Литература и театр для студентов, обучающихся по направлению подготовки 050300. 62 Филологическое образование, профиль Русский язык и литература





Скачать 145.95 Kb.
НазваниеЛитература и театр для студентов, обучающихся по направлению подготовки 050300. 62 Филологическое образование, профиль Русский язык и литература
Дата публикации13.10.2013
Размер145.95 Kb.
ТипМетодические рекомендации
100-bal.ru > Литература > Методические рекомендации
Методические рекомендации по изучению дисциплины ДН(М).В.6.1 Литература и театр для студентов, обучающихся по направлению подготовки 050300.62 Филологическое образование, профиль Русский язык и литература
1.1 Автор программы: Иванова Л.Л., кандидат филологических наук, доцент кафедры РЯЛиМП МГГУ.
1.3 Пояснительная записка: Курс «Литература и театр» предназначен для студентов – бакалавров 3 курса ФФЖиМК. Он посвящен соотношению театрального искусства и литературы. Курс расширяет представление студентов о природе искусства как такового, поясняет взаимосвязь литературного первоисточника (драматургии) и сценического воплощения (театральной интерпретации). В изучении курса соблюден принцип историзма. Много внимания уделено ознакомлению студентов с театральной ситуацией Москвы, С. – Петербурга, северо-западного региона России, Мурманска. УМК предполагает ознакомление студентов с основами актерского мастерства, режиссуры. Практические навыки, приобретенные в ходе изучения курса – написание театральной рецензии, инсценирование.
1.5 Объем дисциплины и виды учебной работы (для всех направлений, на которых читается данная дисциплина):


№ п/п

Шифр и наименование направления

Курс

Семестр

Виды учебной работы в часах

Вид итогового контроля (форма отчетности)

Трудоёмкость

Всего аудит.

ЛК

ПР/ СМ

ЛБ

Сам.

работа

1.

050300.62 Филологическое образование, профиль «Русский язык и литература»

3

6

72

36

20

16

-

36

зачет


1.6 Содержание дисциплины.

1.6.1 Разделы дисциплины и виды занятий (в часах). Примерное распределение учебного времени:




п/п

Наименование раздела, темы

Количество часов

Всего

аудит.

ЛК

ПР/СМ

Сам. раб.



История зарубежной и отечественной драматургии

12

8

4

12



Театральная ситуация в России

12

10

2

12



Основы театральной критики

6

2

4

8



Основы театрального искусства

6

-

6

4




Всего

36

20

16

36


1.6.2 Содержание разделов дисциплины.

Раздел 1. История зарубежной и отечественной драматургии. 8 часов лекций. 4 часа практических занятий.

От античного театра – к театру современному. Античная драматургия. Трагедия и комедия.

Театр эпохи Средних Веков и Возрождения. Театр Шекспира. Театр эпохи Просвещения. Сентиментальная «мещанская» драма. Русская драматургия 18-19 вв. Своеобразие театра Чехова. Советская драматургия. Творческий портрет Александра Вампилова. Современная мировая и отечественная драматургия.

Раздел 2. Театральная ситуация в России. 10 часов лекций 2 часа практических занятий.

Основные театры Москвы. Малый театр (Дом Островского). МХАТ (традиции и современность). Театр им. Вахтангова. Театры С. – Петербурга. Малый драматический театр. Театр им. Комиссаржевской, Театр им. Пушкина, Театр Комедии. Режиссеры. Актеры. Художники. История мурманских театров. МДТ. Театр СФ. Кукольный театр.

Раздел 3. Основы театральной критики. 2 часа лекций. 4 часа практических занятий.

Роль критики в театральном искусстве. Интерпретация пьесы театром. Интерпретация спектакля критиком. Театральная рецензия. Творческий портрет. Историко-театральный очерк.

Раздел 4. Основы театрального искусства. 6 часов практических занятий.

Система Станиславского. Система Михаила Чехова. Упражнение. Этюд. Инсценировка.
1.6.3 Темы для самостоятельного изучения.

Театр Древнего Рима. Театр Средних веков. Театральная «провинция». Театральная рецензия. Инсценировка.

