести!!!)
Введение
Настоящая рабочая программа (далее программа) устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.

Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, и студентов, участвующих в процессе изучения дисциплины.

Теория обучения относится к циклу специальных дисциплин.

В результате прохождения дисциплины студент должен овладеть основными понятиями и терминами курса (обучение, образование, содержание образования, инновационные образовательные процессы, модели

обучения, развивающее обучение, учебная деятельность, ГОС и др.).

Студент должен научиться ориентироваться в современных моделях обучения и уметь применять полученные знания на практике, а именно, анализировать и проектировать отдельные занятия в рамках определенной модели обучения.

Содержание дисциплины раскрывает сущность, движущие силы, противоречия и логику образовательного процесса; закономерности и принципы обучения; анализ современных дидактических концепций. Образование рассматривается как фундамент базовой культуры личности, с чем связан двусторонний и личностный характер обучения. Особое внимание уделяется содержанию образования

Усвоение данной дисциплины опирается на знания, приобретенные в процессе изучения дисциплины Педагогика. Общие основы педагогики

Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин:

  • Педагогика. Теория и методика воспитания

  • Педагогика. Педагогические технологии

Цель и задачи преподавания дисциплины

Цель курса: дать теоретические основания современных образовательных практик, связанные с теорией учения.

Задачи курса:

    • ввести категории, понятия и термины, базовые для построения теории обучения;

    • ввести понятие инноваций в образовании, ознакомить студентов с мировыми инновационными образовательными моделями;

    • дать представления о структуре современнной Российской системы образования, тенденциях ее развития; государственных образовательных стандартах, их сущности и необходимости;

Студент в результате изучения дисциплины «Педагогика: Теория обучения» должен знать:

  • сущность, движущие силы и логику педагогического процесса;

  • актуальные проблемы целостности педагогического процесса;

  • типологию образовательных учреждений;

  • закономерности и принципы процесса обучения;

  • особенности основных компонентов образовательного процесса (цель, содержание, методы, формы и средства обучения);

  • формы организации учебного процесса в школе;

  • типы и структуру уроков;

После освоения раздела студент должен уметь:

  • анализировать и интерпретировать теоретические представления, разрабатываемые в теории обучения;

  • проводить аналогии, сравнивать, классифицировать, обобщать образовательные процессы в различных типах учебных заведений;

  • составлять и анализировать план-конспект урока;

  • самостоятельно работать с научно-педагогической литературой.

Данный курс предназначен для студентов 1 курса заочной формы обучения.

Содержание теоретического курса дисциплины
2.1. Лекции

Базовый модуль №1

ТЕМА 1. Сущность, движущие силы, противоречия и логика образовательного процесса

Понятие дидактики. Теория обучения – отрасль педагогики, часть целостного педагогического процесса, сущность процесса обучения (понятие, характеристика, движущие силы и противоречия). Критерии и признаки учебного процесса. Обучение как взаимодействие сторон. Методологическая основа обучения. Специфика и логика образовательного процесса.
ТЕМА 2. Закономерности и принципы обучения

Закономерности обучения как основополагающие теоретические положения. Характеристика закономерностей обучения: внутренние и внешние, общие и частные, объективные и субъективные. Принципы обучения как основные теоретические положения, вытекающие из закономерностей обучения и связанные с ними. Характеристика принципов обучения, правила обучения (следует отметить исторически сложившиеся принципы обучения и те, которые выделены в современной теории обучения).
ТЕМА 3. Анализ современных дидактических концепций

Сущность дидактических концепций. Критерии оценки дидактической концепции. Показатели результативности обучения. Эффективность обучения. Подход в организации обучения и конструирование новой дидактической системы. Главное дидактическое отношение «преподавание - учение». Характеристика дидактических концепций: традиционная, педоцентристская, современная, концепция дидактического энциклопедизма, концепция дидактического формализма, концепция дидактического прагматизма, концепция функционального материализма.

Базовый модуль № 2

ТЕМА 4. Содержание образования как фундамент базовой культуры личности

Исторический характер содержания образования. Теория формирования содержания образования (материальная и формальная). Соотношение образования и культуры. Основные социокультурные функции образования. Принципы формирования содержания образования. Государственный образовательный стандарт как базисная составляющая содержания образования. Нормативные документы. Современные тенденции развития образования.
ТЕМА 5. Методы обучения

Понятие о методах и приемах обучения. Из истории развития методов обучения. Сущность, функции методов обучения и их классификация. Характеристика методов организации и осуществления учебно-познавательной деятельности; методов стимулирования и мотивации учения; методов контроля и самоконтроля в обучении. Методы активного обучения. Взаимосвязь методов обучения и условия их оптимального выбора.

ТЕМА 6. Формы и средства обучения

Понятие о формах обучения. Из истории организации форм обучения: система индивидуального обучения, классно-урочная система, Белл-Ланкастерская система, Дальтон-план, бригадно-лабораторная форма, Мангеймская система, лекционно-семинарская система, план Трампа. Сущность и функции учебной формы. Классификация форм обучения. Урок – основная форма организации обучения. Требования к уроку. Типология и структура урока. Формы организации учебной деятельности учащихся на уроке. Развитие средств обучения. Дидактические требования к использованию средств обучения, их выбор
2.2 Тематика семинарских занятий

Базовый модуль № 1

1. Закономерности, принципы и правила обучения.

  1. Законы, закономерности обучения.

  2. Понятие о принципах обучения.

  3. Характеристика классических принципов дидактики: научности, наглядности, систематичности и последовательности, доступности, активности и сознательности, связи обучения с жизнью, учета индивидуальных и возрастных особенностей школьников.


Базовый модуль № 2

2. Содержание образования. Базисный учебный план, образовательная программа и учебники


  1. Сущность содержания образования, его социально-исторический характер.

  2. Принципы и критерии отбора содержания общего образования.

  3. Государственный образовательный стандарт и его функции.

  4. Нормативные документы, регламентирующие содержание общего среднего образования: Базисный учебный план, учебные планы, учебные программы, учебники.

  5. Базовая, вариативная и дополнительная составляющие содержания образования.


3. Методы обучения

  1. Понятие о методах и приёмах бучения.

  2. Классификация методов обучения.

  3. Многообразие классификационных основ.

  4. Характеристика групп методов обучения.


4. Формы обучения. Урок – основная форма обучения.

  1. Понятие о формах организации обучения и основания их классификации.

  2. Исторический характер организационных форм обучения.

  3. Урок как ведущая форма организации обучения в современной школе.

  4. Типология и структура уроков.

  5. Многообразие организационных форм обучения в современной школе: экскурсии, семинары, лабораторные работы, практикумы, факультативы.


5. Проверка и оценка результатов обучения

  1. Место и функции проверки и оценки знаний в учебном процессе.

  2. Факторы, влияющие на объективность проверки и оценки знаний.

  3. Процесс проверки и оценки результатов обучения.

  4. Формы и методы проверки и оценки результатов обучения.

  5. Развитие оценочной системы обучения.

  6. Неуспеваемость учащихся.


Тематический план

изучения дисциплины «Педагогика. Теория обучения» по специальности

050711.65 Социальная педагогика по заочной сокращенной форме обучения


№ п/п

Название модулей и тем


Количество часов занятий

Всего

Из них аудиторные занятия:

Лекции

Семинары

Лабораторные

Самостоятельная работа




БАЗОВЫЙ МОДУЛЬ № 1



















1

Сущность, движущие силы, противоречия и логика образовательного процесса

16

2

2







14

2

Закономерности и принципы обучения

16

2

2







14

3

Анализ современных дидактических концепций

16













16




БАЗОВЫЙ МОДУЛЬ № 2



















4

Содержание образования как фундамент базовой культуры личности

14

2

2







12

5

Методы обучения

12













12

6

Формы и средства обучения


14

2

2






12

7

Проверка и оценка результатов обучения

12












12




Всего:

100

8

8







92
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины красноярск 2012 пояснительная...
Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Психодиагностика» для студентов заочной формы обучения (3,5 года обучения) по специальности...
Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины специальность 100110. 65...
Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Информационная культура» состоит из следующих элементов
Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины специальность: 050706. 65 «Педагогика и психология»
Настоящий учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Психолого-педагогическая коррекция» для студентов 5-го заочного отделения...
Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины специальность : 040101. 65...
Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Информатика» для студентов очной формы обучения по специальности 040101. 65 социальная...
Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины по выбору направление 050700. 62 «Педагогика»
Настоящий учебно-методический комплекс дисциплины по выбору (умкд) «Психолого-педагогическая коррекция» для студентов 4-го курса...
Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины по направлению подготовки...
Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Основы экономических учений» состоит из следующих элементов
Учебно-методический комплекс дисциплины iconПояснительная записка Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд)...
Учебно-методический комплекс дисциплины составлен к п н., доцентом Грасс Т. П., д э н., профессором Е. В. Щербенко
Учебно-методический комплекс дисциплины iconПояснительная записка Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд)...
Учебно-методический комплекс дисциплины составлен к п н., доцентом Грасс Т. П., д э н., профессором Е. В. Щербенко
Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины
Учебно-методический комплекс дисциплины составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего...
Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины по направлению подготовки...
Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Основы экономических учений» состоит из следующих элементов
Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс «дисциплины»
Учебно-методический комплекс «дисциплины» физическая культура составлен в соответствии с Государственным образовательным стандартом...
Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс «дисциплины»
Учебно-методический комплекс «дисциплины» физическая культура составлен в соответствии с Государственным образовательным стандартом...
Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины
Учебно-методический комплекс дисциплины Культура повседневности зарубежных стран Направление/ специальность — 031400. 62, культурология...
Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины «информатика»
Учебно-методический комплекс дисциплины составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего...
Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Риторика»
Учебно-методический комплекс дисциплины составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего...
Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины
Учебно-методический комплекс дисциплины Источниковедение истории культуры Направление/ специальность — 031400. 62,культурология Форма...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск