Скачать 135.91 Kb.
|
ИМИДЖ ФИРМЫ Учебная программа курса Владивосток 2004 Министерство образования и науки Российской Федерации Владивостокский государственный университет экономики и сервиса ИМИДЖ ФИРМЫ Учебная программа курса Владивосток Издательство ВГУЭС 2004 ББК 65.050.9 (2) И 85 Учебная программа по дисциплине «Имидж фирмы» составлена в соответствии с требованиями государственного стандарта России. Предназначена для студентов специальности 061500 «Маркетинг». Составитель: Исаев А.А., канд. техн. наук, профессор кафедры маркетинга и коммерции. Утверждена на заседании кафедры маркетинга и коммерции. Рекомендована к изданию методическим советом Института международного бизнеса и экономики ВГУЭС. (С) А.А. Исаев (С) Издательство Владивостокского государственного университета экономики и сервиса, 2004 ВВЕДЕНИЕВ настоящее время особую актуальность в сфере бизнеса приобретает деятельность по формированию привлекательного имиджа фирмы, составной частью которого является имидж руководителя фирмы, ее персонала. Привлекательный имидж фирмы ведет к формированию у потребителей как осознанных, так и неосознанных предпочтений, связанных с данной фирмой. Следствием этого становится принятие потребителем решения при покупке тех или иных товаров в пользу товаров фирмы с привлекательным имиджем. Таким образом, привлекательный имидж фирмы увеличивает объемы продаж товаров, произведенных данной фирмой. Причина введения курса «Имидж фирмы» заключается в стремлении привить обучающимся навыки формирования привлекательного имиджа фирмы. Изучение данного курса тесно связано с такими дисциплинами как «Маркетинг», «Маркетинговые коммуникации», «Маркетинговые исследования», «Поведение потребителей». Данная программа построена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта к учебной дисциплине «Маркетинговые коммуникации» (раздел «Имидж фирмы»). Целью изучения дисциплины «Имидж фирмы» является овладение теорией и практикой формирования привлекательного имиджа фирмы. Основные задачи курса заключаются в изучении теоретических основ формирования привлекательного имиджа фирмы; овладении техникой коррекции сложившегося имиджа фирмы с целью повышения его привлекательности в глазах потребителей с целью увеличения объемов продаж. В структуре изучаемого курса выделяются следующие основные темы: 1. Имидж фирмы как фактор успешной маркетинговой деятельности. 2. Факторы формирования имиджа фирмы: внешние и внутренние. 3. Механизм коррекции имиджа фирмы. 4. Корпоративная культура фирмы. 5. Имидж руководителя фирмы. 6. Эффективная самопрезентация фирмы. 7. Оценка экономической эффективности мероприятий по повышению привлекательности имиджа фирмы Особенность изучаемого курса состоит в привитии навыков решения не только управленческих, но и креативных задач при формировании привлекательного имиджа фирмы. Формы организации учебного процесса: программой курса предусмотрено чтение лекций, проведение практических занятий, выполнение самостоятельных работ. В ходе изучения курса, помимо посещения лекций и практических занятий, студент выполняет ряд самостоятельных работ по заданной теме (например, «Разработка предложений по совершенствованию имиджа данного коммерческого банка»). В результате изучения курса студент должен знать основные понятия и методы формирования привлекательного имиджа фирмы; уметь предложить эффективные рекомендации по совершенствованию сложившегося имиджа фирмы. Для специальности 061500 «Маркетинг» (дневная форма обучения) курс «Имидж фирмы» общим объемом - 64 часа изучается в течение одного семестра. Изучение курса завершается зачетом. Обязательным условием допуска студента к зачету является выполнение и защита всех индивидуальных домашних заданий. 1. Организационно-методические указания 1.1. Цель и задачи учебного курса Целью изучения дисциплины «Имидж фирмы» является овладение теорией и практикой формирования привлекательного имиджа фирмы. Задачами изучения дисциплины «Имидж фирмы» являются: 1) изучение теоретических основ воздействия маркетинговой информации на психику человека; 2) изучение механизма формирования у потребителей положительных эмоций; 3) овладение техникой создания положительных эмоций у потребителей путем передачи необходимой информации; 4) изучении теоретических основ формирования привлекательного имиджа фирмы; 5) овладении техникой коррекции сложившегося имиджа фирмы с целью повышения его привлекательности в глазах потребителей. 1.2. Требования к знаниям и умениям, приобретаемым при изучении курса В результате изучения дисциплины «Имидж фирмы» студент должен: 1) овладеть теоретическими основами формирования привлекательного имиджа фирмы; 2) научиться анализировать достоинства и недостатки данной фирмы; 3) научиться разрабатывать мероприятия с целью улучшения имиджа данной фирмы; 4) овладеть приемами эффективной самопрезентации; 5) уметь оценить эффективность предложенных мероприятий. 1.3. Объем и сроки изучения курса Для специальности 061500 «Маркетинг» (дневная форма обучения) курс «Имидж фирмы» общим объемом - 64 часа изучается в течение одного семестра. 1.4. Основные виды занятий и особенности их проведения при изучении курса 1.4.1. Лекционные занятия Проведение лекционных занятий предусматривает изложение теоретических основ деятельности в области формирования привлекательного имиджа фирмы; изучение методов эффективной коррекции сложившегося имиджа данной фирмы. 1.4.2. Практические занятия Проведение практических занятий предусматривает закрепление теоретических знаний на практике; разработку эффективных мероприятий в области формирования привлекательного имиджа для конкретных фирм. 1.5. Взаимосвязь аудиторной и самостоятельной работы студентов при изучении курса Результаты самостоятельных работ студенты докладывают на практических занятиях, посвященных конкретной теме учебной дисциплины (например, «Разработка предложений по корректировке имиджа лизинговой компании» ООО «А5»). 1.6. Техническое и программное обеспечение дисциплины Преподавание дисциплины «Имидж фирмы» предусматривает использование в учебном процессе телевизора, магнитофона и видеомагнитофона. 1.7. Виды контроля знаний студентов Текущий контроль осуществляется путем принятия у студентов индивидуальных домашних заданий, выполнение которых предусмотрено учебным планом. Промежуточный контроль представляет собой интегральную оценку результатов, полученных в ходе текущего контроля. Итоговый контроль осуществляется по совокупным данным текущего (промежуточного) контроля и предусматривает выполнение студентами всех индивидуальных домашних заданий и сдачу зачета. 2. Содержание курса2.1. Перечень тем лекционных занятий Тема 1. Имидж фирмы как фактор успешной маркетинговой деятельности Содержание понятий «имидж», «имидж фирмы», «привлекательный имидж фирмы». Социально-психологический аспект привлекательного имиджа фирмы. Механизм влияния имиджа фирмы на объемы продаж. Выводы: имидж фирмы – один из важнейших факторов успешности деятельности фирмы на рынке. Путем формирования привлекательного имиджа можно оказывать влияние на принятие решения о покупке тех или иных товаров. Причем как на сознательном, так и подсознательном уровне. Тема 2. Факторы формирования имиджа фирмы: внешние и внутренние Две группы факторов, оказывающих влияние на формирование имиджа фирмы: внешние и внутренние. Состав внешних и внутренних факторов (миссия фирмы, корпоративная культура, качество продукции, внешняя политика, образ руководителя фирмы и т.д.). Выводы: в свою очередь имидж фирмы зависит от факторов (внешних и внутренних), связанных с внутренней и внешней политикой фирмы. Например, высокая корпоративная культура, активная деятельность фирмы по защите окружающей среды, высокое качество продукции и т.д. формируют привлекательный имидж данной фирмы. Тема 3. Механизм коррекции имиджа фирмы Содержание понятия «механизм коррекции имиджа фирмы». Достоинства и недостатки данного товаропроизводителя в глазах потребителя его товаров (услуг). Разработка мероприятий по нейтрализации недостатков и усиления достоинств фирмы с целью повышения привлекательности ее имиджа. Выводы: разработке эффективного мероприятия, направленного на коррекцию имиджа данной фирмы, должно предшествовать выявление его достоинств и недостатков в глазах потребителей. Тема 4. Корпоративная культура фирмы Факторы формирования корпоративной культуры: культура управления, культура производства, культура межличностных отношений на предприятии, культура поведения во внешней среде: культура отношений с потребителями, культура отношений с конкурентами и т.д. Выводы: разработка привлекательного имиджа данной фирмы неразрывно связана с корпоративной культурой данной фирмы; путем повышения корпоративной культуры фирмы можно добиться увеличения объемов продаж товаров данной фирмы. Тема 5. Имидж руководителя фирмы Различные типы руководителей: «отец (мать)», «старший сын (старшая дочь» и «младший сын (младшая дочь)». Факторы формирования имиджа руководителя фирмы (добропорядочность, воля, склонность к риску и т.д.). Коррекция имиджа руководителя фирмы. Выводы: имидж фирмы неразрывно связан с имиджем руководителя фирмы. Путем выявления достоинств и недостатков данного руководителя фирмы и разработкой мероприятий по усилению первых и нейтрализации вторых можно улучшить имидж фирмы. Тема 6. Эффективная самопрезентация фирмы Теоретические основы эффективной самопрезентации. Инструменты самопрезентации: пресс-релиз, очерк, брифинг, выступление в аудиовизуальных СМИ, личная встреча, дебаты. Выводы: для формирования позитивного имиджа необходимо не только реализовывать мероприятия по повышению привлекательности имиджа фирмы, но и доводить информацию о них до целевой группы потребителей. Тема 7. Оценка экономической эффективности мероприятий по повышению привлекательности имиджа фирмы Показатели эффективности деятельности фирмы. Экономическая эффективность мероприятий в области формирования привлекательного имиджа фирмы. Выводы: мероприятия по формированию привлекательного имиджа фирмы целесообразны лишь в том случае, если в результате их проведения наблюдается (пусть даже в долгосрочной перспективе) улучшение основных показателей эффективности деятельности данной фирмы. 2.2. Перечень тем практических занятий 1. Разработка миссии фирмы. 2. Разработка предложений по коррекции имиджа данной фирмы. 3. Разработка предложений по коррекции имиджа руководителя данной фирмы. 4. Эффективная самопрезентация фирмы. 2.3. Распределение часов по темам и видам учебных занятий для очной формы обучения
3. Методические рекомендации по изучению курса 3.1. Общие методические указания Для успешного усвоения курса, помимо лекционных и практических занятий, студенты должны уделить особое внимание работе с литературой: учебно-теоретической, учебно-практической и учебно-наглядной. 3.2. Перечень и тематика самостоятельных работ студентов по курсу 1. Разработка миссии фирмы. 2. Разработка предложений по коррекции имиджа данной фирмы. 3. Разработка предложений по коррекции имиджа руководителя данной фирмы. 4. Эффективная самопрезентация фирмы. 3.3. Обзор рекомендуемой литературы При изучении дисциплины «Имидж фирмы» в качестве базового рекомендуется использовать учебник: Почепцов Г.Г. Имиджелогия. – М.: Рефл. – бук, Киев: Ваклер, 2002. Темы «Имидж фирмы как фактор успешной маркетинговой деятельности», «Факторы формирования имиджа фирмы», «Механизм коррекции имиджа фирмы» представлены в книгах: Федько Н.Г., Федько В.П. Маркетинговые коммуникации. - Ростов н/Д: Феникс, 2002.; Бландел Р. Эффективные бизнес-коммуникации. Принципы и практика в эпоху информации. - СПб: Питер, 2000; Исаев А.Арк. Физическая психология. – Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2003; Почепцов Г.Г. Теория и практика коммуникации. - М.: Центр, 1998. Тема «Имидж руководителя фирмы» изложена в книге Шепель В.М. Имиджелогия.- М.: ЮНИТИ, 2000. При изучении темы «Эффективная самопрезентация» рекомендуется использовать книги: Алешина И.В. Паблик Рилейшнз для менеджеров и маркетеров. - М.: Издательство «Гном-Пресс», 1997; Хейвуд Р. Все о Public Relations. - М.: Лаборатория Базовых Знаний, БИНОМ, 1999. 3.4. Контрольные вопросы для самостоятельной оценки качества освоения дисциплины Тема 1. Имидж фирмы как фактор успешной маркетинговой деятельности 1. Что означает понятие «имидж фирмы»?
Тема 2. Факторы формирования имиджа фирмы: внешние и внутренние
Тема 3. Механизм коррекции имиджа фирмы
Тема 4. Корпоративная культура фирмы
Тема 5. Имидж руководителя фирмы
Тема 6. Эффективная самопрезентация фирмы
Тема 7. Оценка экономической эффективности мероприятий по повышению привлекательности имиджа фирмы
3.5. Форма отчетности о результатах самостоятельной работы по курсу Формой отчетности о результатах самостоятельной работы является письменный доклад о проделанной работе, выполненный в соответствии с предъявляемыми требованиями. 4. Список рекомендуемой литературы 4.1. Основная литература
М.: Издательство «Гном-Пресс», 1997;
2002. 3. Хейвуд Р. Все о Public Relations. - М.: Лаборатория Базовых Знаний, 1999. 4. Шепель В.М. Имиджелогия.- М.: ЮНИТИ, 2000. 4.2. Дополнительная литература 1. Бландел Р. Эффективные бизнес-коммуникации. Принципы и практика в эпоху информации. - СПб: Питер, 2000. 2. Исаев А.Арк. Физическая психология. - Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2003.
4. Федько Н.Г., Федько В.П. Маркетинговые коммуникации. - Ростов н/Д: Феникс, 2002. Содержание Введение……………………………………………………………………..3
|
![]() | Аннотация к рабочей программе дисциплины имиджелогия направление... Визуальный имидж делового человека. Социальный имидж организации. Имидж товара. Имидж организации. Системно-корпоративный имидж (имидж... | ![]() | «Формирование имиджа туристской фирмы (на примере ООО «тт-трэвел»)» Ключевые слова: имидж, турагенство, совершенствование, клиенты, конкурентоспособность, рекомендации |
![]() | Реферат Имидж Ротари в России Черепок Антон Викторович (Самара) 2010... Имидж создается (пропагандой, рекламой) с целью формирования в массовом сознании определённого отношения к объекту. Может сочетать... | ![]() | Защита к реферату на тему: Этикет и имидж делового человека По дисциплине... В своем реферате я раскрыл такие понятия как деловой этикет и деловой имидж — все это можно назвать одним понятием—деловое общение... |
![]() | Классный час «имидж делового человека» Имидж (от лат image) образ, умственное представление конкретного лица, содержательная сторона его характера. Три основных составляющих... | ![]() | А. В. Карпов Федеральное Государственное Образовательное Создание веб-сайта событие, повышающее имидж образовательного учреждения. Хороший сайт, вбирая в себя всю полезную информацию, является... |
![]() | Программа дисциплины «Имидж и репутация» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 030200.... | ![]() | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... В четвёртой четверти при изучении раздела «Человек в зеркале дизайна и архитектуры» объединены темы «Имидж и личина? Сфера имидж... |
![]() | «Имидж современного педагога» Тема имиджа учителя активно обсуждается сегодня в научной литературе, даются различные определения этому понятию, но все сходятся... | ![]() | Рабочая программа дисциплины Управление рисками фирмы Направление... Целью освоения дисциплины является усвоения теоретического и практического материала по курсу «Управление рисками фирмы» Задачей... |
![]() | Программа дисциплины опд ф. 06. 06 Экономика фирмы Задачи: познакомить с основными процессами и законами экономики; обеспечить высокий уровень подготовки, опирающийся на знания фундаментальных... | ![]() | Программа дисциплины «Стратегические финансы фирмы» для направления... Авторы: проф. Ивашковская И. В.(кафедра экономики и финансов фирмы), преп. Теплицкий А. В. (кафедра экономики и финансов фирмы, компания... |
![]() | Программа дисциплины «Слияния, поглощения и реструктуризация фирмы» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 080100.... | ![]() | Рефератов по дисциплине «управленческая экономика» Институциональная природа фирмы: Виды фирм по типу построения внутренней структуры управления: обзорная классификация |
![]() | Памятка по изучению дисциплины «экономика инновационной фирмы» для... Изучение дисциплины «Экономика инновационной фирмы», предусматривает рассмотрение следующих тем | ![]() | Российской федерации Целью курса является формирование у студентов системы знаний в сфере истории развития инноваций, ключевых факторов осуществления... |