Скачать 496.17 Kb.
|
Рабочая программа учителя Шершневой Вероники Николаевны по учебному предмету Искусство (ИЗО) для 5-9 классов Муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №3 имени Тази Гиззата г.Агрыз Агрызского муниципального района Республики Татарстан
2011/2012 учебный год Пояснительная записка к рабочей программе по учебному предмету Искусство (ИЗО) для 5-9 классов Учитель: Шершнева Вероника Николаевна Рабочая программа составлена в соответствии с Законом «Об образовании РФ», закона «Об образовании РТ», на основе Федерального компонента государственных образовательных стандартов основного общего образования (Приказ МО РФ от 5 марта 2004 года №1089), Приказа МО и Н РТ от 02.08.2011 года №3934/11 «Об утверждении базисного и примерных учебных планов на 2011-2012 учебный год для образовательных учреждений Республики Татарстан, реализующих программы начального и основного общего образования». В основе лежит программа «Изобразительное искусство и художественный труд. 1-9 классы», созданная под руководством народного художника Б.М. Неменского, по УМК «Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека-5», под ред. Б.М. Неменского, -9-е изд.-М.: Просвещение, 2010 года. Изучение искусства в основной школе призвано сформировать у учащихся художественный способ познания мира, дать систему знаний и ценностных ориентиров на основе собственной художественно-творческой деятельности и опыта приобщения к выдающимся явлениям русской и зарубежной художественной культуры. Вклад образовательной области «Искусство» в развитие личности выпускника основной школы заключается в развитии эстетического восприятия мира, в воспитании художественного вкуса, потребности в общении с прекрасным в жизни и в искусстве, в обеспечении определенного уровня эрудиции в сфере изобразительного искусство, в сознательном выборе видов художественно-творческой деятельности, в которых подросток может проявить свою индивидуальность, реализовать творческие способности. Содержание программы направлено на приоритетное развитие художественно-творческих способностей учащихся при эмоционально-ценностном отношении к окружающему миру и искусству. Отечественное (русское, национальное) и зарубежное искусство раскрывается перед школьниками как эмоционально-духовный опыт общения человека с миром, как один из способов мышления, познания действительности и творческой деятельности. Цели художественного образования: • развитие художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, эмоционально-эстетического восприятия дей- ствительности; • воспитание культуры восприятия произведений изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна; • освоение знаний об изобразительном искусстве как способе эмоционально-практического ос- воения окружающего мира; о выразительных средствах и социальных функциях живописи, гра- фики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитектуры; знакомство с об- разным языком изобразительных (пластических) искусств на основе творческого опыта; • овладение умениями и навыками художественной деятельности, разнообразными формами изображения на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, представлению, воображению); • формирование устойчивого интереса к изобразительному искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности. Количество учебных часов в 5-7 классах: всего 35 часов за учебный год, 1 час в неделю, при совпадении планируемых заданий с каникулярными или праздничными днями некоторые темы могут объединяться для изучения на одном уроке. Национально-региональный компонент реализуется синхронно, параллельно изучаемым темам. В 5 классе дети делают новый шаг в изучении декоративно-прикладного искусства с позиций его жизненных функций и вытекающих отсюда особенностей его образного языка. Осваивается язык и образный строй народного и профессионального (классического и современного) декоративно-прикладного искусства. На протяжении восьми уроков детьми раскрывается глубокие исторические и нравственные и духовные корни современного декоративно-прикладного искусства. Дети погружаются в мир древней символики, где одухотворяются образы природных явлений. Постепенно учатся читать послания наших предков в орнаментах узорочья деревянного зодчества древней Руси, сравнивают народные традиции русского и татарского народа, знакомятся с особенностями убранства избы и предметов быта. Создают декоративные композиции по мотивам народной вышивки, изучают народные костюмы (в том числе татарский национальный костюм) и знакомятся с народными праздниками. Восьми следующих уроков посвящены народным промыслам России: истокам и современной реализации. Повторяется и расширяется круг знаний о дымковской, каргопольской и филимоновской игрушке. Изучаются основные особенности росписи по лубу и дереву, гжельской, городецкой, хохломской (в том числе башкирская хохлома), жостовской росписи. Дети осваивают в самостоятельной творческой деятельности характерные приемы работы соответственно перечисленным народным промыслам. Прикладному использованию декоративно-прикладного искусства в повседневной жизни человека посвящены следующие шесть уроков: изучается отражение этапов развития общества, социального статуса человека в стилях одежды в украшениях и знаках отличия на примере Татарстана, Египта, Китая, стран Западной Европы. Изучается геральдика (Гербы РФ и РТ). Современному выставочному искусству посвящены следующие 13 уроков: происходит знакомство с принципами и тонкостями создания художественной керамики и стекла, ковки и художественного металла, гобелена и батика. На этих уроках сильно стимулируется творческое начало учащихся, для раскрытия их способностей к индивидуальному прикладному искусству. Дети пробуют создать панно из материалов разных фактур, декоративную игрушку из мочала, витраж в технике аппликации, декоративные вазы и куклы. В 6 классе рабочая программа по УМК «Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека. 6 класс» под редакцией Б.М. Неменского.-М.:Просвещение,2010. Программа в 6 классе построена как углубление понимания связей с жизнью собственно изобразительного искусства. Главная цель курса - системное введение подростков в сферу художественной культуры, в единстве восприятия и практической школьной деятельности. Первый раздел программы «Виды изобразительного искусства и основы изобразительного языка» - 5 часов. Второй раздел изучает основные аспекты исторического развития и современного бытования жанра натюрморт -10 часов. Предусматривает освоений углубление знаний о предметном мире, форме, выразительных возможностей натюрморта, основ передачи объема на плоскости, линейной перспективы, возможностей освещения, создания реального объема в скульптуре, предусматривает знакомство с творчеством скульпторов Татарстана. Третий раздел посвящен жанру портрета- 10 часов. Предусматривает изучение конструкции головы и ее основных пропорций, объемное изображение на плоскости и создание реального объема в скульптуре, создание сатирических образов, развитие графических и живописных навыков учащихся, расширение кругозора учащихся знаниями истории искусств, творчества портретистов России и Татарстана. Четвертый раздел изучает жанр пейзажа -10 часов. Предусматривает расширение знаний о жанрах изобразительного искусства, изучение воздушной и линейной перспективы, композиции пейзажа, расширение кругозора учащихся знаниями истории искусства, творчества пейзажистов России и Татарстана. Рабочая программа составлена по УМК «Изобразительное искусство. Дизайн и архитектура в жизни человека. 7-8 класс» под редакцией Б.М. Неменского.- М.: Просвещение, 2010. Программа в 7 классе построена как углубление понимания связей с жизнью конструктивных искусств. В 7 классе дизайн и архитектура рассматриваются как самостоятельная область пространственных искусств. Главная цель курса в каждом ребенке воспитать «грамотного пользователя» предметного мира, научить его владению художественным языком вещей и зданий, организовывать вокруг себя эстетическую среду: экологичную, комфортную. Курс призван продолжить и расширить формирование пространственных представлений учащихся через творческую деятельность. Преобладающие виды деятельности на учебных практических работах: графика, аппликация, бумажная пластика и конструирование. Первый раздел программы посвящен основам композиции, плоскостной графической композиции. Второй раздел изучает художественный язык конструктивных искусств, многообразие форм графического дизайна, закладывает навыки макетирования от плоского макета к объемному. Предусматривает изучение архитектуры как композиционной организации, понятий «конструкция» и «модуль», эстетичной цельности, важнейших архитектурных элементов здания, создание инсталляции. Предусматривает знакомство с архитектурными ценностями Татарстана. Третий раздел изучает социальное значение дизайна и архитектуры как среды жизни человека. Предусматривает расширение кругозора учащихся знаниями из истории искусства, изучение стилей в архитектуре, тенденций и развития современной архитектуры. Результаты обучения и воспитания: В результате изучения изобразительного искусства ученик должен знать/понимать:основные виды и жанры изобразительных (пластических) искусств; основы изобразительной грамоты (цвет, тон, колорит, пропорции, светотень, перспектива, пространство, объем, ритм, композиция); выдающихся представителей российского и зарубежного искусства и их основные произведения; значение изобразительного искусства в художественной культуре; уметь: применять художественные материалы и выразительные средства изобразительных искусств в творческой деятельности; анализировать содержание и образный язык произведений искусства и определять средства выразительности; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни (эстетика жизненного пространства). Количество учебных часов в 8,9 классах: всего 17 часов за учебный год, 1 час в неделю, при совпадении планируемых заданий с каникулярными или праздничными днями некоторые темы могут объединяться для изучения на одном уроке. Содержание курсов изобразительного искусства в 8,9 классе: Синтез искусств (2 час). Общность жизненных истоков, художественных идей, образного строя произведений различных видов искусств. Роль и значение изобразительного искусства в синтетических видах творчества. Общие выразительные средства визуальных искусств: тон, цвет, объем. Общность и специфика восприятия художественного образа в разных видах искусства. Синтез искусств в архитектуре (10 час). Виды архитектуры. Эстетическое содержание и выражение общественных идей в художественных образах архитектуры. Выразительные средства архитектуры (композиция, тектоника, масштаб, пропорции, ритм, пластика объемов, фактура и цвет материалов). Бионика. Стили в архитектуре (античность, готика, барокко, классицизм). Связь архитектуры и дизайна (промышленный, рекламный, ландшафтный, дизайн интерьера и др.) в современной культуре. Композиция в дизайне (в объеме и на плоскости). Опыт творческой деятельности. Зарисовки элементов архитектуры. Выполнение эскизов архитектурных композиций. Создание художественно-декоративных проектов, объединенных единой стилистикой. Синтез искусств в театре (4 час). Общие законы восприятия композиции картины и сцены. Сценография. Художники театра (В.М. Васнецов, А.Н. Бенуа, Л.С. Бакст, В.Ф. Рындин, Ф.Ф. Федоровский и др.). Опыт творческой деятельности. Создание эскиза и макета оформления сцены. Эскизы костю- мов. Изображение в полиграфии (6 час). Множественность, массовость и общедоступность полиграфического изображения. Формы полиграфической продукции: книги, журналы, плакаты, афиши, буклеты, открытки и др. Образ – символ – знак. Стилевое единство изображения и текста. Типы изображения в полиграфии (графическое, живописное, фотографическое, компьютерное). Художники книги (Г.Доре,И.Я. Билибин, В.В. Лебедев, В.А. Фаворский, Т.А. Маврина и др.). Опыт творческой деятельности. Проектирование обложки книги, рекламы, открытки, визитной карточки, экслибриса, товарного знака, разворота журнала, сайта. Иллюстрирование литературных и музыкальных произведений. Изображение в фотографии (2 час). Изображение в фотографии и изобразительном искусстве. Особенности художественной фотографии. Выразительные средства (композиция, план, ракурс, свет, ритм и др.). Художественного образа в фотоискусстве. Фотохудожники (мастера российской, английской, польской, чешской и американской школы и др.). Опыт творческой деятельности. Создание художественной фотографии, фотоколлажа. Синтетическая природа экранных искусств (4 час). Специфика киноизображения: кадр и мон- таж. Средства эмоциональной выразительности в фильме (композиция, ритм, свет, цвет, музыка, звук). Документальный, игровой и анимационный фильмы. Фрагменты фильмов (по выбору). Мастера кино (С.М. Эйзенштейн, А.П. Довженко, Г.М. Козинцев, А.А. Тарковский и др.). Телевизионное изображение, его особенности и возможности. Опыт творческой деятельности. Создание мультфильма, видеофильма, раскадровки по теме. Выражение в творческой деятельности своего отношения к изображаемому. Изображение на компьютере (2 час). Компьютерная графика и ее использование в полиграфии, дизайне, архитектурных проектах. Опыт творческой деятельности. Проектирование сайта. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ В результате изучения изобразительного искусства ученик должен знать/понимать • основные виды и жанры изобразительных (пластических) искусств; • основы изобразительной грамоты (цвет, тон, колорит, пропорции, светотень, перспектива, про- странство, объем, ритм, композиция); • выдающихся представителей русского и зарубежного искусства и их основные произведения; • наиболее крупные художественные музеи России и мира; • значение изобразительного искусства в художественной культуре; Уметь: • применять художественные материалы (гуашь, акварель, тушь, природные и подручные материа- лы) и выразительные средства изобразительных (пластических) искусств в творческой деятельно- сти; • анализировать содержание, образный язык произведений разных видов и жанров изобразительного искусства и определять средства художественной выразительности (линия, цвет, тон, объем, светотень, перспектива, композиция); • ориентироваться в основных явлениях русского и мирового искусства, узнавать изученные произведения. |
Рабочая программа Никитенко Е. В. педагог-психолог Ставрополь,2013... Программа составлена в соответствии с Законом РФ «Об образовании», методических рекомендаций для образовательных учреждений Ставропольского... | Пояснительная записка к рабочей программе по биологии для 9 класса Настоящая рабочая программа составлена в соответствии с гос впо по специальности «юриспруденция» и соответствует действующему учебному... | ||
Пояснительная записка Программа составлена в соответствии с законом «Об образовании» Программа составлена в соответствии с законом «Об образовании», отражает обязательный минимум содержания образования по литературному... | Пояснительная записка Программа составлена в соответствии с законом «Об образовании» Программа составлена в соответствии с законом «Об образовании», отражает обязательный минимум содержания образования по литературному... | ||
Рабочая программа по учебному курсу изобразительное искусство 5-7 класс Изо, примерной программе о среднего (полного)общего образования по изо, авторской программе «Изобразительное искусство и художественный... | Пояснительная записка к рабочей программе по литературе в 11 классе... Рабочая программа соответствует Федеральному государственному стандарту и учебному плану школы, составлена на основе программы по... | ||
Пояснительная записка к рабочей программе по биологии. 9 класс рабочая... Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России от 07. 07. 2005г. №03-1263), за основу рабочей программы взята... | Пояснительная записка к рабочей программе Рабочая программа по русскому языку для 9 классов составлена в соответствии с федеральным компонентом Государственного образовательного... | ||
Календарно-тематический план на 2014-2015 учебный год для 5-7 классов... Рабочая программа по изобразительному искусству для V-VII классов составлена на основе | Пояснительная записка к учебному плану мдоу №99 Учебный план мдоу... Мкдоу детский сад №8 Л. С. Ефимова | ||
Пояснительная записка к рабочей программе по литературе для 7б, в... Рабочая программа по литературе в 7б,в классах составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций | Пояснительная записка к рабочей программе курса «Введение в биологию» 5 класс» Рабочая программа составлена в полном соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования | ||
Пояснительная записка рабочая программа по информатике и информационным... Федеральным государственным образовательным стандартом второго поколения начального общего образования | Рабочая программа по предмету география Для 10 класса (1 час в неделю, 35 часов в год) Пояснительная записка к рабочей программе учебного курса за 10 класс по географии | ||
Пояснительная записка к рабочей программе по обж 5-9 классы рабочая... Федерального компонента Государственного стандарта по основам безопасности жизнедеятельности и в соответствии с положениями Конституции... | Пояснительная записка к рабочей программе по географии рабочая программа... Муниципальное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями... |