Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «томский государственный педагогический университет» (тгпу) утверждаю декан пф





Скачать 329.21 Kb.
НазваниеГосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «томский государственный педагогический университет» (тгпу) утверждаю декан пф
страница1/2
Дата публикации10.06.2015
Размер329.21 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Литература > Документы
  1   2
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(ТГПУ)

УТВЕРЖДАЮ

Декан ПФ

___________ Г.Ю. Титова

«___» __________ 2010 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ДПП.Ф.03 История отечественной литературы


Томск 2010
1.Цели и задачи дисциплины
Цель — знакомство с культурно-историческими обстоятельствами формирования основных этапов развития отечественной литературы, с особенностями литературного процесса каждой эпохи.

Задачи:

- формирование представления о закономерностях литературного процесса, этапах и направлениях его становления в России, о соотношении разных эстетических систем, творческих методов, жанрово-родовых новаций, об индивидуальных творческих достижениях в каждую эпоху;

- выработка навыков анализа художественных текстов разной эстетической природы в их типологических, исторических проявлениях и неповторимости авторских решений.
2.Требования к уровню освоения содержания дисциплины
- представлять основания периодизации истории отечественной литературы;

- знать о своеобразии каждого ее периода, о доминирующих в нем направлениях (творческих методах: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм) и эстетических системах (модернизм, авангард, постмодернизм), о жанровом составе каждой эпохи, стилевых особенностях, о художественных открытиях, обогативших отечественную и мировую культуру;

- иметь навыки профессионального литературоведческого анализа художественных произведений в аспекте исторической поэтики, жанрово-родовой природы, индивидуально-творческих достижений отдельных авторов;

- аргументировано высказывать суждения на заданную тему со ссылками на анализируемый текст, с использованием языка предметной области, соответствующих понятий и терминов теории литературы.
3.Объем дисциплины и виды учебной работы


Вид учебной работы

Всего часов

Семестры

3

Общая трудоемкость дисциплины

160

160

Аудиторные занятия

90

90

Лекции

54

54

Практические занятия

36

36

Семинары

-

-

Лабораторные работы

-

-

И (или) другие виды аудиторных занятий

-

-

Самостоятельная работа

70

70

Курсовой проект (работа)

-

-

Расчетно-графические работы

-

-

Реферат

-

-

И (или) другие виды самостоятельной работы

-

-

Вид итогового контроля (зачет, экзамен)

Экзамен — 3 сем.

экзамен



4.Содержание дисциплины
4.1.Разделы дисциплины и виды занятий


№ п/п

Раздел дисциплины

Лекции

Практич. занятия

Самост. работа

1.

Древнерусская литература: периодизация, основные жанры. поэтика.

10

8

14

2.

Русская литература XVIII в. Классицизм. Реформа стихосложения, эволюция жанров и стилей. Сентиментализм.

2

4

14

3.

Русская литература XIX в. Романтизм. Реализм. Классические повествовательные жанры (роман, повесть, рассказ). Лирика. Драматургия и театр.

20

8

14

4.

Русская литература XX в. Понятие культуры и литературы «серебряного века». Основные направления, поиски в области художественной формы.

20

8

14

5.

Творчество крупнейших писателей, анализ основных произведений. Проблема индивидуального художественного стиля. Взаимодействие русской и всемирной литературы.

2

8

14




ИТОГО

54

36

88


4.2.Содержание разделов дисциплины
Раздел 1. Древнерусская литература: периодизация, основные жанры, поэтика.

История русской литературы X-XVII вв. Периодизация, основные жанры, поэтика. Летописи. Жития. Воинские повести. Слова. Бытовая повесть. Сатирическая повесть.

Древняя русская литература – начальный этап развития русской литературы. Предпосылки возникновения древнерусской литературы. Периодизация и значение ДРЛ. Ее специфические особенности. Центральные темы древнерусской литературы: патриотизм, государственное строительство, народное единство и героизм. Характер ее историзма, публицистичность. Летописание. Композиция жития. Художественный метод древнерусской литературы, система жанров, тесная связь жанра и стиля. Стили древнерусской литературы (эпический, монументального историзма, эмоционально-экспрессивные).

Анализ основных произведений ДРЛ (ПВЛ, «Слово о полку Игореве», «Повесть о Петре и Февронии Муромских».

«Повесть временных лет» как литературный памятник, ее состав, редакции и источники. «Повесть временных лет» и фольклор: отзвуки в летописи обрядовой поэзии, топонимических легенд, преданий, дружинной поэзии, народного эпоса, сказок, половиц, поговорок, загадок. Летописные сказания о князе Олеге, княгине Ольге, Никите Кожемяке, повесть об ослеплении Василька Теребовольского. Приемы изображения исторических событий, характер стиля. Элементы агиографического жанра и стиля в летописи. Язык и стиль «Повести временных лет». Связь стиля летописи с народно-поэтической и книжной традициями. Значение «Повести временных лет» для последующего развития русского летописания и литературы.

«Поучение» Владимира Мономаха. Образ выдающегося государственного деятеля древней Руси. Идеал князя-воина и правителя в «Поучении». Элементы автобиографии. Соотношение церковных и светских элементов в языке и стиле «Поучения».

«Слово о полку Игореве». История его открытия, опубликования и изучения. Споры о подлинности «Слова». Идея «Слова» - призыв русских князей к единению как раз накануне татаро-монгольского нашествия. Сюжет и композиция. Художественной своеобразие «Слова о полку Игореве». Анализ воинских повестей («Повесть о разорении Рязани Батыем», «Сказание о Мамаевом побоище»). Житийные и фольклорные элементы в «Повести о Петре и Февронии Муромских».

Раздел 2. Русская литература XVIII в. Классицизм. Сентиментализм. Реформа стихосложения, эволюция жанров и стилей.

Особенности литературного процесса XVIII в., ее периодизация и значение. Реформа литературного языка и стихосложения.

Русская литература XVIII в. как переходный этап от культуры средневекового типа к культуре общеевропейской. Многообразие в идеологической. культурной, стилевой, жанровой сферах. Сосуществование традиций фольклора, древней литературы, новых культурных явлений, органично прививающихся на русской почве. Персоналии (А.Д. Кантемир, М.В. Ломоносов, Г.Р. Державин, Д.И. Фонвизин, А.Н. Радищев, Н.М. Карамзин).

Классицизм как художественный метод. Социально-исторические и философские предпосылки возникновения нового метода в России. Метафизический метод познания мира и человека. Нормативность поэтики классицизма. Характерные черты и особенности русского классицизма: развитие традиций древнего периода, отечественная тематика и проблематика произведений. Своеобразие русского классицизма.

Сентиментализм как художественный метод. Сентиментализм как творческий метод и русский сентиментализм.

Анализ сентиментальной повести Н. Карамзина «Бедная Лиза»

Н.М. Карамзин. Эстетика сентиментализма в повести «Бедная Лиза». Проблема «естественного человека» и возможности человеческого счастья. Исторические повести («Наталья, боярская дочь», «Марфа-посадница»). Проблема государственной власти, исторической судьбы страны.

Раздел 3. Русская литература XIX в. Романтизм. Реализм. Классические повествовательные жанры (роман, повесть, рассказ). Лирика. Драматургия и театр.

Литературный процесс в России начала XIX века. Судьбы классицизма и сентиментализма. Литературные общества: «Арзамас», «Беседа любителей русского слова».

Романтизм как общеевропейское направление в литературе и искусстве. Особенности русского романтизма начала XIX В. Гносеологические корни романтизма. Философские, историко-социальные и эстетические основы романтизма. Особенности русского романтизма, разновидности русского романтизма (элегический, эпикурейский, философский и др.).

Литературный процесс конца 1820-х-1840-х гг. Движение от романтизма к реализму. Становление реализма. Особенности литературного процесса 60-х-90-х гг. XIX в.

Персоналии XIX века (Батюшков, Жуковский, Пушкин, Лермонтов, Гоголь, Тургенев, Фет, Тютчев, Некрасов, Достоевский, Толстой, Чехов).

Анализ «Повестей Белкина» А.С. Пушкина. Басенное творчество И.А. Крылова. Анализ литературной сказки Лермонтова («Ашик-Кериб»). Анализ лиро-эпических поэм Лермонтова («Мцыри», «Песня про купца Калашникова»). Анализ драматических произведений писателей XIX века (творчество Грибоедова, Пушкина, Гоголя). Анализ драмы Лермонтова «Маскарад». Анализ «Записок охотника» («Бежин луг», «Живые мощи»)
И.С. Тургенева. «Стихотворения в прозе» И.С. Тургенева. Анализ автобиографической трилогии Л.Н. Толстого. Анализ поэмы Н.А. Некрасова «Мороз — Красный нос». Анализ творчества Ф.М. Достоевского. Анализ повестей А.П. Чехова. Анализ основных тем русской поэзии XIX века.

Раздел 4. Русская литература XX века. Понятие культуры и литературы «серебряного века». Основные направления, поиски в области художественной формы.

Своеобразие литературного процесса в России на рубеже XIX — в первой трети ХХ веков. Периодизация литературного развития. Ведущие тенденции развития русской культуры и литературы Серебряного века. Исторические судьбы реализма, его модификации в разных авторских моделях. Проблематика реалистического творчества.

Персоналии XX века (Горький, Маяковский, Есенин, символисты, Булгаков, Платонов, Пастернак, Шолохов, Битов, Шукшин, Распутин, В. Астафьев, Л. Петрушевская, Т. Толстая и др.). Анализ ранних романтических произведений Горького. Анализ русской поэзии XX века. Основные мотивы творчества. Анализ творчества русских писателей первой волны эмиограции (Дон-Аминадо, Тэффи и др.). Тема Великой Отечественной войны в литературе.

Раздел 5. Творчество крупнейших писателей, анализ основных произведений. Проблема индивидуального художественного стиля. Взаимодействие русской и всемирной литературы.

И.А. Крылов. Творчество И.А. Крылова как наиболее значительное явление в демократическом течении русской литературы первой четверти века. Тема борьбы за национальную культуру, против сентиментализма и галломании в комедиях Крылова («Модная лавка», «Урок дочкам»), новаторство Крылова-баснописца (сопоставление с Эзопом, Лафонтеном).

Реализм басен Крылова, характерность образов, сюжетов, поэтической речи. Жанровые особенности басен.

А.С. Пушкин. Творческий путь А.С. Пушкина. Лицейские годы. «Руслан и Людмила». Фольклорные мотивы, демократизация языка, пародия на элегический романтизм Жуковского. Литературная полемика вокруг поэмы.

Ссылка на юг. Связи Пушкина с деятелями Южного общества декабристов. Усиление революционных мотивов в творчестве поэта («В.Л. Давыдову», «Кинжал», «Наполеон» и др.).

Ссылка в Михайловское. Утверждение принципов реализма и народности в творчестве Пушкина. Стихотворения этого периода.

Отклик Пушкина на поражение и казнь декабристов. Возвращение из ссылки. Обращение к самодержавной власти с преобразовательной программой и призывами о прощении декабристов. Отношение Пушкина к декабристам после поражения восстания («Послание в Сибирь», «Арион», «Анчар»).

Болдинская осень 1830 г., многообразие творчества этого периода. Лирика. «Повести Белкина» как начало русской реалистической прозы. Проблема «маленького человека». («Станционный смотритель», «Гробовщик»). Стиль «Повестей Белкина». Литературно-полемическая направленность прозы. Пушкина, элементы пародии на романтизм.

М.Ю. Лермонтов как явление в истории русской поэзии. Ранняя лирика Лермонтова. Ее антикрепостнические и свободолюбивые мотивы («Жалоба турка», «Предсказание», «10 июля», «30 июля», «Желание», «Парус»).

Выражение политического протеста в творчестве Лермонтова после гибели Пушкина. «Смерть Поэта» как гневный памфлет против придворной знати и самодержавия. Резкое осуждение политического индифферентизма, бездеятельности, пошлости жизни дворянства («Дума», «I-е января»). Ненависть к самодержавию и крепостничеству («Прощай, немытая Россия»). Мотивы одиночества в творчестве Лермонтов и их социальный смысл. Страстная жажда свободы, борьбы, жизни («Узник», «Соседка», «Пленный рыцарь» и др.). Идеи патриотизма и народности («Бородино». «Родина»). Образ поэта-гражданина («Поэт», «пророк»).

«Песня про купца Калашникова» как выражение протеста против деспотизма. «Песня…» - историческая поэма; связь ее стиля с народным творчеством.

Поэма «Мцыри». Утверждение свободолюбивого, активного героя. Значение образа Мцыри как положительного героя в русской литературе. Романтизм поэм Лермонтова. Национальная самобытность лермонтовской поэзии. Традиции эпической поэзии Пушкина и декабристов в поэмах Лермонтова. Жанрово-стилистические особенности поэм.

Значение Лермонтова в истории литературы.

Н.В. Гоголь – крупнейший представитель критического реализма в русской литературе. Новый, «гоголевский» тип творчества; тематика, проблематика, стиль. Сопоставление Гоголя с Пушкиным и Лермонтовым. Противоречивость писателя. Роль символики и фантастики в гоголевском творчестве.

Удаль и размах народной жизни в «Вечерах на хуторе близ Диканьки». Народная фантастика, сочетание романтизма и реализма в «Вечерах».

Петербургские повести. Изображение социальных противоречий столицы. Контрасты между мечтой и действительностью в «Невском проспекте». Критика искусства, служащего меркантильным целям («Портрет»). Образы жертв современного общества. «Записки сумасшедшего», «Шинель», тема маленького человека. Эволюция фантастики в творчестве Гоголя.

Драматургия Гоголя, ее связи с традициями Фонвизина, Грибоедова и Мольера.

Ф.И. Тютчев. (обзорно) Место Ф.И. Тютчева в истории русской поэзии. Философская лирика Тютчева. мотивы одиночества («Silentium!», «Фонтан», «Душа моя Элизиум теней»). Пантеизм Тютчева («Не то, что мните вы, природа», «Видение», «Сумерки»). Тема хаоса в природе («Сон на море», «О чем ты воешь, ветр ночной», «День и ночь»). Тема любви и смерти («О, как убийственно мы любим», «Близнецы»). Политическая лирика («Море и утес», «Цицерон». «29 января 1837 г.»). Славянофильские мотивы поэзии Тютчева («Эти бедные селенья». «Умом Россию не понять»). Своеобразие трактовки природы в лирике поэта («Весенняя гроза», «Весенние воды», «Осенний вечер», «Есть в осени первоначальной…», «Летний вечер»). Параллелизм явлений природы и человеческой жизни. Декламационно-ораторская патетика. Своеобразие мелодики и ритма.

А.А. Фет. (обзорно). Особенности лирики А.А. Фета. Ее основные мотивы. Место красоты и вечных ценностей в лирике Фета («Из тонких линий идеала», «Сияла ночь. Луной был полон сад», «Ласточки», «Только в мире и есть…»). Импрессионистические элементы («На стоге сена ночью южной…»), фиксация неопределенных чувств, переходных состояний души. Проповедь «чистого искусств»; раздор с поколением, политический консерватизм Фета («К памятнику Пушкина 26 мая 1880», «Псевдопоэту», «Вот наш патент на благородство», «1 марта 1881»). Ритмика и мелодика фетовского стиха. Фет как поэт-новатор. Влияние поэзии Фета на творчество русских символистов (И. Анненский, А Блок и др.)

И.С. Тургенев. Ранний период творчества Тургенева: лирика, поэмы. («Стено», «Параша», «Разговор»). Их отношение к пушкинско-лермонтовским традициям. Сближение Тургенева с Белинским и «натуральной школой». Гоголевские традиции в ранних произведениях Тургенева. Выражение в «Записках охотника» передовых, антикрепостнических тенденций творчества писателя. Образы помещиков, крестьян, «лишних людей» в «Записках охотника».

Тургенев – мастер реалистического романа и повести. Принципы характеристики героев и развития сюжета в повестях и романах Тургенева. Мастерство «тайной психологии»; лиризм повествования как особенность художественной манеры Тургенева. Значение пейзажа в его произведениях. Типы композиции романов и повестей. Изящество и мелодичность языка произведений Тургенева. Общественная актуальность творчества Тургенева.

Заслуги Гончарова в разработке русского реалистического романа. «Обломов» как вершина творчества писателя. Критика обломовщины. Роман как «знамение времен» (Добролюбов) и «капитальнейшая вещь» (Л. Толстой).

Художественные особенности романов Гончарова. Внутренняя связь трех романов.

А.Н. Островский – создатель русского реалистического театра (обзорно). Место драматурга в борьбе общественно-литературных направлений эпохи. Островский и Гоголь. «Гроза» - самое значительное произведение Островского дореформенного периода. Образы самодуров в «Грозе» (Дикой. Кабаниха). Тихон и Борис – Варвара и Кудряш; их отношение к «темному царству». Образ Катерины, ее стихийный протест против подавления личности; образ Кулигина. Статьи Добролюбова и Писарева о «Грозе».

Н.А. Некрасов. Место Н.А. Некрасова в истории русской литературы. Некрасов и Пушкин. Связь Некрасова с поэзией Кольцова, с творчеством Рылеева, Полежаева, Лермонтова.

Крестьянско-демократические идеалы Некрасова. Поэмы «Коробейники», «Мороз, Красный нос».

М.Е. Салтыков-Щедрин. Щедрин как создатель социально-политической сатиры мирового значения. Ранний период творчества.

«История одного города» как сатира на самодержавный режим и бюрократию. Разоблачение общественного строя пореформенной России, реакционеров и либералов, проблема народа и власти в «Истории одного города». Природа гротеска в сатире Щедрина.

Творчество Щедрина в 80-е гг. «Сказки» («Премудрый пискарь», «Здравомыслящий заяц», «Либерал», «Карась-идеалист», «Орел-меценат», «Медведь на воеводстве»). Своеобразие жанра сказок.

Ф.М. Достоевский. Проблема периодизации творчества писателя. Связи молодого Достоевского с передовым идейным движением (кружок Петрашевского), с «натуральной школой». Высокая оценка Белинским романа «Бедные люди». Тема маленького человека.

Романы Достоевского. «Преступление и наказание», «Идиот». «Бесы» как роман-предупреждение против всякого тоталитаризма. Роман «Братья Карамазовы», его идеи и образы. Публицистическое и художественное в «Дневнике писателя», рассказ «Сон смешного человека».

Н.С. Лесков. Место Н.С. Лескова в литературном движении второй половины XIX в. Противоречивость творчества Лескова в 60-е гг. Его стихийный демократизм. Рассказы из крестьянской жизни, их близость к демократической литературе 60-х гг. («Житие одной бабы»); яркие бытовые повести («Леди Макбет Мценского уезда»)

Произведения о героизме и талантливости русского человека, воспевание в них творческого труда народа («Запечатленный ангел», «Очарованный странник», «Левша», «Тупейный художник»).

Лесков – мастер реалистической позы. Народная языковая стихия в произведениях Лескова.

Л.Н. Толстой. Раннее творчество Толстого. «Детство», «Отрочество», «Юность». Нарастание критических элементов в трилогии. Проблема нравственного самоусовершенствования. Военные рассказы. Тема патриотизма в «Севастопольских рассказах». Тема природы и культуры в произведениях «Три смерти», «Казаки», «Холстомер», идея превосходства людей из народа над представителями паразитического класса.

А.П. Чехов. А.П. Чехов как крупнейший представитель русского критического реализма конца XIX в. Отражение в его творчестве эпохи перехода от политической реакции 80-х гг. к подъему общественного движения перед революцией 1905 г. Периодизация творчества Чехова.

Ранний период творчества, сотрудничество в юмористических журналах. Роль пародийного начала в творчестве Чехова. Развитие и переосмысление им традиционных тем и образов русской литературы XIX в. («Толстый и тонкий», «Смерть чиновника», «Злоумышленник»). Традиции Щедрина в сатирической новелле Чехова («Хамелеон», «Маска», «Унтер Пришибеев»). Общественно-политический смысл юмористики Чехова в период правительственной реакции.

Произведения середины 80-х гг. («Тоска», «Счастье», «Враги», «Степь», «Припадок»). Последовательный демократизм, эмоциональная выразительность, лиризм, музыкальность этих произведений. Неразрывность принципов правды и красоты в творчестве писателя.

Постановка важнейших проблем эпохи и человеческого бытия в произведениях «Скучная история», «Жена», «Палата № 6», «Рассказ неизвестного человека», «Черный монах», «Моя жизнь», «Дом с мезонином». Принцип объективности в творчестве Чехова; своеобразие способов выражения авторской позиции. Значение идейной и творческой независимости от народничества, толстовства, либеральных и религиозных иллюзий. Высота нравственных требований к человеку и борьба «с уклонениями от нормы» («Попрыгунья», «Учитель словесности», «Анна на шее», «Ионыч», «Человек в футляре», «Крыжовник»); изображение внутреннего распада господствующих порядков и отражение этого распада в сознании представителей различных слоев общества («Бабье царство», «Три года», «Случай из практики»); крестьянская трилогия («Мужики», «Новая дача», «В овраге»).
5. Лабораторный практикум
Не предусмотрен.
6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины
6.1. Рекомендуемая литература
а)основная литература:

  1. Гудзий, Н. К. История древней русской литературы / Н. К. Гудзий. - М., 2003.

  2. Зайцев, В. А. История русской литературы второй половины XX века : Учебник / В. А. Зайцев. - М., 2004.

  3. Лебедева, О. Б. История русской литературы XVIII в. / О. Б. Лебедева. - М., 2003.

  4. Русская литература XX века : Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. В 2 т. / под ред. Л. П. Кременцова. - М., 2003.

  5. Смирнова, Л. А. История русской литературы / Л. А. Смирнова. -. М., 2003.


б)дополнительная литература:

  1. Благой, Д. Д. История русской литературы XVIII в. / Д. Д. Благой. - М., 1960.

  2. Еремин, И. П. Литература Древней Руси / И. П. Еремин. - М., 1966.

  3. Западов, А. В. Поэты XVIII в. / А. В. Западов. - М., 1979.

  4. История русской литературы X-XVII в. / под ред. Д. С. Лихачева. - М., 1990.

  5. История русской литературы XIX в. 1800-1830 гг. Источниковедче6ская хрестоматия. - М., 1993.

  6. История советской литературы : Новый взгляд. В 2-х ч. - М., 1990.

  7. Купреянова, Е. Н. Национальное своеобразие русской литературы / Е. Н. Купреянова, Г. П. Макогоненко. - Л., 1976.

  8. Кусков, В. В. История древнерусской литературы / В. В. Кусков. - М., 1998.

  9. Лейдерман, Н. Л. Современная русская литература : 1950-1990-е годы : Учеб. пособие для студентов высших учебных заведений. В 2 т. / Н. Л. Лейдерман, М. Н. Липовецкий. - М., 2003.

  10. Литература Древней Руси : Хрестоматия / под ред. Д. С. Лихачева. - М., 1990.

  11. Лихачев, Д. С. Поэтика древнерусской литературы / Д. С. Лихачев. - Л., 1979.

  12. Мусатов, В. В. История русской литературы первой половины XX века (советский период) / В. В. Мусатов. - М., 2001.

  13. Овчаренко, А. Большая литература (60-80-е гг.) / А. Овчаренко. - М., 1986.

  14. Орлов, П. А. История русской литературы XVIII в. / П. А. Орлов. - М., 1991.

  15. Прокофьев, Н. И. Древняя русская литература : Хрестоматия / Н. И. Прокофьев. - М., 1988.

  16. Русская литература XVIII в. : Хрестоматия / сост. В. А. Западов. - М., 1979.

  17. Русская литература XVIII в. / сост. Г. П. Макогоненко. - Л., 1970.

  18. Русская литература XX века : Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. В 2 т. / под ред. Л. П. Кременцова. - М., 2003.

  19. Русская литература рубежа веков (1890-е — начало 1920-х годов). - Кн. 1. - М., 2000.

  20. Скороспелова, Е. Русская проза XX века / Е. Скороспелова. - М., 2003.

  21. Соколов, А. И. История русской литературы XIX века / А. И. Соколов. - М., 1985.

  22. Федоров, В. И. Русская литература XVIII века / В. И. Федоров. - М., 1990.


6.2. Средства обеспечения освоения дисциплины
Рабочие программы дисциплины, составленные преподавателями кафедры ПиМНО. Дидактические материалы.
7. Материально-техническое обеспечение дисциплины
Аудиторный фонд ТГПУ. Компьютерные классы.
8. Методические рекомендации и указания по организации изучения дисциплины
8.1. Методические рекомендации преподавателю
Основные формы организации обучения: проведение лекций (в виде традиционных и проблемных лекций); практических / семинарских занятий (в виде обсуждения прочитанных текстов, литературоведческого анализа, читательских конференций и семинаров), различные формы самостоятельной работы студентов, промежуточные аттестации студентов (в виде контрольных работ и тестирования), консультации, экзамен.

Самостоятельная работа студента предполагает различные формы индивидуальной учебной деятельности: читательская и аналитическая деятельность, конспектирование научной литературы, ведение аннотированного списка прочитанных книг, проектирование, выполнение тематических творческих заданий и пр. Выбор форм и видов самостоятельной работы определяются индивидуально-личностным подходом к обучению совместно преподавателем и студентом.
8.2. Методические указания для студентов
Перечень контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы

ДПП.В.02 Инновационная работа в школе

Русская литература X-XVII вв.

Переводная литература. Бибдия. Шестодневы. Патнрики. Апокрифы.

Основные произведения, отразившие идею централизованного государства — Стоглав, Степенная книга, Великие Минеи-четьи, Домострой. Стремление организовать образ жизни средневекового человека. «Домострой» как руководство в повседневной жизни человека. Период возникновения, композиция, основная идея. Эстетический идеал «Домостроя». Значение произведений XVI в.

Сочинения протопопа Аввакума. Раскол в русской церкви XVII в. и его философское, культурное, политическое значение. Старообрядческая литература. Жизнь протопопа Аввакума и его политические взгляды. Стиль, язык, жанровые особенности «Жития» протопопа Аввакума. Символика текста «Жития». Композиция «Жития».

Русское барокко. Творчество Симеона Полоцкого. Придворная литература XVII в., ее основные эстетические функции. Понятие «барокко», истоки возникновения этого направления, своеобразие русского барокко. Основные произведения С. Полоцкого. «Вертоград многоцветный», «Рифмологион». Значение творчества С. Полоцкого.

Русская литература XVIII в.

В.К. Тредиаковский — создатель теории русского тонического стихосложения. Научная, поэтическая, переводческая деятельность. Силлабические, силлабо-тонические стихи. «Езда в остров Любви»: жанровые, стилистические особенности.

Эволюция творчества А.П. Сумарокова. Разработка драматических жанров. Поэтика жанра трагедии. Жанр комедии в творчестве Сумарокова. Основные жанры лирики Сумарокова. Басенное творчество.

Драматургия Д.И. Фонвизина. Тема воспитания и проблема частной жизни дворянского сословия в творчестве Д.И. Фонвизина. Сатирическое изображение уклада российской жизни. Жанровое своеобразие комедии «Недоросль». Проблема воспитания, образования ума и нравственности; противопоставление уродливым и невежественным помещикам (Скотининым, Простаковым) образца чести и достоинства (Стародум, Софья). Быт и бытие в комедиях Д.И. Фонвизина. Выход за рамки классицистического канона.

Ранняя проза А.Н. Радищева. Структура повествования в «Путешествии из Петербурга в Москву». Композиция, проблема автора и героя повествования. Эстетические идеалы и устремления А.Н. Радищева. Особенности художественного метода А.Н. Радищева.

Н.М. Карамзин. Исторические повести («Наталья, боярская дочь», «Марфа-посадница»). Проблема государственной власти, исторической судьбы страны.

Русская литература XIX в.

Басенное творчество И.А. Крылова. Реализм, народность, жанровое новаторство Крылова — баснописца. Особенности стиля и языка басен Крылова.

Творчество А.С. Пушкина. Южные поэмы Пушкина. Особенности пушкинского романтизма. Поэмы «Кавказский пленник», «Бахчисарайский фонтан» как романтические поэмы. Поэма «Цыганы» (движение от романтизма к реализму). Принципы реализма в романе Пушкина «Евгений Онегин». Традиции романтизма. Белинский о романе. Трагедия «Борис Годунов». История создания. Принципы историзма в трагедии. Образ царя и образ народа. Новаторство Пушкина — драматурга. «Маленькие трагедии». Социально-философская проблематика. Своеобразие поэтики. Проблема соотнесенности классицистических и реалистических начал в драматургии Пушкина. Проза Пушкина в контексте русской прозы конца XVIII начала XIX вв.

Н.В. Гоголь. Драматургия Гоголя. «Ревизор», проблематика и художественная природа. Осмысление Гоголем драматургии начала XIX в.: полемика и оценки.

Натуральная школа как ведущее направление в русской литературе 1840-1850-х гг. История возникновения. Происхождение термина, состав, органы, издания. Белинский как теоретик натуральной школы. Традиции Гоголя, Пушкина и Лермонтова, Тютчева, Фета в творчестве писателей натуральной школы. Эстетика натуральной школы. Типы конфликта, сюжетология, жанровая динамика (физиологический очерк, повесть, роман).

И.А. Гончаров. Раннее творчество. Роман «Обломов», его осмысление в современной критике. Сюжетно-композиционный рисунок романа как выражение авторской позиции. Исследование социальной, нравственной и эстетической ориентации «лишнего человека» Обломова. Особенности эпической манеры Гончарова. Н.А. Добролюбов о романе.

Лирика Некрасова, ее проблематика, особенности поэтики. Некрасов — поэт «натуральной школы». Жанровое многообразие, связь с устным народным творчеством.

Творчество М.Е. Салтыкова-Щедрина. Начало творческого пути сатирика. «История одного города» - шедевр политической сатиры Салтыкова-Щедрина. «Господа Головлевы» - новый тип социального романа. Образ Иудушки. «Сказки»: проблематика и поэтика. Искусство сатиры Салтыкова-Щедрина: гротеск, фантастика, эзоповское иносказание.

Творчество Н.С. Лескова. Личность и мировоззрение Н.С. Лескова. Антинигилистические романы. Повесть «Леди Макбет Мценского уезда», проблема страсти, преступления и наказания. Лесковские хроники о талантливых «самородках» («Левша», «Очарованный странник», «Запечатленный ангел», «Тупейный художник»). Сказка как жанрово-образующее начало.

Личность и мировоззрение В.Г. Короленко. «Сибирские рассказы» («Чудная», «Сон Макара», «Соколинец»). Нравственно-философская концепция повести «Слепой музыкант». Проблема свободы выбора. Проблема художественного метода Короленко. Синтез реализма и романтизма в творчестве писателя 80-90-х гг., символика и ритмика прозы («Лес шумит», «Огоньки»). «История моего современника» как художественные мемуары.

Русская литература XX в.

Своеобразие литературного процесса в России на рубеже XIX - в первой трети XX вв. Периодизация литературного развития. Представление о ведущих тенденциях развития русской культуры Серебряного века в зарубежных и советских изданиях разных десятилетий. Исторические судьбы реализма, его модификации в разных авторских моделях. Проблематика реалистического творчества.

Развитие традиций Л. Толстого, Ф. Достоевского, А. Чехова на романтической основе в творчестве А. Куприна; на импрессиониситической — в лирической прозе И. Бунина 90-х гг., на экспрессионистической — в рассказах и драмах Л. Андреева.

Художественные открытия М. Горького советской поры; искания М. Булгакова, А. Платонова, М. Шолохова. Тенденции импрессионизма в прозе первой волны эмиграции.

Литература послевоенного периода (1945-1956). Лирические поэмы первых послевоенных лет «Дом у дороги» А. Твардовского как крупнейшее произведение о судьбах Родины и народа, тема возвращения к мирному труду, созидательной деятельности. Творчество В. Тендрякова. Лирика Н. Заболоцкого, А. Твардовского, С. Маршака, А. Ахматовой. В. Луговского, Н. Асеева, Б. Пастернака, Л. Мартынова и др. Творчество Пришвина 1940-1950 гг.: актуализация философской, этической проблематики; своеобразие понимания личности и общества. Связь с классической русской литературой, народнопоэтической традицией. Художественное своеобразие рассказов-миниатюр. Философско-лирический стиль Пришвина.

Литература второй половины 1950-х — начала 1960 гг.

Общая характеристика периода 1950-1960 гг. как периода «оттепели». Попытка постижения существенных противоречий социально-политического развития в конце 50-х — начале 60-х гг. Проза Г. Николаевой, В. Дудинцева, Д. Гранина, В. Тендрякова.

«Деревенская» проза. Становление и развитие ее в творчестве Ф. Абрамова, В. Шукшина, А. Солженицына, В. Астафьева, В. Белова, С. Залыгина, Б. Можаева, В. Распутина и др.

Новое изображение человека на войне. Обогащение проблематики и жанровое разнообразие прозы о Великой отечественной войне (К. Симонов, В. Гроссман, Ю. Бондарев, К. Воробьев, Г. Бакланов, В. Быков). «Судьба человека». М. Шолохова — рассказ о подвиге и трагедии русского солдата. «Военная» проза Ю. Бондарева. Эволюция творчества. Нравственно-философское осмысление тем жестокости и мужества на материале произведений В. Гроссмана, К. Симонова. Трагедия народа, пережившего удары репрессий тоталитарного режима в прозе (творчество А. Солженицына, В. Шаламова, К. Симонова, Ю. Бондарева) и в поэзии (творчество А. Твардовского, А. Ахматовой, Б. Пастернака).

Роман Б. Пастернака «Доктор Живаго». Творческая история, замысел, его воплощение и судьба романа. Концепция личности и ее роли в истории.

«Молодая проза» (В. Аксенов, А. Кузнецов, А. Рекемчук, В. Войнович, Г. Владимов, А. Приставкин, В. Максимов и др.).

Расцвет творчества поэтов военного поколения (С. Наровчатов, М. Дудина, Б. Слуцкий, Ю. Друнина, Д. Самойлов, Е. Винокуров, С. Орлов, А. Межиров и др.). Идейно-художественные поиски нового поэтического поколения рубежа 1950-1960 гг. (А. Вознесенский, Е. Евтушенко, Р. Рождественский, Б. Ахмадулина, Н. Рубцов и др.). «Авторская» песня (Б. Окуджава, А. Галич, В. Высоцкий и др.).

Своеобразие конфликта, тематики и проблематики драматургии. Идейно-тематическое, проблемное богатство социально-психологической драмы (А. Арбузов, В. Розов, А. Володин, А. Вампилов и др.).

Основные проблемы развития литературы 1960-1990 гг. Периодизация литературного процесса второй половины ХХ в.:

- период конца 50-х — начала 60-х гг.: время исследования национального характера, восстановления статуса первичности законов общинного существования, осмысления личности как самоопределяющейся части целого; зарождение новых принципов художественного творчества в условиях «оттепели»;

- период середины 60-х — начала 70-х гг. отчуждение носителя персонального сознания от государства и общества; «индивидуализация» жизни; диссидентство как проявление личностного знания в ситуации утраты социальных иллюзий; поиск универсальных ценностей существования;

- период 70-х гг.: попытка целостного осмысления судьбы нации и личности с позиций метафизических основ бытия;

- период 80-х гг.: фиксация состояния разрушенной веры в абсолютные ценности; кризис художественного сознания и увеличение потока массовой культуры; утверждение игрового начала в жизни и в культуре. Многоликость и разноплановость литературы, порожденные публикацией «задержанно» и эмигрантской литературы в годы «перестройки»;

- период 90-х гг.: социальные преобразования и изменение традиционных представлений о роли культуры; приоритеты постмодернистской культуры.

Проза В. Распутина. «Последний срок». Ценность онтологического начала в личности деревенской культуры. Разрушение в условиях современной реальности традиционных основ человеческой жизни и культуры. «Прощание с Матерой». Мифологическое начало в повести. Архаические представления о единстве человека и природы. Универсализация предназначения человека в мире. Проблема самоопределения в реальности. Память как ориентир в поиске смысла личностного существования. Современность в разрушительных последствиях торжества цивилизации. «Живи и помни». Последствия отторжения личности от рода. Драматизм выбора между родовыми и личностными индивидуалистическими ценностями, реализация архаической оппозиции «мужское/женское».

Повествование в рассказах В.П. Астафьева «Царь-рыба». Неоднозначность образа природного мира в книге. Соотношение природного начала и цивилизации: противоречия, антагонизм, взаимообусловленность? Человек как носитель естественного и технократического: проблема ценностной ориентированности современного человека. Автор как носитель личностного самосознания, не отстраненный от природного бытия и рода.

Проза о войне: новое в изображении войны и осмыслении человека на войне.

Роман Ю. Домбровского «Факультет ненужных вещей». Абсолютные и относительные ценности в истории и в индивидуальной судьбе личности. Обретение собственной шкалы нравственных ценностей и ориентированность на нее в условиях тотального давления обстоятельств. Сопротивление и компромисс. Тема предательства (мотив «второго» Иуды). Проза о современности.

Роман А. Битова «Пушкинский дом».

Авторское видение судьбы современника в потоке реальности. Проблем мифологизации и демифологизации сознания. Самоопределение личности в потоке повседневности. Роль и назначение культуры в духовной жизни человека: культура как аккумулятор ценностей человечества и культура как каталогизация поведенческих моделей. Человек в истории (род Одоевцевых): исторические ситуации как условия, способствующие самопознанию личности. Поэтика романа: автор и герой, многоуровневость повествования, ирония и самоирония.

Венедикт Ерофеев. Поэма «Москва — Петушки».

Принцип интертекстуальности как основа многомерности сюжета поэмы (мифы о России; культурно-исторические аллюзии и реминисценции; религиозные идеи в произведении). Субъектная организация текста (Веничка — герой — повествователь-двойник биографического автора). Пространство и время в поэме. Судьба героя как реализация авторской идеи трагической несостоятельности личности в воплощении собственного духовного потенциала.

Повесть С. Довлатова «Заповедник»: проблема десакрализации искусства и культуры в современном мире; многомерность и неоднозначность потока действительности; презумпция авторского понимания неидеальности современного человека.

Поэзия И. Бродского. Эволюция творчества; эстетика и поэтика лирики. Проблема переживания человеком тотального одиночества в ситуации распада бытия. Одиночество и свобода. Вещь как преодоление неустойчивости мира. Вещь и проблема преодоления пустоты. «Человек есть испытатель боли» (И. Бродский). Ирония как прием отстранения. Акт творчества, перевод бытия в текста — сопротивление пустоте. Бродский и культура. Тема времени. («Остановка в пустыне», «Конец прекрасной эпохи», «Часть речи», «Новые стансы к Августе», «Урания»).
  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «томский государственный педагогический университет» (тгпу) утверждаю декан пф iconГосударственное образовательное учреждение высшего профессионального...

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «томский государственный педагогический университет» (тгпу) утверждаю декан пф iconГосударственное образовательное учреждение высшего профессионального...

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «томский государственный педагогический университет» (тгпу) утверждаю декан пф iconГосударственное образовательное учреждение высшего профессионального...
Цель: сформировать представление у студентов о сущности процесса торфообразования
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «томский государственный педагогический университет» (тгпу) утверждаю декан пф iconГосударственное образовательное учреждение высшего профессионального...
Лфк; показания, ограничения и противопоказания к физической нагрузке у различных групп населения
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «томский государственный педагогический университет» (тгпу) утверждаю декан пф iconГосударственное образовательное учреждение высшего профессионального...

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «томский государственный педагогический университет» (тгпу) утверждаю декан пф iconГосударственное образовательное учреждение высшего профессионального...
Мхов – Покрытосеменных; основные вопросы фитоценологии, рационального использования и охраны растительного покрова
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «томский государственный педагогический университет» (тгпу) утверждаю декан пф iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Учебная дисциплины Гиревой спорт относится к дисциплине по выбору студента б в. 16, вариативная часть
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «томский государственный педагогический университет» (тгпу) утверждаю декан пф iconГосударственное образовательное учреждение высшего профессионального...
Цель курса – совершенствование культуры письменной речи слушателей в интересах повышения эффективности речевого общения
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «томский государственный педагогический университет» (тгпу) утверждаю декан пф iconГосударственное образовательное учреждение высшего профессионального...
Цели и задачи дисциплины: Цель: приобретение студентами знаний, умений и навыков по аранжировке растений
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «томский государственный педагогический университет» (тгпу) утверждаю декан пф iconГосударственное образовательное учреждение высшего профессионального...
Цель – приобретение студентами знаний о разнообразии растений Сибири и о возможностях их использования в качестве лекарственных
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «томский государственный педагогический университет» (тгпу) утверждаю декан пф iconГосударственное образовательное учреждение высшего профессионального...
...
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «томский государственный педагогический университет» (тгпу) утверждаю декан пф iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «томский государственный педагогический университет» (тгпу) утверждаю декан пф iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «томский государственный педагогический университет» (тгпу) утверждаю декан пф iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «томский государственный педагогический университет» (тгпу) утверждаю декан пф iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «томский государственный педагогический университет» (тгпу) утверждаю декан пф iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск