Программа предназначена для студентов 4-го курса (7 и 8-й семестры) отделения логопедии





Скачать 395.76 Kb.
НазваниеПрограмма предназначена для студентов 4-го курса (7 и 8-й семестры) отделения логопедии
страница1/4
Дата публикации15.09.2013
Размер395.76 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Литература > Урок
  1   2   3   4
Цель – обозначить коррекционно-образовательное значение литературы в обучении детей с тяжелыми нарушениями речи. Обучить студентов основам специальной методики преподавания литературы в школе V вида. Сформировать у студентов многопланово­е видение проблем речевого развития у школьников с тяжелыми нарушениями речи на уроках литературы.

Задачи:

    • формировать культуру методического мышления;

    • ознакомить с комплексом знаний о специальной методике преподавания литературы;

    • совершенствовать умения и навыки аргументированного обоснования практического использования теоретических по­ложений специальной методики преподавания литературы в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи.

    • формировать представления о методике преподавания литературы (спе­циальной) как разделе специальной педагогики;

    • создать условия для усвоения понятийного аппарата специальной методики преподавания литературы (методы, принципы, частные методики, способы и приемы работы и др.);

    • обучить студентов основам разработки коррекционно-развивающих программ по литературе;

    • научить студентов анализировать (с методической, коррекционно-педагогической, психологической, лингвистической и других точек зрения) модели уроков и уроки по литературе.

Место курса в общей системе подготовки специалиста:

Программа предназначена для студентов 4-го курса (7 и 8-й семестры) отделения логопедии.

Специальная методика преподавания литературы — одна из важнейших учебных дисциплин в обучении учителей-логопедов, так как в процессе изучения данного предмета студенты подводят­ся к пониманию взаимосвязи развития речевых навыков и умений у детей с тяжелыми нарушениями речи, усвоения знаний и станов­ления навыков владения ими грамматическим материалом.

Программа определяет содержание и объем знаний и навы­ков, которыми должны владеть студенты, чтобы быть готовыми к работе в средней школе для детей с тяжелыми нару­шениями речи.

Практическая направленность данного курса обусловливает организацию учебного процесса в виде моделей определенной фор­мы деловой игры, которая воспроизводит структуру отдельных видов учебной деятельности детей с тяжелыми нарушениями речи, а также знакомит с характеристиками ситуаций реального речево­го общения на уроках литературы.

Требования к уровню освоения содержания дисциплины:

Студенты должны знать:

  • методические основы преподавания литературы в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи;

  • теоретические и методические аспекты изучения и развития речи у детей с нормальной и нарушенной речевой деятельно­стью;

  • особенности речевого развития школьников с общим недо­развитием речи;

  • современные лингвистические, психологические, нейропсихологические и другие концепции анализа речевых произве­дений (высказываний) детей;

  • базовые положения научно-практического характера, опре­деляющие создание структурно-содержательных моделей раз­вития речи детей с ОНР;

  • содержание программ по изучению литературы в школах V вида;

Студенты должны уметь:

  • систематизировать знания по методике преподавания литературы в общеобразовательной и специальной школе;

  • выработать навык правильного оформления конспекта урока;

  • анализировать позитивные и негативные образцы конспектов занятий по литературе и развитию речи;

  • использовать различные методики, методические приемы и средства развития речи в коррекционных целях при изучении литературных произведений;

  • проводить обследование речи детей и определять уровень речевого развития; анализировать позитивные и негативные тексты (высказыва­ния) на основе использования лингвистических, психолинг­вистических и других критериев;

  • отбирать и систематизировать речевой материал (словарь, грам­матические структуры, тексты) для проведения уроков литературы;

  • осуществлять перспективное и текущее планирование рабо­ты;

  • моделировать и проводить уроки по литературе, учитывая своеобразие и специфику речевого развития школьников, обучающихся в школах V вида.


1.6.3 Темы для самостоятельного изучения.


№ п/п

Наименование раздела

дисциплины.

Тема.

Форма самостоятельной работы

Кол-во часов

Форма контроля выполнения самостоятельной работы

1.

Специальная методика преподавания литературы как наука. Литература как учебная дисциплина

Проанализировать любой учебно-методический комплект по литературе с точки зрения реализации в нём положений других наук: литературоведения, дидактики, специальной психологии и др.

4

Развёрнутый письменный ответ с использованием сравнительных таблиц, схем, диаграмм







Составить подробную библиографию работ одного из методистов XIX-XX вв. Отметить, что из его опыта можно использовать в современной школе

4

Хронологическая таблица







Составить библиографию по проблемам методики преподавания литературы в специальной (коррекционной) школе v вида, используя материалы периодических изданий

6

Выступление на практическом занятии или письменный ответ

2

Структура и содержание предмета «Литература» в специальной (коррекционной) школе V вида

Определить структуру программ и учебников одного из классов, проанализировать содержание каждой программы

4

Развёрнутый письменный ответ или количественный и качественный анализ, представленный в виде таблицы

3.

Учащийся специальной школы как читатель художественной литературы

Составить конспекты работ Р.Е. Левиной, Т.Г. Егорова, Р.И. Лалаевой, Л.Ф. Спирова, Л.Б. Халиловой, О.А. Токаревой, Т.Б. Филичевой (по выбору) о проблемах влияния речевого недоразвития на процесс чтения и понимания художественного произведения

6

Конспекты научно – методической литературы

4.

Принципы, методы и приемы изучения художественных произведений в школе

Спланировать фрагмент урока с использованием метода аналитической беседы или лекционного, продумать деятельность учащихся

4

Фрагмент конспекта урока литературы

5.

Этапы работы над литературным произведением

Проведите разбор содержания, видов и форм вступительных занятий, опираясь на методические рекомендации школы общего типа

4

Развёрнутый письменный ответ







Составить вступительное слово к изучению одного из произведений, изучаемых в специальной школе, или заключительное слово учителя (по выбору)

4

Фрагмент конспекта урока литературы







Разработать фрагмент урока литературы по проведению комментированного чтения (произведение по выбору)

4

Фрагмент конспекта урока литературы

6.

Методические особенности работы над произведениями разных жанров

Предложить вариант работы над текстом эпического произведения в процессе изучения творческой биографии писателя или обзорной темы

4

Развернутый план урока







Аспекты школьного анализа эпического произведения, реализуемые на уроках в специальной школе (этические, эстетические, социальные, стилистические и др.)

6

Реферат







Разработать вопросы по выявлению восприятия произведения детьми с речевым недоразвитием, по проверке знания содержания текста, по анализу одного из эпизодов, по обобщению изученного (по выбору)

4

Фрагмент урока литературы

1.7. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины.

1.7.1 Тематика и планы аудиторной работы студентов по изученному материалу.

  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа предназначена для студентов 4-го курса (7 и 8-й семестры) отделения логопедии iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «02» сентября 2013 г. Программа...
Программа курса предназначена для студентов 5-го курса (10-й семестр) отделения логопедии
Программа предназначена для студентов 4-го курса (7 и 8-й семестры) отделения логопедии iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «02» сентября 2013 г. Программа...
Программа курса предназначена для студентов 5-го курса (9-й семестр) отделения логопедии
Программа предназначена для студентов 4-го курса (7 и 8-й семестры) отделения логопедии iconПо порядку
Программа курса предназначена для студентов 4-го курса (8-й семестр) отделения логопедии
Программа предназначена для студентов 4-го курса (7 и 8-й семестры) отделения логопедии iconУчебно-методический комплекс дисциплины сд. В 1 «Практикум по постановке звукопроизношения»
Программа курса предназначена для студентов 1 курса (1семестр) очной формы обучения отделения логопедии
Программа предназначена для студентов 4-го курса (7 и 8-й семестры) отделения логопедии iconМетодические рекомендации по организации изучения дисциплины Методические...
Программа курса предназначена для студентов 3-го курса (5-й семестр) отделения логопедии
Программа предназначена для студентов 4-го курса (7 и 8-й семестры) отделения логопедии iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «02» сентября 2013 г. Программа...
Программа курса предназначена для студентов 4-го курса (8-й семестр) отделения логопедии
Программа предназначена для студентов 4-го курса (7 и 8-й семестры) отделения логопедии iconПрограмма дисциплины «Всеобщая история (история мировых цивилизаций)»...
Программа курса предназначена для студентов 4-го курса очного отделения исторического факультета Магнитогорского государственного...
Программа предназначена для студентов 4-го курса (7 и 8-й семестры) отделения логопедии iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «02» сентября 2013 г. Программа...
Программа курса предназначена для студентов 4 курса отделения логопедии. Данная дисциплина является одной из профилирующих для студентов...
Программа предназначена для студентов 4-го курса (7 и 8-й семестры) отделения логопедии iconУчебно-методический комплекс по модулю в 1 Логопедия (раздел «Дизартрия») Факультет
Программа курса предназначена для студентов 1 го курса (2 й семестр) отделения логопедии и направлена на усвоение понятий, фактов,...
Программа предназначена для студентов 4-го курса (7 и 8-й семестры) отделения логопедии iconЛитература Памятные даты, праздники
Программа курса предназначена для студентов 4-го курса отделения логопедии. Основное назначение изучения данной дисциплины предметная...
Программа предназначена для студентов 4-го курса (7 и 8-й семестры) отделения логопедии iconТематическое планирование уроков литературы в 11 классе
Программа курса предназначена для студентов 4-го курса отделения логопедии. Основное назначение изучения данной дисциплины предметная...
Программа предназначена для студентов 4-го курса (7 и 8-й семестры) отделения логопедии icon2. Порядок приема детей в группу компенсирующей направленности
Программа курса предназначена для студентов 4-го курса отделения логопедии. Основное назначение изучения данной дисциплины предметная...
Программа предназначена для студентов 4-го курса (7 и 8-й семестры) отделения логопедии iconПрограммно-методическое обеспечение по освоению образовательной области «Физическая культура»
Программа курса предназначена для студентов 4-го курса отделения логопедии. Основное назначение изучения данной дисциплины предметная...
Программа предназначена для студентов 4-го курса (7 и 8-й семестры) отделения логопедии iconПланирование уроков литературы в 11 классе изучение предметной области «Филология»
Программа курса предназначена для студентов 4-го курса отделения логопедии. Основное назначение изучения данной дисциплины предметная...
Программа предназначена для студентов 4-го курса (7 и 8-й семестры) отделения логопедии iconЦель урока: повторить и обобщить изученный материал по теме «Причастие». Задачи урока
Программа курса предназначена для студентов 4-го курса отделения логопедии. Основное назначение изучения данной дисциплины предметная...
Программа предназначена для студентов 4-го курса (7 и 8-й семестры) отделения логопедии iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «03» сентября 2012г. Программа...
Программа курса предназначена для студентов 4-го курса отделения логопедии. Основное назначение изучения данной дисциплины предметная...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск