Рабочая программа по литературе для основной общеобразовательной школы (IX класс) с родным (нерусским) языком обучения составлена на основе





НазваниеРабочая программа по литературе для основной общеобразовательной школы (IX класс) с родным (нерусским) языком обучения составлена на основе
страница1/6
Дата публикации09.10.2013
Размер0.87 Mb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > Литература > Пояснительная записка
  1   2   3   4   5   6

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Статус документа.

Рабочая программа по литературе для основной общеобразовательной школы (IX класс) с родным (нерусским) языком обучения составлена на основе:

  1. Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования для школ с родным (нерусским) языком обучения;

  2. Программы 5-11классов татарской средней общеобразовательной школы под редакцией М.Г.Ахметзянова. Казань: - Магариф, 2009г.

  3. Учебного плана МБОУ «Акбуринская средняя общеобразовательная школа» Новошешминского муниципального района РТ на 2012-13 учебный год.


Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.

Программа выполняет две основные ф у н к ц и и:

  1. Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.

  2. Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.

Структура документа

Данная рабочая программа представляет собой целостный документ и включает в себя следующие разделы:

  • пояснительную записку;

  • учебно-тематический план;

  • содержание тем учебного курса;

  • требования к уровню подготовки учащихся;

  • учебно-методическую литературу;

  • тематическое планирование уроков русской литературы в 9классе;



Программа рассчитана на 102 часа в год (3 часа в неделю).

Общая характеристика учебного предмета

Литература — базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и самосознания, без чего невозможно духовное развитие в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах.

На ступени основного общего образования необходимо продолжать работу по совершенствованию навыка осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения, развитию восприятия литературного текста, формированию умений читательской деятельности, воспитанию интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы.

Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и текстуальное изучение художественных произведений, составляющих золотой фонд русской классики. Каждое классическое произведение всегда актуально, так как обращено к вечным человеческим ценностям. Школьник постигает категории добра, справедливости, чести, патриотизма, любви к человеку, семье; понимает, что национальная самобытность раскрывается в широком культурном контексте. Целостное восприятие и понимание художественного произведения, формирование умения анализировать и интерпретировать художественный текст возможно только при соответствующей эмоционально эстетической реакции читателя. Ее качество непосредственно зависит от читательской компетенции, включающей способность наслаждаться произведениями словесного искусства, развитый художественный вкус, необходимый объем историко - и теоретико-литературных знаний и умений, отвечающий возрастным особенностям учащегося.

Учебный предмет «Литература» — одна из важнейших частей образовательной области «Филология». Взаимосвязь литературы и русского языка обусловлена традициями школьного образования и глубинной связью коммуникативной и эстетической функции слова. Искусство слова раскрывает все богатство русского национального языка, что требует внимания к языку в его художественной функции, а освоение русского языка невозможно без постоянного обращения к художественным произведениям. Освоение литературы как учебного предмета — важнейшее условие речевой и лингвистической грамотности учащегося. Литературное образование способствует формированию его речевой культуры.

Литература взаимодействует также с дисциплинами художественного цикла (музыкой, изобразительным искусством, мировой художественной культурой): на уроках литературы формируется эстетическое отношение к окружающему миру. Вместе с историей и обществознанием литература обращается к проблемам, непосредственно связанным с общественной сущностью человека, формирует историзм мышления, обогащает культурно-историческую память учащихся, формирует у школьника активное отношение к действительности, к природе, ко всему окружающему миру.

Одна из составляющих литературного образования — литературное творчество учащихся. Творческие работы различных жанров способствуют развитию аналитического и образного мышления школьника, в значительной мере формируя его общую культуру и социально-нравственные ориентиры.

Цели:

Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

• воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

  • развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;

• освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;

• овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.

В 9 классе подводятся итоги работы за предыдущие годы, расширяются сведения о биографии писателя, происходит знакомство с новыми темами, проблемами, писателями, углубляется работа по осмыслению прочитанного, активно привлекается критическая, мемуарная и справочная литература.

Курс литературы в 9 классе строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, который решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.

Ведущая линия изучения литературы в 9 классе – литература как величайшая духовно-эстетическая ценность, освоение идейно-эстетического богатства русской литературы, ее лучших образцов.

Чтение и изучение произведений зарубежной литературы проводится в конце изучения курса литературы в 9 классе.

Результаты обучения.

Результаты изучения курса «Литература» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Учащиеся, оканчивая 9 класс, должны знать и уметь при­менять на практике такие понятия, связанные со структурой и языком художественного произведения, как тема, идея, ком­позиция, взаимосвязь героев и событий, портрет, речь, авторская характеристика, изобразительно-выразительные средства языка.

Как читатель девятиклассник должен понимать роль важ­нейших эпизодов в развитии темы произведения, уметь харак­теризовать героев произведения, объяснять связь героев и собы­тий, выявлять авторское отношение к изображаемому, опреде­лять принадлежность произведения к литературным родам и жанрам, выразительно читать, пересказывать содержание про­читанного, писать сочинения и отзывы о прочитанных книгах.

Изменения, внесённые в рабочую учебную программу, и их обоснование

При сопоставлении примерной и авторской программ, а также требований общеобразовательных стандартов по литературе выявлено, что в авторской программе М.Г.Ахметзянова не включены произведения зарубежной литературы: Данте «Божественная комедия»,произведения Э.По, лиро-эпическая поэма «Паломничество Чайльд-Горальдо», Античная лирика, литература народов России. Чтобы выполнить образовательный стандарт, считаю целесообразным включить в рабочую программу таких авторов и произведений литературы народов России как Габдулла Тукай, Стихотворения цикла «О, эта любовь!», Мустай Карим, стихотворения из сборника «Европа –Азия». А также включить произведения зарубежной литературы, таких авторов как Данте «Божественная комедия», Античная лирика, в позиции «Русская литература» стихотворения А.С.Пушкина. «К морю», «Пророк», «19 октября», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…», «Туча»; стихотворения М.Ю. Лермонтова «Дума», «Роди­на», «Пророк», «Нет, не тебя так пылко я люблю…», «Молитва», «Когда волнуется желтеющая нива…», так как без этих произведений не выполняется обязательный минимум образовательного стандарта. В авторской программе М.Г.Ахметзянова произведения И.-В. Гете «Фауст», У.Шекспира «Гамлет», изучаются в 10-11 классе, по образовательному стандарту эти произведения даны для обязательного изучения в основной школе. Считаю целесообразным включить данных авторов и произведений в рабочую программу для исполнения образовательного стандарта. Так как отсутствует материал об этих авторах и произведениях в учебнике М.Г.Ахметзянова, предлагается самостоятельное прочтение этих произведений по дополнительным учебным пособиям.

В рабочей программе, в разделах «Содержание тем учебного курса» и «Планирование уроков», все нововведения записаны жирным курсивом.

Учебно-тематический план


Содержание

Кол-во часов

Кол-во домашних сочинений

Кол-во классных

сочинений

Национально-региональный компонент

Внеклассное чтение

Введение

1













Из древнерусской литературы.

4




1







Из русской литературы XVIII века

7







2




Из русской литературы XIX века.

44

2

2

4

1

Из русской литературы XX века.

30

1







2

Из зарубежной литературы.

15













Обобщение и повторение.

1













ВСЕГО

102

3

3

6

3


Содержание тем учебного курса (102 час)

Введение (1 час)

Общее понятие об истории русской литературы. Место художественной литературы в общественной жизни и культуре России.

Из древнерусской литературы (6 часов)

Древнерусская литература. Общая характеристика, многообразие жанров. Жанр слова. «Слово о полку Игореве» - как величайший памятник древнерусской литературы. История открытия памят­ника, проблема авторства. Художественные особенно­сти произведения. Ярославна – пленительный женский образ в «Слове…»

Теория литературы. Слово как жанр древне­русской литературы

Для самостоятельного чтения: Житие Сергия Радонежского
Из литературы XVIII века (10 часов)

Характеристика русской литературы XVIII века. Граж­данский пафос русского классицизма.

Теория литературы. Понятие о классицизме.

Михаил Васильевич Ломоносов. Жизнь и творче­ство. Ученый, поэт, реформатор русского лите­ратурного языка и стиха.

«Ода на день восшествия на Всероссийский престол её Ве­личества государыни Императрицы Елисаветы Пет­ровны 1747 года». «Разго­вор с Анакреоном» (в сокращении). Прославление Родины, мира, науки и просвещения в произведениях Ломоносова.

Теория литературы. Ода как жанр лирической поэзии.

Гавриил Романович Державин. Жизнь и творчест­во.

«Властителям и судиям». Тема несправедливости сильных мира сего. «Высокий» слог и ораторские, де­кламационные интонации.

«Памятник». Традиции Горация. Мысль о бессмер­тии поэта. «Забавный русский слог» Державина и его особенности. Оценка в стихотворении собственного поэтического новаторства.

Денис Иванович Фонвизин. Биография писателя. «Недо­росль» (в сокращении). Сатирическое изображение невежества и безнравственности помещиков. Проблема воспитания истин­ного гражданина. Конкретно-историческое и общечеловеческое значение образов комедии.

Николай Михайлович Карамзин. Слово о писателе.

Сентиментализм.Повесть «Бедная Лиза». Утверждение общечеловеческих цен­ностей в повести «Бедная Лиза». Главные герои повес­ти. Внимание писателя к внутреннему миру героини. Новые черты русской литературы.

Теория литературы. Сентиментализм (началь­ные представления).
Александр Николаевич Радищев. Слово о писа­теле.

«Путешествие из Петербурга в Москву». (Об­зор.) Широкое изображение российской действитель­ности. Критика крепостничества. Автор и путешествен­ник. Особенности повествования. Жанр путешествия и его содержательное наполнение. Черты сентимента­лизма в произведении.

Теория литературы. Жанр путешествия.

Из русской литературы XIX века (39 час)

Русская литература первой половины 19 в. Романтизм в русской литературе и литературе других народов.

Василий Андреевич Жуковский. Идея единства истины, добра и красоты в жизни и творчестве поэта.

«Море». «Вечер». Мир нравственных переживаний в лирике поэта (воспоминания, мечты, надежды, чувство неудовлетво­ренности, меланхолии, грусти от изменчивости жизни, стремле­ние к гармонии как к идеалу).

Слияние с природой как средство познания ее тайной жиз­ни и самопознания нравственных глубин человека. Элегия «Море» — субъективный «пейзаж души» поэта. Грусть о неосу­ществимости человеческих желаний.
«Лесной царь». Баллада как лироэпический жанр. Фольклорная основа баллады, ее нравственный пафос. Жанр баллады в русской и родной литературе.
Теория литературы. Баллада (развитие пред­ставлений).

Реализм в русской литературе и литературе других народов России.

Александр Сергеевич Грибоедов. Биография драматурга. «Горе от ума» (в сокращении). Комедия «Горе от ума» — кар­тина нравов, галерея живых типов и острая сатира. Защитники моральных устоев «века минувшего» в комедии. Чацкий — выразитель мировоззрения передовых людей своего времени. Независимость, пылкость, благородство главного героя.

Своеобразие композиции комедии (переплетение двух сю­жетных линий: общественной и личной). Мастерство Грибое­дова в обрисовке характеров.

Афористичность языка. «Горе от ума» на современной сцене, в том числе национальной. Поражение и победа героя в борьбе с миром Фамусовых. Общечеловеческий смысл ко­медии.

«Горе от ума» в оценке русской критики (И. А Гончаров, А. А. Григорьев).

Теория литературы. Общественная позиция автора в лите­ратурном произведении. Понятие о литературном характере.
Александр Сергеевич Пушкин. Личность поэта, его судьба. Лирика. Стихотворения «К морю», «Пророк», «На холмах Грузии лежит ночная мгла…», «Я вас любил: любовь еще, быть может…», «19 октября», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…»,«Я помню чудное мгновенье...», «Туча».

Одухотворенность, чистота, чувство любви. Дружба и друзья в лирике Пушкина. Раздумья о смысле жизни, о поэзии…

«Евгений Онегин». Обзор содержания. «Евгений Онегин» — роман в стихах. Творческая история. Образы главных героев. Основная сюжетная линия и лирические отступления.

Онегинская строфа. Структура текста. Герои романа. Татьяна — нравственный идеал Пуш­кина. Типическое и индивидуальное в судьбах Ленско­го и Онегина. Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа. Пушкинский роман в зер­кале критики (прижизненная критика — В. Г. Белинский, Д. И. Писарев).
Теория литературы. Роман в стихах (начальные представления). Реализм (развитие понятия).
Литература народов России. Габдулла Тукай. Стихотворения цикла «О, эта любовь!»

Михаил Юрьевич Лермонтов. Жизнь и творчество.

Основные мотивы лирики. «Смерть Поэта», «И скучно и грустно», «Дума», «Поэт», «Роди­на», «Пророк», «Нет, не тебя так пылко я люблю…», «Молитва», «Когда волнуется желтеющая нива…» Пафос вольности, чувство одиночест­ва, тема любви, поэта и поэзии.

«Герой нашего времени». Обзор содержания. «Ге­рой нашего времени» — первый психологический роман в русской литературе, роман о незаурядной личности. Главные и второстепенные герои.

Особенности композиции. Печорин — «самый любо­пытный предмет своих наблюдений» (В. Г. Белинский).

Печорин и Максим Максимыч. Печорин и доктор Вернер. Печорин и Грушницкий. Печорин и Вера. Печо­рин и Мери. Печорин и «ундина». Повесть «Фаталист» и ее философско-композиционное значение. Споры о ро­мантизме и реализме романа. Поэзия Лермонтова и «Герой нашего времени» в критике В. Г. Белинского.

Теория литературы. Понятие о романтизме (закрепление понятия). Психологизм художественной литературы (начальные представления). Психологиче­ский роман (начальные представления).

Николай Васильевич Гоголь. Очерк жизни и творчества. Судьба писателя. «Мёртвые души» (т.1 гл.1,11,26). Замысел произведения. Смысл названия поэмы.

«Мертвые души» . Система образов. Мертвые и живые ду­ши. Чичиков — «приобретатель», новый герой эпохи.

Поэма о величии России. Первоначальный замысел и идея Гоголя. Соотношение с «Божественной коме­дией» Данте, с плутовским романом, романом-путеше­ствием. Жанровое своеобразие произведения. Причины незавершенности поэмы. Чичиков как антигерой. Эво­люция Чичикова и Плюшкина в замысле поэмы. Гоголевский «смех сквозь слезы». Лирические отступления. Гуманизм поэмы. Эволю­ция образа автора — от сатирика к пророку и проповед­нику. Поэма в оценках Белинского. Ответ Гоголя на критику Белинского.

Теория литературы. Понятие о герое и антиге­рое. Понятие о литературном типе. Понятие о коми­ческом и его видах: сатире, юморе, иронии, сарказме. Характер комического изображения в соответствии с тоном речи: обличительный пафос, сатирический или саркастический смех, ироническая насмешка, издевка, беззлобное комикование, дружеский смех (развитие представлений).
Литература народов России. Жизнь и творчество Мустая Карима. Стихотворения из сборника »Европа-Азия»

Русская литература второй половины XIX века

Развитие традиций отечественного реализма в русской литературе 1840-1890 г.г.

Беседы о Н. А. Некрасове, Ф. И. Тютчеве, А. А Фете и других поэтах (по выбору учителя и учащихся). Много­образие талантов. Эмоциональное богатство русской поэзии. Обзор с включением ряда произведений.

Теория литературы. Развитие представлений о видах (жанрах) лирических произведений

Александр Николаевич Островский. Слово о пи­сателе.

«Бедность не порок». Патриархальный мир в пьесе и угроза его распада. Любовь в патриархальном мире. Любовь Гордеевна и приказчик Митя — положительные герои пьесы. Особенности сюжета. Победа любви — воскрешение патриархальности, воплощение истины, благодати, красоты.

Теория литературы. Комедия как жанр драма­тургии (развитие понятия)

Николай Семенович Лесков. Биография писателя. «Старый гений». Сатирическое изображение чиновничества. Нравствен­ные проблемы рассказа. Приемы создания образов героев в рассказе.
Лев Николаевич Толстой. Слово о писателе.

«Юность». Обзор содержания автобиографической трилогии. Формирование личности юного героя по­вести, его стремление к нравственному обновлению. Духовный конфликт героя с окружающей его средой и собственными недостатками: самолюбованием, тще­славием, скептицизмом. Возрождение веры в победу добра, в возможность счастья. Особенности поэтики Л. Толстого: психологизм («диалектика души»), чистота нравственного чувства, внутренний монолог как форма раскрытия психологии героя.

(Автобиографическая трилогия Л. Толстого предла­гается для самостоятельного прочтения учащимися по индивидуальным заданиям учителя.)

Из русской литературы XX века (30 час)

Богатство и разнообразие жанров и направлений русской литературы XX века.

Из русской прозы XX века

Беседа о разнообразии видов и жанров прозаиче­ских произведений XX века, о ведущих прозаиках Рос­сии.

Иван Алексеевич Бунин. Судьба писателя. Рассказ. «Холод­ная осень». Печальная история любви героев рассказа. Писатель о сложности человеческих судеб. Глубокий лиризм и поэти­ческая атмосфера рассказа. «Поэзия» и «проза» русской усадьбы.

Лирика. «Поэт печальный и суровый...», «Еще холоден и сыр...», «Слово», «У птицы есть гнездо, у зверя есть нора...».

«Любовь и радость бытия» в стихотворениях Бунина, чув­ство природы, яркость красок. Скорбные мотивы последних стихотворений.

Максим Горький (А. М. Пешков). Биография писателя. «Макар Чудра». Ранние романтичесие рассказы писателя. Идеализация гордых и сильных людей. Герои рассказа Лойко Зобар и Радда. Размышления старого цыгана о жизни и чело- веке. Художественное своеобразие рассказа, эмоциональность и красочность языка. Пейзаж и портрет в рассказе. Роль рассказчика.
Александр Александрович Блок. Слово о поэте.

«Ветер принес издалека…», «О, весна без конца и без краю…», «О, я хочу безумно жить…». Высокие идеалы и предчувствие перемен. Трагедия поэта в «страшном мире». Глубокое, проникновенное чувство Родины. Своеобразие лирических интонаций Блока. Об­разы и ритмы поэта.

Сергей Александрович Есенин. Слово о поэте.

«Вот уж вечер…», «Письмо к женщине», «Не жа­лею, не зову, не плачу…», «Край ты мой заброшен­ный…», «Разбуди меня завтра рано…», «Отговорила роща золотая…». Тема любви в лирике поэта. Народ­но-песенная основа произведений поэта. Сквозные об­разы в лирике Есенина. Тема России — главная в есе­нинской поэзии.

Михаил Афанасьевич Булгаков. Слово о писателе.

Повесть «Собачье сердце». История создания и судьба повести. Смысл названия. Система образов про­изведения. Умственная, нравственная, духовная недораз­витость — основа живучести «шариковщины», «швондерства». Поэтика Булгакова-сатирика. Прием гротеска в повести.

Теория литературы. Художественная услов­ность, фантастика, сатира (развитие понятий).

Андрей Платонович Платонов. Биография писателя. «Пес­чаная учительница». Сюжет рассказа. Учительница Мария

Нарышкина. Мечта о создании новой жизни. Любовь к людям, понимание их боли и гордость за них. Новизна раскрытия личности. Гуманизм рассказа.

Михаил Александрович Шолохов. Слово о писа­теле.

Рассказ «Судьба человека». Смысл названия рас­сказа. Судьба Родины и судьба человека. Композиция рассказа. Образ Андрея Соколова, простого человека, воина и труженика. Автор и рассказчик в произведении. Сказовая манера повествования. Значение картины весенней природы для раскрытия идеи рассказа. Широта типизации.

Теория литературы. Реализм в художественной литературе. Реалистическая типизация (углубление по­нятия).

Василий Макарович Шукшин. Биография писателя. «Мастер», «Крепкий мужик».

Писатель о бережном отношении к духовным ценностям. Два типа человека — мастер, созидатель и разрушитель. Ав­торское отношение к героям рассказов.

Для самостоятельного чтения «Чудик»

Николай Михайлович Рубцов. Судьба поэта. Лирика. «Я буду скакать по холмам задремавшей отчизны...», «Виде­ние на холме», «Березы», «Песня». Тонкость восприятия психологии человека и мира природы. Поэтизация Родины, ее природы. Предельная искренность и глубокий лиризм. Народ­ная основа языка лирических стихотворений. Музыкальность стиха.

Для самостоятельного чтения «Письмо матери», «Первый снег»

Федор Александрович Абрамов. Биография писателя. «По­ездка в прошлое». Автобиографическая основа повести. Траги­ческие страницы в истории русской деревни: коллективизация и Отечественная война 1941—1945 годов. Размышления автора о судьбе русского народа, его страданиях.

Чингиз Торекулович Айтматов. Биография писателя.

Роман «И дольше века длится день» («Буранный полуста­нок»). Обзор с чтением отдельных глав. Масштабность образа Адыгея как человека народной судьбы. Тема памяти в романе. Своеобразие композиции романа, роль мифологических мотивов в нем. Гуманистический пафос романа.
Литература народов России «Урал-батыр»»Вот для чего я рождён батыром» (Башкирский народный эпос)
Из зарубежной литературы (15 час)

Античная лирика

Эсхил «Прометей прикованный» Миф о Прометее-основа трагедии

Гораций Поэтическое творчество «Я воздвиг памятник..»

Данте Алигьери. Слово о поэте.

«Божественная комедия» (фрагменты). Множест­венность смыслов поэмы: буквальный (изображение за­гробного мира), аллегорический (движение идеи бытия от мрака к свету, от страданий к радости, от заблужде­ний к истине, идея восхождения души к духовным высо­там через познание мира), моральный (идея воздаяния в загробном мире за земные дела), мистический (ин­туитивное постижение божественной идеи через вос­приятие красоты поэзии как божественного языка, хотя и сотворенного земным человеком, разумом поэта). Универсально-философский характер поэмы.

Уильям Шекспир. Краткие сведения о жизни и творчестве Шекспира. Характеристика гуманизма эпохи Возрождения.

«Гамлет» (обзор с чтением отдельных сцен по выбору учителя, например: монологи Гамлета из сцены пятой (1-й акт), сцены первой (3-й акт), сцены четвертой (4-й акт). «Гамлет» — «пьеса на все века» (А. Аникст). Об­щечеловеческое значение героев Шекспира. Образ Гам­лета, гуманиста эпохи Возрождения. Одиночество Гамле­та в его конфликте с реальным миром «расшатавшегося века». Трагизм любви Гамлета и Офелии. Философская глубина трагедии «Гамлет». Гамлет как вечный образ ми­ровой литературы. Шекспир и русская литератураТеория литературы. Трагедия как драматический жанр (углубление понятия).

«Ромео и Джульетта» Семейная вражда и любовь героев. «Вечные проблемы в творчестве Шекспира.

Фридрих Шиллер. Слово о драматурге. Свободолюбивый, тираноборческий характер его творчества.

Для обсуждения:

«Коварство и любовь». Изображение преступного феодаль­ного мира в трагедии. Осуждение жестокости и коварства. Фердинанд как борец за справедливость.

Д.Г.Байрон Лиро-эпическая поэма »Паломничество Чайльд Гарольда » Своеобразие жанра. Образы романтического героя и автора в поэме.

Э.А По Лирика. Стихотворение «Эльдорадо» Тема поисков и недостижимости идеала в поэзии Э. По.

Жан Батист Мольер. Слово о драматурге.

Для обсуждения:

«Мещанин во дворянстве». Сочетание в главном герое здравого смысла с легковерием и ограниченностью. Осмеяние претензий на образованность и культуру. Наивное стремление сыграть роль знатного человека. Честь и достоинство в понимании Мольера. Элементы буффонады в пьесе. Мастерство комедийной интриги. Народные истоки смеха Мольера.

Иоганн Вольфганг Гете. Краткие сведения о жизни и творчестве Гете. Характеристика особенностей эпохи Просвещения.

«Фауст» (обзор с чтением отдельных сцен по выбору учителя, например: «Пролог на небесах», «У городских

ворот», «Кабинет Фауста», «Сад», «Ночь. Улица перед домом Гретхен», «Тюрьма», последний монолог Фауста из второй части трагедии).

«Фауст» — философская трагедия эпохи Просвещения.

Сюжет и композиция трагедии. Борьба добра и зла в мире

как движущая сила его развития, динамики бытия. Проти­востояние творческой личности Фауста и неверия, духа сомнения Мефистофеля. Поиски Фаустом справедливо­сти и разумного смысла жизни человечества. «Пролог на

небесах» — ключ к основной идее трагедии. Смысл проти­вопоставления Фауста и Вагнера, творчества и схоласти­ческой рутины. Трагизм любви Фауста и Гретхен.

Итоговый смысл великой трагедии — «Лишь тот до­стоин жизни и свободы, кто каждый день идет за них на бой». Особенности жанра трагедии «Фауст»: сочетание в ней реальности и элементов условности и фантастики. Фауст как вечный образ мировой литературы. Гете и русская литература.

Теория литературы. Философско-драматическая поэма.

Обобщение (1 час)

Требования к уровню подготовки выпускников

Изучение литературы в 9 классе призвано обеспечить:

  • приобщение учащихся к богатствам отечественной и мировой художественной литературы, формирование их представлений о литературе как об одном из важнейших достижений культуры;

  • формирование гуманистического мировоззрения учащихся;

  • развитие у учащихся способностей эстетического восприятия и оценки произведений литературы, а также отраженных в них явлений жизни;

  • воспитание высоких нравственных качеств личности, патриотических чувств, гражданской позиции;

  • воспитание культуры речи учащихся.

Устно:

  • Правильное, беглое и выразительное чтение вслух художественных и учебных текстов, в том числе и чтение наизусть.

  • Устный пересказ — подробный, выборочный, сжатый (или краткий) от другого лица, художественный (с использованием художественных особенностей текста) — небольшого отрывка, главы повести, рассказа, сказки.

  • Развернутый ответ на вопрос, рассказ о литературном герое, характеристика героя (в том числе групповая, сравнительная).

  • Отзыв на самостоятельно прочитанное произведение, звукозапись, актерское чтение, просмотренный фильм, телепередачу, спектакль, иллюстрацию. Подготовка сообщения, доклада, эссе, интервью на литературную тему, диалог литературных героев (на основе прочитанного).

  • Свободное владение монологической и диалогической речью в объеме изученных произведений (в процессе беседы, сообщений, докладов и пр.).

  • Использование словарей (орфографических, орфоэпических, литературных, энциклопедических, мифологических, словарей имен и т. д.), каталогов.

Письменно:

  • Письменный развернутый ответ на вопрос в связи с изучаемым художественным произведением, сочинение-миниатюра, сочинение на литературную и свободную тему небольшого объема в соответствии с изученным.

  • Создание письменного рассказа-характеристики одного из героев или группы героев (групповая характеристика), двух героев (сравнительная характеристика).

  • Создание небольшого письменного отзыва на самостоятельно прочитанную книгу, картину, художественное чтение, фильм, спектакль.

  • Создание письменного плана будущего сочинения, доклада (простого и сложного).

  • Свободное владение письменной речью в объеме курса литературы, изучаемого школьниками в 5—9 классах.


В результате освоения обязательного минимума содержания предмета «Литература» выпускники должны:

чтение и восприятие

  • прочитать художественные произведения, предназначенные для чтения и текстуального изучения,

  • воспроизвести их конкретное содержание,

  • дать оценку героям и событиям;

чтение, истолкование и оценка

  • анализировать и оценивать произведение как художественное целое, характеризовать во взаимосвязи следующие его компоненты: тема, идея (идейный смысл), основные герои;

  • особенности композиции и сюжета, значение важнейших эпизодов (сцен) в их взаимосвязи; роль портрета, пейзажа, интерьера;

  • род и жанр произведения; особенности авторской речи и речи действующих лиц;

  • выявлять авторское отношение к изображаемому и давать произведению личностную оценку;

  • обнаруживать понимание связи изученного произведения со временем его написания;

  • объяснять сходство тематики и героев в произведениях разных писателей;

чтение и речевая деятельность

  • пересказывать узловые сцены и эпизоды изученных произведений;

  • давать устный и письменный развернутый (аргументированный) ответ о произведении;

  • писать изложения на основе литературно-художественных текстов;

  • писать сочинения по изученному произведению, о его героях и нравственных вопросах, поставленных писателем, а также на жизненные темы, близкие учащимся;

  • писать отзыв о самостоятельно прочитанном произведении с мотивировкой собственного отношения к героям и событиям;

  • выразительно читать произведения или фрагменты, в том числе выученные наизусть.


Учебно-методическая литература.


    1. Русская литература. 9 кл.: Учебник для татар.общеобраз. школы. В 2-х ч./Авт.- сост. М.Г.Ахметзянов и др. - М.:Магариф, 2008.

Дополнительная литература

Словари и справочники:

Быстрова Е. А. и др. Краткий фразеологический словарь русского языка. - СПб.: отд-ние изд-ва «Просвещение», 1994.-271с

Толковый словарь иностранных слов. Общеупотребительная лексика 9для школ, лицеев, гимназий). Г.Ростов-на-Дону, «Феникс», 1995г. С.608.

Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка:80000 слов и фразеологических выражений / Российская АН.; Российский фонд культуры; - 2 – е изд., испр. и доп. – М.: АЗЪ,1995. – 928 с.

Учебный словарь синонимов русского языка/Авт. В.И.Зимин, Л.П.Александрова и др. – М.: школа-пресс, 1994. – 384с.


  1. М.Г.Ахметзянов и др. Русская литература в 9 классе татарской школы (методическое руководство). – Казань: Магариф, 2003Я иду на урок литературы. 9 класс. – Москва: Первое сентября, 2000.

  2. О.Монахова, М.Стишова. Русская литература 19 века. (пособие для школьников и поступающих в вузы) - Москва: Олма-Пресс, 1999

  3. Н.Л.Карнаух, И.В.Щербина. Письменные работы по литературе 9-11 классы. - Москва: Дрофа, 2002.

  4. Всероссийские олимпиады школьников по литературе 9-11 классы. -Москва: Дрофа, 2002.

  5. И.О.Родин, Т.М.Пименова. Полный курс русской литературы. Литература второй половины 20 века. –Москва: Астрель, 2003


Электронные образовательные ресурсы.

Презентации с сайтов:

http://www.rusedu.ru/subcat_30.html

http://www.proshkolu.ru/

http://www.pedsovet.su/load/143-1-0-3888

http://www.zavuch.info

http://roditel.edu54.ru/node/16047

http://www.uchportal.ru/load/47

http://www licey.net

http://school-HYPERLINK "http://school-collection.edu.ru/catalog/pupil/?subject=8"collection.edu.ru/catalog/pupil/?subject=8

Сеть творческих учителей http://www.it-n.ru/

http://rus.1september.ru/topic.php?TopicID=1HYPERLINK "http://rus.1september.ru/topic.php?TopicID=1&Page"&HYPERLINK "http://rus.1september.ru/topic.php?TopicID=1&Page"Page

http://www.openclass.ru/

Перова.ru

  1   2   3   4   5   6

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по литературе для основной общеобразовательной школы (IX класс) с родным (нерусским) языком обучения составлена на основе iconРабочая программа по русской литературе 5 класс пояснительная записка
Программы основного общего образования по литературе для образовательных учреждений с родным (нерусским) языком обучения, рекомендованных...
Рабочая программа по литературе для основной общеобразовательной школы (IX класс) с родным (нерусским) языком обучения составлена на основе iconРабочая учебная программа по литературе составлена на основе примерной...
Программа разработана на основе Примерной программы по литературе для общеобразовательных школ, автор В. Я. Коровина, Москва, «Просвещение»,...
Рабочая программа по литературе для основной общеобразовательной школы (IX класс) с родным (нерусским) языком обучения составлена на основе iconРабочая программа по литературе для 8 класса школ с родным (нерусским)...
Федерального компонента государственного Стандарта, основного общего образования (Приказ мо РФ от 5 марта 2004 г. №1089)
Рабочая программа по литературе для основной общеобразовательной школы (IX класс) с родным (нерусским) языком обучения составлена на основе iconРабочая программа по русской литературе для 9 класса моу тат. Янтыковская...
Статус документа. Примерная программа по русской литературе для школ с родным (нерусским) языком обучения составлена на основе федерального...
Рабочая программа по литературе для основной общеобразовательной школы (IX класс) с родным (нерусским) языком обучения составлена на основе iconРабочая программа по русской литературе для школ с родным (нерусским)...
Интегрированный урок (география -химия) по теме: "Горно-химическая промышленность Мурманской области"
Рабочая программа по литературе для основной общеобразовательной школы (IX класс) с родным (нерусским) языком обучения составлена на основе iconРабочая программа по русской литературе для 7 класса основного общего...
Программа: Программы основной школы по русской литературе 5-9 классов общеобразовательных учреждений с русским (неродным ) и родным...
Рабочая программа по литературе для основной общеобразовательной школы (IX класс) с родным (нерусским) языком обучения составлена на основе iconРабочая программа предназначена для обучения в 9 классе общеобразовательного...
Рабочая программа предназначена для обучения в 9 классе общеобразовательного учреждения «мбоу саклов-Башская сош» исоставлена на...
Рабочая программа по литературе для основной общеобразовательной школы (IX класс) с родным (нерусским) языком обучения составлена на основе iconРабочая программа предназначена для обучения в 8 классе общеобразовательного...
Рабочая программа предназначена для обучения в 8 классе общеобразовательного учреждения «мбоу саклов-Башская сош» исоставлена на...
Рабочая программа по литературе для основной общеобразовательной школы (IX класс) с родным (нерусским) языком обучения составлена на основе iconКомментарии к экзаменационным билетам по литературе 9 класс (2011 – 2012 уч г.)
Программа: Программы средней (полной) школы по русской литературе 10-11 классов общеобразовательных учреждений с русским (неродным)...
Рабочая программа по литературе для основной общеобразовательной школы (IX класс) с родным (нерусским) языком обучения составлена на основе iconРабочая программа предназначена для обучения в 10 классе общеобразовательного...
Рабочая программа предназначена для обучения в 10 классе общеобразовательного учреждения «мбоу саклов-Башская сош» исоставлена на...
Рабочая программа по литературе для основной общеобразовательной школы (IX класс) с родным (нерусским) языком обучения составлена на основе iconРабочая программа предназначена для обучения в 11 классе общеобразовательного...
Рабочая программа предназначена для обучения в 11 классе общеобразовательного учреждения «мбоу саклов-Башская сош» исоставлена на...
Рабочая программа по литературе для основной общеобразовательной школы (IX класс) с родным (нерусским) языком обучения составлена на основе iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Статус документа. Примерная программа по русской литературе для школ с родным (нерусским) языком обучения составлена на основе федерального...
Рабочая программа по литературе для основной общеобразовательной школы (IX класс) с родным (нерусским) языком обучения составлена на основе iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Статус документа. Примерная программа по русской литературе для школ с родным (нерусским) языком обучения составлена на основе федерального...
Рабочая программа по литературе для основной общеобразовательной школы (IX класс) с родным (нерусским) языком обучения составлена на основе iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Образования, примерной программы основного общего образования по литературе для образовательных учреждений с родным (нерусским )...
Рабочая программа по литературе для основной общеобразовательной школы (IX класс) с родным (нерусским) языком обучения составлена на основе iconКонспект занятия №1-2
Статус документа. Данная рабочая программа составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта для школ с родным...
Рабочая программа по литературе для основной общеобразовательной школы (IX класс) с родным (нерусским) языком обучения составлена на основе iconРабочая программа по русской литературе для 10 класса среднего (полного)...
Программа: Программы средней (полной) школы по русской литературе 10-11 классов общеобразовательных учреждений с русским (неродным)...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск