Литература XIX в для студентов, обучающихся по направлению подготовки 050300. 62 Филологическое образование, профиль Русский язык и литература





Скачать 395.76 Kb.
НазваниеЛитература XIX в для студентов, обучающихся по направлению подготовки 050300. 62 Филологическое образование, профиль Русский язык и литература
страница1/2
Дата публикации10.10.2013
Размер395.76 Kb.
ТипМетодические рекомендации
100-bal.ru > Литература > Методические рекомендации
  1   2
Методические рекомендации по изучению дисциплины CД(М).Ф.9 Русская литература: Русская литература XIX в. для студентов, обучающихся по направлению подготовки 050300.62 Филологическое образование, профиль Русский язык и литература

(3 курс, 5 семестр)
1.1 Автор программы: Р.М. Гафаров, кандидат филологических наук, доцент кафедры РЯЛиМП МГГУ

1.3 Пояснительная записка: Программа «Истории русской литературы первой трети XIX века» написана в соответствии с уровнем требований, предъявляемых к вузовскому курсу истории литературы. В ней сочетается общая характеристика литературного процесса на уровне историко-культурного и философского обобщения и анализ творчества ряда отдельных писателей, в творчестве которых отразились основные черты эпохи. В программе учитывается новейший литературоведческий материал.

• Цель курса – выявить и охарактеризовать специфику литературного процесса в России в первые десятилетия 19 столетия.

• Задачи курса – показать становление нового литературного направления (романтизм) в контексте творческого соперничества с классицизмом и сентиментализмом; дать характеристику литера-турному направлению романтизм; объяснить своеобразие ведущих романтических жанров; охарактеризовать творчество К.Батюшкова, В.Жуковского, И.Крылова, А.Бестужева-Марлинского, К.Рылеева, А.Грибоедова, А. Пушкина, Н.Гоголя, М.Лермонтова, В.Белинского; дать общую характеристику поэзии пушкинского круга (П.Вяземский, А.Дельвиг, Н.Языков и т.д.), романтической прозе (Н.Полевой, Ф. Булгарин, А.Одоевский, Н.Павлов и т.д.); показать своеобразие литературы романтизма; показать постепенное вызревание реалистической направленности в творчестве крупнейших представителей данного периода; объяснить какие обстоятельства общественной жизни, литературного процесса способствуют утверждению принципов реализма в русской литературе в 30 – 40-е годы.

• Место курса в общей системе подготовки бакалавра обусловлено принципом преемственности. Курс «Истории русской литературы первой трети XIX века» является начальным звеном в изучении студентами необыкновенно богатого талантами, гениальными художественными прозрениями, чрезвычайно широкого по охвату философских, социальных проблем, по объему художественного материала столетия в истории русской литературы.

• В конце курса студенты должны знать: основные этапы литературного развития в России в первой трети 19 века, этапы творческого развития, основные темы в творчестве крупнейших русских писателей первой половины 19 столетия, какие значительнейшие литературные объединения существовали в этот период в России, какое значение в успехах литературы имела журналистика, специфические признаки романтизма как литературного направления, своеобразия реализма А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, М.Ю. Лермонтова.

• Студенты должны уметь: охарактеризовать объективные причины появления романтизма, назвать его отличительные черты; показать, как романтический метод реализуется в художественных произведениях первых десятилетий 19 века русских писателей; объяснить реалистическую основу произведений А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, М.Ю. Лермонтова, написанных на втором этапе творческого развития; назвать основные мотивы творчества крупнейших писателей начала 19 столетия; проанализировать художественные произведения в единстве формы и содержания и определить идейно-тематическое со-держание.

• Ссылки на авторов и программы, которые использовались в подготовке.

Практические занятия по теории и истории русской литературы. – М.: Просвещение, 1978.

Программы педагогических вузов. Сборник № 3. – М.: Просвещение, 1984.
1.5 Объем дисциплины и виды учебной работы:


№ п/п

Шифр и наименование направления

Курс

Семестр

Виды учебной работы в часах

Вид итогового контроля (форма отчетности)

Трудоёмкость

Всего аудит.

ЛК

ПР/СМ

ЛБ

Сам.

работа




1.

050300 Филологическое образование

Профиль Русский язык и литература

3

5

165

90

54

36




75

Экзамен


1.6 Содержание дисциплины.

1.6.1 Разделы дисциплины и виды занятий (в часах). Примерное распределение учебного времени:


№ п/п

Наименование раздела, темы

Всего аудит.

ЛК

ПР/СМ

Сам. раб.

1.

Общая характеристика литературы первой трети 19 века. Связь литературной жизни с событиями войны 1812 года, движения декабризма и его поражением в 1825 году. Периодизация. Литературные объединения начала века. Деятельность «Беседы» и «Арзамаса». Характеристика романтизма как литературного направления

2

2







2.

Литературное творчество В.А. Жуковского

4

2

2




3.

Творческий путь К.Н. Батюшкова

2

2







4.

Литературное творчество декабристов. Поэзия, проза

2

2







5.

Творчество К.Ф. Рылеева

2

2







6.

Басенное творчество И.А. Крылова

4

2

2




7.

Жизнь и творчество А.С. Грибоедова. Статья В.Белинского «Горе от ума» сочинение А. Грибоедова. И.А. Гончаров о комедии Грибоедова

4

2

2




8.

Жизненный путь А.С. Пушкина. Основные мотивы лирики А.С. Пушкина

4

2

2




9.

Романтическая поэма, ее жанровые особенности, ее место в творчестве А.С. Пушкина. Трагедия «Борис Годунов» - свидетельство исторического мышления поэта

4

2

2




10-11.

История создания романа «Евгений Онегин». Жанровое своеобразие произведения. Сюжетно-композиционные особенности. Образы главных героев. Калейдоскопичность в изображении разных сторон и национальной жизни, и душевной жизни отдельных людей. 8-ая и 9-ая статья из цикла «Сочинения Александра Пушкина» В. Белинского

6

4

2




12-13.

Пушкинская проза. Цикл «Повестей Белкина» - предощущение литературы нового качества. Философское, социальное, литературное содержание цикла. «Капитанская дочка» - стремление к осмыслению объективных законов исторического развития

2

2







14.

Творческий путь М.Ю. Лермонтова. Основные мотивы лирики поэта. Основные поэмы и драмы Лермонтова – романтика. «Песня про купца Калашникова» - образец реалистической поэмы в творчестве Лермонтова. В.Белинский «Стихотворения Лермонтова»

4

2

2




15.

Проза М.Ю. Лермонтова («Вадим», «Княгиня Лиговская»). Идейно-тематическое богатство романа «Герой нашего времени». В.Белинский о романе «Герой нашего времени»

8

2

6




16.

Творческий путь Н.В. Гоголя. Проблема творческого метода в циклах «Вечера на хуторе близ Диканьки» и «Миргород». Петербургские повести как новый этап в творческом развитии писателя. В.Белинский о раннем творчестве Гоголя

4

4







16.

Комедия «Ревизор», ее социальное и субстанциальное содержание. Значение «Развязки «Ревизора» в понимании идейного содержания комедии. «Женитьба», «Игроки». Их место в творчестве Гоголя

2

2







17.

Петербургские повести как новый этап в творческом развитии писателя. В.Белинский о раннем творчестве Гоголя

2

2







18-19.

Замысел и воплощение: поэма «Мертвые души». Художественно-выразительные средства в обрисовке образов помещиков и чиновничества. Композиция первого тома поэмы. Образ Чичикова, история деградации человека

4

4







20.

Проблема второго тома «Мертвых душ». Идейное содержание сохранившихся глав второго тома. Место «Выбранных мест» в раскрытии авторского взгляда. В.Белинский о поэме. «Письмо к Гоголю»

2

2








1.6.2 Содержание разделов дисциплины.
Общая характери­стика литературы первой трети 19 века. Русская литература до середины 1810-х годов:

  • Литературные объединения начала века; романтизм как литературное направление.

  • В.А. Жуковский

  • К.Н. Батюшков

  • И.А. Крылов

Литература предде­кабристсткой поры (1815 – 1825):

  • Общая харак­-ка литера­туры декаб­ризма.

  • Проза декабристов. Поэзия.

  • К.Ф. Рылеев

  • А.С. Грибое­дов

  • А.С. Пушкин. Жизненный и творческий путь

  • Основные мо­тивы лирики

  • Поэмы, «Борис Годунов»

  • «Евгений Оне­гин»

  • пушкинская проза.

Литература последекабристского времени (1826 – начало 1840-х гг.):

  • Общая характеристика лит.процесса после поражения декабризма, развитие прозы.

  • М.Ю. Лермонтов:

  • основные мотивы лирики, поэмы, драмы

  • Проза, «Герой нашего времени»

Н.В. Гоголь:

  • Ранние циклы,

  • петербургские повести

  • Драматургия

  • «Мертвые души», «Выбранные места из переписки с друзьями»


1.6.3 Темы для самостоятельного изучения.




п/п

Наименование раздела дисциплины.

Тема

Форма

самостоятельной

работы

Кол- во

часов

Форма контроля

выполнения

самостоятельной работы



Русская литература до середины 1810-х годов

Работа с критическое литературой

Рефераты

10

Собеседование




Литература преддекабристской поры

Работа с критическое литературой

Рефераты

10

Собеседование



Литература последекабристского периода

Работа с критическое литературой

Рефераты

10

Собеседование



Н.В.ГОГОЛЬ. «РЕВИЗОР»

Работа с критическое литературой

Рефераты

8

Коллоквиум


1.7 Методические рекомендации по организации изучения дисциплины.

1.7.1 Тематика и планы аудиторной работы студентов по изученному материалу
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №1.
ЭЛЕГИЧЕСКИЙ РОМАНТИЗМ В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 19 в.

(НА ПРИМЕРАХ ЭЛЕГИЙ В.А.ЖУКОВСКОГО)
1. Тематика и основные мотивы элегий В.А.Жуковского.

1. «Теон и Эсхин» - программное произведение.

2. Тема природы и тема смерти в элегиях «Сельское кладбище», «Вечер», «Славянка».

3. Элегия Жуковского - размышление о жизни человека. Какие мотивы в связи с этим включают указанные элегии? Какие идейно-эстетические задачи выполняют зарисовки природы? Какое содержание несут картины осени и вечера? образы прошлого и воспоминания? Выделить эти образы в элегиях.
2. Особенности элегического стиля В.А.Жуковского:

1. Эмоционально-лирический принцип изображения природы («пейзаж души»).

2. Уныло-созерцательная, кроткая личность лирического героя, отражающаяся в лексическом и образном строе (преобладание светлых, мягких тонов; умиротворяющих образов; зыбкость, неопределенность их)- показать на примерах из элегий.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Б.П. Городецкий. Русские лирики. – Л., 1974. – С.38 – 68.

2. И.М.Семенко. Жизнь и поэзия Жуковского.- М.,

3. Г.А. Гуковский. Пушкин и русские романтики. – М., 1995. – С. 33 – 73.

4. Ю.В.Манн. Поэтика русского романтизма.- М., 1975; либо Ю.В. Манн. Динамика русского романтизма. – М., 1995.

5. Е.А. Маймин. О русском романтизме.- М., 1975 (глава о Жуковском).

6. Проблемы русского романтизма.- Ярославль, 1966 (из статьи М.М.Уманской)- С.3-7, 13-14.

7. Гинзбург Л.Я. О лирике.- Л., 1974 (глава «Школа гармонической точности»). В сокращенном виде идеи книги вошли: вступительная статья к книге «Поэты 1820-1830-х гг.» - Л., 1972.- т.1. (С.5-17).

8. Тынянов Ю.Н. Пушкин и его современники.- М., 1969.- С. 64-90-100.

9. Русский романтизм.- Л., 1978 (К.Н. Григорьян. Ультра-романтический род поэзии).

10. К истории русского романтизма.- М.,1973 (статья об элегии).

11. Б.М.Эйхенбаум. О поэзии.- Л., 1969 (гл. о Жуковском).

12. В.А. Жуковский и русская культура. – Л., 1987.
  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Литература XIX в для студентов, обучающихся по направлению подготовки 050300. 62 Филологическое образование, профиль Русский язык и литература iconЛитература для студентов, обучающихся по направлению подготовки 050300....
Методические рекомендации по изучению дисциплины сд(М). Ф. 8 Зарубежная литература для студентов, обучающихся по направлению подготовки...
Литература XIX в для студентов, обучающихся по направлению подготовки 050300. 62 Филологическое образование, профиль Русский язык и литература iconЛитература XIX в для студентов, обучающихся по направлению подготовки...
Согласовано принято утверждаю мо учителей Методическим Директор школы начальных классов советом школы И. Г,Ионова
Литература XIX в для студентов, обучающихся по направлению подготовки 050300. 62 Филологическое образование, профиль Русский язык и литература iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины сд(М). Ф. 10 Русская...
Методические рекомендации по изучению дисциплины сд(М). Ф. 10 Русская литература: Русская литература XX в для студентов, обучающихся...
Литература XIX в для студентов, обучающихся по направлению подготовки 050300. 62 Филологическое образование, профиль Русский язык и литература iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины дн(М). Р. 10 Выразительное...
Методические рекомендации по изучению дисциплины дн(М). Р. 10 Выразительное чтение для студентов, обучающихся по направлению подготовки...
Литература XIX в для студентов, обучающихся по направлению подготовки 050300. 62 Филологическое образование, профиль Русский язык и литература iconЛитература и театр для студентов, обучающихся по направлению подготовки...
Мобу «Красногвардейская средняя общеобразовательная школа имени Марченко А. А.» Бузулукского района, Оренбургской области
Литература XIX в для студентов, обучающихся по направлению подготовки 050300. 62 Филологическое образование, профиль Русский язык и литература iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Методические рекомендации по изучению дисциплины сд(М). Ф. 8 Зарубежная литература для студентов, обучающихся по направлению подготовки...
Литература XIX в для студентов, обучающихся по направлению подготовки 050300. 62 Филологическое образование, профиль Русский язык и литература iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины дн(М). Ф. 14 Филологический...
Методические рекомендации по изучению дисциплины дн(М). Ф. 14 Филологический анализ текста для студентов, обучающихся по направлению...
Литература XIX в для студентов, обучающихся по направлению подготовки 050300. 62 Филологическое образование, профиль Русский язык и литература iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Методические рекомендации по изучению дисциплины сд(М). Ф. 2 Современный русский язык: Словообразование. Морфология для студентов,...
Литература XIX в для студентов, обучающихся по направлению подготовки 050300. 62 Филологическое образование, профиль Русский язык и литература iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Методические рекомендации по изучению дисциплины сд(М). Ф. 3 Современный русский язык: Лексикология для студентов, обучающихся по...
Литература XIX в для студентов, обучающихся по направлению подготовки 050300. 62 Филологическое образование, профиль Русский язык и литература iconУчебно-методический комплекс дисциплины сд(М). Ф. 9 Русская литература:...
Автор программы: Пожидаева О. В., кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка, литературы и методики их преподавания...
Литература XIX в для студентов, обучающихся по направлению подготовки 050300. 62 Филологическое образование, профиль Русский язык и литература iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Методические рекомендации по изучению дисциплины дн(М). Р. 2 Психолингвистика для студентов, обучающихся по направлению подготовки...
Литература XIX в для студентов, обучающихся по направлению подготовки 050300. 62 Филологическое образование, профиль Русский язык и литература iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины дн(М). Р. 8 Развитие...
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №37
Литература XIX в для студентов, обучающихся по направлению подготовки 050300. 62 Филологическое образование, профиль Русский язык и литература iconУчебно-методический комплекс дисциплины направление подготовки: 050300....
Направление подготовки: 050300. 62 «Филологическое образование», профиль «Русский язык и литература» квалификация – бакалавр филологического...
Литература XIX в для студентов, обучающихся по направлению подготовки 050300. 62 Филологическое образование, профиль Русский язык и литература iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Методические рекомендации по изучению дисциплины дн(М). Ф. 7 Теория языка для студентов, обучающихся по направлению подготовки 050300....
Литература XIX в для студентов, обучающихся по направлению подготовки 050300. 62 Филологическое образование, профиль Русский язык и литература iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Методические рекомендации по изучению дисциплины дн(М). Р. 6 Литературное краеведение для студентов, обучающихся по направлению подготовки...
Литература XIX в для студентов, обучающихся по направлению подготовки 050300. 62 Филологическое образование, профиль Русский язык и литература iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Методические рекомендации по изучению дисциплины фтд. 6 Лингвометодические аспекты преподавания рки для студентов, обучающихся по...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск