Скачать 1.16 Mb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Саратовский государственный университет имени Н.Г.Чернышевского Институт филологии и журналистики УТВЕРЖДАЮ ____________________________ "___" __________________20__ г. УТВЕРЖДАЮ Председатель НМК ИФиЖ ___________________________ "__" __________________20__ г. Рабочая программа дисциплины (модуля) История русской литературы (Ч. 1-5) Направление подготовки 032700 Филология Профиль подготовки Отечественная (русская) филология Квалификация (степень) выпускника Бакалавр Форма обучения очная Саратов, 2010 1. Цели освоения дисциплины
2) научить студентов применять полученные знания по теории и истории литературы в практическом анализе текста, являющимся основой большинства видов профессиональной деятельности. 2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата Б3. Профессиональный цикл. Базовая часть. Освоение русской литературы требует от обучающегося актуализировать и использовать для освоения нового материала дисциплин, входящих в Базовую часть Гуманитарного, социального и экономического цикла (Б. 1): знаний в области истории, философии, культурологии, социологии, без которых невозможно полноценное понимание закономерностей литературного процесса изучаемой эпохи. Курс «История русской литературы» методически и содержательно связан с такими дисциплинами как входящая в Вариативную часть Гуманитарного, социального и экономического цикла «История отечественной художественной культуры / История театра» и входящие в Базовую часть Профессионального цикла «История зарубежной литературы» и «Устное народное творчество». Освоение материала курса является необходимой основой для успешного овладения практическими навыками, формируемыми в таких курсах Базовой и Вариативной частей Профессионального цикла, как «История русской литературы», «Филологический анализ текста», «Спецсеминар». 3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины Курс «Истории русской литературы» предполагает изучение отечественной литературы в её историческом развитии и современном состоянии. Он требует понимания закономерностей литературного процесса, знания основных этапов развития российской словесности. В ходе освоения этого курса происходит закрепление представлений об основных литературоведческих категориях, привлекаются сведения о ведущих отечественных и зарубежных литературоведческих направлениях, обозначаются актуальные вопросы современной науки о литературе. Необходимость освоения большого и разнообразного литературного материала предопределяет существенную долю самостоятельной работы студентов: умение пользоваться научной, справочной, методической литературой, владение навыками библиографического разыскания, знание основных библиографических источников и поисковых систем. Написание контрольных работ способствует формированию навыков разработки актуальной филологической темы, реферирования научной литературы, владения терминологическим аппаратом современной филологической науки, навыками библиографического описания, методами и приёмами письменной коммуникации, создания разных типов и видов текстов (контрольная работа может представлять собой реферат научных источников, самостоятельный анализ художественного текста, рецензию на произведение отечественной литературы). Изучение русской литературы, как никакой другой предмет, способствует саморазвитию и самосовершенствованию личности. Русская литература обладает особым воспитательным потенциалом. Сам предмет изучения способствует формированию нравственности, патриотизма, социальной ответственности, толерантности. Прослеживаемая в ходе изучения связь русской литературы с мировой, с театром, живописью, музыкой, философией, религией способствует расширению общекультурных компетенций обучающихся. Данная дисциплина способствует формированию следующих компетенций, предусмотренных ФГОС по направлению подготовки 032700 – «Филология»: а) общекультурные (ОК)
– владение основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, навыки работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-11); – способность работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-12); б) профессиональные (ПК)
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
2) основные этапы развития русской литературы в их фактической конкретности, предусмотренные программой произведения русских писателей и труды историков литературы.
2) проводить под научным руководством локальные исследования на основе существующих методик в конкретной узкой области филологического знания с применением соответствующих методов; формулировать аргументированные умозаключения и выводы; 3) при написании научных обзоров, аннотаций, составлении рефератов и библиографий, а также при проведении самостоятельных локальных исследований воспринимать, анализировать, обобщать информацию, ставить цель и выбирать пути ее достижения; 4) в процессе участия в научных дискуссиях, выступлений с докладами и защиты собственных исследовательских проектов критически оценивать собственные достоинства и недостатки, выбирать пути и средства развития первых и устранения последних; в результате чего формируется стремление к саморазвитию, повышению квалификации и мастерства. 5) в процессе подготовке коллективных письменных работ или устных выступлений проявлять готовность к кооперации с коллегами, работе в коллективе. • Владеть: 1) базовыми навыками сбора и анализа фактов, относящихся к области литературы с использованием традиционных методов и современных информационных технологий, основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, навыками работы с информацией в глобальных компьютерных сетях; 2) навыками подготовки научных обзоров, аннотаций, составления рефератов, библиографий по тематике проводимых исследований, приемами библиографического описания; 3) навыками участия в научных дискуссиях, выступления с сообщениями и докладами, устного и письменного представления материалов собственных исследований; 4) нормами русского литературного языка, навыками практического использования системы функциональных стилей речи (устной и письменной формы научного стиля) при оформлении результатов обработки информации или самостоятельного исследования в виде устных выступлений и письменных работ; 5) навыками участия в разработке и реализации различного типа проектов, могущих найти применение в образовательных и культурно-просветительских учреждениях, в социально-педагогической, гуманитарно-организационной, книгоиздательской, массмедийной и коммуникативной сферах. 4. Структура и содержание дисциплины Общая трудоёмкость дисциплины (Ч. 1-5) составляет 19 зачётных, единиц 684 часа. Часть 1. Древняя русская литература (XI – XVII вв.)
Содержание разделов дисциплины
|
Учебной дисциплины (модуля) Наименование дисциплины (модуля) История... Пооп подготовки бакалавра филологии, как «История», «Философия», «Культурология», «Введение в литературоведение», «История русской... | Программа дисциплины «Теория и история русской литературы» для направления:... С учетом особого статуса литературы в истории русской культуры особое внимание уделяется отражению в литературе общественно-политических... | ||
Рабочая программа дисциплины Спецсеминар «Поэтические системы первой трети ХХ века» «История» 1), «Философия» 2), «Иностранный язык» 3)), общепрофессиональных и профессиональных дисциплин: «Введение в литературоведение»... | Российской федерации Курс «Современной русской литературы» методически и содержательно связан с такими дисциплинами, как «История русской литературы»,... | ||
Рабочая программа учебной дисциплины (модуля) Задача изучения курсов истории античной литературы, зарубежной литературы средних веков и Возрождения, хvii–хviii вв состоит также... | Программа дисциплины дпп. Ф. 12 История русской литературы (ч. 3: 1/2 XIX в.) В истории русской литературы особую эстетическую и этическую значимость имеет литература начала и середины ХIХ века. При ее изучении... | ||
Рабочая программа дисциплины (модуля) История удмуртской литературы Целью освоения дисциплины является формирование у студента представлений об особенностях развития удмуртской литературы в 1917/1920-1950-е... | Рабочая программа дисциплины для бакалавриата по направлению №032700 «Филология» Дисциплина История русской литературы конца XIX – начала XX вв является частью Профессионального цикла (вариативная часть) дисциплин... | ||
Ю. А. Матвеева История русской литературы Ю. А. Матвеева История русской литературы XIX – XX веков. Планы семинарских занятий для студентов I курса дневного обучения по специальности... | Рабочая программа дисциплины «История зарубежной литературы» Программа рассмотрена на заседании кафедры русской и зарубежной литературы (протокол №1 от «21» сентября 2013г.) | ||
Рабочая программа дисциплины «История русской литературы» Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | «история русской литературы» Кубасов А. В., доктор филологических наук, профессор кафедры русской и зарубежной литературы | ||
Программа дисциплины Теория и история зарубежной литературы для направления... «Теория и история русской литературы» (читается на 3 курсе), а также с курсами «Теория и история зарубежного искусства» (читается... | Рабочая программа дисциплины (модуля) История удмуртской литературы Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Программа дисциплины «Теория и история русской литературы» для направления... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 031400. 62 «Культурология»... | Рабочая программа дисциплины (модуля) История отечественной литературы (Ч. 1-4) России; ввести студентов в мир непреходящих художественных ценностей и нравственно-философских идей отечественной литературы, раскрыть... |