Программа «Начальная школа 21 века»





Скачать 136.33 Kb.
НазваниеПрограмма «Начальная школа 21 века»
Дата публикации12.10.2013
Размер136.33 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Литература > Урок

Урок по русскому языку в 1 классе

программа «Начальная школа 21 века»

(под редакцией Н.Ф.Виноградовой)

Предмет: русский язык.

Класс: 1 класс.

Авторы учебника: Л.Е.Журова, А.О.Евдокимова, Л.А.Ефросинина «Чтение и письмо. 1 класс». Программа «Начальная школа 21 века».

Тема урока: «Правописание гласных после шипящих (правописание сочетаний ча-ща, чу-щу).

Дидактическая цель: создать условия для усвоения новых знаний, обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание знаний.

Тип урока: урок усвоение новых знаний.

Задачи урока: 1) образовательная: вырабатывать навыки и умения в правописании слов с сочетаниями ча-ща, чу-щу;

2) развивающая: развивать речь, память, внимание, наблюдательность, самостоятельность;

3) воспитательная: воспитание сознательного отношения к учебе и интереса к изучению русского языка.

Методы обучения: деятельностный, наглядно-словесный.

Формы организации познавательной деятельности учащихся: индивидуальный, групповой, фронтальный.

Средства обучения для учителя: мультимедийная установка, карточки, учебник.

Средства обучения для учащихся: учебник, тетрадь на печатной основе «Письмо 1 класс №3», карточки.

План урока:

  1. Организационный момент. Мотивация учебной деятельности.

Гулять сегодня некогда:

Мы заняты другим.

Пришли сегодня гости к нам

И вас мы удивим!

Внимание! Проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок?

Все ль на месте, все ль в порядке:

Книга, ручка и тетрадки,

И линейку не забудь:

Отправляемся мы в путь!

- Ребята! Мы начнем наш урок, как всегда,  с минутки чистописания. Откройте тетради на странице 19.

  1. Актуализация знаний.

а) Чистописание.

- Посмотрите, что мы сегодня будем дорисовывать? Правильно, это чашка. Посмотрите внимательно на первую чашку, запомните её детали. Дорисуйте 2,3,4 чашки самостоятельно. Кто дорисовал, может раскрасить.

- Какие буквы написаны на первой строке? Напишите их также до конца строки.

- Что написано на второй строке? Напишите ещё по 3 раза.

- Что написано на третьей строке? Напишите ещё 1раз.

б) Словарная работа (на слайдах). (в презентации)

В русской речи, в русской речи

Есть волшебная страна,

Та, которая словами,

Как людьми населена.

Правит ими государь…

По прозванию Словарь.

- Посмотрите на экран. Какое первое слово мы запишем?(огурец) Какое второе?(помидор) Какое третье?(морковь) Давайте поставим ударение и подчеркнем буквы, написание которых нужно запомнить.

- Что общего у этих слов? А если делить на множества, сколько множеств вы бы сделали? Почему?

- Составьте предложение с одним из слов, запишите (один ученик записывает на доске), подчеркните главные члены предложения.

В это время несколько человек работают по карточкам.(в приложении)

  1. Физминутка пальчиковая.

Как живешь? Вот так! (дети показывают большой палец)

Как идешь? Вот так! (дети «шагают пальцами по ладошке)

Как  даешь? Вот так! (дети показывают раскрытые ладошки)

Как берешь? Вот так! (дети сжимают ладошки)

Как бежишь? Вот так! (дети имитируют бег сидя))

Ночью спишь? Вот так! (дети показывают, как они спят)

Как молчишь? Вот так! (дети закрывают рот ладошками)

Как грозишь? Вот так! ( дети грозят соседу по парте указательным пальцем)

  1. Первичное усвоение знаний.

 - Ребята посмотрите, наш знакомый герой Незнайка тоже составил предложение (на слайде), (в презентации). Прочитайте его. Скажите Незнайка правильно написал предложение, у него есть ошибка?

- Правильно в слове учатся после ч нужно писать букву а, а почему? Что мы знаем о звуках ч и щ? (повторение о правописании ча – ща, чу - щу)

  1. Первичная проверка понимания.

 а) – Откройте учебник на странице 117. Давайте выполним упражнение 4. Прочитайте задание. Какие слова, которые заканчиваются на слог чай, можно составить? Скажите, эти слова будут являться родственными, почему?

. Какие слова, которые начинаются на слог чай, можно составить? Скажите, а эти слова будут являться родственными? А какие из них родственные, а какое слово лишнее. Запишите все составленные слова, выделите сочетание ча.

В это время несколько человек работают по карточкам. (в приложении)

б)  - Выполняем упражнения 6, 7 устно.

Упражнение 6: подбери слова к словосочетаниям.

Упражнение 7: прочитать предложения выразительно.

  1. Физминутка (на слайде), (в презентации).

Рыбка плавает в водице,

Хочет рыбка поиграть.

Ах ты, рыбка, озорница!

Я хочу тебя поймать!

  1. Первичное закрепление знаний.

- Ребята, какие рыбы вы ещё знаете?

а)- Посмотрите, какие рыбы есть ещё в природе (на слайде), (в приложении). А какая из этих рыб хищная рыба? Правильно щука. Запишите слово щука и подберите к нему однокоренные или родственные слова (щуренок, щучья).

б)- Давайте с вами немного поиграем в игру  в игру «Найди пару». На доске написаны в два столбика словосочетания. I вариант внимательно читает словосочетания первого столбика, а II вариант – словосочетания второго столбика, несколько раз читаем, ребята. Теперь составляем предложения: сначала говорит предложение ученик с первого варианта, а ученики во второго варианта добавляют свое, подходящее по смыслу словосочетание.

сегодня наступило                                                   большую щ…ку

побежал в рощ…                                                     ч…десное утро

дети поймали                                                           белый заяц

- Запишите предложение, которое вам понравилось, подчеркните сочетания чу-щу. (если выполнил быстро, дополнительное задание: подчекнуть главные члены предложения). Но сначала вспомним правило оформления предложения на письме.

  1. Разгадывание кроссворда (на слайде), (в презентации).

- Посмотрите на экран, давайте разгадаем кроссворд устно.

  1. Рефлексия.

- Ребята над какой темой мы сегодня работали? Как пишутся сочетания ча – ща? Как пишутся сочетания чу – щу? Как пишутся сочетания жи - ши?

- Итак, ребята , наш урок подошел к концу. Как вы себя сегодня чувствовали на уроке? Как вы думаете, как вы работали сегодня на уроке? Возьмите цветочки и оцените свою работу.

Быстро, правильно и самостоятельно.

Правильно, но медленно.

Правильно, но с помощью других.

Быстро, но не правильно.

Приложение к уроку

русского языка в 1 классе

программа «Начальная школа 21 века»

под редакцией Н.Ф.Виноградовой

Карточка № 1.

Составьте из слов предложение, запишите его.

ходили, в рощу,  прогулку, школьники, на
                                                                                                                                     
_  _   _  _  _  _  _   _  _  _  _  _  _  _  _  _  _  _  _  _  _  _  _  _  _  _  _  _  _  _  _  _  _

__________________________________________________________________

Подчеркните главные члены предложения.

Карточка № 2.

Вставьте пропущенные буквы.

   Луна освещ…ла лесную ч…щ… . В овраге журч…л ручей. В траве трещ…ли кузнечики. Для зеленого борщ… нужен щ…вель.

Подчеркните сочетания ча, ща, щу.


Урок

русского языка во 2 классе

Тема: «Корень слова. Однокоренные слова»

              Тимиряева Любовь Александровна,

учитель начальных классов

высшей квалификационной  категории

МОУ «Макуловская средняя

общеобразовательная школа»

Верхнеуслонского района

Республики Татарстан  

  Макулово 2011

Конспект урока русского языка во 2 классе

Тема: Корень слова. Однокоренные слова.

Обучающая цель: уточнение представлений о том, что корни в однокоренных словах пишутся одинаково; развитие умения распознавать однокоренные слова и выделять корень.

Развивающая цель: обогатить словарный запас обучающихся и состав речевой деятельности, расширить тематику самостоятельного высказывания учащихся; учиться делать выводы из наблюдений.

Воспитательная цель: воспитывать любовь к родному языку, учитывая особенности лексики различных типов текстов и на основе полученных знаний строить собственные высказывания ; воспитывать самостоятельность, организованность.

                                     

                                                   Ход урока      

Учитель: Доброе утро, ребята! Доброе утро уважаемые гости! Пусть это утро несёт нам радость общения, наполнит наши сердца благородными чувствами. Хочу, чтоб этот урок был не только деловым, но и радостным. Хочу, чтоб вырос не только ум, но и душа.

• I. Создание проблемной ситуации.

Слово учителя:

Вчера я стала свидетелем разговора двух товарищей.( инсценировка)

Феде  очень понравилось стихотворение, которое он прочитал в книге друга. Вот он и просит товарища:

— Дай мне книгу домой, я спишу стихотворение.

Петя говорит:

— Хорошо, только ты спеши!

А Федя и говорит с удивлением:

— Хорошо, хорошо, спишу.

А тот опять:

— Да нет, ты спеши!

А Федя ему:

— Вот чудак! Ведь я же для того и беру, чтобы списать, чего ж ты меня об этом просишь?

— Ребята, как вы думаете, почему Федя не понял товарища?

— Чем отличаются слова «спишу» и «спешу»?

«Найти корень слова – это значит найти его внутренний смысл – то же, что зажечь внутри фонаря огонек» - писала лингвист, занимающаяся  теорией русского языка. М.А. Рыбникова.    

Мало видеть слово

Надо точно знать

Какая есть у слова почва,

Как оно росло и как крепчало,

Как его значенье зазвучало.

Учитель. Юные мои филологи, не хотите ли узнать ещё что-то о корне и однокоренных словах?

-Ребята, присмотритесь к словам народ, родник, родина.    

- Что у них общего?

А вот как об этом размышлял лесник из произведения К. Паустовского «Золотая роза»: «Родник родит реку, а река льётся-течёт через… всю родину, кормит народ… и все эти слова как бы родня между собой».    

-Запишем в тетради все родственные слова, которые встретились в рассказе К.Паустовского.

(Родник, родина, родня, народ, родит)

- Какие родственные слова добавили бы вы?

(Родственники, природа)

Я предлагаю обратить внимание на слово «природа». Когда-то это слово тоже имело корень- род и это не случайно , ведь «Любовь к родной природе- один из вернейших признаков любви к своей Родине»  К. Паустовский.

-Матушка природа нам часто сюрпризы преподносит, вот один из них:

Внимание на экран!

2.Мотивация деятельности.

Рассказ-сказка о гостях воды  (запись голосового сопровождения)

Собрались у Воды родственники. Подводник с Водицей беседуют. Водолаз сВодопадом на солнышке греются. Водитель на гармошке наигрывает. Водомерка сВодорослями заигрались. Водичка по камушкам на одной ножке скачет. Даже самВодяной пожаловал. И все старуху Воду ждут.

-Кто же был чужак  среди гостей?

-По каким признакам вы определили гостя?

-А какая семья должна быть у него? (водитель, водит, проводит)

Тема урока «Родственные слова»

-Какие слова можно считать родственными?

-Что такое однокоренные слова?

-Что называется корнем слова?

Слайд №6 (запись - голосовой комментарий учителя)

3 Работа над темой урока. 

-Итак, вспомните, кто первым пришел в гости к воде?

Подводник, водица, водолаз.

-Запиши слова, выдели корень.

-Запиши по памяти еще несколько слов с этим корнем

. Проверка.

-Ребята, кто может объяснить значение слова «водомерка»?

Дети говорили, что это прибор для измерения воды, жучок, который питается водой.

4. Актуализация знаний.

Сообщение учащегося о  водомерке. Учитель дополняет, сопровождая рассказ  

картинками с водомерками.

Водомерки - несколько семейств водяных клопов. Небольшие (от 2 до 34 мм) насекомые с тонким вытянутым телом и длинными ногами. Быстро скользят или свободно ходят по поверхности воды (отсюда название). Водомерки  часто бескрылые. Нижняя поверхность тела покрыта бархатистым пушком. Существует  около 600 видов. (БСЭ)

Это слово – сложное, оно состоит из двух корней.

-Кто догадался из каких? ВОД и МЕР, т.е мерить воду, нас интересует корень ВОД, выделите его. Это слово – сложное, изучение таких слов нас ждет впереди, запомните, если вам встретится слово, которое содержит два корня, то эти два корня всегда соединены гласной буквой о или е

5. Деятельность учащихся по теме урока

-Вы прослушали сообщение о водомерке.

-Составьте предложение из данных слов:

( глади, по, быстро, водомерка, скользит, водной).  

-Найдите и подчеркните главные члены предложения.

-Составьте схему предложения (индивидуальная работа)

Кто?

Что делает?

Как?

По чему?

Какой?

Найдите родственные слова, выделите корень, поставьте ударение

Водомерка быстро скользит по водной глади.

Проговорить с детьми: водомерка – водный - слова родственные, однокоренные.

Водомерка – ударный слог «мер»- гласная в сильной позиции, безударный - «во»- гласная в корне,  в слабой позиции, требует проверочного слова; безударный - «до» ( в слоге соединительная гласная «о»);

Водной - ударный слог «вод»- гласная в корне, в сильной позиции, слово является проверочным

Проверить надо так: водомерка – проверочное слово – водный.

ВЫВОД  Корни в родственных словах пишутся одинаково/

6. Грамматическая задача.

Умные совята –
Совята у совушки.
На каждый совушкин совет 
Умные головушки
Глазами хлопают в ответ.

(Чтение хором)

Сколько здесь однокоренных слов? Какие однокоренные слова видите? (Совята, совушки, совушкин.)

Почему слово “совет” не назвали? (Не однокоренноекорень -совет-.)

Вывод. Слова совята, совушки, совушкин- однокоренные, потому что близки по смыслу и имеют одинаковый корень. Слово совет имеет другое лексическое значение и другой корень.

ФИЗМИНУТКА НА ЗРЕНИЕ И ОСАНКУ.

7. Закрепление по учебнику № 359 с.153

-Будем работать в парах. Пообщайтесь и попробуйте разделить слова на 2 группы (в 2 столбика). Какие слова непонятны?

горняк – работник горной промышленности; 
гористый – рельеф, местность с горами; 
горелка – прибор, в котором происходит горение.

Какая пара готова? Как рассуждали? (Дети объясняют принцип распределения слов по группам.) (Проверка )

Какой корень у первой группы? (-гор-) А у второй?(-гор-)

Все ли слова, данные в этом упражнении, являются однокоренными?

Сделаем вывод: У слов может быть одинаковый корень, но если они различны по смыслу, то эти слова не являются однокоренными.

8. Работа с дидактическим материалом (Работа в парах)

                                                   Прочитай.

Назови  однокоренные слова, выдели корень слова.

Поставь ударение

Какие слова нельзя считать однокоренными?

Моряк, рыбак, море

Путь, дорога, путник

Школьник, ученик, дошкольник

Ученье, учебник, книга

Соль, солонка, солома

Береза, березка, дерево

Дорога, дороженька, дорогой

Лес, лесок, лестница

Рыбка, рыбак, рыбачить

Напиши ещё два однокоренных слова

Давайте составим алгоритм выделения корня в словах. (В процессе рассуждений вывели следующий алгоритм:

1 шаг: подбор родственных слов и их сравнение по смыслу.
2 шаг: выделение общей части – корня.)

Правило ( слайд №18)

-Закончите фразу: теперь я умею…

-Ребята, у нас болеет Ринат, надо ему позвонить и рассказать , что мы сегодня делали на уроке, кому поручим?

9. Итог урока

-Какие слова называются однокоренными?

-Почему же два мальчика не сразу поняли друг друга?

-А вот то стихотворение, которое понравилось Феде. Думаю, что оно вам тоже понравится. Кто захочет, может после уроков переписать его себе и помните о его смысле.

Берегите Землю!      

Берегите себя, жаворонка в голубом зените,

Бабочку на листьях повилики,

На тропинках солнечные блики…

Берегите Землю.

             М. Дудин.

-Творите добро и поселяйте это добро в души других людей.

 

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа «Начальная школа 21 века» iconПояснительная записка рабочая программа составлена на основе Федеральных...
Рабочая программа по литературному чтению. 1 класс. «Начальная школа 21 века» Литературное чтение и слушание
Программа «Начальная школа 21 века» icon1 «Начальная школа хх1 века» Характеристика ведущих идей учебно-методического...
Характеристика ведущих идей учебно-методического комплекта «Начальная школа XXI века» для четырехлетней начальной школы
Программа «Начальная школа 21 века» iconПрограмма «Школа здоровья» для учащихся 1-х классов разработана на...
Программы четырёхлетней начальной школы «Начальная школа 21 века» под редакцией Н. Ф. Виноградовой
Программа «Начальная школа 21 века» iconКонспект урока математики по теме "Число 10". 1-й класс
Умк: "Начальная школа XXI века", учебник по математике для 1 класса начальной школы руководителя проекта чл корр. Рао проф. Н. Ф....
Программа «Начальная школа 21 века» iconРабочая программа по математике составлена на основе Федерального...
В. Н. Рудницкой «Математика» (Образовательная система «Начальная школа XXI века». Сборник программ к комплекту учебников «Начальная...
Программа «Начальная школа 21 века» iconРабочая программа предмета «Музыка»
Фгос 2009 г., авторской учебной программы «Музыкальное искусство» В. О. Усачёвой, Л. В. Школяр, В. А. Школяр М.; Вентана – Граф,...
Программа «Начальная школа 21 века» iconПояснительная записка рабочая программа составлена на основе Федеральных...
Н. Ф. Виноградовой. Учебно – методический комплект допущен Министерством образования РФ и соответствует федеральному компоненту государственных...
Программа «Начальная школа 21 века» iconПрограмма : Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века»
...
Программа «Начальная школа 21 века» iconПояснительная записка Статус документа рабочая программа составлена...
Н. Ф. Виноградовой. Учебно-методический комплект допущен Министерством образования РФ и соответствует федеральному компоненту государственных...
Программа «Начальная школа 21 века» iconНадпредметная программа «город как школа» начальная школа
...
Программа «Начальная школа 21 века» iconРабочая программа По музыке умк «Начальная школа XXI века»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Газопроводская средняя общеобразовательная школа
Программа «Начальная школа 21 века» iconПояснительная записка преподавание математики в 3 классе ведётся...
Преподавание математики в 3 классе ведётся по авторской программе «Начальная школа 21 века». Руководитель проекта чл корр. Раон....
Программа «Начальная школа 21 века» iconРабочая программа по учебному курсу «Русскому языку» ( умк «Начальная...
Островская средняя общеобразовательная школа Островского района Костромской области
Программа «Начальная школа 21 века» iconРабочая программа по учебному курсу «Окружающий мир» ( умк «Начальная...
Островская средняя общеобразовательная школа Островского района Костромской области
Программа «Начальная школа 21 века» iconПояснительная записка рабочая программа составлена на основе Федеральных...
Рабочая программа составлена на основе Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения и программы умк «Начальная...
Программа «Начальная школа 21 века» iconРабочие программы начального общего образования умк «Школа ХХ i века» 3 класс Б
Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск