Урок по принципу «от общего к частному»





Скачать 136.54 Kb.
НазваниеУрок по принципу «от общего к частному»
Дата публикации08.08.2013
Размер136.54 Kb.
ТипМетодические рекомендации
100-bal.ru > Литература > Методические рекомендации
Методические рекомендации для учителей, работающих

в художественно-эстетических классах
Психологические особенности детей-художников
Учитель, работающий с детьми-художниками, должен помнить: познавательные процессы у этого типа детей имеют свои особенности:

  1. Художник мыслит зрительными образами, его мышление эмоциональное, наглядно-образное, интуитивное. Он легче догадывается, чем доказывает. Художник видит картины мира в общем, ему важны наглядные жизненные примеры.

  2. Для этих детей характерно целостное восприятие, эмоционально-чувственное.

  3. Память у художников образная, эмоциональная, зрительно-наглядная, в то же время у правополушарных детей хорошо развита слуховая память.

  4. Для художественного типа свойственна непроизвольность познавательных процессов: памяти, внимания, т. е. реагируют они на все яркое, интересное. На призывы откликаются слабо.

5. Данный тип детей легче поддается страху, гневу, ярости и другим отрицательным эмоциям. Также для этих детей характерна высокая тревожность, потребность в общении, обостренная возбудимость, общительность, чувственность, напряженность, низкий самоконтроль, интерес к практической и художественной деятельности.
Методические рекомендации учителям
Помните:

  1. Ученики с художественным типом мышления нуждаются в наглядности. Они испытывают потребность в ней. Для них важен рисунок, иллюстрация, образ.

  2. Начинайте урок с яркого слова о важности изучаемой темы, покажите тему в целом, проиллюстрируйте наглядностью, покажите, какую огромную роль играет эта тема в системе изучаемого материала. Назовите и покажите учащимся самую разнообразную литературу по изучаемой теме. Расскажите, как ученые бились над той или иной проблемой. Раздайте темы выступлений учащимся по изучаемому разделу.

  3. Постройте урок по принципу «от общего к частному»:

  • всю тему распределите по частям;

  • выделите главные, ведущие проблемы темы, заострите на них внимание учащихся;

  • используйте наглядность;

  • изучайте тему по принципу «от общего к частному»;

  • ставьте детям проблемные вопросы по принципу «от общего к частному»;

  • помогите ученику в поиске им самим истины;

  • убеждайте его, что правильный ответ на вопросы всегда можно найти в учебнике и дополнительной литературе;

  • делайте на уроке самые разнообразные обобщения: детям важно увидеть сделанную ими самими работу, поделку, эскиз, рисунок (для них очень важна оценка их деятельности);

  • учитывая непроизводительность познавательных процессов (памяти, внимания) и низкий уровень саморегуляции поведения детей-художников, учителю необходимо: при построении главной части урока (изучение нового материала) выделять момент вовлечения учащихся в учебную деятельность через интерес;

  • чаще используйте побуждение к деятельности через положительную установку, как можно реже прибегайте к принуждению;

  • учитывая высокий уровень коммуникативных способностей художников, на уроках литературы, истории, иностранного языка чаще используйте форму диалога.


Учитель в художественно-эстетическом классе
Для учащихся этого типа важны человеческие качества учителя: человечность, любовь к ученику, забота о нем. Интерес к предмету идет через привязанность к учителю как к человеку.

Реагируйте правильно, когда дети на уроке отвечают хором: они эмоциональны, для них свойственна непроизвольность памяти, внимания.

Эффективны невербальные способы привлечения учащихся к учебной деятельности, как-то: наглядность, практическая деятельность учащихся, жест учителя, взгляд, поглаживание, прикосновение к ученику и т. д.

Необходимо помнить: второй язык — невербальный. Художники могут теряться, испытывают дискомфорт, когда их прерывают в чтении, с трудом комментируют прочитанное, хотя все прекрасно понимают. Кстати, дети-художники труднее научаются читать в отличие от детей-логиков. Часто, когда не могут высказать мысль, у них вступает в силу невербальный способ общения: всякого рода жесты, движения и т. д.

Художники не очень любят проверять свои работы, считают, что это не очень интересно и полезно.

Дети-художники предпочитают смотреть фильм до чтения книги. Это не мешает им прочесть книгу потом.

«Трудные дети» обычно вырастают из художников. Их гораздо чаще не понимают. Гении (композиторы, художники, писатели), естественно, тоже правополушарные.

Задачи, которые Вы решите, учитывая вышеназванные особенности учащихся и рекомендации, доставят удовлетворение детям и Вам:

  • ваши ученики захотят учиться;

  • на уроке будет комфортно ученикам и Вам;

  • они научатся приобретать знания самостоятельно;

  • не будет проблем с дисциплиной.


Методические рекомендации для учителей, работающих

в классах с логическим типом мышления
Психологические особенности детей с логическим типом мышления

Учитель, работающий с логиками, должен помнить:

Тип мышления — логический, т.е. возможность лучше усваивать логическую сторону учебного материала. Мышление у детей-логиков характеризуется явным преобладанием хорошо развитого словесно-логического компонента над слабым наглядно-образным. Они легко оперируют отвлеченными схемами, у них нет потребности в ярких наглядных опорах, успешно решают задачи, выраженные в абстрактной форме; задачи, выраженные в конкретно-наглядной форме, стараются переводить в абстрактный план. Операции, связанные с анализом понятий, осуществляются ими легче, чем те, которые связаны с анализом геометрической схемы или чертежа. Мышление у левополушарных детей рациональное, абстрактно-логическое, они легко оперируют цифрами, математическими формулами и другими знаковыми системами. У них отличная память на цифры, формулы, слова. Легко воспроизводят последовательность событий.

Восприятие учебного материала и окружающего мира характеризуется выделением частного из общего. У этих детей великолепно развита речь.
Поведенческие особенности левополушарных учащихся

Для «мыслителей» характерны следующие личностные свойства: спокойствие, умеренная тревожность, ответственность, практичность, высокий самоконтроль, направленность личности на себя и на дело, высокий интерес к технике и математике.

У этих детей хорошо развита речь. Именно они чаще хорошо учатся, легко научаются читать, любят учиться, ведь учебники «помогают» им в этом, методический аппарат школьного учебника и различных пособий чаще всего рассчитан на логиков.
Методические рекомендации учителям

Ученики с логическим типом мышления нуждаются в наглядности особого рода: таблица, схема, диаграмма.

  • Постарайтесь построить урок по принципу «от частного к общему».

  • Добивайтесь, чтобы дети па каждом уроке были исследователями, поэтому метод микрооткрытий на уроках — важнейший.

  • Дети с логическим типом мышления чаще всего любят учиться: дайте им возможность заниматься самостоятельно, приобщайте их не только к художественной литературе, но и к научной, специальной.

  • Помните: дети с логическим типом мышления хорошо читают, умеют мыслить, рассуждать, делать выводы. Эти ученики предпочитают доказательства, не торопятся выдать результат, им все нужно обдумать. Учитывайте это при оценке знаний учащихся. Они очень любят проверять свои работы.

  • Учитель важен для ученика как профессионал, умеющий полно, логично преподнести материал. Важна информация, которую несет учитель.



Методические рекомендации для учителей русского языка,

работающих в гуманитарных классах
Учащиеся гуманитарных классов представляют собой средний тип, у них есть особенности, присущие и логикам, и художникам, но преимущественно вербальный интеллект гуманитариев включает в себя и интуитивный компонент, мышление более эмоциональное и образное, чем у логиков. А потому целесообразно использовать приемы и методы, приемлемые для лево- и правополушарных детей, делая упор на образное слово. Анализ работы в гуманитарных классах позволяет сделать некоторые рекомендации.

  • Целесообразно давать материал по русскому языку крупными блоками.

  • Выявлять глубокие внутрипредметные связи, изучать язык как целостное явление.

  • Максимально использовать все интеграционные связи русского языка, литературы, истории культуры, иностранного языка и истории.

  • Для усиления коммуникативной направленности в работе над языком следует вводить элементы речевого этикета, позволяющего пользоваться языком в различных жизненных ситуациях.

  • Дня формирования языковой культуры, предполагающей культуру мысли, слова, творчества, необходимо подбирать тексты истинно художественные, дающие возможность для анализа не только грамматического, но и лексического, синтаксического.

  • Для привития навыков адекватного восприятия учащимися художественного текста необходимо широко использовать, начиная с 5 класса, лингвистический (комплексный) анализ текста, предполагающий умение определить тип и стиль речи, тему и идею, а также многообразие художественных средств языка; исследование должно идти в глубокой взаимосвязи и взаимообусловленности. Рекомендуется проводить комплексный анализ текста систематически, ибо это есть школа овладения языком.

  • В гуманитарных классах, начиная с 5 класса, следует вводить понятие художественного анализа поэтического текста, тем более что новые хрестоматии дают образцы высокой поэзии. Исследование художественных элементов выполняются детьми с интересом.

  • В гуманитарных классах предлагается уделить особое внимание эмоциональной инструментовке речи учителя и учащихся.

  • Для развития самостоятельности, творческого потенциала личности целесообразно включать учащихся в активный процесс познания через самостоятельное составление вопросов для анализа произведения, через проведение уроков в форме литературной игры как по отдельному произведению, так и по обобщающим темам, т. е. через нестандартные уроки.

  • Для формирования языковедческого исследовательского подхода к изучению языка рекомендуется составление грамматических сказок на младших ступенях среднего звена, грамматических докладов, микроисследований на различные темы, а также в качестве домашних заданий предлагать составление тренировочного, дидактического материала.

  • Учить работать с учебниками, различными источниками, дополнительной литературой.

  • На уроках развития речи ставить ученика в ситуацию активного использования всех языковых навыков; проводить тренировку общения, ораторства, сочинительства.


Методические рекомендации для учителей русского языка, работающих

в художественно-эстетическом цикле
Психологические особенности детей-художников

Учитель, работающий с детьми-художниками, должен помнить: познавательные процессы у этого типа детей имеют свои особенности.

  1. Художник мыслит зрительными образами, его мышление эмоциональное, наглядно-образное, интуитивное. Он легче догадывается, чем доказывает. Художник видит картины мира, в общем, ему важны наглядные жизненные примеры.

  2. Для этих детей характерно целостное, эмоционально-чувственное восприятие.

  3. Память у художников образная, эмоциональная, зрительно-наглядная, в то же время у правополушарных детей хорошо развита слуховая память.

  4. Для художественного типа свойственна непроизвольность познавательных процессов: памяти, внимания, т. е. они реагируют на все яркое, интересное. На призывы реагируют слабо.

  5. Данный тип детей легче поддается страху, гневу, ярости и другим отрицательным эмоциям. Также для этих детей характерна высокая тревожность, потребность в общении, обостренная возбудимость, общительность, чувственность, напряженность, низкий самоконтроль, интерес к практической и художественной деятельности.


Методические рекомендации учителям

Учитывая особенности восприятия, сознания, речи, памяти, интеллекта, можно рекомендовать как целесообразные следующие приемы и методы.

  • При изучении нового материала должен быть положен принцип «от общего к частному».

  • Опираясь на особенности восприятия детей-художников, следует, насколько это, возможно, использовать наглядность в виде рисунков, картин, ярких цветовых пятен.

  • Предлагать учащимся-художникам представлять грамматический материал в виде карточек, таблиц на образном уровне вначале по образцу, а потом самостоятельно.

  • Для формирования навыков грамотного письма и устной речи собирать и использовать дидактический материал, раскрывающий содержание картин, произведений музыки и прикладного искусства.

  • Максимально использовать интеграционные связи русского языка с историей культуры, развитием речи, литературой, параллельно вести изучение многих тем на этих уроках.

  • Из особенностей внимания художников вытекает такое важное требование, как нахождение приема, привлекающего внимания школьников.

  • Урок в художественном классе должен быть эмоционально тонко инструментирован.

  • Типу психической деятельности художников соответствуют нестандартные уроки, игровые моменты на них.


Методические рекомендации для учителей русского языка, работающих в классах с логическим типом мышления
Зная особенность восприятия, сознания, речи, памяти, интеллекта, эмоций учащихся-логиков, можно признать целесообразными следующие приемы и методы работы в математических классах.

  • Поскольку в учебниках по русскому языку новый материал предлагается изучать преимущественно индуктивно (от частного к общему), то можно рекомендовать активно использовать учебное пособие.

  • Значительное место на уроке должны занять разнообразные виды самостоятельной работы, микроисследования лингвистического характера, работы, требующие сопоставления, сравнения, анализа.

  • Изучение нового материала целесообразно проводить крупными блоками: первоначальный анализ, отработка по частям и обобщение, что соответствует особенностям мышления учащихся — анализ, синтез, обобщение.

  • Поскольку большинство логиков визуалы, то следует использовать наглядность, но особенного типа: схемы, таблицы, графики.

  • Рекомендуется широко практиковать составление алгоритмов, графиков, обобщающих таблиц, прибегая к групповым и индивидуальным формам работы (принцип от частного к общему).

  • Полезно оперировать на уроке русского языка определенной терминологией, близкой логикам, как-то: график, формула, уравнение, тождество и т. д.

  • Целесообразно использование кодовых и распределительных диктантов, требующих активного движения мысли.

  • Рекомендуется проводить грамматические пятиминутки (как устный счет в математике), которые требуют не только воспроизведения материала, но и мышления на творческом уровне.

  • В основу отработки грамматического материала следует положить принцип формирования сокращенного автоматизированного контроля.

Три этапа:

  1. Подробное объяснение изучаемой орфограммы.

  2. Краткое пояснение.

  3. Без объяснений.

  • Для расширения кругозора используется дидактический и тренировочный материал, который не только насыщен орфограммами и пунктограммами, но и имеет информационный, развивающий и воспитывающий характер. Это решается путем интеграции с другими предметами (истории, географии, химии).

  • В качестве домашних заданий предлагается давать составление карточек, кроссвордов, таблиц, рекомендаций к чему-либо и т. д.

  • Одним из дополнительных приемов развития речи (учебных часов у них меньше) предлагается проводить изложения-миниатюры (15 мин.), которые дают образцы речи и предоставляют возможность для грамматической работы, что позволяет развивать память, речь, чувство стиля.



Методические рекомендации для учителей иностранных языков
Изучив и осмыслив вопрос функциональной активности полушарий головного мозга, учителя иностранных языков применяют на уроках методические приемы с учетом приобретенных знаний.

Левополушарные учащиеся видят символы (буквы, слова), им необходимы ясные письменные инструкции; они любят информацию в письменном виде и анализируют от частного к общему; у них аналитический способ усвоения языка; им важны такие аспекты, как фонетика, лексика, грамматика; для них язык — это система знаков. Поэтому и обучение традиционное — грамматико-переводное-аналитическое.

Целесообразна методика проведения урока:

  • четкое выделение материала;

  • чтение и перевод текстов (для начала всем один, затем исходя из интересов);

  • обсуждение переводов, нахождение лучшего с точки зрения стиля, лексики и подбора слов и т. д.;

  • обучение письму — но строго установленным правилам.

Урок сопровождается не наглядностью, а четко написанными карточками, схемами, образцами речевых клише. На уроках в математическом классе большее значение уделяется развитию навыков, связанных с полушарной специализацией: письмо, символы, фонетика, чтение — перевод.

Правополушарные учащиеся — это коммуникативный тип, их основные аспекты: говорение, понимание, чтение, общение (диалог). Применяемые методики:

  • разговорные темы вводятся иллюстрациями;

  • разговорные клише для диалога сопровождаются показом, драматизацией, наглядностью;

  • большое значение придается интонации, мимике, жестам, жестикуляции в процессе речи;

  • тексты для чтения и перевода подбираются только фабульные, с обязательным обсуждением главной мысли, с выводами о прочитанном.

Гуманитарный цикл — это средний тип учеников, которым подходят методы и приемы, как логиков, так и художников. Но, тем не менее , ближе они к правополушарным. В этом цикле иностранный язык является профилирующим, ему отводится большее количество часов.

Основная цель обучения: освоение устной речи через диалоги, перевод литературных текстов, соответствующих устным темам.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок по принципу «от общего к частному» iconПредмет: химия Класс
Развивающие: развитие интеллектуальных способностей учащихся: сравнение, анализ, воображение, переход от частного к общему и от общего...
Урок по принципу «от общего к частному» iconУрок» на тему: «Для чего нужны прилагательные?»
Вводный урок» на тему: «Для чего нужны прилагательные?» по принципу исследования предполагает групповую деятельность учащихся, согласно...
Урок по принципу «от общего к частному» iconПредопределение
Когда мы переходим от обсуждения Божьего замысла в целом к обсуждению предопределения, мы просто переходим от общего к частному....
Урок по принципу «от общего к частному» iconКонспект урока по географии, составленный по принципу системно- деятельностного...
План- конспект урока по географии, составленный по принципу системно- деятельностного подхода
Урок по принципу «от общего к частному» iconЧешскийязы к пособие по развитию речи минск
Целью является презентация лексических знаний для активного выхода в речь на чешском языке. Тексты построены по принципу нарастания...
Урок по принципу «от общего к частному» iconПредмет, метод методика ахд
Синтез – это соединение, обобщение отдельных частей, элементов в единое для получения качественно нового значения. Переход от анализа...
Урок по принципу «от общего к частному» iconДанная рабочая программа составлена на основе Федерального компонента...
В логике построения содержания курса. Курс построен по тематическому принципу и сориентирован на усвоение системы понятий и общих...
Урок по принципу «от общего к частному» iconОтчет о научно-исследовательской работе организационно-тактические...
Едования выступают отношения, возникающие между субъектами уголовно-процессуальной деятельности в процессе предварительного расследования...
Урок по принципу «от общего к частному» iconПоложение об Экспертном совете по государственно-частному партнерству...
М. в кириллов А. И. Иншаков
Урок по принципу «от общего к частному» iconКалендарно-тематический план внеаудиторной самостоятельной работы...

Урок по принципу «от общего к частному» iconКалендарно-тематический план внеаудиторной самостоятельной работы...

Урок по принципу «от общего к частному» iconКалендарно-тематический план внеаудиторной самостоятельной работы...

Урок по принципу «от общего к частному» iconКалендарно-тематический план внеаудиторной самостоятельной работы...

Урок по принципу «от общего к частному» iconПодтвержденные докладчики
Сергей Леушкин, Председатель комитета по частному банковскому обслуживанию, Ассоциация российских банков, Россия
Урок по принципу «от общего к частному» iconРабочая программа по предмету «Литература» 10 класс Рассмотрена на заседании мо
Н. В. Гоголя, углубляющим и расширяющим курс предшествующего класса (следуя принципу завершенности основных ступеней общего образования,...
Урок по принципу «от общего к частному» iconРабочая программа по предмету «Литература» 10 класс Рассмотрена на заседании мо
Н. В. Гоголя, углубляющим и расширяющим курс предшествующего класса (следуя принципу завершенности основных ступеней общего образования,...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск