Протокол №8 От «12»





НазваниеПротокол №8 От «12»
страница1/4
Дата публикации21.10.2013
Размер0.74 Mb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Литература > Документы
  1   2   3   4


Министерство образования и науки Российской Федерации

ФГБОУ высшего профессионального образования

Российский государственный торгово-экономический университет

(РГТЭУ)


Кафедра ________РУССКОГО ЯЗЫКА И РЕЧЕВОЙ КОММУНИКАЦИИ____________

Одобрено УМС факультета ___МЭиТ____
Протокол №__от «___»___________20__г.
Председатель _________________________


Рабочая программа
Наименование дисциплины ___РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ____

___________________________________________________________________________
Рекомендуется для направления подготовки

030200 - ПОЛИТОЛОГИЯ

Квалификации (степени) выпускника ___БАКАЛАВР________________




Согласовано:
Учебно-методическое управление

РГТЭУ
«____» ________________20__г.
____________________________



Рекомендовано кафедрой:
Протокол № _8_

От «_12» ___апреля______________2011г.
Зав.кафедрой _____Петрова А.Г.________

(ФИО)


Форма обучения ___ОЧНАЯ___
Москва 2011г.

Содержание

стр.


  1. Цели и задачи дисциплины. 3

  2. Место дисциплины в структуре ООП. 3

  3. Требования к результатам освоения дисциплины. 4

  4. Объем дисциплины и виды учебной работы. 5

  5. Содержание дисциплины. 6

    1. .Содержание разделов и тем дисциплины. 6

    2. .Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами. 11

    3. . Разделы (модули) и темы дисциплин и виды занятий. 11

  6. Перечень семинарских, практических занятий и лабораторных работ. 13

  7. Примерная тематика курсовых проектов (работ) 12

  8. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины: 15

а) федеральные законы и нормативные документы (при наличии);

б) основная литература;

в) дополнительная литература;

г) программное обеспечение;

д) базы данных, поисково-справочные и информационные системы

9. Материально-техническое обеспечение дисциплины. 16

10. Образовательные технологии. 16

11. Оценочные средства. (ОС). 17
1. Цели и задачи дисциплины:

Цель изучения дисциплины – усвоение студентами понятия языка как важнейшего общественно-коммуникативное средства, имеющего свои законы, правила и нормы; приобретение устойчивых навыков, которые должен иметь будущий специалист для успешной коммуникации в различных сферах; формирование коммуникативной компетенции, что предполагает умение оптимально использовать средства языка при устном и письменном общении в деловой, коммерческой, научной, социально-государственной и бытовой сферах.

Преподавание дисциплины призвано решить следующие задачи:

– создать у обучающихся целостное представление о системе родного языка;

– познакомить студентов с научно-теоретическими основами знаний о культуре речи;

– сформировать коммуникативно-речевые умения и навыки, необходимые прежде всего для профессиональной деятельности;

– сформировать осознанное отношение к своей речи, способствуя личностной потребности в ее совершенствовании.

2. Место дисциплины в структуре ООП:

Дисциплина «Русский язык и культура речи» относится к курсам по выбору студента гуманитарного, социального и экономического цикла (Б.В.1.07) балакавриата по направлению 030200 – политология и преподается во втором семестре.

Дисциплина «Русский язык и культура речи» базируется на знаниях, полученных студентами по курсу «Русский язык» в объеме программы средней школы.

Необходимыми требованиями к «входным» знаниям, умениям и компетенциям студента при освоении данной дисциплины и приобретенным в результате освоения предшествующих дисциплин являются:

- представление о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;

- способность к речевому взаимодействию и социальной адаптации;

- умение опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать языковые явления и факты с учетом их различных интерпретаций; оценивать языковые явления и факты с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения; разграничивать варианты норм и речевые нарушения;

- овладение орфографической и пунктуационной грамотностью;

- применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике.
Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия для реализации надпредметной функции, которую дисциплина «Русский язык и культура речи» выполняет в системе высшего профессионального образования. В процессе обучения студенты осознают язык как форму выражения национальной культуры, получают возможность совершенствовать знания о закономерностях системы языка и ее функционирования, формируя на этой основе устойчивые умения и навыки нормативного, уместного и этичного использования языковых средств в разнообразных ситуациях и сферах общения.
3. Требования к результатам освоения дисциплины:

    Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

- владением культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-1);

- умением логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-2).
В результате изучения дисциплины студент должен:

знать:

– нормы современного русского литературного языка и фиксировать их нарушения;

– нормы научной письменной речи;

– правила построения и языкового оформления учебно-научных текстов (доклад, реферат, курсовая, дипломная работа);

– правила библиографического описания;

– нормы официально-деловой письменной речи;

– правила составления основных официально-деловых документов;

– основы публичной речи, правила подготовки и проведения публичного выступления;

– правила речевого этикета, принятого в обществе;

– основы делового общения, способствующие развитию общей культуры и социализации личности;

– грамматику и орфографию русского языка.

уметь:

– оценивать языковые явления и факты с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения;

– разграничивать варианты норм и речевые нарушения;

– различать стили речи и самостоятельно порождать стилистически мотивированный текст;

– работать с нормативными словарями и справочниками русского языка;

– составлять письменные тексты вторичных жанров: план, конспект, тезисы, аннотацию, реферат;

– составлять документы, относящиеся к будущей профессиональной деятельности, личные деловые документы (заявление, расписку, доверенность, автобиографию, резюме, характеристику), частные деловые письма;

– подготовить и проводить публичное выступление, беседу, дискуссию, обмениваться информацией, давать оценку, выступать с предложениями, замечаниями;

– аналитически читать и грамотно писать.
владеть:

– всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи;

– умением осознавать собственные коммуникативные намерения и строить в соответствии с этим эффективную коммуникацию;

– способами трансформации несловесного материала в словесный, а также различным возможностям перехода от одного типа словесного материала к другому (например, от плана к связному тексту);

– навыками оформления и редактирования делового и научного документа с использованием современных информационных технологий;

– навыками осознанного чтения;

– культурой мышления, зная его общие законы, в письменной и устной речи правильно (логично) оформить его результаты.
4. Объем дисциплины и виды учебной работы


Вид учебной работы


Всего часов / зачетных единиц

Семестры

1

2

3

4

Аудиторные занятия (всего)

36

-

36

-

-

В том числе:

-

-

-

-

-

Лекции

14




14







Практические занятия (ПЗ)

22




22







Семинары (С)
















Лабораторные работы (ЛР)
















Самостоятельная работа (всего)

36

-

36

-

-

В том числе:

-

-

-

-

-

Курсовой проект (работа)
















Реферат

10




10







Другие виды самостоятельной работы

Работа с основной и дополнительной учебной литературой

Аннотирование книг, статей

Выполнение заданий поисково-исследовательского и творческого характера

Подготовка к зачету

26

6

6

10
4




26

6

6

10
4







Вид промежуточной аттестации

зачет













Общая трудоемкость часы

зачетные единицы

72

-

72

-

-

2




2








5. Содержание дисциплины

5.1. Содержание разделов дисциплины

Раздел I. Языковая норма, ее роль в становлении и функционировании литературного языка

Тема 1. Культура речи и языковая норма. Нормы современного русского языка.

Цели, задачи и предмет дисциплины. Основные понятия: язык, речь, речевая деятельность, культура речи, культура профессионального общения.

Язык как знаковая система передачи информации. Основные функции языка. Язык и речь. Виды речевой деятельности. Устная и письменная формы речи, диалогическая и монологическая речь. Нормативный, коммуникативный, этический аспекты культуры речи.

Русский язык как способ существования русского национального мышления и русской культуры. Связь языка с историей и культурой народа.

Современный русский язык, тенденции в его развитии, проблема его экологии. Взаимоотношение литературного языка и нелитературных форм: просторечия, диалектизмов, жаргонизмов. Функционально-стилевая дифференциация литературного языка. Устная и письменная разновидности литературного языка. Особенности функционирования устной и письменной разновидностей русского языка. Взаимовлияние устной и письменной форм речи.

«Русский язык и культура речи» как научная дисциплина, в центре которой языковая норма. Роль языковой нормы в становлении и функционировании литературного языка. Коммуникативная целесообразность нормы. Основные средства кодификации языковых факторов. Словари и справочники как универсальные пособия по культуре речи. Типы словарей и справочников, принципы работы с ними.

Изучение темы направлено на формирование ОК-2.

Тема 2. Орфоэпическая норма. Нормы ударения.

“Старшая” и “младшая” нормы произношения. Стили произношения.

Орфоэпические нормы русского языка. Нормы произношения гласных звуков. Произношение согласных звуков. Произношение слов иноязычного происхождения.

Нормы русской акцентологии. Основные тенденции русского ударения. Нормы ударения в грамматических формах имен существительных и глаголов. Произношение форм кратких прилагательных и причастий.

Отражение орфоэпических норм в словарях и справочниках.

Изучение темы направлено на формирование ОК-2.

Тема 3. Грамматическая норма (морфологическая, синтаксическая)

Единицы морфологического уровня и морфологические нормы языка. Употребление имен существительных, имеющих колебания в роде, числе, падеже. Род несклоняемых существительных. Определение рода аббревиатур. Склонение собственных имен и фамилий.

Особенности употребления прилагательных: употребление степеней сравнения, полных и кратких форм.

Формы склонения числительных. Особенности употребления количественных, порядковых и собирательных числительных.

Местоимение в культуре речи. Специфика склонения местоимений.

Трудные случаи образования и употребления некоторых глагольных форм.

Отражение морфологических норм в словарях различного типа.

Особенности синтаксических норм. Трудные случаи именного и глагольного управления. Особенности согласования при подлежащем количественно-именном словосочетании.

Порядок слов в предложении. Закономерности использования однородных членов предложения.

Семантико-структурные особенности употребления причастных и деепричастных оборотов. Характерные ошибки при построении деепричастного оборота и их преодоление.

Сложное предложение. Параллельные конструкции. Типичные нарушения в построении сложного предложения.

Изучение темы направлено на формирование ОК-2.
Тема 4. Орфографическая и пунктуационная нормы.

Становление норм орфографии и пунктуации современного русского языка.

Русское правописание как система общепринятых норм письменной речи. Принципы русской орфографии (морфологический, фонетический, традиционный).

Принципы русской пунктуации. Знаки препинания, их функции. Вариативность постановки знаков препинания.

Основные направления совершенствования навыков грамотного письма и говорения.

Справочники по орфографии и пунктуации.

Изучение темы направлено на формирование ОК-2.
Тема 5. Лексическая норма и коммуникативные качества речи (точность, логичность, чистота, выразительность).

Речевые ошибки, вызванные нарушением критериев лексической нормы, и способы их устранения.

Употребление слова в несвойственном ему значении. Нарушение лексической сочетаемости. Употребление многозначных слов. Употребление омонимов, паронимов, синонимов.

Использование заимствованных слов.

Использование фразеологических средств в письменной и устной речи.

Лексическая норма и качества речи: ясность, коммуникативная точность, полнота и краткость, необходимое разнообразие.

Словарная статья толкового словаря (анализ и структурирование). Словари омонимов, паронимов, синонимов, фразеологические словари.

Изучение темы направлено на формирование ОК-2.
Тема 6. Стилистическая норма

Стилистические нормы как нормы выбора языковых средств в соответствии с требованиями стиля речи и жанра. Понятие стилистической окраски слова. Экспрессивно-стилистическая и функционально-стилистическая характеристика слов и словосочетаний.

Стилистические пометы в словарях.

Изучение темы направлено на формирование ОК-2.

Раздел II. Функциональные стили современного русского языка

Тема 7. Функциональные стили современного русского литературного языка и их взаимодействие.

Система функциональных стилей современного русского языка. Официально-деловой, научный, публицистический, литературно-художественный, разговорно-обиходный. Взаимодействие функциональных стилей.

Разговорная речь. Разграничение разговорности и просторечия. Разговорная речь в системе функциональных разновидностей русского литературного языка. Условия функционирования разговорной речи, роль внеязыковых факторов.

Изучение темы направлено на формирование ОК-1, ОК-2.
Тема 8 . Официально-деловой стиль

Понятие, сфера функционирования, жанровое разнообразие. Общая характеристика и языковые особенности. Функции официально-делового стиля, его характерные особенности.

Языковые черты официально-делового стиля: лексические особенности, особенности словообразования, морфологии и синтаксиса. Языковые и текстовые нормы делового стиля.

Общие правила составления и оформления деловых документов. Приемы унификации языка служебных документов. Интернациональные свойства русской официально-деловой письменной речи.

Понятие делового документа и его композиционно-языковые особенности. Требования к составлению и оформлению документов. Языковые формулы официальных документов. Приемы унификации языка деловых документов. Язык и стиль распорядительных, инструктивно-методических документов, коммерческой корреспонденции.

Классификация документов по характеру (служебные, частные) и по назначению (организационно-распорядительные, информационно-справочные).

Создание частных деловых документов (заявление, доверенность, расписка, объяснительная, характеристика, автобиография, резюме).

Деловая переписка. Виды писем. Композиция и правила оформления делового письма. Логика изложения. Языковые формулы делового письма. Речевой этикет делового письма.

Язык и стиль деловой беседы.

Реклама в деловой речи.

Изучение темы направлено на формирование ОК-1, ОК-2.
Тема 9. Научный стиль

Понятие, сфера функционирования. Общая характеристика и языковые особенности научного стиля. Научный стиль и его подстили (академический, учебно-научный, научно-популярный, научно-информативный, справочный). Подъязыки и жанры научной речи.

Функции научного стиля, его характерные особенности. Устная и письменная форма научной речи.

Лингвистические особенности научной речи. Лексика научной речи. Понятие термина, общенаучная и специализированная терминология.

Особенности морфологического строя и синтаксиса научной речи.

Языковые средства и речевые нормы научных работ разных жанров. Специфика использования элементов различных языковых уровней в научной речи. Речевые нормы учебной и научной  сфер деятельности.

Первичные и вторичные жанры научной речи. Текст как единица общения. Функционально-смысловые типы научной речи: описание (характеристика), рассуждение, повествование.

Структурно-смысловая организация текстов различных типов. Логическая схема и композиция научного текста. Абзац как структурная единица письменного текста. Понятие ключевых слов, смысловых рядов, доминанты текста. Средства связи частей текста.

Способы трансформации научного текста. Конспект, тезисы, аннотация, реферат как вторичные жанры научной речи; их структурные особенности, приемы создания.

Правила создания и оформления учебно-научного текста. Доклад, реферат, курсовая, дипломная работа как учебно-научные жанры. Их обязательные структурно-композиционные элементы.

Схема построения вводной, основной и заключительной частей учебно-научной работы. Оформление цитат, ссылок. Справочно-библиографический аппарат научного произведения.

Изучение темы направлено на формирование ОК-1, ОК-2.
Тема 10. Публицистический стиль

Понятие, сфера функционирования.

Отбор языковых средств в публицистическом стиле.

Публицистический стиль в его устной и письменной разновидности. Жанровая дифференциация и отбор языковых средств в публицистическом стиле. Особенность устной публичной речи, ее риторические приёмы и принципы построения. Средства структурирования текста.

Культура полемической речи. Дискуссия как управляемый спор. Культура выражения несогласия.

Взаимодействие научного и официально-делового стиля с общественно-публицистическим.

Изучение темы направлено на формирование ОК-1, ОК-2.
Раздел III Речевая деятельность и речевое взаимодействие

Тема 11.   Коммуникативные качества речи

Роль языка и речи в общении. Культура речи как необходимое условие эффективного общения. Нормы русского литературного языка. Норма как социальное явление. Речь правильная и речь хорошая.

Коммуникативные качества речи как система, обеспечивающая целесообразное применение языка в целях общения.

Правильность и чистота речи.

Богатство и точность речи. Виды точности (фактическая, предметная, понятийная, образная). Виды речевых и коммуникативных ошибок, связанных с нарушением точности речи, причины их появления.

Выразительность речи. Типы выразительности (содержательная, структурная, интонационная, эмоциональная и др.), формы их проявления.

Проявление выразительности в текстах различных жанров и стилей. Условия и средства создания выразительности.

Специфика проявления выразительности в профессиональной учебно-научной речи.

Логичность речи. Специфика проявления логики в речи. Риторическая логика.

Типичные логические ошибки и пути их устранения.

Взаимодействие и взаимовлияние коммуникативных качеств речи в процессе общения.

Изучение темы направлено на формирование ОК-1, ОК-2.
Тема 12. Условия эффективности публичной речи

Речевая деятельность. Понятие, структура, виды. Слушание как наиболее сложный вид речевой деятельности. Уровни слушания. Говорение. Принципы речевого поведения. Активное чтение. Жанр и композиция текста.

Риторика, ее основные понятия. Оратор и его аудитория. Способы привлечения внимания. Доказательства и опровержения. Основные виды аргументов.

Подготовка речи: выбор темы, цель речи, поиск материала, начало, развертывание и завершение речи. Основные приемы поиска материала и виды вспомогательных материалов. Словесное оформление публичного выступления. Понятность, информативность и выразительность публичной речи.

Изучение темы направлено на формирование ОК-1, ОК-2.
Тема 13. Диспут. Дискуссия. Спор. Основные стратегии, тактики и приемы

Взаимодействие аргументирующих (аргументативных) высказываний в процессе обмена мнениями при обсуждении спорных, проблемных вопросов.

Спор, дискуссия, полемика, прения, обсуждение, дебаты, диспут. Общее и различное в этих формах общения.

Дискуссия как разновидность полемического общения, в процессе которого сталкиваются различные (противоположные) точки зрения.

Цели дискуссии. Типы дискуссии в зависимости от целевой установки: императивный, конфронтационный, информационный.

Типы дискуссии в зависимости от их конечного результата: результативные; “ничейные”; неопределенные.

Требования к формулировке темы дискуссии (наличие в ней проблемного, спорного момента – наличие предмета спора; актуальность темы для данного состава участников дискуссии; яркость, “публицистичность” формулировки темы и др.).

Культура дискуссии, требования к поведению полемистов.

Умение выделить предмет спора и “не потерять” его в процессе дискуссии.

Определенность позиций и взглядов участников дискуссии как необходимое условие её эффективности. Умение правильно оперировать понятиями и терминами.

Уважительное отношение к оппоненту как необходимое условие успешной дискуссии.

Владение искусством аргументации.

Умение пользоваться полемическими приемами, такими как опровержение; критика доводов оппонента; сведение тезиса или аругмента к абсурду; атака вопросами и др. Юмор, ирония, сарказм как полемические приемы.

Умение отвечать на вопросы. Виды вопросов и ответов.

Нечестные приемы в поведении полемистов. Позволительные и непозволительные уловки в споре.

Взаимодействие монолога и диалога в дискуссионной речи.

Изучение темы направлено на формирование ОК-1, ОК-2.

Тема 14. Речевой этикет

Повседневная речевая практика и норма в речевом этикете. Речевой этикет и речевая ситуация. Понятие. Специализированные единицы речевого этикета в системе языка. Этикетные требования к интонационному оформлению высказывания. Особенности русского речевого этикета. Речевой этикет устной деловой речи. Речевой этикет в исторической и этнокультурной перспективе.

Изучение темы направлено на формирование ОК-1, ОК-2.
5.2 Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами

Дисциплина «Русский язык и культура речи» выполняет в системе высшего профессионального образования надпредметную функцию, поскольку знания, умения и навыки, приобретенные в рамках изучения данной дисциплины, активно используются во всем дальнейшем образовательном процессе.
5.3. Разделы (модули) и темы дисциплин и виды занятий

№ п/п

Наименование раздела дисциплины

Лекц.

Практ.

зан.

Лаб.

зан.

Семин.

СРС

Все-го

1.

Языковая норма, ее роль в становлении и функционировании литературного языка

6

8

-

-

10

24

2.

Функциональные стили современного русского языка

4

8

-

-

12

24

3.

Речевая деятельность и речевое взаимодействие

4

6

-

-

14

24




Всего

14

22

-

-

36

72


6. Перечень семинарских, практических занятий или лабораторных работ

№ п/п

№ раздела (модуля) и темы дисциплины

Наименование семинаров, практических и лабораторных работ

Трудо-емкость

(часы)

Оценоч-ные средст-ва

Форми-руемые компе-тенции

1

2

3

4

5

6

1.

Раздел I

Тема 2

Орфоэпические и акцентологические нормы русского языка.

2

Вводное тестирование

ОК-2


2.

Раздел I

Тема3

Морфологические нормы. Образование и употребление форм имен существительных и прилагательных. Морфологические нормы. Трудные случаи образования форм глагола. Употребление форм личных местоимений.

Синтаксические нормы. Возможные ошибки на синтаксическом уровне, их классификация, причины

2

Выполнение тестовых заданий Исправление морфологических ошибок в тексте

ОК-2

3.

Раздел I

Тема 4

Орфографическая и пунктуационная нормы

2

выполнение упражнений (Беженцева О.В. Практикум по культуре русской речи)

ОК-2


4.

Раздел I

Тема 5


Лексические нормы. Причины нарушения лексических норм

2

Контрольная работа № 1

ОК-2


5.

Раздел II

Тема 8


Особенности оформления частных деловых бумаг.

Частное деловое письмо.

2

Проверка текстов деловых бумаг.

Редактирование текстов писем

ОК-1

ОК-2


6.

Раздел II

Тема 8

Культура делового общения

Устное деловое общение. Деловая беседа и телефонный разговор.

2

Оценка участия в ролевой игре

ОК-1

ОК-2


7.

Раздел II

Тема 9

Научный стиль. Логическая структура текста. Создание текстов вторичных жанров научной речи (план, конспект, тезисы)

2

Создание научного текста

ОК-1

ОК-2


8.

Раздел II

Тема 9

Аннотирование научного текста.

Реферат как вторичный жанр научной речи. Составление реферата-описания и реферата-резюме.

2

Контрольная работа № 2


ОК-1

ОК-2


9.

Раздел III

Тема 11, 12

Условия эффективности публичной речи. Подготовка публичного выступления.

2

Выполнение творческих заданий

ОК-1

ОК-2


10.

Раздел III

Тема 13

Мастерство дискуссии, спора. Моделирование и анализ конкретных дискуссионных ситуаций.

2

Оценка выступлений

ОК-1

ОК-2


11.

Раздел III

Тема 14

Речевой этикет. Моделирование и анализ конкретных проблемных ситуаций.

2

Проверка выполнения творческих заданий

ОК-1

ОК-2



7. Примерная тематика курсовых проектов (работ)

Учебным планом не предусмотрено.

8. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:

а) основная литература

1. Баландина Л.А., Давидян Г.Р., Кураченкова Г.Ф., Симонова Е.П. Русский язык и культура речи: учебное пособие для аудиторной и самостоятельной работы студентов-нефилологов высших учебных заведений. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2008. - 256 с.

2. Русский язык и культура речи: учебник для вузов / А.И. Дунев, М.Я. Дымарский, А.Ю Кожевников и др.; под ред. В.Д. Черняк. М.: Высш.школа, 2009.

3. Русский язык и культура речи: учебник для технических вузов /под ред. В.И. Максимова, А.В. Голубевой. М.:Юрайт-Издат, 2009. – 356 с.

б) дополнительная литература

1. Коренькова Е.В.,Пушкарева Н.В. Русский язык и культура речи: учебник. – М.: Проспект, 2010. – 384 с.

2. Штрекер Н.Ю. Русский язык и культура речи: Учеб. пособие для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. – 383 с.

в) словари и справочники

1. Большой фразеологический словарь русского языка. Значение. Употребление. Культурологический комментарий. Телия В.Н. - М.: АСТ-ПРЕСС, 2008. - 782 с.

2. Горбачевич К.С. Словарь трудностей современного русского языка. – СПб.: Норинт, 2004.

3. Грамматический словарь русского языка: Словоизменение. Зализняк А.А. - М.: АСТ-ПРЕСС, 2008. - 794 с.

4. Еськова Н.А. Краткий словарь трудностей русского языка: Грамматические формы. Ударения. – М.: Рус.яз., 2000.

5. Крысин Л.П. Толковый словарь иноязычных слов. – М.: Рус. яз., 2001.

6. Лексические трудности русского языка / Колл. авт. под рук. А.А. Семенюк. – М.: Рус.яз., 2001.

7. Орфографический словарь русского языка. Букчина Б.З., Сазонова И.К., Чельцова Л.К. - М.:АСТ-ПРЕСС, 2008. - 1288 с.

8. Орфографический словарь русского языка / Под ред. В.В. Лопатина и др. – М.: Рус.яз., 2002.

9. Орфоэпический словарь русского языка: Произношение, ударение, грамматические формы /Под ред. Р.И.Аванесова. – М., 1999.

10. Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – М.:Рус. яз., 1999.

11. Словарь ударений русского языка. Резниченко И.Л. - М.: АСТ-ПРЕСС, 2008. - 943 с.

г) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы

Интернет-ресурсы:

http://www.gramota.ru/ Русский язык. Справочно-информационный портал

http://www.gramma.ru/ Культура письменной речи. Ресурс в составе портала «Русское слово»
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Протокол №8 От «12» iconДепартамент научно-технологической политики и образования
Утверждено решением Ученого совета Академии 27. 09. 2004 г. (протокол №1), с изменениями в соответствии с решением Ученого совета...
Протокол №8 От «12» iconПротокол № Ильина О. С. Привалов Н. Т
Протокол № от мбоу «Татарско Кандызская сош» /Халиуллин И. Ш
Протокол №8 От «12» iconПротокол № от 2011 г
Зам дир по увр с. П. Хлопушина от 2012г. № протокол №
Протокол №8 От «12» iconСогласовано утверждено и введено
Мо протокол № педагогического совета школот 20 г протокол № от 20
Протокол №8 От «12» iconПротокол от «28» 08. 2012г. №1
Рассмотрено и утверждено на заседании учёного совета факультета педагогики и психологии (протокол от 20 г. № )
Протокол №8 От «12» iconПротокол №1 от «25» августа 2011 г
Обсуждена на заседании кафедры экономики производства 27 января 2009, протокол №9
Протокол №8 От «12» iconПротокол заседания от «30» августа 2011г. №01
Рассмотрено и утверждено на заседании учёного совета факультета педагогики и психологии протокол от 2012 г. №
Протокол №8 От «12» iconПриказ №94. 4 от 03. 09. 2012 И. В. Москаленко Протокол № от Протокол
Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования
Протокол №8 От «12» iconПротокол №3 от21. 03. 2012г. Принято на педагогическом Совете Протокол №5 от
Программы отдельных учебных предметов, курсов на ступени основного общего образования по фгос
Протокол №8 От «12» iconПротокол№1 Протокол №1 Приказом школы №
Программа предназначена для учащихся 8 класса, изучающие предмет «немецкий язык» седьмой год и разработана на основе
Протокол №8 От «12» iconПротокол № от 20 г. Председатель Рабочая программа «Деловой этикет и протокол»
Охватывают материал по страноведению англоязычных стран, речевому этикету и правилам написания делового письма
Протокол №8 От «12» iconПротокол от 31. 08. 2011г. №1 согласована протокол заседания управляющего...
До революции село Вязовое являлось крупным волостным центром Грайворонского уезда Курской губернии. Здесь до 1917 года действовали...
Протокол №8 От «12» iconПрограмма по дпи, разработана на основе базисного учебного плана...
Мо протокол № педагогического совета школот 20 г протокол № от 20
Протокол №8 От «12» iconПротокол №1 от 29. 08. 2012г от 31. 08. 2012г
Рассмотрено и утверждено на заседании учёного совета факультета педагогики и психологии(протокол от «29»марта 2012 г. №8)
Протокол №8 От «12» iconПротокол №1 от 31. 08. 2012 г
Рассмотрено и утверждено на заседании учёного совета факультета экономики и управления (протокол от 2012 г. № )
Протокол №8 От «12» iconПротокол №3 от 01. 03. 2012 г
Рассмотрено и утверждено на заседании учёного совета факультета экономики и управления (протокол от 2012 г. № )


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск