Скачать 0.83 Mb.
|
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» КАФЕДРА ЭКОНОМИКИ МЕНЕДЖМЕНТ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ЛЕКЦИОННОМУ КУРСУ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ДНЕВНОГО И ЗАОЧНОГО ОТДЕЛЕНИЯ 4 КУРСА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 030500.18 - "ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ (ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ)" ВОРОНЕЖ - 2006 Пособие по изучению дисциплины «Менеджмент» составлено в соответствии с требованиями федерального компонента к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки дипломированного специалиста по циклу «Дисциплины отраслевой подготовки» государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования. Составители пособия: старший преподаватель Бейлина А.Ф. кандидат экономических наук, доцент Котов А.А. Рецензент кандидат экономических наук, доцент Буракова Н.А. кандидат экономических наук, доцент Бартенева Т.В. Обсуждено на заседании кафедры экономики ВГПУ "__" _________ 200_ г., протокол № __.
Курс «Менеджмент» обеспечивает формирование системы знаний о теории и практике управления, необходимой для качественной подготовки профессиональных кадров. Под термином "менеджмент" часто понимается только совокупность современных принципов, методов, средств и форм управления производством и сбытом с целью повышения их эффективности и увеличения прибыльности в условиях рыночной экономики. Получение знаний о перечисленных категориях является важным фактором успеха в повседневной жизни независимо от сферы деятельности. Опыт показывает, что в настоящее время успех любого дела значительно чаще бывает, связан не с имеющимися финансовыми и материальными ресурсами, а именно с качеством и эффективностью управления. Однако современное представление об управлении значительно шире. Главное призвание менеджмента, выкристаллизовавшееся на протяжении многих веков практики управления - это сделать людей способными действовать сообща посредством установления для них общих целей и ценностей, придать их усилиям эффективность, сгладить присущие людям недостатки, предотвратить возможные конфликты. Таким образом, менеджмент является атрибутом не только производства, это неотъемлемая часть любой человеческой деятельности, которая нуждается в управлении, чтобы задействовать знания, способности и навыки многих людей. Только современное научное управление способно объединить усилия людей, сделать образование и культуру непосредственной производственной силой, превратить их в истинный капитал нации. Поэтому, с социальной точки зрения, менеджер - это человек, ответственный за создание материального и духовного потенциала общества. Именно в таких специалистах нуждаются институты и университеты, школы и детские дошкольные учреждения. Управлять - значит приводить к успеху других. Поэтому формирование таких деловых и личных качеств и умений менеджера как развитие аналитических способностей, работоспособность и самодисциплина, широта интересов и гибкость в отношениях с людьми, умение принимать решения и быть лидером, побуждать людей к деятельности и решать конфликтные ситуации - как нельзя лучше подходит к характеристике учителя и воспитателя. Поэтому целью изучения дисциплины является приобретение компетенций необходимых для решения практических проблем возникающих в области управления подразделениями и работниками, реализации основных функций менеджмента, организации структур управления, коммуникаций и мотивации в системе менеджмента. Основная задача дисциплины – научить студентов использовать теоретические аспекты менеджмента в современных, постоянно меняющихся условиях экономической системы, предлагать и обосновывать пути повышения эффективности управления. Структура учебного курса. По учебному плану 2000 года общая трудоемкость курса «Менеджмент» для студентов дневного отделения составляет 200ч., из них аудиторных занятий: лекций – 56ч., сем.- 42ч., на самостоятельную работу студентов предусмотрено 102 ч. Для студентов заочного отделения – в объеме 200ч., из них аудиторных занятий: лекций – 16ч., семинарских занятий – 8ч., на самостоятельную работу студентов предусмотрено 176ч. В рамках лекционного курса предусмотрено самостоятельное изучение студентами теоретического материала по определенным темам (см. раздел «Структура лекционного курса»). Изучение курса заканчивается экзаменом в форме теста. 1.2. Требования к уровню освоения дисциплины Итогом изучения курса «Менеджмент» для студентов должны быть: Представления: о сущности и роли управления; об этапах развития менеджмента как науки; о составе основных функций менеджмента; об основных формах организационных структур; об роли контроля в системе управления; об основных типах групп в рамках организации; о факторах эффективности менеджмента. Знания: понятие "менеджмент"; основные методы управления; этапы разработки управленческих решений; особенности современной этики управления; типологию организационных структур управления; основные теории мотивации деятельности; основные виды коммуникаций; стили руководства; сущность власти и влияния; факторы эффективности менеджмента. Навыки: выбора определенных методов управления; определения целей и миссии организации; формирования коммуникативных связей в организациях; моделирования ситуаций в процессе управления; выявления ошибок в процессе осуществления контроля; осуществления мотивации исполнителей; выбора методов разрешения конфликтов; выявления тенденций эффективности управления; умение использовать полученные знания в реальных ситуациях. 1.3. Перечень дисциплин, знание которых необходимо при изучении данной дисциплины: экономическая теория; история экономики; история экономических учений; маркетинг; предпринимательская деятельность. 2. СТРУКТУРА ЛЕКЦИОННОГО КУРСА
3. СОДЕРЖАНИЕ ЛЕКЦИОННОГО КУРСА Тема 1. МЕНЕДЖМЕНТ: ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ
Первый вопрос вводит в процесс изучения менеджмента. Под термином "менеджмент" понимают процессы управления хозяйственной деятельностью. Менеджмент можно трактовать как искусство управления и науку управления. Менеджмент как искусство управления основывается на учете особенностей организации, а также специфике каждой его субъективной составляющей. Менеджмент как наука управления раскрывает природу управленческого труда, изучает экономические отношения в сфере производства, распределения и обмена материальных и нематериальных благ, основывается на использовании экономических законов и закономерностей. Термин "управление" является не только экономическим, но и социальным, и философским понятием. Управление - это сознательное воздействие человека на различные объекты и протекающие в окружающем мире процессы, на связанных с ними людей, которое осуществляется с целью придать данным процессам определенную направленность и получить желаемые результаты. Управление - это осознанный процесс, то есть управляющее лицо заранее продумало, наметило, осознало виды используемых им управленческих воздействий. Управление характеризуется тем, что слабое по физической мощности воздействие приводит к значительным, масштабным изменениям. Чрезвычайно важное свойство управления - наличие целей, на достижение которых оно направлено. Управление возникает именно потому, что люди желают достичь определенных целей, осуществить свои намерения, удовлетворить определенные потребности, получить нужный результат. Потребность в управлении вытекает из необходимости организации, координации труда совместно действующих работников. Происходящий процесс разделения труда привел к вычленению управления как самостоятельного вида человеческой деятельности, к выделению управленческого труда в качестве специфической сферы трудовой деятельности. Основными целями управления являются: цели поддержания системы в достигнутом ею состоянии, цели выхода из нежелательного состояния, цели развития системы. Во втором вопросе рассматриваются различные виды управления. По типу субъекта управления выделяются: индивидуальное или личное управление; коллективное или групповое управление; международное управление; государственное управление; муниципальное (местное) управление; ведомственное управление; управление со стороны собственника; уполномоченное (доверительное, трастовое) управление. По типу объекта управления выделяются следующие виды управления: управление мировой экономикой; управление хозяйством страны; управление сферами и отраслями экономики; территориальное (региональное) управление; управление предприятиями, организациями, фирмами; управление индивидуальным предпринимательством; управление домашним хозяйством. По типу управляющих воздействий субъектов на объекты выделяются: централизованное и децентрализованное управление; внутреннее и внешнее управление; административно-командное, стимульное и социально-психологическое управление. В третьем вопросе рассматривается менеджмент как наука. Менеджмент как тип управления в наибольшей степени отвечает потребностям рыночной экономики. Менеджмент возник и оформился в своеобразную концепцию практического управления как тип управления, родившийся в условиях свободного предпринимательства и конкуренции. В связи с этим можно выделить следующие признаки менеджмента. Исходным моментом организации управления и его осуществления является человек, его потребности, интересы, мотивы, ценности и установки. Это находит свое выражение как в управлении внутренними процессами деятельности людей, так и процессами поведения фирмы во внешней среде. В подходах, принципах и методах управления отдается явный приоритет экономическим средствам и методам управления. Менеджменту присущ профессионализм управления, выступающий как одно из главных требований к менеджеру и персоналу. Менеджменту надо учиться, осваивая область экономических и социально-психологических знаний. Для менеджмента характерна гибкая организация управления, способная быстро перестраиваться в соответствии с изменяющимися условиями. Менеджмент предъявляет комплекс требований к личным качествам менеджера. Темы рефератов:
Литература:
Вопросы и задания:
|
Методические рекомендации по изучению предлагаемых вопросов. Пособие... «История стран Азии и Африки в новейшее время», конспекты лекций, задания для самостоятельной работы, списки литературы к каждой... | Методическое пособие для студентов четвертого курса дневного и заочного... Вопросы к зачету, задачи и практические задания, список источников и литературы для студентов четвертого курса дневного и заочного... | ||
Методическое пособие для студентов четвертого курса дневного и заочного... Методическое пособие для студентов четвертого курса дневного и заочного отделения специальности | Методические рекомендации для студентов заочного отделения нижний... Методические рекомендации предназначены для организации и совершенствования самостоятельной работы студентов заочного отделения,... | ||
Методические рекомендации по изучению дисциплины «Политология» изадания... Методические рекомендации предназначены для студентов заочного отделения всех специальностей | Методические рекомендации по выполнению контрольной работы для студентов... Методические рекомендации по выполнению контрольной работы для студентов заочного отделения | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины по специальности 050501.... «Профессиональное обучение (экономика и управление)», специализация: «Хозяйственно-правовая деятельность» | Методические рекомендации для студентов по специальности «Экономика... Методические рекомендации предназначены для студентов очного и заочного отделения | ||
Методические рекомендации по выполнению контрольной работы для студентов... Ная дисциплина учебного плана специальности080114 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)». В соответствии с Государственными... | Степаненко Е. В. С79 Социология: Пособие к изучению дисциплины Данное пособие издается в соответствии с учебным планом и требованиями Госстандарта по курсу «Социология» для студентов II курса... | ||
Методические рекомендации и контрольные задания для студентов V курса Фоминых С. Г., Скальский С. В. Методические рекомендации и контрольные задания для студентов V курса заочного отделения фармацевтического... | Методические рекомендации по изучению дисциплины «экономика» Методические рекомендации по изучению дисциплины «экономика» для студентов, обучающихся по специальности «Биология» | ||
Программа учебной дисциплины «Маркетинг» Данный курс изучается в 7 семестре, на специальности 030500. 18 – профессиональное обучение (экономика и управление). В рамках изучения... | Методические указания по выполнению курсовых работ по истории искусств для студентов ииид ижевск Методические указания предназначены для студентов 4-го курса дневного и 5-го курса заочного художественно-педагогического отделения... | ||
Учебно-методическое пособие для бакалавров направления 080100. 62... Учебно-методическое пособие предназначено для студентов очного и заочного отделения с целью организации и обеспечения учебного процесса... | Рабочая программа по курсу «История стран Западной Европы» содержит... Программа курса и методические рекомендации для студентов специальности 080507 «Менеджмент организации» |