Скачать 72.85 Kb.
|
Муниципальное общеобразовательное учреждение Контеевская средняя общеобразовательная школа Буйского муниципального района Костромской области Методическая разработка урока литературы в 6 классе по рассказу В. Г. Распутина «Уроки французского» Составила Бровина Галина Палиновна, учитель русского языка и литературы МОУ Контеевской СОШ Буйского муниципального района
Контеево 2011 Технологическая карта урока
Конспект урока литературы в 6 классе по рассказу В.Г. Распутина «Уроки французского» Тема урока: «Поступок Лидии Михайловны – это подвиг или преступление?» Я написал этот рассказ в надежде, что преподанные мне в своё время уроки лягут на душу как маленького, так и взрослого человека. В. Г.Распутин Ход урока. I Создание проблемной ситуации 1.Слово учителя. Сегодня мы с вами поговорим об удивительном рассказе В.Г. Распутина «Уроки французского». Дома вы должны были его прочитать. Давайте обратимся к заключительной части рассказа. (Чтение эпизода с.321) 2.Беседа. -О каком дурацком случае говорит Лидия Михайловна, и почему она уезжает? (Слайд №2) -Разве это хорошо, что учительница играет с учеником на деньги? -Прав ли директор, который увольняет учительницу с работы? (Слайд №3) 3. Формулировка темы урока (проблемный вопрос) -Этот вопрос и будет темой нашего урока. Записываем тему урока в тетрадь. II Начало активного поиска на проблемный вопрос 4.Работа с эпиграфом. А эпиграфом к нему будут слова самого автора этого рассказа. (Слайд №4) - В чём смысл эпиграфа? (Писатель надеется, что те жизненные уроки, которые уготовила ему судьба, помогут каждому из нас разобраться в себе, задуматься о своём будущем) 5.Постановка целей. (Слайд №5) 7.Постановка проблемных вопросов для итога урока? (Слайд№6) 6. Словарная работа Сегодня мы будем говорить о таких понятиях, как духовность и нравственность. А вы знаете значение этих слов? (Работа со словарём) (Слайд №7) III Поиск ответа на проблемный вопрос (Анализ) 7.Беседа - А теперь давайте поговорим о главном герое. Вот его протрет. (Слайд №8) Почему мальчик так выглядит? (Послевоенное время) - Какие жизненные испытания выпали на долю этого 11-летнего мальчика? ( Работа в парах. Записывают в тетрадях ) (Слайд №9) -Как мальчик выдержал все эти испытания, какие качества проявил? Сейчас мы будем говорить об этом и попутно заполнять таблицу, в которую будем заносить слова, характеризующие главного героя. - Почему тоскуя по дому, испытывая страшное одиночество, мальчик отказался возвращаться домой в деревню. (Чувство гордости: возвращение – позор.) - Как он учится в городе? (Упорство) 8.Анализ эпизода «Драка на пустыре» (с.303) - За что избили мальчика? (Честность) - Почему не убежал? (Гордость) - Обратите внимание на пейзаж в этом эпизоде, здесь каждое слово важно. (Выразительное чтение) - Какого цвета была крапива на поляне? (Чёрная) -Как это перекликается с событиями? (на душе у героя черно; играть на деньги – чёрное дело). - А почему мальчик стал играть в «чику»? (Нужно было молоко, голодал) - сколько ему нужно было денег? Вправе ли мы осуждать его? (Нет. Он не заядлый игрок. Это жизненная необходимость. К тому же он играет честно, в отличие от Владика и Птахи) - А как ему удавалось выиграть у такого профессионала, как Вадик? ( Терпение, упорство в достижении поставленной цели.) - А почему после первого избиения он опять пошёл на пустырь? (Голод) А почему он отказался от помощи Лидии Михайловны, которая пыталась его подкармливать, отказался от посылки? (Чувство собственного достоинства) - А почему тогда не считает унизительным играть на деньги? (Сам зарабатывает) -А как выдержал герой испытание французским языком? Что помогло ему его освоить? (Терпение, упорство. Пытка превратилась в удовольствие.) 9. Вывод о характере и душевных качествах героя. -Делаем вывод о характере героя, его духовном мире. (Зачитываем записи в таблице. Несмотря на совсем детский возраст, он с честью прошёл все испытания.) 10. Портрет Лидии Михайловны. - А теперь обратимся к образу Лидии Михайловны. Найдите описание её внешности. (Стр. 306-307. Слайд №10) -Сравните с внешностью героя. Какой приём использует Распутин? (Антитеза) 11. Анализ эпизода «На уроке» - Вспомните ту часть рассказа, где Лидия Михайловна обращает на уроке внимание на избитого мальчика. Как он пытается оправдаться? (Упал) - Понимает ли Лидия Михайловна, что он её обманывает? (Да) А почему не наказывает, не ведёт к директору, а приглашает остаться после уроков? (Хочет разобраться) - А как она относится к поступку Тишкина, который выдал главного героя? (Отрицательно, предательство) Как это характеризует учительницу? (Справедливая) Заполняем вторую графу таблицы. - Почему, узнав, что он на самом деле играет на деньги, не наказала его, а только взяла слово, что он не будет больше играть? (Поняла его, жалеет). - Почему, когда мальчик пришёл второй раз избитым, она опять не ругает его, а предлагает заниматься дополнительно французским языком? (Хочет отвлечь его от игры, спасти от позора и побоев) - Она видит, что ребёнок голодает, и пытается накормить его. А когда понимает, что честными способами это не удастся, стала играть с ним в «пристенок». Почему мальчик берёт выигранные деньги? ( «Заработал») IV Обобщение конечного результата 12. Ответ на проблемный вопрос. - А чем закончилась эта история, мы уже знаем. Директор формально прав: Лидия Михайловна совершила своего рода педагогическое преступление, вовлекая ученика в игру на деньги. А давайте ещё раз вспомним, для чего она это делала? (Чтобы спасти от голода, позора, избиений, игры на деньги на улице.) - И это оправдывает её. Она жертвует собой ради ученика. А это уже не преступление – а подвиг. Вы согласны с этим? Выскажите своё мнение. - А почему директор не захотел этого понять? (Чёрствый душевно человек) - Но Распутин, рассказывая о директоре, упоминает о том, что тот воевал. Для чего? (Может быть, чтобы мы строго не судили этого человека. Ведь война могла сделать его таким) -Итак, мы ответили на вопрос, являющийся темой нашего урока. 13. Прототип главной героини. - Рассказ этот автобиографический. И у главной героини был прототип. (Слайд №12) 16.Домашнее задание. Творческая работа «Из чего складывается духовная красота человека?» Используйте в своей работе материалы урока. Приложение. Пример заполненной таблицы.
|
Урок русского языка по теме: «Имя прилагательное» Автор-составитель: Реш Ольга Вильгельмовна, учитель русского языка и литературы моу «Большегривская сош» Нововаршавского муниципального... | Рабочая программа по литературе 9 класс (5-ый год обучения) Учитель... Самохина Галина Ивановна, учитель русского языка и литературы моу решемская средняя школа Кинешемского района Ивановской области | ||
«Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках русского... Позднякова Наталья Ивановна, 1971 г р., учитель русского языка и литературы мбоу «Семилейская сош» Кочкуровского муниципального района... | Методика подготовки к сдаче егэ по русскому языку выступление учителя... Выступление учителя русского языка и литературы моу сош №24 Предгорного муниципального района Ставропольского края | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Учитель Бочкарёва Галина Рудольфовна, учитель русского языка и литературы моу «сош №12 г. Новоалтайска» | Урок русского языка и английского языка по теме «Комплексный анализ текста» Романенко Лариса Владимировна, учитель русского языка и литературы, Лябах Юлия Анатольевна, учитель английского языка моу-сош №28... | ||
Урок подготовила и провела Ныркова С. Ф. учитель русского языка и... Урок подготовила и провела Ныркова С. Ф. учитель русского языка и литературы моу «Комсомольская средняя общеобразовательная школа... | Рассмотрен и рекомендован к утверждению Самохина Галина Ивановна, учитель русского языка и литературы моу решемская средняя школа Кинешемского района Ивановской области | ||
Попков Сергей Иванович, учитель русского языка и литературы моу сош... Автор: Попков Сергей Иванович, учитель русского языка и литературы моу сош №112 Калининского района г. Уфы, Отличник образования... | Попков Сергей Иванович, учитель русского языка и литературы моу сош... Автор: Попков Сергей Иванович, учитель русского языка и литературы моу сош №112 Калининского района г. Уфы, Отличник образования... | ||
Программа дисциплины Брендинг и бренд-менеджмент Самохина Галина Ивановна, учитель русского языка и литературы моу решемская средняя школа Кинешемского района Ивановской области | Урок русского языка в 10 классе по теме «Обобщающее повторение раздела «Морфология и орфография» Нелли Михайловна Скрябина, учитель русского языка и литературы моу сош №4 города Костромы | ||
Урок русского языка по теме «Словообразование глаголов» Место работы, должность: мбоу «Лицей №2 города Мамадыш» Мамадышского муниципального района Республики Татарстан, учитель русского... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Рябущенко Галина Сергеевна, учитель русского языка и литературы первой квалификационной категории. Моу – сош №2 г. Асино Томской... | ||
Урок русского языка 7 класс Тема: «Одна буква н в суффиксах кратких страдательных причастий» ... | Российская Федерация Костромская область администрация буйского муниципального района В соответствии с планом работы Управления образованием администрации Буйского муниципального района Костромской области на 2013 год,... |