Скачать 129.84 Kb.
|
I межрегиональном фестивале науки и искусства «ЛИК (Личность. Интеллект. Культура)» ЛИКовские чтения Секция «Филология» Таинственное имя Алёна Рябова Алёна Дмитриевна МОУ Сергеихинская СОШ 7 класс Руководитель Егорова Наталия Алексеевна, учитель русского языка и литературы МОУ Сергеихинская СОШ Д.Лубенцы Камешковского района Владимирской области Оглавление
ВВЕДЕНИЕ 1.1. Актуальность исследования Имена людей несут в себе значимую часть культуры и традиции всего народа Наша работа посвящена одному из самых загадочных женских имен - Алёна 1.2. Определение предмета исследования и цели Интерес к моему имени неслучаен. Идея исследования возникла на уроке литературы. Учительница дала задание рассказать о святом покровителе. Сколько я ни искала, но не смогла найти святую Алёну. Покровителем моего имени, по данным различных источников, оказалась святая Елена. Но в русских народных сказках нет Еленушки, зато есть Алёнушка, Алёнка. То есть это имя прочно связано с русским языком. И вот сейчас у меня появилась замечательная возможность – узнать о происхождении моего имени, проследить историю его существования в русском языке, а также выяснить степень распространённости его в разное время. Это и есть цель исследования. 1.3. Формулировка проблемы. В чем заключается проблема? На какие вопросы предстоит ответить? Итак, вопросы, на которые нам предстоит ответить: - является ли имя Алёна русским именем или народным вариантом греческого имени Елена? - почему нет имени Алёна в церковных календарях? - какие фонетические изменения претерпело имя в течение веков? 1.4. Выдвижение гипотезы. Каким может быть предположительный ответ? Так как нет имени Алёна в церковных святцах, но оно очень популярно для русского фольклора, предполагаем, что оно языческого происхождения
На данном этапе работа проходила по следующим направлениям:
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ Алёна – имя языческого происхождения 2.1.1. История русских личных имён К старым русским именам следует относить все календарные имена греческого, латинского, древнееврейского и иного происхождения, употреблявшиеся в русском языке в их различных формах на протяжении столетий. К ним же можно отнести календарные имена, отсеянные церковью в XIX веке при создании единого регламентированного перечня. В большинстве своём они были переделаны народом на русский лад, т.е. приведены в соответствие с системой русского языка. Например, Георгий-Егор, Дамиан – Демьян, Феодор-Фёдор, Елена-Алёна, Фотина-Светлана (от греческого фотос – свет) До введения на Руси христианства (988г.) личные имена были очень похожи на прозвания. В древности люди относились к именам очень бережно. Они скрывали свои имена от врагов, считая, что знание имени может повредить кому-нибудь. Древнерусские имена раскрывают богатство русского народного языка, показывают 3 широту фантазии, наблюдательность русского человека, его доброту и общительность, порой грубоватую простоту и язвительность. Их можно распределить по группам: Числовые имена (Перва и Первой, Второй, Вторак, Третьяк, Четвертак, Четвертуня, Пятой и Пятак, Шесток и Шестак, Семой и Семак, Осьмой и Осьмак, Девятой и Девятко, Десятой…) Имена данные по цвету волос и кожи (Черныш, Чернавка, Беляк, Белуха…) Имена по внешним признакам – росту, особенностям телосложения (Сухой, Толстой, Долгой, Малыш, Малой, Заяц, Губа (с заячьей губой), Голова, Лобан) Имена в зависимости от характера (Бессон, Булгак, (беспокойный) Забава, Молчан, Неулыба, Несмеяна, Смеяна…) Имена отмеченные желанным и нежеланным появлениям на свет ребёнка (Ждан, Богдан, Бажен (желанный, милый), Голуба, Любава, Неждан, Нечай, Поспел…) Имена «плохие», способные отпугнуть злых духов; болезни, смерть (Немил, Нелюба, Злоба, Старой, Тугарин (туга-печаль). Имена связанные с животными и растениями (Волк, Кот, Корова, Трава, Пырей, Ветка…) С пришествием христианства славянские имена почти полностью впали в небытие. Существовали списки славянских имен, запрещенных церковью. Почему так происходило, нетрудно догадаться. Одна часть имен (Лада, Ярило) была именами славянских богов, обладатели второй части были люди, которые и после христианизации Руси пытались восстановить культ и традиции (волхвы), и церковь заклеймила их как языческие. Личные имена, помещавшиеся в церковных календарях, были собраны христианской церковью ещё в начале нашей эры. Они являются ничем иным, как именами людей различных древних народов, погибших мученической смертью за христианскую религию и причисленных христианской церковью к лику святых. 2.1.2. Три версии происхождения имени Алёна Из различных источников Интернета (в основном, это личные блоги и дневники) мы отыскали три версии происхождения моего имени. Версия 1 Имя Алёна произошло от древних племён – аланов. Аланы были очень воинственными, их символом были меч и огонь. Алёны (аланы) обитали на Дону и Сев. Кавказе в начале первого тысячелетия. Это предки нынешних осетин. Поэтому Осетию иначе называют Аланией. Кроме того, аланы - одни из предков испанцев и португальцев, так как они совместно с вестготами в V веке завоевали Пиренейский п-ов. Выдающийся русский и американский историк Георгий Владимирович Вернадский считал, что этноним алан связан с индоевропейским елен (олень), который, по его мнению, был эмблемой алан [1] Версия 2 Алёна - это восточнославянский вариант имени Елена в акающей огласовке. Олена относится к Елена также, как "олень" к южнославянскому "елень", "осень" - к южнославянскому "есень", а "один" к южнославянскому "един". А Алёна - следующая ступень фонетического изменения того же имени, с чертами, характерными для центральных великорусских говоров (таких, как московский). Эти черты - аканье и переход "Е краткого" в "Ё" под ударением. Версия 3 Алёна, Алёша, Оля, Олег восходят корнями к некоему славянскому божеству, возможно Оленю, духу, почитаемому одним из древних племён. То есть первоначально было Олёна, затем Алёна. 4 Первую версию как мало относящуюся к русскому народу мы сначала отвергли. Вторая версия как официально принятая и широко известная особого интереса для исследования не представляла. Третья версия показалась нам наиболее подходящей для доказательства того, что имя Алёна древнего, языческого происхождения. Весомым доказательством является Алёнка – дочь ведьмы в сказке «Ивашко и ведьма»[7]. Представляется весьма сомнительным, чтобы ведьма в те стародавние времена могла назвать дочку народным вариантом от Елены (святой! Елены). В поверьях славян ведьмой обычно называли злую колдунью, обладающую магическими знаниями и сверхъестественными способностями демонического характера[9]. Поэтому имя своей дочке ведьма могла дать особенное, связанное с потусторонним миром, а не навязанное христианской религией. Поиск упоминания о славянском божестве Олене или Оленихе, которые можно встретить в Интернете, привели нас в праславянскую эпоху, когда основным занятием людей была охота, а не земледелие. Древние люди верили, что дикие животные – их прародители и считали их всемогущественными божествами, которым нужно поклоняться. У каждого племени был свой тотем, т.е. священное животное, которому племя поклонялось*. Из травоядных животных наиболее почиталась Олениха – древнейшая славянская богиня плодородия, неба и солнечного света. В подтверждение можно привести пример Дымковской игрушки. По мнению многих исследователей, развитие дымковской глиняной игрушки связано с обрядовым весенним праздником «свистопляской», который был посвящён солнцу. Чтобы принять участие в празднике, нужна была глиняная свистулька и расписной глиняный шарик, которым можно было перекидываться. Свистульки имели формы различных тотемных животных: медведь, козёл, баран, олень, но по сути своей были очень просты, так их основная функция была магическая, а не декоративная [5]. (приложение 1) В противоположность настоящим оленихам богиня мыслилась рогатой; ее рога были символом солнечных лучей. Поэтому оленьи рога считались мощным оберегом от ночной нечисти и прикреплялись всякой либо над входом в избу, либо внутри жилища. Существование священного Оленя подтверждает и академик Рыбаков [11], и кандидат филологических наук Л.А.Баркова [2]. Небесные богини – Оленихи посылали на землю новорожденных оленят, сыпавшихся, подобно дождю, из туч. В «Повести временных лет» есть такие слова:“живы еще многие старые, которые ходили за Югру и за Самоядь и видели сами в северных странах, как спустится туча, и из той тучи выпадут белки молоденькие, будто только что родившиеся, и, выросши, расходятся по земле, а в другой раз бывает другая туча, и из нее выпадают оленьцы маленькие и, выросши, расходятся по земле"[8].Таким образом, наша версия о принадлежности имени Алёна к древним языческим временам приобрела неоспоримое доказательство. Мне представляется так: Оленьцы – оленёнок – олёнка (позже Алёнка).Вот поэтому и не могло это имя быть принято церковью, как и все другие, восходящие корнями к языческой вере. *Тотемизм — первобытное верование, связанное с представлением о сверхъестественном родстве между определённой общностью людей (обычно родом) и тотемом — мифическим предком. Чаще всего тотемами служили различные животные и растения, даже явления природы и неодушевлённые предметы. От тотема магическим образом зависели жизнь и благосостояние рода и каждого его члена. Тотем запрещалось убивать и употреблять в пищу (кроме случаев ритуального употребления мяса тотема в пищу [6]). 5 Ещё одно подтверждение гипотезы и одновременно четвёртое толкование происхождения моего имени было найдено в трудах Валерия Никитича Дёмина - ученого и писателя, доктора философских наук. В своей книге «Загадки русского Севера» он утверждает, что Елена Прекрасная - героиня не только древнегреческих легенд, но и русских сказок, куда попала не потому, что русские сказители слышали о Гомере, а потому, что и у "Илиады", и у русского фольклора в данном плане был один общий источник, восходящий к древнейшим временам [4]. Имя самой Елены, по его мнению, как и этноним "эллины", восходит к названию тотемного животного евразийских народов "олень": первоначально оно звучало как "елень" (в древнерусских текстах и вплоть до XIХ века греки-эллины именовались "елины"). Таким образом, и первая версия оказалась небезосновательной. «Родословная» моего имени уходит в далёкое прошлое. В нём слышны отголоски первобытных верований. 2.2.Распространённость имени Алёна - Елена Авторы книги «О русских именах» А.В.Суслова, А.В.Суперанская приводят данные о распространённости имён Елена и Алёна с 17 по 20 век [10]:
Почему же имя любимой героини народных сказок не давали девочкам? Ответ прост: его не было в церковных святцах. А имя от Бога несет в себе не только смысл приобщения к вере, но и как своеобразный ключ, способно открывать своему носителю дорогу к спасению при условии, что тот будет стремиться следовать добродетелям прежних его носителей – тех, чьи образы и имена церковью увековечены и прославлены. Вместе с тем имя Алёна жило в народе, и в литературе XIX века можно найти подтверждение этому. Например, Алена Дмитриевна — жена купца Калашникова из поэмы М.Ю.Лермонтова «Песня про купца Калашникова…», ростовщица Алена Ивановна из романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание», Алёной Фроловной звали няню самого Достоевского [3] Мы провели статистическое исследование по данным нашей школы о распространённости имён Елена и Алёна и пришли к выводу, что в XXI веке предпочтение всё больше отдаётся имени Алёна (приложение). Вероятно, это связано с тем, что в прошлом веке работники ЗАГСа придерживались официального списка имён, в котором, как и в церковных святцах, не было имени Алёна, а сегодня приняты оба варианта имени как равноправные. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Итак, в ходе исследования мы выяснили, что в настоящее время официально принято считать имена Елена и Алёна как два самостоятельных имени. Этимологически Алёна – это народный вариант имени Елена, пришедшего в русский язык после принятия христианства. Но наряду с официально принятой версией возможна и такая интерпретация: Алёна восходит корнями к глубокой древности и происходит от языческого божества «олень». 6 Доказательства:
Вывод: Нам удалось доказать, что имя Алёна древнего происхождения и восходит к языческому божеству Оленю, которому поклонялись древние народы (скифы, кельты). Миф о небесной богине Оленихе зафиксирован в древнерусской летописи «Повесть временных лет». Фонетически изменения этого слова происходили так: олень (елень) – Олена – Олёна – Алёна. Церковь не могла принять языческого прозвища, поэтому моё имя стали уподоблять христианскому Елена, оно даже закрепилось в народном календаре, связанном с годичным циклом изменений в природе. Святая Елена и стала покровителем всех Алён. Библиография:
7 ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Дымковская игрушка олень ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Распространение имен Елена и Алёна в Сергеихинской средней школе в конце XX – начале XXI веков Аннотация Актуальность исследования: работа посвящена одному из самых загадочных женских имен – Алёна. Идея исследования возникла на уроке литературы. Учительница дала задание рассказать о святом покровителе. Сколько я ни искала, но не смогла найти святую Алёну. Покровителем моего имени, по данным различных источников, оказалась святая Елена. Но в русских народных сказках нет Еленушки, зато есть Алёнушка, Алёнка. Цель исследования: узнать о происхождении моего имени, проследить историю его существования в русском языке, а также выяснить степень распространённости его в разное время. Вывод: Нам удалось доказать, что имя Алёна древнего происхождения и восходит к языческому божеству Оленю, которому поклонялись древние народы (скифы, кельты). Миф о небесной богине Оленихе зафиксирован в древнерусской летописи «Повесть временных лет». Фонетически изменения этого слова происходили так: олень (елень) – Олена – Олёна – Алёна. Церковь не могла принять языческого прозвища, поэтому моё имя стали уподоблять христианскому Елена, оно даже закрепилось в народном календаре, связанном с годичным циклом изменений в природе. Святая Елена и стала покровителем всех Алён. |
I межрегиональном фестивале науки и искусства «лик (Личность. Интеллект. Культура)» Обращение к названиям создает ассоциации, необходимые для более глубокого понимания событий и фактов, активизирует интерес к родным... | Личность и искусственный интеллект: тенденции 21 века Доклад, представленный на международном конгрессе: «Личность общество: перспективы 21 века» /Брага, Португалия,17-19 ноября 2005... | ||
Руководство конференцией Общее руководство по подготовке и проведению... Настоящее положение определяет цели и задачи муниципальной научно-практической конференции обучающихся 6-11 классов «Культура. Интеллект.... | Учебно-методический комплекс по дисциплине культурология специальность:... Локальные культуры. Место и роль России в мировой культуре. Тенденции культурной универсализации в мировом современном процессе.... | ||
Протокол № от 13 февраля 2012 г Локальные культуры. Место и роль России в мировой культуре. Тенденции культурной универсализации в мировом современном процессе.... | Системно(структурно)-функциональный подход Локальные культуры. Место и роль России в мировой культуре. Тенденции культурной универсализации в мировом современном процессе.... | ||
Проблема ценности (социально онтологический аспект) Локальные культуры. Место и роль России в мировой культуре. Тенденции культурной универсализации в мировом современном процессе.... | Анализ выживаемости знаний студентов по предмету «Философия» (тестовый контроль) Локальные культуры. Место и роль России в мировой культуре. Тенденции культурной универсализации в мировом современном процессе.... | ||
Аттестационные педагогические измерительные материалы Восточные и западные типы культур. Специфические и «серединные» культуры. Локальные культуры. Тенденции культурной универсализации... | Учебно-методический комплекс культурология Восточные и западные типы культур. Специфические и «серединные» культуры. Локальные культуры. Тенденции культурной универсализации... | ||
Инструкция по работе с системой дистанционного обучения Восточные и западные типы культур. Специфические и «серединные» культуры. Локальные культуры. Тенденции культурной универсализации... | Классификация интернет–ресурсов для преподавания английского языка Восточные и западные типы культур. Специфические и «серединные» культуры. Локальные культуры. Тенденции культурной универсализации... | ||
Автономная некоммерческая организация высшего профессионального образования... Восточные и западные типы культур. Специфические и «серединные» культуры. Локальные культуры. Тенденции культурной универсализации... | Положение о I открытом межрегиональном конкурсе-фестивале детского... «Эдвис», туристического агентства «Нур», Союза журналистов рб, Союза писателей рб, Дома-музея С. Т. Аксакова, фонда «Жар-птица»,... | ||
Программа дисциплины «культурология» для студентов экономического... Восточные и западные типы культур. Специфические и «серединные» культуры. Локальные культуры. Тенденции культурной универсализации... | Сводная ведомость результатов тестирования 2009-2010 учебный год Группа маз-9101; Маз-9101т Восточные и западные типы культур. Специфические и «серединные» культуры. Локальные культуры. Тенденции культурной универсализации... |