Скачать 27.6 Kb.
|
УДК 538.945(06)+ 539.2(06) Сверхпроводимость и физика наноструктур Ю.С. ЕРМОЛАЕВ, И.А. РУДНЕВ Московский инженерно-физический институт (государственный университет) ЛЕВИТАЦИОННЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ МНОГОСЛОЙНЫХ СВЕРХПРОВОДЯЩИХ БЛОКОВ Влияние размеров сверхпроводящего блока на силу левитации важно для оптимизации сверхпроводниковых левитационных устройств [1]. Влияние количества образцов в сверхпроводящем блоке на силу левитации представляет интерес для понимания особенностей многообразцовых левитационных систем. На эксперименте измеряли зависимости силы левитации Fz от расстояния между магнитом и сверхпроводником z в режиме ZFC для нескольких сверхпроводящих блоков. Сверхпроводящие блоки состояли из нескольких образцов с размерами Ø14.3×2.0 мм и jc ≈ 7 кА/см2. С изменением количества образцов N в сверхпроводящем блоке изменялась толщина сверхпроводящего блока. В качестве источника магнитного поля использован магнит с полем Baz (z0) ≈ 0.4 Тл и размерами Ø25×13 мм. Из полученных зависимостей Fz (z) выделяли максимальную силу (соответствующую минимальному расстоянию z0 = 2 мм). Полученная таким образом зависимость максимальной силы Fz (z = z0, N) от количества образцов в блоке N (фактически от толщины блока) показана на рисунке. В работе [2] исследовали взаимосвязь силы Fz для одинарного образца и для блока состоящего из N = 2 образцов, и утверждают, что в ряде случаев сила Fz аддитивна, но не приводят применимость этого утверждения. Это утверждение для произвольного N имеет вид: , (1) где Z – толщина образца, Fz 1 – сила от единичного образца. Расчет силы Fz при различном количестве образцов в блоке по формуле (1) показан на рисунке. При N > 2 наблюдается значительное расхождение с экспериментом. Напрашивается вывод, что выражение (1) неприменимо, когда одни образцы экранируют поле магнита от других. Проведен расчет силы Fz (z, N) из предположения, что ближние к магниту образцы экранируют поле от дальних образцов. Токи в i-м образце индуцированы полем , (2) г Рис. Зависимость максимальной силы от количества образцов в сверхпроводящем блоке. Обозначения: ■ – экспериментальные данные; ● – расчет по (1); □ – расчет по (2-5). де Baz – z-я компонента поля магнита, R – радиус образца, zi – эффективное расстояние между i-м образцом и магнитом, Bz k – z-я компонента поля k-го образца, zik – эффективное расстояние между i-м и k-м образцами. Поле Bz k является намагниченностью и направлено противоположно Baz. Зная индуцирующее токи поле, находим средний ток во всем образце , (3) где jc – плотность критического тока. Силу левитации вычисляем стандартным образом для каждого образца: , (4) где Bar – r-я компонента поля магнита. И, окончательно, для всего сверхпроводящего блока суммируем силу по всем образцам: . (5) Результаты расчета силы Fz по формулам (2–5) для разного количества образцов в блоке приведены на рисунке, и, как видно, хорошо совпадают с экспериментальными данными. На основе формул (2-5) проведены дополнительные расчеты, из которых можно сделать следующие выводы: при малых N, сила Fz растет линейно с ростом N; при больших N, сила Fz насыщается; при данных параметрах левитационной системы нецелесообразно брать суммарную толщину сверхпроводящего блока Z∙N больше примерно 6-10 мм (N = 3-5). Полученный результат согласуется с расчетом силы Fz в зависимости от толщины образца [3]. Работа поддержана Министерством образования и науки РФ, грант № А04-2.9-150. Список литературы 1. Hull J.R. // Supercond. Sci. Technol. 2000. V.13. P.R1. 2. Yang W.M., Zhou L., Nicolsky R. // Supercond. Sci. Technol. 2003. V.16. P.451. 3. Navau C., Sanchez A. // Phys. Rev. B. 2001. V.64. ISBN 5-7262-0555-3. НАУЧНАЯ СЕССИЯ МИФИ-2005. Том 4 |
Московский энергетический институт (технический университет) институт электротехники (иэт) Целью дисциплины является формирование систематических знаний фундаментальных принципов, определяющих структуру сверхпроводящих материалов... | Инструкция методическая Урок может состоять из нескольких теоретических блоков, которые студенту необходимо просмотреть для успешного выполнения урока, и... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Максимальный балл по каждому из блоков равен максимальному баллу дисциплины, при этом выбранный балл по каждому из блоков влияет... | Реферат На тему В настоящее время разработано большое количество новых сплавов золота, а так же технологические процессы нанесения покрытия золотом... | ||
Рабочая программа профессионального модуля проведение стандартных... Етствии с фгос по специальности спо 210413 Радиоаппаратостроение (базовой подготовки) в части освоения основного вида профессиональной... | Рабочая программа по географии составлена на основе федерального... Рабочая программа конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает примерное распределение учебных часов по крупным... | ||
141980, Московская область, Дубна, ул. Жолио Кюри,6 Основы технологии связывания (сращивания) протонированных пластин кремния с гидрофильными подложками при получении структур кремний... | Электродинамические методы анализа вибраторных излучателей в многослойных средах Работа выполнена на кафедре прикладной электродинамики и компьютерного моделирования физического факультета Федерального государственного... | ||
Определение предельных параметров многослойных ограждающих конструкций Мы с Вами уже знаем, как провести определение толщины утеплителя в тонкой мокрой системе утепления фасадов и проверить возможность... | Гигиеническая оценка производства многослойных углеродных нанотрубок... Работа выполнена в Государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Казанский государственный... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Рассмотреть важнейшие экологические характеристики популяции: территорию, которую она занимает, численность, возрастной и половой... | Введение 3 определение интро- и экстроверсии 4 характеристики интровертов и экстравертов 5 Какие факторы определяют (формируют, детерминируют) личность человека? Каковы основные характеристики личности? До какой степени... | ||
Исследование состояло из 3- Х блоков: «Юный читатель» | 2 3/271 «Параметры семантической характеристики слова в толковом словаре» «Параметры семантической характеристики слова в толковом словаре» аналитической ведомственной целевой программы “Развитие научного... | ||
Рабочая программа по искусству (музыка и изо) в 8 9 классах, состоит... Рабочая программа по искусству (музыка и изо) в 8 – 9 классах, состоит из двух блоков: музыка и изобразительное искусство | Реферат по теме: Статистические характеристики на уроке алгебры На уроке алгебры мы познакомились с темой «Статистические характеристики». Среднее арифметическое, медиана, размах и мода. Мода в... |