Программа





Скачать 136.13 Kb.
НазваниеПрограмма
Дата публикации11.06.2015
Размер136.13 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Литература > Программа
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного предпрофессионального образования детей Детская школа искусств г.Нерюнгри

ПРОГРАММА

По учебному предмету

по.03 уп.01 «Музыкальная литература»

к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе

«Народные инструменты».

г.Нерюнгри

2013


Одобрено:

Методическим советом

ДШИ г. Нерюнгри

Утверждаю:

Директор Елисеева И.В.

« » ________ 2013г. _________

(подпись)

Разработчик: Чапанова Татьяна Георгиевна, преподаватель

Резензент:

Резензент:

Пояснительная записка
Данная программа учебного предмета «Музыкальная литература» является частью дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства в соответствии с ФГТ по программе «Народные инструменты», «Духовые инструменты».

Срок реализации программы 5 лет.

В первый класс принимаются дети в возрасте от 10 до 12 лет.Форма проведения аудиторных занятий групповая.

Объем учебного времени и виды учебной работы.

  • Максимальная учебная нагрузка по программе 5-летнего обучения всего 346,5 часов,в том числе:

  • Обязательная аудиторная учебная нагрузка 147,5 часов (по 1 часу в неделю в 1-4 классах и по 1,5 часа в неделю в 5 кл.)

  • Контрольные уроки,зачеты,и т. д. -3 часа(по 1,5 часа в 7 и 9 полугодиях)

  • Проведение выпускного экзамена в 5 классе-0,5 часа

  • Консультации (всего) по 8 часов-по 2 часа во 2-5-х классах

  • Самостоятельная работа 165 часов

Данная программа составлена на основе Министерской программы по предмету «Музыкальная литература» для детских музыкальных школ и музыкальных отделений школ искусств,а так же примерной программы и методических рекомендаций ФГТ.

Цель программы: воспитание и развитие у обучающихся личностных качеств,позволяющих понимать культурные ценности разных народов,знание творческих биографий зарубежных и отечественных композиторов,знание музыкальных произведений различных исторических периодов,стилей,жанров и форм от эпохи барокко до современности,знание фольклорных истоков музыки и профессиональной музыкальной терминологии.

Задачи программы:уметь определять на слух фрагменты из произведений композиторов,формировать у учащихся навыки по выполнению теоретического анализа музыкального произведения: формы,жанровые черты,фактурные и ладовые особенности.

Формы работы на уроке:

  • Лекция

  • Прослушивание фрагментов из произведений и характеристика прослушанных примеров,их жанровых и стилистических особенностей.

  • Тест

  • Викторина

Домашние задания:

  • Решение тестов

  • Умение исполнять музыкальные отрывки из произведений

  • Написание рефератов по данной теме

  • Составление кроссвордов

  • Творческие задания

Условия реализации данной программы:

  • Наличие учебных групп (от 3-6 человек)

  • Наличие кабинета,оснащенного для проведения групповых занятий

  • Наличие технического оборудования( магнитофона,телевизора,компьютера)

  • Наличие фоно и видеотеки

  • Сотрудничество с другими музыкальными школами,обмен опытом

  • Соблюдение межпредметных связей

Механизм оценки:

  • Опрос всей группы в виде собеседования как проверка подготовки дом.задания

  • Опрос в виде тестирования

  • Викторина

Методическая и культурно-просветительская деятельность

  • Проведение конкурсов,олимпиад,тематических вечеров,концертов,лекций-бесед

  • Посещение театров,музеев,филармоний

  • Привлечение других школ искусств и отделений в организации культурно-просветительных мероприятий (региональные конкурсы и олимпиады)

Методические рекомендации

В данном учебном курсе музыка представлена произведениями народного и классического искусства различных жанров,стилей и национальных композиторских школ.

Важным моментом содержания предмета является изучение и повторение тем мировой и отечественной истории,а так же теоретических сведений по музыке.Большую роль в предмете «Музыкальная литература» играют слушательские навыки,которые помогают грамотно анализировать музыку.Еще одним важным навыком является умение грамотно устно выражать свои знания и мысли.

Программа 5-летнего обучения состоит из нескольких разделов:

Первый год обучения-вводный.Основные разделы обучения-знакомство с выразительными средствами музыки,с инструментами симфонического оркестра,с музыкальными формами,жанрами.

Второй год обучения посвящен западноевропейской музыке,охватывая эпоху барокко,классицизма и романтизма в творчестве И.С.Баха,Й.Гайдна,В.А.Моцарта,Л.В.Бетховена,Ф.Шуберта,Ф.Шопена.Музыкальный материал знакомит учащихся с такими формами,как полифония,сонатная и сонатно-симфоническая.

Третий и четвертый года предусматривают темы,посвященные основным представителям русской музыки 19 века-М.И.Глинке,А.С.Даргомыжскому,М.П.Мусоргскому,А.П.Бородину,Н.А.Римскому-Корсакову,П.И.Чайковскому,а так же освещает один из самых сложных периодов в истории отечественного музыкального искусства-XX век.Он включает биографические сведения таких композиторов,как А.К.Лядов,А.К.Глазунов,А.Н.Скрябин,С.В.Рахманинов,И.Ф.Стравинский,С.С.Прокофьев,Д.Д.Шостакович,Г.В.Свиридов и других композиторов.

Пятый год обучения посвящен массовой музыкальной культуре 30-х-80-х годов и знакомит учащихся с такими направлениями в музыке,как джаз,кантри,блюз,рок-н-ролл,шансон,танцевальной музыкой 80-х годов,а так же с опереттой и водевилем. Важным разделом пятого года обучения является изучение якутского музыкального фольклора и профессионального

Первый год обучения

№ п.п.

Наименование темы

Музыкальный материал

Кол-во часов

Тема 1

Введение. Легенды о музыке. Аполлон, Орфей, Садко.

Глюк,мелодия из оп. «Орфей»,Р-Корсаков опера «Садко»,хор «Высота ли высота поднебесная».

3

Тема 2

Выразительные средства музыки:мелодия,гармония,лад,ритм,тембр,регистр.

П.И.Чайковский,балет «Спящая красавица»,И.С.Бах «Прелюдия С-dur»,М.Равель «Болеро»,П.И.Чайковский «Болезнь куклы».

3

Тема 3

Симфонический оркестр.

С.С.Прокофьев,симфоническая сказка «Петя и Волк»,Б.Бриттен «Путеводитель по оркестру для молодежи», Р-Корсаков «3 чуда» из оперы «Сказка о царе Салтане».

5

Тема 4

Фактура.Ее типы.

И.С.Бах 2-х и 3-х голосные инвенции.

1

Тема 5

Музыкальные формы

П.И.Чайковский, «Детский альбом».

2

Тема 6

Музыка и слово.Песня и романс.Речитатив и кантилена.

Ф.Шуберт «Форель»,М.И.Глинка «Ночной смотр»,Р-Корсаков «Песня про татарский полон», С.В.Рахманинов «Вокализ».

3

Тема 7

Музыка и движение.Марши.Танцы.

В.Агапкин «Прощание славянки»,Д.Верди марш из оперы «Аида»,гопак,бульба,трепак,лезгинка в произведениях комп.-классиков.Тарантелла,вальс,менуэт,сицилиана.

3

Тема 8

Программно-изобразительная музыка.

М.Мусоргский «Картинки с выставки»,Р-Корсаков «Полет шмеля» из оп. «Сказка о царе Салтане»,Сен-Санс «Карнавал животных»,А.К.Лядов «Кикимора», «Баба-Яга», «Волшебное озеро».

3

Тема 9

Музыка и театр.О музыкальных жанрах.

Э.Григ «Пер Гюнт»- «Утро», «Смерть Озе», «Танец Анитры», «В пещере горного короля», «Песня Сольвейг».

2

Тема 10

Балет в России.

П.И.Чайковский балет «Щелкунчик» увертюра,марш,ростелки,сценасражения,дивертисмент,вальсцветов,Адажио.

3

Тема 11

Опера.Из истории оперы.

М.И.Глинка опера «Руслан и Людмила»- увертюра,2 песни Баяна,сценапохищения,рондоФарлафа,арияРуслана,арияЛюдмилы,маршЧерномора,хор «Ах ты свет,Людмила».

3

Тема 12

Детская музыка композиторов XX века.

К.Дебюсси «Детский уголок»,М.Равель «Матушка-гусыня»,Б.Барток,фортепианные пьесы для детей.

2










Итого 33

музыкального творчества Якутии,начиная с М.Н Жиркова,Г.А.Григоряна,Г.Н.Комракова,Н.С.Берестова,З.К.Степанова,В.Г.Каца и заканчивая современной якутской музыкой 80-х-90-х годов.

Второй год обучения

№п.п.

Наименование темы

Музыкальный материал

Кол-во часов

Тема 1

Введение. Музыка древнего мира. Полифония. Рождение оперы. Оратория и кантата. Жанры. Инструментальная музыка 17 века.

Р.Персел, ария Дидоны из оперы «Дидона»,К.Глюк ,мелодия из оперы «Орфей»,Г.Гендель «Аллилуйя» из оратории «Мессия»,аллеманда, куранта, сарабанда, жига

3

Тема 2

И.С.Бах.Биография и обзор творчества.

«Токката и фуга» ре минор для органа,2-х и 3-х голосные инвенции, «Французская сюита» до минор, «Прелюдия и фуга» до мин.из 1 тома ХТК.

5

Тема 3

Музыкальный театр 18 века. Опера. Инструментальная музыка 18 в. Сонатно-симфонический цикл.




2

Тема 4

Й.Гайдн. Биография и обзор творчества.

«Симфония Ми-ь мажор», соната Ре мажор, соната ми минор.

5

Тема 5

Л.В.Бетховен. Биография и обзор творчества.

Соната № 8 «Патетическая», соната № 14 «Лунная», Симфония №5,Увертюра «Эгмонт».

7

Тема 6

О романтизме в музыке. Жанры.




1

Тема 8

Ф.Шуберт. Биография и обзор творчества.

Песни из цикла «Прекрасная мельничиха» и «Зимний путь», «Музыкальный момент» фа минор, «Вальс» си минор, «Экспромт» Ми ь мажор.

3

Тема 9

Ф.Шопен. Биография и обзор творчества.

Мазурки, «Полонез» Ля мажор, «Вальс» до# минор, ноктюрны, прелюдии, этюды.

3

Тема 10

Зарубежное музыкальное искусство XIX века.

Музыкальные отрывки из произведений Д.Верди, Ж.Бизе, Ф.Листа, И.Штрауса, Э.Грига.

1










Итого 33

Третий год обучения

№п.п.

Наименование темы

Музыкальный материал

Кол-во часов

Тема 1

Введение. Музыкальная культура конца 18-начала 19 веков.




1

Тема 2

Песня и романс.

А.Алябьев «Соловей», А.Гурилев «Колокольчик», «Вьется ласточка сизокрылая», А.Варламов «Белеет парус одинокий».

1

Тема 3

М.И.Глинка. Биография и обзор творчества.

Опера «Иван Сусанин», симфонические произведения «Камаринская», «Вальс-фантазия», увертюра к опере «Руслан и Людмила», песни и романсы.

7

Тема 4

А.С.Даргомыжский. Биография и обзор творчества.

Опера «Русалка», песни и романсы.

4

Тема 5

Русская музыка 2-й половины 19 века.Могучая кучка.




1

Тема 6

А.П.Бородин.Биография и обзор творчества.

Опера «Князь Игорь», симфония №2 «Богатырская», песни и романсы.

6

Тема 7

М.П.Мусоргский.Биография и обзор творчества.

Опера «Борис Годунов», фортепианный цикл «Картинки с выставки», песни.

6

Тема 8

Н.А.Римский-Корсаков. Биогафия и обзор творчества.

Опера «Снегурочка», симфоническая сюита «Шехеразада».

7










Итого 33

Четвертый год обучения

№п.п.

Наименование темы

Музыкальный материал

Кол-во часов

Тема 1

П.И.Чайковский. Биография и обзор творчества.

Опера «Евгений Онегин»,симфония «Зимние грезы».

8

Тема 2

Русская музыка 19-20-х веков.Русские меценаты и общественные деятели

С.Танеев,симфония до минор.А.Лядов «Кикимора»,А.Глазунов,балет «Времена года».

3

Тема 3

А.Н.Скрябин.Биография и обзор творчества.

Этюд ре# минор, «Поэма экстаза»,прелюдии.

2

Тема 4

С.В.Рахманинов.Биография и обзор творчества.

Прелюдия до#минор,музыкальный момент ми минор,2-й концерт для фортепиано с оркестром,романсы, «Вокализ».

4

Тема 5

И.Ф.Стравинский. Биография и обзор творчества.

Балет «Петрушка».

2

Тема 6

Отечественная музыка в 1920-е-1950-е годы.Песня,опера,симфония,балет,оратория и кантата.

Фрагменты из произведений композиторов И.Дунаевского,А.Хачатуряна и др.

1

Тема 7

С.С.Прокофьев. Биография и обзор творчества.

Пьесы из сб.«Детская музыка»,кантата «Александр Невский»,балеты «Золушка»и «Ромео и Джульетта»,симфония до# минор 1 часть.

5

Тема 8

Д.Д.Шостакович. Биография и обзор творчества.

«Ленинградская»симфония №7,Iчасть,квинтет соль минор,поэма «Казнь Степана Разина».

3

Тема 9

Отечественная музыка 1960-х-1990-х годов.




1

Тема 10

Г.В.Свиридов. Биография и обзор творчества.

Поэма «Памяти Сергея Есенина»,Свиридов и Пушкин.

2

Тема 11

Композиторы последней трети XX века.

В.А.Гаврилин,С.А.Губайдулина,С.М.Слонимский,А.П.Петров.

1










Итого 33

Пятый год обучения

№ п.п.

Наименование темы

Музыкальный материал

Кол-во часов

Тема 1

А.И.Хачатурян

Балет «Спартак»(адажио Спартака и Фригии, смерть гладиатора). Балет «Гаянэ»(танец с саблями).Концерт для скрипки с оркестром ре мин 1ч.

4,5

Тема 2

Российские композиторы второй половины XXв.Р.К.Щедрин

«Озорные частушки » для симф.орк.Балет «Конек-горбунок»,опера «Не только любовь»

3

Тема 3

А.Шнитке

«Симфония» № 1,Allegro

3

Тема 4

Массовая музыкальная культура 1930-1980-х годов

И.Дунаевский-песни к кинофильмам,А.Пахмутова,Ю.Саульский-популярные песни.

1,5

Тема 5

Русский и французский шансон

Л.Утесов,М.Бернес,В.Высоцкий,Ю.Ким,Л.Успенская,М.Шуфутинский,Эдит Пиаф,Ив.Монтан,МирейМатье,Далида,ПатрисияКаас

3

Тема 6

Рок-музыка 50-х-80-х годов.Джаз,кантри,рок-н рол,блюз.Клубная танцевальная музыка.Диско 80-х.

Элвис Пресли,BTATLES,Элтон Джон,ДДТ, «Агата Кристи», «ABBA», «BONEYM», А.Пугачева,Л.Лещенко,В.Леонтьев,ВИА «Самоцветы», «Песняры», «Веселые ребята», «Цветы»,Ю.Антонов и др.

7,5

Тема 7

Оперетта.Водевиль.

Имре Кальман «Принцесса цирка»,худ.фильм «Ах,водевиль».

3

Тема 8

Якутский музыкальный фольклор.Традиционные стили пения дьиэрэтииырыа и дэгэрэнырыа.Круговые танцы народов Севера. Национальные инструменты-хомус и кырыымпа.

У.Г.Нохсоров- «Тойук о Великой победе»,песниолонхо,вилюйский,амгинский,олекминскийohуохай.Соло на хомусе И.Е Алексеева,соло на кырыымпеИ.Неустроева.

7,5

Тема 9

Профессиональное музыкальное творчество Якутии.Музыкальная культура Якутии 20-х-50-х годов.А.Н.Скрябин,Ф.Г.Корнилов,М.Н.Жирков

М.Н.Жирков,опера «НьургунБоотурстремительный»,увертюра,номера из оперы.Вальс «Веселое настроение», «Вечерняя песня».

3

Тема 10

Музыкальная культура в Якутии в 50-е-60-е годы.Новые жанры в якутской музыке.

Романсы «Ласточка», «Северные былины», «Якутский танец».

1,5

Тема 11

Г.А.Григорян,Г.Н.Комраков.

Г.А.Григорян «Концерт для скрипки с оркестром», «Песня охотника», «Сахамсирэбарахсан»,увертюра из оперетты «Цветок Севера». Г.Н.Комраков «Песня оленя», «Тихий вечер».

4,5

Тема 12

Н.С.Берестов,З.К.Степанов,В.Г.Кац.

Н.С.Берестов «Концертная импровизация для хомуса и симфонического оркестра»-фрагмент.З.К.Степанов «Ритуальный танец шамана»,увертюра «Радость».В.Г.Кац пьесы для детей «Детский альбом»,фрагменты из балета «Кюн-Куо».

4,5

Тема 13

Современная якутская музыка 80-х-90-х годов.Центры музыкальной культуры и образования в Якутии.

П.Н.Иванова «Симфоническая поэма», «Предание»-фрагмент.В.В.Ксенофонтов «Тойук для скрипки с оркестром».

3




Итого 49,5

Список литературы

  1. Брянцева В. «Музыкальная литература зарубежных стран», 2-й год обучения.

  2. Осовицкая З., Казаринова А. «Музыкальная литература зарубежных стран», 1-й год обучения.

  3. Козлова Н. «Русская музыкальная литература», 3-й год обучения.

  4. Аверьянова О. «Отечественная муз.литература», 4-й год обучения.

  5. Калинина Г. «Пособие по музыкальной литературе», выпуск 1-й - 4-й.

  6. Шорникова М. «Музыкальная литература, её формы и жанры», 1-й год обучения.

  7. Сорокотягин Д. «Музыкальная литература в таблицах», 3-е издание.

  8. Островская Я., Фролова Л., «Музыкальная литература и учебное пособие», 1-й год обучения.

  9. Ермакова Е. «Уроки музыкальной литературы»,1-й год обучения.

  10. Столова Е., Кельх Э., Нестерова Н. «Музыкальная литература. Экспресс –курс»

  11. Островская Я., Фролова Л., Цес Н. «Рабочая тетрадь по музыкальной литературе зарубежных стран», 2-й год обучения.

  12. Первозванская Т. «Мир музыки»,4 класс.

  13. Алексеева Г., Ласкателева Т. «Якутский музыкальный фольклор», «Якутская музыкальная литература»

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Программа: Примерная программа основного общего образования по географии «География Земли» (V-VII классы), авторская программа Алексеева...
Программа iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
...
Программа iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Образовательная система «Школа 2100». Фгос. Примерная образовательная программа. Программа отдельных предметов, курсов для начальной...
Программа iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Образовательная система «Школа 2100». Фгос. Примерная образовательная программа. Программа отдельных предметов, курсов для начальной...
Программа iconРабочая программа по природоведению в V классе на 20
Кому адресована программа: программа для 5 класса основной общеобразовательной школы
Программа iconПрограмма (базовая программа общеуниверситетской дисциплины)*
Основная образовательная программа для направления 140400. 62 Электроэнергетика и электротехника
Программа iconПрограмма по биологии II отделение 1 вариант в 9 классе
Программа по биологии 6 – 11 классы, В. В. Пасечник М.; Дрофа, 2001) и требований к уровню подготовки обучающихся 5-9 классов. Программа...
Программа iconПрограмма по биологии II отделение 1 вариант в 8 классе
Программа по биологии 6 – 11 классы, В. В. Пасечник М.; Дрофа, 2001) и требований к уровню подготовки обучающихся 5-9 классов. Программа...
Программа iconПрограмма кружка «Моя малая Родина»
Программа составлена на основе авторской программы Гречухина Г. Б. Историческое краеведение. Учебная программа для общеобразовательных...
Программа iconРабочая программа Курса «География. Земля и люди». 7 класс Линия...
Программа: примерные программы по географии 6-9 классы, М., Просвещение, 2010; программа по географии 6 -9 классов под редакцией...
Программа iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Программа по биологии 6 – 11 классы, В. В. Пасечник М.; Дрофа, 2001) и требований к уровню подготовки обучающихся 5-9 классов. Программа...
Программа iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Программа по биологии 6 – 11 классы, В. В. Пасечник М.; Дрофа, 2001) и требований к уровню подготовки обучающихся 5-9 классов. Программа...
Программа iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Программа: примерная программа основного общего образования по географии, «География Земли» ( 6-7 классы), авторская программа по...
Программа iconПрограмма по учебным предметам программа духовно-нравственного развития и воспитания
Программа формирования экологической культуры, здорового и безоопасного образа жизни
Программа icon5 Основная образовательная программа моу сош№53
Данная программа адресована учащимся 5-11 классов. Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов
Программа iconПрограмма А. В. Горячева «Программа по информатике и ит,1-4 начальной общеобразовательной школы»
Основу рабочей программы составляет авторская программа А. В. Горячева «Программа по информатике и ит,1-4 начальной общеобразовательной...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск