Методические рекомендации по изучению предлагаемых вопросов. Пособие предназначено для студентов-историков дневного и заочного отделений





НазваниеМетодические рекомендации по изучению предлагаемых вопросов. Пособие предназначено для студентов-историков дневного и заочного отделений
страница1/10
Дата публикации15.09.2013
Размер1.59 Mb.
ТипТематический план
100-bal.ru > История > Тематический план
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10
Алтайская государственного академия образования

Кафедра всеобщей истории и права

ИСТОРИЯ СТРАНАЗИИ И АФРИКИ В НОВЕЙШЕЕВРЕМЯ (1945-1990-е годы)

Тематический план и методические рекомендации для студентов IV курса факультета истории и права. В методическом пособии даны планы занятий по курсу «История стран Азии и Африки в новейшее время», конспекты лекций, задания для самостоятельной работы, списки литературы к каждой теме. Также даются краткие методические рекомендации по изучению предлагаемых вопросов. Пособие предназначено для студентов-историков дневного и заочного отделений.

Составитель: Лариса Александровна Явнова.

Бийск 2010
ВВЕДЕНИЕ

Вторая часть новейшей истории стран Азии и Африки охватывает период от окончания Второй мировой войны по настоящее время. Разгром фашизма и милитаризма создал благоприятные условия для вступления национально-освободительного движения в фазу политической деколонизации, приведшей к краху колониальной системы прямого контроля в большинстве стран афро-азиатского мира. Резко увеличилось участие народов Востока в мировых международных, экономических и политических отношениях, создались условия для альтернативного выбора ими пути развития с учетом опыта западных стран Европы, Японии, США, а также СССР и стран социализма. Изменение соотношения сил в мире после Второй мировой войны, напор освободительного движения на Востоке, сложные социально-экономические и общественно-политические процессы в западном мире способствовали в конечном счете тому, что в целом к середине 70-х гг. ХХ века классические страны-метрополии были вынуждены предоставить политическую независимость своим бывшим колониям в Азии и Африке. На этом же этапе бывшие страны-колонизаторы переходят к более гибким методам взаимодействия с бывшими колониями, используя экономические факторы, двусторонние договоры, механизмы так называемых «содружеств наций» и др. Японии удалось, проведя глубокие структурные реформы, используя достижения НТР, умело сочетая традиции с мировым опытом, постепенно восстановить свой международный статус и войти в число экономических лидеров мира. Часть стран Востока попыталась реализовать социалистическую альтернативу (Китай, КНДР, Монголия, Вьетнам), некоторые - взять опыт мирового социализма в качестве важного рычага преодоления отсталости (Бирма, Египет и др.). Остальные государства Востока развивались в сторону закрепления заложенных на рубеже XIX-XX вв. в ходе колониального синтеза капитализма. Усилились попытки стран Азии и Африки к координации своих действий на уровне ООН, в рамках Движения неприсоединения, в процессе создания региональных экономических и политических объединений. По-прежнему великие державы активно продолжали втягивать бывшие колонии и зависимые страны в процесс глобального противоборства, что дополнило внутренний аспект ряда региональных конфликтов в Юго-Восточной Азии, на Ближнем Востоке, в Персидском заливе, на Юге Африки. В середине 70-х-80-е гг. важнейшим аспектом развития стран Востока становится социально-экономический фактор, что усиливает дифференциацию развивающихся стран (РС), где преобладающими становятся попытки реализации либо капиталистического варианта (от так называемой группы «новых индустриальных стран» Юго-Восточной Азии до стран с переходной многоукладной структурой), либо социалистической ориентации - появляется так называемое «второе поколение» стран этой группы. Увеличивается роль и значение РС в мировом хозяйстве, частично осуществляется попытка восточных стран установить более справедливый «новый международный экономический порядок» во взаимоотношениях в ТНК. Однако в ряде стран все четче усиливается необходимость смены экономических моделей, выявляется неэффективность жесткого государственного регулирования авторитарно-бюрократических диктатур (Китай, страны соцориентации - как пример). По-прежнему сохраняют свое значение традиционные религиозные, этноконфессиональные проблемы, переходящие в гражданские войны, межгосударственные конфликты, усиливающиеся вмешательством великих держав. Все это заставляет лидеров ряда стран Востока в конце 70-80-х гг. обращаться к мировому опыту урегулирования внутренних социально-экономических и политических проблем. На путь реформ становится (в том числе и под влиянием усиления кризиса мировой системы социализма) большая часть бывших соцориентированных стран Азии и Африки. Окончание «холодной войны», в которую активно вовлекался и восточный мир, распад СССР, крах мирового социализма открыли новый этап в развитии стран Востока. Окончательно об этом периоде говорить еще рано. Однако следует отметить, что 90-е годы еще сильнее обозначили продолжающую углубляться дифференциацию стран афро-азиатского мира и неравномерность их развития. Несколько стран, преимущественно новоиндустриальных, стали капиталистическими; по основным параметрам они в целом немногим отличаются от развитых стран середины ХХ века. В большинстве стран Востока капиталистический уклад превратился в системообразующий, направляющий и формирующий другие уклады в своих интересах. А в наименее развитых странах капитализм выступает лишь одним из укладов многоукладной экономики, пока будучи не способным преобразовать ее в целостную систему. Разумеется, на развитие капитализма на Востоке продолжают оказывать противоречивое воздействие и национальные цивилизационные особенности. Наметилась мучительная эволюция ряда стран Востока от авторитарных режимов к основам гражданского общества. По-прежнему сохраняют свое гражданское значение в Азии и Африке глобальные проблемы (экологическая, демографическая и др.), региональные конфликты, решение которых, видимо, невозможно без привлечения усилий мирового сообщества. Дальнейшие пути развития афро-азиатского мира будут зависеть и от того, насколько в странах Востока сумеют сочетать мировой опыт экономического, социально-политического развития с собственной социокультурной традицией.

Лекционный курс строится по регионально-страноведческому принципу. Причем рассматриваются страны или районы Востока, наиболее отражающие особенностикитайско-конфуцианской, индо-буддийской, арабомусульманской цивилизаций в их конкретном проявлении и взаимодействии с Западом. Большое внимание уделяется проблемам модернизации восточных обществ, синтезу традиционного и современного, различным социально-политическим движениям, личностному фактору в афроазиатском мире.

В процессе преподавания истории стран Азии и Африки в новейшее время студенты получают возможность ознакомиться с различными концепциями и методологическими подходами, включая точку зрения преподавателя, и сделать самостоятельный выбор между ними, попытаться определить свое мнение по тому или иному вопросу. Самостоятельная работа студентов состоит из подготовки, прежде всего к практическим занятиям, контрольной работе и коллоквиуму. В течение семестра предусматривается также составление биографического словаря, посвященного политическим деятелям послевоенного Востока. Более глубокое изучение курса связано с необходимостью обращения к публикациям в научной периодике («Вопросы истории», «Вопросы философии», «Военно-исторический журнал», «Восток. Афро-азиатские общества: история и современность», «Мировая экономика и международные отношения», «Новая и новейшая история», «Проблемы Дальнего Востока»,«Полис», «Социально-политические науки», «Социологические исследования», «Азия и Африка сегодня»).

Полезным будет привлечение всевозможных справочников, энциклопедических изданий, в том числе и зарубежных (например, Britanica).Специфика курса, связанная с изучением современных событий и процессов, требует обязательного систематического обращения к материалам периодической печати, еженедельникам «За рубежом», «Новое время», «Эхо планеты».

Имеющаяся литература и источники, в том числе опубликованные в последние годы, позволяют обеспечить усвоение студентами важнейших проблем новейшей истории стран Азии и Африки в послевоенный период. При выставлении окончательной экзаменационной оценки особое внимание обращается на результаты систематической самостоятельной работы студентов, и прежде всего - на семинарских занятиях и коллоквиуме.

1.4. Виды контроля знаний студентов и их отчетности

Курс завершается экзаменом. При этом к экзамену студент должен проде­монстрировать знания теоретической базы и методологии предмета. Экзаменационные требования сводятся к набору необходимого для допуска количества баллов, выставляемых за работу в семестре. Изучение курса завершается экзаменом, который заключается в устном ответе на вопросы билета и дополнительные вопросы преподавателя. Важным фактором является умение экзаменуемого оперировать в своем ответе ссылками на соответствующие положения в учебной и научной литературе.


ПЛАНЫ ЗАНЯТИЙ

Тема 1. Страны Востока после второй мировой войны: важнейшие процессы и тенденции(вводно-установочная лекция. - 2 часа).

План

1. Завершение краха классической колониальной системы: изменения в политической карте мира.

2. Социально-экономические процессы, модернизация и традиции: пути выбора социально-экономической модели развития.

Литература

Васильев Л.С. История Востока. - Т.2. - М., 1998.

Васильев Л.С. Всемирно-исторический процесс: концептуальный анализ //

Преподавание истории в школе. - 1993. - № 3.

Виноградов В.Б., Дударев С.Л., Нарожный Е.И. Основные этапы всемирной

истории: Методический материал // Восток. Афро-азиатские общества: история

и современность (далее - Восток). - 1995. - № 5.

Иванов Н.А. Восток: новые подходы к изучению истории // Восток. - 1993. - № 4.

Капитализм на Востоке во второй половине ХХ в. - М., 1995.

Кульпин Э.С. Об основах социоестественной истории // Восток. - 1994. - № 1.

Капица М.С. Новые подходы в теориях и методиках востоковедных исследований // Восток. - 1992. - № 2.

Мельянцев В.А. Восток и Запад во втором тысячелетии: экономика, история,

современность. - М., 1996.

Мнацаканян М.О. Колониализм и его исторические формы. - М., 1976.

Онищук С.В. Исторические типы общественного воспроизводства (политическая экономия мирового исторического процесса). Ч. 3 // Восток. - 1995. - № 4.

Примаков Е.М. Восток после краха колониальной системы. - М., 1982.

Проблемы периодизации новой и новейшей истории: Круглый стол // Новая новейшая история (далее - ННИ). - 1995. - № 1.

Розалиев Ю.Н. Новая и новейшая история стран Азии и Африки. - М., 1987.

Семенов Ю.И. Всемирная история в самом сжатом изложении // Восток. - 1997. - №2.

Симония Н.А. Страны Востока: пути развития. - М., 1975.

Тартаковский М.С. Историософия. Мировая история как эксперимент и загадка. - М., 1993.

Фурсов А.И. «Мир-системный» анализ: интерпретации И. Валлерстайном периода 1945-1990 гг. (основные идеи и оценки) // Восток. - 1992. - № 3.

Чешков М.А. Государство в «третьем мире»: возвышение, кризис, перспективы: Расширенные тезисы к дискуссии // Восток. - 1992. - № 2; Обсуждение // Там же. - № 5-6.

Эволюция восточных обществ: синтез традиционного и современного. - М., 1984. - Ч. 2.

Яковлев А. И. Реформы на Востоке: предпосылки, механизм и последствия //

Восток. - 1993. - № 5.

1. Этапы кризиса колониальной системы

Крушение колониализма - результат длительного поэтапного нарастания кризиса колониальной системы, который может быть периодизирован следующим образом:

- "Пробуждение Азии" - Первая мировая война. Назревание кризисной ситуации в условиях неполноты внутренних и внешних предпосылок для политического освобождения, зарождение традиций НОД.

- От Первой до Второй мировой войны включительно. Кризис колониализма становится хроническим, происходит консолидация сил НОД. Кризис мирохозяйственных связей в годы Первой мировой войны привел к товарному вакууму, который был в значительной степени заполнен резким ростом национального предпринимательства. Национальная буржуазия, усилившаяся за годы войны экономически, после ее завершения подверглась натиску вернувшегося европейского капитала, что привело к антагонизму между ними и превращению национальной буржуазии в лидера НОД. За годы войны также резко выросла численность рабочего класса колоний, значительная часть которого потеряла источник существования с восстановлением товарных поставок из метрополий. На сельском хозяйстве Востока крайне неблагоприятно отразились перестройки структуры с/х производства в начале и после окончания Первой мировой войны. В результате к нач. 20 гг. колониализму противостоял фактически единый народный фронт - вопрос заключался в том, кто этот фронт сумеет возглавить.

Первый и главный претендент на лидерство в НОД - национальная буржуазия, имела в качестве лидера ряд изъянов (слабость, связь с феодальным и полуфеодальным землевладением), которые не позволили ей в ряде стран сохранить за собой руководство НОД (Китай, Вьетнам, Индонезия). В указанных странах борьба была возглавлена радикальными мелкобуржуазными партиями и деятелями или коммунистами.

На этом этапе начинается распад колониальной системы (выпадение при советской помощи из сферы колониального контроля Турции, Ирана, Афганистана, Монголии).

В годы Второй мировой войны милитаристская Япония в тактических целях обещала и ряду оккупированных ею стран предоставила формальную ''независимость", от которой после капитуляции Японии Индонезия и Берма не желали отказываться в пользу бывших метрополий. Декларации стран антигитлеровской коалиции об освободительных целях войны и демократическом переустройстве послевоенного мира также подрывали принцип колониализма.

- 1945-1962 гг. - этап продолжения распада колониальной системы (от победы национально-освободительных революций в странах Дальнего Востока и Юго-Восточной Азии до года Африки и завоевания независимости Алжиром). Следует отметить, что подобное развитие событий на Востоке не соответствовало прогнозам и намерениям метрополий: У. Черчилль на Браззавильской конференции 1944 г. заявил, что он стал Премьером Британской Империи "не для того, чтобы председательствовать при ее распаде", а в решениях указанной конференции говорилось, что "возможность установления самоуправления колоний даже в отдаленном будущем должна быть отброшена".

Характерные тенденции послевоенного мира: ослабевшие метрополии стремятся восстановить свою мощь за счет колониальной эксплуатации Востока, усилившееся НОД при советской поддержке противодействует попыткам реставрации колониализма в его прежних формах, США, в принципе заинтересованные в "открытых дверях" к афро-азиатским ресурсам, в условиях "холодной войны" все-таки поддержали курс на реколонизацию и тоже вступили в конфронтацию с НОД. Образование единого империалистического фронта против НОД несколько замедлило распад колониальной системы, но усилило в ряде стран Востока радикальные тенденции перерастания антиколониальной борьбы в борьбу антиимпериалистическую и антикапиталистическую.

После Второй мировой войны колониальные державы применяли различную тактику охранения своих позиций и защиты своих интересов на Востоке. Британский колониализм оказался наиболее подготовленным к смене форм и методов эксплуатации с колониальных на неоколониальные:

- англичане традиционно применяли "косвенные" методы колониального управления в опоре на туземную феодальную верхушку и местную энглизированную интеллигенцию (400-миллионной Индией управлял 40-тысячный колониальный аппарат).

- опасаясь, что в случае лобового противостояния колониям произойдет радикализация НОД и к власти в новых освободившихся государствах придут левые силы, Лондон предпочел согласиться на мирную передачу власти умеренным местным политикам. Только там, где по каким-либо причинам это было невозможно, Англия применяла военную силу (Кения, Малайя). Формально, в смысле утраты прямого политического управления странами Востока, Англия "уходила", избавляясь при этом от тяжелого бремени и непопулярного имиджа "колонизатора". Фактически же, поскольку договоры о предоставлении независимости бывшим британским колониям предусматривали сохранение там экономических и иных позиций Англии, она "оставалась".

Послевоенная колониальная политика Франции характеризуется отсутствием гибкости и стремлением к восстановлению довоенного статус кво любыми средствами. В отличие от британских французские колонизаторы не успели еще окупить затраты на завоевание и освоение своих колоний, не внедрились столь глубоко и прочно в их экономику, не привязали ее к экономике метрополии (особенно это было заметно в Индокитае), не имели существенной опоры в современном секторе этих стран и делали ставку на феодальные круги. Система колониального управления отличалась жесткостью (в Индокитае было столько же французских чиновников, сколько в британском аппарате в гораздо более многонаселенной Индии). Авторитет Франции на Востоке был подорван ее разгромом в начале Второй мировой войны.

В 1946-54 гг. Франция вела колониальную войну в Индокитае, в 1954-62 гг. в Алжире. Обе авантюры завершились унизительным поражением Франции, несмотря на ее финансовую поддержку со стороны США, и фактической потерей статуса Франции как Великой Державы. Париж потерял не только политические, но и экономические позиции в указанных странах. Негативный опыт противоборства с НОД Вьетнама и Алжира вынудил Париж пойти на мирное предоставление независимости странам Черной Африки в к. 50 - нач. 60 гг. по британскому образцу.

- 1962-1990 гг. - этап завершения распада колониальной системы. Главное событие этого этапа - распад старейшей португальской колониальной империи.

Португалия, самая слабая колониальная держава, длительное время сохраняла свои обширные колониальные владения, поскольку остальные империалистические державы не могли договориться между собой о разделе португальских колоний. Не имея собственных экономических возможностей для освоения природных ресурсов Анголы и Мозамбика и опасаясь появления там местной национальной буржуазии в качестве конкурента, Лиссабон допустил крупный капитал западных держав в свои колонии. Португальская империя в результате превратилась в коллективную колонию Запада, заинтересованного в сохранении там португальского колониального аппарата в качестве гаранта их инвестиций. "Революция гвоздик" и НОД положили конец этому колониальному гибриду в 1975г.

С завоеванием независимости Зимбабве (1980 г.) и Намибией (1990 г.) завершается процесс ликвидации системы колониальной зависимости, основанной на прямом подавлении и эксплуатации народов Востока. Однако, параллельно сужению сферы прямого колониального господства Запада в афро-азиатском регионе усиливается применение им неоколониальных методов эксплуатации, апробированных им ранее в отношении полуколоний. Есть основания считать неоколониализм особой формой колониализма, доминирующей в отношениях Запад-Восток после распада колониальной системы.
2. ВЫБОР ПУТИ РАЗВИТИЯ: Государственно-капиталистический вариант РС

После завоевания политической независимости руководство ряда РС обнаруживает, что слабая национальная буржуазия не в состоянии вывести их из экономической отсталости и зависимости. Решение этой задачи может быть обеспечено проведением политики госкапитализма, в арсенале которого: государственное регулирование частного сектора для направления его развития в нужное русло (посредством налогообложения или, наоборот, предоставления льгот, лицензированием и т. д.); создание ключевых отраслей и предприятий в рамках госсектора; содействие национально-буржуазному предпринимательству в его конкурентной борьбе с иностранным капиталом посредством политики протекционизма и привилегированных отношений с госсектором (приоритетность, льготные цены на продукцию государственных предприятий и т. д.).

На начальном этапе такого варианта развития расстановка сил складывается следующим образом: государство развивает и контролирует командные высоты экономики как основу преодоления отсталости и зависимости (металлургия, машиностроение, энергетика); национальная буржуазия развивает легкую, обрабатывающую, мелкую промышленность, экономически высокоприбыльную вследствие быстрой окупаемости; иностранному капиталу дозволяется развитие в РС чрезвычайно капиталоемкой горнодобывающей промышленности на определенных условиях.

Таким образом, складывается известный баланс трех сил, каждая из которых выполняет свою часть работы по ликвидации отсталости РС при решающей и контролирующей роли государства как выразителя общенациональных интересов.

Со временем, однако, баланс трех сил нарушается: крупная национальная буржуазия, экономически усилившаяся благодаря политике госкапитализма, начинает претендовать на руководство государством и госсектором под предлогом его неэффективности (так было в Турции и Индии). Достижение этой цели может привести к тому, что политика госкапитализма будет служить не национально-государственным интересам, а крупному капиталу. Поэтому мелкая и средняя буржуазия противодействуют его намерениям: идет борьба "верхушечного" и снизу растущего капитализма за контроль над государством.

Степень экономической эффективности госсектора по сравнению с частным действительно ниже, поскольку госсектор взял на себя самую трудную и малоприбыльную сферу экономики: он поддерживает и стимулирует национально-буржуазный сектор установлением для него льготных цен, часто ниже себестоимости продукции госсектора; госсектор характеризуется большими расходами на социальную сферу и гораздо более высокой степенью социальной защищенности его работников, чем на частных предприятиях. Все это трактуется правобуржуазной оппозицией как "неэффективная трата денег налогоплательщиков". Обвинения госсектору в неэффективности находят поддержку в широких слоях населения. Дело в том, что созданная на деньги налогоплательщиков (иностранная помощь тоже, в конечном счете покрывалась ими) тяжелая промышленность непосредственно и сразу не привела к повышению уровня и качества их жизни. Кроме того, высокомеханизированный госсектор использует меньшее количество рабочей силы, чем частнокапиталистические предприятия. Поэтому, например, в Индии в 1977 г. избиратели высказались против курса на создание за их счет крупного механизированного производства, мешающего решить проблему занятости путем создания множества мелких предприятий.
Заслуги и роль госсектора, как стержня экономической самостоятельности, неоспоримы. Ликвидация его, как "выполнившего свои функции и исчерпавшего свой созидательный потенциал" на новом этапе экономического развития, преждевременна. Госсектор не только объект политической борьбы, но и важный инструмент балансирования противоборствующих сил и стабилизации социально-политической ситуации в руках государства. Выход из кризиса политики госкапитализма зависит от конкретных условий страны, ее проводящей. Основные направления совершенствования этой политики: ограничение непосредственного вмешательства государства в экономику; ограничение производственных функций государства при сохранении и расширении его регулирующих развитие частного сектора функций; более четкое разграничение сфер деятельности частного и государственного капитала; отказ госсектора от протекционизма национально-буржуазного сектора и переход к сотрудничеству между ними на общих основаниях прибыли, спроса и предложения. Государственно-капиталистический вариант развития - это выбор крупных государств, которые имели основания ставить вопрос о достижении экономической самостоятельности. В этих странах буржуазия не имеет монополии на власть - государство, опираясь на госсектор, сохраняет высокую степень надклассовой автономии и имидж выразителя общенациональных интересов. Оно выполняет роль буфера в отношениях между классами и между различными фракциями буржуазного класса. Ось политического противостояния проходит внутри буржуазного класса по вертикали со все большим преобладанием крупного капитала, блокирующегося с капиталом иностранным. Судьбы общества и государства зависят от позиции, которую займет государство по отношению к этому складывающемуся преобладанию: если не будет принят комплекс мер в интересах стимулирования мелкого и среднего бизнеса, государство потеряет свою былую экономическую, а следовательно и политическую, самостоятельность и превратится в инструмент крупного национального капитала, связанного с ТНК. А это приведет к нарушению относительной социально-политической стабильности эпохи госкапитализма.

Феномен "социалистической ориентации"

Изначально на путь "социалистической ориентации" вступили страны с неразвитыми буржуазными отношениями или с отсутствием таковых. Руководство стран с патриархально-феодальной экономикой полагало, что путь капиталистической модернизации как средство ликвидации отсталости для них не подходит, что капиталистическим путем из нищеты им не выбиться (национальной буржуазии как класса практически нет; накоплений у населения для ее формирования нет; процесс ПНК и последующие стадии капиталистической эволюции будут идти неопределенно долго; призывать на помощь через окно бывших колонизаторов, только что выставленных за дверь, унизительно и непопулярно в массах; а если иностранный капитал и придет, то будет диктовать свои условия сотрудничества). Кроме того, связь колониализма с капитализмом скомпрометировала саму идею капиталистического выбора в этих странах.

У руководства указанных стран было большое желание избежать прохождения длительной буржуазной эволюции, спрямить путь к процветанию и ускорить его достижение посредством перехода к социализму минуя капиталистическую стадию. Основными предпосылками "перепрыгивания через историю" должны были стать: община и традиции общинного коллективизма, направленные в нужное русло революционно-демократическими режимами внутри этих стран, использование опыта индустриализации СССР и советской помощи "прогрессивному" курсу этих режимов.

Опыт советской индустриализации, привлекавший внимание многих лидеров "третьего мира", свидетельствовал, что решение стратегической задачи - выжить и достигнуть экономической независимости, может быть обеспечено: плановым руководством централизованной обобществленной экономикой; созданием тяжелой промышленности как основы независимой экономики; мобилизацией человеческого социального фактора экономического роста, планированием и программированием внешней торговли, которая в руках государства может быть источником накопления крупных централизованных ресурсов на цели форсированного промышленного развития.

Многое из советского опыта преодоления отсталости в той или иной степени действительно могло быть применимо в РС с учетом разницы условий огромного СССР эпохи первых пятилеток и маленьких патриархальных стран, вознамерившихся перепрыгнуть через капиталистическую стадию развития. На практике же произошло слепое копирование советского опыта: руководство КПСС хотело побыстрее построить "витрину социализма" на Востоке, а революционно-демократические лидеры РС таким образом форсировали социально-экономическую трансформацию своих стран. В результате сосредоточения советской помощи этим странам в "стратегических" отраслях (энергетика и машиностроение, горнодобывающая и металлургическая промышленность) в малых странах были созданы крупные производства, эффективность которых желала лучшего, и неразвитыми остались отрасли, которые могли бы дать быструю отдачу и обеспечить потребности населения в товарах повседневного спроса. Не оправдались и надежды на общину как "естественную ячейку социализма". Кризисные явления в этих странах закономерно вели или к ужесточению политического режима, или к военным переворотам с целью перехода на капиталистическую модель развития (Гана, Гвинея, Йемен).
Параллельно отходу от курса "социалистической ориентации" ряда патриархальных стран, на этот путь развития стали выходить страны более развитые в буржуазном отношении, но не выдержавшие "экзамена на капитализм". Дело в том, что с развитием капитализма в этих РС на место и впридачу к проблемам старого традиционного общества приходят еще и проблемы нового буржуазного общества. Оставаясь в рамках мировой капиталистической системы хозяйства, эти страны апеллировали к СССР за помощью в "прерывании капиталистического развития и отходе от него" в сторону "социализма" (арабского, сирийского, иракского, исламского...). С учетом идеологического значения феномена "отхода" РС от капитализма и антиимпериалистической риторики лидеров этих стран, советская помощь им была обеспечена. В результате теоретические предположения Ф. Энгельса и В. Ленина о "возможности" некапиталистического развития некоторых отсталых стран при условии могущественной многосторонней поддержки извне теоретиками КПСС (М. Суслов, Б. Пономарев, Р. Ульяновский) были трансформированы в концепцию "неизбежности" разрыва большинства РС с капитализмом и превращения социалистической ориентации в "магистральный" путь развития зарубежного Востока. Тем самым были дезориентированы относительно реальной возможности "капиталистического" развития и народы Востока, и советский народ - донор этого эксперимента (в к. 50 - нач. 70 гг. на Египет приходилось от 20% до 30% всей советской помощи "третьему миру", но даже этого оказалось недостаточно для сохранения "курса Насера" после его смерти).

Ход преобразований во второй группе стран "социалистической ориентации" выглядел следующим образом: поскольку их политическое руководство было против частного национального и иностранного капитала, было проведено огосударствление экономики. Бюрократизированный госсектор не мог обеспечить повседневные экономические потребности общества и нуждался в притоке средств для своего развития (советской помощи явно не хватало). Отсюда, с одной стороны, необходимость либерализации экономической политики (снятие запрета на национально-буржуазное предпринимательство и инвестирование западного капитала в частном секторе), а с другой стороны, ужесточение политического режима для контроля стихийного развития капитализма. В конечном счете, возрожденный буржуазный сектор коррумпирует партийно-государственный аппарат и происходит трансформация революционно-демократических режимов в авторитарные с популистским оттенком.

Распад Советского Союза и МСС, как внешнего фактора "социалистической ориентации" РС, положил конец указанному феномену. Это не означает, однако, невозможности рецидивов избегания мучительной капиталистической модернизации отдельных стран Востока, но они обречены на провал в связи с отсутствием внешней поддержки со стороны союзника, каковым ранее был СССР.


  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические рекомендации по изучению предлагаемых вопросов. Пособие предназначено для студентов-историков дневного и заочного отделений iconЛитература Введение
Учебное пособие предназначено для магистров дневного и заочного отделений экономических специальностей. Данное учебное пособие может...
Методические рекомендации по изучению предлагаемых вопросов. Пособие предназначено для студентов-историков дневного и заочного отделений iconРекомендации по подготовке самостоятельной письменной работы по культурологии Волгоград
Методическое пособие предназначено для студентов дневного и заочного обучения всех специальностей педагогического университета
Методические рекомендации по изучению предлагаемых вопросов. Пособие предназначено для студентов-историков дневного и заочного отделений iconМетодические рекомендации по работе с нормативно-правовыми актами...
Учебное пособие предназначено для студентов 3 курса очного и заочного отделений Института права Тамбовского государственного университета...
Методические рекомендации по изучению предлагаемых вопросов. Пособие предназначено для студентов-историков дневного и заочного отделений iconМетодические рекомендации по подготовке и написанию реферата Вопросы для самоконтроля по курсу
История отечественного государства и права: Программа курса и методические рекомендации для студентов очно-заочного, заочного отделений...
Методические рекомендации по изучению предлагаемых вопросов. Пособие предназначено для студентов-историков дневного и заочного отделений iconМетодическое пособие для студентов 1 курса дневного и заочного отделений
В закавказье живут айсоры, чей язык входит в состав афразийской (семито-хамитской) семьи языков
Методические рекомендации по изучению предлагаемых вопросов. Пособие предназначено для студентов-историков дневного и заочного отделений iconМетодическое пособие для студентов четвертого курса дневного и заочного...
Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Петрозаводский государственный университет»
Методические рекомендации по изучению предлагаемых вопросов. Пособие предназначено для студентов-историков дневного и заочного отделений iconМетодические указания к спецкурсу «Теория и практика нейролингвистического...
Методические указания разработаны кандидатом психологических наук, доцентом кафедры психологии личности Е. В. Прокопьевой
Методические рекомендации по изучению предлагаемых вопросов. Пособие предназначено для студентов-историков дневного и заочного отделений iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Политология» изадания...
Методические рекомендации предназначены для студентов заочного отделения всех специальностей
Методические рекомендации по изучению предлагаемых вопросов. Пособие предназначено для студентов-историков дневного и заочного отделений iconУчебно-методическое пособие для студентов дневного и заочного отделений...
Государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Методические рекомендации по изучению предлагаемых вопросов. Пособие предназначено для студентов-историков дневного и заочного отделений iconМетодические указания к изучению теоретической механики учебный план...
Данное пособие предназначено для студентов II курса заочного обучения специальности 160905 в качестве дополнительного материала по...
Методические рекомендации по изучению предлагаемых вопросов. Пособие предназначено для студентов-историков дневного и заочного отделений iconУчебно-методический комплекс по курсу "экологическое право" для студентов...
Содержит программу курса, планы семинарских занятий, задания для индивидуальной работы студентов, примеры тестовых заданий, темы...
Методические рекомендации по изучению предлагаемых вопросов. Пособие предназначено для студентов-историков дневного и заочного отделений iconУчебное пособие по дисциплине «Социология в строительной сфере» составлено...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Методические рекомендации по изучению предлагаемых вопросов. Пособие предназначено для студентов-историков дневного и заочного отделений iconМетодическое пособие по дисциплине «Логика»
Учебное методическое пособие по дисциплине «Логика» составлено для студентов юридической и экономической специальностей дневного...
Методические рекомендации по изучению предлагаемых вопросов. Пособие предназначено для студентов-историков дневного и заочного отделений iconУчебно-методическое пособие для студентов дневного и заочного отделений...
Утверждено к печати кафедрой музеологии исторического факультета Казанского государственного университета
Методические рекомендации по изучению предлагаемых вопросов. Пособие предназначено для студентов-историков дневного и заочного отделений iconМетодические рекомендации к лекционному курсу для студентов дневного...
«Менеджмент» составлено в соответствии с требованиями федерального компонента к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки...
Методические рекомендации по изучению предлагаемых вопросов. Пособие предназначено для студентов-историков дневного и заочного отделений iconПрограмма дисциплины, методические указания к выполнению контрольных...
Рекомендовано к изданию научно-методическим Советом Уральского Государственного Экономического Университета


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск