Методические рекомендации к учебнику «Литература. 10 класс» под редакцией В.Г.Маранцмана
Москва
«Просвещение»
2004
В.Г.Маранцман
Цели и структура курса литературы в 10 классе. Модернизации образования в средней школе поставила новые задачи перед курсом литературы в 10 классе. Общие принципы изучения словесного искусства в базовой и профильной школах не исключают своеобразия программ в каждой из них.
Профильная гуманитарная школа отличается от базовой не только большим числом изучаемых произведений и авторов, но и характером анализа литературных явлений. Эстетическая направленность анализа в профильной школе в большей степени акцентирует внимание к структуре художественного текста и предлагает широкий диапазон творческих работ художественного, публицистического и даже исследовательского характера.
Особенностью профильной школы является и расширение диалога русской и зарубежной литературы, постоянное внимание к диалогу разных видов искусства: литературы, музыки, изобразительных искусств, театра, кино.
Cтаршеклассники в возрастном развитии переживают период ранней юности. Исследования по педагогике и психологии подчеркивают, что это — качественно новый период развития человека, в котором центральное место занимает проблема взаимоотношений личности и общества. Для литературного развития школьников в это время становятся актуальными проблемы исторических и эстетических связей искусства и жизни, причинно-следственное рассмотрение художественных произведений и литературы определенной эпохи. Характерными сторонами читательского восприятия в свою очередь становятся концепционность осмысления текста и внимание к художественной форме произведения при некотором ослаблении способности читателя к эмоциональной и образной конкретизации литературного образа.
Основываясь на сдвигах в литературном развитии школьников, уроки литературы вправе развернуть перед учениками картину литературного процесса в его историческом движении, смене литературных направлений, эволюции художественных методов. Для учеников становятся доступными систематизация многих фактов, усвоенных в предшествующих классах, целостное представление об историко-литературном процессе и творческом пути отдельных писателей.
Невозможно осознать своеобразие национальной культуры вне сопоставления русской и мировой литературы, тем более что необходимо представить основные вехи развития литературы в ее лучших образцах (фольклор, античность, средневековье, Возрождение, Просвещение и т. д.).
История литературы в школьном варианте предстает в основных своих проявлениях и не охватывает всей многослойности литературного процесса. Многие имена писателей уже знакомы ученикам, и полезно обратиться к тем явлениям, которые остались живыми в памяти поколений. В школе надо наметить контуры литературного процесса, чтобы в сознании учеников сложилась целостная картина развития искусства слова. Сегодня это особенно необходимо, так как только системное мышление поможет школьникам «в просвещении стать с веком наравне». В курсе литературы старших классов сохраняются те литературные явления, которые стали поворотными в литературном процессе и перешагнули границы своего времени, оставшись доступными и содержательными для читателей следующих поколений.
Особенностью литературы этого периода является ее развитие в рамках одного художественного метода — реализма, и различия в творчестве писателей во многом зависят от их общественной позиции. В связи с этим представляется важным (прослеживая творческий путь писателя, эволюцию художественных принципов, нравственные и философские искания) выявить, как несходно они отражают основные идеи и проблемы эпохи. Образ времени создается при соотнесенности творчества писателей, по-разному оценивающих пути развития России и общества (Л. Толстой, Ф. Достоевский, Н. Чернышевский, Н. Некрасов), представляющих героя времени (И. Тургенев, Н. Чернышевский) и идеал человека (Ф. Достоевский, Л. Толстой, Н. Лесков, Н. Чернышевский, Н. Некрасов).
Возникающие в рамках одного художественного метода вариации и эволюция жанров также обусловлены различием позиций, занимаемых писателями, поэтому при изучении творчества каждого из них важно показать индивидуальность воплощения идей в произведении, многообразие стилей и способов художественного мышления («тайная психология» И. Тургенева, полифонизм Ф. Достоевского, «диалектика души» Л. Толстого, пушкинская сдержанность А. Чехова и т. д.).
Главной задачей курса литературы 10-го класса является изучение творческого пути писателя как развитие его личности и реакции на историческое и эстетическое движение эпохи.
Курс охватывает наиболее прославленный период русской литературы — XIX век. Начальные обзоры имеют целью показать нравственное и эстетическое своеобразие русской литературы, дать представление о сложности и необходимости перехода литературы от романтизма к реализму.
Для конкретной характеристики этого процесса рассматриваются произведения Гофмана, Мериме, Пушкина, Лермонтова, Гоголя, причем в профильной школе шире состав изучаемых произведений и сложнее задачи их анализа.
Изучая творчество Пушкина в базовой школе, мы сосредоточены на произведениях лирики, которые философски осмысливают темы свободы и закона в жизни общества, поэзии и любви, смысла человеческой жизни и пути в бессмертие. Работа над поэмой «Медный всадник» подводит итог этим размышлениям. В профильной школе к этому прибавляется изучение трагедии «Борис Годунов» и осмысление художественных интерпретаций лирики, поэмы «Медный всадник» и трагедии «Борис Годунов». Тема «Поэт и светское общество в лирике Лермонтова» целиком представлена в учебнике 10 класса, как и тема любви и одиночества. Некоторые стихотворения Лермонтова и поэма «Демон», изучаемая лишь в программе профильной школы, рассмотрена в учебнике для 9 класса («Просвещение»). Там же помещен и анализ повести Н.В.Гоголя «Портрет».
В 10-ом классе исторический материал более локализован, чем в 9-ом, что позволяет углубить анализ литературного произведения и сделать акцент на взаимодействии писателей в литературном процессе, своеобразии мироощущения и художественного метода каждого из них. Выявлению национального своеобразия русской литературы служит и сопоставление ее с зарубежной литературой, чье влияние было бы особо значимо для русской литературы этого периода (П.Мериме, О. Бальзак, Ч. Диккенс, Г. Флобер, А.Рембо). Курс литературы призван актуализировать в сознании школьников тот пласт русской культуры, который стал особо значимой страницей мирового искусства. Этой актуализации могут способствовать следующие направления работы.
1. Выделение общих проблем, эстетическое и социальное значение которых остро ощущается нашим временем (поэзия |и философия, литература и критика, герой времени и пути |развития общества, интеллигенция и народ, роль личности в истории и т. д.).
2. Сочетание монографических тем с историческими и эстетическими обзорами, обнаруживающими перспективы развития общества и искусства. Гоголевский период русской литературы (40—50-е гг. XIX в.). Герой времени (50—60-е гг. ХIХ в.). Выбор пути (70—90-е гг. XIX в.). Эти обзоры помещены в учебнике «Сквозь даль времен» («Спецлит-Астрель»).
Теоретико-литературное образование учащихся стимулируется накоплением впечатлений в монографических темах и осознанием общих перспектив развития словесного искусства в обзорах, позволяющих выяснить, как эстетический закон преломляется художественной индивидуальностью писателя.
Сюжетную основу исторических обзоров можно представить как историю центральных русских журналов «Современник» и «Отечественные записки», поскольку почти все писатели, изучаемые в курсе литературы 10-го класса, были не просто хорошо знакомы, но связаны очень личными, порой противоречивыми и драматичными отношениями. Развитие этих отношений, споры, сближение и расхождение этих людей во многом определили литературное творчество, само развитие русской литературы второй половины XIX века.
Этот мотив отношений, притяжений и отталкиваний может пройти через отдельные темы и зазвучать в полную мощь в обзорах (смерть Гоголя, основание журнала «Современник», раскол «Современника», открытие памятника Пушкину в 1880 г.)
Обзор «Поэзия и философия», подводя итоги изучению литературы первой трети XIX века, ставит проблемы, особенно значимые для русской литературы 40-90-х гг. XIX в.: искусство и политика, поэт и гражданин.
Решение этих проблем прослеживается на всем протяжении курса.
Связи и противостояния эпох и литературных направлений раскрываются не только в обзорах, которых в 10-м классе неизбежно много, но и в конкретном анализе произведений двух-трех авторов, характерных для каждого периода. Возможность такого обозрения пластов литературы обеспечивается знакомством учеников со многими писателями в предшествующих классах. Сопряжение эпох развития литературы в курсе старших классов поддерживается и принципом организации внеклассного чтения, которое во все большей степени становится самостоятельным, но предлагает ученикам сравнивать древние пласты литературы и произведения XX в.
Предлагаемая в программе организация материала позволяет видеть перспективу развития литературы, в которую каждое поколение писателей вносит свой вклад.
Способы решения методических задач курса многообразны.
Рассмотрение творческой истории произведения вовлекает школьников в «создание» текста и приближает к авторской позиции. Сопоставление замысла произведения и его воплощения, разных редакций текста производится там, где это особенно показательно для выявления мысли писателя.
Включение в анализ разновременных художественных трактовок произведения позволяет увидеть, как каждое поколение "глядится" в текст (иллюстрации, сценическая история пьесы, кино, театр, телевидение).
Актуализации русской классики в сознании современного школьника способствуют и рекомендации по внеклассному чтению, предлагающие сопоставление произведений XIX и XX вв. Сравнение этих произведений по проблематике и поэтике позволяет углублять суждения читателя опытом прежних поколений («Отцы и дети» И. Тургенева и «Зависть» Ю. Олеши, «Что делать?» Н. Чернышевского и «Мы» Е. Замятина, «Преступление и наказание» Ф. Достоевского и «Расплата» В. Тендрякова и т. д.).
Приближению современного школьника к классике содействуют и предлагаемые в программе задания по литературному творчеству.
Курс литературы должен не просто знакомить учеников с основными моментами жизни того или иного писателя, его ролью в истории русской литературы, не просто дать анализ изучаемого произведения, но прежде всего вызвать интерес к творчеству писателя, то есть желание самостоятельно продолжить раздумье над книгой, прочитать другие книги писателя, побольше узнать о его личности.
Сведения о жизни писателя, представляющие общую оценку его личности, говорящие о его величии и значении привычными словами, могут, скорее, оттолкнуть современного старшеклассника, чем заинтересовать. Биографические сведения должны помочь ученику представить идейно-нравственный облик писателя во всей его широте, сложности, а иногда и противоречивости, подготовить его к восприятию текста не только как к образному отражению действительности, но в то же время и как к проявлению духовной жизни конкретного человека. Тогда юный читатель поймет, насколько индивидуальна природа творчества, насколько стиль связан с идейно-нравственным обликом писателя. У каждого автора есть характерная черта, более всего влияющая на его жизненную позицию и отражающаяся и в его творчестве. Поиск или раскрытие такой черты станет стержнем каждой биографической темы. Анализ литературного произведения поможет ученику понять объективный смысл произведения и оживить субъективную сторону его восприятия, более того — поставит школьника перед необходимостью выбора собственной позиции и умения ее обосновать.
Чтобы реализовать эти задачи, анализ произведения можно давать по следующему (не жесткому) плану: очередность пунктов будет меняться в зависимости от конкретных целей каждой темы и содержания материала.
1. Отзывы о произведении читателей, критиков, писателей как XIX, так и XX вв.
Подобное начало создает проблемную ситуацию:
если вокруг произведения вспыхивала или до сих пор идет полемика, то необходимо разобраться в причинах ее возникновения и решить ее для себя;
если оценки произведения единодушны, интересно понять, почему представители самых разных идейных и художественных направлений сошлись во мнении.
Таким образом, анализ текста становится необходимым и органичным для учеников, вызывает живой интерес, а не навязывается сверху.
2. Для постижения авторской мысли учитель познакомит учащихся с исторической и психологической ситуациями, послужившими поводом для написания произведения, с историей его создания и публикации.
3. Примеры черновых редакций помогут школьникам перенестись в творческую лабораторию писателя, проследить, как менялся авторский замысел в процессе работы над композицией, образами, словом.
4. Композиционный и стилистический анализ не должен быть монопольным. Отличия нескольких вариантов трактовок покажут ученикам, что существуют разные точки зрения, что у них есть выбор, а также право на свою версию, но обоснованную, аргументированную. Анализ должен учить не механическому изложению готовых истин, а умению мыслить, решать проблемы, подбирать аргументы, доказывающие верность решения.
5. При сопоставлении изучаемого произведения с другими (того же автора и с близкими им по теме произведениями других авторов) появляется возможность для разговора о традициях и новаторстве в литературе, о полемике в художественном творчестве.
6. Учитель познакомит школьников с жизнью произведения других видах искусства — изобразительном, музыкальном (если это возможно), кинематографическом, театральном.
7. Учащимся должны быть предложены задания, вопросы, темы для творческих работ, способные активизировать воображение, эмоции, мышление, направленные на углубление восприятия литературного произведения и повышение уровня литературного развития школьника.
В программе почти по каждой теме учащимся предлагается широкий выбор различных видов литературного творчества — художественных, критико-публицистических, литературоведческих. Количество таких работ в году (равно как и выбор того или иного жанра либо рода творческих работ — устных или письменных, коллективных или индивидуальных) всецело зависит от ученика.
Самообразование учеников до 10-го класса стимулируется рекомендациями учителя и намеченным списком произведений для чтения на перспективу. История литературы в ее широком движении побуждает школьников индивидуально составлять программу самообразования в связи с избранной проблемой, намечать круг художественных, публицистических, критических, литературоведческих работ, организует библиографический поиск. Работа по самообразованию в связи с ростом возможностей старшеклассников, усилением личностного начала в их интересах носит более индивидуальный и самостоятельный характер.
В связи с тем, что новый стандарт по литературе утвержден МО РФ лишь в начале 2004 года, учебник 10 класса, выходивший в издательстве "Просвещение" в 2001-2003 годах, включает в себя не все темы, обозначенные в этих методических рекомендациях, составленных уже по новому стандарту. Однако недостающие темы можно найти в следующих изданиях. Темы "А.С.Пушкин", "М.Ю.Лермонтов", "Н.В.Гоголь", "М.Е.Салтыков-Щедрин", "Н.С.Лесков" представлены в учебнике-хрестоматии для 9 класса (ч.1и2), М, "Просвещение", 2001-2003, обзоры, темы "Н.А.Некрасов", "Ф.М.Достоевский", "Л.Н.Толстой", "А.П.Чехов" опубликованы в учебнике "Литература" 10 класс, М. "Просвещение", 1996, в целом, курс 10 класса наиболее полно представлен в учебнике по литературе второй половины XIX века "Сквозь даль времен", СПб, "Спецлит- Астрель", 1996-2001.
ПЛАНИРОВАНИЕ
Историко-литературные сведения и теоретико-литературные понятия, названные в стандарте
| Тематическое планирование полного общего образования.
БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ
| Тематическое планирование полного общего образования.
ПРОФИЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ
| Русская литература в контексте мировой культуры.
Основные темы и проблемы русской литературы XIX в. (свобода, духовно-нравственные искания человека, обращение к народу в поисках нравственного идеала, «праведничество», борьба с социальной несправедливостью и угнетением человека). Нравственные устои и быт разных слоев русского общества (дворянство, купечество, крестьянство): понятие о долге, чести и справедливости. Роль женщины в семье и общественной жизни.
| Введение .
Урок 1. Русская литература XIX века - вершина гуманизма мировой литературы.
Урок 2. Романтизм и реализм в зарубежной литературе первой половины XIX века (П.Мериме. "Кармен")
Урок 3. От поэзии к прозе.
Нравственные и эстетические ценности русской лирики и русской прозы в первой половине XIX века.
| Введение .
Урок 1. Русская литература XIX века - вершина гуманизма мировой литературы.
Урок 2-3. Романтизм и реализм в зарубежной литературе первой половины XIX века (Э-Т.Гофман "Крошка Цахес по прозванью Циннобер", П.Мериме. "Кармен")
Урок 4. От поэзии к прозе.
Нравственные и эстетические ценности русской лирики и русской прозы в первой половине XIX века.
| Художественная литература как искусство слова.
Художественный образ.
Содержание и форма.
Художественный вымысел. Фантастическое и реальное в поэме. Ритм, рифма, строфа, хорей, ямб. Ода, элегия, поэма. Трагедия.
| А.С.Пушкин
Урок 1. Свобода и закон в лирике Пушкина. Ода "Вольность", "Погасло дневное светило", "Свободы сеятель пустынный..." "Клеветникам России", "Из Пиндемонти".
Урок 2. Поэзия и любовь.
"Муза", "Разговор книгопродавца с поэтом", "Поэт и толпа", "Желание славы", "Талисман", "Не пой, красавица, при мне...", "Что в имени тебе моем..."
Урок 3. Смысл жизни человека и его путь в бессмертие.
"Подражание Корану"(IX "И путник усталый на Бога роптал..."), "Элегия" ("Безумных лет угасшее веселье...), "Вновь я посетил...
Урок 4. Поэма "Медный всадник". Властелин судьбы и маленький человек.
Урок 5. Автор и герой в поэме "Медный всадник"
| А.С.Пушкин
Урок 1. Свобода и закон в лирике Пушкина. Ода "Вольность", "Погасло дневное светило", "Свободы сеятель пустынный..." "Клеветникам России", "Из Пиндемонти".
Урок 2. Поэзия и любовь.
"Муза", "Разговор книгопродавца с поэтом", "Поэт и толпа", "Желание славы", "Талисман", "Не пой, красавица, при мне...", "Что в имени тебе моем..."
Урок 3. Смысл жизни человека и его путь в бессмертие.
"Подражание Корану"(IX "И путник усталый на Бога роптал..."), "Элегия" ("Безумных лет угасшее веселье...), "Вновь я посетил...
Урок 4. Поэма "Медный всадник". Властелин судьбы и маленький человек.
Урок 5. Автор и герой в поэме "Медный всадник"
Урок 6. Трагедия "Борис Годунов". Виновники смуты.
Урок 7. Трагедия народа.
Урок 8. Трагедия А.С.Пушкина "Борис Годунов" на театральной сцене и в кино.
| Общеевропейские историко-культурные и художественные предпосылки романтизма и национальные особенности его русской ветви. Романтизм в русской и других литературах народов России. Дух бунтарства и отражение трагического конфликта личности и мироздания, героя и общества в романтических произведениях. Преобладание поэзии в литературе 1800-х–1820-х годов. Роль романтической лирики в развитии психологизма; формирование в ней символической образности. Особенности поэтического слова в романтической лирике.
Дактиль, амфибрахий, анапест. Послание, лирический герой, эпиграмма, авторская позиция.
| М.Ю.Лермонтов
Урок 1. Поэт и светское общество.
"Монолог", "Как часто пестрою толпою окружен", эпиграммы ("Графиня Эмилия..." и др.)
Урок 2. Война и природа в лирике Лермонтова.
"Сон" ("В полдневный жар в долине Дагестана..."), "Валерик"
Урок 3. Любовь и одиночество.
"Молитва" (Я, Матерь Божия, ныне с молитвою..."), "Они любили друг друга...", "Благодарность", "Есть речи - значенье", "Выхожу один я на дорогу...".
| М.Ю.Лермонтов
Урок 1. Поэт и светское общество.
"Монолог", "Как часто пестрою толпою окружен", эпиграммы ("Графиня Эмилия..." и др.)
Урок 2. Война и природа в лирике Лермонтова.
"Сон" ("В полдневный жар в долине Дагестана..."), "Валерик"
Урок 3. Любовь и одиночество.
"Молитва" (Я, Матерь Божия, ныне с молитвою..."), "Они любили друг друга...", "Благодарность", "Есть речи - значенье", "Выхожу один я на дорогу...".
Урок 4. Поэма "Демон". Трагедия или преступление? Демон и Тамара.
Урок 5. Автор и герой в поэме.
| Авторский замысел и его воплощение. Повесть. Автор-повествователь. Художественный вымысел. Фантастическое и реальное в повести.
| Н.В.Гоголь
"Портрет".
Урок 1.Проблема нравственного выбора в произведениях Н.В.Гоголя.
Урок 2. Две редакции повести "Портрет". Изменения в идее произведения.
| Н.В.Гоголь
"Портрет".
Урок 1. Гоголь и русские художники.
Урок 2.Блеск и нищета столицы. "Петербургские повести" Н.В.Гоголя.
Урок 3. Две редакции повести "Портрет". Изменения в идее произведения.
| Реализм как литературное направление, литературная критика. Пафос.
|
| В.Г.Белинский
Урок 1. Подвиг жизни.
Урок 2. Белинский о Пушкине, Лермонтове, Гоголе.
| Мемуары как литературный жанр. Художественная публицистика.
|
| А.И.Герцен
Урок 1. Наследник декабристов
Урок 2. Россия и Европа в оценке Герцена. Журнал "Колокол".
Урок 3-4.Мемуары "Былое и думы" как зеркало жизни человека и общества.
| Связь литературного процесса с умонастроением общества и историческими событиями. Проблемы народности и историзма.
| Урок 1. Обзор русской литературы второй половины XIX века
.
| Обзор русской литературы второй половины XIX века
Урок 1. Западники и славянофилы 40-х годов и продолжение общественного спора в литературе 50-60-х годов XIX века.
Урок 2. Революционные демократы и почвенники в русской литературе. Журнальная борьба: "Современник" и "теория чистого искусства".
Урок 3. Литература 70-90-х годов XIX века. Журналы "Время", "Отечественные записки", "Русский вестник".
| Драма как литературный род. Драма и комедия как жанры драматических произведений. Конфликт. Стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог.
| А.Н.Островский
Урок 1. Островский - первооткрыватель нового пласта русской жизни. Комедии Островского из купеческой жизни.
Урок 2. Драма "Гроза". Косный быт и волжские просторы.
Урок 3. Законы "темного царства". Дикой и Кабаниха.
Урок 4. Попытки вырваться из "темного царства" (Кулигин, Варвара, Кудряш, Борис).
Урок 5. Протест и покаяние Катерины.
Урок 6. Образ грозы в пьесе Островского.
Урок 7. Дискуссия по статьям Н.А.Добролюбова "Луч света в темном царстве", Д.И.Писарева "Мотивы русской драмы".
| А.Н.Островский
Урок 1. Островский - первооткрыватель нового пласта русской жизни. Комедии Островского из купеческой жизни.
Урок 2. Драма "Гроза". Косный быт и волжские просторы.
Урок 3. Законы "темного царства". Дикой и Кабаниха.
Урок 4. Попытки вырваться из "темного царства" (Кулигин, Варвара, Кудряш, Борис).
Урок 5. Протест и покаяние Катерины.
Урок 6. Образ грозы в пьесе Островского.
Урок 7. Дискуссия по статьям Н.А.Добролюбова "Луч света в темном царстве", Д.И.Писарева "Мотивы русской драмы".
Урок 8. Комедия "Лес". Символизм названия пьесы. Власть денег.
Урок 9. Мотив горячего сердца в пьесе Островского.
| Роман, тема и идея, персонаж, характер, тип.
| И.А.Гончаров.
Урок 1. Серьезное искусство и тихая жизнь И.А.Гончарова.
Урок 2. Обломовка и Петербург. История создания романа "Обломов"
Урок 3. Обломов и Штольц.
Урок 4. Любовь Обломова и Ольги Ильинской.
Урок 5. Почему Обломов предпочел сон пробуждению?
| И.А.Гончаров.
Урок 1. Серьезное искусство и тихая жизнь И.А.Гончарова.
Урок 2. Роман "Обыкновенная история" - развенчание романтических иллюзий.
Урок 3. Обломовка и Петербург. История создания романа "Обломов"
Урок 4. Обломов и Штольц.
Урок 5. Любовь Обломова и Ольги Ильинской.
Урок 6. Почему Обломов предпочел сон пробуждению?
Урок 7. Интерпретации романа "Обломов" в критике и в кино
Урок 8. Роман "Обрыв" как завещание Гончарова.
| Лирика как литературный род. Изобразительные выразительные средства в художественном произведении: сравнение, эпитет, метафора, метонимия.
| Ф.И.Тютчев.
Урок 1. Человек перед лицом всемогущей природы и алогизмов истории. Стихотворения "Не то, что мните вы, природа", "Природа - сфинкс", "Умом Россию не понять...", «Эти бедные селенья…», "День и ночь"
Урок 2. Стихии поэзии и любви. "Нам не дано предугадать...", "Silentium", "О, как убийственно мы любим", "В разлуке есть высокое значенье...", "Последняя любовь", "К.Б." ("Я встретил вас...").
| Ф.И.Тютчев
Урок 1. Дипломат, поэт, философ.
Урок 2. Время и вечность.
"О, этот юг, о, эта Ницца...", "Глядел я, стоя над Невой...", "Неохотно и несмело...", "Не рассуждай, не хлопочи...".
Урок 3 Человек перед лицом всемогущей природы и алогизмов истории. Стихотворения "Не то, что мните вы, природа", "Природа - сфинкс", "Умом Россию не понять...", «Эти бедные селенья…», "День и ночь".
Урок 4. Радости и трагедии любви. "О, как убийственно мы любим", "В разлуке есть высокое значенье...", "Последняя любовь", "К.Б." ("Я встретил вас..."), "Она сидела на полу...".
Урок 5. Муки слова и спасительность поэзии.
"Silentium","Нам не дано предугадать...", "Поэзия".
| Авторская позиция, сюжет и композиция романа. Белый стих.
| И.С.Тургенев
Урок 1. Писатель - свидетель русских перемен в русском обществе.
Урок 2. Трагедии любви: "Ася", "Первая любовь", "Вешние воды"
Урок 3. Романы о "лишних людях": "Рудин", "Дворянское гнездо".
Урок 4. На переломе русской жизни. Роман "Отцы и дети".
Урок 5. Споры Базарова с аристократами.
Урок 6. Базаров в кругу друзей и родных.
Урок 7. Любовь - "незваная гостья".
Урок 8. Смерть и апофеоз героя.
| И.С.Тургенев
Урок 1 Писатель - свидетель русских перемен.
Урок2. Трагедии любви: "Ася", "Первая любовь", "Вешние воды"
Урок 3. Романы о "лишних людях": "Рудин", "Дворянское гнездо".
Урок 4. Писатель на родине и в Париже.
Урок 5. На переломе русской жизни. Роман "Отцы и дети".
Урок 6. Споры Базарова с аристократами.
Урок 7. Базаров в кругу друзей и родных.
Урок 8 Любовь - "незваная гостья".
Урок 9. "Кто победил в дуэли той?" (Напрасные поединки Базарова с аристократами).
Урок 10. Смерть и апофеоз героя.
Урок 11. Защитники и хулители романа. Статья Д.И.Писарева "Базаров"
Урок 12. Последние романы и стихотворения в прозе.
|
|
| Н.А.Добролюбов
Урок. 1. Реальная критика.
|
|
| Д.И.Писарев
Урок. 1. Разрушение эстетики.
| Деталь, лирическое стихотворение и песня, внутренняя речь, звукопись, аллитерация, ассонанс.
| А.А.Фет
Урок 1. Поэт и помещик.
Урок 2. Фет в кругу своих современников: Тургенев, Л.Н.Толстой, Ф.И.Тютчев и др.
Урок 3. Искусство и жизнь в поэзии Фета. Стихотворения: "Музе", "Шопену", "Жду я, тревогой объят...", "На заре ты ее не буди..." , "Только в мире и есть...", "Ты отстрадала, я еще страдаю...", "Сияла ночь, луной был полон сад..." "Одним толчком согнать ладью живую..."
Урок 4. Душа человека и природа. Стихотворения: "Это утро, радость эта..." "Шепот, робкое дыханье...", "Майская ночь", "Еще майская ночь...", "Встречу ли яркую в небе зарю", "Осенняя роза", "Молятся звезды, мерцают и рдеют..."
| А.А.Фет
Урок 1. Поэт и помещик.
Урок 2. Фет в кругу своих современников: Тургенев, Л.Н.Толстой, Ф.И.Тютчев и др.
Урок 3. Искусство и жизнь в поэзии Фета. Стихотворения: "Музе", "Шопену", "Жду я, тревогой объят...", "На заре ты ее не буди..." , "Только в мире и есть...", "Ты отстрадала, я еще страдаю...", "Сияла ночь, луной был полон сад..." "Одним толчком согнать ладью живую..."
Урок 4. Душа человека и природа. Стихотворения: "Это утро, радость эта..." "Шепот, робкое дыханье...", "Майская ночь", "Еще майская ночь...", "Встречу ли яркую в небе зарю", "Осенняя роза", "Молятся звезды, мерцают и рдеют..."
| Трагедия, историзм. Лирический герой.
| А.К.Толстой
Урок 1. Романтическая лирика.
Стихотворения:
«Двух станов не боец, но только гость случайный…», «Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре…», "То было раннею весной", "Уж гасли в комнатах огни", "Не верь, мой друг, когда в порыве горя...", "Благославляю вас, леса..."
Урок 2. Оживление фольклора. "Кабы знала я, кабы ведала", "Коль любить, так без рассудку...", "Садко", "Илья Муромец", "Алеша Попович"
Урок 3. Парадоксы истории и быта.
Стихотворения
«Против течения», «Государь ты наш батюшка…», «История государства Российского от Гостомысла до Тимашева», "Послание М.Н.Логинову о дарвинисме", из Козьмы Пруткова.
Урок 4. Драматическая трилогия А.К.Толстого - нравственный суд над историей.
Урок 5. Развитие действия в трагедии "Царь Федор Иоаннович".
Урок 6. Сценическая история пьесы. (Москвин, Хмелев и Смоктуновский в роли царя Федора).
| А.К.Толстой
Урок 1. Романтическая лирика.
Стихотворения:
«Двух станов не боец, но только гость случайный…», «Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре…», "То было раннею весной", "Уж гасли в комнатах огни", "Не верь, мой друг, когда в порыве горя...", "Благославляю вас, леса..."
Урок 2. Оживление фольклора. "Кабы знала я, кабы ведала", "Коль любить, так без рассудку...", "Садко", "Илья Муромец", "Алеша Попович"
Урок 3. Парадоксы истории и быта.
Стихотворения
«Против течения», «Государь ты наш батюшка…», «История государства Российского от Гостомысла до Тимашева», "Послание М.Н.Логинову о дарвинисме", из Козьмы Пруткова.
Урок 4. Драматическая трилогия А.К.Толстого - нравственный суд над историей.
Урок 5. Развитие действия в трагедии "Царь Федор Иоаннович".
Урок 6. Сценическая история пьесы. (Москвин, Хмелев и Смоктуновский в роли царя Федора).
|
|
| А.В.Дружинин
Урок.1. Эстетическая критика.
| Дольник, лирическое отступление, система образов, народность.
| Н.А.Некрасов
Урок 1. Поэт - гражданин.
Стихотворения: «Поэт и гражданин», «Элегия» («Пускай нам говорит изменчивая мода...»), "Памяти Добролюбова" «О Муза! я у двери гроба!..»
Урок 2. Родина и народ в поэзии Некрасова.
Стихотворения:, «Вчерашний день, часу в шестом…», «В дороге» «Мы с тобой бестолковые люди...», "Родина", "Надрывается сердце от муки"
Урок 3. Замысел и композиция поэмы "Кому на Руси жить хорошо?"
Урок 4. Счастливые и потерянные люди в поэме.
Урок 5. Вера автора в русский народ.
| Н.А.Некрасов
Урок 1. Поэт - гражданин.
Стихотворения: Блажен незлобивый поэт…», «Поэт и гражданин», «Элегия» («Пускай нам говорит изменчивая мода...»), "Памяти Добролюбова" «О Муза! я у двери гроба!..»
Урок 2. Горечь сердца.
«Рыцарь на час», «Я не люблю иронии твоей…», «Мы с тобой бестолковые люди...», "О, письма женщины, нам милой...", "Зине", «Внимая ужасам войны…»,
Урок 3. Родина и народ в поэзии Некрасова.
Стихотворения:, «Вчерашний день, часу в шестом…», «В дороге» , "Родина", "Надрывается сердце от муки", «Сеятелям».
Урок 4. Некрасов - редактор "Современника".
Урок 5. Замысел и композиция поэмы "Кому на Руси жить хорошо?"
Урок 6. Мужики-правдоискатели.
Урок 7. Несчастные властители (поп, помещики в поэме).
Урок 8. Савелий - богатырь святорусский.
Урок 9. Матрена Тимофеевна
Урок 10. Гриша Добросклонов.
Урок 11. Автор в поэме.
|
|
| Н.Г.Чернышевский
Урок 1. Чернышевский в оценке современников и потомков.
Урок 2. Необходимость перемен. Роман "Что делать?"
Урок 3. Теория разумного эгоизма в сознании и поведении героев романа.
Урок 4. Русская литература в оценке Чернышевского. "Эстетические отношения искусства к действительности". Статья "Русский человек на rendez-vous".
|
|
| А.Григорьев
Урок 1. Органическая критика.
| Проблематика произведения, психологизм, сюжет и фабула, символ.
| Ф.М.Достоевский
Урок 1. Достоевский - защитник "бедных людей" . Повесть "Бедные люди" и ее оценка В.Г.Белинским.
Урок 2. Идеи социалистов-утопистов и реальная жизнь. Романы "Униженные и оскорбленные", "Идиот".
Урок 3. Роман "Преступление и наказание" - опровержение идеи революции. Замысел и его воплощение.
Урок 4. Образ Петербурга и его жителей в романе.
Урок 5. Причины преступления Раскольникова.
Урок 6. Путь к покаянию. Раскольников и Порфирий Петрович.
Урок 7. "Вечная Сонечка" и крушение идеи сверхчеловека.
Урок 8. Раскаяние Свидригайлова и покаяние Раскольникова. (смысл эпилога романа).
Урок 9. Спор о человеке в «Легенде о Великом инквизиторе» (Чтение и обсуждение фрагмента романа «Братья Карамазовы»).
| Ф.М.Достоевский
Урок 1. Достоевский - защитник "бедных людей". Повесть "Бедные люди" и ее оценка В.Г.Белинским.
Урок 2. Идеи социалистов-утопистов и реальная жизнь. Роман "Униженные и оскорбленные".
Урок 3. Публичная казнь и каторга. "Записки из мертвого дома".
Урок 4. Роман "Преступление и наказание" - опровержение идеи революции. Замысел и его воплощение.
Урок 5. Образ Петербурга и его жителей в романе.
Урок 6. Семейство Мармеладовых.
Урок 7. Причины преступления Раскольникова.
Урок 8. Путь к покаянию. Раскольников и Порфирий Петрович.
Урок 9. Друзья и враги Раскольникова, его "двойники" в романе.
Урок 10. "Вечная Сонечка" и крушение идеи сверхчеловека.
Урок 11. Раскаяние Свидригайлова и покаяние Раскольникова. (смысл эпилога романа). Статья Н.Н.Страхова "Преступление и наказание" (фрагменты).
Урок 12. Роман "Идиот" - испытание идеи добра.
Урок 13. Князь Мышкин и семейство Епанчиных.
Урок 14. Князь Мышкин и Рогожин в борьбе за Настасью Филипповну.
Урок 15. Речь Достоевского на пушкинском празднике.
Урок 16. Спор о человеке в «Легенде о Великом инквизиторе» (Чтение и обсуждение фрагмента романа «Братья Карамазовы»).
| Сатира, трагическое и комическое
Гипербола, аллегория.
| М.Е.Салтыков-Щедрин
Урок 1. Чиновник и писатель-сатирик.
Урок 2. Замысел и композиция "Истории одного города".
Урок 3. Власть и народ в сатирической хронике.
| М.Е.Салтыков-Щедрин
Урок 1. Чиновник и писатель-сатирик.
Урок 2. Замысел и композиция "Истории одного города".
Урок 3. Анализ главы "Органчик".
Урок 4. Власть и народ в сатирической хронике.
Урок 5. Трагическая сатира. Обзор романа "Господа Головлевы"
| Гротеск и сказ.
| Н.С.Лесков
Урок 1. Правдоискательство и "праведничество" Лескова.
Урок 2. Народный герой в повести "Человек на часах".
| Н.С.Лесков
Урок 1.
Правдоискательство и "праведничество" Лескова.
Уроки 2-3. Таланты и праведники русского народа ("Тупейный художник", "Очарованный странник" по выбору учителя)
Урок 4. Народный герой в повести "Человек на часах".
| Психологизм, народность, речевая характеристика героя, монолог, диалог, внутренняя речь, ирония, сарказм, роман-эпопея.
| Л.Н.Толстой
Урок 1. Мир детства и дерзкие планы юности. Автобиографическая трилогия. «Севастопольские рассказы» (обзор).
Урок 2. 60-е годы и «Война и мир».
Уроки 3-4. Светский круг в романе.
Уроки 4-5. Ростовы и Болконские.
Урок 6. Взлеты и падения мирной жизни.
Уроки 7-8. Жизнь сердца и планы ума. Князь Андрей и Пьер.
Урок 9. Наташа Ростова - любимая героиня Толстого.
Уроки 10-11. Войны честолюбий 1805-1807 годы и война народная.
Урок 12. Кутузов и Наполеон.
Урок 13. Народ — творец истории.
Уроки 14. «В России все переворотилось». «Анна Каренина» ( обзор).
Урок 15.Толстой - проповедник добра.
| Л.Н.Толстой
Урок 1. Мир детства и дерзкие планы юности. Автобиографическая трилогия.
Урок 2. Между войной и миром. «Севастопольские рассказы», "Семейное счастье".
Урок 3. 60-е годы. Как спасти Россию? Замысел романа-эпопеи "Война и мир" .
Урок 4. Знакомство с героями. Салон Шерер.
Урок 5. Борьба за наследство графа Безухова.
Урок 6. Гордые аристократы в Лысых Горах.
Урок 7. Шенграбен и Аустерлиц в судьбах героев и армий.
Урок 8. Взлеты и падения мирной жизни.
Уроки 9-10. Жизнь сердца и планы ума. Князь Андрей и Пьер.
Урок 11. Наташа Ростова - любимая героиня Толстого.
Урок 12. Народная война.
Урок 13. Бородинское сражение.
Урок 14. Пожар Москвы.
Уроки 15-16. Кутузов и Наполеон.
Урок 17. Партизаны и Платон Каратаев.
Урок 18. Народ - творец истории.
Урок 19. «В России все переворотилось». 70-е годы.
Урок 20-21. Роман «Анна Каренина».
Урок 22. "Хаджи Мурат".
Урок 23. Кающийся пророк
80-90-е годы.
Урок 24. В Ясной Поляне.
| Подтекст, деталь, ирония, авторская позиция.
| А.П.Чехов
Урок 1. Чехов и мир обывателей. "Человек в футляре" "Попрыгунья", "Ионыч".
Урок 2. "Человек с молоточком". "Палата №6", "Крыжовник", "О любви".
Урок 3. Свет надежд. "Студент", "Дом с мезонином", "Дама с собачкой", "Невеста"
Урок 4. Белая дача. Чехов в Ялте.
Урок 5. Комедия "Вишневый сад". Замысел Чехова и спектакль МХТ.
Урок 6. Драма или комедия?
Урок 7. Слова и поступки героев.
Урок 8. Люди и время.
Урок 9. Произведения Чехова на сцене и в кино.
| А.П.Чехов
Урок 1. "В детстве у меня не было детства" (Чехов в Таганроге) .
Урок 2. Свободный от рабства человек. (Чехов в Московском университете. Ранние юмористические рассказы).
Урок 3.Чехов и мир обывателей. "Человек в футляре" "Попрыгунья".
Урок 4. История падения человека. "Ионыч".
Урок 5. "Человек с молоточком". "Крыжовник", "О любви".
Урок 6. Скука и безумие.
"Учитель словесности", "Палата №6".
Урок 7. Немеркнущие чувства. "Дом с мезонином", "Дама с собачкой".
Урок 8. Свет надежд. "Студент", "Невеста".
Урок 9. Среди народа. Чехов в Мелехове.
Урок 10. Куда уходит жизнь? (Драматургия Чехова: "Чайка", "Дядя Ваня" или "Три сестры" )
Урок 11. Белая дача. Чехов в Ялте.
Урок 12. Комедия "Вишневый сад". Замысел Чехова и спектакль МХТ.
Урок 13. Драма или комедия?
Урок 14. Слова и поступки героев.
Урок 15. Люди и время.
Урок 16. Произведения Чехова на сцене и в кино.
|
| Урок 1. Развитие реализма в зарубежной литературе.
| Урок 1. Развитие реализма в зарубежной литературе.
|
| Урок 1. Г.Флобер. "Госпожа Бовари".
| И.-В.Гете.
Урок 1. Романтик и естествоиспытатель.
Урок 2. "Страдания юного Вертера" .
Урок 3. "Фауст" - попытка оптимистической трагедии.
|
| Урок 1. А.Рембо "Пьяный корабль" или "Ma Boheme"("Моя цыганщина").
| Урок 1. Стендаль и жизнь Анри Бейля.
Урок 2."Красное и черное" - роман о ранах и преступлениях героев.
|
|
| Урок 1. О. Бальзак - автор "Человеческой комедии".
Урок 2. Тихая трагедия Евгении Гранде.
|
|
| Урок 1. "Русский" Диккенс.
Урок 2-3. Роман "Большие надежды.
|
|
| Г.Флобер. "Госпожа Бовари".
Урок 1. Грезы и быт Эммы Бовари.
Урок 2. Обвинение или оправдание?
|
|
| Урок 1. А.Рембо "Пьяный корабль" или "Ma Boheme"("Моя цыганщина").
| |