Портал ТЕАТР

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%BE%D1%80%D1%82%D0%B0%D0%BB:%D0%A2%D0%B5%D0%B0%D1%82%D1%80


№ п/п

Наименование раздела дисциплины. Тема

Форма самостоятельной работы

Кол- во часов

Форма контроля выполнения самостоятельной работы



История зарубежной и отечественной драматургии

Работа с учебной литературой

12

Собеседование



Театральная ситуация в России

Реферат - доклад

12

Отчет по теме. Выступление на ПЗ



Основы театральной критики

Посещение спектакля. Рецензия.

8

Контрольная работа



Основы театрального искусства

Чтение первоисточников. Станиславский. Чехов.

4

Собеседование


1.7 Методические рекомендации по организации изучения дисциплины.

1.7.1 Тематика и планы аудиторной работы студентов по изученному материалу
Практическое занятие №1

Театр Шекспира.

  1. Что позволяет говорить о пьесах Шекспира как о «театре Шекспира» ?

  2. Какую традицию в театральном искусстве проложили трагедии Шекспира ?

  3. Какие наиболее известные интерпретации пьес Шекспира в современном театре Вы знаете ?

Проблемный вопрос : в чем сложность воплощения театра Шекспира на современной сцене ?

Рекомендованная литература :

  1. Бояджиее Г.Н. От Софокла до Брехта. М.. 1988.

  2. История зарубежного театра, М., 1981-1988. Т. 1,2,3,4.


Практическое занятие №2

Театр Вампилова.

  1. В чем заключается своеобразие вампиловской драматургии ?

  2. Какие интерпретации «Утиной охоты» Вы знаете ? Какая из них представляется Вам наиболее убедительной ?

  3. Согласны ли Вы с интерпретацией «Старшего сына» в телеверсии В. Мельникова ?

Проблемный вопрос :

Актуален ли театр Вампилова сегодня ?

Рекомендованная литература :

Л. Иванова «Вампилов : творческая индивидуальность», Мурманск, МГГУ, 2010.
Практическое занятие №3

  1. Реферативное знакомство с ведущими театрами Москвы ( два-на выбор)

  2. Реферативное знакомство с ведущими театрами С. – Петербурга.

  3. История Мурманского областного драматического театра.

  4. История театра КСФ.

Проблемный вопрос : Какой театр представляется Вам необходимым сегодня для молодежной аудитории ?

Рекомендованная литература :

Иванова Л. Л. Мурманские подмостки (очерки и рецензии). Монография? Мурманск, МГГУ, 2009 г.

Практическое занятие № 4.

Основы театральной критики.

  1. Критическая статья. Определение жанра.

  2. Спектакль и его интерпретации.

  3. Обсуждение монографии Л.Л. Ивановой «Мурманские подмостки», Мурманск, МГГУ, 2009.

Проблемный вопрос: В чем заключается искусство театральной критики?

Рекомендованная литература: Иванова Л. Л. Мурманские подмостки (очерки и рецензии). Монография? Мурманск, МГГУ, 2009 г.

Практическое занятие №5.

Интерпретация спектакля.

  1. Обсуждение спектакля, просмотренного накануне со студентами.

  2. Обсуждение плана рецензии.

  3. Черновой вариант театральной рецензии.

Проблемный вопрос: В чем и как выражается авторская позиция критика – рецензента?

Рекомендованная литература: Иванова Л. Л. Мурманские подмостки (очерки и рецензии). Монография? Мурманск, МГГУ, 2009 г.

Практическое занятии № 6.

Основы системы Станиславского.

  1. Основы системы Станиславского.

  2. Упражнения по системе Станиславского.

  3. Этюды по системе Станиславского.

  4. Просмотр видео – материалов.

Проблемный вопрос: Какими свойствами должен обладать человек, чтобы постичь основы театрального мастерства по системе Станиславского?

Рекомендуемая литература: К. С. Станиславский СС в 8 томах ГИ Искусство, М., 1954.

К.С. Станиславский Из записных книжек (в 2-х т.) – М.: Всерос. Театр. О-во, 1986.

Практическое занятие № 7.

Основы системы Михаила Чехова.

  1. Основные положения системы Михаила Чехова.

  2. Упражнения и этюды по системе Михаила Чехова.

  3. Станиславский и Чехов. Общее и различное в практике обучения студентов основам актерского мастерства.

Проблемный вопрос: Какими свойствами необходимо обладать, чтобы усвоить азы системы Михаила Чехова?

Рекомендованная литература:

1. М.Чехов. Литературное на наследие. В 2-х т. – М.: Искусство, 1986 .

2. К.С. Станиславский СС в 8 томах ГИ Искусство, М., 1954.

3. К.С. Станиславский Из записных книжек (в 2-х т.) – М.: Всерос. Театр. О-во, 1986.

4. Иванова Л. Л. Мурманские подмостки (очерки и рецензии). Монография? Мурманск, МГГУ, 2009 г.
Практическое занятие № 8.

Анализ сценического действия. Основы инсценирования.

  1. В чем драматизм повести Н.В.Гоголя «Шинель» ? Возможно ли инсценировать эту повесть ?

  2. В чем сложности инсценирования повести ?

  3. Варианты инсценировки .

Проблемный вопрос : изменится ли смысл повести при инсценировании ?

Рекомендованная литература :

Ершов П.М. Искусство толкования . В двух частях. – Дубна. Изд. Центр «Феникс, 1997

1.8 Учебно-методическое обеспечение дисциплины.

1.8. Рекомендуемая литература:

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. М. Чехов. Литературное наследие. В 2-х т. – М.: Искусство, 1986 .

  2. К.С. Станиславский СС в 8 томах ГИ Искусство, М., 1954.

  3. Иванова Л.Л. Мурманские подмостки (очерки и рецензии). Монография: Мурманск, МГГУ, 2009 г.

  4. К.С. Станиславский Из записных книжек (в 2-х т.) – М.: Всерос. Театр. О-во, 1986.

  5. Пушкин А.С. Мои замечания об русском театре. О народной драме и драме "Марфа Посадница". В сб.: Пушкин и театр. М., 1953

  6. Белинский В.Г. "Гамлет", драма Шекспира. Мочалов в роли Гамлета. И моё мнение об игре Г. Каратыгина. В кн.: Белинский В. Г. О драме и театре: В 2-х т., М., 1983. Т. 1.

  7. Гончаров И.А. Милльон терзаний. Собр. Соч. в 8 т., М., 1980. Т. 8.

  8. Григорьев А.А. После "Грозы" Островского. Письма к Ивану Сергеевичу Тургеневу. В кн.: Григорьев А.А. Театральная критика. Л., 1985.

  9. Станиславский К.С. Моя жизнь в искусстве. Любое издание.

  10. Евгений Вахтангов. М., 1984.

  11. Марков П.А. О театре. Собр.соч.: В 4-х т., М-, 1974-1977. Т.1,2.4.

  12. Алперс Б.В. Театр Мочалова и Щепкина. М., 1979.

  13. Бояджиее Г.Н. От Софокла до Брехта. М.. 1988.

  14. Русский драматический театр. Под ред. Б. Асеева и А. Образцовой. 1 1976.

  15. Данилов С.С., Португалова М.Г. Русский драматический театр XIX М.,1974. Т. 2.

  16. Русский драматический театр конца XIX — начала XX вв. М., 2000.

  17. История зарубежного театра, М., 1981-1988. Т. 1,2,3,4.

  18. Драматургия и проблемы современного театрального процесса на страницах альманаха "Современная драматургия", журналов "Театр", "Театральная жизнь"



ПЬЕСЫ

Фонвизин Д. Недоросль.
Грибоедов А. Горе от ума.
Пушкин. А. Борис Годунов. Маленькие трагедии.
Гоголь Н. Ревизор. Женидьба.
Лермонтов М. Маскарад.
Тургенев И. Месяц в деревне. Нахлебник.
Островский А. Свои люди - сочтемся. Доходное место. Гроза. На всякого
мудреца довольно простоты. Лес. Бесприданница. Таланты поклонники.
Сухово-Кобылин А. Свадьба Кречинского. Дело. Смерть Тарелкина.
Толстой А. Царь Федор Иоанович.
Чехов А. Чайка. Дядя Ваня. Три сестры. Вишневый сад.
Толстой Л. Власть тьмы. Плоды просвещения. Живой труп.
Горький М. Мещане. На дне.
Маяковский В. Клоп.
Булгаков М. Дни Трубиных. Мольер.
Арбузов А. Таня.
Розов В. Вечно живые.
Володин А. Пять вечеров.
Вампилов А. Утиная охота.
Софокл. Царь Эдип.
Лопе де Вега. Собака на сене.
Шекспир В. Гамлет. Отелло. Ромео и Джульетта. Король Лир. Укрощение
строптивой.
Мольер Ж.-Б. Мещанин во дворянстве. Тартюф. Дон Жуан.
Бомарше П. Женидьба Фигаро.
Шиллер Ф. Коварство и любовь. Мария стюард.
Ибсен Г. Кукольный дом.
Шоу Б. Пигмалион.
Метерлинк М. Слепые.
Брехт Б. Мамаша Кураж и её дети.
Улиьямс Т. Стеклянный зверинец.
Ионеско Э. Носорог.
Беккет С. В ожидании Годо.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

Очерки истории русской театральной критики. Т. 1,2,3. М., 1987
История советского театроведения. М., 1981.
Кугель Р. Театральные портреты. Л., 1967.
Щепкин М. Записки актера Щепкина. В кн.: М.С. Щепкин: 2-х т. М., 1984. Т. 1.
Соловьева И. Немирович-Данченко. М., 1979 (Серия "Жизнь в искусстве")
Рудницкий К. Мейерхольд. М., 1981 (Серия "Жизнь в искусстве")
Туровская М. Бабанова. Легенда и биография. М., 1981.
Зингерман Б. Очерки драмы ХХ века. М., 1977.
Зингерман Б. Театр Чехова и его мировое значение. М., 1988.
Гиацинтова С. С памятью наедине. М., 1985.
Смелянский А. наши современники. М., 1981.
Чехов М. Литературное наследие: В 2-х т. М., 1970.
Брук П. Пустое пространство. М., 1976.
Стрелер Д. Театр для людей. М., 1984.
Швыдкой М. Секреты странствующих комедиантов. М., 1992.
1.10 Примерные зачетные тестовые задания.

Тестовые задания по курсу «Литература и театр».


  1. Драматургия – это:

А) род литературы

Б) жанр литературы

В) метод художественного анализа текста

Ответ – А, 3 балла


  1. При анализе драматического произведения главным является исследование:

А) авторских ремарок

Б) драматургического конфликта

В) хронотопа

Ответ – Б, 3 балла


  1. Режиссер при постановке пьесы в театре:

А) инсценирует пьесу

Б) интерпретирует сюжет

В) разыгрывает текст пьесы по ролям

Ответ – Б, 5 баллов


  1. Задача театрального критика:

А) высказать свою точку зрения на спектакль

Б) понять и оценить интерпретацию пьесы режиссером

В) пересказать содержание спектакля и отметить лучшие актерские работы

Ответ – Б, 5 баллов


  1. Древнегреческая трагедия позволяла публике испытать:

А) катарсис

Б) перипетию

В) иронию

Ответ – А, 3 балла


  1. Театр Шекспира характеризуется:

А) многожанровостью пьес

Б) эстетической монолитностью

В) приемом «айсберга»

Ответ – А, 4 балла


  1. Н.В.Гоголь привнес в русскую драматургию:

А) элемент абсурда

Б) лирическое начало

В) героический пафос

Ответ – А, 4 балла


  1. Театр Чехова характеризуется:

А) бытовыми реалиями Замоскворечья

Б) психологизмом

В) стихотворными репликами

Ответ – Б, 4 балла


  1. Этот драматург не относится к современным авторам :

А) Сухово-Кобылин

Б) Коляда

В) Петрушевская

Ответ – А, 3 балла


  1. Это произведение относится к пьесам А. Вампилова:

А) Иркутская история

Б) В добрый час!

В) Прощание в июне

Ответ – В, 3 балла

  1. Что главное в системе Станиславского?

А) принцип физического действия

Б) эмоциональность актера

В) разумность

Ответ – А, 5 баллов


  1. Какое качество приветствовал в актере Михаил Чехов?

А) трудолюбие

Б) внешнюю привлекательность

В) развитое воображение

Ответ – В, 5 баллов


  1. При инсценировке произведения важно

А) сохранить дух произведения

Б) привнести идеологические «поправки»

В) выдержать объем произведения

Ответ – А , 4 балла


  1. Какая пьеса идет на сцене Мурманского драматического театра:

А) А. Вампилов «Старший сын»

Б) Ю. Поляков «Одноклассники»

В) Л. Петрушевская «Квартира Коломбины».

Ответ – Б, 3 балла


  1. Кто является главным режиссером театра Северного Флота:

А) С. Абдиев

Б) Ю. Фекета

В) Н. Ковалев

Ответ – Б, 3 балла



  1. Какой из театров находится в С. – Петербурге:

А) МХАТ

Б) Табакерка

В) Театр им. В. Комиссаржевской

Ответ – В, 3 балла
Всего баллов – 60.

От 55 – 60 – ОТЛИЧНО

От 45 до 55 – Хорошо

Ниже 20 баллов – НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО.
1.11 Примерный перечень вопросов к зачету.

1.Античный театр

2. Театр Средних веков.

3. Театр эпохи Возрождения.

4. Театр Шекспира.

5.Театр эпохи Просвещения

6.Театральная ситуация Москвы (театр на выбор студента)

7. Театральная ситуация С. – Петербурга (театр на выбор студента)

8. Театральная ситуация Мурманска. Репертуарная политика.

9.История отечественной драматургии 19 века.

10. История отечественной драматургии ХХ века.

11. Театр А.П. Чехова.

12. Театр А.В. Вампилова.

13. Современная драматургия.

14. Основы театрального мастерства. Система Станиславского.

15. Основы театрального мастерства. Система Михаила Чехова.

16. Театральная рецензия.

17. Спектакль как интерпретация пьесы. Рецензия как интерпретация спектакля.

18. Творческий портрет режиссера (актера).

19. Основная литература по театральному искусству.

20. Литература и театр. Основные положения курса.
1.13 Примерная тематика рефератов.

  1. Драматургия Эсхила

  2. Драматургия Аристофана

  3. Драматургия Еврипида

  4. Драматургия Шиллера

  5. Драматургия Шекспира

  6. Драматургия Б. Шоу.

  7. Драматургия А. Н. Островского

  8. Драматургия Н.В. Гоголя

  9. Драматургия А.П. Чехова

  10. Драматургия А.А. Блока

  11. Драматургия В.В. Маяковского.

  12. Театр и его устройство.

  13. Спектакль как художественное целое

  14. Труд актера.

  15. Профессия – режиссер.


РАЗДЕЛ 4. Словарь терминов (глоссарий):

http://www.glossary.ru/cgibin/gl_find.cgi?ph=%F2%E5%E0%F2%F0&action=%CF%EE%E8%F1%EA

театр, интерпретация, сценарий, инсценировка, драматургия, пьеса, комедия, трагедия, репертуар, труппа, мелодрама, актер, режиссер, рецензия.




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Литература и театр для студентов, обучающихся по направлению подготовки 050300. 62 Филологическое образование, профиль Русский язык и литература iconЛитература для студентов, обучающихся по направлению подготовки 050300....
Методические рекомендации по изучению дисциплины сд(М). Ф. 8 Зарубежная литература для студентов, обучающихся по направлению подготовки...
Литература и театр для студентов, обучающихся по направлению подготовки 050300. 62 Филологическое образование, профиль Русский язык и литература iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины сд(М). Ф. 10 Русская...
Методические рекомендации по изучению дисциплины сд(М). Ф. 10 Русская литература: Русская литература XX в для студентов, обучающихся...
Литература и театр для студентов, обучающихся по направлению подготовки 050300. 62 Филологическое образование, профиль Русский язык и литература iconЛитература XIX в для студентов, обучающихся по направлению подготовки...
Уточнение и корректировка распределения нагрузки, расстановка педагогических кадров
Литература и театр для студентов, обучающихся по направлению подготовки 050300. 62 Филологическое образование, профиль Русский язык и литература iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины дн(М). Р. 10 Выразительное...
Методические рекомендации по изучению дисциплины дн(М). Р. 10 Выразительное чтение для студентов, обучающихся по направлению подготовки...
Литература и театр для студентов, обучающихся по направлению подготовки 050300. 62 Филологическое образование, профиль Русский язык и литература iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Методические рекомендации по изучению дисциплины сд(М). Ф. 8 Зарубежная литература для студентов, обучающихся по направлению подготовки...
Литература и театр для студентов, обучающихся по направлению подготовки 050300. 62 Филологическое образование, профиль Русский язык и литература iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины дн(М). Ф. 14 Филологический...
Методические рекомендации по изучению дисциплины дн(М). Ф. 14 Филологический анализ текста для студентов, обучающихся по направлению...
Литература и театр для студентов, обучающихся по направлению подготовки 050300. 62 Филологическое образование, профиль Русский язык и литература iconЛитература XIX в для студентов, обучающихся по направлению подготовки...
Согласовано принято утверждаю мо учителей Методическим Директор школы начальных классов советом школы И. Г,Ионова
Литература и театр для студентов, обучающихся по направлению подготовки 050300. 62 Филологическое образование, профиль Русский язык и литература iconУчебно-методический комплекс дисциплины дн(М). В 1 литература и театр...
Автор программы: Иванова Л. Л., кандидат филологических наук, доцент кафедры рялимп мггу
Литература и театр для студентов, обучающихся по направлению подготовки 050300. 62 Филологическое образование, профиль Русский язык и литература iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Методические рекомендации по изучению дисциплины сд(М). Ф. 2 Современный русский язык: Словообразование. Морфология для студентов,...
Литература и театр для студентов, обучающихся по направлению подготовки 050300. 62 Филологическое образование, профиль Русский язык и литература iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Методические рекомендации по изучению дисциплины сд(М). Ф. 3 Современный русский язык: Лексикология для студентов, обучающихся по...
Литература и театр для студентов, обучающихся по направлению подготовки 050300. 62 Филологическое образование, профиль Русский язык и литература iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Методические рекомендации по изучению дисциплины дн(М). Р. 2 Психолингвистика для студентов, обучающихся по направлению подготовки...
Литература и театр для студентов, обучающихся по направлению подготовки 050300. 62 Филологическое образование, профиль Русский язык и литература iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины дн(М). Р. 8 Развитие...
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №37
Литература и театр для студентов, обучающихся по направлению подготовки 050300. 62 Филологическое образование, профиль Русский язык и литература iconУчебно-методический комплекс дисциплины направление подготовки: 050300....
Направление подготовки: 050300. 62 «Филологическое образование», профиль «Русский язык и литература» квалификация – бакалавр филологического...
Литература и театр для студентов, обучающихся по направлению подготовки 050300. 62 Филологическое образование, профиль Русский язык и литература iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Методические рекомендации по изучению дисциплины дн(М). Ф. 7 Теория языка для студентов, обучающихся по направлению подготовки 050300....
Литература и театр для студентов, обучающихся по направлению подготовки 050300. 62 Филологическое образование, профиль Русский язык и литература iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Методические рекомендации по изучению дисциплины дн(М). Р. 6 Литературное краеведение для студентов, обучающихся по направлению подготовки...
Литература и театр для студентов, обучающихся по направлению подготовки 050300. 62 Филологическое образование, профиль Русский язык и литература iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Методические рекомендации по изучению дисциплины фтд. 6 Лингвометодические аспекты преподавания рки для студентов, обучающихся по...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск