Скачать 104.75 Kb.
|
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Кургана «Средняя общеобразовательная школа № 50»
Примерная рабочая программа курса "Литературное краеведение и искусство родного края" для 8 класса основного общего образования Составитель: Полетаева Наталья Михайловна, высшая квалификационная категория Курган, 2013 год Раздел I. Пояснительная записка Программа составлена в соответствии с законом «Об образовании», отражает обязательный минимум содержания образования по литературному краеведению, разработанной на основе регионального компонента государственного образовательного стандарта «Фольклор и литература Зауралья». Программа «Фольклор и литература Зауралья» основывается на следующих принципах:
Изучение литературного краеведения направлено на достижение следующих целей:
Изучение литературы Зауралья способствует решению следующих задач:
Главной идеей программы является изучение литературы Зауралья в развитии от фольклора до наших дней. Объект изучения курса «Фольклорное и литературное Зауралье» - тексты зауральских авторов. В системе литературного образования особая роль принадлежит чтению художественных произведений, поэтому на занятиях необходимо организовывать этот процесс. Школьный курс литературного краеведения «Фольклорное и литературное Зауралье» связан с возрастными особенностями обучающихся. В 8 классе усложняется содержание изучаемых произведений, обогащаются знания учащихся о писателях, об особенностях художественной литературы. Ученики входят в мир литературы, достигают определенного уровня начитанности, позволяющего делать первые обобщения о характерах, особенностях изображения действующих лиц и окружающей их обстановки, проводить необходимые наблюдения над языком произведений, выполнять устные и письменные работы. Это положение стало ведущим для включения в программу произведений фольклора (сказок, исторических, лирических песен, частушек Зауралья). Курс «Фольклорное и литературное Зауралье» опирается на основные виды деятельности по освоению произведений:
В результате изучения курса «Фольклорное и литературное Зауралье» обучающиеся должны знать/понимать:
уметь:
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
Раздел III . Учебно- тематический план.
РАЗДЕЛ IV. Содержание тем учебного курса. Фольклор Зауралья. Лирические песни Зауралья. Человек и природа в лирических песнях .Разновидности лирических песен: казачьи ,солдатские, игровые, хороводные. Место действия в лирических песнях Зауралья. Исторические песни Зауралья. Сюжеты и образы исторических песен в Зауралье. Темы исторических песен Зауралья: Петр Первый, "татарский полон". Собиратели исторических песен в Зауралье ( В.П.Бирюков). Частушки в Зауралье. Частушки как малый песенный жанр. Отражение разных сторон жизни народа в частушках. Разнообразие тематики частушек. Поэтика частушек. Зауральский свадебный обряд. Алексей Кузьмич Югов- переводчик "Слово о полку Игореве". А.К.Югов- переводчик. Сопоставление переводов Д.С.Лихачева, А.К.Югова, Н.Заболоцкого. Художественные особенности каждого перевода. А.К.Югов - переводчик и исследователь "Слова о полку Игореве" Русская литература 19 века. Поэты пушкинской поры. Лицейские друзья Пушкина(В.К.Кюхельбекер). Незаурядность личности В.К.Кюхельбекера. Поэма С.Васильева о Кюхельбекере "Изба над Тоболом". Образ поэта. Декабристы в Кургане. Быт, образ жизни. Насыщенная интеллектуальная жизнь. Просветительство. Андрей Евгеньевич Розен. Отношение местных жителей к декабристам. Курган в судьбе декабристов. "Записки декабристов" А.С.Пушкин в Зауралье. Отношение зауральцев к Пушкину в 19, 20 веках: пушкинские праздники. Стремление увековечить имя Пушкина(улицы, библиотеки и др.) Венок А.С.Пушкину в стихах зауральских поэтов. А.Пляхин "Пушкинский домик". Способность поэзии сохранить высоту духа человека. Врачующий характер поэзии. Е.Ситникова "Портрету Н.Н.Гончаровой" Сопоставление литературных источников и портретной живописи. Преклонение перед красотой внешней и внутренней. Д.Н.Мамин- Сибиряк "Охонины брови" Историческая основа произведения. Историческая правда и художественный вымысел в повести. Главные герои произведения. Незаурядность характеров. Тема борьбы старообрядцев за свои убеждения. В. Трегубов "Повесть дивная". Природа родного края в произведениях зауральских писателей и поэтов. А.Виноградов, ЛАндреева и др. Природа- средство передачи душевного состояния человека. Природа родного края в произведении В.Ф.Потанина "Белые яблони" Символика цвета в творчестве В.Ф.Потанина. Белые яблони-символ возрождения жизни. Посещение музеев и выставок по народному искусству. Встреча со знатоками фольклора, мастерами декоративно-прикладного искусства, краеведами. Встречи с писателями и поэтами Зауралья. Раздел V. Перечень литературы и средств обучения. Литература для учителя. 1.Библиотека русского фольклора -М.: Советская Россия, 1988. 2.Бирюков,В.П. Дореволюционный фольклор на Урале.- Свердловск,1936. 3. Янко,М.Д. Литературное Зауралье /М.Д.Янко- Курган, 1960. 4Янко,М.Д. Литературное краеведение в школе./М.Д.Янко- М., 1965. Литература для учащихся. 1.Русский фольклор//История Курганской области.- Курган,1966. Т.2.С.371-427. 2.Янко,М.Д. Литературное Зауралье/М.Д.Янко- Курган,1960. Приложение №1. Примерное календарно-тематическое планирование
|
Пояснительная записка Программа составлена в соответствии с законом «Об образовании» Программа составлена в соответствии с законом «Об образовании», отражает обязательный минимум содержания образования по литературному... | Рабочая программа Никитенко Е. В. педагог-психолог Ставрополь,2013... Программа составлена в соответствии с Законом РФ «Об образовании», методических рекомендаций для образовательных учреждений Ставропольского... | ||
Пояснительная записка рабочая программа по информатике и информационным... Федеральным государственным образовательным стандартом второго поколения начального общего образования | Пояснительная записка Общеразвивающая программа дополнительного образования... Программа предназначена для тренеров-преподавателей спортивной школы | ||
Пояснительная записка рабочая программа по биологии разработана в... Федеральным законом от 29. 12. 2012 №273-фз «Об образовании в Российской Федерации» | Пояснительная записка к учебному плану мдоу №99 Учебный план мдоу... Мкдоу детский сад №8 Л. С. Ефимова | ||
Пояснительная записка. Статус документа Настоящая программа по литературе для 5 класса разработана в соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании», ст. №273... | Пояснительная записка Начальное общее образование (1-4 классы) 1 Образовательная программа разработана в соответствии с Новым Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» №273-фз... | ||
Пояснительная записка данная программа составлена в соответствии... Закон РФ от 29. 12. 2012 г. №273-фз «Об образовании в рф», вступающий в силу с 01. 09. 2013 г | Программа разработана в соответствии с Законом «Об образовании рф» Программа разработана в соответствии с Законом «Об образовании рф», нормативными документами по образованию, методическими рекомендациями... | ||
Утверждено Гбоу нпо «Профессиональное училище №62» (далее Учреждение) проводит итоговую аттестацию в соответствии с Законом РФ «Об образовании»... | Пояснительная записка к рабочей программе по учебному предмету Искусство... Приказ мо РФ от 5 марта 2004 года №1089, Приказа мо и н рт от 02. 08. 2011 года №3934/11 «Об утверждении базисного и примерных учебных... | ||
Пояснительная записка Перечень нормативных документов, используемых... Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29. 12. 2012 №273-фз | Пояснительная записка мбоу дод дши г. Темрюка осуществляет свою деятельность... Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детская школа искусств» г. Темрюка муниципального... | ||
Пояснительная записка Перечень нормативных документов, используемых... Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29. 12. 2012 №273-фз | Пояснительная записка данная образовательная программа разработана... Программа предназначена для ознакомления ребят с миром музыки, чувств и настроений. Через музыку и, непосредственно через игру на... |