Протокол №8 От «12»





НазваниеПротокол №8 От «12»
страница1/5
Дата публикации20.09.2013
Размер0.68 Mb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Литература > Документы
  1   2   3   4   5


Министерство образования и науки Российской Федерации

ФГБОУ высшего профессионального образования

Российский государственный торгово-экономический университет

(РГТЭУ)
Кафедра ________РУССКОГО ЯЗЫКА И РЕЧЕВОЙ КОММУНИКАЦИИ____________

Одобрено УМС факультета ___МЭиТ____
Протокол №__от «___»___________20__г.
Председатель _________________________


Рабочая программа

Наименование дисциплины____________РИТОРИКА______________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________

Рекомендуется для направления подготовки

030200 - ПОЛИТОЛОГИЯ
Квалификации (степени) выпускника ___БАКАЛАВР________________


Согласовано:
Учебно-методическое управление

РГТЭУ
«____» ________________20__г.
____________________________



Рекомендовано кафедрой:
Протокол № _8_

От «_12» ___апреля______________2011г.
Зав.кафедрой _____Петрова А.Г.________

(ФИО)





Форма обучения ___ОЧНАЯ___

Москва 2011г.

Содержание

стр.


  1. Цели и задачи дисциплины. 3

  2. Место дисциплины в структуре ООП. 3

  3. Требования к результатам освоения дисциплины. 4

  4. Объем дисциплины и виды учебной работы. 5

  5. Содержание дисциплины. 6

    1. Содержание разделов и тем дисциплины. 6

    2. Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами. 13

    3. Разделы (модули) и темы дисциплин и виды занятий. 13

  6. Перечень семинарских, практических занятий и лабораторных работ. 14

  7. Примерная тематика курсовых проектов (работ) (при наличии) 15

  8. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины: 15

а) федеральные законы и нормативные документы (при наличии);

б) основная литература;

в) дополнительная литература;

г) программное обеспечение;

д) базы данных, поисково-справочные и информационные системы

9. Материально-техническое обеспечение дисциплины. 16

10. Образовательные технологии. 16

11. Оценочные средства. (ОС). 17

1. Цели и задачи дисциплины:

Цель изучения дисциплины – освоение студентами основных принципов речевого общения, приобретение устойчивых навыков, которые должен иметь будущий специалист для успешной коммуникации в различных сферах; формирование коммуникативной компетенции, что предполагает умение оптимально использовать средства языка при устном и письменном общении.

Преподавание дисциплины призвано решить следующие задачи:

– составить представление о риторике как прикладной и теоретической дисциплине;

– научиться речевому поведению в определенных речевых ситуациях, уместному выбору приемов и средств устного выступления;

– выработать умение выявлять и классифицировать различные виды ошибок при общении;

– сформировать коммуникативно-речевые умения и навыки, необходимые прежде всего для профессиональной деятельности;

– способствовать развитию положительной мотивации студентов во взаимоотношениях с другими людьми в ситуациях делового общения;

– осуществить попытку формирования осознанного отношения к своей речи, способствуя личностной потребности в ее совершенствовании.
2. Место дисциплины в структуре ООП:

Дисциплина «Риторика» относится к вариативной части гуманитарного, социального и экономического цикла (Б.В.1.07) балакавриата по направлению 030200 - Политология и преподается в 2 семестре.

Дисциплина «Риторика» базируется на знаниях, полученных студентами по курсу «Риторика» в объеме программы средней школы.

Необходимыми требованиями к «входным» знаниям, умениям и компетенциям студента при освоении данной дисциплины и приобретенным в результате освоения предшествующих дисциплин являются:

- представление о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;

– способность к речевому взаимодействию и социальной адаптации;

– умение опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать языковые явления и факты с учетом их различных интерпретаций; оценивать языковые явления и факты с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения; разграничивать варианты норм и речевые нарушения;

– овладение орфографической и пунктуационной грамотностью;

– применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике.
Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия для реализации надпредметной функции, которую дисциплина «Риторика» выполняет в системе высшего профессионального образования. В процессе обучения студенты осознают язык как форму выражения национальной культуры, получают возможность совершенствовать знания о закономерностях системы языка и ее функционирования, формируя на этой основе устойчивые умения и навыки нормативного, уместного и этичного использования языковых средств в разнообразных ситуациях и сферах общения.
3. Требования к результатам освоения дисциплины:

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

– владению культурой научного мышления, обобщением, анализом и синтезом фактов и теоретических положений (ОК-3);

– восприятию личности другого, эмпатии, установлению доверительного контакта и диалога, убеждению и поддержке людей (ОК-7)
В результате изучения дисциплины студент должен:

знать:

– нормы современного русского литературного языка и фиксировать их нарушения;

– основы публичной речи, правила подготовки и проведения публичного выступления;

– правила речевого этикета, принятого в обществе;

– основы делового общения, способствующие развитию общей культуры и социализации личности;

– основные положения теории ораторского искусства;

– особенности функциональных  стилей русского языка (научного, публицистического, официально-делового, разговорного), их отличия и взаимодействие;

– специфику использования элементов различных языковых уровней в речи;

– нормативный, коммуникативный и этический аспекты устной и письменной речи.
уметь:

– оценивать языковые явления и факты с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения;

– разграничивать варианты норм и речевые нарушения;

– различать стили речи и самостоятельно порождать стилистически мотивированный текст;

– правильно строить  устное и письменное  высказывание  (в соответствии с требованиями норм языка, культуры речи);

– подготовить и проводить публичное выступление, беседу, дискуссию, обмениваться информацией, давать оценку, выступать с предложениями, замечаниями;

­– анализировать речевую ситуацию, строить речь (устную или письменную) в соответствии с выбранным функциональным стилем;

– адекватно реализовать свои коммуникативные намерения;

– создавать тексты разных функциональных стилей, учитывая специфику каждого из них;

– готовить речь с учетом основных правил подготовки выступления;

– пользоваться различными видами аргументов;

– анализировать с риторических позиций звучащую деловую речь;

– создавать текст выступления с учетом требований краткости, логичности, понятности (доступности), красочности;

– анализировать, корректировать собственные тексты  и  тексты других выступающих
владеть:

– всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи;

– умением осознавать собственные коммуникативные намерения и строить в соответствии с этим эффективную коммуникацию;

– способами трансформации несловесного материала в словесный, а также различным возможностям перехода от одного типа словесного материала к другому (например, от плана к связному тексту);

– навыками осознанного чтения;

– культурой мышления, зная его общие законы, в письменной и устной речи правильно (логично) оформить его результаты.
4. Объем дисциплины и виды учебной работы


Вид учебной работы


Всего часов / зачетных единиц

Семестры

1

2

3

4

Аудиторные занятия (всего)

36

-

36

-

-

В том числе:

-

-

-

-

-

Лекции

14




14







Практические занятия (ПЗ)

22




22







Семинары (С)
















Лабораторные работы (ЛР)
















Самостоятельная работа (всего)

36

-

36

-

-

В том числе:

-

-

-

-

-

Курсовой проект (работа)
















Реферат

10




10







Другие виды самостоятельной работы

Работа с основной и дополнительной учебной литературой

Аннотирование книг, статей

Выполнение заданий поисково-исследовательского и творческого характера

Подготовка к зачету

26

6

6

10
4




26

6

6

10
4

























Вид промежуточной аттестации

зачет













Общая трудоемкость часы

зачетные единицы

72

-

72

-

-

2




2








5. Содержание дисциплины

5.1. Содержание разделов дисциплины

Раздел I. РИТОРИКА КАК ИДЕОРЕЧЕВОЙ ФЕНОМЕН

Тема 1. Предмет и задачи риторики. Риторики в кругу гуманитарных дисциплин. Роль риторики в формировании мышления и сознания личности.

Риторика и ее роль в развитии гуманитарных наук. Предмет риторики. Основные подходы к определению понятия “риторика”. Становление и основные этапы развития риторики.

Риторика в России. Понятие риторического идеала. Риторический идеал античности. Особенности русского риторического идеала.

