2 3/271 «Параметры семантической характеристики слова в толковом словаре»





Скачать 38.87 Kb.
Название2 3/271 «Параметры семантической характеристики слова в толковом словаре»
Дата публикации04.04.2015
Размер38.87 Kb.
ТипОтчет
100-bal.ru > История > Отчет

Реферат



проект № 2.1.3/271 «Параметры семантической характеристики слова в толковом словаре» аналитической ведомственной целевой программы “Развитие научного потенциала высшей школы (2009-2010 годы)”

мероприятие: 2. Проведение фундаментальных исследований в области естественных, технических и гуманитарных наук. Научно-методическое обеспечение развития инфраструктуры вузовской науки

раздел: 2.1 Проведение фундаментальных исследований в области естественных, технических и гуманитарных наук.

подраздел: 2.1.3 Проведение фундаментальных исследований в области гуманитарных наук.
Руководитель проекта д. филол. н., проф. А.С.Герд
Отчет 105 с., 3 рис., 14 источников

Ключевые слова – параметры семантического описания, историческая и региональная лексикография и лексикология, лингвистическая семантика, компоненты семантической структуры слова.

Объектом исследования являются разрабатываемые в рамках данного проекта исторические, диалектные, писательские словари разного типа, создаваемые в Межкафедральном словарном кабинете им. проф. Б.А.Ларина на Факультете филологии и искусств Санкт-Петербургского государственного университета.

Цель проекта – выявление и систематизация параметров семантической характеристики слова прежде всего в толковых исторических, диалектных словарях и словарях художественной речи. Исходя из этого, задачами проекта являются: выявление факторов, определяющих семантизацию слова в словаре, которые во многом зависят от заданной глубины семантической характеристики слов; разработка параметров семантической характеристики слова; разработка алгоритма применения различных параметров и использование новых технологий, разработанных на кафедре математической лингвистики СПбГУ, для отработки отдельных звеньев семантизации слов в словаре.

При работе над проектом использовались методы компонентного анализа, состоящего в выявлении интегральных и дифференциальных сем в структуре значения лексических и фразеологических единиц; индуктивно-дедуктивного анализа, состоящего в наблюдении и обобщении фактов, построении гипотезы и ее дальнейшей верификации, проверке с помощью систематических наблюдений над материалом; описательный метод при описании семантики лексических и фразеологических единиц.

При выполнении проекта использовалась методология структурно-дистрибутивного анализа.

Результатом работы на 1 этапе выполнения проекта являются параметры семантической характеристики слова в исторических словарях. Компоненты семантической структуры слова рассматриваются как база для разработки шкалы лексикографических параметров, служащих основой описания семантики слова в исторических толковых словарях. Семантические параметры используются как инструмент вскрытия семантики языковой единицы.

Результатом работы на 2 этапе выполнения проекта являются параметры семантической характеристики слова в диалектных словарях полного и дифференциального типа.

Семантическая характеристика слова в словаре представляет собой особый языковой феномен. Факторы, определяющие лексикографическое описание слова, во многом зависят от заданной глубины семантической характеристики. Разработанная в процессе выполнения проекта системно-параметрическая классификация факторов, определяющих семантическую характеристику слова, позволила углубить и унифицировать характеристику слов в диалектных словарях полного и дифференциального типа. Были выделены следующие параметры семантической характеристики слова в диалектном словаре: 1) структурный параметр; 2) морфемно-словообразовательный параметр; 3) лексико-грамматический параметр; 4) семантический параметр; 5) параметр семантической слитности сочетаний слов; 6) системный параметр; 7) функционально-стилистический параметр; 8) ономастический параметр; 9) лингвогеографический параметр; 10) лингвокультурологический параметр.

Проект направлен на оптимизацию словарной работы, передачу передового опыта Санкт-Петербургского университета коллегам-лексикографам из других университетов Российской Федерации. В области исторической и диалектной лексикографии достигнуты результаты не только сопоставимые с уровнем мировой лексикографии, но и в ряде случаев и значительно превосходящие его. Среди исторических словарей таков, прежде всего, «Словарь обиходного языка Московской Руси XVI — XVII вв.» Среди диалектных словарей уникальным по своей концепции и глубине разработанности семантической характеристики слова является «Псковский областной словарь с историческими данными» — региональный словарь полного типа.

Результаты работы над проектом внедрены в образовательный процесс: используются при создании и модернизации программ и учебных курсов по истории, лексикологии, лексикографии русского языка для студентов, аспирантов магистров филологических специальностей университетов. Включение разработок по проекту в учебно-методический комплекс по лексикографии (Лексикография русского языка. Учебник для филологичесикх специальностей университетов; Лексикография русского языка. Хрестоматия и учебные задания) определило высокую степень внедрения результатов работы по проекту.

Разработанные параметры позволят снизить временные затраты при работе над созданием исторических, диалектных, писательских словари разного типа и оптимизировать словарную работу благодаря унификации семантических описаний слов.

Прогнозные предположения о развитии объекта исследования. Работа по исследованию параметров семантического описания языкового материала в историческом толковом словаре поставила ряд новых проблем теоретической семантики и исторической лексикографии:

Выявление и систематизация параметров семантической характеристики слова в исторических, диалектных, писательских словарях разного типа способствует дальнейшему развитию этих словарей как объекта исследования лексикографического описания слова.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

2 3/271 «Параметры семантической характеристики слова в толковом словаре» iconДля аттестации прямое и переносное значение слова
Предварительная подготовка: найти в толковом словаре и выписать значение слова кружево
2 3/271 «Параметры семантической характеристики слова в толковом словаре» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Красивое слово «мечта». О чём мечтаете вы? Перед уроком Лиза получила задание найти значение слова «мечта» в толковом словаре. Вот...
2 3/271 «Параметры семантической характеристики слова в толковом словаре» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Я предлагаю вам отправиться в путешествие, точнее в экспедицию. У вас не возникло вопроса? Толкование слова экспедиция находим в...
2 3/271 «Параметры семантической характеристики слова в толковом словаре» iconШкольный мир Газета учащихся и педагогов мкоу «Руднянская сош»
Международный день пожилых людей. В толковом словаре написано : «Пожилой- начинающий стареть». Только начинающий
2 3/271 «Параметры семантической характеристики слова в толковом словаре» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
В толковом словаре под редакцией С. И. Ожегова сказано, что воспитанный человек- это человек, который умеет хорошо себя вести
2 3/271 «Параметры семантической характеристики слова в толковом словаре» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
В «Толковом словаре» В. И. Даля дано такое определение дружбы: «бескорыстная стойкая приязнь». На первое место учёный ставил бескорыстие....
2 3/271 «Параметры семантической характеристики слова в толковом словаре» icon«Концепции современного естествознания»
В толковом словаре Ожегова С. И. жизнь определяется как совокупность явлений, происходящих в организмах, как особая форма материи,...
2 3/271 «Параметры семантической характеристики слова в толковом словаре» iconПрограммируемые логические интегральные схемы. История вопроса. Основные...
Программируемые логические интегральные схемы. История вопроса. Основные параметры. Сравнительные характеристики плис фирм Actel,...
2 3/271 «Параметры семантической характеристики слова в толковом словаре» iconУрок Установка параметров страницы. Набор текста. Тире и дефис
Для подготовки документа к работе надо установить параметры страницы, параметры абзаца, а также параметры шрифта
2 3/271 «Параметры семантической характеристики слова в толковом словаре» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Соотнесение характеристики жанра, данной учащимися, с его определением в словаре в конце учебника. Дополнение перечня музыкальных...
2 3/271 «Параметры семантической характеристики слова в толковом словаре» iconОтражательный клистрон
Цель работы: изучить устройство и принцип действия отражательного клистрона, проанализировать физические процессы, происходящие в...
2 3/271 «Параметры семантической характеристики слова в толковом словаре» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель работы: изучить физические принципы действия лампы обратной волны типа – О, ее устройство, параметры и характеристики
2 3/271 «Параметры семантической характеристики слова в толковом словаре» iconЭргономические характеристики Требования к составу и значениям эргономических...
Настоящий стандарт устанавливает номенклатуру, граничные значения и ориентировочные параметры качества программных средств образовательного...
2 3/271 «Параметры семантической характеристики слова в толковом словаре» iconНовосибирский государственный университет юридический факультет Проблема перспективы
План, программа действий. В строительном словаре перспектива – это система изображения трехмерного пространства на двухмерной плоскости...
2 3/271 «Параметры семантической характеристики слова в толковом словаре» iconПараметры документа word реферата Структура реферата
...
2 3/271 «Параметры семантической характеристики слова в толковом словаре» iconИзмерения параметров транзисторов
Как оценить качество транзистора? Какие параметры транзистора надо знать, чтобы предугадать его работу в приемнике, усилителе? Как...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск