Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного предпрофессионального образования детей Детская школа искусств г.Нерюнгри
ПРОГРАММА
По учебному предмету
по.03 уп.01 «Музыкальная литература»
к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе
«Народные инструменты».
г.Нерюнгри
2013
Одобрено:
Методическим советом
ДШИ г. Нерюнгри
| Утверждаю:
Директор Елисеева И.В.
« » ________ 2013г. _________
(подпись)
| Разработчик: Чапанова Татьяна Георгиевна, преподаватель
Резензент:
Резензент:
Пояснительная записка Данная программа учебного предмета «Музыкальная литература» является частью дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства в соответствии с ФГТ по программе «Народные инструменты», «Духовые инструменты».
Срок реализации программы 5 лет.
В первый класс принимаются дети в возрасте от 10 до 12 лет.Форма проведения аудиторных занятий групповая.
Объем учебного времени и виды учебной работы.
Максимальная учебная нагрузка по программе 5-летнего обучения всего 346,5 часов,в том числе:
Обязательная аудиторная учебная нагрузка 147,5 часов (по 1 часу в неделю в 1-4 классах и по 1,5 часа в неделю в 5 кл.)
Контрольные уроки,зачеты,и т. д. -3 часа(по 1,5 часа в 7 и 9 полугодиях)
Проведение выпускного экзамена в 5 классе-0,5 часа
Консультации (всего) по 8 часов-по 2 часа во 2-5-х классах
Самостоятельная работа 165 часов
Данная программа составлена на основе Министерской программы по предмету «Музыкальная литература» для детских музыкальных школ и музыкальных отделений школ искусств,а так же примерной программы и методических рекомендаций ФГТ.
Цель программы: воспитание и развитие у обучающихся личностных качеств,позволяющих понимать культурные ценности разных народов,знание творческих биографий зарубежных и отечественных композиторов,знание музыкальных произведений различных исторических периодов,стилей,жанров и форм от эпохи барокко до современности,знание фольклорных истоков музыки и профессиональной музыкальной терминологии.
Задачи программы:уметь определять на слух фрагменты из произведений композиторов,формировать у учащихся навыки по выполнению теоретического анализа музыкального произведения: формы,жанровые черты,фактурные и ладовые особенности.
Формы работы на уроке:
Лекция
Прослушивание фрагментов из произведений и характеристика прослушанных примеров,их жанровых и стилистических особенностей.
Тест
Викторина
Домашние задания:
Решение тестов
Умение исполнять музыкальные отрывки из произведений
Написание рефератов по данной теме
Составление кроссвордов
Творческие задания
Условия реализации данной программы:
Наличие учебных групп (от 3-6 человек)
Наличие кабинета,оснащенного для проведения групповых занятий
Наличие технического оборудования( магнитофона,телевизора,компьютера)
Наличие фоно и видеотеки
Сотрудничество с другими музыкальными школами,обмен опытом
Соблюдение межпредметных связей
Механизм оценки:
Опрос всей группы в виде собеседования как проверка подготовки дом.задания
Опрос в виде тестирования
Викторина
Методическая и культурно-просветительская деятельность
Проведение конкурсов,олимпиад,тематических вечеров,концертов,лекций-бесед
Посещение театров,музеев,филармоний
Привлечение других школ искусств и отделений в организации культурно-просветительных мероприятий (региональные конкурсы и олимпиады)
Методические рекомендации
В данном учебном курсе музыка представлена произведениями народного и классического искусства различных жанров,стилей и национальных композиторских школ.
Важным моментом содержания предмета является изучение и повторение тем мировой и отечественной истории,а так же теоретических сведений по музыке.Большую роль в предмете «Музыкальная литература» играют слушательские навыки,которые помогают грамотно анализировать музыку.Еще одним важным навыком является умение грамотно устно выражать свои знания и мысли.
Программа 5-летнего обучения состоит из нескольких разделов:
Первый год обучения-вводный.Основные разделы обучения-знакомство с выразительными средствами музыки,с инструментами симфонического оркестра,с музыкальными формами,жанрами.
Второй год обучения посвящен западноевропейской музыке,охватывая эпоху барокко,классицизма и романтизма в творчестве И.С.Баха,Й.Гайдна,В.А.Моцарта,Л.В.Бетховена,Ф.Шуберта,Ф.Шопена.Музыкальный материал знакомит учащихся с такими формами,как полифония,сонатная и сонатно-симфоническая.
Третий и четвертый года предусматривают темы,посвященные основным представителям русской музыки 19 века-М.И.Глинке,А.С.Даргомыжскому,М.П.Мусоргскому,А.П.Бородину,Н.А.Римскому-Корсакову,П.И.Чайковскому,а так же освещает один из самых сложных периодов в истории отечественного музыкального искусства-XX век.Он включает биографические сведения таких композиторов,как А.К.Лядов,А.К.Глазунов,А.Н.Скрябин,С.В.Рахманинов,И.Ф.Стравинский,С.С.Прокофьев,Д.Д.Шостакович,Г.В.Свиридов и других композиторов.
Пятый год обучения посвящен массовой музыкальной культуре 30-х-80-х годов и знакомит учащихся с такими направлениями в музыке,как джаз,кантри,блюз,рок-н-ролл,шансон,танцевальной музыкой 80-х годов,а так же с опереттой и водевилем. Важным разделом пятого года обучения является изучение якутского музыкального фольклора и профессионального
Первый год обучения
| № п.п.
| Наименование темы
| Музыкальный материал
| Кол-во часов
| Тема 1
| Введение. Легенды о музыке. Аполлон, Орфей, Садко.
| Глюк,мелодия из оп. «Орфей»,Р-Корсаков опера «Садко»,хор «Высота ли высота поднебесная».
| 3
| Тема 2
| Выразительные средства музыки:мелодия,гармония,лад,ритм,тембр,регистр.
| П.И.Чайковский,балет «Спящая красавица»,И.С.Бах «Прелюдия С-dur»,М.Равель «Болеро»,П.И.Чайковский «Болезнь куклы».
| 3
| Тема 3
| Симфонический оркестр.
| С.С.Прокофьев,симфоническая сказка «Петя и Волк»,Б.Бриттен «Путеводитель по оркестру для молодежи», Р-Корсаков «3 чуда» из оперы «Сказка о царе Салтане».
| 5
| Тема 4
| Фактура.Ее типы.
| И.С.Бах 2-х и 3-х голосные инвенции.
| 1
| Тема 5
| Музыкальные формы
| П.И.Чайковский, «Детский альбом».
| 2
| Тема 6
| Музыка и слово.Песня и романс.Речитатив и кантилена.
| Ф.Шуберт «Форель»,М.И.Глинка «Ночной смотр»,Р-Корсаков «Песня про татарский полон», С.В.Рахманинов «Вокализ».
| 3
| Тема 7
| Музыка и движение.Марши.Танцы.
| В.Агапкин «Прощание славянки»,Д.Верди марш из оперы «Аида»,гопак,бульба,трепак,лезгинка в произведениях комп.-классиков.Тарантелла,вальс,менуэт,сицилиана.
| 3
| Тема 8
| Программно-изобразительная музыка.
| М.Мусоргский «Картинки с выставки»,Р-Корсаков «Полет шмеля» из оп. «Сказка о царе Салтане»,Сен-Санс «Карнавал животных»,А.К.Лядов «Кикимора», «Баба-Яга», «Волшебное озеро».
| 3
| Тема 9
| Музыка и театр.О музыкальных жанрах.
| Э.Григ «Пер Гюнт»- «Утро», «Смерть Озе», «Танец Анитры», «В пещере горного короля», «Песня Сольвейг».
| 2
| Тема 10
| Балет в России.
| П.И.Чайковский балет «Щелкунчик» увертюра,марш,ростелки,сценасражения,дивертисмент,вальсцветов,Адажио.
| 3
| Тема 11
| Опера.Из истории оперы.
| М.И.Глинка опера «Руслан и Людмила»- увертюра,2 песни Баяна,сценапохищения,рондоФарлафа,арияРуслана,арияЛюдмилы,маршЧерномора,хор «Ах ты свет,Людмила».
| 3
| Тема 12
| Детская музыка композиторов XX века.
| К.Дебюсси «Детский уголок»,М.Равель «Матушка-гусыня»,Б.Барток,фортепианные пьесы для детей.
| 2
|
|
|
| Итого 33
| музыкального творчества Якутии,начиная с М.Н Жиркова,Г.А.Григоряна,Г.Н.Комракова,Н.С.Берестова,З.К.Степанова,В.Г.Каца и заканчивая современной якутской музыкой 80-х-90-х годов.
Второй год обучения
№п.п.
| Наименование темы
| Музыкальный материал
| Кол-во часов
| Тема 1
| Введение. Музыка древнего мира. Полифония. Рождение оперы. Оратория и кантата. Жанры. Инструментальная музыка 17 века.
| Р.Персел, ария Дидоны из оперы «Дидона»,К.Глюк ,мелодия из оперы «Орфей»,Г.Гендель «Аллилуйя» из оратории «Мессия»,аллеманда, куранта, сарабанда, жига
| 3
| Тема 2
| И.С.Бах.Биография и обзор творчества.
| «Токката и фуга» ре минор для органа,2-х и 3-х голосные инвенции, «Французская сюита» до минор, «Прелюдия и фуга» до мин.из 1 тома ХТК.
| 5
| Тема 3
| Музыкальный театр 18 века. Опера. Инструментальная музыка 18 в. Сонатно-симфонический цикл.
|
| 2
| Тема 4
| Й.Гайдн. Биография и обзор творчества.
| «Симфония Ми-ь мажор», соната Ре мажор, соната ми минор.
| 5
| Тема 5
| Л.В.Бетховен. Биография и обзор творчества.
| Соната № 8 «Патетическая», соната № 14 «Лунная», Симфония №5,Увертюра «Эгмонт».
| 7
| Тема 6
| О романтизме в музыке. Жанры.
|
| 1
| Тема 8
| Ф.Шуберт. Биография и обзор творчества.
| Песни из цикла «Прекрасная мельничиха» и «Зимний путь», «Музыкальный момент» фа минор, «Вальс» си минор, «Экспромт» Ми ь мажор.
| 3
| Тема 9
| Ф.Шопен. Биография и обзор творчества.
| Мазурки, «Полонез» Ля мажор, «Вальс» до# минор, ноктюрны, прелюдии, этюды.
| 3
| Тема 10
| Зарубежное музыкальное искусство XIX века.
| Музыкальные отрывки из произведений Д.Верди, Ж.Бизе, Ф.Листа, И.Штрауса, Э.Грига.
| 1
|
|
|
| Итого 33
| Третий год обучения
№п.п.
| Наименование темы
| Музыкальный материал
| Кол-во часов
| Тема 1
| Введение. Музыкальная культура конца 18-начала 19 веков.
|
| 1
| Тема 2
| Песня и романс.
| А.Алябьев «Соловей», А.Гурилев «Колокольчик», «Вьется ласточка сизокрылая», А.Варламов «Белеет парус одинокий».
| 1
| Тема 3
| М.И.Глинка. Биография и обзор творчества.
| Опера «Иван Сусанин», симфонические произведения «Камаринская», «Вальс-фантазия», увертюра к опере «Руслан и Людмила», песни и романсы.
| 7
| Тема 4
| А.С.Даргомыжский. Биография и обзор творчества.
| Опера «Русалка», песни и романсы.
| 4
| Тема 5
| Русская музыка 2-й половины 19 века.Могучая кучка.
|
| 1
| Тема 6
| А.П.Бородин.Биография и обзор творчества.
| Опера «Князь Игорь», симфония №2 «Богатырская», песни и романсы.
| 6
| Тема 7
| М.П.Мусоргский.Биография и обзор творчества.
| Опера «Борис Годунов», фортепианный цикл «Картинки с выставки», песни.
| 6
| Тема 8
| Н.А.Римский-Корсаков. Биогафия и обзор творчества.
| Опера «Снегурочка», симфоническая сюита «Шехеразада».
| 7
|
|
|
| Итого 33
| Четвертый год обучения
№п.п.
| Наименование темы
| Музыкальный материал
| Кол-во часов
| Тема 1
| П.И.Чайковский. Биография и обзор творчества.
| Опера «Евгений Онегин»,симфония «Зимние грезы».
| 8
| Тема 2
| Русская музыка 19-20-х веков.Русские меценаты и общественные деятели
| С.Танеев,симфония до минор.А.Лядов «Кикимора»,А.Глазунов,балет «Времена года».
| 3
| Тема 3
| А.Н.Скрябин.Биография и обзор творчества.
| Этюд ре# минор, «Поэма экстаза»,прелюдии.
| 2
| Тема 4
| С.В.Рахманинов.Биография и обзор творчества.
| Прелюдия до#минор,музыкальный момент ми минор,2-й концерт для фортепиано с оркестром,романсы, «Вокализ».
| 4
| Тема 5
| И.Ф.Стравинский. Биография и обзор творчества.
| Балет «Петрушка».
| 2
| Тема 6
| Отечественная музыка в 1920-е-1950-е годы.Песня,опера,симфония,балет,оратория и кантата.
| Фрагменты из произведений композиторов И.Дунаевского,А.Хачатуряна и др.
| 1
| Тема 7
| С.С.Прокофьев. Биография и обзор творчества.
| Пьесы из сб.«Детская музыка»,кантата «Александр Невский»,балеты «Золушка»и «Ромео и Джульетта»,симфония до# минор 1 часть.
| 5
| Тема 8
| Д.Д.Шостакович. Биография и обзор творчества.
| «Ленинградская»симфония №7,Iчасть,квинтет соль минор,поэма «Казнь Степана Разина».
| 3
| Тема 9
| Отечественная музыка 1960-х-1990-х годов.
|
| 1
| Тема 10
| Г.В.Свиридов. Биография и обзор творчества.
| Поэма «Памяти Сергея Есенина»,Свиридов и Пушкин.
| 2
| Тема 11
| Композиторы последней трети XX века.
| В.А.Гаврилин,С.А.Губайдулина,С.М.Слонимский,А.П.Петров.
| 1
|
|
|
| Итого 33
| Пятый год обучения
№ п.п.
| Наименование темы
| Музыкальный материал
| Кол-во часов
| Тема 1
| А.И.Хачатурян
| Балет «Спартак»(адажио Спартака и Фригии, смерть гладиатора). Балет «Гаянэ»(танец с саблями).Концерт для скрипки с оркестром ре мин 1ч.
| 4,5
| Тема 2
| Российские композиторы второй половины XXв.Р.К.Щедрин
| «Озорные частушки » для симф.орк.Балет «Конек-горбунок»,опера «Не только любовь»
| 3
| Тема 3
| А.Шнитке
| «Симфония» № 1,Allegro
| 3
| Тема 4
| Массовая музыкальная культура 1930-1980-х годов
| И.Дунаевский-песни к кинофильмам,А.Пахмутова,Ю.Саульский-популярные песни.
| 1,5
| Тема 5
| Русский и французский шансон
| Л.Утесов,М.Бернес,В.Высоцкий,Ю.Ким,Л.Успенская,М.Шуфутинский,Эдит Пиаф,Ив.Монтан,МирейМатье,Далида,ПатрисияКаас
| 3
| Тема 6
| Рок-музыка 50-х-80-х годов.Джаз,кантри,рок-н рол,блюз.Клубная танцевальная музыка.Диско 80-х.
| Элвис Пресли,BTATLES,Элтон Джон,ДДТ, «Агата Кристи», «ABBA», «BONEYM», А.Пугачева,Л.Лещенко,В.Леонтьев,ВИА «Самоцветы», «Песняры», «Веселые ребята», «Цветы»,Ю.Антонов и др.
| 7,5
| Тема 7
| Оперетта.Водевиль.
| Имре Кальман «Принцесса цирка»,худ.фильм «Ах,водевиль».
| 3
| Тема 8
| Якутский музыкальный фольклор.Традиционные стили пения дьиэрэтииырыа и дэгэрэнырыа.Круговые танцы народов Севера. Национальные инструменты-хомус и кырыымпа.
| У.Г.Нохсоров- «Тойук о Великой победе»,песниолонхо,вилюйский,амгинский,олекминскийohуохай.Соло на хомусе И.Е Алексеева,соло на кырыымпеИ.Неустроева.
| 7,5
| Тема 9
| Профессиональное музыкальное творчество Якутии.Музыкальная культура Якутии 20-х-50-х годов.А.Н.Скрябин,Ф.Г.Корнилов,М.Н.Жирков
| М.Н.Жирков,опера «НьургунБоотурстремительный»,увертюра,номера из оперы.Вальс «Веселое настроение», «Вечерняя песня».
| 3
| Тема 10
| Музыкальная культура в Якутии в 50-е-60-е годы.Новые жанры в якутской музыке.
| Романсы «Ласточка», «Северные былины», «Якутский танец».
| 1,5
| Тема 11
| Г.А.Григорян,Г.Н.Комраков.
| Г.А.Григорян «Концерт для скрипки с оркестром», «Песня охотника», «Сахамсирэбарахсан»,увертюра из оперетты «Цветок Севера». Г.Н.Комраков «Песня оленя», «Тихий вечер».
| 4,5
| Тема 12
| Н.С.Берестов,З.К.Степанов,В.Г.Кац.
| Н.С.Берестов «Концертная импровизация для хомуса и симфонического оркестра»-фрагмент.З.К.Степанов «Ритуальный танец шамана»,увертюра «Радость».В.Г.Кац пьесы для детей «Детский альбом»,фрагменты из балета «Кюн-Куо».
| 4,5
| Тема 13
| Современная якутская музыка 80-х-90-х годов.Центры музыкальной культуры и образования в Якутии.
| П.Н.Иванова «Симфоническая поэма», «Предание»-фрагмент.В.В.Ксенофонтов «Тойук для скрипки с оркестром».
| 3
|
| Итого 49,5
| Список литературы
Брянцева В. «Музыкальная литература зарубежных стран», 2-й год обучения.
Осовицкая З., Казаринова А. «Музыкальная литература зарубежных стран», 1-й год обучения.
Козлова Н. «Русская музыкальная литература», 3-й год обучения.
Аверьянова О. «Отечественная муз.литература», 4-й год обучения.
Калинина Г. «Пособие по музыкальной литературе», выпуск 1-й - 4-й.
Шорникова М. «Музыкальная литература, её формы и жанры», 1-й год обучения.
Сорокотягин Д. «Музыкальная литература в таблицах», 3-е издание.
Островская Я., Фролова Л., «Музыкальная литература и учебное пособие», 1-й год обучения.
Ермакова Е. «Уроки музыкальной литературы»,1-й год обучения.
Столова Е., Кельх Э., Нестерова Н. «Музыкальная литература. Экспресс –курс»
Островская Я., Фролова Л., Цес Н. «Рабочая тетрадь по музыкальной литературе зарубежных стран», 2-й год обучения.
Первозванская Т. «Мир музыки»,4 класс.
Алексеева Г., Ласкателева Т. «Якутский музыкальный фольклор», «Якутская музыкальная литература»
|