Курс лекций Для студентов дневного и заочного отделений





НазваниеКурс лекций Для студентов дневного и заочного отделений
страница1/12
Дата публикации05.08.2013
Размер1.47 Mb.
ТипУчебное пособие
100-bal.ru > Литература > Учебное пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12
КАЗАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Учебное пособие
История зарубежной литературы XVII-XVIII века
Краткий курс лекций
Для студентов дневного и заочного отделений

факультета журналистики

Казань 2009

Предисловие
Курс «История зарубежной литературы XVII-XVIII вв.» читается в третьем семестре. Данное учебное пособие предназначено для студентов факультета журналистики, но может быть использовано как основа и студентами филологического факультета. Целью курса является изучение литературного процесса европейских стран с учетом преемственности традиций предшествующих эпох, а также выявление тех новых тенденций в развитии литературы, которые обнаруживаются в течение обозначенного этапа. Материал, необходимый для изучения данного периода, в академической учебной литературе представлен достаточно полно и разносторонне. Однако на сегодняшний день полноценное усвоение данного курса осложняется тем, что в последние десятилетия в отечественной и зарубежной науке пересматриваются некоторые эстетические явления этого периода. Так, например, уточняются и корректируются художественные особенности классицизма, вводится новый для отечественной науки термин «неоклассицизм» (применительно к данному периоду), заметен отказ от термина «просветительский реализм», тогда как искусство рококо, напротив, рассматривается как полновесное и эстетически завершенное явление, равноценное таким направлениям, как барокко, классицизм и сентиментализм. Основой новых подходов к изучению данного периода стала отмена идеологических табу, в том числе и в области религиозно-философских взглядов, определявших лицо эпохи. Кроме того эти изменения коснулись новейших исторических и философских концепций, являющихся основой любого литературного курса.

Цель данного учебного пособия – систематизировать обширный материал, содержащийся в учебной литературе, придать ему компактность и концептуальность, а также адаптировать и ввести новые концепции без ущерба целостности и разрыва связей и закономерностей.

Структурно работа состоит из двух крупных разделов, в основе которых лежит хронологический принцип. Рассмотрение каждого раздела подчинено однотипной последовательности:

- культурно-исторический контекст;

- художественные направления, сформировавшиеся в этом контексте;

- выдающиеся эстетические достижения, представленные творчеством крупнейших представителей эпохи.

В работе в основном использован историко-литературный метод. Сравнительно-сопоставительный метод применяется в тех случаях, когда необходимо сделать акцент на каких-либо новых тенденциях. Например, при анализе развития основного классицистического конфликта, сравнивается драматургия Корнеля и Расина.

Предлагаемое пособие содержит рекомендуемый для прочтения список художественных текстов и учебной литературы по курсу. Общая характеристика литературы XVII века.
XVII век вошел в историю европейской литературы как «век без названия». Эта эпоха характеризуется большим разнообразием экономических, социальных, политических и культурных процессов, затрудняющих определить идейную и эстетическую доминанту. На переломе от средневековья к Новому времени происходит сдвиг «картины мира», обусловленный несколькими факторами:

- общественно-исторические коллизии;

- религиозный раскол единого западно-христианского мира;

- научная революция.

Уже во второй половине XVI столетия точные и естественные науки начали оттеснять на второй план «науки о духе», гуманистическую книжную ученость. Открытие множественности миров во вселенной и осознание того, что Земля не является центром мироздания, существенно подорвали прежние антропоцентристские (от греч. «антропос» - «человек» и лат. Centrum – «середина», «центр») представления, согласно которым Бог поместил человека в центр сотворенного им мира и поставил его господином над всеми прочими тварями и силами природы.

Французский философ и математик XVII века Блез Паскаль писал: «…Пусть человек …подумает о себе и сравнит свое существо со всем сущим, пусть почувствует, как он затерян в этом глухом углу Вселенной, и, выглядывая из чулана, отведенного ему под жилье, - я имею в виду зримый мир, - пусть уразумеет, чего стоит наша Земля со всеми ее державами и городами и, наконец, чего стоит он сам. Человек в бесконечности – что он значит?». Кеплер закрепил децентрализованное видение мира; находят своих последователей атомистические теории античности. Естественнонаучные открытия не просто осваиваются, осмысливаются, на драматичнейшим образом переживаются человеком XVII века:

Все новые философы в смятении:

Эфир отвергли, - нет воспламененья,

Исчезло солнце, и Земля пропала,

А как найти их – знания не стало…..

Едва свершится

Открытие – все на атомы крошится

(Д.Донн)

Для Кеплера идея бесконечности Вселенной «несет в себе какой-то таинственный ужас». Паскаля ужасает как «вечное безмолвие бесконечных звездных пространств, так и хрупкость человека «мыслящего тростника».

