Рабочая программа дисциплины «История русской литературы»





НазваниеРабочая программа дисциплины «История русской литературы»
страница1/24
Дата публикации07.07.2015
Размер4.17 Mb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Литература > Рабочая программа
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   24
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского
Факультет филологии и медиакоммуникаций

Кафедра русской и зарубежной литературы

«Утверждаю»

Проректор по учебной работе

_______________Т.Ю. Стукен

«___» ______________ 20___г.

Рабочая программа дисциплины

«История русской литературы»
цикл ФГОС ВПО Б3.Б.05, входит в число обязательных дисциплин федерального компонента к следующим образовательным программам по направлению подготовки бакалавра


Направление подготовки, специальность

Код направления подготовки/ специальности

«Филология»

032700.62

г. Омск – 2013
Программа дисциплины «История русской литературы»
разработана:

доцентом кафедры

русской и зарубежной литературы, к.ф.н. ________________________ С.А. Демченковым,
доцентом кафедры

русской и зарубежной литературы, к.ф.н. _________________________ В.В. Соломоновой,
доцентом кафедры

русской и зарубежной литературы, к.ф.н. ___________________________ Т.Ю. Колягиной.

Программа рассмотрена на заседании кафедры русской и зарубежной литературы
(протокол № 1от «21» сентября 2013 г.)

Зав.кафедрой русской и зарубежной литературы _______________ доц. С.А. Демченков

Программа разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования РФ и согласована с факультетами/институтами, осуществляющими профессиональную подготовку по этим направлениям подготовки/специальностям:

Филология, код 032700.62

Декан факультета филологии и медиакоммуникаций _______________ проф. О.С. Иссерс


1. Цели освоения дисциплины
История русской литературы – одна из основополагающих дисциплин в профессиональной подготовке филолога-бакалавра.

Целью дисциплины является осмысление эстетических законов и форм художественного сознания, отразивших историю духовного развития России, изучение особенностей общекультурного и историко-литературного процесса, выявление своеобразия творчества ведущих художников слова. Основными проблемами курса являются становление литературных направлений и школ, смена жанровых и стилевых «моделей», особенности повествования.

В лекционный материал внесены наиболее проблемные темы, являющиеся дискуссионными в современной науке, имеющие важное значение для уяснения национально-культурных закономерностей и особенностей художественного сознания эпохи.

На практических занятиях предусматривается анализ художественных текстов в различных аспектах.

В приложении представлена обширная библиография философского, общественно-исторического, культурологического и литературоведческого характера, которая поможет в выборе и подготовке курсовых бакалаврских и магистерских работ по истории русской литературы.
2. Место дисциплины в структуре ООП вуза.
Данная дисциплина изучается фиксированно на протяжении пяти семестров начиная со 2-го семестра. Она связана с такими дисциплинами учебного плана, как «Отечественная история», «Введение в литературоведение», «История философии», «Теория литературы», «История литературной критики», «История зарубежной литературы». На основе данной дисциплины базируется теоретический и практический материал выпускной квалификационной работы и государственный экзамен по русской литературе.
3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины.


Код

компетенции

Название

компетенции

Краткое содержание/определение и структура компетенции. Характеристика порогового уровня сформированности компетенции у выпускников университета

Средства и технология оценивания

ПК-1

Способность демонстрировать знание основных положений и концепций в области теории и истории основного изучаемого языка и литературы, теории коммуникации, филологического анализа и интерпретации текста, представление об истории, современном состоянии и перспективах развития филологи

Знает:- основные положения, концепции и базовую терминологию истории и теории отечественной литературы и языкознания, текстологии и коммуникации;

- периодизацию литературного процесса и истории русского языка, основные закономерности их эволюции;

- различные аспекты изучения текста;

- современное состояние и новейшие достижения отечественной филологии;

- тенденции формирования развивающихся филологических направлений, актуализирующих проблемы русского национального характера, ментальности и культуры;

- тенденции развития смежных областей знаний.


Контрольная работа

Выступление на семинаре

Коллоквиум

Тестирование


Умеет:

- применять теоретические основы филологической науки для интерпретации литературных фактов и языковых явлений;

- формулировать теоретические задачи и положения для разработки собственных научных исследований;

- использовать теоретические знания для анализа художественного текста как литературного произведения и лингвистического феномена;- ориентироваться в языковой ситуации периода, в который создан тот или иной текст, в характере разных литературных и языковых традиций и их реализации в тексте.

Экзамен

Защита курсовой

работы


Владеет:

- методологией научного исследования;

- разнонаправленными методиками анализа художественного текста в синхроническом и диахроническом аспектах.

Междисциплинарный экзамен

Пороговый уровень:

Знает систему норм русского литературного языка, экстралингвистические и языковые особенности функциональных стилей русского литературного языка.

Умеет отбирать и организовывать языковые средства в соответствии с задачами коммуникации.

Владеет принципами и приемами редактирования текстов разных стилей и жанров.

Контрольная работа

Тестирование

Реферат

Курсовая работа или ВКР

Итоговая государственная аттестация

ПК-2

Владение базовыми навыками сбора и анализа языковых и литературных фактов с использованием традиционных методов и современных информационных технологий

Знает:

- структуру и содержание лингвистической и литературоведческой терминосистемы;

- факты и явления истории русского языка и литературного процесса;

- программные средства в компьютерных сетях.

Контрольная работа

Выступление на семинаре

Коллоквиум

Тестирование







Умеет:

- анализировать языковые единицы разного уровня и литературные особенности текстов в синхронии;

- анализировать языковые единицы и литературные факты в ретроспективном отношении;

- интерпретировать систему образно-выразительных средств выражения;

- использовать Интернет-ресурсы и создавать базы данных.

Экзамен

Презентации

Защита курсовой работы







Владеет:

- навыками сбора и систематизации материала;

- навыками комплексного анализа языковой единицы на разных лингвистических уровнях;

- методикой объяснения важнейших исторических изменений русского языка и литературного процесса;

- навыками подготовки тематических презентаций (в том числе на электронном носителе)

Реферат

Защита отчетов по анализу текстов и курсовых работ

Презентации

Госэкзамнен

ВКР







Пороговый уровень:

Знает факты и явления истории русского языка и литературного процесса, возможности их программно-компьютерного воплощения.

Умеет интерпретировать языковые единицы и литературные факты в рамках традиционной методологии и современных информационных технологий.

Междисциплинарный экзамен

Итоговая государственная

аттестация

Курсовая работа

ВКР

ПК-3

Свободное владение основным изучаемым языком в его литературной норме

Знает

- принципы и аспекты развития всех разделов русского языка;

- систему базовых понятий культуры речи и стилистики;

- тенденции развития литературного языка той или иной эпохи;

- ретроспективное формирование норм и стиля современного русского языка;

- современное состояние норм русского литературного языка

Контрольная работа

Коллоквиум

Тестирование







Умеет

- пользоваться речевыми нормативно-профессиональными навыками в современных коммуникативных условиях;

- интерпретировать факты истории русского языка для понимания тенденций развития современного русского языка;

Выступление на семинаре








Владеет

- нормами современного русского литературного языка;

- навыками речевой культуры русского языка;

Реферат, собеседование







Пороговый уровень

Знает тенденции развития современного русского литературного языка, его эволюцию, систему базовых понятий, принципы нормативного употребления.

Имеет практические речевые навыки, детерминированные особенностями профессиональных коммуникаций.

Междисциплинарный экзамен

Итоговая государственная

аттестация

Курсовая работа

ВКР

ПфК-20

Знание литературы и фольклора в их историческом развитии и современном состоянии, в сопряжении с гражданской историей и историей культуры народов, говорящих на изучаемых языках

Знает:

- фольклорные и литературные тексты, этапы развития русской литературы и основные этапы собирания фольклора, научную терминологию, специфику фольклора и художественной литературы, различие между ними, систему фольклорных и литературных жанров и их поэтику

Умеет:

- определять жанровую природу любого фольклорного и литературного текста, анализировать текст устного народного творчества с точки зрения мотивов и поэтики, различать и применять на практике разные виды анализа художественных текстов

Владеет:

- всеми формами анализа художественных текстов, навыками анализа сборников фольклорных текстов по характеру подготовки текстов к печати,

Пороговый уровень:

Знание системы фольклорных и литературных жанров, их поэтики; владение различными методами анализа фольклорных текстов (жанровый, генетический, целостный филологический).

Контрольная работа


Реферат

ПфК-21

Понимание закономерностей литературного процесса, художественного значения литературного произведения в связи с общественной ситуацией и культурой эпохи, определение художественного своеобразия произведений и творчества писателя в целом

Знает:

- важнейшие этапы развития европейского литературного процесса;

- отличительные признаки главных общеевропейских художественных систем;

- особенности строения художественного произведения, отдельных уровней его организации;

- основные стиле- и жанрообразующие факторы;

Умеет:

- анализировать художественное произведение с учетом его историко-культурного контекста и национальной специфики;

-на основе художественных особенностей произведения определять его принадлежность к той или иной художественной системе (направлению, течению, школе);

- выявлять жанрово-стилевое своеобразие художественного произведения;

Владеет:

- навыками литературоведческого анализа художественного произведения;

- теоретико-литературной терминологией

Пороговый уровень:

Знает особенности строения художественного произведения, отличительные признаки художественных систем.

Умеет анализировать художественное произведение с учетом его культурно-исторической и национальной специфики

Владеет навыками литературоведческого анализа художественного произведения

контрольная работа, реферат,

экзамен.


Общая трудоемкость дисциплины 19 з.е., 684 часа, аудит. 288, СРСЭ – 5 з.е. (180 часов), СРС – 216.

Часть I

История древнерусской литературы
Курс 1, семестр 2

Программа дисциплины «История древнерусской литературы»
Разработана:

Гриднева Л.Н. к.ф.н., доцент кафедры русской и зарубежной литературы

(инициалы, фамилия разработчика) (должность, ученая степень и ученое звание)

Авласович С.М. аспирант кафедры русской и зарубежной литературы

(инициалы, фамилия разработчика) (должность, ученая степень и ученое звание)
Актуализирована (2013):
Демченков С.А. к.ф.н., доцент кафедры русской и зарубежной литературы

(инициалы, фамилия разработчика) (должность, ученая степень и ученое звание)

Цели освоения дисциплины:
- представить литературу русского средневековья в контексте западноевропейских и ближневосточных религиозно – философских и культурно - исторических традиций и их трансформации на русской почве;

- рассмотреть историю и специфику развития отечественной литературы X – XVII вв.
Основные задачи:
- раскрыть концептуальные положения курса, связанные с принятием и развитием христианско-православной культуры и определившие сюжетику подавляющего большинства художественных текстов, в основе которых – повествования о тайне мироздания, сотворении мира, происхождении зла, поисках добра и праведного жития, о грехе и страхе смерти, о ветхозаветном Законе и новозаветной Благодати, о догмате Троицы, об апокалипсисе;

- проследить соотношение сюжетики произведений с историческими проблемами соборной государственности.
Реализация поставленных задач осуществляется исследованием художественных текстов в единстве содержания и формы. Поэтическая специфика произведений древней Руси представляется в свете изучения:
- жанровой структуры, полифонии и видовой определенности;

- условных и безусловных формально-содержательных изобразительных приемов и средств: литературных шаблонов, объединенных понятием «литературного этикета» (Д.С. Лихачев), и отступлений от них;

- единства поэтического строя композиционных и стилистических средств;

- различных видов и способов образного воспроизведения жизни в двухмерном измерении небесного и земного;

- многообразия типов литературных персонажей, представленных в обобщенных образах человеческой индивидуальности, наиболее возможной для канонического искусства.

Место дисциплины в структуре ООП вуза
Для успешного овладения дисциплиной студенту необходимо изучить следующие курсы: «Устное народное творчество», «История зарубежной литературы средних веков и Возрождения» (для правильного понимания принципов движения литературного процесса), «Введение в литературоведение» (для грамотного владения литературоведческим понятийно-категориальным аппаратом).

Курс истории русской литературы XVIII века связан с такими дисциплинами учебного плана, как: история русской и зарубежной литературы 18 вв., отечественная и зарубежная история и философия, культурология.
Тематический план (с распределением общего бюджета времени)

Общая трудоемкость дисциплины 3 зачетных единицы; 108 часов.

Раздел дисциплины, содержание

Объем часов (по видам работы)

Аудиторные занятия

Самостоятельная работа студентов

Всего

в том числе

Всего

в том числе

Лекции

Практические занятия

Лабораторные занятия

Другие виды занятий, в т.ч. промежуточная аттестация




Курсовая работа (проект)

Индивидуальные задания

Другие виды СРС, в т.ч. подготовка к зачету, экзамену

1. Вводные лекция

2

2










2







2

2. Поэтика древней русской литературы.


2

2










4




2

2

3. Литература Киевской Руси.

6

2

4







4




2

2

4. Житийная литература Киевского периода.

4

2

2







4




2

2

5. Литература периода феодальной раздробленности

6

2

4







4




2

2

6. Повести о монголо-татарском нашествии.

2

2










2







2

7. Литература эмоционально-экспрессивного стиля

6

2

4







4




2

2

8. Литература начала формирования централизованного государства.

2

2










4




2

2

9. Публицистика Ивана Грозного и Андрея Курбского.

2

2










2







2

10. Обобщающие произведения эпохи централизованного московского государства

2

2










4




2

2

11. Литература первой половины XVII века

2




2







4




2

2

12. Понятие раскола XVII века.

2

2










2







2

13. Личность и творчество Аввакума Петрова.

2

2










2







2

14. Бытовая повесть XVII в.

2

2










4




2

2

15. Русский театр и драматургия в XVIIв.

2

2










4




2

2

16. Русское стихотворство XVII в.

2

2










4




2

2

17. Русская демократическая сатира

2




2







2







2

18. Проверка знания текстов

2




2







2







2

Итого

50

30

20







58




22

36


Формы промежуточного и итогового контроля: текущий контроль в форме индивидуальных консультаций (проверка чтения научно-исследовательской и художественной литературы; проверка тетрадей с записью лекций, читательских дневников, знания тем, вынесенных на самостоятельное изучение; опрос в ходе практических занятий), промежуточный контроль – экзамен.
Содержание дисциплины
ОСНОВНЫЕ РАЗДЕЛЫ ДИСЦИПЛИНЫ
1. Вводные лекция.

Содержание и построение курса (периодизация). Проблема историзма курса. Концепция: христоцентричность и государственная соборность. Преемственность (трансплантация) византийских традиций и самобытность отечественной литературы.
2. Поэтика древней русской литературы.

Понятие стиля эпохи, литературного жанра и его эволюции. Основные положения учения Д.С. Лихачева о поэтике. Нравственные идеалы в древней Руси, их воплощение в образе человека. Эволюция образа человека от «лика» к личности. Об условности прямолинейного изображения, эволюция условности.
3.Литература Киевской Руси.

«Повесть временных лет». Гипотеза о происхождении памятника. Состав, жанр, композиция, проблемы времени и пространства, стиль монументального историзма. Литературный этикет.
4. Житийная литература Киевского периода.

Жанр жития. Борисоглебский цикл агиографических текстов. Политические и духовные тенденции текстов, историзм повествования. «Житие Феодосия Печерского» - канонический образец агиографии.
5. Литература периода феодальной раздробленности.

«Слово о полку Игореве» в контексте времени его создания. Основные проблемы его изучения (в христианском, мифологическом, фольклорном аспектах). Проблемы жанра и поэтики.
6. Повести о монголо-татарском нашествии.

Жанр воинской повести. «Повесть о нашествии Батыя на Рязань». Проблема воинского подвига. Групповой потрет рязанских князей. Драматизм повествования, публицистическая идея. Каноническая стилистика.
7. Литература эмоционально-экспрессивного стиля.

Предвозрожденческие настроения в древнерусской литературе. Стиль монументального историзма и эмоционально-экспрессивный. Интерес ко внутреннему миру человека. «Хожение» Афанасия Никитина как первый прообраз дневникового жанра. Творчество Епифания Премудрого. «Житие Стефана Пермского» и «Житие Сергия Радонежского». Плетение словес.
8. Литература начала формирования централизованного государства.

Публицистика Ивана Пересветова. «Сказание о царе Константине», «Сказание о Магмет-Салтане». Программа реформирования власти. Символический смысл повествования.
9. Публицистика Ивана Грозного и Андрея Курбского.

Жанры публицистики XVIв. Проблема царской власти и личности. Стилистическое своеобразие писем Грозного и Курбского.
10. Обобщающие произведения эпохи централизованного московского государства.

«Великие Четьи-Минеи», «Сказание о князьях Владимирских», «Домострой» и другие произведения. Идея «Москва – третий Рим».
11. Литература первой половины XVII века.

Эпоха Смуты. Понятие Смуты в исторических, религиозно-философских, литературоведческих исследованиях. Эволюция агиографической литературы. «Повесть о Петре и Февронии», «Повесть о Юлиании Лазаревской».
12.Понятие раскола XVII века.

Старообрядческая литература. Еретические движения.
13. Личность и творчество Аввакума Петрова.

«Житие протопопа Аввакума, им самим написанное». Проблема жанра, синкретизм. Исповедальное и проповедническое начала. Психологизм, бытописание. Новаторство.
14. Бытовая повесть XVII в.

«Повесть о Горе и Злочастии», «Повесть о Савве Грудцыне», «Повесть о Фроле Скобееве», «Повесть о Карпе Сутулове». Проблемы отцов и детей, греха и покаяния, Пути и Дома.
15. Русский театр и драматургия в XVII в.

Развитие школьного театра. Жанр школьной драмы. «Комидия притчи о блуднем сыне» Симеона Полоцкого.
16. Русское стихотворство XVII в.

Досиллабические и силлабические стихи. Проблема барокко в русской литературе.
17. Силлабическая поэзия Симеона Полоцкого.

Жанровое разнообразие виршей: «панегирики», «подобия», «образы», «присловия», «толкования», «епитафия», «образов увещевания», «подписания», «повести», «обличения» в сборниках «Вертоград многоцветный», «Рифмологион». Сатирические зарисовки, противопоставление идеала и действительности.
18. Проверка знания текстов.

Итоговое практическое занятие. Письменная проверочная работа на знание художественных произведений, предложенных для обязательного изучения.

ПЛАНЫ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

Практическое занятие № 1.

БИБЛИЯ И ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА
План занятия.


  1. Состав и структура Священного Писания в католической и православной традиции.

  2. Церковнославянский извод Библии. Переводческая деятельность Кирилла и Мефодия. Переводы Библии на современный русский язык.

  3. Библия и древнерусская литература.

  4. Проблема Бога и человека в «Книге Иова»:

  1. особенности древнееврейского тонического стихосложения;

  2. время создания поэмы, вопросы авторства;

  3. богоборчество или примирение с Богом? Проблема теодицеи в «Книге Иова»;

  4. композиция, язык и стиль поэмы.


Литература
Тексты

  1. Книга Иова // Библия. Синодальный перевод.

  2. Книга Иова / Пер. с древнееврейск. С. Аверинцева // Поэзия и проза древнего Востока. М., 1973.

Рижский М. И. Книга Иова. Из истории библейского текста. Новосибирск, 1991.

Исследования

  1. Аверинцев С. С. Древнееврейская литература // История всемирной литературы: В 9 Т. Т.1. М., 1983.

  2. Библейские исследования /Сб. ст. М., 1997.

  3. Большой путеводитель по Библии. М., 1993.

  4. Вевюрко Т. Метрика архаической израильской поэзии // Библия: литературные и лингвистические исследования. Вып. 1. М., 1998.

  5. Верещагин Е. М. Христианская книжность Древней Руси. М., 1996.

  6. Гальбиатти Э., Пьяцца А. Трудные страницы Библии: Ветхий Завет. М., 1995.

  7. Гече Г. Библейские истории. М., 1990.

  8. Давыдова Н. В. Евангелие и древнерусская литература. М., 1992.

  9. Кусков В. В. Роль православия в становлении и развитии древнерусской культуры // Освобождение от догм / Сб. ст. М., 1997. Т. 1.

  10. Мень А. Мировая духовная культура, христианство, церковь. Лекции и беседы. М., 1995 или Мень А. Библия и русская литература // Наука и религия, № 1-2, 1994.

  11. Рижский М. И. Книга Иова. Из истории библейского текста. Новосибирск, 1991 или Рижский М. И. Библейские вольнодумцы. М., 1992.

  12. Христианство. Энциклопедический словарь: В 3 Т. М., 1993 – 1995 (статьи «Библия», «Библейские переводы», «Иов», «Кирилл и Мефодий»).

  13. Честертон Г. К. Книга Иова // Мир Библии, №1, 1993.

  14. Шифман И. Ш. Ветхий Завет и его мир. М., 1987.



Практическое занятие № 2.

ОРАТОРСКАЯ ПРОЗА КИЕВСКОЙ РУСИ
План занятия.

1.«Слово о Законе и Благодати» митрополита Илариона как жанр ораторского красноречия:

а) личность митр. Илариона (коротко);

б) центральная проблема «Слова»;

в) политическая и публицистическая направленность «Слова»;

г) библейские параллели в «Слове» (библейская история о Сарре, Агари, Исааке и Измаиле и ее символическое значение в Ветхом Завете и у митр. Илариона);

д) поэтика «Слова».
2.«Слова» Кирилла Туровского:

а) личность автора;

б) лиро-драматический характер «Слов».
3.Дидактическое красноречие. «Поучение Владимира Мономаха». Жанровая природа «Поучения», идеал человека в нем.

Литература

Тексты

  1. Хрестоматия по древней русской литературе /под ред. Н. К. Гудзий. М., 2002.

  2. Библиотека литературы Древней Руси: В 20 т., Т 1. СПб., 1997.

  3. Памятники литературы Древней Руси. XI – начало XII вв. М., 1978.

  4. Еремин И. П. Литературное наследие Кирилла Туровского // Труды отдела древнерусской литературы (ТОДРЛ). Т.15. Л., 1958. С. 342-362.

  5. Изборник (Сборник произведений литературы Древней Руси). М., 1969.

  6. Библия. Ветхий Завет. Бытие. Гл. 16-21.

  7. Красноречие Древней Руси. Сокровища древнерусской литературы (XI-XVII вв.). М., 1987.

Учебники

  1. История русской литературы X-XVII вв./под ред. Д. С. Лихачева. М.,1980. – С. 90-100.

  2. Истрин В. М. Очерк истории древнерусской литературы домосковского периода (XI-XIII вв.). М., 2002. – С. 163-172, 203-212.

  3. Гудзий Н. К. История древней русской литературы. М., 2002. – С. 85-101.

  4. Кусков В. В. История древнерусской литературы. М., 2002. – С. 73-81.

  5. Древнерусская литература XI-XVIIвв./под ред. В. Н. Коровина. М., 2001 – С. 146-150, 58-70.

  6. Водовозов Н. В. История древнерусской литературы. М., 1958. – С. 29-35, 67-75.

  7. Пиккио Р. История древнерусской литературы. М., 2002. – С. 47-51, 60-63.

Словари

  1. Литература Древней Руси. Библиографический словарь. М., 1996.

  2. Словарь книжников и книжности древней Руси. XI – первая половина XIV вв. Л., 1987 (статьи: «Иларион, митрополит киевский», «Кирилл, епископ Туровский», «Владимир Всеволодович Мономах»).

Исследования

  1. Еремин И. П. Ораторское искусство Кирилла Туровского // Труды отдела древнерусской литературы (ТОДРЛ). Т.18. Л., 1962.

  2. Колесов В. В. К характеристике поэтического стиля Кирилла Туровского // Труды отдела древнерусской литературы, Т. 36. Л., 1981.

  3. Сазонова Л. И. Принцип ритмической организации в произведениях торжественного красноречия старшей поры // Труды отдела древнерусской литературы, Т. 28. Л., 1974. – С. 37-46.

  4. Молдован А. М. «Слово о Законе и Благодати» Иллариона. Киев, 1984.

  5. Копреева Т. Н. К вопросу о жанровой природе «Поучения Владимира Мономаха» // Труды отдела древнерусской литературы, Т. 27. Л., 1972.

  6. Алексеев А. А. О времени произнесения Слова о Законе и Благодати митрополита Илариона // Труды отдела древнерусской литературы, Т. 51. СПб., 1999.

  7. Исследование русской литературы: В 3-х т. М., Л. 1958, Т. 1 (Литература X-XVIII вв.).

  8. Орлов А. С. Владимир Мономах. – М., 1946.

  9. Рыбаков Б. А. Древняя Русь. Сказания. Былины. Летописи. М., 1963.

  10. Адрианова- Перетц В. П. Человек в учительной литературе Древней Руси // Труды отдела древнерусской литературы. Т. 27. – Л., 1972.

  11. Еремин И. П. Литература Древней Руси. Этюды и характеристики. М., Л., 1966.

  12. Романов Б. А. Люди и нравы Древней Руси. Историко-бытийные очерки XI-XIII вв. М., Л., 1966.

  13. Лихачев Д. С. Великое наследие. М., 1975.



Практическое занятие № 3.

АГИОГРАФИЯ КИЕВСКОЙ РУСИ
План занятия

  1. Киево-Печерский Патерик:

а) понятие патерика, переводные патерики на Руси (Скитской, Синайский, Иерусалимский патерики);

б) история создания и состав Киево-Печерского Патерика;

в) представление о святости в Киево-Печерском Патерике;

г) язык Патерика.

  1. Житие Феодосия Печерского:

а) личность и творчество Нестора-Летописца;

б) жанровые особенности Жития, понятие житийного канона;

в) центральный образ Жития: черты личности Феодосия, особенно важные для автора;

г) поэтика Жития.

Литература

Тексты

  1. Хрестоматия по древней русской литературе /под ред. Н. К. Гудзий. М., 2002

  2. Библиотека литературы Древней Руси: В 20 т., Т 2 (переводные патерики), Т.4 (Киево-Печерский Патерик). СПб., 1999.

  3. Памятники литературы Древней Руси. Начало русской литературы. XI – начало XII вв. М., 1978.

  4. Абрамович Д. И. Киево-Печерский Патерик. Киев, 1931.

  5. Художественная проза Киевской Руси. X-XIII вв. М., 1957.

  6. Изборник. М., 1969.

Словари

  1. Литература Древней Руси. Библиографический словарь. М., 1996. – С. 126-130.

  2. Словарь книжников и книжности древней Руси. XI – первая половина XIV вв. Л., 1987. – С. 274, 308, 457.

Учебники

  1. История русской литературы X-XVII вв./под ред. Д. С. Лихачева/. М.,1980. – С. 108-111.

  2. Истрин В. М. Очерк истории древнерусской литературы домосковского периода (XI-XIII вв.). М., 2002. – С. 190-198, 245-257.

  3. Гудзий Н. К. История древней русской литературы. М., 2002. – С. 109-115.

  4. Кусков В. В. История древнерусской литературы. М., 2002. – С. 85-86.

  5. Древнерусская литература XI-XVII вв./под ред. В. Н. Коровина/. М.,2001. – С. 81-89.

  6. Водовозов Н. В. История древнерусской литературы. М., 1958. – С. 50-51, 107-112.

Исследования

  1. Лихачев Д. С. Избранные работы, Т. I-III. Л., 1987.

  2. История русской литературы: В 3-х т М., Л., 1958, Т. 1.

  3. Адрианова-Перетц В. П. Задачи изучения агиографического стиля Древней Руси // Труды отдела древнерусской литературы (ТОДРЛ), Т. 20. Л., 1964.

  4. Еремин И. П. К характеристике Нестора как писателя // ТОДРЛ, Т. 17. Л., 1961. – С.54-64.

  5. Еремин И. П. Литература Древней Руси. Этюды и характеристики. М., Л., 1966.

  6. Романов Б. А. Люди и нравы древней Руси. Историко-бытийные очерки XI-XIII вв. М., Л., 1966.

  7. Адрианова-Перетц В. П. Истоки русской беллетристики. Л., 1970.

  8. Склярук В. И. К биографии Феодосия Печерского // ТОДРЛ, Т.41. Л., 1988.

  9. История русской литературы: В 4-х т., Т. 1. – Л., 1980.

  10. История всемирной литературы. – Т. 2. – М., 1984.

  11. Никольский Б. М. История русской Церкви. М., 1983.

Доклад:

Святая гора Афон в культурном и художественном пространстве Древней Руси.

Литература к докладу:

Христианство. Энциклопедический словарь: В 3-х т., Т.1. М., 1993. - С. 141-149.

Практическое занятие № 4-5.

СЛОВО О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ
План занятия.

  1. История открытия, публикации и изучения «Слова» в отечественном и зарубежном литературоведении.

  2. Жанр «Слова», проблема авторства.

  3. Поэтика «Слова», система художественных образов.

  4. Загадки «Слова…» (необычное поведение животных [по Г. В. Сумарукову], Богородица Пирогощая [по Д. С. Лихачеву, Г. В. Сумарукову] ).

  5. «Слово…» в литературе и искусстве.

  6. Типологические связи «Слова» со средневековым эпосом других народов.


Литература

Тексты

  1. Хрестоматия по древней русской литературе /под ред. Н. К. Гудзий. М., 2002.

  2. Библиотека литературы Древней Руси. Т 1. СПб., 1997.

  3. Художественная проза Древней Руси. X-XIII вв. М., 1957.

  4. Памятники литературы Древней Руси. Начало русской литературы. XI – начало XII вв. М., 1978.

  5. Слово о полку Игореве. Литературные памятники. М., Л., 1950.

  6. Слово о походе Игореве, Игоря, сына Святославова, внука Олегова // Повести Древней Руси. М., 2002. – С. 303-315.

  7. Слово о полку Игореве: древнерусский текст и перевод. М., 1981.

  8. Слово о полку Игореве. Л., 1990.

Учебники

  1. История русской литературы X-XVII вв./под ред. Д. С. Лихачева. М.,1980. – С. 113-137.

  2. Истрин В. М. Очерк истории древнерусской литературы домосковского периода (XI-XIII вв.). М., 2002. – С. 227-245.

  3. Гудзий Н. К. История древней русской литературы. М., 2002. – С. 119-148.

  4. Кусков В. В. История древнерусской литературы. М., 2002. – С. 99-124.

  5. Древнерусская литература XI-XVII вв./под ред. В. Н. Коровина. М., 2001. – С. 151-166.

  6. Водовозов Н. В. История древнерусской литературы. М., 1958. – С. 75-93.

  7. Пиккио Р. История древнерусской литературы. М., 2002. – С. 79-99.

  8. Сперанский М.Н. История древней русской литературы. СПб., 2002. – С. 285-300.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   24

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа дисциплины «История русской литературы» iconПрограмма дисциплины «Теория и история русской литературы» для направления:...
С учетом особого статуса литературы в истории русской культуры особое внимание уделяется отражению в литературе общественно-политических...
Рабочая программа дисциплины «История русской литературы» iconРабочая программа дисциплины Спецсеминар «Поэтические системы первой трети ХХ века»
«История» 1), «Философия» 2), «Иностранный язык» 3)), общепрофессиональных и профессиональных дисциплин: «Введение в литературоведение»...
Рабочая программа дисциплины «История русской литературы» iconРоссийской федерации
Курс «Современной русской литературы» методически и содержательно связан с такими дисциплинами, как «История русской литературы»,...
Рабочая программа дисциплины «История русской литературы» iconПрограмма дисциплины дпп. Ф. 12 История русской литературы (ч. 3: 1/2 XIX в.)
В истории русской литературы особую эстетическую и этическую значимость имеет литература начала и середины ХIХ века. При ее изучении...
Рабочая программа дисциплины «История русской литературы» iconУчебной дисциплины (модуля) Наименование дисциплины (модуля) История...
Пооп подготовки бакалавра филологии, как «История», «Философия», «Культурология», «Введение в литературоведение», «История русской...
Рабочая программа дисциплины «История русской литературы» iconРабочая программа дисциплины для бакалавриата по направлению №032700 «Филология»
Дисциплина История русской литературы конца XIX – начала XX вв является частью Профессионального цикла (вариативная часть) дисциплин...
Рабочая программа дисциплины «История русской литературы» iconЮ. А. Матвеева История русской литературы
Ю. А. Матвеева История русской литературы XIX – XX веков. Планы семинарских занятий для студентов I курса дневного обучения по специальности...
Рабочая программа дисциплины «История русской литературы» iconРабочая программа дисциплины «История зарубежной литературы»
Программа рассмотрена на заседании кафедры русской и зарубежной литературы (протокол №1 от «21» сентября 2013г.)
Рабочая программа дисциплины «История русской литературы» iconРабочая программа дисциплины «История русской литературы»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Рабочая программа дисциплины «История русской литературы» iconРабочая программа дисциплины (модуля) История русской литературы (Ч. 1-5)
России; ввести студентов в мир непреходящих художественных ценностей и нравственно-философских идей отечественной литературы, раскрыть...
Рабочая программа дисциплины «История русской литературы» icon«история русской литературы»
Кубасов А. В., доктор филологических наук, профессор кафедры русской и зарубежной литературы
Рабочая программа дисциплины «История русской литературы» iconПрограмма дисциплины Теория и история зарубежной литературы для направления...
«Теория и история русской литературы» (читается на 3 курсе), а также с курсами «Теория и история зарубежного искусства» (читается...
Рабочая программа дисциплины «История русской литературы» iconПрограмма дисциплины «Теория и история русской литературы» для направления...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 031400. 62 «Культурология»...
Рабочая программа дисциплины «История русской литературы» iconРабочая программа дисциплины «История русской литературы ХХ века (1 половина)»
Б воспитательная: воспитывать любовь к национальному искусству, к различным видам народного творчества
Рабочая программа дисциплины «История русской литературы» iconПрограмма дисциплины «История отечественной литературы первой четверти...
Ветелиной Л. Г., к ф н., доцентом кафедры современной русской литературы журналистики
Рабочая программа дисциплины «История русской литературы» iconПрограмма дисциплины «История отечественной литературы первой четверти...
Ветелиной Л. Г., к ф н., доцентом кафедры современной русской литературы журналистики


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск