ЧОУ ВПО «КУРСКИЙ ИНСТИТУТ МЕНЕДЖМЕНТА, ЭКОНОМИКИ И БИЗНЕСА»
Программа по дисциплине:
«Русский язык »
(для абитуриентов, поступающих в МЭБИК по результатам вступительных испытаний, проводимых вузом самостоятельно)
Курск – 2013 Пояснительная записка
Настоящая программа составлена на основании примерной программы вступительных экзаменов по русскому языку, разработанной Министерством образования Российской Федерации, на базе курса русского языка для основной и полной средней школы.
Содержание экзамена определяют следующие нормативные документы:
1. Обязательный минимум содержания основного общего образования по предмету (Приказ Минобразования России №1236 от 19.05.1998 г.);
2. Обязательный минимум содержания среднего (полного) общего образования по предмету (Приказ Минобразования России №56 от 30.06.1999 г.);
3. Приказ Минобразования России №1089 от 05.03.2004 г. «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».
Вступительный экзамен проводится в письменной форме (бланковое тестирование).
Экзаменационная работа состоит из трёх частей А, В, С, которые различаются по содержанию, степени сложности и числу заданий.
На выполнение экзаменационной работы по русскому языку даётся 120 минут.
Часть А включает 22 задания (А1-А22). К каждому из них даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный.
Часть В состоит из 8 заданий (В1-В8).
Ответы к этим заданиям в виде слова или числа Вы должны сформулировать самостоятельно.
Часть С выполняют абитуриенты, поступающие на специальность «Связи с общественностью».
Для выполнения задания части С нужно написать мини-сочинение по предлагаемому тексту (не более 100 слов): сформулировать и прокомментировать одну из проблем, поставленных автором текста; сформулировать позицию автора, проанализировать точку зрения автора прочитанного текста, аргументировать свой ответ, опираясь на знания, жизненный или читательский опыт.
Работа не должна представлять собой пересказ исходного текста и не должна быть написана без опоры на него.
Для успешного прохождения вступительных испытаний абитуриент должен - общие сведения о русском языке, о лингвистике как науке;
- признаки и особенности употребления в речи основных единиц языка; - создавать высказывания на лингвистическую тему в устной и письменной форме;
- оценивать предложенное высказывание на лингвистическую тему;
- анализировать особенности употребления единиц языка в устной и письменной речи с точки зрения соблюдения норм и требований выразительности речи;
- соблюдать языковые нормы (орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические, орфографические, пунктуационные) в устных и письменных высказываниях;
- владеть приемами редактирования текста (использовать возможности лексической и грамматической синонимии, устранять неоправданный повтор слов, неуместное употребление слов и выражений и т.п.);
- передавать содержание прослушанного и прочитанного текста в виде плана, тезисов, конспектов, аннотаций, сообщений, докладов, рефератов;
- уместно использовать цитирование, анализировать текст с точки зрения содержания, структуры, стилевых особенностей и использования изобразительно-выразительных средств языка;
- готовить рецензию (устную и письменную) на статью, книгу, фильм, спектакль, произведение живописи, музыкальное произведение. Содержание программы
Раздел 1. Фонетика. Орфоэпия. Орфография.
| Фонетика. Орфоэпия. Орфография. Основные фонетические единицы: звук (буквы, обозначающие 2 звука), слог, фонема, ударение, логическое ударение. Правила слогоделения. Понятие открытого и закрытого слога.
| Раздел 2. Орфография.
| Правописание прописных и строчных букв. Правописание ъ и ь знака в различных частях речи (все случаи). Написание СС в словах. Слова с измененным написанием. Правописание О и Ё после шипящих и Ц. . ЦЫ или ЦИ.
| Раздел 3 Лексика.
| Основные лексические единицы. Лексический разбор. Ошибки в употреблении значения слов.
| Раздел 4. Морфемика и словообразование.
| Морфемика. Виды морфем, их характеристика. Способы словообразования. Морфемный и словообразовательный разбор. Разбор заданий по ЕГЭ (способы словообразования).
| Правописание корней: проверяемы и непроверяемые гласные в корне слова. Правописание корней: чередующиеся гласные в корне слова. Правописание корней: Э, Е в заимствованных словах. Правописание корней: Ы, И после приставок в начале корня.
| Правописание корней: правописание парных, звонких и глухих согласных. Правописание корней: правописание удвоенных согласных. Правописание корней: правописание непроизносимых согласных.
| Правописание приставок: русские и иноязычные приставки, не изменяющиеся на письме. Правописание приставок: по и па, про и пра, приставки на з-с. Правописание приставок: пре и при.
| Правописание суффиксов: правописание суффиксов и буквосочетаний в именах существительных. Гласные на стыке корней в сложных словах, образованных от числительных. Правописание суффиксов: правописание суффиксов в глаголах и причастиях. Правописание суффиксов: правописание суффиксов в именах прилагательных и наречиях.
| Правописание Н и НН в полных и кратких прилагательных и причастиях.
| Правописание окончаний: существительных, глаголов, числительных, прилагательных.
| Разбор заданий ЕГЭ по русскому языку (правописание морфем).
|
Раздел 5. Морфология.
| Части речи и их характеристика. Род несклоняемых существительных и аббревиатур.
| Слитное, дефисное и раздельное написание сложных существительных и прилагательных. Слова с ПОЛ и ПОЛУ.
| Слитное, дефисное и раздельное написание наречий. Слитное, дефисное и раздельное написание союзов и союзных сочетаний. Слитное, дефисное и раздельное написание предлогов, междометий, частиц БЫ, ТО и т.п.
| Частицы НЕ и НИ: различение их на письме; правила написания НЕ и НИ с различными частями речи.
| Разбор заданий по ЕГЭ (морфология и орфография). Морфологический разбор.
| Раздел 6. Синтаксис и пунктуация.
| Основные синтаксические единицы. Словосочетание. Виды связи в словосочетании.
| Простое предложение и его виды. Тире между подлежащим и сказуемым.
| Знаки препинания при однородных членах предложения. Тире в приложении.
| Обособленные и уточняющие члены предложения.
| Вводные и вставные конструкции. Обращение. Знаки препинания при междометиях и словах – предложениях.
| Виды сложных предложений. Знаки препинания в ССП.
| Знаки препинания в СПП.
| Знаки препинания в БСП.
| Синтаксический разбор.
| Раздел 7. Текст.
| Стили и жанры речи (рецензия, эссе, аннотация, киносценарий и т.п.).
| Художественный стиль речи. Тропы и стилистические фигуры.
| Речевые ошибки в употреблении частей речи, непонимании значения слова, синтаксические речевые ошибки.
|
Рекомендуемая литература
Учебники русского языка, имеющие гриф Министерства образования РФ
Пособия, рекомендованные ФИПИ для подготовки к единому государственному экзамену.
Ашукин Н.С., Ашукина М.Г. Крылатые слова. Литературные цитаты. Образные выражения.-М., 1998.
Баранов М.Т. и др.Русский язык: Справочные материалы.-М., 1993.
Баранов М.Т. Школьный словарь образования слов русского языка.-М., 1997.
Блинов Г.И. Упражнения, задания и ответы по пунктуации: Книга для учителя.-М., 2002.
Власенков А.И. Русская словесность: Интегрированное обучение русскому и литературе. 9-11 классы.-М.. 2000.
Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. Учебное пособие для 10-11 классов.-М., 2002.
Войлова К.А. , Гольцева Н.Г. Из школы в вуз: Справочник- практикум по русскому языку.-М., 1996.
Греков В.Ф. и др. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах.-М., 2002.
Калганова Т.А. Сочинения различных жанров в старших классах.-М., 2002.
Костяева Т.А. Тесты, проверочные и контрольные работы по русскому языку.-М., 2002.
Пахнова Т.М. Готовимся к устным и письменным экзаменам по русскому языку.-М., 1997.
Пособие по русскому языку для поступающих в вузы/ под ред. В.Н. Светлышевой.-М., 1999.
Рогожникова Р.П. Словарь эквивалентов слова: наречные, служебные, модальные единства.-М., 1991.
Розенталь Д.Э. Русский язык: Пособие для поступающих в вузы. (Любое издание).
Розенталь Д.Э. Справочник по пунктуации.-М., 1984.
Русский язык: Большой справочник для школьников и поступающих в вузы..-М., 1998.
Русский язык: Энциклопедия/ Гл. ред. Ю.Н. Караулов.-2-е изд.-М., 1997. |