К этому присоединяется острое расхождение между разумом и верой. Понимая, что Священное Писание учит тому, как попасть на небо, но не тому, как перемещается небо, воспринимая природу как то, что «написано на языке математики» (Галилей), человек Нового времени не успокаивался, а тревожился: математическое мышление настолько разрывало все прочные сплетения, что колебалась и бледнела не только прежняя теологическая картина мира, но менялось и внутренне видение. Для эпохи характерна ситуация напряженного индивидуального мировоззренческого выбора.

Не меньшую тревогу вызывали перипетии исторической и политической жизни: межгосударственные и гражданские войны (тридцатилетняя война), народные восстания (Италия, Испания), революции (Нидерланды, Англия), оппозиционные движения (Фронда), Реформация и Котрреформация, расколовшие западную Церковь на католиков и протестантов, религиозные войны, охватившие пол-Европы.

Изменяется сама концепция смерти. Германия во время тридцатилетней войны теряет треть населения. Из-за религиозных распрей население Франции не увеличилось ни на одного человека. Смерть перестает быть печальным, но закономерным событием, тихим и мирным, человек вырывается из жизни насилием или страданием. Так приходит необходимость мыслить иначе: «Век, нравы изменив, иного стиля просит» (Д,Обинье). Рационализм, который часто осуждается за его сухость и плоскость, был воистину выстрадан XVII веком.

Художественная практика XVII века вырабатывает два направления, на которые в равной степени мощно воздействовал рационализм.

Разум XVII века – этическая опора: не безграничность познания, не безусловность, абсолютность человеческого знания, а нравственный смысл разумного начала в человеке акцентируют писатели «проржавленного столетия». Только в XVII веке реальность обретает голос в диссонансе, особый тип рациональности. Дисгармония и диссонансы действительности и тоска по гармонии, по упорядоченности – становятся важной психологической составляющей мировосприятия личности в эту эпоху.

Таким образом, главной характеристикой века становится его противоречивость, антиномичными оказываются и основные художественные направления – барокко и классицизм. Обе системы прошли долгий путь, и многие их черты сформировались еще в эпоху Ренессанса.

Барокко ( от порт. - жемчужина неправильной формы; ит. Barocco – «странный», «причудливый») – идейное и культурное движение, охватывающее самые различные сферы духовной жизни. В искусстве Европы XVII века оно сложилось в определенную художественную систему. Четче всего идея барокко прослеживается в сравнении с ренессансными идеалами. На смену идее о необратимости движения к гармонии человека и природы, человека и общества приходит ощущение дисгармоничности окружающего мира, его непостижимости. Власть времени становится основной темой искусства барокко. Последние пот, прозаики и драматурги Возрождения – они же, как правило, первые творцы искусства барокко – часто писали о быстротечности человеческой жизни, о тленности красоты, о ничтожности горделивых порывов сильных мира сего. Распространенные мотивы в поэзии того времени – землетрясения, извержения вулканов, морские штормы, бури и наводнения, природа в ее хаотическом, угрожающем жизни обличье.

В основе большинства барочных представлений лежит доведенная до парадокса антиномия: так, в поэзии барокко вместо петраркистских вариаций на тему «сладостной любовной боли», описаний возвышенной страсти к прекрасной юной блондинке-аристократке появляются разнообразные признания в любви к «старой красавице», «нищей красавице», «слепой красавице», даже к «больной красавице», создающие эффект неожиданного, удивительного, странного, внутренне несовместимого. «Перенапряженность» барочных противоречий нарушает их прежнее ренессансное сбалансированное равновесие, лежащее в основе синтетического видения мира и человека в эпоху Возрождения. Поэтому барочная универсальность сохраняет характер конгломерата, многосоставного иерархического единства, а не синтеза. Это определяет специфику внутреннего строения барочного образа, его мозаичность. Это же определяет и композиционные особенности барочного произведения в целом: возникает барочный геометрический повествовательный лабиринт.

Головокружительные лабиринты барочных произведений организованы, прежде всего вокруг драматичных отношений между понятиями «быть» и «казаться», «иллюзия» и «реальность», «лицо» и «маска». Оказавшись перед лицом необходимости выстроить новую концепцию мира, человек барокко обращается к проблеме внешнего и внутреннего в предметах и явлениях, к механике их взаимодействия как наиболее насущной для него.
Возрожденческое убеждение во всесилии человека сменяется идеей неспособности человека изменить мир к лучшему, усовершенствовать законы жизни, уродующие человеческую личность. Мир – это хаос, и нет никакой возможности уловить в нем хоть какие-то закономерности. Несмотря на то, что барокко утверждает идею иррациональности мира, в нем очень сильно рационалистическое начало. С этим связано и распространение философии неостоицизма. Так, вслед за стоиками барокко выдвигает идею внутренней независимости человеческой личности, разум призван помочь человеку в борьбе со злом и пороками. Изображение реальности углубляется за счет акцента ее трагических противоречий. Отсюда вытекает пессимизм, трагизм, мрачный сарказм, характерный для искусства барокко.

Новое мироощущение и видение действительности требуют и новых методов, средств и приемов изображения. К ним можно отнести:

- динамизм и экспрессивность выразительных средств;

- антитетичность (противопоставление, противоположение) композиции;

- контрастность образной системы;

- изображение персонажей, воплощающих зло (бес, сатана);

- подчеркнутое смешение «высокого» и «низкого» в языке;

Кроме того, для жанровой системы барокко характерны подвижность, текучесть, изменчивость.

Концепция искусства.

Культура Возрождения опирается на принцип подражания природе. В определенном смысле искусство является зеркалом, в котором отражается жизнь. Согласно барочным представлениям мир хаотичен, непознаваем в своих сущностях, поэтому зеркало заменяется воображением. Оно направляется разумом и из хаоса творит мозаичную картину мира. Но это - всего лишь субъективный образ реальности; истинная сущность жизни по-прежнему остается загадочной и непознанной. С этим связана одна из важнейших черт барокко – в художественном произведении часто обнаруживается множество точек зрения, совмещение в одном образе несовместимых явлений и предметов. В результате утрачивается четкость описания, размываются контуры, появляется огромное количество ярких деталей, не складывающихся в цельный образ. Это проявляется в перенесении качеств живой природы на неживую и наоборот. Отсюда вытекает характерные для искусства барокко эмблематизм, аллегоричность. Подобная эстетическая концепция получила выражение и в языке. Здесь можно выделить два основных принципа:

- язык должен служить средством отталкивания от неприемлемой действительности;

- язык интеллектуализируется, нарочито усложняется (в Италии – маринизм от Джамбатиста Мариино, в Испании – культизм и консептизм, прециозность во Франции).

Степень теоретической выраженности поэтологических принципов, их систематизации и обобщенности в барокко очень высока. Это свойство и превращает барокко в литературное направление, сравнимое с классицизмом, образующее с ним антиномично-противоречивую, но и единую художественную эпоху.

Классицизм в определенном смысле противостоит барокко. В литературе классицизма с помощью норм, законов и правил – но и помимо них, сверх них – строится образ свободного и целесообразного мироустройства как средство волевого противостояния человека трагичности и конфликтности бытия. В этом противостоянии трагизму классицизм вырабатывает свою художественную концепцию личности, точнее два ее основных типа, восходящих, с одной стороны, подвергнутым христианизации античным учениям – стоицизму и эпикуреизму, с другой – к новым философским и религиозным течениям XVII века: это «героическая личность» и «благовоспитанный человек». Они часто сосуществуют, частично сменяют друг друга в процессе эволюции классицистической литературы, но при этом оба являются попытками ответа на драматический вызов действительности. Внутренняя напряженность классицистического видения лишь усиливается жанрово-стилевой дисциплиной его внешних проявлений. Отбор, упорядочивание, классифицирование образов, тем, мотивов, жанров, языка – все это также способ идейно-художественного преодоления мировоззренческих и жизненных противоречий и диссонансов, которые художники классицизма переживают не менее остро, чем барочные писатели.

Стремясь удержать свободу творчества в границах разума, классицисты прибегают к помощи законов, правил, других эстетических ограничений. Однако требование ясности и простоты стиля, конфликта, композиции не является формалистическим: писатели-классицисты стремятся, с одной стороны, к преодолению трудностей (в том числе – и путем их разделения, согласно декартовскому методу), с другой – к такому уровню художественного обобщения, который будет соотноситься с идеалом универсально-всеобщего и вечного. При этом «вечное» классицизмом XVII века понимается не столько как «древнее, античное», сколько как «совершенное и прекрасное». То есть, подчеркивая авторитет античности, который испытывают европейские классицисты, имеется в виду, что мышление Нового времени предполагает открытие универсальной истины не только в прошлом, но и в настоящем или будущем времени. Поэтому интерес к античности или отсутствие такового сами по себе не могут служить определением принадлежности писателя к барокко или классицизму. Однако классицисты уверены, что существуют вечные, незыблемые законы искусства, открытые еще в древности, и потому не столько подражают античным авторам, сколько соревнуются с ними в точности следования этим законам, основанным на соблюдении верности природе и здравому смыслу (ср. «Поэтика» Аристотеля – это природа, положенная на метод, и здравый смысл, положенный на принцип).

Наиболее общим и основным классицистическим законом становится закон правдоподобия, связанный с понятием нравственной нормы, психологической вероятности. Это связано с тем, что, по мнению классицистов, литература описывает явления не в том виде, в каком они являются, а в том, в каком они могли бы быть или должны были быть. Отдельные, бессистемно взятые черты, не могут быть верными показателями классицистичности: известно, что многие представители классицизма (например, Пьер Корнель) отступали от его правил, если творческая интуиция подсказывала, что от них лучше отступить). Писатели-классицисты, осознавая свою художественную программу, не стремились к механистическому соответствию собственных сочинений заранее придуманным критериям. И теория, и практика классицизма была живой, динамичной, развивающейся. Разнообразные и довольно многочисленные теоретические сочинения классицистов XVII века демонстрируют не буквальное совпадение конкретных требований (хотя во многом оно присутствует в их рассуждениях), а высокую теоретическую выраженность поэтики, которая и является основным свойством этого направления.

В XVII веке есть черты, объединяющие его разнообразные, противоречивые тенденции в историко-культурное целое. Такой чертой становится театральность как общее свойство культуры данного периода. Разорванность между внешним и внутренним, между «есть» и «кажется» составляет суть драматического, и главная этико-психологическая дилемма XVII столетия – «быть или казаться» - стремится к театральному воплощению, включая в себя и «драматическое» и «зрелищное». Но театральность века проявляет себя не только в доминировании драматургического творчества: и в барокко, и в классицизме в любом художественном жанре заложена функция представления. Писатель любого направления ставит перед собой задачу «нравиться». Это может проявиться в том, что он «поучает» читателя, вовлекая его в процесс напряженного нравственно-психологического анализа (классицизм), либо в том, что он «удивляет» и волнует его (барокко).

Внутренняя эволюция каждого из направлений определяется в значительной степени их взаимовлиянием. Отдельные литературные имена (Мильтон), как и целые литературные течения (прециозность), невозможно понять без анализа контаминации в них поэтики и того, и другого литературных направлений.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Курс лекций Для студентов дневного и заочного отделений iconМетодические рекомендации по изучению предлагаемых вопросов. Пособие...
«История стран Азии и Африки в новейшее время», конспекты лекций, задания для самостоятельной работы, списки литературы к каждой...
Курс лекций Для студентов дневного и заочного отделений iconМетодическое пособие для студентов 1 курса дневного и заочного отделений
В закавказье живут айсоры, чей язык входит в состав афразийской (семито-хамитской) семьи языков
Курс лекций Для студентов дневного и заочного отделений iconМетодическое пособие для студентов четвертого курса дневного и заочного...
Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Петрозаводский государственный университет»
Курс лекций Для студентов дневного и заочного отделений iconУчебно-методический комплекс предназначен для студентов дневного...

Курс лекций Для студентов дневного и заочного отделений iconПрограмма для студентов очного и заочного отделений специальности...
Цветоведение: Программа для студентов очного и заочного отделений специальностей 35. 14. 00. «Прикладная информатика» и 06. 11. 00...
Курс лекций Для студентов дневного и заочного отделений iconУчебно-методическое пособие для студентов дневного и заочного отделений...
Государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Курс лекций Для студентов дневного и заочного отделений iconУчебное пособие по дисциплине «Социология в строительной сфере» составлено...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Курс лекций Для студентов дневного и заочного отделений iconУчебно-методическое пособие для студентов дневного и заочного отделений...
Утверждено к печати кафедрой музеологии исторического факультета Казанского государственного университета
Курс лекций Для студентов дневного и заочного отделений iconПрограмма дисциплины, методические указания к выполнению контрольных...
Рекомендовано к изданию научно-методическим Советом Уральского Государственного Экономического Университета
Курс лекций Для студентов дневного и заочного отделений iconУчебно-методический комплекс по курсу "экологическое право" для студентов...
Содержит программу курса, планы семинарских занятий, задания для индивидуальной работы студентов, примеры тестовых заданий, темы...
Курс лекций Для студентов дневного и заочного отделений iconМетодические указания к спецкурсу «Теория и практика нейролингвистического...
Методические указания разработаны кандидатом психологических наук, доцентом кафедры психологии личности Е. В. Прокопьевой
Курс лекций Для студентов дневного и заочного отделений iconПрограмма курса. Методические материалы для студентов дневного и вечернего отделений. Москва
Тема I. Введение в курс. Предмет и методология истории государства и права России
Курс лекций Для студентов дневного и заочного отделений iconПрограмма курса. Методические материалы для студентов дневного и вечернего отделений. Москва
Тема I. Введение в курс. Предмет и методология истории государства и права России
Курс лекций Для студентов дневного и заочного отделений iconПрограмма предназначена для студентов дневного и заочного отделений...
Квалификация – Режиссер театрализованных представлений и праздников, преподаватель
Курс лекций Для студентов дневного и заочного отделений iconУчебно-методический комплекс для студентов дневного и заочного отделений,...
Квалификация «Режиссер театрализованных представлений и праздников, преподаватель»
Курс лекций Для студентов дневного и заочного отделений iconМосква, рггу, 8–9 февраля 2013
...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск