Деятельность учителя
| Деятельность учащихся
| Методический комментарий
|
Постановка цели урока
Мы будем сегодня учиться строить логическую цепь рассуждений при разборе слова по составу, анализировать и оценивать свою деятельность.
| Принятие цели урока.
|
|
Постановка проблемы
Учебная задача: Построим модель, чтобы соотнести часть слова с её определением.
Стрелами установите соответствие части слова с ее определением.
Корень образует новые слова
Основа изменяемая часть слова
Суффикс
значимая часть слова
Окончание
неизменяемая часть слова
Приставка
Что значит выстраивать логическую цепь рассуждений? Постройте логическую цепь рассуждений о каждой части слова.
Самоконтроль и самооценка: заполнение «Листа личных достижений»
Мотивация: для чего составили данную схему?
Напомните цель урока.
Учебная задача: Начинаем учиться строить логическую цепь рассуждений при разборе слова по составу.
Разбор по составу слова «причёска».
Что значит разбор слова по составу?
С чего предлагаете начать?
Объясните, почему одно и то же слова, по- вашему, имеет несколько вариантов разбора по составу?
Какая проблема встала перед нами?
Проблема: Какова последовательность разбора слова по составу?
|
Устанавливают соответствие частей слова и определений.
Знать, с чего начинается рассуждение и чем заканчивается. Соблюдать последовательность.
Дети рассуждают.
Оценивают себя на оценочном листе. Мы будем сегодня учиться строить логическую цепь рассуждений при разборе слова по составу.
Выделить все части слова.
Дети высказывают предположения (гипотезы).
Дети предлагают свои варианты.
Предпринимают попытку формулирования проблемы.
|
УУД: подведение под понятия
УУД: моделирование
Постановка проблемы
Побуждающий от проблемной ситуации диалог:
создание проблемной ситуации, -побуждение к осознанию противоречия проблемной ситуации ( система вопросов),
побуждение к формулированию учебной проблемы,
принятие учениками формулировок учебной проблемы.
Создать проблемную ситуацию – значит ввести противоречие, столкновение с которым вызывает у учащихся эмоциональную реакцию удивления или затруднения.
УУД: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона УУД: выдвижение гипотез и их обоснование.
УУД: постановка и формулирование проблемы
|
Поиск решения учебной проблемы
Проверим все гипотезы.
Какой вариант разбора, на ваш взгляд, верный? Докажите свою точку зрения.
Самоконтроль: Все ли согласны? Почему не согласны?
Что нужно знать, чтобы правильно разбирать слова по составу?
Мы знаем части слова, их роль в слове, почему испытываем затруднения при разборе слов?
Решение проблемы
Схема последовательных действий сможет нам помочь в решении проблемы?
Где взять такую схему?
В русском языке есть инструкции, мы их ещё называем алгоритмы, которые направлены для решения определённых задач.
Что такое алгоритм?
Где можно найти такой алгоритм?
Открытие новых знаний
Анализ алгоритма.
1. Прочитайте слово.
2. Измени его (устно) и выдели окончание.
3. Выдели основу.
4. Найди корень: подбери несколько однокоренных слов.
5. Найди и обозначь приставку и суффикс (если они есть).
Разберём слово «берёзка».
Алгоритм открывается по “шагам”.
Прочитаем первый и второй “шаги” в алгоритме.
Повторите 2 шаг и выделите окончание в слове «берёзка».
Определите следующий шаг действий.
Что такое основа? Назовите её в данном слове.
Что предлагаете выделить в основе сначала, а что потом?
Что надо сделать, чтобы найти в слове корень?
Мы выстроили логическую цепь рассуждений: в какой последовательности надо разбирать слово по составу.
Самоконтроль: Проверим, правильно ли мы рассуждаем. Для этого познакомимся с алгоритмом разбора слова по составу, который предлагают авторы учебника. Не нарушена ли наша логическая цепь?
Самооценка: заполнение «Листа личных достижений»
| Дети по очереди разбирают слова, начиная с разных частей слова.
Объяснения детей. Дети предлагают свои варианты.
Алгоритм – это выполнение действий по порядку. В учебнике, учебном справочнике. Анализируют каждый шаг алгоритма.
Дети действуют по алгоритму: 1, 2 шаги
Работа с 3 шагом алгоритма.
Дети рассуждают.
Работа с 4, 5 шагом алгоритма.
Чтение алгоритма в учебнике на стр. 136.
Соотносят первоначально составленный алгоритм с алгоритмом в учебнике. Делают вывод.
Оценивают себя на оценочном листе.
| Поиск решения учебной проблемы
Побуждающий к гипотезам диалог
Какие есть гипотезы, предположения? Принятие гипотез. Побуждение к проверке гипотез. Принятие предлагаемых проверок гипотез.
УУД: рефлексия способов и условий действия
УУД: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона УУД: выбор наиболее эффективных способов решения задач
Открытие новых знаний
УУД: построение логической цепи рассуждения.
|
Этап воспроизведения знаний.
Учебная задача: Учимся применять логическую цепочку рассуждений при разборе слов по составу.
Разберите по составу слово берёзка, применив данную цепь логических рассуждений.
Ещё раз прочитайте алгоритм. В каком порядке нужно разбирать слово по составу?
Аналогичная работа проводится со словом « побелка».
Выполним задание на карточке:
Для чего нужно это упражнение?
Сделайте разбор по составу.
Что интересного вы увидели в данных группах слов?
Самоконтроль: сличение результата с эталоном
Самооценка: заполнение «Листа личных достижений»
|
Применяют умение построения логической цепи рассуждений в конкретной ситуации. Выполняют задание по карточкам Наблюдают за влиянием приставки и суффикса на значение слова.
| Этап воспроизведения знаний
Продуктивные задания УУД: построение логической цепи рассуждения. УУД: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона
|
Рефлексия урока
Какую цель ставили в начале урока?
Научились ли выстраивать логическую цепь рассуждений при разборе слов по составу?
Как вы думаете, в каких ситуациях необходимо умение строить логическую цепь рассуждений?
Работа с оценочным листом.
Что получилось?
Какие затруднения имеются?
|
Оценивают себя с помощью оценочного листа
| УУД: выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.
|