Рассмотрено Согласовано Утверждено
Руководитель МО Зам. директора по УВР Директор МБОУ«Лесхозская СОШ»
______/Л.И.Нигаметзянова/ ______/Г.Р.Шигабиева/ ______/З.М.Давлетбаев/
ФИО ФИО ФИО
Протокол №__1____ от «___27_»__08 2012_г. Приказ №____146___ от
«___23_»_08_____2012г. «__27_»_08 _2012 г.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Лесхозская средняя общеобразовательная школа»
Арского муниципального района Республики Татарстан
Рабочая программа по русскому языку, 9 класс
учителя первой квалификационной категории
Нигаметзяновой Лайсан Ильгизовны
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол № __1__________
от «_21___»08__20_12 г.
2012 – 2013 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе Государственного стандарта общего образования (2004), Примерной программы основного образования по русскому языку и программы по русскому языку к учебникам для 5-9 кл. (М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Н. М. Шанский. - М.: Просвещение, 2006). учебника: Русский язык: Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений С.Г.Бархударов, С.Е.Крючков - М: Просвещение,2005 Данная рабочая программа по русскому языку для 9 класса составлена на основании следующих документов:
- Закона РФ и РТ «Об образовании»,
-Закона Российской Федерации «О языках народов Российской Федерации»№126-ФЗ от 24.07.1998г.
- Федерального компонента государственного стандарта основного общего и среднего (полного) общего образования
( утвержден Приказом Минобрнауки РФ от 17 декабря 2010года № 1897, зарегистрирован в Минюсте России 1 февраля 2011г., регистрационный номер 19644 ( с действующими изменениями ),
- Приказа МО и науки РФ от 1 февраля 2012 №74 «О внесении изменений в базисный учебный план и примерные планы для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования»,
-Приказа МО и науки РТ от 9 июля 2012 года №4154\12 « Об утверждении базисного и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений РТ, реализующих программу общего и основного общего образования»,
-СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010г.№189,зарегистрированным в Минюсте России 3 марта 2011 года, регист. номер 19993),
-федеральных перечней учебников, рекомендованных и допущенных к использованию в образовательном процессе в
образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию,
- Учебного плана МБОУ «Лесхозская СОШ» Арского муниципального района Республики Татарстан на 2012 – 2013 учебный год (утвержденного решением педагогического совета (Протокол №1 от 23 августа 2012 года)
Программа раскрывает содержание федерального компонента основного общего образования средствами учебного предмета с целью изучения русского языка. Количество часов: 68; 2 часа в неделю.
При реализации рабочей программы по русскому языку ставятся следующие цели обучения:
воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;
совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования;
освоение знаний о русском языке об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;
формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности; умений работать с текстом.
В соответствии с этим в курсе 9 класса формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции. Поэтому при реализации рабочей программы по русскому языку ставятся следующие задачи:
формирование у обучающихся научно-лингвистического мировоззрения;
вооружение их основными представлениями о прекрасном в языке и речи.
Коммуникативная компетенция языка реализуется в процессе решения следующих практических задач:
формирование прочных прочных орфографических и пунктуационных знаний и навыков (в пределах программных требований);
овладение нормами русского литературного языка и обогащение словарного запаса и грамматического строя русской речи;
обучение школьников умению связно излагать свои мысли в устной и письменной речи.
Лингвистическая компетенция – это знания обучающихся о смой науке «Русский язык», ее разделах, целях научного изучения языка, элементарные сведения о ее методах, об этапах развития, о выдающихся ученых, сделавших открытия в изучении родного языка.
Общепредметными задачами являются:
воспитание обучающихся средствами данного предмета;
развитие логического мышления школьников;
формирование общеучебных навыков: работа с книгой, со справочной литературой, совершенствование навыков чтения и письма.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА Класс 9
Учитель Нигаметзянова Лайсан Ильгизовна
Количество часов:
всего 68 часов; в неделю 2 часа
Плановых контрольных уроков 4, уроков развития речи 14 Международное значение русского языка
Повторение пройденного в 5 - 8 классах
Фонетика, графика, орфография
Лексика, фразеология, орфография
Состав слова и словообразование. Орфография
Морфология. Орфография
Словосочетание. Простое предложение
Союзные сложные предложения
Сложносочиненные предложения
Основные группы сложносочиненных предложений по значению и союзам. Знаки препинания в сложносочинённом предложении
Развитие речи. Способы сжатого изложения текста
Сложноподчиненные предложения
Строение сложноподчиненного предложения. Подчинительные союзы и союзные слова. Строение СПП. Схемы СПП. СПП в речи
Развитие речи. Рецензия
Развитие речи. Изложение с элементами сочинения
Основные группы СПП по их значению. Сложноподчинённое предложение с придаточным определительным. Сложноподчинённое предложение с придаточным определительным и местоименно-определительным. Сложноподчинённое предложение с придаточным изъяснительным. Сложноподчинённое предложение с придаточным обстоятельственным. Сложноподчинённое предложение с придаточным степени и образа действия. Сложноподчинённое предложение с придаточными места. Сложноподчинённое предложение с придаточными времени. Сложноподчинённое предложение с придаточными условными. Сложноподчинённое предложение с придаточными причины
Развитие речи. Изложение
Сложноподчинённые предложения с придаточными цели. Сложноподчинённые предложения с придаточными сравнительными. Сложноподчинённые предложения с придаточными уступительными. Сложноподчинённые предложения с придаточными следствия и придаточными присоединительными
Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными
Бессоюзные сложные предложения
Строение бессоюзных сложных предложений. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении. Тире в бессоюзном сложном предложении
Развитие речи. Деловые бумаги. Применение официально-делового стиля на практике
Сложные предложения с разными видами связи
Развитие речи. Сочинение на лингвистическую тему
Развитие речи. Реферат
Общие сведения о языке
Понятие о языке. Работа со словарём. Роль языка в жизни общества. Язык как исторически развивающееся явление. Русский литературный язык и его стили.
Повторение Фонетика. Графика. Орфография.
Лексика, фразеология, орфография
Состав слова и словосочетание. Орфография
Морфология. Именные части речи. Орфография
Морфология. Глагол. Орфография
Морфология. Наречие. Орфография
Морфология. Предлог, союз, частица. Орфография
Развитие речи. Сочинение на лингвистическую тему
Синтаксис. Словосочетание. Простое предложение. Пунктуация
Синтаксис. Простое и сложное предложение. Пунктуация
Текст. Стили речи. Типы речи
Употребление знаков препинания Развитие речи. Сжатое изложение
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
В результате изучения русского языка ученик должен
знать/понимать • роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения;
• смысл понятий: речь устная и письменная; монолог, диалог; сфера и ситуация речевого общения;
• основные признаки разговорной речи, научного, публицистического, официально-делового стилей, языка художественной литературы;
• особенности основных жанров научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи;
• признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения);
• основные единицы языка, их признаки;
• основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные); нормы речевого этикета;
Уметь • различать разговорную речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы;
• определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи; анализировать структуру и языковые особенности текста;
• опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;
• объяснять с помощью словаря значение слов с национально-культурным компонентом;
аудирование и чтение• адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (цель, тему текста, основную, дополнительную, явную и скрытую информацию);
• читать тексты разных стилей и жанров; владеть разными видами чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое);
• извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации; свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой;
говорение и письмо• воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение, конспект);
• создавать тексты различных стилей и жанров (отзыв, аннотация, реферат, выступление, письмо, расписка, заявление);
• осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения;
• владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями, установление и регулирование межличностных отношений);
• свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
• соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
• соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;
• соблюдать нормы русского речевого этикета; уместно использовать паралингвистические (внеязыковые) средства общения; • осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения её правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: • осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности; значения родного языка в жизни человека и общества; • развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, сохранения чистоты русского языка как явления культуры; • удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения; • увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств; развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью; • использования родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам и продолжения образования.
Литература, средства обучения, электронные ресурсы
Русский язык: учеб. для 9 кл. общеобразоват. учреждений / (С.Г. Бархударов, С.Е. Крючков, Л.Ю. Максимов и др.) – М.: Просвещение, 2006
Богданова Г.А. Уроки русского языка в 9 классе: Кн. для учителя. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2000
Егорова Н.В. Поурочные разработки по русскому языку: 9 класс. – М.: ВАКО, 2006
Деловое письмо Г. Х. Ахбарова. Т. О. Скиргайло. – М.: Просвещение, 2005. – (Библиотека учителя русского языка).5
.Сенина Н.А. «Русский язык. 9 класс. Подготовка к ГИА»/ Издательство «Легион», Ростов-на-Дону, 2010г.
6. Тесты по русскому языку: 9 класс: к учебнику Л.А. Тростенцовой и др. «Русский язык: учеб. для 9 кл. общеобразоват. учреждений» / В.П. Сычёва. – М.: Издательство «Экзамен», 2007.
7. ГИА 2011. Русский язык: Сборник заданий: 9 класс/ С.И. Львова. – М.:Эксмо, 2010.
№
| Тема урока
| Дата проведения
| Примечание
| План
| Факт
| РАЗДЕЛ 1. МЕЖДУНАРОДНОЕ ЗНАЧЕНИЕ РУССКОГО ЯЗЫКА (1 час)
| 1.
| Русский речевой этикет. Культура межнационального общения.
| 4.09
|
|
| РАЗДЕЛ 2. ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В 5 – 8 КЛАССАХ (8 часов)
| 2.
| Основные орфоэпические нормы русского литературного языка. Связь фонетики с графикой и орфографией.
| 5.09
|
|
| 3.
| Лексика и фразеология. Основные лексические нормы современного русского литературного языка.
| 11.09
|
|
| 4.
| Морфемика и словообразование.
| 12.09
|
|
| 5.
| Морфология. Основные морфологические нормы русского литературного языка.
| 18.09
|
|
| 6.
| Основные виды информационной переработки текста:
- план
- конспект
- аннотация
| 19.09
|
|
| 7.
| Основные синтаксические нормы современного русского литературного языка.
| 25.09
|
|
| 8.
| Р.р. Сочинение по картине Ф. Рокотова «Портрет А.П. Струйской».
| 26.09
|
|
| 9.
| Контрольный диктант с грамматическим заданием по разделу «Повторение».
| 2.10
|
|
| РАЗДЕЛ 3. СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ (49 часов)
| 10.
| Сложное предложение. Понятие о сложном предложении. Сложное предложение как единица синтаксиса.
| 3.10
|
|
| 11.
| Основные виды сложных предложений
| 9.10
|
|
| 12-
| Р.р. Способы сжатого изложения содержания текста.
| 10.10
|
|
|
13.
| Р.Р. Способы сжатого содержания текста. Конспект.
|
16.10
|
|
| 14.
| Сложносочинённые предложения. Смысловые отношения в сложносочинённых предложениях.
| 17.10
|
|
| 15.
| Средства связи частей сложносочинённого предложения, основные группы ССП по значению и союзам.
| 23.10
|
|
| 16.
| Смысловые отношения между частями ССП и способы их выражения.
| 24.10
|
|
| 17.
| Знаки препинания в ССП с общим второстепенным членом
| 30.10
|
|
| 18.
| Административная контрольная работа по теме «ССП»
|
31.10
|
|
|
19.
|
Создание текстов разных стилей и жанров.
| 13.11
|
|
| 20.
| Синтаксический и пунктуационный разбор сложносочинённого предложения. Знаки препинания в ССП.
| 14.11
|
|
| 21.
| Контрольная работа по теме «Знаки препинания в ССП».
| 20.11
|
|
| 22.
| Сложноподчинённые предложения. Строение СПП. Знаки препинания в СПП.
| 21.11
|
|
| 23.
| Союзы и союзные слова в СПП.
| 27.11
|
|
| 24.
| Основные группы СПП. СПП с придаточными определительными.
| 28.11
|
|
| 25.
| СПП с придаточными изъяснительными.
| 4.12
|
|
| 26.
| СПП с придаточными обстоятельственными. Придаточные предложения образа действия и степени.
| 5.12
|
|
| 27.
| СПП с придаточными места и времени.
| 11.12
|
|
| 28-
| Р.р. Подготовка к сочинению-рассуждение о природе родного края.
| 12.12
|
|
|
29.
| Р.р. Написание сочинения-рассуждения о природе родного края
|
17.12
|
|
| 30.
| СПП с придаточными условия и причины.
| 18.12
|
|
| 31.
| СПП с придаточными цели.
| 25.12
|
|
| 32.
| СПП с придаточными сравнительными.
| 26.12
|
|
| 33.
| СПП с придаточными уступительными, следствия.
| 27.12
|
|
| 34.
| СПП с придаточными присоединительными.
| 16.01
|
|
| 35.
| Систематизация и обобщение изученного по теме «Сложноподчинённые предложения».
| 22.01
|
|
| 36.
| Контрольная работа по теме «СПП».
| 23.01
|
|
| 37.
| СПП с несколькими придаточными. Знаки препинания в них.
| 29.01
|
|
| 38.
| СПП с несколькими придаточными. Знаки препинания в них.
| 1.02
|
|
| 39-
| Р.р. Подготовка к изложению с элементами сочинения-рассуждения.
| 5.02
|
|
|
40.
| Р.р. Написание изложения с элементами сочинения-рассуждения.
|
6.02
|
|
| 41.
| Бессоюзные сложные предложения. Общее понятие о БСП, его особенности. Интонация в БСП.
| 12.02
|
|
| 42.
| БСП со значением перечисления. Запятая и точка с запятой в БСП.
| 13.02
|
|
| 43.
| Р.р. Сопоставительная характеристика двух портретов А.С. Пушкина
| 19.02
|
|
| 44.
| БСП со значением причины, пояснения, дополнения. Двоеточие в БСП.
| 20.02
|
|
| 45.
| БСП со значением противопоставления, времени, условия и следствия. Тире в БСП.
| 21.02
|
|
| 46.
| Основные жанры официально – делового стиля (расписка, доверенность, заявление, резюме)
| 26.02
|
|
| 47.
| Систематизация и обобщение изученного по теме «БСП».
| 27.02
|
|
| 48.
| Контрольная работа по теме «БСП».
| 5.03
|
|
| 49.
| Р.р. Описание портрета Н.В. Кочубей с использованием текста упр.238.
| 6.03
|
|
| 50.
| Сложные предложения с различными видами связи.
| 12.03
|
|
| 51.
| Знаки препинания в сложных предложениях с различными видами связи.
| 13.03
|
|
| 52.
| Основные жанры научного стиля. Реферат.
| 18.03
|
|
| 53.
| Синтаксический и пунктуационный разбор сложного предложения с различными видами связи.
| 18.03
|
|
| 54-
| Р.р. Подготовка к изложению с элементами сочинения-рассуждения.
| 19.03
|
|
|
55.
| Р.р. Написание изложения с элементами сочинения-рассуждения.
|
2.04
|
|
| 56.
| Применение знаний и умений по синтаксису в практике правописания.
| 3.04
|
|
| 57.
| Контрольная работа по теме «Сложное предложение».
| 9.04
|
|
| 58.
| Авторские знаки препинания.
| 10.04
|
|
| РАЗДЕЛ 4. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ЯЗЫКЕ (4 часа)
| 59.
| Русский язык. Русская художественная литература.
| 16.04
|
|
| 60.
| Понятие о русском литературном языке и его нормах.
| 17.04
|
|
| 61
| Административная контрольная работа
| 23.04
|
|
| 62.
| Р.р. Контрольное сочинение о выборе профессии.
|
24.04
|
|
| РАЗДЕЛ 5. СИСТЕМАТИЗАЦИЯ И ОБОБЩЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В 5 – 9 КЛАССАХ (8 часов)
| 63.
| Соблюдение основных орфографических норм.
| 30.04
|
|
| 64.
| Лексика. Фразеология.
| 7.05.
|
|
| 65.
| Морфемика. Словообразование.
| 8.05
|
|
| 66.
| Морфология и орфография.
| 14.05
|
|
| 67.
| Сочетание знаков препинания.
| 15.05
|
|
| 68.
| Резервные уроки
| 21.05
|
|
| |