Рабочая программа дисциплины (модуля) История русской литературы (Ч. 1-5)





НазваниеРабочая программа дисциплины (модуля) История русской литературы (Ч. 1-5)
страница1/6
Дата публикации14.12.2014
Размер1.16 Mb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Литература > Рабочая программа
  1   2   3   4   5   6



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Саратовский государственный университет имени Н.Г.Чернышевского

Институт филологии и журналистики

УТВЕРЖДАЮ

____________________________

"___" __________________20__ г.

УТВЕРЖДАЮ

Председатель НМК ИФиЖ

___________________________

"__" __________________20__ г.

Рабочая программа дисциплины (модуля)

История русской литературы (Ч. 1-5)


Направление подготовки

032700 Филология


Профиль подготовки

Отечественная (русская) филология


Квалификация (степень) выпускника

Бакалавр

Форма обучения

очная

Саратов,

2010

1. Цели освоения дисциплины

  1. сформировать у обучаемых целостное представление о русской литературе в её историческом развитии и современном состоянии, о закономерностях литературного процесса, месте и роли литературы в истории и культуре России; ввести студентов в мир непреходящих художественных ценностей и нравственно-философских идей отечественной литературы, раскрыть значение творческого наследия выдающихся писателей в формировании национального сознания;

2) научить студентов применять полученные знания по теории и истории литературы в практическом анализе текста, являющимся основой большинства видов профессиональной деятельности.
2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата

Б3. Профессиональный цикл. Базовая часть.

Освоение русской литературы требует от обучающегося актуализировать и использовать для освоения нового материала дисциплин, входящих в Базовую часть Гуманитарного, социального и экономического цикла (Б. 1): знаний в области истории, философии, культурологии, социологии, без которых невозможно полноценное понимание закономерностей литературного процесса изучаемой эпохи. Курс «История русской литературы» методически и содержательно связан с такими дисциплинами как входящая в Вариативную часть Гуманитарного, социального и экономического цикла «История отечественной художественной культуры / История театра» и входящие в Базовую часть Профессионального цикла «История зарубежной литературы» и «Устное народное творчество». Освоение материала курса является необходимой основой для успешного овладения практическими навыками, формируемыми в таких курсах Базовой и Вариативной частей Профессионального цикла, как «История русской литературы», «Филологический анализ текста», «Спецсеминар».
3. Компетенции обучающегося,

формируемые в результате освоения дисциплины

Курс «Истории русской литературы» предполагает изучение отечественной литературы в её историческом развитии и современном состоянии. Он требует понимания закономерностей литературного процесса, знания основных этапов развития российской словесности. В ходе освоения этого курса происходит закрепление представлений об основных литературоведческих категориях, привлекаются сведения о ведущих отечественных и зарубежных литературоведческих направлениях, обозначаются актуальные вопросы современной науки о литературе.

Необходимость освоения большого и разнообразного литературного материала предопределяет существенную долю самостоятельной работы студентов: умение пользоваться научной, справочной, методической литературой, владение навыками библиографического разыскания, знание основных библиографических источников и поисковых систем.

Написание контрольных работ способствует формированию навыков разработки актуальной филологической темы, реферирования научной литературы, владения терминологическим аппаратом современной филологической науки, навыками библиографического описания, методами и приёмами письменной коммуникации, создания разных типов и видов текстов (контрольная работа может представлять собой реферат научных источников, самостоятельный анализ художественного текста, рецензию на произведение отечественной литературы).

Изучение русской литературы, как никакой другой предмет, способствует саморазвитию и самосовершенствованию личности. Русская литература обладает особым воспитательным потенциалом. Сам предмет изучения способствует формированию нравственности, патриотизма, социальной ответственности, толерантности. Прослеживаемая в ходе изучения связь русской литературы с мировой, с театром, живописью, музыкой, философией, религией способствует расширению общекультурных компетенций обучающихся.

Данная дисциплина способствует формированию следующих компетенций, предусмотренных ФГОС по направлению подготовки 032700 – «Филология»:

а) общекультурные (ОК)

  • владение культурой мышления; способность к восприятию, анализу, обобщению информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);

  • владение нормами русского литературного языка, навыки практического использования системы функциональных стилей речи; умение создавать и редактировать тексты профессионального назначения на русском языке (ОК-2);

  • готовность к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-3);

  • стремление к саморазвитию, повышению квалификации и мастерства (ОК-6);

  • умение критически оценивать собственные достоинства и недостатки, выбирать пути и средства развития первых и устранения последних (ОК-7);

  • осознание социальной значимости своей профессии, высокая мотивация к профессиональной деятельности (ОК-8);

  • умение использовать основные положения и методы социальных, гу­манитарных и экономических наук в профессиональной деятельности; способность анализировать социально-значимые проблемы и процессы (ОК-9);

– владение основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, навыки работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-11);

– способность работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-12);

б) профессиональные (ПК)

  • способность демонстрировать знание основных положений и концепций в области русской литературы, филологического анализа и интерпретации текста, представление об истории, современном состоянии и перспективах развития филологии (ПК-1);

  • владение базовыми навыками сбора и анализа литературных фактов с использованием традиционных методов и современных информационных технологий (ПК-2);

  • свободное владение основным изучаемым языком в его литературной форме (ПК-3);

  • владение основными методами и приемами различных типов устной и письменной коммуникации на основном изучаемом языке (ПК-4);

  • владение навыками подготовки научных обзоров, аннотаций, составления рефератов и библиографий по тематике учебной дисциплины, приемами библиографического описания; знание основных библиографических источников и поисковых систем (ПК-7);

  • владение навыками участия в научных дискуссиях, выступления с сообщениями и докладами, устного и письменного представления материалов собственных исследований (ПК-8).

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

  • Знать: 1) основные положения и концепции в области истории литературы,

2) основные этапы развития русской литературы в их фактической конкретности, предусмотренные программой произведения русских писателей и труды историков литературы.

  • Уметь: 1) применять полученные знания в области теории и истории литературы, теории и истории культуры, искусств, филологического и культурологического анализа и интерпретации текста при анализе произведений художественной и критической литературы; раскрыть своеобразие художественных произведений и творчества писателей в их связи с историко-литературным контекстом и с использованием основных понятий и терминов литературоведения, приемов и методов анализа и интерпретации текстов различной эстетической природы;

2) проводить под научным руководством локальные исследования на основе существующих методик в конкретной узкой области филологического знания с применением соответствующих методов; формулировать аргументированные умозаключения и выводы;

3) при написании научных обзоров, аннотаций, составлении рефератов и библиографий, а также при проведении самостоятельных локальных исследований воспринимать, анализировать, обобщать информацию, ставить цель и выбирать пути ее достижения;

4) в процессе участия в научных дискуссиях, выступлений с докладами и защиты собственных исследовательских проектов критически оценивать собственные достоинства и недостатки, выбирать пути и средства развития первых и устранения последних; в результате чего формируется стремление к саморазвитию, повышению квалификации и мастерства.

5) в процессе подготовке коллективных письменных работ или устных выступлений проявлять готовность к кооперации с коллегами, работе в коллективе.

• Владеть: 1) базовыми навыками сбора и анализа фактов, относящихся к области литературы с использованием традиционных методов и современных информационных технологий, основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, навыками работы с информацией в глобальных компьютерных сетях;

2) навыками подготовки научных обзоров, аннотаций, составления рефератов, библиографий по тематике проводимых исследований, приемами библиографического описания;

3) навыками участия в научных дискуссиях, выступления с сообщениями и докладами, устного и письменного представления материалов собственных исследований;

4) нормами русского литературного языка, навыками практического использования системы функциональных стилей речи (устной и письменной формы научного стиля) при оформлении результатов обработки информации или самостоятельного исследования в виде устных выступлений и письменных работ;

5) навыками участия в разработке и реализации различного типа проектов, могущих найти применение в образовательных и культурно-просветительских учреждениях, в социально-педагогической, гуманитарно-организационной, книгоиздательской, массмедийной и коммуникативной сферах.
4. Структура и содержание дисциплины

Общая трудоёмкость дисциплины (Ч. 1-5) составляет 19 зачётных, единиц 684 часа.
Часть 1. Древняя русская литература (XI – XVII вв.)



п/п

Раздел

дисциплины

Семестр

Неделя семестра

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость

(в часах)

Формы

текущего

контроля

успеваемости (по неделям

семестра)

Формы

промежуточной аттестации

(по семестрам)

лекции

практические занятия

семинары

и коллоквиумы

самостоятельная

работа

1.

Введение.

1

1

2

0

4

4

Работа на

практических

занятиях,

выполнение

заданий для

самостоятельной

работы,

письменная

работа, эссе, тест.

2.

Начальный период формирования древнерусской литературы (конец X – первая половина XI в.).

1

2-3

4

0

2

2

3.

Литература Киевской Руси (середина XI – последняя треть XII в.). Характеристика исторических условий. Особенности литературного развития.

1

4-5

4

12

2

16

4.

Литература периода феодальной раздробленности (последняя треть XII – первая половина-середина XIII вв.).

1

6-8

6

0

0

8

5.

Литература периода объединения Северо-восточной Руси, борьбы с татаро-монголами и начала формирования русского централизованного государства (конец XIII – начало XIV-XV вв.).

1

9-11

6

2

0

12

6.

Литература периода укрепления единого централизованного государства (конец XV – XVI вв.). Исторические условия. Особенности литературного развития.

1

12-14

6

0

0

12

7.

Литература формирующейся нации (XVII в.).

1

15-16

4

12

0

16

8.

Заключение.

1

17

2

0

0

0




экзамен


Содержание разделов дисциплины

п/п

Наименование

раздела дисциплины

Содержание раздела

1.

Введение.

Тема 1. Древнерусская литература – начальный этап развития русской литературы. Историография. Обзор современной научной литературы. Характеристика учебников, изданий текстов, исследований. Проблема периодизации. Древнерусская литература и её связь с историей и христианской религией.

Тема 2. Особенности древнерусской литературы на разных этапах её развития. Жанры и стили.

2.

Начальный период

формирования

древнерусской

литературы

(конец X –

первая половина XI в.).

Тема 3. Древнехристианская книжность (апокрифы, жития). Библия как памятник мировой культуры: структура, содержание, литературное значение. Светские переводные произведения.

3.

Литература Киевской Руси (середина XI –

последняя треть XII в.). Характеристика

исторических условий.

Особенности литературного развития.


Тема 4. Историко-публицистические жанры Киевского периода. Стиль монументального историзма. а) «Повесть временных лет» как литературный памятник. История формирования (гипотезы А. Шахматова и Д. Лихачёва). Основные своды: Древнейший Киевский свод, Никоновский свод, Несторовский свод. б) «Слово о полку Игореве». История открытия и изучения. Своеобразие историзма «Слова…». «Слово» и летописные повести о походе князя Игоря. Автор и герои-князья. Особенности композиции. Жанр. Художественно-поэтический строй «Слова…». Фольклорные начала. «Слово» и «Задонщина».

Тема 5. Религиозно-дидактическая и нравственная проблематика в памятниках Киевского периода – церковно-ораторской прозе, поучениях, житиях. а) Церковно-ораторская проза. «Слово о Законе и Благодати» Илариона. Темы, композиция, стилевые приёмы. Литературное значение памятника. б) «Поучение» Вл. Мономаха, его литературное, нравственное и политическое значение. «Завещание» Яр. Мудрого сыновьям. Жанровые признаки «Поучения» и «Завещания». в) Формирование оригинальной житийной литературы в «Повести временных лет» (о кончине Ольги, об убиении Бориса и Глеба, о кончине Феодосия Печерского). «Сказания о Борисе и Глебе» как княжеское житие. «Чтение о житии и о погублении… Бориса и Глеба» Нестора и житие. «Житие Феодосия Печерского» Нестора как церковное житие. г) Начало жанра «хождений», паломнической литературы («Хождения игумена Даниила»).

4.

Литература периода феодальной

раздробленности

(последняя треть XII – первая половина-середина XIII вв.).


Тема 6. Развитие «областных» литератур. а) «Киево-Печерский патерик». История формирования. Состав. Образы князей и монахов. Сюжетное начало. Художественная функция и идейное значение религиозной фантастики. б) «Моление» и «Слово» Даниила Заточника как памятник литературы северо-восточной Руси. Проблема редакций. Темы. Стиль. Состояние проблемы автора в научной литературе. в) «Слова» Серапиона Владимирского, их литературное значение.

Тема 7. Воинские повести периода татаро-монгольского нашествия («Повесть о битве на реке Калке», «Повесть о разорении Рязани Батыем»). Черты воинской повести. Композиция. Финал. «Слово о погибели русской земли» как лирико-публицистическое сочинение. Соотнесённость со «Словом о полку Игореве».

Тема 8. Развитие житийной литературы. «Житие Александра Невского» как образец княжеского жития. Черты воинской повести в нём. Особенности изображения человека в литературе этого периода.

5.

Литература периода объединения Северо-восточной Руси,

борьбы с татаро-монголами и начала формирования русского централизованного

государства

(конец XIII –

начало XIV-XV вв.).


Тема 9. Исторические условия существования Московской Руси. Московская литература. Культура Руси XIV-XV вв.

Тема 10. Историческое повествование (Повести Куликовского цикла: Летописная повесть о Мамаевом побоище, «Задонщина», «Сказание о Мамаевом побоище»). «Повесть о взятии Царьграда» Нестора-Искандера. Тематика. Новые тенденции в историческом повествовании (авторский вымысел, фантастические и легендарные элементы).

Тема 11. Экспрессивно-эмоциональный стиль, его становление и развитие: «Житие Стефана Пермского», «Житие Сергия Радонежского» Епифания Премудрого. Герои и способы их изображения. Изменения в агиографическом жанре. Особенности стиля «плетения словес». «Слово о житии и преставлении великого князя Дм. Ивановича» как панегирический жанр. Соединение черт воинской повести и княжеского жития. Особенности изображения человека. Абстрактный психологизм.

Тема 12. Церковные и противоцерковные направления во вт. пол. XV в. и их отражение в религиозно-публицистических сочинениях Иосифа Волоцкого, Нила Сорского и др. Развитие «местных» литератур (Новгородской, Псковской, Тверской). Характеристика Новгородской литературы («Повесть о путешествии новгор. архиепископа Иоанна», «Повесть о новгородском посаднике Щиле», сказания о конце Новгорода).

6.

Литература периода укрепления единого централизованного

государства

(конец XV – XVI вв.). Исторические условия. Особенности

литературного

развития.


Тема 13. Политическая теория централизованного государства и её закрепление в литературе. Расцвет публицистики, исторические причины этого явления. Жанры публицистики. Традиции литературы Киевского периода. Творчество М. Грека, Даниила, Ив. Пересветова как выражение разных идеологических и стилевых явлений. Переписка Ив. Грозного с Курбским. Литературное и историческое значение этой переписки.

Тема 14. Объединительные начала в литературе XVI в. и причины возникновения этой тенденции. Обобщающие произведения: «Великие Четьи Минеи», общерусские летописные своды, «Степенная книга царского родословия», «Домострой».

Тема 15. Стиль «второго монументализма», или «идеализирующего биографизма», его формирование и закрепление в историческом повествовании XVI в. («История о Казанском царстве», «Летописец», «Степенная книга…»). Традиции средневекового стиля монументального историзма, его формализация.

Тема 16. «Повесть о Петре и Февронии Муромских» как первая светская бытовая повесть. Отзвуки в ней житий о подвижниках. Элементы повести о любви. Фольклорные традиции.

Тема 17. Эволюция жанра «хождений» к XVI в. «Хождение за три моря Аф. Никитина» как светское путешествие. Образ автора.

7.

Литература

формирующейся

нации

(XVII в.).


Тема 18. Литература первой половины XVII в. (до 60-х гг.). а) Публицистика Смутного времени и историко-публицистические повествования нач. XVII в. («Повесть 1606 г.», «Новая повесть о преславном Российском царстве», «Плач о пленении и конечном разорении Московского государства», «Летописная книга» Семена Шаховского, «Сказание» Авраамия Палицына). Причины возникновения этого жанра. Тематика и направленность (антибоярская и дворянская). Публицистическое и историко-беллетристическое начала. б) Эволюция агиографического жанра («Житие Юлиании Лазаревской» Дружины Осорьина). Историческое и бытовое в повести-житии. Отзвуки житийной литературы. в) Особенности исторического повествования в литературе первой пол. XVII в. и его эволюция ко второй пол. века. («Повесть об Азовском осадном сидении Донских казаков»). Коллективный герой. Фольклорные элементы. «Повесть о начале Москвы», «Повесть об основании Тверского отроча монастыря». Характер беллетризации. Любовное начало в них.

Тема 18. Литература второй половины XVII в. а) Бытовые повести как итог развития бытовых элементов в повествовании XV – XVI веков. («Повесть о Горе-Злочастии», «Повесть о Савве Грудцыне», «Повесть о Фроле Скобееве»). Сюжеты как воплощение новых жанровых признаков бытовой повести. Конфликты. Характеры. Соотношение быта и исторического материала. Фантастическое и авантюрно-бытовое начала. б) Развитие демократической сатиры и её связь с сатирическими элементами в литературе предшествующих эпох («Повесть о Шемякином суде», «Повесть о Ерше Ершовиче», «Калязинская челобитная», «Повесть о бражнике» и др.). Объекты осмеяния (феодальный суд, церковь, социальное неравенство и т. д.). приёмы создания комического. в) Раскол как религиозно-социальное явление и его отражение в литературе. «Житие протопопа Аввакума». Эволюция жанра. Основные темы и образы. Бытовые зарисовки, исторический и этнографический материал. Публицистическое начало. Литературное значение памятника. г) Барокко, его сущность. Эстетические принципы. Значение барокко для развития литературы XVIII в. Творчество Симеона Полоцкого. Стихотворство. Придворный театр и школьная драма.

8.

Заключение.

Тема 19. Традиции древнерусской литературы в последующем развитии литературы России. Древнерусская литература и современность (гражданское, нравственное и художественно-эстетическое значение древнерусских памятников).

Тема 20. Вопросы текстологии в древнерусской литературе. Определение текстологии, основные понятия истории текста (редакция, извод, архетип, текст и др.). Работа древнерусского книжника. Справочники и энциклопедии по «Слову о полку Игореве» и другим памятникам древней литературы.
  1   2   3   4   5   6

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа дисциплины (модуля) История русской литературы (Ч. 1-5) iconУчебной дисциплины (модуля) Наименование дисциплины (модуля) История...
Пооп подготовки бакалавра филологии, как «История», «Философия», «Культурология», «Введение в литературоведение», «История русской...
Рабочая программа дисциплины (модуля) История русской литературы (Ч. 1-5) iconПрограмма дисциплины «Теория и история русской литературы» для направления:...
С учетом особого статуса литературы в истории русской культуры особое внимание уделяется отражению в литературе общественно-политических...
Рабочая программа дисциплины (модуля) История русской литературы (Ч. 1-5) iconРабочая программа дисциплины Спецсеминар «Поэтические системы первой трети ХХ века»
«История» 1), «Философия» 2), «Иностранный язык» 3)), общепрофессиональных и профессиональных дисциплин: «Введение в литературоведение»...
Рабочая программа дисциплины (модуля) История русской литературы (Ч. 1-5) iconРоссийской федерации
Курс «Современной русской литературы» методически и содержательно связан с такими дисциплинами, как «История русской литературы»,...
Рабочая программа дисциплины (модуля) История русской литературы (Ч. 1-5) iconРабочая программа учебной дисциплины (модуля)
Задача изучения курсов истории античной литературы, зарубежной литературы средних веков и Возрождения, хvii–хviii вв состоит также...
Рабочая программа дисциплины (модуля) История русской литературы (Ч. 1-5) iconПрограмма дисциплины дпп. Ф. 12 История русской литературы (ч. 3: 1/2 XIX в.)
В истории русской литературы особую эстетическую и этическую значимость имеет литература начала и середины ХIХ века. При ее изучении...
Рабочая программа дисциплины (модуля) История русской литературы (Ч. 1-5) iconРабочая программа дисциплины (модуля) История удмуртской литературы
Целью освоения дисциплины является формирование у студента представлений об особенностях развития удмуртской литературы в 1917/1920-1950-е...
Рабочая программа дисциплины (модуля) История русской литературы (Ч. 1-5) iconРабочая программа дисциплины для бакалавриата по направлению №032700 «Филология»
Дисциплина История русской литературы конца XIX – начала XX вв является частью Профессионального цикла (вариативная часть) дисциплин...
Рабочая программа дисциплины (модуля) История русской литературы (Ч. 1-5) iconЮ. А. Матвеева История русской литературы
Ю. А. Матвеева История русской литературы XIX – XX веков. Планы семинарских занятий для студентов I курса дневного обучения по специальности...
Рабочая программа дисциплины (модуля) История русской литературы (Ч. 1-5) iconРабочая программа дисциплины «История зарубежной литературы»
Программа рассмотрена на заседании кафедры русской и зарубежной литературы (протокол №1 от «21» сентября 2013г.)
Рабочая программа дисциплины (модуля) История русской литературы (Ч. 1-5) iconРабочая программа дисциплины «История русской литературы»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Рабочая программа дисциплины (модуля) История русской литературы (Ч. 1-5) icon«история русской литературы»
Кубасов А. В., доктор филологических наук, профессор кафедры русской и зарубежной литературы
Рабочая программа дисциплины (модуля) История русской литературы (Ч. 1-5) iconПрограмма дисциплины Теория и история зарубежной литературы для направления...
«Теория и история русской литературы» (читается на 3 курсе), а также с курсами «Теория и история зарубежного искусства» (читается...
Рабочая программа дисциплины (модуля) История русской литературы (Ч. 1-5) iconРабочая программа дисциплины (модуля) История удмуртской литературы
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Рабочая программа дисциплины (модуля) История русской литературы (Ч. 1-5) iconПрограмма дисциплины «Теория и история русской литературы» для направления...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 031400. 62 «Культурология»...
Рабочая программа дисциплины (модуля) История русской литературы (Ч. 1-5) iconРабочая программа дисциплины (модуля) История отечественной литературы (Ч. 1-4)
России; ввести студентов в мир непреходящих художественных ценностей и нравственно-философских идей отечественной литературы, раскрыть...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск