Скачать 4.17 Mb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского Факультет филологии и медиакоммуникаций Кафедра русской и зарубежной литературы «Утверждаю» Проректор по учебной работе _______________Т.Ю. Стукен «___» ______________ 20___г. Рабочая программа дисциплины «История русской литературы» цикл ФГОС ВПО Б3.Б.05, входит в число обязательных дисциплин федерального компонента к следующим образовательным программам по направлению подготовки бакалавра
г. Омск – 2013 Программа дисциплины «История русской литературы» разработана: доцентом кафедры русской и зарубежной литературы, к.ф.н. ________________________ С.А. Демченковым, доцентом кафедры русской и зарубежной литературы, к.ф.н. _________________________ В.В. Соломоновой, доцентом кафедры русской и зарубежной литературы, к.ф.н. ___________________________ Т.Ю. Колягиной. Программа рассмотрена на заседании кафедры русской и зарубежной литературы (протокол № 1от «21» сентября 2013 г.) Зав.кафедрой русской и зарубежной литературы _______________ доц. С.А. Демченков Программа разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования РФ и согласована с факультетами/институтами, осуществляющими профессиональную подготовку по этим направлениям подготовки/специальностям: Филология, код 032700.62 Декан факультета филологии и медиакоммуникаций _______________ проф. О.С. Иссерс 1. Цели освоения дисциплины История русской литературы – одна из основополагающих дисциплин в профессиональной подготовке филолога-бакалавра. Целью дисциплины является осмысление эстетических законов и форм художественного сознания, отразивших историю духовного развития России, изучение особенностей общекультурного и историко-литературного процесса, выявление своеобразия творчества ведущих художников слова. Основными проблемами курса являются становление литературных направлений и школ, смена жанровых и стилевых «моделей», особенности повествования. В лекционный материал внесены наиболее проблемные темы, являющиеся дискуссионными в современной науке, имеющие важное значение для уяснения национально-культурных закономерностей и особенностей художественного сознания эпохи. На практических занятиях предусматривается анализ художественных текстов в различных аспектах. В приложении представлена обширная библиография философского, общественно-исторического, культурологического и литературоведческого характера, которая поможет в выборе и подготовке курсовых бакалаврских и магистерских работ по истории русской литературы. 2. Место дисциплины в структуре ООП вуза. Данная дисциплина изучается фиксированно на протяжении пяти семестров начиная со 2-го семестра. Она связана с такими дисциплинами учебного плана, как «Отечественная история», «Введение в литературоведение», «История философии», «Теория литературы», «История литературной критики», «История зарубежной литературы». На основе данной дисциплины базируется теоретический и практический материал выпускной квалификационной работы и государственный экзамен по русской литературе. 3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины.
Общая трудоемкость дисциплины 19 з.е., 684 часа, аудит. 288, СРСЭ – 5 з.е. (180 часов), СРС – 216. Часть I История древнерусской литературы Курс 1, семестр 2 Программа дисциплины «История древнерусской литературы» Разработана: Гриднева Л.Н. к.ф.н., доцент кафедры русской и зарубежной литературы (инициалы, фамилия разработчика) (должность, ученая степень и ученое звание) Авласович С.М. аспирант кафедры русской и зарубежной литературы (инициалы, фамилия разработчика) (должность, ученая степень и ученое звание) Актуализирована (2013): Демченков С.А. к.ф.н., доцент кафедры русской и зарубежной литературы (инициалы, фамилия разработчика) (должность, ученая степень и ученое звание) Цели освоения дисциплины: - представить литературу русского средневековья в контексте западноевропейских и ближневосточных религиозно – философских и культурно - исторических традиций и их трансформации на русской почве; - рассмотреть историю и специфику развития отечественной литературы X – XVII вв. Основные задачи: - раскрыть концептуальные положения курса, связанные с принятием и развитием христианско-православной культуры и определившие сюжетику подавляющего большинства художественных текстов, в основе которых – повествования о тайне мироздания, сотворении мира, происхождении зла, поисках добра и праведного жития, о грехе и страхе смерти, о ветхозаветном Законе и новозаветной Благодати, о догмате Троицы, об апокалипсисе; - проследить соотношение сюжетики произведений с историческими проблемами соборной государственности. Реализация поставленных задач осуществляется исследованием художественных текстов в единстве содержания и формы. Поэтическая специфика произведений древней Руси представляется в свете изучения: - жанровой структуры, полифонии и видовой определенности; - условных и безусловных формально-содержательных изобразительных приемов и средств: литературных шаблонов, объединенных понятием «литературного этикета» (Д.С. Лихачев), и отступлений от них; - единства поэтического строя композиционных и стилистических средств; - различных видов и способов образного воспроизведения жизни в двухмерном измерении небесного и земного; - многообразия типов литературных персонажей, представленных в обобщенных образах человеческой индивидуальности, наиболее возможной для канонического искусства. Место дисциплины в структуре ООП вуза Для успешного овладения дисциплиной студенту необходимо изучить следующие курсы: «Устное народное творчество», «История зарубежной литературы средних веков и Возрождения» (для правильного понимания принципов движения литературного процесса), «Введение в литературоведение» (для грамотного владения литературоведческим понятийно-категориальным аппаратом). Курс истории русской литературы XVIII века связан с такими дисциплинами учебного плана, как: история русской и зарубежной литературы 18 вв., отечественная и зарубежная история и философия, культурология. Тематический план (с распределением общего бюджета времени) Общая трудоемкость дисциплины 3 зачетных единицы; 108 часов.
Формы промежуточного и итогового контроля: текущий контроль в форме индивидуальных консультаций (проверка чтения научно-исследовательской и художественной литературы; проверка тетрадей с записью лекций, читательских дневников, знания тем, вынесенных на самостоятельное изучение; опрос в ходе практических занятий), промежуточный контроль – экзамен. Содержание дисциплины ОСНОВНЫЕ РАЗДЕЛЫ ДИСЦИПЛИНЫ 1. Вводные лекция. Содержание и построение курса (периодизация). Проблема историзма курса. Концепция: христоцентричность и государственная соборность. Преемственность (трансплантация) византийских традиций и самобытность отечественной литературы. 2. Поэтика древней русской литературы. Понятие стиля эпохи, литературного жанра и его эволюции. Основные положения учения Д.С. Лихачева о поэтике. Нравственные идеалы в древней Руси, их воплощение в образе человека. Эволюция образа человека от «лика» к личности. Об условности прямолинейного изображения, эволюция условности. 3.Литература Киевской Руси. «Повесть временных лет». Гипотеза о происхождении памятника. Состав, жанр, композиция, проблемы времени и пространства, стиль монументального историзма. Литературный этикет. 4. Житийная литература Киевского периода. Жанр жития. Борисоглебский цикл агиографических текстов. Политические и духовные тенденции текстов, историзм повествования. «Житие Феодосия Печерского» - канонический образец агиографии. 5. Литература периода феодальной раздробленности. «Слово о полку Игореве» в контексте времени его создания. Основные проблемы его изучения (в христианском, мифологическом, фольклорном аспектах). Проблемы жанра и поэтики. 6. Повести о монголо-татарском нашествии. Жанр воинской повести. «Повесть о нашествии Батыя на Рязань». Проблема воинского подвига. Групповой потрет рязанских князей. Драматизм повествования, публицистическая идея. Каноническая стилистика. 7. Литература эмоционально-экспрессивного стиля. Предвозрожденческие настроения в древнерусской литературе. Стиль монументального историзма и эмоционально-экспрессивный. Интерес ко внутреннему миру человека. «Хожение» Афанасия Никитина как первый прообраз дневникового жанра. Творчество Епифания Премудрого. «Житие Стефана Пермского» и «Житие Сергия Радонежского». Плетение словес. 8. Литература начала формирования централизованного государства. Публицистика Ивана Пересветова. «Сказание о царе Константине», «Сказание о Магмет-Салтане». Программа реформирования власти. Символический смысл повествования. 9. Публицистика Ивана Грозного и Андрея Курбского. Жанры публицистики XVIв. Проблема царской власти и личности. Стилистическое своеобразие писем Грозного и Курбского. 10. Обобщающие произведения эпохи централизованного московского государства. «Великие Четьи-Минеи», «Сказание о князьях Владимирских», «Домострой» и другие произведения. Идея «Москва – третий Рим». 11. Литература первой половины XVII века. Эпоха Смуты. Понятие Смуты в исторических, религиозно-философских, литературоведческих исследованиях. Эволюция агиографической литературы. «Повесть о Петре и Февронии», «Повесть о Юлиании Лазаревской». 12.Понятие раскола XVII века. Старообрядческая литература. Еретические движения. 13. Личность и творчество Аввакума Петрова. «Житие протопопа Аввакума, им самим написанное». Проблема жанра, синкретизм. Исповедальное и проповедническое начала. Психологизм, бытописание. Новаторство. 14. Бытовая повесть XVII в. «Повесть о Горе и Злочастии», «Повесть о Савве Грудцыне», «Повесть о Фроле Скобееве», «Повесть о Карпе Сутулове». Проблемы отцов и детей, греха и покаяния, Пути и Дома. 15. Русский театр и драматургия в XVII в. Развитие школьного театра. Жанр школьной драмы. «Комидия притчи о блуднем сыне» Симеона Полоцкого. 16. Русское стихотворство XVII в. Досиллабические и силлабические стихи. Проблема барокко в русской литературе. 17. Силлабическая поэзия Симеона Полоцкого. Жанровое разнообразие виршей: «панегирики», «подобия», «образы», «присловия», «толкования», «епитафия», «образов увещевания», «подписания», «повести», «обличения» в сборниках «Вертоград многоцветный», «Рифмологион». Сатирические зарисовки, противопоставление идеала и действительности. 18. Проверка знания текстов. Итоговое практическое занятие. Письменная проверочная работа на знание художественных произведений, предложенных для обязательного изучения. ПЛАНЫ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ Практическое занятие № 1. БИБЛИЯ И ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА План занятия.
Литература Тексты
Рижский М. И. Книга Иова. Из истории библейского текста. Новосибирск, 1991. Исследования
Практическое занятие № 2. ОРАТОРСКАЯ ПРОЗА КИЕВСКОЙ РУСИ План занятия. 1.«Слово о Законе и Благодати» митрополита Илариона как жанр ораторского красноречия: а) личность митр. Илариона (коротко); б) центральная проблема «Слова»; в) политическая и публицистическая направленность «Слова»; г) библейские параллели в «Слове» (библейская история о Сарре, Агари, Исааке и Измаиле и ее символическое значение в Ветхом Завете и у митр. Илариона); д) поэтика «Слова». 2.«Слова» Кирилла Туровского: а) личность автора; б) лиро-драматический характер «Слов». 3.Дидактическое красноречие. «Поучение Владимира Мономаха». Жанровая природа «Поучения», идеал человека в нем. Литература Тексты
Учебники
Словари
Исследования
Практическое занятие № 3. АГИОГРАФИЯ КИЕВСКОЙ РУСИ План занятия
а) понятие патерика, переводные патерики на Руси (Скитской, Синайский, Иерусалимский патерики); б) история создания и состав Киево-Печерского Патерика; в) представление о святости в Киево-Печерском Патерике; г) язык Патерика.
а) личность и творчество Нестора-Летописца; б) жанровые особенности Жития, понятие житийного канона; в) центральный образ Жития: черты личности Феодосия, особенно важные для автора; г) поэтика Жития. Литература Тексты
Словари
Учебники
Исследования
Доклад: Святая гора Афон в культурном и художественном пространстве Древней Руси. Литература к докладу: Христианство. Энциклопедический словарь: В 3-х т., Т.1. М., 1993. - С. 141-149. Практическое занятие № 4-5. СЛОВО О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ План занятия.
Литература Тексты
Учебники
|
Программа дисциплины «Теория и история русской литературы» для направления:... С учетом особого статуса литературы в истории русской культуры особое внимание уделяется отражению в литературе общественно-политических... | Рабочая программа дисциплины Спецсеминар «Поэтические системы первой трети ХХ века» «История» 1), «Философия» 2), «Иностранный язык» 3)), общепрофессиональных и профессиональных дисциплин: «Введение в литературоведение»... | ||
Российской федерации Курс «Современной русской литературы» методически и содержательно связан с такими дисциплинами, как «История русской литературы»,... | Программа дисциплины дпп. Ф. 12 История русской литературы (ч. 3: 1/2 XIX в.) В истории русской литературы особую эстетическую и этическую значимость имеет литература начала и середины ХIХ века. При ее изучении... | ||
Учебной дисциплины (модуля) Наименование дисциплины (модуля) История... Пооп подготовки бакалавра филологии, как «История», «Философия», «Культурология», «Введение в литературоведение», «История русской... | Рабочая программа дисциплины для бакалавриата по направлению №032700 «Филология» Дисциплина История русской литературы конца XIX – начала XX вв является частью Профессионального цикла (вариативная часть) дисциплин... | ||
Ю. А. Матвеева История русской литературы Ю. А. Матвеева История русской литературы XIX – XX веков. Планы семинарских занятий для студентов I курса дневного обучения по специальности... | Рабочая программа дисциплины «История зарубежной литературы» Программа рассмотрена на заседании кафедры русской и зарубежной литературы (протокол №1 от «21» сентября 2013г.) | ||
Рабочая программа дисциплины «История русской литературы» Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Рабочая программа дисциплины (модуля) История русской литературы (Ч. 1-5) России; ввести студентов в мир непреходящих художественных ценностей и нравственно-философских идей отечественной литературы, раскрыть... | ||
«история русской литературы» Кубасов А. В., доктор филологических наук, профессор кафедры русской и зарубежной литературы | Программа дисциплины Теория и история зарубежной литературы для направления... «Теория и история русской литературы» (читается на 3 курсе), а также с курсами «Теория и история зарубежного искусства» (читается... | ||
Программа дисциплины «Теория и история русской литературы» для направления... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 031400. 62 «Культурология»... | Рабочая программа дисциплины «История русской литературы ХХ века (1 половина)» Б воспитательная: воспитывать любовь к национальному искусству, к различным видам народного творчества | ||
Программа дисциплины «История отечественной литературы первой четверти... Ветелиной Л. Г., к ф н., доцентом кафедры современной русской литературы журналистики | Программа дисциплины «История отечественной литературы первой четверти... Ветелиной Л. Г., к ф н., доцентом кафедры современной русской литературы журналистики |