Из опыта работы I аксенова Нина Алексеевна





Скачать 157.44 Kb.
НазваниеИз опыта работы I аксенова Нина Алексеевна
Дата публикации19.09.2013
Размер157.44 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Литература > Документы
Из опыта работы

I.1. Аксенова Нина Алексеевна

2.Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №2 с углублённым изучением отдельных предметов п. Добринка Добринского района Липецкой области.

3.Общий педагогический стаж работы – 31 год, в данном учреждении – 25 лет.

4.Первая квалификационная категория, награждена нагрудным знаком «Почетный работник общего образования РФ» в 2002 году.

5.Контактная информация:

Телефон: 2-13-18,

E-mail : ninaks@ro.ru. (www.rambler.ru)

II.1. Актуальность представленного педагогического опыта.

Нетрадиционные формы проведения урока.

Наряду с традиционной формой проведения урока литературы существуют и нетрадиционные. В своей практике использую уроки-игры (5-6 класс), уроки-семинары (9-11 классы), уроки-экскурсии в природу (5-6 классы), уроки-заочные путешествия по литературным местам, связанным с великими русскими писателями,(9-11 класс) и другие формы. Целесообразность проведения подобных форм уроков очевидна, так как основана на творчестве, импровизации, на взаимодействии обучающегося и учителя, на совместной увлечённости при подготовке. Кроме того, обучающиеся не усваивают готовые знания, а сами ищут источники их пополнения.

При нетрадиционной форме проведения урока обучающийся не только объект, но и субъект учебной деятельности.

Практика показала, что урок-заочное путешествие по литературным местам (на чём подробнее остановлюсь) побуждает обучающихся к активной деятельности по его подготовке, помогает обобщить и углубить знания, подойти к изучаемому материалу всесторонне. Так при подготовке к уроку-заочному путешествию в Ясную Поляну и на станцию Астапово (10 класс) обучающимся пришлось разделиться на группы. Одна готовила презентацию о родовом поместье Л. Толстого и его обитателях (после предварительного просмотра её мог дополнить или изменить любой член группы). Другая группа находила материал о тех великих людях, которые бывали в Ясной Поляне, третья изучала переписку писателя, четвёртая группа знакомилась с теми поэтическими произведениями, которые посвящены Л. Толстому, отбирала и заучивала наизусть. Кроме того, готовились и экскурсоводы. План проведения заочного путешествия предварительно обговаривался, при необходимости корректировался и затем проводился урок. Подготовка к уроку-заочному путешествию накладывает на каждого участника большую ответственность. При подготовке к такому уроку используются как коллективные, так и групповые формы организации работы, в этом, безусловно, заключается его новизна.

Как правило, подобные уроки несут большую эмоциональную нагрузку, будят желание детей узнать больше об авторе и истоках его творчества, они востребованы в практике работы, так как вызывают повышенный интерес у обучающихся.

2. Содержательная форма представления педагогического опыта.

План-конспект

нестандартного урока литературы по теме

«Памяти Л.Н.Толстого», 10 класс.

Урок - заочное путешествие

Цель урока:

Обучающая:

Приобщение учащихся к духовному наследию писателя, к его творчеству.

Развивающая:

Понять, чем близок и дорог удивительный русский писатель и довольно противоречивый человек читателю XXI века.

Воспитательная:

Воспитывать уважение к труду писателей и гордость за их великое наследие.

Эпиграф: «Стремление только к материальным благам губительно для человечества».

Оборудование: выставка книг, презентация о жизни, творчестве, увлечениях писателя.

Ход урока

  1. Слово учителя.

Слайд №1

«Весь мир, вся земля смотрит на него… отовсюду к нему протянуты живые, трепетные нити…» Так писал о Льве Толстом Максим Горький в очерке «Лев Толстой».

Сегодня, 20 ноября, в России и в других странах мира внимание литературной общественности будет приковано к великому русскому писателю Льву Николаевичу Толстому.

Ровно 100 лет назад в 6 часов 5 минут на ст. Астапово перестало биться сердце этого человека.

Мы вместе с вами на этом уроке совершим заочное путешествие в Ясную Поляну, где писатель провел большую часть своей жизни, и на станцию Лев Толстой, где он провел последние дни своей жизни, поговорим о его творчестве, увлечениях, взаимоотношениях с женой и детьми, причинах ухода из Ясной Поляны.

Ученик.

Ясная Поляна – один из самых удивительных уголков средней полосы России. Сегодня там находится музей-усадьба, директором которого является праправнук писателя Владимир Толстой.
Слайд №2
Музей был открыт в 1914 году.

В двухэтажном доме с терраской до самой смерти писателя стояла и сегодня стоит старенькая, но добротная дедовская и отцовская мебель. Отцовский письменный стол, кресло с решётчатыми спинками и другая старинная дешёвая и дорогая мебель.

До сей поры сохранились в доме-музее старинные английские часы XVIII века, купленные, по преданию, дедом Л.Н.Толстого.

Итак, мы отправляемся с вами в заочное путешествие в Тульскую область в знаменательное время: в этом году исполняется 100 лет со дня смерти Л.Н.Толстого.

И вот мы, наконец, у ворот усадьбы, где жил великий русский писатель.


Ученик.

Слайд №3 «Ворота»
Внимательно присмотритесь к этим воротам. С них начинается заочное путешествие по усадьбе, где жил и работал Л.Н.Толстой. Ворота громоздкие, но на вид кажутся лёгкими. Это достигается удачно подобранными белым и зелёным цветами.

Жена Льва Толстого, Софья Андреевна писала, что Ясная Поляна – это место, где родился писатель, где провёл большую часть своей жизни, где создал свои знаменитые произведения, это место, где покоится его прах.

Сам Толстой говорил, что без Ясной Поляны он не мог себе представить Россию и своё отношение к ней.



Ученик.

Слайд №4 «Слова Толстого»
Как известно, Лев Николаевич Толстой родился 9 сентября (по новому стилю) 1828 года в Ясной Поляне и рано осиротел.

Родители его были люди знатные и богатые. Всё состояние было поделено между детьми. Льву Толстому досталась в наследство усадьба Ясная Поляна.


Ученик.

Слайд №5 «Общий вид Ясной Поляны»
При первом взгляде на общий вид усадьбы поражает обилие деревьев. За годы жизни в Ясной Поляне Львом Толстым было посажено 180 га леса. Самое любимое место Толстого – это участок с ёлочками.

«Я всегда любуюсь на эти ёлочки – это моё любимое место. И по утрам – это моя обычная прогулка. Иногда я сажусь на скамейку и пишу», - вспоминал Лев Толстой.

По узенькой тропинке мы подходим с вами к двухэтажному дому с терраской. Дом был построен дедом писателя, в последующие годы к нему делались пристройки.


Ученик.

Слайд №6 «Дом писателя»
Софья Андреевна, жена Толстого, вспоминает:

«В праздничные дни яснополянские бабы с венками из берёзовых, сиреневых или черёмушных веток на головах приходили к крыльцу яснополянского дома и здесь водили хороводы».

С необыкновенным трепетом мы входим в дом великого писателя. Ещё бы нам не волноваться! Ведь по ступенькам резной лестницы в XIX веке и начале XX века не раз поднимались выдающиеся деятели культуры и искусства: Иван Сергеевич Тургенев, Афанасий Фет, Антон Павлович Чехов, Максим Горький, Николай Семёнович Лесков, Илья Репин и многие – многие другие. Всех не перечесть. Они были частыми и желанными гостями в усадьбе Л.Н.Толстого.


Ученик.

Слайд №7 «Общий вид залы»
Вот зала со старинными зеркалами в золотой оправе, с обилием портретов и фортепиано. Толстой иногда уезжал из Ясной Поляны и тосковал по ней. Однажды он воротился после некоторого отсутствия в родной дом, вышел в залу. Об этом он напишет своей жене: «Я вышел в залу, сел за фортепиано и играл с величайшим удовольствием и даже умилением».
Звучит музыка Бетховена.



Ученик.

Слайд № 8 «Общий вид комнаты»
Вот комната на втором этаже, которая 15 лет служила Толстому кабинетом. Прежде всего, обращаешь внимание на огромное количество книг. Они свидетельствуют о необычайной эрудированности Толстого.

Во многих словарях, находящихся в его кабинете, есть пометки писателя, что говорит о широте его знаний.

В этом кабинете написаны трилогия Толстого «Детство», «Отрочество», «Юность», рассказ «После бала» и многие другие известные произведения.


Ученик.

Слайд №9 «Спальня писателя»
Пройдёмте вместе с вами в спальню писателя. Она поражает своей простотой. Железная кровать, тумбочка, несколько стульев, небольшой столик и зеркало – вот всё его убранство.

Иногда Лев Толстой просыпался ночью и записывал то, что приходило на ум. Ручку и карандаши он ставил в коробочку на тумбочке. Ранее эта тумбочка принадлежала тётке писателя Татьяне Ергольской.

Именно Ергольская занималась воспитанием детей и самого Толстого после смерти родителей.


Ученик.


Слайд №10 «Комната секретаря»
А вот небольшая комната секретаря писателя, Булгакова Валентина Федоровича. Она имеет необычное название «ремингтонная».

Зачем писатель приходил в эту комнату? В этой маленькой комнате у секретаря на столе каждый день лежали письма, приходившие в Ясную Поляну Льву Толстому. Толстой читал их при свете керосиновой лампы. Всего Львом Толстым получено 50 тысяч писем. На многие из них он отвечал сам, часть ответов поручал подготовить секретарю. Письма самого Толстого занимают (вдумайтесь в цифру) 30 томов книг.


Ученик.


Слайд №11 «Спальня жены»
Вот спальня Софьи Андреевны Толстой, которая находится в пристройке к дому на втором этаже.

Вы видите железную кровать, тумбочку, столик, комод и большое количество семейных фотографий – вот и всё, что окружало жену Толстого. Она пережила мужа на 9 лет. Скончалась 4 ноября 1919 года. О своих последних годах жизни Софья Андреевна писала: «Живу в Ясной Поляне, охраняя дом с той обстановкой, какая была при Льве Николаевиче, и его могилу».


Ученик.

Слайд №12 «Комната под сводами»
А вот бывшая дедовская кладовая комната. Лев Николаевич переделал её в рабочую комнату и спальню одновременно.

Вы видите деревянную кровать, круглый стол, керосиновую лампу, резное кресло, небольшой диван.

Именно в этой комнате под сводами, бывшей кладовой, Лев Николаевич напишет знаменитые романы «Война и мир», «Воскресение» и другие известные произведения.

В этой прохладной и тихой комнате, окна которой выходили в парк, Толстой работал долгие годы. Затем в этой комнате жили его взрослые дочери.
Стихотворение А.Фета, «Война и мир».
Слайд № 13


Ученик.

Слайд № 14 «Терраса»

А вот перед вами знаменитая терраса яснополянского дома.

Здесь часто собирались гости писателя. Это доставляло много хлопот его жене, но она терпеливо принимала гостей.

На террасе было всегда солнечно и светло.

Лев Толстой опишет эту террасу в одном из своих произведений: «Мы сидели на террасе и собирались пить чай. Сад уже был весь в зелени. Листва березовой аллеи была вся прозрачна на заходящем солнце. На террасе была свежая тень».


Ученик.

Мы осмотрели далеко не все комнаты яснополянского дома, но обратили внимание, что всюду есть книги. Основная их часть хранилась в библиотеке в берёзовых шкафах. Библиотека писателя насчитывает более 22 тысяч книг. Это издания на 35 языках.
Слайд № 15 «Книги»
Лев Толстой любил книги, охотно давал их читать, дарил, просто раздавал знакомым людям. Он удивлялся, что некоторые из них не умеют и не хотят пользоваться книгою. «Книги для того и печатаются, чтобы их читали», - неоднократно повторял Толстой.

Не уметь пользоваться книгой, это всё равно, что не уметь пользоваться силой своего голоса, - так считал писатель.


Библиотекарь.

Галина Викторовна, зав. школьной библиотекой, обратила внимание на выставку книг, дала им краткую характеристику, рассказала о серьёзном увлечении Льва Толстого педагогикой, познакомила с некоторыми педагогическими трудами.


Учитель.

Мы побывали с Вами в яснополянском доме писателя.

С каким трепетом мы переходим из комнаты в комнату, живо представляем себе писателя.

  • Что вы запомнили из увиденного?

  • Создалось ли у Вас ощущение атмосферы творческого труда писателя? Какие детали быта об этом свидетельствуют?

Прежде чем мы познакомимся с обитателями яснополянского дома, мне хотелось бы обратить Ваше внимание на то, что Толстой не имел свободной минуты для праздного времяпрепровождения. Труд упорный, каждодневный труд. И вот из-под пера великого русского писателя выходят известные всему миру книги: «Война и мир», «Анна Каренина», «Воскресение» и многие – многие другие.

Большую помощь мужу оказывала его жена Софья Андреевна Толстая. В 2012 году на съезде родственников в Ясной Поляне будет отмечаться 150-летие со дня венчания 18-летней Софьи Берс и 34-летнего Льва Толстого.


Ученик.


А теперь несколько слов об обитателях яснополянского дома. У Софьи Андреевны и Льва Николаевича родилось 13 детей. В силу своей большой занятости Лев Толстой не мог много внимания уделять детям. Но он проявлял о них заботу, интересовался их увлечениями, помогал им выбрать правильную дорогу в жизни. Без сомнения, дети Толстого впитали в себя атмосферу доверия, доброты, взаимоуважения, взаимопонимания, гостеприимства, которые царили в этой большой и дружной семье.

Учитель.

Учитель.

Рассказывает о детях Л.Толстого.
Прослушайте отрывки из писем Толстого к сыну Льву и к сыну Андрею.
Учащиеся читают отрывки из писем.
Вы внимательно прослушали отрывки из писем Л.Толстого детям.

  • Что Вас удивило в письмах?

  • Каким предстал этот человек в письмах к родным и близким ему людям?


Ученик.


И ещё хотелось бы сказать несколько слов о хозяине яснополянского дома, Льве Толстом.
Слайд № 16 «Увлечения Толстого»
Кроме своего литературного труда, Лев Толстой имел много увлечений.

Ежедневно он рано утром совершал пешие прогулки по яснополянскому парку.

Толстой увлекался музыкой, прекрасно играл на рояле. Вместе с мужиками иногда по целым дням косил траву и получал от этого большое удовольствие. Толстой любил верховую езду, занимался гимнастикой. Когда появились велосипеды, научился ездить на велосипеде, будучи старым человеком.

Толстой прекрасно плавал. Он увлекался шахматами. Многие годы занимался пчеловодством, пропадал на пчельнике целыми днями в одиночестве. Толстой интересовался педагогикой, и часть своей жизни посвятил обучению крестьянских детей.


Ученик.

Из дома – музея мы отправляемся с Вами к могиле великого писателя
Толстой неоднократно высказывал просьбу похоронить его в лесу «Старый Заказ», на краю оврага, на «месте зелёной палочки». Легенду о зелёной палочке Толстой услышал в детстве от брата Николая. Когда Николаю было 12 лет, он объявил семье о великой тайне. Стоит раскрыть её, и никто больше не умрёт, не станет войн и болезней, и люди будут «муравейными братьями». Остаётся лишь найти эту зелёную палочку, зарытую на краю оврага. На ней тайна и записана.

Дети Толстые играли в «муравейных братьев», усаживаясь под кресла, завешанные платками. Сидя вместе в темноте, они чувствовали, что им хорошо и что они любят друг друга. Эту игру Толстой часто вспоминал, будучи старым человеком.

В завещании Толстой писал: «Чтобы никаких обрядов не производили при закопании в землю моего тела; деревянный гроб, и кто захочет, свезёт или снесёт в лес Старый Заказ, напротив оврага, на место зелёной палочки».
Слайд «Могила писателя»

Учитель.

Давайте молча постоим у могилы писателя.


Ученик.


Австрийский писатель Стефан Цвейг, посетивший Ясную Поляну, вспоминал: «…я не видел в России ничего более прекрасного, более волшебного, чем могила Толстого. Удивительно молчаливая, трогательно безымянная могила».


Ученик.

Ученик.

Ученик.


А теперь вернёмся к событиям октября 1910 года.

Как известно, 28 октября 1910 года Лев Толстой тайно покидает Ясную Поляну. Главной причиной, как утверждают ныне живущие родственники Толстого, было его мучительное состояние от того, что он принадлежал к высшему обществу, что мог жить намного лучше, чем находящиеся рядом крестьяне.

Его жизнь не соответствовала его учению.

Посетив Оптину Пустынь и женский монастырь, где служила его сестра, он с врачом Маковицким садится в поезд и едет в сторону юга страны.

В дороге простынет, заболеет воспалением легких и будет снят с поезда на маленькой, никому не известной станции Астапово. Отправимся вместе с Вами на станцию Астапово, ныне ст. Лев Толстой.
Слайд «Астапово»
Начальник станции Иван Иванович Озолин сделает всё возможное для спасения Льва Толстого. Жизнь Озолина в эти дни можно назвать подвигом.

Он освободит свой дом для Льва Толстого и его родственников.

Он известит о болезни Толстого местного врача. Затем соберутся лучшие врачи, чтобы спасти Толстого. Он проведет на ст. Астапово 7 тревожных дней.

Однако болезнь Толстого окажется смертельной.
Слайд «Часы»
В 6 часов 5 минут утра 7 (20) ноября 1910 года сердце писателя перестанет биться.


Учитель.


Смерть Л.Толстого люди будут воспринимать как собственное горе.

Об этом проникновенно написал М.Горький в очерке «Лев Толстой».

«Умер Лев Толстой.

Получена телеграмма, и в ней обыкновенными словами сказано – скончался.

Это ударило в сердце, заревел я от обиды и тоски, и вот теперь, в полоумном каком-то состоянии, представляю его себе, как знал, видел, - мучительно хочется говорить о нём. Представляю его в гробу, - лежит, точно гладкий камень на дне ручья, и, наверное, в бороде седой тихо спрятана его – всем чужая – обманчивая улыбочка. И руки наконец спокойно сложены – отработали урок свой каторжный.»

Как тонко и верно передал Горький горечь утраты великого человека своей эпохи!


Ученик.

Его прах будет перевезён в Ясную Поляну. По завещанию похоронен в лесу Старый Заказ, на краю обрыва, там, где зарыта волшебная зелёная палочка. В скромной могиле покоится прах великого человека.
Слайд «Стихотворение Игоря Северянина

«Лев Толстой»

Читает десятиклассник.

Учитель.

Итак, мы побывали с Вами в Ясной Поляне и на станции Астапово, где умер великий писатель Лев Толстой. Мы прикоснулись к его творчеству, попытались понять величие этого человека, увидели его желание сделать мир прекрасным, а каждого человека – счастливым.

  • Что Вам особенно запомнилось из нашего путешествия по местам, связанным с именем Л.Толстого?

  • Как можно охарактеризовать в нескольких словах всю жизнь Толстого?

  • Что Вам хотелось бы добавить к тому, что Вы услышали и увидели на уроке?

  • Чем дорог и близок Л.Толстой современному читателю?


Да, Вы правы, что вся жизнь Толстого была борьбой, протестом против всякого зла и насилия, его творчество служило утверждению высоких нравственных идеалов.

Вы правы, что он был не только писателем, но и главой большого семейства. И, несмотря на занятость, уделял внимание своим детям. Вы правильно заметили, что письма к жене тоже были трогательными.

Подведение итога урока.

  • Правы ли те, кто говорил, что Толстой устарел?


Слайд «Толстой устарел…»
Нет, Толстой не устарел, к изучению его жизни и творчества будет обращаться не одно поколение людей, пока будут живы понятия о совести, чести, долге, любви к Отечеству. А его мысль о том, что стремление к материальным благам губительно для человечества, как никогда актуальна в наши дни.
Оценка знаний.
Задание на дом: просмотреть материалы о Толстом в «Золотом ключике» и в печатных изданиях, подготовить небольшие сообщения.

3.Эффективность педагогического опыта с точки зрения полученного результата.

Старшеклассники самостоятельно добывают знания по литературе, которые дольше сохраняются в их памяти. Обучающиеся получают определённые морально-этические, общественные, политические, религиозные ценности, пытаются выработать к ним собственное отношение, сформировать свою систему ценностей, стремятся к осуществлению поставленной цели в жизни и соблюдению норм поведения в коллективе, понимают, что жить надо полнокровной жизнью. Подготовка к нетрадиционным урокам воспитывает ответственность, активность, формирует гражданскую позицию.

4.Ресурсное обеспечение педагогического опыта:

Грудкина Т.В. Сто великих мастеров прозы. - М.: Вече, 2007.- 477 с.

Л.Н. Толстой. Собрание сочинений. В 22-х т. Т. 19 - 20. Письма.- М.: Художественная литература, 1984. – 879 с.

Интернет-ресурсы: www.croquis.ru /697.html

В.И. Сахаров, С.А. Зинин. Литература: Учебник. 10 класс. В двух частях. Часть 1. – М.: Русское слово, 2009. – 336 с.

Презентация «Памяти Л. Толстого»

Мультимедийный проектор

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Из опыта работы I аксенова Нина Алексеевна iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Аксенова, Г. Я. Учебник немецкого языка для сельскохозяйственных вузов [Текст]: учебник / Г. Я. Аксенова, Ф. В. Корольков, Е. Е....
Из опыта работы I аксенова Нина Алексеевна iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Аксенова, Г. Я. Учебник немецкого языка для сельскохозяйственных вузов [Текст] : учебник / Г. Я. Аксенова, Ф. В. Корольков, Е. Е....
Из опыта работы I аксенова Нина Алексеевна iconДоклад использование современных образовательных технологий на уроках...
Кондакова Татьяна Алексеевна, учитель русского языка и литературы первой квалификационной категории, мбоу «Лицей №2» г. Мытищи Московской...
Из опыта работы I аксенова Нина Алексеевна iconОсновные направления работы, их актуальность и результаты: обобщение педагогического опыта
В первые годы начинающему педагогу подчас бывает трудно определиться с темой своей работы с учениками. Из своего 12-летнего опыта...
Из опыта работы I аксенова Нина Алексеевна iconФедоренко Людмила Михайловна Учитель моу сош №47, г. Хабаровск. Кривонос...
Цель урока: ознакомить учащихся с понятиями: «силуэт», «стиль в одежде», с видами женского легкого платья, с эстетическими, гигиеническими...
Из опыта работы I аксенова Нина Алексеевна iconПлан воспитательной работы на 2013-2014 учебный год (начальная школа)
Торжественная линейка «Ступени сентября», посвященная Первому звонку (ответственные: зам директора по вр аксенова Т. А., классные...
Из опыта работы I аксенова Нина Алексеевна iconИспользование современных образовательных технологий в деятельности...
Использование современных образовательных технологий в деятельности учителя физики
Из опыта работы I аксенова Нина Алексеевна iconИ. Н. Аксенова использование икт при организации самостоятельной...
Овершенствования навыков всех видов речевой деятельности на основе аутентичного материала. Рассматривается важность самостоятельной...
Из опыта работы I аксенова Нина Алексеевна iconПлан воспитательной работы на 2013-2014 учебный год (старшая школа)
Торжественная линейка «Ступени сентября», посвященная Первому звонку (ответственные: зам директора по вр аксенова Т. А., педагог-организатор...
Из опыта работы I аксенова Нина Алексеевна iconПлан проведения семинара. Представление опыта работы по применению икт. (15 минут) Колегова Л. В
Выступления из опыта работы по применению икт в подготовке и проведении занятий: (30-35 минут)
Из опыта работы I аксенова Нина Алексеевна iconФедотова Нина Феодосиевна моу дод «Детская музыкальная школа», г. Усолье-Сибирское Учимся, играя
Нина Феодосиевна Федотова, преподаватель теоретических дисциплин Усольской музыкальной школы, много и успешно работает по методическому...
Из опыта работы I аксенова Нина Алексеевна iconАлтайский краевой центр народного творчества и досуга из опыта работы...
Из опыта работы культурно-досуговых учреждений Солонешенского района Алтайского края по сохранению и развитию традиционной народной...
Из опыта работы I аксенова Нина Алексеевна iconРазвитие личности на уроках физики Королькова Нина Николаевна
Королькова Нина Николаевна, преподаватель физики Государственного образовательного автономного учреждения начального профессионального...
Из опыта работы I аксенова Нина Алексеевна iconОпыта: «Воспитание и развитие коммуникативно ориентированной личности...
Обобщение и распространение опыта работы учителя немецкого языка Гамаюновой Л. В
Из опыта работы I аксенова Нина Алексеевна iconНина Николаевна Берберова Бородин Нина Николаевна Берберова
Программой по русскому языку под редакцией М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской, Н. М. Шанского (Москва «Просвещение», 2007г.) и методическими...
Из опыта работы I аксенова Нина Алексеевна iconОбобщение опыта работы учителя химии моу сош №4 г. Собинка Бурдиной Н. Ю. Собинка, 2013 г
А. В., работа на кафедре теории и методики воспитания випкро под руководством Поповой И. Н., прохождение курсов повышения квалификации...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск