План работы
научного общества учащихся «Вектор»
на 2014-2015 уч. год
Мы на многое не отваживаемся не потому, что оно трудно; оно трудно именно потому, что мы на него не отваживаемся.
Сенека Луций Анней (Младший)
Пояснительная записка
Любому обществу нужны одаренные люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. Задача семьи состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребенка, задача школы - поддержать ребенка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы.
Жажда открытия, стремление проникнуть в самые сокровенные тайны бытия рождаются еще на школьной скамье. Уже в начальной школе можно встретить таких учеников, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, им неинтересна работа на уроке, они читают словари и специальную литературу, ищут ответы на свои вопросы в различных областях знаний. Поэтому так важно именно в школе выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска в науке, в жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности.
Для этой цели в школе создано и существует научное общество учащихся «Вектор».
Главная задача общества – дать ученику возможность развить свой интеллект в самостоятельной творческой деятельности, с учетом индивидуальных особенностей и склонностей.
При этом существует главное правило участия в научно- исследовательской деятельности учеников – никакого принуждения и насилия над личностью ребенка. Личный интерес, личная увлеченность – пропуск в НОУ «Вектор».
Какое значение для учащихся имеет научное общество? Оно дает возможность осознать свою значимость, свою принадлежность к большой науке, знакомит с методами научной и творческой работы, развивает познавательный интерес, любознательность, учит общению со сверстниками и единомышленниками, дает возможность принимать участие в научных экспериментах и исследованиях. Цели НОУ:
1. Выявление наиболее одаренных учащихся в разных областях науки.
2. Развитие интеллектуальных, творческих способностей учащихся, поддержка научно-исследовательской работы в школе.
3. Развитие личности, способной к самореализации, самоутверждению в постоянно изменяющихся социокультурных условиях, содействие в профессиональной ориентации.
4. Формирование и развитие у учащихся навыков исследовательской работы с учетом индивидуальных наклонностей и способностей.
5. Развитие исследовательской компетенции учащихся, имеющих интерес к исследовательской деятельности.
Тематическое планирование работы НОУ «Вектор»
№
| Содержание деятельности
| Сроки выполнения
| Ответственные
| Место проведения
| 1.
2. 3.
4.
| Организационное заседание НОУ: постановка задач, планирование работы, формирование совета НОУ.
Ознакомление с нормативными документами, с циклограммой исследовательской деятельности.
Анкетирование учащихся по интересам. Выбор тем для исследовательской работы, закрепление руководителей.
Методические консультации и рекомендации для руководителей проектов.
|
Сентябрь
|
Руководитель НОУ
зам. директора по УВР
Руководитель НОУ.
|
Каб.Истории
| 5.
6.
7.
| Проведение методических консультаций по теме «Что такое научный проект и как его подготовить?»
Работа с научной литературой в целях накопления материала по избранной теме.
Подготовка к школьным и районным олимпиадам по предметам.
Участие в Молодежных чемпионатах.
| Октябрь
В теч.года
| Руководители проектов
Руководитель НОУ,
зам. директора по УВР. Учителя-предметники
|
Кабинеты учителей-предметников
библиотека
| 8.
9
10.
11. 12.
| Сбор материала по теме исследования, индивидуальные консультации. Работа в библиотеках.
Участие в олимпиаде «Олимпус» (осенняя сессия)
Участие во всероссийской игре «Русский медвежонок- языкознание для всех» «Как работать с одаренными детьми». Проведение школьных и участие в районных предметных олимпиадах.
| Ноябрь
| Руководители проектов
Учителя-предметники
4-9 классы
Со 2-11 классы, учителя русского языка Руководитель НОУ
Учителя-предметники
| Библиотека, интернет-архивы, интернет-музеи
Каб. Русского языка
| 13. 14.
15. 16.
| Практические занятия «Требования к исследовательской работе».
Индивидуальные консультации.
Работа в библиотеках, архиве, посещение музеев. (виртуальные экскурсии)
Индивидуальные консультации
| Декабрь
| Руководитель НОУ.
Руководители проектов
Руководители проектов
| Каб., библиотеки
| 17. 18. 19.
20.
| Заседание Совета НОУ Участие в олимпиаде «Олимпус» (зимняя сессия)
Проведение семинара «Как презентовать свою работу?» Индивидуальные консультации.
Рецензирование работ руководителями.
|
Январь
| Руководитель НОУ,
зам. директора по УВР. Руководители
проектов
|
Каб.
| 21.
22.
| Просмотр представленных работ и степень их готовности к участию в школьной научно-практической конференции. Круглый стол «Культура выступления. Ораторское искусство».
Анализ итогов работы с одаренными учащимися
|
Февраль
| Руководитель НОУ,
Руководители
Проектов, Зам.директора по УВР
|
Каб.
|
23.
| Школьная научно-практическая конференция («День науки»).
Отчеты руководителей МО об уровне подготовки учащихся к окружной НПК.
|
Март
| Руководитель НОУ, зам. директора по УВР
|
актовый зал
| 24. 25.
26. 27.
| Подготовка публикаций для сборника исследовательских работ учащихся.
Заседание Совета НОУ, поведение итогов работы, анализ результатов исследовательских работ.
Районный интеллектуальный марафон для учащихся 9- 11 классов «Одиссея разума»
Участие в олимпиаде «Олимпус» (весенняя сессия)
|
Апрель
| зам. директора по УВР Руководитель НОУ
Учителя-предметники
|
Каб.
|
28.
| Социологический опрос учащихся: «Изучение мнения учащихся о деятельности НОУ».
|
Май
| Руководитель НОУ
| Каб.
| 29.
| Овладение навыками работы на компьютере в требуемых программах.
| В течение учебного года
| Преподаватель информатики
|
| 30.
| Участие в районной, краевых, всероссийских научно-практических конференциях школьников и других конкурсах.
| В течение учебного года
| Руководитель НОУ , зам. Директора по УВР
|
| 31.
| Ведение элективных курсов в 9 -11классах
|
В течение учебного года
| Учителя-предметники
|
| 32.
| Работа кружков и секций
| В течение учебного года
| Учителя-предметники
|
| 33
| Организация и проведение внеклассных мероприятий, направленных на развитие творческих способностей учащихся
| В течение учебного года
|
|
|
Устав НОУ «Вектор»
В научное общество учащихся может вступить каждый ученик, имеющий интерес к научной деятельности и получивший рекомендацию учителя-предметника.
Возраст вступления в НОУ – 8 лет.
Ученик, участвующий в работе НОУ, имеет право:
Выбрать форму выполнения научной работы (реферат, доклад и т.д.);
Получить необходимую консультацию у своего руководителя;
Иметь индивидуальный график консультацию в процессе создания научной работы;
Получить рецензию на научную работу у педагогов, компетентных в данной теме;
Выступить с окончательным вариантом научной работы на научно-исследовательской конференции в школе;
Представить свою работу, получившую высокую оценку, на конференции в городе;
Опубликовать научную работу, получившую высокую оценку, в сборнике научных работ учащихся.
Ученик, получивший высокую оценку своей научной деятельности, получает дополнительный балл по учебному предмету, с которым связана тема его научной работы.
Ученик, участвующий в НОУ, обязан:
регулярно и активно участвовать в заседаниях НОУ в своей секции;
периодически сообщать о промежуточных результатах своих исследований на заседании своей секции;
обращаться в школьную, сельскую, интернет-библиотеку для заказа необходимой для исследования литературы;
активно участвовать во внутришкольных и внешкольных научных конференциях;
строго соблюдать сроки выполнения научной работы;
строго выполнять требования к оформлению научной работы.
Запись в НОУ
Запись в НОУ определяется на основании желания учащихся участвовать в научно-исследовательской работе, результатов диагностических исследований и рекомендаций педагогов-предметников.
Вступив в НОУ, ученик работает в одной из секций, в которой проходят не только консультации, но и регулярные занятия по развитию интеллектуального потенциала и творческих способностей.
Определившись с тематикой научной работы и секцией, составляется расписание занятий и консультаций по каждой секции НОУ, определяется место и время их проведения.
Совет НОУ рассматривает и утверждает тематику работы каждой секции, определяет педагогов, проводящих занятия и консультации. В каждой секции для учащихся проводятся занятия, связанные с темой научной работы, и познавательные занятия.
Положение о научном обществе учащихся (см. отдельно) Исследовательская работа предполагает индивидуальный темп и способ продвижения, обеспечивая при этом достаточно высокий уровень знания.
Процесс реализации ученической исследовательской деятельности в школе представляется возможным изобразить в виде этапов, каждый их которых выполняет определенную функцию.
Этап 1. Является самым сложным:
– выявление способных детей, желающих заниматься исследовательской работой, диагностика уровня интеллектуального развития, диагностика уровня умений и навыков, позволяющих заниматься исследовательской работой, диагностика способности к общению на уровне ученик – ученик, ученик – учитель и т.д.;
– анализ полученных результатов;
– формирование коррекционных групп;
– работа групп (тренинги общения, деловые игры, упражнения по регулированию психологических процессов – воображение, память, логическое мышление и т.д.);
– рефлексия (анализ динамики изменений);
– мониторинг.
Вся работа на первом этапе преследует цель ориентации ребенка на успех.
Этап 2. Выбор тем, определение проблем, постановка задач, определение научных результатов.
Этап 3. Индивидуальная работа педагогов с учащимися-исследователями (уровень сотрудничества). Сбор материала, работа в архивах, музеях, библиотеках, лабораториях, мастерских; консультации научных руководителей.
Этап 4. Оформление обучающимися выполненных исследований, работают на компьютерах в кабинете информатики в школе. Рецензии научных руководителей.
Этап 5. Итог исследовательской работы – ежегодная научно-практическая конференция в школе, в работе которой принимают участие не только юные исследователи, но и ученики, которые заинтересовались исследовательской работой с перспективой на будущее. По результатам работ, представленных на конференции. Экспертный совет подводит итоги работ конференции, определяет победителей, награждает всех, выступивших с защитой работ. |