Скачать 129.17 Kb.
|
Анализ программы изучения синтаксиса в начальной школе по учебнику Рамзаевой Т. Г. «Русский язык» УМК «Классическая начальная школа». Среди вопросов методики преподавания русского языка, требующих дальнейшей теоретической и практической разработки, важное место занимает вопрос о работе над предложением в начальных классах. Современная программа начальной школы основной целью обучения русскому языку ставит развитие речи и мышления младших школьников, осознание элементов грамматического строя русского языка, воспитание любви к родному языку и привитие интереса к его познанию. В осуществлении поставленной цели важная роль принадлежит синтаксису, так как изучение синтаксиса в начальном звене школы, знание правил сочетаемости слов и построение предложений способствует развитию и совершенствованию синтаксического строя речи учащихся, формированию орфографических и пунктуационных навыков. Русское предложение, как основная синтаксическая единица, располагает значительным запасом выразительных средств, понимание и использование которых возможно лишь при осознании этих языковых структур. Формирование у учащихся умения сознательно пользоваться предложением для выражения своих мыслей – одна из важнейших задач уроков русского языка в начальной школе. Значимость работы над предложением обусловлена прежде всего его социальной функцией. Научить младших школьников сознательно пользоваться предложением – значит развивать у них умение делить поток речи на законченные структурно смысловые единицы, вычленять предмет мысли, структурно и интонационно оформлять мысль, соединяя слова в предложения. Работа над предложением занимает в обучении языку центральное место еще и потому, что усвоение морфологии, лексики, фонетики и орфографии осуществляется на синтаксической основе. Многоаспектность предложения требует работы над ним в начальных классах в различных направлениях. Но в имеющихся на сегодняшний день учебниках для начальных классов синтаксическая система русского языка представлена крайне скупо, лишь в той мере, в какой это необходимо для выделения членов предложения и для анализа предложения по цели высказывания и по интонации. В работе над предложением в начальных классах условно выделяют пять направлений (Г.А. Фомичева, М.Р. Львов, Т.Г. Рамзаева и др.): 1. Формирование грамматического понятия "предложение". 2. Изучение структуры предложения (работа над пониманием сущности связи слов в словосочетаниях, осознание грамматической основы в предложении, особенностей главных и второстепенных членов, прямого и обратного порядка слов, распространенных и нераспространенных предложений). 3. Формирование умения использовать в своей речи предложения, разные по цели высказывания и по интонации. Овладение правильным интонированием предложения. 4. Развитие умения точно употреблять слова в предложении. 5. Формирование умения оформлять предложения в письменной речи (употребление прописной буквы в начале предложения, постановка знаков препинания). Методисты (М.Р. Львов, В.Г. Горецкий, О.В. Сосновская) рекомендуют в период обучения грамоте формировать понятие о предложении по таким ступеням: составление высказываний в объеме одного предложения, выяснение его мысли, темы; произнесение с нужными интонациями; членение на слова; постановка вопросов к словам в предложении; счет числа слов; составление схемы-моделирования; моделирование состава предложений и его границ; составление предложений по их моделям. Работа по формированию синтаксического понятия "предложение" проводится с обучением определенным синтаксическим умениям, для этого необходимо использовать методическую систему упражнений. Система упражнений предполагает постепенное нарастание сложности и степени самостоятельности выполнения, разнообразие видов и отбор упражнений в соответствии с темами и задачами их усвоения. Рассмотрим программу изучения синтаксиса в начальной школе на примере учебного комплекта «Русский язык» Т.Г. Рамзаевой. Класс № урока ТЕМА ЦЕЛЬ Тема «Предложение» является сквозной. Она изучается в течение всех четырех лет. Постоянно углубляются знания о признаках предложения. От элементарных представлений о предложении как единице речи, выражающей мысль, учащиеся переходят к изучению главных и второстепенных членов, связи слов в предложении, к изучению предложений с однородными членами. 1. Букварный период. Первоначальный этап работы над предложением совпадает с периодом обучения грамоте. Именно в этот период учащиеся знакомятся с важнейшими особенностями предложения: предложение выражает мысль, для него характерна интонационная завершенность. Если этих качеств нет, то слова не составляют предложения, это только группа слов.
1. Слово, предложение, текст. Дать представление о предложении. 2. Определить разницу между предложением и группой слов. 3. Предложение и текст. Формировать умение строить предложение, устанавливать связь между словами в предложении. 4. Предложение. Дать первичное представление о видах предложений по цели высказывания; ознакомить с функцией предложения. 5. Главные члены предложения. Ознакомить с главными членами предложения; формировать умение распознавать главные члены; устанавливать по вопросам связь слов в предложении. В 1 классе после завершения работы по «Азбуке» начинается работа по учебнику «Русский язык». Обучение русскому языку в 1 классе представляет собой пропедевтический этап начального курса русского языка. В 1 классе в процессе выполнения разного вида заданий по учебнику «Русский язык» проводятся наблюдения за словом, предложением, текстом как единицами речи и языка, их функциями в общении, а также обобщаются элементы лингвистических знаний, с которыми познакомились первоклассники в период обучения грамоте. Теоретический материал в определенной системе в 1 классе не изучается. Элементарные языковые и речеведческие сведения используются практически в речевой и учебно-познавательной деятельности. В программу «Русский язык» 1класса входят следующие темы из раздела «Синтаксис»: слово, предложение, текст- единицы речи и их роль в общении; предложение, как два или несколько слов, связанных по смыслу и выражающих законченную мысль; заглавная буква в начале предложения, точка – в конце; составление предложений на определенную тему по сюжетным картинкам и наблюдениям. 2 1. Повторение. Что мы знаем о тексте и предложении. Восстановить и закрепить полученные ранее знания о тексте и предложении как единицы речи; формировать умение выделять предложения в устной речи и оформлять его на письме. 2. Предложение и слово. Обобщить знания о предложении; формировать умение составлять предложения из слов, дополнять и оформлять их; развивать умения точно употреблять слова в речи. 10. Программа 2 класса. Выделение предложений в устной и письменной речи. Формировать умение выделять предложение в устной речи; развивать умение правильно оформлять предложение в письменной речи; употребление заглавной буквы в начале предложения, точки, вопросительного и восклицательного знаков в конце предложения. 41. Предложение как единица речи. Ознакомление учащихся с использованием предложения в речи и его признаками. 42. Знаки препинания в конце предложения. Развитие умения правильно оформлять предложение в письменной речи, употреблять заглавную букву в начале предложения, точку, вопросительный и восклицательный знаки в конце предложения; ознакомление с логическим ударением. 43. Главные члены предложения. Уточнить представление учащихся о подлежащем и сказуемом, их признаками и взаимосвязи; формировать первоначальные представления о распространенном и нераспространенном предложениях. 44. Развитие умения распознавать подлежащее и сказуемое в предложении, восстанавливать деформированное предложение, составлять свои предложения; расширить представление учащихся о распространенном и нераспространенном предложениях. 85. Слово и предложение. Уточнить представление о роли предложения и слова в речи. 142. Подлежащее и сказуемое. Связь слов в предложении. Развивать умение находить предложение и оформлять его на письме. 143. Связь слов в предложении. Формировать умение устанавливать связь слов в предложении. 146. Развивать умение находить подлежащее и сказуемое и зависимые от них члены предложений. 147. Обобщение знаний. Предложение и текст как единица речи. Обобщить знания о предложении и тексте. При том, что во 2 классе основное место изучения занимают фонетика и графика, создается основа знаний и по синтаксису. Начинается изучение предложений во 2 классе с наблюдений за употреблением предложений в речи. Первоначальное представление как единице речи формируется у обучающихся в процессе создания собственных высказываний. Второклассники также знакомятся с особенностями главных членов – грамматической основой предложения. Вводятся термины «подлежащее» и «сказуемое» и дается их определение. Систематически в течении всего учебного года проводится работа по составлению предложений и их анализу, что формирует умение выделять в предложении грамматическую основу и слова, связанные по смыслу. Изучение главных членов предложения направлено на формирование умений анализировать предложения и создавать свои предложения. 3. 2. Повторение. Предложение. Повторить знания о предложении и главных членах. 17. Программа 3класса. По цели высказывания. Характеристика предложений по цели высказывания и по интонации. 18. Восклицательное предложение. Уточнение знаний о восклицательных предложениях, развитие умения правильно произносить предложение, выделяя интонацией знак препинания. 20. Упражнения в правильном употреблении и построении предложений. Уточнить знания о предложении, развивать умение использовать в речи предложения разных видов. 22. Главные и второстепенные члены предложений. Развивать умение распознавать в предложении главные и второстепенные члены. 23. Упражнения в установлении связи слов в предложении. Развивать умение устанавливать связь слов в предложении. 24. Словосочетание. Формировать умение находить словосочетания, развивать навык установления связи слов в предложении. 25. Предложение и словосочетание. Обобщить знания учащихся о предложении и словосочетаниях, развивать устную речь. 160. Обобщение. Предложение. Уточнение знаний о роли слова и предложения в речи; обобщение знаний о видах предложений по цели высказывания и по интонации; развитие умения правильно употреблять предложения в речи. В 3 классе расширяются знания о главных и второстепенных членах, о связи слов в предложении, что происходит, прежде всего, в процессе изучения словосочетаний. Не менее важным также является ознакомление с видами предложений по цели высказывания и по интонации. 4. 1. Повторение. Предложение как единица речи. Виды предложений по цели высказывания. Обобщение знаний о предложении, развитие умения распознавать повествовательные, вопросительные и побудительные предложения, употреблять их в речи. 2. Виды предложений по интонации. Знаки препинания в конце предложений. Главные и второстепенные члены предложений. Развитие умения правильно употреблять в речи предложения разных видов и оформлять их на письме, правильно разбирать предложения по членам. 3. Связь слов в предложении. Словосочетания. Развитие умения распознавать главные и второстепенные члены предложения, устанавливать связь в предложении с помощью вопроса; уточнение знаний о словосочетании. 24. Программа 4 класса. Однородные члены предложений (ОЧПр). Ознакомление с особенностями однородных членов предложения. 25. Связь ОЧПр с помощью союзов и интонации перечисления. Развитие умения распознавать в предложении ОЧ, соблюдать интонацию перечисления, составлять предложения по схемам. 26. Связь ОЧ без союзов и с помощью союзов (закрепление). Запятая между однородными членами. Развитие умения распознавать в предложении ОЧ, связанные с помощью союзов и без союзов; ознакомление с постановкой запятой между ОЧр. 27. Знаки препинания в предложениях с ОЧ, соединенными без союзов или союзом и. Совершенствование умения распознавать в тексте предложения с ОЧ, употреблять их в речи. 28. Предложения с ОЧ, соединенными союзами а, но. Ознакомление с правилом постановки запятой перед союзами а, но; обучение его применению. 29. Упр. в составлении предложений с ОЧ. Развитие умения употреблять в речи предложения с ОЧ. 30. Упр. в анализе, составлении и написании предложений с ОЧ. 31. Употребление предложений с однородными сказуемыми в повествовательном тексте. Формирование умения употреблять в письменной речи предложения с ОЧ. 32. 33. Обобщение знаний об ОЧПр. Уточнение знаний об ОЧПр, развитие умения составлять и разбирать предложения с ОЧ. 136. Обобщение знаний о предложении. Совершенствование знаний учащихся о видах предложений по цели высказывания и интонации; развитие умения распознавать однородные члены предложения, правильно строить предложения. Согласно программе 4 класса новой темой в области синтаксиса является тема «Однородные члены предложения», которая изучается в первой четверти. Однако работа над предложением проводится в течении всего учебного года. Все части речи изучаются на синтаксической основе. Несколько углубляются знания учащихся о связи слов в предложении. Опора на словосочетания является ведущей при изучении падежей имен существительных и прилагательных. Необходимо подчеркнуть, что изучение морфологии и синтаксиса не только связаны между собой, но и взаимосвязаны: с одной стороны, части речи усваиваются на базе предложения, с другой стороны, владение предложением, словосочетанием становится более осознанным благодаря изучению частей речи. В 4 классе обобщаются знания о предложении, усвоенные во 2и 3 классах: виды предложений по цели высказывания, по интонации, по наличию второстепенных членов предложения, главные члены. Обобщенный подход к предложению помогает сформировать систематически проводимый разбор предложений по членам. Следует подчеркнуть, что преподавание синтаксиса в школе для более полного осознанного усвоения грамматического (синтаксического) понятия "предложение" не может ограничиться этой, хотя и совершенно необходимой работой. В конечном счете, ученик должен уметь не только разобрать данную конструкцию, не только посмотреть предложение по заданному образцу или схеме, но и правильно, наиболее целесообразно выбрать нужную конструкцию из соотносительного ряда возможных, в соответствии с ситуацией и задачей, высказывания. Важную роль в этом процессе играет учитель, от объема его научных знаний зависит уровень преподавания синтаксиса русского языка в начальной школе, наличие (отсутствие) у учеников интереса к родному языку. Знание достоинств и недостатков школьного курса русского синтаксиса поможет учителю подобрать такой дидактический материал, который не противоречил бы, во-первых, избранной научной теории, во-вторых, языковому чутью учащихся, позволил бы учителю со знанием дела относиться к различным методическим рекомендациям. Солодовник Алена Петровна, учитель МОУ «Зверосовхозская СОШ Пушкинского муниципального района» п. Зверосовхоз Литература:
|
Реферат на тему: «Изучение синтаксиса в основной школе (анализ умк)» Система работы по изучению синтаксиса в основной школе | Г вязьмы смоленской области рабочие программы начального общего образования... Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (раздел «Начальное общее образование») и на... | ||
Элективный курс «Трудные вопросы изучения синтаксиса» Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического пособия: Русский язык. Трудные вопросы изучения синтаксиса.... | Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ обучающихся Русский язык. Эор к умк «Русский язык 1 класс»; Авторский коллектив Иванов С. В., Евдокимова А. Д., Кузнецова М. И. Система учебников... | ||
Обучающий комплекс. Серия Школьный наставник Русский язык 2-4 кл. Начальная школа. 1 Чехляева А. Б. Методическая медиатека: Начальная школа. Русский язык 1 класс. Буква ь (мягкий знак) (Лучшее от лучших) | Конспект урока по литературному чтению в 1 «Г» классе в рамках работы... Умк «Перспективная начальная школа» Н. А. Чуракова. Русский язык 1 класс. – М.: Академкнига/Учебник, 2011 | ||
Рабочие программы начального общего образования умк «Школа ХХ i века» 3 класс Б Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования... | Рабочая программа по русскому языку для 3 класса разработана на основе... Малаховской, М. Л. Каленчук и ориентирована на работу по учебнику Н. А. Чураковой «Русский язык. 3 класс» (М.: Академкнига, 2008).,... | ||
Учебники обеспечивают достижение предметных, метапредметных и личностных... Образование на ступени основного общего образования является логическим продолжением обучения в начальной школе, оу в условиях введения... | Учебник для 3 класса. Москва: Просвещение,2009. Русский язык 3 класс.... Новикова Лариса Александровна, учитель начальных классов мкоу синявская сош таловский район Воронежская область | ||
Рабочая программа по русскому языку для 5 7 классов составлена на... Дисциплина «Русский язык» включена в базовую часть гуманитарного цикла. К исходным требованиям, необходимым для изучения дисциплины... | Рабочая программа по учебному курсу «Литературное чтение» в начальной... Мбоу «Средняя общеобразовательная школа №21 с углублённым изучением отдельных предметов» | ||
Программа «Школа здоровья» для учащихся 1-х классов разработана на... Программы четырёхлетней начальной школы «Начальная школа 21 века» под редакцией Н. Ф. Виноградовой | Аннотации к рабочим программам учебных дисциплин в средней и старшей школе Дисциплина «Русский язык» включена в базовую часть гуманитарного цикла. К исходным требованиям, необходимым для изучения дисциплины... | ||
Cd методическое пособие «Обучение грамоте 1 класс» (начальная школа уроки КиМ) Электронное приложение к учебнику В. П. Канакиной, В. Г. Горецкого. Русский язык 1 класс | Самообразования ... |