Скачать 325.67 Kb.
|
Пояснительная записка к рабочей программе по ОБЖ 5-9 классы Рабочая программа составлена на основе: 1.Федерального компонента Государственного стандарта по основам безопасности жизнедеятельности и в соответствии с положениями Конституции Российской Федерации. 2.Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года и федеральными законами Российской Федерации в области безопасности жизнедеятельности. 3.При разработке программы учтены требования, отражённые в федеральных государственных стандартах общего образования. 4.Программа разработана с учётом комплексного подхода к формированию у обучаемых современного уровня культуры безопасности, по модульной структуре содержания курса « Основы безопасности жизнедеятельности». Структурные компоненты курса ОБЖ в учебной программе для 5- 9 классов представлены в двух учебных модулях, которые охватывают весь минимум содержания, определённый для этого курса с учётом перспектив его развития. Каждый модуль содержит по два раздела и по шесть тем. При этом количестве тем может варьироваться. Модульная система построения учебной программы позволяет более рационально распределить учебный материал. Под учебным модулем следует понимать конструктивно завершённую часть курса, и включающую в себя такой объём учебного материала, который позволяет использовать его как самостоятельный учебный компонент системы курса « Основы безопасности жизнедеятельности». Модуль 1.( М – 1) Основы безопасности личности, общества и государства. Модуль обеспечивает формирование у обучаемых комплексной безопасности жизнедеятельности в повседневной жизни и в различных опасных и ЧС. Модуль включает два раздела и шесть тем. Раздел 1 ( Р – 1) Основы комплексной безопасности( изучается с 5 по 9 класс) Раздел 2 ( Р – 2) Защита населения РФ от ЧС ( изучается с 7 по 9 класс) Модуль 2 ( М-2) Основы медицинских знаний и здорового образа жизни. Решает задачи духовно – нравственного воспитания обучаемых, формирования у них индивидуальной системы здорового образа жизни, сохранения и укрепления здоровья, а также умений оказывать первую медицинскую помощь. Модуль включает два раздела. Раздел 1 (Р -1) ОЗОЖ Раздел 2( Р – 2) Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи. Модуль 3 ( М-3) Обеспечение военной безопасности государства Раздел 1 ( Р - 1) Основы обороны государства. Раздел 2 ( Р – 2) Основы военной службы. Модульный принцип построения содержания курса « ОБЖ» позволяет: * последовательно и логически взаимосвязано структурировать тематику курса ОБЖ; 2 *повысить эффективность процесса формирования у учащихся современного уровня культуры безопасности, а также с учётом особенностей обстановки в регионе в области безопасности. После изучения каждого модуля в каждом классе выполняется итоговое задание. Это может быть реферат, доклад, проектное задание, анализ ситуации. Для реализации программы на её изучение предусмотрено по 1 часу учебного времени в неделю во всех классах ( с 5 по 9 классы) 5.Учебно - тематическое планирование составлено на основе комплексной программы: «Программы общеобразовательных учреждений «Основы безопасности жизнедеятельности 5-11 классы» для учителей общеобразовательных учреждений, под общей редакцией Смирнова А.Т., М.: « Просвещение», 2011год 6.Комплексная программа общеобразовательных учреждений «Основы безопасности жизнедеятельности - 5 -11 классы» (основная школа, средняя (полная школа): под общей редакцией Смирнова А.Т., Хренникова Б.О., М., «Просвещение» 2011 год Комплексная учебная программа по ОБЖ для 5 – 11 классов состоит из двух частей. Часть1. Основы безопасности жизнедеятельности. Учебная программа для 5 – 9 классов. Часть2 Основы безопасности жизнедеятельности. Учебная программа для 10- 11 классов. 7.Методического письма «О преподавании учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» в общеобразовательных учреждениях». Настоящая рабочая программа представляет собой часть образовательной области ОБЖ и предназначена для учащихся основной школы (5-9 классов). Место предмета в базисном учебном плане Федеральный базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации вводит обязательное изучение учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» на этапе основного общего образования. В 5-9 классах на его изучение выделяется по каждому курсу - 34 часов, из расчета 1 часа в неделю. Учебник: Основы безопасности жизнедеятельности: учеб. для учащихся 5 - 9 классов .общеобразовательных. учреждений / А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников, под общ. ред. А. Т. Смирнова. – М: Просвещение, 2011. Уровень программы: базовый Изучение тематики данной программы направлено на решение следующих задач: 1. Формирование у учащихся научных представлений о принципах и путях снижения фактора риска в деятельности человека и общества; 2. Выработку умений предвидеть опасные и чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера и адекватно противодействовать им; 3. Формирование у учащихся модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, а также развитие способностей оценивать опасные ситуации, принимать решения и действовать безопасно с учётом возможностей Изучение тематики данной программы направлено на достижение следующих целей: 1. Воспитание ответственного отношения к окружающей природной среде; к личному здоровью как индивидуальной, так и общественной ценности; к безопасности личности, общества и государства. 3 2. Развитие личных духовных и физических качеств, обеспечивающих адекватное поведение в различных опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера; потребность соблюдать нормы здорового образа жизни; подготовку к выполнению требований, предъявляемых к гражданину Российской Федерации в области безопасности жизнедеятельности. 3. Усвоение знаний: об опасных и чрезвычайных ситуациях, о влиянии их последствий на безопасность личности, общества и государства; о государственной системе обеспечения защиты населения от чрезвычайных ситуаций; об организации подготовки населения к действиям в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций; о здоровом образе жизни; об оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях; о правах и обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности. 4. Овладение умениями: предвидеть возникновение опасных и чрезвычайных ситуаций по характерным признакам их появления, а также из анализа специальной информации, получаемой из различных источников, принимать обоснованные решения и план своих действий в конкретной опасной ситуации, с учетом реальной обстановки и своих возможностей. Реализация указанных целей программы достигается в результате освоения тематики программы. Формирование современного уровня культуры безопасности является общешкольной задачей, так как изучение всех школьных предметов вносит свой вклад в формирование современного уровня культуры безопасности, но при этом ключевая роль принадлежит предмету ОБЖ. В то же время предмет ОБЖ через собственную систему образовательных модулей реализует подготовку обучающихся к безопасности жизнедеятельности в реальной окружающей среде – природной, техногенной и социальной. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА к рабочей программе по ОБЖ 10-11 классы Рабочая программа по «Основам безопасности жизнедеятельности» для учащихся 10—11 классов разработана на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования, сборника нормативных документов Основы безопасности жизнедеятельности/ сост. Э. Д. Днепров, А. Г. Аркадьев. - 4е изд., доп. - М. : Дрофа, 2008, авторской программы под общей редакцией А.Т.Смирнова, авторы программы – А.Т.Смирнов, Б.О.Хренников, М.В.Маслов, В.А.Васнев. Москва «Просвещение» 2008 год, к учебнику «Основы безопасности жизнедеятельности»-10 класс авт. М.П. Фролов, Е.Н. Литвинов, А.Т. Смирнов Москва «Астрель» 2009 г., учебник «Основы безопасности жизнедеятельности»-11 кл. авт. М.П. Фролов, Е.Н. Литвинов, А.Т. Смирнов Москва «Астрель» 2009 г., Она конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, рекомендует примерное распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся. Изучение основ безопасности жизнедеятельности в 10—11 классах направлено на достижение следующих целей: • воспитание у обучаемых ответственности за личную безопасность, безопасность общества и государства; ответственного отношения к личному здоровью как индивидуальной и общественной ценности; ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды как основы в обеспечении безопасности жизнедеятельности личности, общества и государства; • развитие духовных и физических качеств личности, обеспечивающих безопасное поведение человека в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и Социального характера; потребности вести здоровый образ жизни; необходимых моральных, физических и психологических качеств для выполнения конституционного долга и обязанности гражданина России по защите Отечества; • освоение знаний: о безопасном поведении человека в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера; о здоровье и здоровом образе жизни; о государственной системе защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени; об обязанностях граждан по защите государства; • формирование умений: оценки ситуаций, опасных для жизни и здоровья; безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях; использования средств индивидуальной и коллективной защиты; оказания первой медицинской помощи при неотложных состояниях. Реализация указанных целей обеспечивается содержанием программы, которая систематизирует знания в области безопасности жизнедеятельности, полученные учащимися в основной общеобразовательной школе, и способствует формированию у них цельного представления в области безопасности жизнедеятельности личности, общества и государства. Структурно программа состоит из трех разделов и тринадцати тем. Раздел I «Безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях» предназначен для систематизации и углубления знаний обучаемых в вопросах обеспечения личной безопасности человека и организации в Российской Федерации защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени, полученных при изучении основ безопасности жизнедеятельности в 5—9 классах. Раздел состоит из двух обобщающих тем: «Опасные и чрезвычайные ситуации, возникающие в повседневной жизни, и правила безопасного поведения», «Гражданская оборона — составная часть обороноспособности страны». Раздел II «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни» предназначен для формирования у обучаемых знаний о здоровом образе жизни, основных инфекционных и неинфекционных заболеваниях, средствах их профилактики и правилах оказания первой медицинской помощи. Раздел состоит из четырех тем. Раздел III «Основы военной службы» предусматривает изучение основных положений, раскрывающих содержание обязательной подготовки молодежи к военной службе. Раздел состоит из семи тем, в которых последовательно раскрывается содержание обязательной подготовки граждан к военной службе. В процессе изучения тематики раздела учащиеся получат начальные знания в области обороны, ознакомятся с основными положениями Военной доктрины Российской Федерации; получат сведения о Вооруженных Силах Российской Федерации, их структуре и предназначении для обеспечения национальной безопасности страны; уяснят роль и значение военно-патриотического воспитания молодежи в деле подготовки граждан России к выполнению конституционного долга по защите Отечества. Место предмета в базисном учебном плане Федеральный базисный учебный план образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает изучение учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» на этапах основного общего образования. На изучение курса «Основ безопасности жизнедеятельности» в 10-11 классах выделяется 35 часов (из расчета 1 час в неделю). Примерная программа рассчитана на 34 учебных часа (из расчета 1 час в неделю). 10 кл.-35 час.+40 час. учебные сборы, 11кл.-35 час. Предлагаемая программа предусматривает совместное изучение учебного материала юношами и девушками, кроме тем «Воинская обязанность», «Особенности военной службы», «Военнослужащий — защитник Отечества. Честь и достоинство воина Вооруженных Сил», «Основы военной службы» (практические занятия на базе воинской части), которые являются необязательными для девушек. В это время с девушками организуются занятия по углубленному изучению основ медицинских знаний по специальной программе «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни», направленной на формирование понятий о физическом, духовном и репродуктивном здоровье женщины; на подробное рассмотрение вопросов семейного права, роли женщины в современном обществе, социально-демографической обстановки в России, взаимосвязи здоровья женщины и здоровья нации. Цели курса В результате изучения основ безопасности жизнедеятельности ученик должен знать: • основные определения понятия «здоровье» и факторы, влияющие на него; • потенциальные опасности природного, техногенного и социального происхождения, характерные для региона проживания; • основные задачи государственных служб по обеспечению безопасности жизнедеятельности населения; • основы российского законодательства об обороне государства, о воинской обязанности и военной службе граждан; • состав и предназначение Вооруженных Сил Российской Федерации; • основные права и обязанности граждан по призыву на военную службу, во время прохождения военной службы и пребывания в запасе; • особенности прохождения военной службы по призыву, контракту и альтернативной гражданской службы; • предназначение, структуру и задачи РСЧС; • предназначение, структуру и задачи гражданской обороны; уметь: • перечислить последовательность действий при возникновении пожара в жилище и подручные средства, которые можно использовать для ликвидации возгорания; • перечислить порядок действий населения по сигналу «Внимание всем!» и назвать минимально необходимый набор предметов, который следует взять с собой в случае эвакуации; • объяснить элементарные способы самозащиты, применяемые в конкретной ситуации криминогенного характера; • назвать способы ориентирования на местности, подачи сигналов бедствия и другие приемы обеспечения безопасности в случае автономного существования в природных условиях; • показать порядок использования средств индивидуальной защиты; • рассказать о предназначении и задачах организации гражданской обороны; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: • ведения здорового образа жизни; • действий в опасных и чрезвычайных ситуациях; • пользования бытовыми приборами; • использования по назначению лекарственных препаратов и средств бытовой химии; • пользования бытовыми приборами экологического контроля качества окружающей среды и продуктов питания; • соблюдения общих правил безопасности дорожного движения; • соблюдения мер пожарной безопасности дома и на природе; • соблюдения мер безопасного поведения на водоемах в любое время года; • соблюдения мер профилактики инфекционных заболеваний; • оказания первой медицинской помощи пострадавшим, находящимся в неотложных состояниях; • вызова (обращения за помощью) в случае необходимости соответствующих служб экстренной помощи; • подготовки к профессиональной деятельности, в том числе к военной службе. |
Пояснительная записка к рабочей программе по курсу «Истоки» Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций | Пояснительная записка рабочая программа по биологии для 7 класса... Содержание рабочей программы полностью соответствует таковому в авторской программе | ||
Пояснительная записка к рабочей программе по истории (10-11 классы)... Федерального компонента государственного образовательного стандарта, утвержденного При-казом Минобразования РФ от 05. 03. 2004 года... | Пояснительная записка к рабочей программе Рабочая программа по русскому языку для 5 класса составлена на основе авторской программы для 5- 9 кл.: Ладыженской Т. А. Баранова... | ||
Пояснительная записка к рабочей образовательной программе «Специальность: аккордеон» Рабочая образовательная программа «Специальность: аккордеон» составлена для учащихся, обучающихся по дополнительной предпрофессиональной... | Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе федерального... В рабочей программе определен перечень демонстраций, лабораторных опытов, практических занятий | ||
Пояснительная записка к рабочей программе по литературе для 7б, в... Рабочая программа по литературе в 7б,в классах составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций | Пояснительная записка к Рабочей программе по музыке 6 класс (общеобразовательный... Рабочая программа составлена на основе программы «Музыка» под редакцией Сергеевой Г. П. и Критской Е. Д. для 5-7 классов общеобразовательных... | ||
Пояснительная записка к рабочей программе по курсу «Новая история.... Пояснительная записка к рабочей программе по курсу «Новая история. Конец XV-XVIII в в.» 7 класс | Пояснительная записка к рабочей программе по геометрии 8 класс рабочая... Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования,(2004 мо РФ от 05. 03. 2004г.№1089 Москва) | ||
Пояснительная записка к рабочей программе по обж ... | Пояснительная записка к рабочей программе по химии в 10 классе по... ... | ||
Пояснительная записка к рабочей программе Рабочая программа по русскому языку для 9 классов составлена в соответствии с федеральным компонентом Государственного образовательного... | Пояснительная записка к Рабочей программе по Всеобщей истории Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования по истории, Примерной... | ||
Рабочая программа по обж для 10, 11 классов Пояснительная записка Рабочая программа предмета «обж 10,11 класс» на 2012-2013 учебный год разработана на основе | Рабочая программа средней школы пояснительная записка к рабочей программе... |