Скачать 0.76 Mb.
|
Планирование основных тем
Пояснительная записка Настоящий тематический план разработан на основе программы по русскому языку и литературе 5-9 кл. общеобразовательных учреждений с русским (неродным) языком обучения (2005г.) и соответствует Федеральному компоненту государственного стандарта общего образования по литературе. Основное общее образование в современных условиях призвано обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся на основе приобретения ими компетентностного опыта в сфере учения, познания, профессионально-трудового выбора, личностного развития, ценностных ориентаций и смыслотворчества. Это предопределяет направленность целей обучения на формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути. Главной целью основного общего образования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познание, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями. Это определило цели обучения литературе: – осмысление литературы как особой формы культурной традиции; – формирование эстетического вкуса как ориентира самостоятельной читательской деятельности; – формирование и развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью; – формирование эстетических и теоретико-литературных понятий как условие полноценного восприятия, анализа и оценки литературно-художественных произведений. На основании требований Государственного образовательного стандарта 2004 г. в содержании тематического планирования предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения: приобретение знаний по чтению и анализу художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; овладение способами правильного, беглого и выразительного чтения вслух художественных и учебных текстов, в том числе и чтению наизусть; устного пересказа (подробному, выборочному, сжатому, от другого лица, художественному) – небольшого отрывка, главы, повести, рассказа, сказки; свободному владению монологической и диалогической речью в объеме изучаемых произведений; научиться развернутому ответу на вопрос, рассказу о литературном герое, характеристике героя; отзыву на самостоятельно прочитанное произведение; способами свободного владения письменной речью; освоение лингвистической, культурологической, коммуникативной компетенций. Таким образом, компетентностный подход к созданию тематического планирования обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций. Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся. Личностная ориентация образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. Способность учащихся понимать причины и логику развития литературных процессов открывает возможность для осмысленного восприятия всего разнообразия мировоззренческих, социокультурных систем, существующих в современном мире. Система учебных занятий призвана способствовать развитию личностной самоидентификации, гуманитарной культуры школьников, их приобщению к ценностям национальной и мировой культуры, усилению мотивации к социальному познанию и творчеству, воспитанию личностно и общественно востребованных качеств, в том числе гражданственности, толерантности. Деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: необходимость воспитания человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество, нацеленного на совершенствование этого общества. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Это поможет выпускнику адаптироваться в мире, где объем информации растет в геометрической прогрессии, где социальная и профессиональная успешность напрямую зависят от позитивного отношения к новациям, самостоятельности мышления и инициативности, от готовности проявлять творческий подход к делу, искать нестандартные способы решения проблем, от готовности к конструктивному взаимодействию с людьми. Основой целеполагания является обновление требований к уровню подготовки выпускников в системе гуманитарного образования, отражающее важнейшую особенность педагогической концепции государственного стандарта – переход от суммы «предметных результатов» (то есть образовательных результатов, достигаемых в рамках отдельных учебных предметов) к межпредметным и интегративным результатам. Такие результаты представляют собой обобщенные способы деятельности, которые отражают специфику не отдельных предметов, а ступеней общего образования. В государственном стандарте они зафиксированы как общие учебные умения, навыки и способы человеческой деятельности, что предполагает повышенное внимание к развитию межпредметных связей курса литературы. Дидактическая модель обучения и педагогические средства отражают модернизацию основ учебного процесса, их переориентацию на достижение конкретных результатов в виде сформированных умений и навыков учащихся, обобщенных способов деятельности. Формирование целостных представлений о литературе будет осуществляться в ходе творческой деятельности учащихся на основе личностного осмысления литературных фактов и явлений. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. Это предполагает все более широкое использование нетрадиционных форм уроков, в том числе методики деловых и ролевых игр, проблемных дискуссий, межпредметных интегрированных уроков и т. д. Стандарт ориентирован на воспитание школьника – гражданина и патриота России, развитие духовно-нравственного мира школьника, его национального самосознания. Эти положения нашли отражение в содержании уроков. В процессе обучения должно быть сформировано умение формулировать свои мировоззренческие взгляды и на этой основе – воспитание гражданственности и патриотизма. В школе с родным (нерусским) языком обучения на базовом уровне курс литературы характеризуется определенной спецификой как содержания, так и структуры. Основные критерии отбора художественных произведений для изучения в такой школе совпадают с критериями, предложенными для русской школы. Однако, ввиду билингвального и бикультурного характера школы, которая одновременно вводит учащихся в мир русской и родной литературы и культуры, возникает необходимость представить в программе элементы сопоставления русской и родной литературы. Замена в отдельных случаях произведений, предлагаемых для изучения в русской школе, обусловлена необходимостью представить художественные произведения, насыщенные культуроведческой информацией, чтобы ввести учащихся в контекст менее знакомой для них русской культуры; более широко и многогранно отразить своеобразие русских национальных традиций, обычаев, особенности русского национального характера, духовные основы русской культуры; стремлением представить те произведения русских писателей, в которых нашло отражение этническое многообразие России. Более слабое, по сравнению с русскими учащимися, владение русским языком объясняет необходимость либо некоторого уменьшения числа предлагаемых для изучения литературных произведений, либо представления их в сокращении или во фрагментах без ущерба, однако, для полноценного восприятия творчества того или иного писателя в целом. Указанные сокращения не касаются произведений, выносимых на итоговую аттестацию выпускников, и не отразятся на их подготовке к итоговым экзаменам. Выпускники такого типа школы должны выходить на диалог русской и родной литературы и культуры, учитывать их специфику и духовные корни. Таким образом реализуется принцип единого литературного образования, решающего образовательные и воспитательные задачи на материале двух (родной и русской) литератур. Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий: – Осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров. – Выразительное чтение. – Различные виды пересказа. – Заучивание наизусть стихотворных текстов. – Определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или иному роду и жанру. – Анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта. – Выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения. – Участие в дискуссии, утверждение и доказательство своей точки зрения с учетом мнения оппонента. – Подготовка рефератов, докладов; написание сочинений на основе и по мотивам литературных произведений. В школе с родным (нерусским) языком обучения, наряду с вышеуказанными, специфическими видами деятельности являются: – Сопоставление произведений русской и родной литературы, выявление сходства нравственных идеалов, национального своеобразия их художественного воплощения. – Самостоятельный перевод фрагментов русского художественного текста на родной язык, поиск в родном языке эквивалентных средств художественной выразительности. Ц е л и. Изучение литературы в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей: • воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры; • развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся; • освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе; • совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета. Изучение литературы в школах с родным (нерусским) языком обучения реализует общие цели и способствует решению специфических задач: • обогащение духовно-нравственного опыта и расширение эстетического кругозора учащихся при параллельном изучении родной и русской литературы; • формирование умения соотносить нравственные идеалы произведений русской и родной литературы, выявлять их сходство и национально-обусловленное своеобразие художественных решений; • совершенствование речевой деятельности учащихся на русском языке: умений и навыков, обеспечивающих владение русским литературным языком, его изобразительно-выразительными средствами. |
Программа учебного предмета «физическая культура» В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования предмет «Физическая... | Пояснительная записка рабочая программа разработана на основе государственного... Икт, примерной программы и базисного учебного плана. Настоящая программа рассчитана на изучение информатики в 9 классе, общее количество... | ||
Программа разработана на основе С привлечением вариативного компонента буп это количество часов может быть увеличено. Типичной ситуацией для ряда общеобразовательных... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... С привлечением вариативного компонента буп это количество часов может быть увеличено. Типичной ситуацией для ряда общеобразовательных... | ||
Рабочая программа по русскому языку Ступень обучения (класс): начальное общее образование 4класс Количество часов: 175 часов | 080101. 65 «Экономическая безопасность» по изучению дисциплины «Статистика» (4 семестр) Дисциплина «Статистка» изучается в 4,5 семестре. Общее количество часов в 4 семестре – 117 часов (3,5 зет), в том числе: лекции –... | ||
Педиатрический факультет Федерации для педиатрических факультетов высших медицинских учебных заведений, офтальмология преподается в 8-9 семестре обучения... | Приложение в силлабус (памятка) учебной дисциплины «Управленческий учет» фгбоу впо Дисциплина «Управленческий учет» изучается в 6 семестре. Общее количество часов – 108 часов (3 зет), в том числе: лекции – 34 часа,... | ||
Учебно-тематический план 7 класс Распределение часов Количество часов в год Составление памятка «Как нужно читать книги, чтобы «не терять ни одной капли драгоценного содержания книги?» | Тематическое планирование По геграфии Класс 7 Учитель НебритоваС.... «География 7 кл.», автор Алексеев А. И. (М., Просвещение, 2009 г.). Данная программа рекомендована для изучения географии в 7 классе... | ||
Рабочая программа по офтальмологии кафедры офтальмологии педиатрического факультета Федерации для педиатрических факультетов высших медицинских учебных заведений, офтальмология преподается в 8-9 семестре обучения... | Рабочая программа по истории для 6 класса составлена в соответствии... Программа рассчитана на изучение исторического курса в основной школе в течение 70 часов учебного времени, минимальное количество... | ||
Образовательная программа по экономике для 11 класса Пояснительная записка Данная программа составлена на основании Программы «Современная экономика» Равичева С. А., Протасевича Т. А. Рассчитана на обучение... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Программа рассчитана на 76 часов внеурочного времени. Она даёт условное распределение часов по крупным разделам курса изучения изобразительного... | ||
Тематический план наименование предмета: физика Класс 7 Учитель Политова... Данный учебно-методический комплекс реализует задачу концентрического принципа построения учебного материала, который отражает идею... | Рабочая программа по географии для 11 классов составлена на основе... На базовом уровне на изучение предмета отводиться 70 часов учебного времени в 10 и 11 классах. Этому требованию отвечает структура... |