Литература как искусство слова





Скачать 257.79 Kb.
НазваниеЛитература как искусство слова
страница1/2
Дата публикации27.05.2015
Размер257.79 Kb.
ТипЛитература
100-bal.ru > Литература > Литература
  1   2
Семинарские занятия
Цель и назначение семинарских занятий по курсу «Литературоведение» заключается в том, чтобы 1) овладеть основными приемами научного анализа художественного произведения, 2) приобрести элементарные навыки работы с научно-теоретическими текстами. Получив общие представления об эстетической сущности литературы как искусства слова, об основных закономерностях художественного развития, студенты-бакалавры конкретизируют знания в процессе аналитического (профессионального) рассмотрения произведений словесного искусства. Как правило, это произведения, уже известные из школьной программы и не требующие дополнительных историко-литературных комментариев.

Особое внимание уделяется изучению основных систем стихосложения, природы стихотворной речи, формированию и закреплению навыков «автоматического» определения стихотворных размеров. Предполагаются индивидуальные задания, требующие от студентов умения понять суть научной концепции, сопоставить различные точки зрения на дискуссионную проблему.

В процессе подготовки к практическим занятиям бакалавры отрабатывают навыки грамотного конспектирования, составления тезисов и планов, а также принципы работы с литературоведческой терминологией.

На заключительном занятии предусмотрено выполнение письменной работы «Опыт целостного анализа отдельного произведения».
Семинарское занятие 1.

Литература как искусство слова

Задание

Изучите по хрестоматии "Введение в литературоведение" фрагменты работ: В.Г. Белинский "Взгляд на русскую литературу 1847 года" (об отличии искусства от науки); А.И. Буров "Эстетическое и художественное"; Г.О. Лессинг "Лаокоон, или о границах живописи и поэзии". Дополнительно: Г.В.Ф. Гегель "Лекции по эстетике" (о поэзии).

Составьте схему, отражающую основные отличия литературы от науки.

Дайте научное объяснение сочетаниям, типа: "поэзия – говорящая живопись", "архитектура – застывшая музыка".

План

  1. Искусство как особая сфера человеческой культуры. Происхождение искусства из первобытного синкретизма: связь с ритуалом, магией, мифологией.

  2. Художественная литература как искусство слова. Своеобразие ее "материала". Эстетическая сущность литературы: художественное и научное познание, общность и различия.

  3. Литература и действительность. Теория мимезиса (подражания) и отражения. Религиозные концепции искусства.

  4. Литература в системе пространственных и временных видов искусства. Трактат Лессинга "Лаокоон, или о границах живописи и поэзии".

Литература

  1. Андреев Ю.А. О соотношении и эволюции художественного и научного познания // О прогрессе в литературе / Под ред. А.С. Бушмина. – Л., 1977. − С.121-162.

  2. Аристотель. Об искусстве поэзии. – М., 1957. §1, 9.

  3. Белецкий А.И. В мастерской художника слова. – М., 1995.

  4. Введение в литературоведение. Хрестоматия (любое издание).

  5. Добин Е.С. Сюжет и действительность. Искусство детали. – Л., 1981.

  6. Кожинов В.В. Сюжет, фабула, композиция // Теория литературы. Основные проблемы в историческом освещении. Кн.2. – М., 1964.

  7. Волков И. Ф. Художественная литература как вид искусства: Сущность художественного творчества (концепции сущности искусства) // Волков И. Ф. Теория литературы: Учеб. пособие для студентов и преподавателей. М., 1995. С. 6–38.*

  8. Ингарден Р. О различном понимании правдивости («истинности») в произведении искусства // Ингарден Р. Исследования по эстетике. – М., 1962.

  9. Хализев Е. В. Искусство как познавательная деятельность // Хализев В. Е. Теория литературы. [1999]   М., 2002.*

  10. Лессинг Г.Э. Лаокоон, или О границах живописи и поэзии. – М., 1957.

  11. Лихачев Д.С. Литература – реальность – литература. – Л., 1981.

  12. Лихачев Д.С. Раздумья. – М., 1991.

  13. Лотман Ю.М. О содержании и структуре понятия «художественная литература» // Лотман Ю.М. Избранные статьи. Т. 1. − Таллинн, 1992. − С. 203-216: http://www.philology.ru/literature1/lotman-92a.htm

  14. Тодоров Ц. Понятие литературы. Семиотика. − М., 1983. − С. 355-369.


Словари и справочные издания

  1. Борев Ю.Б. Эстетика. Теория литературы: Энциклопедический словарь терминов. М., 2003.*

  2. Литературоведение. Литературное произведение: основные понятия и термины. Под редакцией Л.В. Чернец: http://stavatv.narod.ru/dopolnit/book0080.htm

  3. Эстетика: Словарь / Под общ. ред. А.А. Беляева и др. – М., 1989.

  4. ФЭБ: Фундаментальная электронная библиотека. Словари, энциклопедии: feb-web.ru/


Семинарское занятие 2.

Литературное произведение как художественное целое

Задание

Изучите по хрестоматии "Введение в литературоведение" фрагменты работ: Г.В.Ф. Гегель "Лекции по эстетике" (о единстве формы и содержания в искусстве); Л.Н. Толстой "Письма Н.Н.Страхову, 23 и 26 апр.1876 г."; А.А. Потебня "Из записок по теории словесности", А.Н. Веселовский "Поэтика сюжета".

На конкретных примерах докажите тезис: "Содержание есть не что иное, как переход формы в содержание, а форма есть не что иное, как переход содержания в форму" (Гегель).

План

  1. Литературное произведение как системное единство элементов содержания и формы; их взаимосвязь и условность разграничения.

  2. Идейно-тематическая основа произведения: тема – предмет художественного изображения, идея – выражение авторской позиции. Тема, тематика, проблематика. В чем заключается идейно-тематическое своеобразие повести А.С. Пушкина "Капитанская дочка"

  3. Художественный образ. Его функции. Типология. Охарактеризуйте типологию художественных образов в поэме Н.В. Гоголя "Мертвые души".

  4. Сюжет, композиция, фабула. Соотношение понятий. Как соотносятся в романе М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени" сюжет, фабула, композиция?


Литература

  1. Белецкий А.И. В мастерской художника слова. – М., 1995.

  2. Введение в литературоведение. Хрестоматия (любое издание).

  3. Добин Е.С. Сюжет и действительность. Искусство детали. – Л., 1981.

  4. Кожинов В.В. Сюжет, фабула, композиция // Теория литературы. Основные проблемы в историческом освещении. Кн.2. – М., 1964.

  5. Лихачев Д.С. Литература – реальность – литература. – Л., 1981.

  6. Лихачев Д.С. Раздумья. – М., 1991.

  7. Томашевский Б.В. Теория литературы. Поэтика: Учеб. пособие / Вступ. статья Н.Д. Тамарченко; Комм. С.Н. Бройтмана при участии Н.Д. Тамарченко. – М., 1999. (Сюжетное построение).

  8. Храпченко М.Б. Горизонты художественного образа. − М., 1982.

Словари и справочные издания

  1. Краткая литературная энциклопедия и Литературный энциклопедический словарь (соответствующие статьи).

  2. Литературоведение. Литературное произведение: основные понятия и термины. Под редакцией Л.В. Чернец: http://stavatv.narod.ru/dopolnit/book0080.htm

  3. ФЭБ: Фундаментальная электронная библиотека. Словари, энциклопедии: feb-web.ru/


Семинарское занятие 3.

Литературные роды и жанры

Задание

Изучите по хрестоматии "Введение в литературоведение" фрагменты работ: Аристотель "Об искусстве поэзии", Н. Буало "Поэтическое искусство", Г.В.Ф. Гегель "Лекции по эстетике", В.Г. Белинский "О русской повести и повестях Гоголя", В.В. Кожинов "О принципах деления литературы на роды", на основании их дайте теоретическое обоснование категориям "литературный род", "жанр (вид)".

Охарактеризуйте жанрово-родовое своеобразие произведений А.С. Пушкина "Евгений Онегин" и "Капитанская дочка", Н.В. Гоголя "Мертвые души", Л.Н. Толстого "Война и мир".

План

  1. Принцип деления литературы на роды как теоретическая проблема. Аристотель, Буало, Гегель, Белинский о различии между литературными родами по содержательным и формальным признакам.

  2. А.Н. Веселовский о жанрово-родовом синкретизме. Дискуссионность понятия "литературный род" в современном литературоведении. Жанр как "память искусства" (М. Бахтин).

  3. Эпос и эпические жанры. Генезис и эволюция.

  4. Лирика и лирические жанры. Генезис и эволюция.

  5. Драма и драматические жанры. Генезис и эволюция.

  6. Пограничные и индивидуальные жанрово-родовые образования. Устойчивость и историческая изменчивость категории "жанр".

  7. Сатира – четвертый род литературы? Обоснуйте свою точку зрения.

Литература

  1. Введение в литературоведение. Хрестоматия (любое издание).

  2. Гачев Г.Д. Содержательность художественных форм. Эпос. Лирика. Театр. – М., 1968.

  3. Жанр // Теория литературы: Учеб. пособие для студ. филол. фак. высш. учеб. заведений: В 2 т. / Под ред. Н. Д. Тамарченко. − М., 2004. Т. 1. С. 361–442.*

  4. Жанры // Введение в литературоведение: Учеб. пособие / Л. В. Чернец, В. Е. Хализев, А. Я. Эсалнек и др.; Под ред. Л. В. Чернец. − М., 2004. 2. Литературные роды и жанры. Жанры. С. 161–170.

  5. Жанры // Хализев В. Е. Теория литературы. − М., 2002. С. 357–382.*

  6. Жирмунский В. М. Введение в литературоведение: Курс лекций. − СПб., 1996. (Лекция 20. Проблема жанра; Лекция 21. Историческая эволюция жанра).*

  7. Кожинов В. В. К проблеме литературных родов и жанров // Теория литературы. Основные проблемы в историческом освещении. Роды и жанры литературы. Кн. 2. − М., 1964.

  8. Лихачев Д.С. Отношение литературных жанров между собой // Лихачев Д.С. Поэтика древнерусской литературы. – М., 1979.

  9. Маркевич Г. Литературные роды и жанры // Маркевич Г. Основные проблемы науки о литературе. − М., 1980.

  10. Род // Теория литературы: Учеб. пособие для студ. филол. фак. высш. учеб. заведений: В 2 т. / Под ред. Н. Д. Тамарченко. − М., 2004. Т. 1. С. 273–276.*

  11. Род литературный // Литературная энциклопедия терминов и понятий / Под ред. А. Н. Николюкина. − М., 2003. С. 882–883.

  12. Родовая принадлежность произведения. О четвертом роде литературы и внеродовых формах // Введение в литературоведение: Учеб. пособие / Л. В. Чернец, В. Е. Хализев, А. Я. Эсалнек и др.; Под ред. Л. В. Чернец. − М., 2004. 2. Литературные роды и жанры. С. 134–161.

  13. Теория литературных жанров: учеб. пособие для студ. учреждений высш. проф. образования. М.: Академия, 2011. − 256 с. (Серия «Бакалавриат»).

  14. Хализев В. Е. Глава V. Литературные роды и жанры // Хализев В. Е. Теория литературы. − М., 2002. С. 331–335.*

  15. Чернец Л.В. Литературные жанры: Проблемы типологии и поэтики. – М., 1982. (См.: Раздел: Типология жанров и литературный процесс.)*

  16. Чичерин А.В. Возникновение романа-эпопеи. – М., 1959.

Словари и справочные издания

  1. Краткая литературная энциклопедия и Литературный энциклопедический словарь (соответствующие статьи).

  2. ФЭБ: Фундаментальная электронная библиотека. Словари, энциклопедии: feb-web.ru/


Семинарское занятие 4.

Анализ эпического произведения

Задания
  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Литература как искусство слова iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Литература и жизнь. Литература как искусство слова. Вымысел. Литература как учебный предмет
Литература как искусство слова iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Литература и история. Литература как искусство слова. Литература и другие виды искусства
Литература как искусство слова iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Литература и история. Литература как искусство слова. Литература и другие виды искусства
Литература как искусство слова iconЛитература Класс 7
Литература как искусство слова и ее роль в духовной жизни человека. Выявление уровня литературного развития
Литература как искусство слова iconЛитература как искусство слова. Теория литературы. Литература как...
Иметь представление о литературе как словесном виде искусства, о литературных родах и жанрах
Литература как искусство слова iconТематическое планирование Литература 9 класс № п\п Тема Основные...
Литература как искусство слова и ее роль в духовной жизни человека. Выявление уровня литературного развития
Литература как искусство слова iconТематическое планирование курса литературы в V x класс
Цели и задачи предмета "Литература". Литература как искусство слова. Чтение и восприятие художественной литературы. Вымысел и художественное...
Литература как искусство слова iconТема Количество часов
Введение. Литература как искусство слова. Роль литературы в духовной жизни человека
Литература как искусство слова iconЛитература: учить «Родина» Лермонтов, сочинение по творчеству Пушкина,...
Литература как искусство слова и ее роль в духовной жизни человека. Выявление уровня литературного развития
Литература как искусство слова iconТематическое планирование по литературе в 8 класс
Введение. Образное отражение жизни в искусстве. Художественный образ. Литература как искусство слова
Литература как искусство слова iconКалендарно-тематическое планирование по литературе 5 класс
Литература как искусство слова. Взаимоотношения литературы и других видов искусств. Фигуры речи
Литература как искусство слова iconТематическое планирование по литературе 7 9 класс
Образное отражение жизни в искусстве. Художественный образ. Литература как искусство слова. Другие виды искусства
Литература как искусство слова iconРазвернутое тематическое планирование по литературе в 8 классе Примечание
Введение. Образное отражение жизни в искусстве. Художественный образ. Литература как искусство слова
Литература как искусство слова iconЛитература как искусство слова. Язык как предмет и средство изображения
Котюрова М. П. Лингвистическое выражение связности речи в научном стиле (сравнительно с художественным) : Автореферат диссертации...
Литература как искусство слова iconТематическое планирование курса литературы в 8 классе
Урок Литература как искусство слова. Отличие литературы от других видов искусства
Литература как искусство слова iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Урок Литература как искусство слова. Отличие литературы от других видов искусства


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск