Пояснительная записка
к рабочей программе по русскому языку 10 А класса Рабочая программа по русскому языку для 10 класса А составлена на основе
- примерной программы среднего полного общего образования по русскому языку (базовый уровень);
- материалов учебника «Русский язык и литература. Русский язык. 10-11 классы: базовый уровень» / А.И.Власенков, Л.М.Рыбченкова. – М.:Просвещение, 2014г., рекомендованного Министерством образования РФ для общеобразовательных классов (приказ Министерства образования и науки РФ от 31.03.2014 г. № 253 "Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования». Рабочая программа соответствует основной образовательной программе школы, обеспечивает реализацию государственного образовательного стандарта, построена с учётом принципов системности, научности, доступности и преемственности; способствует развитию коммуникативной компетенции учащихся; обеспечивает условия для реализации практической направленности, учитывает возрастную психологию учащихся.
Изучение русского языка в 10-ом классе направлено на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностного ориентированного подхода к обучению:
воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку, сознательного отношения к языку как духовной ценности, средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности;
развитие речевой и мыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения; готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию; потребности в речевом самосовершенствовании;
освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения, стилистических ресурсах, основных нормах русского литературного языка и речевого этикета;
обогащение словарного запаса и расширение круга используемых грамматических средств;
формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения; осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;
применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике.
На основании требований Федерального государственного образовательного стандарта общего образования в содержании программы предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения: • расширение знаний о лингвистике как многофункциональной развивающейся науке; • овладение способами познавательной деятельности, информационно-коммуникативной и рефлексивной; • освоение коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой), культуроведческой компетенций.
Рабочая программа обеспечивает в процессе изучения русского языка формирование и совершенствование общеучебных умений и навыков, базирующихся на видах речевой деятельности и предполагающих развитие речемыслительных способностей: коммуникативных (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения), интеллектуальных (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), информационных (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом), организационных (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию) и создаёт условия для развития общекультурного уровня старшеклассника.
Учебно-методический комплект по русскому языку для 10-11 классов (базовый уровень) авторов А.И.Власенкова, Л.М.Рыбченковой включает в себя:
учебник,
тетрадь-тренажер,
тесты для подготовки к ЕГЭ с комментированными ответами,
электронный тренажер.
Рабочая программа предназначена для изучения русского языка на базовом уровне. На реализацию рабочей программы отводится 102 часа (в неделю – 3 часа), в том числе на проведение
уроков развития речи – 6
контрольных работ - 4
тестирования - 7.
Общее содержание рабочей программы направлено на повторение и расширение знаний учащихся по фонетике, лексике, фразеологии, грамматике; дальнейшее совершенствование орфографической, пунктуационной и речевой грамотности учащихся, изучение лингвистики текста. Особое внимание уделяется трудным вопросам орфографии, морфологии, синтаксиса.
-
Разделы
| Количество часов
| Общие сведения о языке
| 4
| Русский язык как система средств разных уровней:
|
| Фонетика. Графика. Орфоэпия.
| 5
| Лексика и фразеология
| 14
| Состав слова (морфемика) и словообразование
| 6
| Морфология и орфография
| 59
| Текст. Виды его преобразования
| 7
| Повторение изученного в 10 классе
| 7
| ИТОГО
| 102
|
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Введение (4ч)
Слово о русском языке. Русский язык как государственный язык Российской Федерации и как язык межнационального общения народов России.
Взаимосвязь языка и культуры. Взаимообогащение языков.
Язык и речь.
Русский язык как система средств разных уровней
Взаимосвязь единиц языка разных уровней. Уровни языковой системы. Разделы науки о языке.
Фонетика. Графика. Орфоэпия. (5ч)
Понятие о фонетике, графике, орфоэпии.
Звуки и буквы. Звуко-буквенный анализ. Чередование звуков. Фонетический разбор.
Орфоэпия и орфоэпические нормы.
Лексика и фразеология (13+1ч)
Понятие о лексике, фразеологии, лексикографии. Слово и его значение (номинативное и эмоционально окрашенное).
Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слова. Изобразительно-выразительные средства русского языка. Омонимы и другие разновидности омонимии. Их употребление.
Паронимы, синонимы, антонимы и их употребление в речи.
Происхождение лексики современного русского языка (исконно-русские и заимствованные слова).
Общеупотребительная лексика и лексика, имеющая ограниченную сферу употребления (диалектизмы, жаргонизмы, профессионализмы, термины)
Устаревшие слова (архаизмы, историзмы) и неологизмы.
Понятие о фразеологической единице. Источники фразеологии. Употребление фразеологизмов.
Лексикография. Виды лингвистических словарей.
Состав слова (морфемика) и словообразование (6ч)
Понятие морфемы. Состав слова. Корневые и аффиксальные морфемы. Основа слова. Морфемный разбор.
Словообразование и формообразование. Основные способы словообразования.
Словообразовательные словари. Словообразовательный разбор.
Морфология и орфография (13+2ч)
Понятие о морфологии и орфографии. Основные принципы русской орфографии.
Правописание проверяемых , непроверяемых и чередующихся гласных в корне слова.
Употребление гласных после шипящих и Ц
Правописание проверяемых, непроизносимых и двойных согласных в корне слова.
Правописание гласных и согласных в приставках.
Правописание гласных И и Ы после приставок.
Правописание Ъ и Ь.
Употребление строчных и прописных букв.
Правила переноса. Самостоятельные части речи (32+2ч)
Имя существительное
Имя существительное как часть речи. Лексико-грамматические разряды, род, число, падеж и склонение имён существительных.
Несклоняемые имена существительные.
Морфологический разбор.
Правописание падежных окончаний.
Правописание гласных в суффиксах имён существительных.
Правописание сложных имён существительных. Имя прилагательное
Имя прилагательное как часть речи. Лексико-грамматические разряды. Степень сравнения. Полная и краткая формы. Переход имён прилагательных из одного разряда в другой.
Морфологический разбор.
Правописание окончаний.
Правописание суффиксов имён прилагательных.
Правописание Н и НН в суффиксах имён прилагательных.
Правописание сложных имён прилагательных. Имя числительное
Имя числительное как часть речи.
Морфологический разбор.
Склонение имён числительных.
Правописание и употребление числительных. Местоимение
Местоимение как часть речи. Разряды местоимений. Морфологический разбор.
Правописание местоимений. Глагол, причастие, деепричастие
Глагол как часть речи. Инфинитив, вид, переходность-непереходность, возвратность, наклонение, время, спряжение. Морфологический разбор.
Причастие и деепричастие.
Действительные и страдательные причастия. Образование причастий.
Н и НН в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных. Наречие, слова категории состояния
Наречие как часть речи. Морфологический разбор.
Слитное, раздельное и дефисное написание наречий.
Слова категории состояния. Морфологический разбор.
Служебные части речи (11+1ч)
Понятие служебных частей речи, их отличие от знаменательных частей речи.
Предлог как служебная часть речи. Производные и непроизводные предлоги. Правописание предлогов
Союз. Основные группы союзов, их правописание.Частицы, их разряды
Частицы НЕ и НИ, их значение и употребление, слитное и раздельное написание с различными частями речи.
Междометия и звукоподражательные слова. 3. Текст. Виды его преобразования (7ч.)
Признаки текста. Абзац.
Сокращение текста. План. Тезисы.
Выписки. Конспект, тематический конспект.
Реферат. Аннотация.
Оценка текста. Рецензия.
Повторение изученного в 10 классе (7ч.)
Особенности организации учебного процесса
Преобладающими становятся виды работ, связанные с анализом текста, его переработкой, а также составление своего текста, сочинения-рассуждения по предложенному тексту (подготовка к ЕГЭ).
Формы организации учебной деятельности: творческие работы, наблюдение над языковыми явлениями, самостоятельная работа, сочинение-рассуждение;
групповые, индивидуально-групповые, фронтальные, классные и внеклассные.
Ведущий вид деятельности: практико-ориентированный. Формы контроля знаний: контрольные работы, тестовые работы, самостоятельные работы, задания дифференцированного характера.
Требования к уровню подготовки обучающихся 10 класса. В результате изучения русского языка ученик должен
знать / понимать
связь языка и истории, культуры русского и других народов;
смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;
основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;
уметь
осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;
аудирование и чтение
использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;
извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;
говорение и письмо
создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;
применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного литературного языка;
соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;
использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;
развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;
увеличения словарного запаса; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному общению, сотрудничеству;
самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
совершенствовать коммуникативные способности; развивать готовность к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;
расширить круг используемых языковых и речевых средств; совершенствовать способность к самооценке через наблюдение за собственной речью;
активно участвовать в производственной, культурной и общественной жизни государства.
Календарно-тематическое планирование к рабочей программе
|