Пояснительная записка
Рабочая программа по искусству (музыка и ИЗО) в 8 – 9 классах, состоит из двух блоков: музыка и изобразительное искусство.
Рабочая учебная программа разработана на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного образования по искусству, Примерной учебной программы основного образования, утверждённой Министерством образования РФ, в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования.
Рабочая программа по искусству (музыка) для 8 класса разработана на основе авторской программы «Искусство 8-9 классы», авторы программы Г. П. Сергеева, И. Э. Кашекова, Е. Д. Критская. Сборник: «Программы для общеобразовательных учреждений: «Музыка 1-7 классы. Искусство 8-9 классы». Москва, «Просвещение», 2010 год.
Данная программа разработана в соответствии с учебным планом образовательного учреждения в рамках интегрированного учебного предмета «Искусство для 8-9 классов». Подача учебного материала предоставляется учителю музыки и изобразительного искусства по темам согласно тематическому плану. В соответствии с учебным планом в 8-9 классах на учебный предмет «Искусство» отводится 70 часов (из расчета 1 час в неделю).
Цели и задачи обучения:
- формирование музыкальной культуры учащихся как части их общей и духовной культуры;
- развитие речевой активности;
- освоение знаний о музыке «серьёзной» и «лёгкой»;
- совершенствование умений и навыков хорового пения;
- воспитание художественного вкуса, слушательской культуры;
- расширение творческого и жизненного кругозора учащихся.
На начало учебного года по музыке учащиеся класса знают понятия: элементы музыкальной речи, формы, жанры музыки. Знакомы с народной и композиторской музыкой разных стран и эпох. Умеют устанавливать взаимосвязи между различными видами искусства, такими как музыка – литература – живопись. Используют при анализе музыкальных произведений музыкальную терминологию, узнают прослушанные произведения и называют их авторов-композиторов. Умеют называть имена художников и их картины, узнают литературные произведения и знают их авторов. Определяют принципы музыкального развития (музыкальной драматургии). Могут исполнять песни более широкого певческого диапазона, интонационно чисто и выразительно.
Рабочая программа по искусству (ИЗО) для 8 класса составлена на основе программы для образовательных школ «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 класс», которая разработана под руководством народного художника России, академика РАО Б.М. Неменского, Москва, «Просвещение», 2009 г.; Министерство образования Российской Федерации. Сборник нормативных документов. Искусство. Составитель Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев,- Москва «Дрофа.
Основной целью является формирование художественной культуры учащихся через творческий подход к познанию архитектуры разных исторических эпох.
В задачи преподавания изобразительного искусства входит:
формирование у учащихся нравственно – эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве;
формирование художественно – творческой активности;
овладение образным языком изобразительного искусства посредством формирования художественных знаний, умений и навыков;
На начало учебного года у учащихся по учебному предмету сформированы следующие умения, навыки:
- жанровая система в изобразительном искусстве и ее значении для анализа развития искусства и понимания изменений видения мира, а, следовательно, и способы его изображения;
- роль и история тематической картины в изобразительном искусстве и ее жанровых видах (бытовом и историческом жанрах, мифологической и библейской темах в искусстве);
- процесс работы художника над картиной, смысл каждого этапа этой работы, роль эскизов и этюдов;
- композиция как целостности и образный строй произведения;
- роль искусства в создании памятников в честь больших исторических событий; влияние образа, созданного художником, на понимание событий истории;
- роль художественной иллюстрации;
- наиболее значимый ряд великих произведений изобразительного искусства на исторические и библейские темы в европейском и отечественном искусстве; понимать особую культуростроительную роль русской тематической картины ХIХ-ХХ столетий.
- имеет первичные навыки изображения пропорций и движений фигуры человека с натуры и по представлению;
- владеет материалами живописи, графики и лепки на доступном возрасту уровне;
- развиты навыки наблюдательности способность образного видения окружающей ежедневной жизни, формирующие чуткость и активность восприятия реальности;
- имеет творческий опыт в построении тематических композиций, предполагающий сбор художественно - познавательного материала, формирование авторской позиции по выбранной теме и поиски способа ее выражения;
- имеет навыки соотнесения собственных переживаний с контекстами художественной культуры.
VIII класс – посвящен изучению архитектуры и дизайна, то есть конструктивных видов искусства, организующих среду нашей жизни. В результате изучения архитектуры и монументальных видов искусства у учащихся формируется конкретно- историческое понимание эпохи; сознательное отношение к таким проблемам сегодняшнего дня, как охрана памятников культуры; развивается творческий подход к познанию культуры прошлого, а также созданию, совершенствованию и формированию архитектурной и природной среды.
Учащиеся от природы любознательны, творчески активны, изначально талантливы. Очень важно организовать их художественно – творческую деятельность таким образом, чтобы каждый смог пройти «путь творца».
Художественная деятельность учащихся на уроке находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объеме; демонстративная и конструктивная работа; восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов собственного коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; поисковая работа по подбору иллюстрированного материала к изучаемым темам.
Рабочая программа предусматривает разные варианты дидактико- технологического обеспечения учебного процесса. В частности: в 8 классе дидактико- технологическое оснащение включает ПК, электронную энциклопедию, медиатеку и т.д.
Применение этнокультурного регионального компонента по искусству (музыка и ИЗО):
- изучение национальной культуры и традиций, архитектуры;
- изучение творчество местных, мастеров, художников;
- посещение музеев, выставок.
- знание гимна РТ, его авторов;
- слушание музыки татарских композиторов.
Для достижения требуемых результатов обучения используются следующие технологии по искусству (музыка и ИЗО):
- технология личностно – ориентированного обучения и воспитания;
- технология дифференцированного обучения и воспитания;
- информационно – коммуникационная технология обучения и воспитания – технология;
- технология проблемного обучения;
- игровая технология;
- воспитательная технология.
Средства обучения по искусству (музыка и ИЗО):
- печатные пособия (учебные пособия, раздаточный материал);
- электронные образовательные ресурсы (мультимедийные презентации, мультимедийные энциклопедии, справочники);
- наглядные пособия ( таблицы, карточки, схемы, репродукции картин художников, литературные произведения и т.д.);
- аудиозаписи.
Требования к уровню подготовки школьников, оканчивающих 8 класс
В результате изучения музыки ученик должен
знать / понимать:
специфику музыки как вида искусства;
значение музыки в художественной культуре и ее роль в синтетических видах творчества;
возможности музыкального искусства в отражении вечных проблем жизни;
основные жанры народной и профессиональной музыки;
многообразие образов и способов их развития;
основные формы музыки;
характерные черты и образцы творчества крупнейших русских и зарубежных композиторов;
виды оркестров, названия наиболее известных инструментов;
имена выдающихся композиторов и музыкантов-исполнителей;
Уметь:
эмоционально – образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения;
узнавать на слух изученные произведения русской и зарубежной классики, образцы народного музыкального творчества, произведения современных композиторов;
выразительно исполнять соло (с сопровождением и без сопровождения): несколько народных песен, песен композиторов-классиков и современных композиторов (по выбору учащихся);
исполнять свою партию в хоре в простейших двухголосных произведениях, в том числе с ориентацией на нотную запись;
выявлять общее и особенное при сравнении музыкальных произведений на основе полученных знаний об интонационной природе музыки, музыкальных жанрах, стилевых направлениях, образной сфере музыки и музыкальной драматургии;
распознавать на слух и воспроизводить знакомые мелодии изученных произведений инструментальных и вокальных жанров;
выявлять особенности интерпретации одной и той же художественной идеи, сюжета в творчестве различных композиторов;
различать звучание отдельных музыкальных инструментов, виды хора и оркестра;
устанавливать взаимосвязи между разными видами искусства на уровне общности идей, тем, художественных образов;
использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- самостоятельной творческой деятельности;
- расширения музыкального кругозора;
- понимания произведений искусства во внеурочное время (смотреть музыкальные телепередачи, посещать концертные залы);
- для музыкального самообразования ( чтение книг о музыке, подготовка устных выступлений).
Формирование художественных знаний, умений и навыков:
Учащиеся должны знать:
- как анализировать произведения архитектуры и дизайна; каково место конструктивных искусств в ряду пластических искусств, их общие начала и специфику;
- особенности образного языка конструктивных видов искусств, единство функционального и художественно – образных начал и их социальную роль;
- основные этаны развития и истории архитектуры и дизайна, тенденции современного конструктивного искусства.
Учащиеся должны уметь:
- конструировать объемно-пространственные композиции, моделировать архитектурно-дизайнерские объекты (в графике и объеме);
- работать с натуры, по памяти и воображению над зарисовкой и проектированием конкретных зданий и вещной среды;
- конструировать основные объемно-пространственные объекты, реализуя при этом фронтальную, объемную и глубинно-пространственную композицию;
- использовать в макетных и графических композициях ритм линий, цвета, объемов, статику и динамику тектоники и фактур;
- владеть навыками формообразования, использования объемов в дизайне и архитектуре (макеты из бумаги, картона, пластилина);
- создавать композиционные макеты объектов на предметной плоскости и в пространстве;
- работать над эскизом монументального произведения (витраж, мозаика, роспись, монументальная скульптура);
- использовать разнообразные материалы (бумага белая и тонированная, картон, цветные пленки; краски: гуашь, акварель; графические материалы: уголь, тушь, карандаш, мелки; материалы для работы в объеме: картон, бумага, пластилин, глина)
Учебно-тематическое планирование
по искусству (Музыка и ИЗО) Класс 8
Количество часов
Всего 35 часов; в неделю 1 час.
Планирование составлено на основе Примерной программы основного общего образования по музыке, авторской программы «Искусство 8-9 классы», авторы программы: Г. П. Сергеева, И. Э. Кашекова, Е. Д. Критская. Сборник: «Программы для общеобразовательных учреждений: «Музыка 1-7 классы. Искусство 8-9 классы» Москва, «Просвещение», 2010 год, разработанной в соответствии с требованиями федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по искусству; программы «Изобразительное искусство и художественный труд. 1-9 класс», которая разработана под руководством народного художника России, академика РАО Б.М. Неменского, Москва, «Просвещение», 2009 г.; Министерство образования Российской Федерации. Сборник нормативных документов. Искусство. Составитель Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев,- Москва «Дрофа». Общеобразовательные ресурсы сети Интернет:
http://www.1september.ru/ru/index.htm - Объединение педагогических изданий "Первое сентября".
http:// school.baltinform.ru – школьный портал.
Педсовет. ОRG.
Учебно-тематический план
Тема полугодия: Жанровое многообразие музыки.
| 1
| Жанровое многообразие музыки.
| 1
| 2
| Песня – самый демократичный жанр музыкального искусства
| 1
| 3
| Особенности песенной музыки
| 1
| 4
| Многообразие жанров народного песенного искусства
| 1
| 5
| Духовное и светское песенное искусство
| 1
| 6
| Песня вчера, сегодня, завтра
| 1
| 7
| Танец сквозь века
| 1
| 8
| Танцевальная музыка прошлого и настоящего
| 1
| 9
| Развитие танцевальной музыки
| 1
| 10
| Танец, его значение в жизни человека
| 1
| 11
| Особенности маршевой музыки. Многообразие жанров.
| 1
| 12
| Развитие жанра марша в истории музыкальной культуры.
| 1
| 13
| Жанр марша в истории музыкальной культуры.
| 1
| 14
| Современные трактовки классических произведений в жанре маршевой музыки.
| 1
| 15
| Марш, его значение в жизни человека.
| 1
| 16
| Обобщение по теме « Жанровое многообразие музыки»
| 1
| 17
| Жанровое многообразие музыки (обобщающий урок)
| 1
|
|