Риторика в современном мире. Концепции и дефиниции неориторики.

Риторика как теория и практика эффективного, целесообразного, гармонизирующего общения.

Общая и частные риторики.

Изучение темы направлено на формирование ОК-3

Тема 2. Риторика в её конкретном историческом освещении Предпосылки и условия возникновения «риторической ментальности».

Истоки древнегреческого красноречия, его связь с социальными процессами. Афинская демократия и «интеллектуальная революция» V–го в. до н.э. Софисты и Сократ: исходные философские предпосылки в отношении к «речи». Речь как выражение истины и речь как выражение «воли к власти».

Риторика и софистика; риторика и философия: речь как «убеждение» и речь как «высказывание предмета». Отношение риторики к философскому диалогу. Диалоги Платона.

Ораторы и риторы классической эпохи: Лисий, Исократ, Демосфен. Политическое, судебное и торжественное красноречие. Риторика и новый тип образования. Риторическое учение Аристотеля как теоретическая систематизация риторической практики. «Греческий« вариант риторики как «искусства убеждения «.

Ораторское искусство эпохи эллинизма. Риторика как технология. Римское доцицероново красноречие. Цицерон, его речи и риторические сочинения. Риторика и ораторское искусство ранней Римской Империи. Сенека, Квинтилиан. «Римский» вариант риторики как «искусства говорить хорошо».

Греко-римское красноречие периода «второй софистики». Плутарх, Дион Хрисостом, Элий Аристид, Апулей. Риторика как система и как подход к обобщению действительности.

Конфликт раннехристианского сознания и «риторической ментальности». Неприятие риторики как сердцевины языческой образованности некоторыми раннехристианскими мыслителями. Необходимость освоения риторики в связи с жанром проповеди. Раннехристианская проповедь (по новозаветному канону). Послания Павла, Евангелие от Луки и риторика. Христианская аполегетика и II-III вв. Иустин Философ, Григорий Неокесарийский, Киприан Карфагенский. Проповедь и риторика.

Позднеаттическое красноречие: Либаний, Гимерий. Связь риторики и восточной патристики IV в.: Василий Кесарийский, Григорий Назианзин, Григорий Нисский, Иоанн Златоуст. Западная патристика IV-го в.; Августин Блаженный.

Средневековая латинская риторика ее влияние на литературу. Схоластическая риторика. Роль риторики в средневековом университетском образовании. Особенности византийской риторики. Риторика в Древней Руси.

Влияние М. В. Ломоносова на формирование стилистики литературного русского языка. Западноевропейские и национальные истоки особенностей красноречия в России XIX в. Академическая риторика. М. Сперанский, А. Мерзляков, Н. Кошанский. Судебная риторика в исследованиях П. Пороховщикова. Речи исторических деятелей как образец красноречия. Риторика в России конца ХIХ - начала ХХ вв. Риторика в России ХХ века. Социально-политическое красноречие. Парламентская и митинговая речи ( А.Н. Милюков, П.А. Столыпин, А.Ф. Керенский , Н.И. Бухарин , Л.Д. Троцкий и др.). Ленин как оратор.

Российская риторическая культура начала ХХI века. Роль учреждений образования. СМИ в развитии риторической культуры.

Изучение темы направлено на формирование ОК-3
Раздел II. РЕЧЕВАЯ КОММУНИКАЦИЯ

Тема 3. Коммуникативная и речевая ситуация.

Роль общения в социальной практике.

Сущность, функции и средства общения.

Виды и формы общения. Эффективность общения. Условия реализации эффективного общения (языковая и речевая компетентность; психологическая компетентность; коммуникативная компетентность).

Риторическая теория и риторическая практика как отражение общих закономерностей речевого поведения в процессе общения.

Структура (компоненты) коммуникативно-речевой ситуации. Коммуниканты (адресант и адресат). Социальные и речевые роли общающихся. Мотив и цель общения. Коммуникативное намерение (речевая интенция). Уровни общения (примитивный, манипулятивный, конвенционный),

Гармонизирующее общение. Постулаты общения (Аристотель, Х. Грайс, Р. Лакофф и др.). Требования к речевому поведению общающихся, сформулированные в отечественной риторике. Стили общения.

Изучение темы направлено на формирование ОК-7

Тема 4. Единицы общения

Дискурс как процесс речевого поведения, как форма реализации устного общения. Речевой акт (речевое действие) как единица дискурса. Проблема описания типов речевых действий и типов дискурса.

Текст (высказывание) как единица общения, как продукт социального взаимодействия. Текст как динамическая единица. Основные признаки текста. Категории текста (информативность, цельность и связность, завершенность, модальность и др.). Типология текстов. Первичные и вторичные тексты.

Стили речи и стилистическая окраска текста.

Речевой жанр как типизированное высказывание. Речевой акт и речевой жанр. Речевой жанр и риторический жанр.

Умение понимать (интерпретировать) и создавать тексты (высказывания) как необходимые условия результативного общения.

Изучение темы направлено на формирование ОК-3, ОК-7

 
  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Протокол №8 От «12» iconДепартамент научно-технологической политики и образования
Утверждено решением Ученого совета Академии 27. 09. 2004 г. (протокол №1), с изменениями в соответствии с решением Ученого совета...
Протокол №8 От «12» iconПротокол № Ильина О. С. Привалов Н. Т
Протокол № от мбоу «Татарско Кандызская сош» /Халиуллин И. Ш
Протокол №8 От «12» iconПротокол № от 2011 г
Зам дир по увр с. П. Хлопушина от 2012г. № протокол №
Протокол №8 От «12» iconСогласовано утверждено и введено
Мо протокол № педагогического совета школот 20 г протокол № от 20
Протокол №8 От «12» iconПротокол от «28» 08. 2012г. №1
Рассмотрено и утверждено на заседании учёного совета факультета педагогики и психологии (протокол от 20 г. № )
Протокол №8 От «12» iconПротокол №1 от «25» августа 2011 г
Обсуждена на заседании кафедры экономики производства 27 января 2009, протокол №9
Протокол №8 От «12» iconПротокол заседания от «30» августа 2011г. №01
Рассмотрено и утверждено на заседании учёного совета факультета педагогики и психологии протокол от 2012 г. №
Протокол №8 От «12» iconПриказ №94. 4 от 03. 09. 2012 И. В. Москаленко Протокол № от Протокол
Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования
Протокол №8 От «12» iconПротокол №3 от21. 03. 2012г. Принято на педагогическом Совете Протокол №5 от
Программы отдельных учебных предметов, курсов на ступени основного общего образования по фгос
Протокол №8 От «12» iconПротокол№1 Протокол №1 Приказом школы №
Программа предназначена для учащихся 8 класса, изучающие предмет «немецкий язык» седьмой год и разработана на основе
Протокол №8 От «12» iconПротокол № от 20 г. Председатель Рабочая программа «Деловой этикет и протокол»
Охватывают материал по страноведению англоязычных стран, речевому этикету и правилам написания делового письма
Протокол №8 От «12» iconПротокол от 31. 08. 2011г. №1 согласована протокол заседания управляющего...
До революции село Вязовое являлось крупным волостным центром Грайворонского уезда Курской губернии. Здесь до 1917 года действовали...
Протокол №8 От «12» iconПрограмма по дпи, разработана на основе базисного учебного плана...
Мо протокол № педагогического совета школот 20 г протокол № от 20
Протокол №8 От «12» iconПротокол №1 от 29. 08. 2012г от 31. 08. 2012г
Рассмотрено и утверждено на заседании учёного совета факультета педагогики и психологии(протокол от «29»марта 2012 г. №8)
Протокол №8 От «12» iconПротокол №1 от 31. 08. 2012 г
Рассмотрено и утверждено на заседании учёного совета факультета экономики и управления (протокол от 2012 г. № )
Протокол №8 От «12» iconПротокол №3 от 01. 03. 2012 г
Рассмотрено и утверждено на заседании учёного совета факультета экономики и управления (протокол от 2012 г. № )


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск