Анализ программы изучения синтаксиса в начальной школе по учебнику Рамзаевой Т. Г. «Русский язык» умк «Классическая начальная школа»





Скачать 129.17 Kb.
НазваниеАнализ программы изучения синтаксиса в начальной школе по учебнику Рамзаевой Т. Г. «Русский язык» умк «Классическая начальная школа»
Дата публикации02.07.2013
Размер129.17 Kb.
ТипУчебник
100-bal.ru > Литература > Учебник
Анализ программы изучения синтаксиса в начальной школе по учебнику Рамзаевой Т. Г. «Русский язык»

УМК «Классическая начальная школа».

Среди вопросов методики преподавания русского языка,  требующих дальнейшей теоретической и практической  разработки, важное место занимает вопрос о работе над предложением в начальных классах.

Современная программа начальной школы основной целью обучения  русскому языку ставит развитие речи и мышления младших школьников, осознание элементов грамматического строя русского языка, воспитание любви к родному языку и привитие интереса к его познанию. В осуществлении поставленной цели важная роль принадлежит синтаксису, так как изучение синтаксиса  в начальном звене школы, знание правил сочетаемости слов и построение предложений способствует развитию и совершенствованию синтаксического строя речи учащихся, формированию орфографических и пунктуационных навыков.

Русское предложение, как основная синтаксическая единица, располагает значительным запасом выразительных средств, понимание и использование которых возможно лишь при осознании этих языковых структур.

Формирование у учащихся умения сознательно пользоваться предложением для выражения своих мыслей – одна из важнейших задач уроков русского языка в начальной школе. Значимость работы над предложением обусловлена прежде всего его социальной функцией. Научить младших школьников сознательно пользоваться предложением – значит развивать у них умение делить поток речи на законченные структурно смысловые единицы, вычленять предмет мысли, структурно и интонационно оформлять мысль, соединяя слова в предложения. Работа над предложением занимает в обучении языку центральное место еще и потому, что  усвоение морфологии, лексики, фонетики и орфографии осуществляется на синтаксической основе.

Многоаспектность предложения требует работы над ним в начальных классах в различных направлениях. Но в имеющихся на сегодняшний день учебниках для начальных классов синтаксическая система русского языка представлена крайне скупо, лишь в той мере, в какой это необходимо для выделения членов предложения и для анализа предложения по цели высказывания и по интонации.

В работе над предложением в начальных классах условно выделяют пять направлений (Г.А. Фомичева, М.Р. Львов, Т.Г. Рамзаева и др.):

1. Формирование грамматического понятия "предложение".

2. Изучение структуры предложения (работа над пониманием сущности связи слов в словосочетаниях, осознание грамматической основы в предложении, особенностей главных и второстепенных членов, прямого и обратного порядка слов, распространенных и нераспространенных предложений).

3. Формирование умения использовать в своей речи предложения, разные по цели высказывания и по интонации. Овладение правильным интонированием предложения.

4. Развитие умения точно употреблять слова в предложении.

5. Формирование умения оформлять предложения в письменной речи (употребление прописной буквы в начале предложения, постановка знаков препинания).

Методисты (М.Р. Львов, В.Г. Горецкий, О.В. Сосновская) рекомендуют в период обучения грамоте формировать понятие о предложении по таким ступеням: составление высказываний в объеме одного предложения, выяснение его мысли, темы; произнесение с нужными интонациями;  членение на слова; постановка вопросов к словам в предложении; счет числа слов; составление схемы-моделирования; моделирование состава предложений и его границ; составление предложений по их моделям.

Работа по формированию синтаксического понятия "предложение" проводится с обучением определенным синтаксическим умениям, для этого необходимо использовать методическую систему упражнений. Система упражнений предполагает постепенное нарастание сложности и степени самостоятельности выполнения, разнообразие видов и отбор упражнений в соответствии с темами и задачами их усвоения.

Рассмотрим программу изучения синтаксиса в начальной школе на примере учебного комплекта «Русский язык» Т.Г. Рамзаевой.


Класс

урока

ТЕМА

ЦЕЛЬ

Тема «Предложение» является сквозной. Она изучается в течение всех четырех лет. Постоянно углубляются знания о признаках предложения. От элементарных представлений о предложении как единице речи, выражающей мысль, учащиеся переходят к изучению главных и второстепенных членов, связи слов в предложении, к изучению предложений с однородными членами.

1.

Букварный период.

Первоначальный этап работы над предложением совпадает с периодом обучения грамоте. Именно в этот период учащиеся знакомятся с важнейшими особенностями предложения: предложение выражает мысль, для него характерна интонационная завершенность. Если этих качеств нет, то слова не составляют предложения, это только группа слов.


Осознать учащимся предложение как целостную единицу речи невозможно, если они не в состоянии выделить главные члены. Именно подлежащее и сказуемое составляют структурную и смысловую основу предложения. Вот почему уже в букварный период целесообразно проводить элементарные наблюдения над главными членами предложения (без терминов). Наблюдая над главными членами предложения, учащиеся учатся четкому выражению своих мыслей, у них формируется умение делить поток речи на предложения.

1.

Слово, предложение, текст.

Дать представление о предложении.

2.

Определить разницу между предложением и группой слов.

3.

Предложение и текст.

Формировать умение строить предложение, устанавливать связь между словами в предложении.

4.

Предложение.

Дать первичное представление о видах предложений по цели высказывания; ознакомить с функцией предложения.

5.

Главные члены предложения.

Ознакомить с главными членами предложения; формировать умение распознавать главные члены; устанавливать по вопросам связь слов в предложении.

В 1 классе после завершения работы по «Азбуке» начинается работа по учебнику «Русский язык». Обучение русскому языку в 1 классе представляет собой пропедевтический этап начального курса русского языка.

В 1 классе в процессе выполнения разного вида заданий по учебнику «Русский язык» проводятся наблюдения за словом, предложением, текстом как единицами речи и языка, их функциями в общении, а также обобщаются элементы лингвистических знаний, с которыми познакомились первоклассники в период обучения грамоте.

Теоретический материал в определенной системе в 1 классе не изучается. Элементарные языковые и речеведческие сведения используются практически в речевой и учебно-познавательной деятельности. В программу «Русский язык» 1класса входят следующие темы из раздела «Синтаксис»: слово, предложение, текст- единицы речи и их роль в общении; предложение, как два или несколько слов, связанных по смыслу и выражающих законченную мысль; заглавная буква в начале предложения, точка – в конце; составление предложений на определенную тему по сюжетным картинкам и наблюдениям.

2

1.

Повторение.

Что мы знаем о тексте и предложении.

Восстановить и закрепить полученные ранее знания о тексте и предложении как единицы речи; формировать умение выделять предложения в устной речи и оформлять его на письме.

2.

Предложение и слово.

Обобщить знания о предложении; формировать умение составлять предложения из слов, дополнять и оформлять их; развивать умения точно употреблять слова в речи.

10.

Программа 2 класса.

Выделение предложений в устной и письменной речи.

Формировать умение выделять предложение в устной речи; развивать умение правильно оформлять предложение в письменной речи; употребление заглавной буквы в начале предложения, точки, вопросительного и восклицательного знаков в конце предложения.

41.

Предложение как единица речи.

Ознакомление учащихся с использованием предложения в речи и его признаками.

42.

Знаки препинания в конце предложения.

Развитие умения правильно оформлять предложение в письменной речи, употреблять заглавную букву в начале предложения, точку, вопросительный и восклицательный знаки в конце предложения; ознакомление с логическим ударением.

43.

Главные члены предложения.

Уточнить представление учащихся о подлежащем и сказуемом, их признаками и взаимосвязи; формировать первоначальные представления о распространенном и нераспространенном предложениях.

44.

Развитие умения распознавать подлежащее и сказуемое в предложении, восстанавливать деформированное предложение, составлять свои предложения; расширить представление учащихся о распространенном и нераспространенном предложениях.

85.

Слово и предложение.

Уточнить представление о роли предложения и слова в речи.

142.

Подлежащее и сказуемое. Связь слов в предложении.

Развивать умение находить предложение и оформлять его на письме.

143.

Связь слов в предложении.

Формировать умение устанавливать связь слов в предложении.

146.

Развивать умение находить подлежащее и сказуемое и зависимые от них члены предложений.

147.

Обобщение знаний.

Предложение и текст как единица речи.

Обобщить знания о предложении и тексте.

При том, что во 2 классе основное место изучения занимают фонетика и графика, создается основа знаний и по синтаксису.

Начинается изучение предложений во 2 классе с наблюдений за употреблением предложений в речи. Первоначальное представление как единице речи формируется у обучающихся в процессе создания собственных высказываний. Второклассники также знакомятся с особенностями главных членов – грамматической основой предложения. Вводятся термины «подлежащее» и «сказуемое» и дается их определение. Систематически в течении всего учебного года проводится работа по составлению предложений и их анализу, что формирует умение выделять в предложении грамматическую основу и слова, связанные по смыслу. Изучение главных членов предложения направлено на формирование умений анализировать предложения и создавать свои предложения.

3.

2.

Повторение.

Предложение.

Повторить знания о предложении и главных членах.

17.

Программа 3класса.

По цели высказывания.

Характеристика предложений по цели высказывания и по интонации.

18.

Восклицательное предложение.

Уточнение знаний о восклицательных предложениях, развитие умения правильно произносить предложение, выделяя интонацией знак препинания.

20.

Упражнения в правильном употреблении и построении предложений.

Уточнить знания о предложении, развивать умение использовать в речи предложения разных видов.

22.

Главные и второстепенные члены предложений.

Развивать умение распознавать в предложении главные и второстепенные члены.

23.

Упражнения в установлении связи слов в предложении.

Развивать умение устанавливать связь слов в предложении.

24.

Словосочетание.

Формировать умение находить словосочетания, развивать навык установления связи слов в предложении.

25.

Предложение и словосочетание.

Обобщить знания учащихся о предложении и словосочетаниях, развивать устную речь.

160.

Обобщение.

Предложение.

Уточнение знаний о роли слова и предложения в речи; обобщение знаний о видах предложений по цели высказывания и по интонации; развитие умения правильно употреблять предложения в речи.

В 3 классе расширяются знания о главных и второстепенных членах, о связи слов в предложении, что происходит, прежде всего, в процессе изучения словосочетаний. Не менее важным также является ознакомление с видами предложений по цели высказывания и по интонации.

4.

1.

Повторение.

Предложение как единица речи. Виды предложений по цели высказывания.

Обобщение знаний о предложении, развитие умения распознавать повествовательные, вопросительные и побудительные предложения, употреблять их в речи.

2.

Виды предложений по интонации. Знаки препинания в конце предложений. Главные и второстепенные члены предложений.

Развитие умения правильно употреблять в речи предложения разных видов и оформлять их на письме, правильно разбирать предложения по членам.

3.

Связь слов в предложении. Словосочетания.

Развитие умения распознавать главные и второстепенные члены предложения, устанавливать связь в предложении с помощью вопроса; уточнение знаний о словосочетании.

24.

Программа 4 класса.

Однородные члены предложений (ОЧПр).

Ознакомление с особенностями однородных членов предложения.

25.

Связь ОЧПр с помощью союзов и интонации перечисления.

Развитие умения распознавать в предложении ОЧ, соблюдать интонацию перечисления, составлять предложения по схемам.

26.

Связь ОЧ без союзов и с помощью союзов (закрепление). Запятая между однородными членами.

Развитие умения распознавать в предложении ОЧ, связанные с помощью союзов и без союзов; ознакомление с постановкой запятой между ОЧр.

27.

Знаки препинания в предложениях с ОЧ, соединенными без союзов или союзом и.

Совершенствование умения распознавать в тексте предложения с ОЧ, употреблять их в речи.

28.

Предложения с ОЧ, соединенными союзами а, но.

Ознакомление с правилом постановки запятой перед союзами а, но; обучение его применению.

29.

Упр. в составлении предложений с ОЧ.

Развитие умения употреблять в речи предложения с ОЧ.

30.

Упр. в анализе, составлении и написании предложений с ОЧ.

31.

Употребление предложений с однородными сказуемыми в повествовательном тексте.

Формирование умения употреблять в письменной речи предложения с ОЧ.

32.

33.

Обобщение знаний об ОЧПр.

Уточнение знаний об ОЧПр, развитие умения составлять и разбирать предложения с ОЧ.

136.

Обобщение знаний о предложении.

Совершенствование знаний учащихся о видах предложений по цели высказывания и интонации; развитие умения распознавать однородные члены предложения, правильно строить предложения.

Согласно программе 4 класса новой темой в области синтаксиса является тема «Однородные члены предложения», которая изучается в первой четверти. Однако работа над предложением проводится в течении всего учебного года. Все части речи изучаются на синтаксической основе.

Несколько углубляются знания учащихся о связи слов в предложении. Опора на словосочетания является ведущей при изучении падежей имен существительных и прилагательных.

Необходимо подчеркнуть, что изучение морфологии и синтаксиса не только связаны между собой, но и взаимосвязаны: с одной стороны, части речи усваиваются на базе предложения, с другой стороны, владение предложением, словосочетанием становится более осознанным благодаря изучению частей речи.

В 4 классе обобщаются знания о предложении, усвоенные во 2и 3 классах: виды предложений по цели высказывания, по интонации, по наличию второстепенных членов предложения, главные члены. Обобщенный подход к предложению помогает сформировать систематически проводимый разбор предложений по членам.

Следует подчеркнуть, что преподавание синтаксиса в школе для более полного осознанного усвоения грамматического (синтаксического) понятия "предложение" не может ограничиться этой, хотя и совершенно необходимой работой. В конечном счете, ученик должен уметь не только разобрать данную конструкцию, не только посмотреть предложение по заданному образцу или схеме, но и правильно, наиболее целесообразно выбрать нужную конструкцию из соотносительного ряда возможных, в соответствии с ситуацией и задачей, высказывания.

Важную роль в этом процессе играет учитель, от объема его научных знаний зависит уровень преподавания синтаксиса русского языка в начальной школе, наличие (отсутствие) у учеников интереса к родному языку. Знание достоинств и недостатков школьного курса русского синтаксиса поможет учителю подобрать такой дидактический материал, который не противоречил бы, во-первых, избранной научной теории, во-вторых, языковому чутью учащихся, позволил бы учителю со знанием дела относиться к различным методическим рекомендациям.

Солодовник Алена Петровна, учитель

МОУ «Зверосовхозская СОШ Пушкинского

муниципального района» п. Зверосовхоз

Литература:
  1. Рамзаева Т.Г., Львов М.Р. Методика обучения русскому языку в начальных классах.— М.: Просвещение, 1979.


  2. Т. Г.Рамзаева. Система обучения русскому языку и речи.- Санкт-Петербург «МЕТОДИКА,1994.

  3. О. И. Дмитириева, О. В. Казакова. Поурочные разработки по русскому языку к учебному комплекту Т.Г. Рамзаевой.-М. «ВАКО», 2007.

  4. Интернет-ресурсы:

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Анализ программы изучения синтаксиса в начальной школе по учебнику Рамзаевой Т. Г. «Русский язык» умк «Классическая начальная школа» iconРеферат на тему: «Изучение синтаксиса в основной школе (анализ умк)»
Система работы по изучению синтаксиса в основной школе
Анализ программы изучения синтаксиса в начальной школе по учебнику Рамзаевой Т. Г. «Русский язык» умк «Классическая начальная школа» iconГ вязьмы смоленской области рабочие программы начального общего образования...
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (раздел «Начальное общее образование») и на...
Анализ программы изучения синтаксиса в начальной школе по учебнику Рамзаевой Т. Г. «Русский язык» умк «Классическая начальная школа» iconЭлективный курс «Трудные вопросы изучения синтаксиса»
Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического пособия: Русский язык. Трудные вопросы изучения синтаксиса....
Анализ программы изучения синтаксиса в начальной школе по учебнику Рамзаевой Т. Г. «Русский язык» умк «Классическая начальная школа» iconЭлектронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ обучающихся
Русский язык. Эор к умк «Русский язык 1 класс»; Авторский коллектив Иванов С. В., Евдокимова А. Д., Кузнецова М. И. Система учебников...
Анализ программы изучения синтаксиса в начальной школе по учебнику Рамзаевой Т. Г. «Русский язык» умк «Классическая начальная школа» iconОбучающий комплекс. Серия Школьный наставник Русский язык 2-4 кл. Начальная школа. 1
Чехляева А. Б. Методическая медиатека: Начальная школа. Русский язык 1 класс. Буква ь (мягкий знак) (Лучшее от лучших)
Анализ программы изучения синтаксиса в начальной школе по учебнику Рамзаевой Т. Г. «Русский язык» умк «Классическая начальная школа» iconКонспект урока по литературному чтению в 1 «Г» классе в рамках работы...
Умк «Перспективная начальная школа» Н. А. Чуракова. Русский язык 1 класс. – М.: Академкнига/Учебник, 2011
Анализ программы изучения синтаксиса в начальной школе по учебнику Рамзаевой Т. Г. «Русский язык» умк «Классическая начальная школа» iconРабочие программы начального общего образования умк «Школа ХХ i века» 3 класс Б
Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования...
Анализ программы изучения синтаксиса в начальной школе по учебнику Рамзаевой Т. Г. «Русский язык» умк «Классическая начальная школа» iconРабочая программа по русскому языку для 3 класса разработана на основе...
Малаховской, М. Л. Каленчук и ориентирована на работу по учебнику Н. А. Чураковой «Русский язык. 3 класс» (М.: Академкнига, 2008).,...
Анализ программы изучения синтаксиса в начальной школе по учебнику Рамзаевой Т. Г. «Русский язык» умк «Классическая начальная школа» iconУчебники обеспечивают достижение предметных, метапредметных и личностных...
Образование на ступени основного общего образования является логическим продолжением обучения в начальной школе, оу в условиях введения...
Анализ программы изучения синтаксиса в начальной школе по учебнику Рамзаевой Т. Г. «Русский язык» умк «Классическая начальная школа» iconУчебник для 3 класса. Москва: Просвещение,2009. Русский язык 3 класс....
Новикова Лариса Александровна, учитель начальных классов мкоу синявская сош таловский район Воронежская область
Анализ программы изучения синтаксиса в начальной школе по учебнику Рамзаевой Т. Г. «Русский язык» умк «Классическая начальная школа» iconРабочая программа по русскому языку для 5 7 классов составлена на...
Дисциплина «Русский язык» включена в базовую часть гуманитарного цикла. К исходным требованиям, необходимым для изучения дисциплины...
Анализ программы изучения синтаксиса в начальной школе по учебнику Рамзаевой Т. Г. «Русский язык» умк «Классическая начальная школа» iconРабочая программа по учебному курсу «Литературное чтение» в начальной...
Мбоу «Средняя общеобразовательная школа №21 с углублённым изучением отдельных предметов»
Анализ программы изучения синтаксиса в начальной школе по учебнику Рамзаевой Т. Г. «Русский язык» умк «Классическая начальная школа» iconПрограмма «Школа здоровья» для учащихся 1-х классов разработана на...
Программы четырёхлетней начальной школы «Начальная школа 21 века» под редакцией Н. Ф. Виноградовой
Анализ программы изучения синтаксиса в начальной школе по учебнику Рамзаевой Т. Г. «Русский язык» умк «Классическая начальная школа» iconАннотации к рабочим программам учебных дисциплин в средней и старшей школе
Дисциплина «Русский язык» включена в базовую часть гуманитарного цикла. К исходным требованиям, необходимым для изучения дисциплины...
Анализ программы изучения синтаксиса в начальной школе по учебнику Рамзаевой Т. Г. «Русский язык» умк «Классическая начальная школа» iconCd методическое пособие «Обучение грамоте 1 класс» (начальная школа уроки КиМ)
Электронное приложение к учебнику В. П. Канакиной, В. Г. Горецкого. Русский язык 1 класс
Анализ программы изучения синтаксиса в начальной школе по учебнику Рамзаевой Т. Г. «Русский язык» умк «Классическая начальная школа» iconСамообразования
...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск