Эргономические характеристики Требования к составу и значениям эргономических характеристик качества и методам их оценки





Скачать 337.25 Kb.
НазваниеЭргономические характеристики Требования к составу и значениям эргономических характеристик качества и методам их оценки
страница1/2
Дата публикации09.10.2014
Размер337.25 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Информатика > Документы
  1   2

«Икт в образовании» Глава 7

Экспертно-аналитическая система оценки качества

Лекции программных средств образовательного назначения

Эргономические характеристики

Требования к составу и значениям эргономических характеристик качества и методам их оценки

Настоящий стандарт устанавливает номенклатуру, граничные значения и ориентировочные параметры качества программных средств образовательного назначения.

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ.

1.1. Настоящий стандарт регламентирует оценку эргономических характеристик ПС ОН в подсистеме сертификации программных средств образовательного назначения, являющейся составной частью Системы сертификации средств и систем в сфере информатизации «РОСИНФОСЕРТ».

1.2. Оценка эргономических характеристик ПС ОН проводится в соответствии с технологической инструкцией и методическим руководством.

2. НОМЕНКЛАТУРА ЭРГОНОМИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК КАЧЕСТВА.

2.1. Эргономические требования, предъявляемые к ПС ОН, делятся на следующие группы:

  • требования соответствия характеристик программного средства методическому руководству и сопутствующей документации.

  • требования к временным режимам работы программного средства;

  • требования к общей визуальной среде на экране монитора;

  • требования к цветовым характеристикам;

  • требования к пространственному размещению информации на экране монитора;

  • требования к организации диалога;

  • требования к буквенно-цифровой символике и знакам;

  • требования к звуковому сопровождению.

2.2. Требования соответствия характеристик программного средства

методическому руководству и сопутствующей документации:

  • соответствие программного средства методическому материалу;

  • соответствие последовательности действий, необходимых для установки программного средства, инструкции;

  • легкость запуска;

  • соответствие основных технических характеристик программного средства параметрам, приведенным в документации;

  • устойчивость работы.

2.3. Требования к временным режимам работы ПС ОН определяются параметрами:

  • длительность времени непосредственной работы учащихся на компьютере в течение урока;

  • длительность времени непосредственной работы учащихся на компьютере на первом и на втором уроках при сдвоенных уроках;

  • возраст учащихся.

2.4. Требования к общей визуальной среде на экране монитора определяются параметрами:

  • нормальная визуальная среда;

  • благоприятная визуальная среда;

  • гомогенная визуальная среда;

  • агрессивная визуальная среда;

  • смешанная визуальная среда;

  • динамическая гомогенная среда;

  • динамическая агрессивная среда;

  • нормальная визуальная среда программного средства.

2.5. Требования к цветовым характеристикам формируются из условий оптимального восприятия зрительной информации в зависимости от цветовой палитры, яркости и контрастности изображения на экране монитора, характеризуется параметрами:

  • соответствие цветовой палитры относительной видимости предметов изображения;

  • оптимальность контраста изображения по отношению к фону;

  • постоянство используемых цветов;

  • соответствие цветов устойчивым зрительным ассоциациям;

  • яркость цветов объектов по отношению к фону;

  • оптимальность выбора цветов для смыслового противопоставления объектов;

  • оптимальность сочетания цвета и яркости изображения.

2.6. Требования к пространственному размещению информации на экране монитора формируются из условий оптимальности изучения текстовой, графической и текстово-графической информации, характеризуется параметрами:

  • соответствие форм объектов устойчивым зрительным ассоциациям;

  • использование логических ударений;

  • оптимальность использования логических ударений;

  • соответствие последовательности логических ударений оптимальному порядку изучения информации;

  • соответствие полей восприятия графической информации оптимальному порядку изучения;

  • соответствие пространственного расположения информации на экране оптимальному порядку изучения;

  • степень засоренности поля главного объекта.

2.7. Требования к организации диалога формируются из условий максимальной естественности взаимодействия ученика программным средством, определяются параметрами:

  • доступность для учащихся;

  • время реакции на ответ или управляющее воздействие;

  • число вариантов ответов в вопросах типа «меню»;

  • правдоподобность ответов в вопросах типа «меню»;

  • наличие инструкции или подсказки, удобство работы с ней.

2.8. Требования к буквенно-цифровой символике и знакам формируются из условий максимальной эффективности считывания буквенно-цифровой информации с экрана монитора, разделяются на требования к разборчивости изображения и требования к параметрам текста.

Требования к разборчивости изображения характеризуются параметрами:

  • способ начертания (соотношение размера и яркости);

  • толщина линии обводки.

Требования к параметрам текста характеризуются параметрами:

  • высота знака;

  • отношение ширины буквы, цифры к высоте;

  • толщина линии обводки в прямом и обратном контрасте;

  • расстояние между знаками;

  • расстояние между строками;

  • длина строки.

2.9. Требования к звуковому сопровождению разработаны исходя из условий максимальной естественности восприятия человеком звуковой информации с учетом специфики использования ПС ОН в учебном процессе. Требования к звуковому сопровождению характеризуются параметрами:

• комфортность восприятия звуковой информации;

• удобство настройки звуковых характеристик;

• зависимость максимальной разборчивости от уровня громкости;

• соответствие звуковой информации устойчивым звуковым ассоциациям;

• степень засоренности звукового сопровождения;

• оптимальность темпа звукового сопровождения.

3. ТРЕБОВАНИЯ К ЭРГОНОМИЧЕСКИМ ПАРАМЕТРАМ КАЧЕСТВА

3.1. Требования к параметрам соответствия характеристик программного средства методическому руководству и сопутствующей документации.

3.2. Временные режимы работы программного средства.

3.3. Требования к общей визуальной среде на экране монитора

3.4. Требования к цветовым характеристикам

3.5 Требования к пространственному размещению информации на экране монитора

3.6. Требования к организации диалога

3.7.Требования к буквенно-цифровой символике и знакам.

3.7.1.Требования к разборчивости изображения.

3.7.2. Требования к параметрам текста

3.8. Требования к звуковому сопровождению

Методическое руководство к проведению экспертизы эргономических характеристик.

Экспертиза эргономических характеристик программных средств образовательного назначения проводится в три этапа.

На первом этапе эксперты знакомятся с программным средством и методическим материалом, затем делают предварительные измерения и оценки эргономических характеристик. Вся работа проводится экспертами самостоятельно, учащиеся на этой стадии не привлекаются.

На втором этапе оценка эргономических характеристик программных средств осуществляются в условиях педагогического эксперимента. Здесь проверяются и уточняются результаты, полученные на первом этапе.

На третьем этапе проходит окончательное уточнение результатов, выставление средних и итоговых оценок. Вся работа осуществляется экспертами самостоятельно.

Оценку эргономических характеристик программных средств образовательного назначения необходимо проводить по следующим группам:

первая группа – оценка параметров соответствия характеристик программного средства методическому руководству и сопутствующей документации;

вторая группа – временные режимы работы программных средств образовательного назначения;

третья группа – оценка общей визуальной среды на экране монитора;

четвертая группа – оценка параметров цветовых характеристик;

пятая группа – оценка параметров пространственного расположения информации на экране монитора;

шестая группа – оценка параметров организации диалога;

седьмая группа – оценка параметров буквенно-цифровой символики и знаков;

восьмая группа – оценка параметров звукового сопровождения.

Для оценки эргономических характеристик программных средств образовательного назначения применяются измерительные, экспертные и экспертно-измерительные методы.

При использовании измерительных методов оценок необходимо ориентироваться граничными значениями оцениваемых параметров, приведенными в таблицах. При использовании экспертных методов – ориентировочными параметрами качества.

Оценку параметров эргономических характеристик необходимо проводить в соответствии с документом «Информационная технология. Сертификация средств и систем в сфере информатизации. Программные средства образовательного назначения. Технологическая инструкция к проведению экспертизы эргономических характеристик».

Соответствие или не соответствие программного средства должно оцениваться по каждому параметру отдельно. В протоколе испытаний эргономических характеристик должны присутствовать результаты оценки по каждому параметру, их среднее значение, комментарии с указанием отклонений и по какому параметру, оценка соответствия группы в целом. Это даст экспертному совету более объемную картину оценки.

Знак «+» в протоколе испытаний эргономических характеристик должен указывать на соответствие программного средства требованию, знак «-» - на несоответствие. Допустимо использование знака «+-» в пограничных областях результата оценок.
Оценка параметров соответствия характеристик программного средства методическому материалу и сопутствующей документации

Оценка осуществляется на первом этапе экспертизы, когда знакомятся с методическим материалом и сопутствующей документацией, устанавливают программное средство и знакомятся с ним непосредственно в работе. К сожалению, в настоящее время нет единых требований на необходимую номенклатуру технических характеристик сопутствующей документации. Поэтому она часто носит ярко выраженный рекламный характер. Экспертам необходимо самым тщательным образом знакомиться со всей документацией программного средства образовательного назначения и анализировать ее, поскольку неверные сведения часто ведут к прямому обману покупателей.

Параметры 1.4 и 1.5 носят предварительный характер. На третьем этапе проведения экспертизы они будут уточняться. Параметры 1.1, 1.2, 1.3 носят окончательный характер. Их необходимо выставлять по первому впечатлению о программном средстве – при первой установке и запуске.

Несоответствие пункту 1.1 может привести к существенному снижению эффективности программного средства образовательного назначения. Это случается, когда авторы стремятся как можно быстрее выпустить программное средство на рынок и считают разработку методического обеспечения делом второстепенным. В этом случае методическое обеспечение не поспевает за самим программным средством. Несоответствие программного средства методическому материалу вносит путаницу в работу учителя, вызывая недоверие к программе, что в конечном итоге снижает ее эффективность.

Несоответствие пунктам 1.2 -1.5 говорит о программно- аппаратных недоработках программного средства. В образовательных учреждениях нежелательно использование программных средств с серьезными программно- аппаратными недоработками.

Оценка временных режимов работы программных средств учебного назначения

Контролируемым параметром является длительность непосредственной работы учеников с компьютером, инструментом измерения – секундомер.

Время непосредственной работы с компьютером – это чистое время взаимодействия учеников с компьютером при работе с программным средством, когда его внимание целиком приковано к экрану монитора. В него не входит время объяснения учебного материала, загрузки и установки программного средства в рабочий режим.

Ориентировочным значением контролируемого параметра является максимально допустимое время непосредственной работы с компьютером.



Параметр качества

Максимально допустимое время работы с компьютером


1. Длительность работы за ком­пьютером детей дошкольного возраста.


7 минут для 5 лет

10 минут для 10 лет

2. Длительность работы за ком­пьютером во время учебных занятий.

10 минут для 1 класса (6 лет)

15 минут для 2 - 5 классов

20 минут для 6 - 7 классов

25 минут для 8 - 9 классов

30 минут на первом уроке при сдвоен- 10 -11

20 минут на втором уроке ных уроках классов


3. Длительность работы за ком­пьютером на занятиях в кружках.


Не более 60 минут для 2-5 классов (7-10лет),

до 90 минут для 6 классов и старше


4. Длительность работы за ком­пьютером в школах «Юных программистов» во время каникул

Одно занятие в день по 45 минут для 8 -10 лет,

два занятия в день по 45 минут для 11-13 лет,

три занятия в день по 45 минут для 14-16 лет.




Оценка общей визуальной среды на экране монитора

1. Психофизиологические основы в вопросе оценки общей визуальной среды
Глаз человека – самый активный из органов чувств. Он никогда не стоит на месте, постоянно перемещаясь в двух основных плоскостях - горизонтальной и вертикальной. Такая активность достигается природой глазодвигательного аппарата, особенностью работы его нервных центров свойствами мышц глаза. Установлено, что мышцы глаза – самые быстродействующие в организме человека.

Глаз человека ясно видит окружающие предметы очень малым участком сетчатки, который получил название центральной ямки. В области центральной ямки острота зрения максимальна. Она резко падает к периферическим участкам сетчатки. При неподвижных глазах мы видели бы ясно только половину лица встречного человека с расстояния 3 метров, а всего человека можно было бы рассмотреть лишь с расстояния 48 метров. Таким образом, весь механизм движения глаз связан с помещением объекта в область ясного видения.

Различают два вида движения глаз: медленные и быстрые. Быстрые движения глаз в литературе получили название саккад. Согласно экспериментальным исследованиям, в естественных условиях видения имеют место две и более саккад в секунду. Саккады правого и левого глаза совершенно синхронны и имеют одинаковую амплитуду. Ориентированы саккады тоже в одном направлении и меняют свое направление минимум раз в полсекунды. Глаз как бы сканирует окружающее пространство.

Саккады играют большую роль в зрительном восприятии. Экспериментально было установлено, что если изображение объекта сделать неподвижным относительно фоторецепторов сетчатки глаза, то человек перестает его видеть спустя 1 - 3 секунды (эффект «пустого поля»). Это говорит о том, что только при перемещении образа объекта по сетчатке возникает перепад освещенности на фоторецепторах, в результате чего и возникает импульс в зрительном нерве. В обычных условиях такое перемещение достигается за счет автоматии саккад (мозг сам выбирает оптимальную частоту и амплитуду саккад для устойчивого видения).

Другое важное назначение саккад - стирать, так называемые, последовательные образы на сетчатке глаза. Последовательные образы представляют собой следы предыдущих раздражений сетчатки, которые в определенных условиях могут наблюдаться в течение длительного времени (десятки секунд и минуты), лишь постепенно угасая. Саккады также играют важную роль в компенсации дефектов сенсорного аппарата глаз, поскольку сетчатка глаза неоднородна по своей чувствительности - в ней имеются «родимые пятна» и мелкие скотомы; в стекловидном теле часто присутствуют непрозрачные элементы: кровяные тельца, капилляры, уплотнения и т.п.

Саккады, в свою очередь, разделяют на два типа - короткие и длинные. Короткие саккады (или микросаккады) имеют место при фиксации взора на неподвижном объекте малого размера. Микросаккады играют ключевую роль в оценке изменения положения объекта на малую величину. Длинные саккады (или макросаккады) имеют место при рассматривании человеком какого-то неоднородного объекта, макрообъекта. Медленные движения глаз чаще имеют место при охвате общей визуальной обстановки, рассматривании сложных визуальных композиций, когда необходимо перемещать взор от одного объекта к другому.

Необходимо отметить, что оценка общей визуальной обстановки, рассматривание сложной картины (в том числе и на экране монитора компьютера) является сложным процессом, в котором имеют место как микро- и макросаккады, так и медленные движения глаз.

2. Классификация и основные характеристики визуальных сред на экране монитора.

Общую визуальную среду человека можно разделить на четыре основных вида. Это - комфортная визуальная среда, нормальная, гомогенная и агрессивная. Комфортной называют визуальную среду с большим разнообразием элементов. Для нее характерны: наличие кривых линий разной толщины и контрастности, острых углов (особенно в верхней части) в виде вершин и заострений, образующих силуэт, разнообразие цветовой гаммы, сгущение и разрежение элементов и разная их удаленность. К комфортной визуальной среде можно отнести красивый пейзаж, например леса, гор, моря, облаков. реки. С комфортной визуальной средой часто связывают произведения искусства в области живописи и архитектуры.

Гомогенная видимая среда - это среда, в которой либо совсем отсутствуют видимые элементы, либо число их резко снижено. В литературе классическую (или идеальную) гомогенную среду часто показывают на примере, так называемого, эффекта пинг-понгового шарика. В экспериментальных условиях глаза испытуемых закрывали половинками пинг-понговых шариков, таким образом, чтобы они не видели краев, и освещали колпачки светом. Человек оказывался в светлой гомогенной среде. Однако ощущение яркости видимого поля быстро изменялось. Примерно через минуту у большинства испытуемых все поле зрения становилось совершенно темным. Испытуемые жаловались на неприятные ощущения в процессе эксперимента.

Механизм этого эффекта легко объяснить, исходя из того, что фоторецепторы работают на перепадах освещенности. В гомогенной среде, т.е. при однородном освещении всех точек поля зрения, автоматия саккад не вызывает изменений на фоторецепторах и соответственно в зрительном нерве после очередной саккады сигнала не возникает. Амплитуда саккад увеличивается в 3-5 раз, в 2-3 раза увеличивается их число. Зрительный анализатор переходит в «поисковый режим», который не дает результата. Длительная работа в этом режиме ведет сначала к ощущению дискомфорта, затем к нарушению автоматии саккад. Кроме фоторецепторов в гомогенной среде не срабатывают нервные клетки мозга, что ведет к расстройству его некоторых функций. Это является причиной неприятных ощущений и головных болей.

В программных средствах образовательного назначения довольно часто приходится сталкиваться как с отдельными гомогенными полями, занимающими часть изображения на мониторе, так и с общей гомогенностью визуальной среды. В первом случае, при достаточно высокой динамичности программного средства, гомогенные поля могут как бы выпадать из поля зрения. В программных средствах с высокой степенью общей гомогенности среды восприятие информации с экрана монитора идет с большим напряжением. В результате, быстро утомляются глаза, развивается общее утомление учеников. Типичным примером программного средства с высокой степенью общей гомогенности среды являются игровые программы «Doom 2»и «Quake».

Основными причинами возникновения гомогенных полей и гомогенной среды в ПС ОН являются просчеты разработчиков в выборе цветовой палитры, соотношения яркости и контраста изображения, темпа подачи учебного материала.

Агрессивная визуальная среда-это среда, в которой человек одномоментно видит большое число одинаковых элементов. На рисунке приведены типичные тесты агрессивных видимых полей. Одного взгляда на эти тесты достаточно, чтобы убедиться, что они вызывают исключительно неприятные зрительные ощущения. Причем, даже гомогенные поля воспринимаются человеком намного легче, чем агрессивные.

Если в ПС ОН одинаковые микрообъекты разнесены менее чем на 2° в поле зрения и если их число превышает пять, становится невозможной фиксация взгляда на одном микрообъекте. В результате, возникает агрессивное поле. Чем больше агрессивное поле и чем выше его яркость и контраст по отношению к общему фону, тем больше общая агрессивность визуальной среды. При высокой агрессивности визуальной среды все объекты как бы уходят на задний план, взгляд начинает воспринимать только саму агрессивную среду.

Установлено, что в агрессивной среде не может полноценно работать автоматия саккад, затруднена фиксация глаза на объекте. Попытка фиксировать один из микрообъектов агрессивного поля ведет к торможению автоматии саккад. Одновременно наступает стабилизация медленных движений глаз, резко сокращается число миганий. Глаза встают «как вкопанные». Быстро развивается утомление.

В сильноагрессивной среде падает разрешающая способность глаз, отдельные элементы становятся не видимыми, все поле превращается в серый фон, глаза уже физически не могут остановиться на отдельном элементе, они как бы плавают по объекту. Число саккад резко сокращается, а дрейф увеличивается по амплитуде,

Бинокулярное зрение (при котором оба глаза смотрят на один и тот же объект) так же не может полноценно работать в агрессивной среде. При большом количестве одинаковых микроэлементов изображения невозможно конвертировать оба глаза в одну точку. В агрессивной среде не срабатывают такие механизмы зрения, как on - off системы, аккомодация, адаптация, реакция зрачка; не могут полноценно работать рецептивные поля мозга.

Агрессивность визуальной среды достаточно часто можно наблюдать в ПС ОН. Разработчики любят «украшать» свои программы одинаковыми мелкими деталями, микрообъектами орнаментом и т.д., часто нарушают цветовые пропорции. В результате, от таких программ у учащихся порой просто рябит в глазах.

В ПС ОН часто можно наблюдать динамическую агрессивность и динамическую гомогенность визуальной среды. Они возникают при изменении визуальной обстановки на экране монитора. Даже небольшая динамичность визуальной обстановки на экране монитора приводит к резкому увеличению агрессивности и гомогенности визуальной среды.

Отрицательное действие динамических агрессивных полей намного сильнее, чем статических. Это связано с тем, что фоторецепторы более активно реагируют на динамические процессы. С другой стороны, динамические агрессивные поля оказывают воздействие на двигательный аппарат глаз, а именно на конвергенцию, аккомодацию и параметры саккад. Фиксация взгляда на объекте в динамической агрессивной среде требует больших усилий, что ведет к быстрому развитию утомления. |

Необходимо отметить, что создать комфортную визуальную обстановку на экране монитора очень сложно, поскольку естественным для нашего зрения является восприятие в отраженном свете, восприятие же с экрана монитора идет в излучающем свете. Гомогенные и агрессивные поля окружают нас не только на экранах мониторов, но и в обычной жизни. Например, кирпичная стена дома, окна многоэтажных домов, ровная укладка шпал на железной дороге, брусчатка на домах и улицах сами по себе являются агрессивными визуальными средами. У нас уже выработался определенный стереотип восприятия таких объектов. Кроме того, человеческий организм имеет определенные возможности адаптации к агрессивным и гомогенным полям, но они не безграничны.

Возникает вопрос, какую визуальную среду следует считать нормальной? Применительно к ПС ОН, нормальной визуальной средой, видимо, следует считать среду, в которой иногда и встречаются гомогенные и агрессивные поля, но они оказывают незначительное влияние на общую визуальную обстановку на экране монитора и не вызывают отрицательных эмоций у учащихся.

Каким основным требованиям должно удовлетворять ПС ОН, чтобы на экране монитора была нормальная визуальная обстановка?

Оптимальным видимым полем обычно считают поле, удовлетворяющее следующим требованиям:

  • размер объекта 1° - 3°;

  • расстояние между объектами 2.5°;

  • число однотипных объектов не более 5.

Для создания фона возможно использование комбинации различных элементов.

Строить изображение на экране монитора желательно по законам гармонии. Необходимо создавать иллюзию разной удаленности объектов, использовать линии разной толщины и контрастности, стараться, по возможности, избегать прямых линий, разнообразить набор острых углов в верхней части экрана. Желательно разнообразить цветовую палитру, использовать плавные цветовые переходы, отдавая предпочтение теплым тонам.

Пользователь тоже в состоянии несколько понизить агрессивность и гомогенность визуальной среды настройкой монитора. Например, увеличивая яркость и контрастность изображения, иногда удается уменьшить темную гомогенность среды, снижая яркость и контрастность - снизить агрессивность.

3. Классификация и основные характеристики визуальных полей на экране монитора.

Различают четыре типа визуальных полей на экране монитора.

1. Поле точного восприятия изображения. Оно составляет 3° вверх-вниз, 7° вправо-влево от оси зрения, что в условиях работы в компьютерном классе ≈ 2.6 - 2.7 см, 4.8 - 5.2 см соответственно.

2. Поле опознания взаимного расположения и изменения положения объектов. Оно составляет вверх 25°, вниз 35°, вправо и влево по 32° от оси зрения, что соответственно ≈ 24-28 см, 34-40 см, 31-37 см.

3. Поле высокозначимой информации. Оно составляет 15° во все стороны от оси зрения ≈ 14-16 см.

4. Поле главного объекта. Оно составляет 10° во все стороны от оси зрения ≈ 9 - 10 см.

Оценка визуальной среды на экране монитора

Оценка визуальной среды на экране монитора осуществляется в два этапа. На первом этапе необходимо полностью отработать с программным средством и сделать общее заключение о характере визуальной среды по первым впечатлениям, не производя никаких измерений.
  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Эргономические характеристики Требования к составу и значениям эргономических характеристик качества и методам их оценки iconОсновные эргономические требования к созданию мультимедийных обучающих презентаций
Применение мультимедиа-технологий для создания электронных материалов диктует свои законы и предъявляет определенные требования (эргономические)...
Эргономические характеристики Требования к составу и значениям эргономических характеристик качества и методам их оценки iconОтчёт муниципального бюджетного учреждения «Старооскольский центр оценки качества образования»
Старооскольского центра оценки качества образования обеспечение комплексной независимой системы оценки качества образования в образовательных...
Эргономические характеристики Требования к составу и значениям эргономических характеристик качества и методам их оценки iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Стандартизация эргономических норм и требований и эргономическая оценка качества промышленной продукции 238
Эргономические характеристики Требования к составу и значениям эргономических характеристик качества и методам их оценки iconКонцепция региональной системы оценки качества образования ленинградской области
Механизмы организации и проведения оценки качества образования
Эргономические характеристики Требования к составу и значениям эргономических характеристик качества и методам их оценки iconКонцепция региональной системы оценки качества образования челябинской области
Механизмы организации и проведения оценки качества образования
Эргономические характеристики Требования к составу и значениям эргономических характеристик качества и методам их оценки iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Рыночный риск – это возможность несоответствия характеристик экономического состояния объекта значениям, ожидаемым лицами, которые...
Эргономические характеристики Требования к составу и значениям эргономических характеристик качества и методам их оценки iconКонцепция содержит следующие основные разделы: Введение I. Основные...
Российской Федерации на период до 2010 года, одобренных Правительством Российской Федерации, предусмотрено создание моделей организации...
Эргономические характеристики Требования к составу и значениям эргономических характеристик качества и методам их оценки iconПроект программы «внутришкольная система оценки качества образования»
В связи с этим возникла необходимость пересмотреть подходы к организации внутришкольного контроля и определить подходы к построению...
Эргономические характеристики Требования к составу и значениям эргономических характеристик качества и методам их оценки iconЗадачи: Ввести понятие биоиндикация, ознакомить с систематическими...
Цель: Научить учащихся использовать интерактивные методы оценки загрязнения водоемов
Эргономические характеристики Требования к составу и значениям эргономических характеристик качества и методам их оценки iconОрганизационная структура системы оценки качества образования
Организационно-управленческая характеристика системы оценки качества образования
Эргономические характеристики Требования к составу и значениям эргономических характеристик качества и методам их оценки iconДепартамента государственных закупок
Требования к содержанию и составу заявки на участие в аукционе в электронной форме
Эргономические характеристики Требования к составу и значениям эргономических характеристик качества и методам их оценки iconМетодика оценки сформированности компетенций на уровне учебной дисциплины...
В статье описываются основные характеристики компетенции; анализируются сложности создания методики оценки сформировнности компетенций...
Эргономические характеристики Требования к составу и значениям эргономических характеристик качества и методам их оценки iconRtc-edu ru/resources/publications Болотов В. А., Вальдман И. А.,...
Система оценки качества образования является одним из ключевых элементов системы образования, она лежит в основе умного управления,...
Эргономические характеристики Требования к составу и значениям эргономических характеристик качества и методам их оценки iconСистемы ведения журналов успеваемости учащихся
Требования к составу и содержанию работ по подготовке объекта автоматизации к вводу эж в действие 17
Эргономические характеристики Требования к составу и значениям эргономических характеристик качества и методам их оценки iconО проведении независимой оценки
«Проведение независимой оценки качества работы государственных (муниципальных) учреждений, оказывающих социальные услуги в сфере...
Эргономические характеристики Требования к составу и значениям эргономических характеристик качества и методам их оценки iconОсновные требования, критерии оценки работ различных жанров Исследовательская работа
Наличие и качество анализа, критической оценки существующей практики, ситуации, выбор и обоснование темы исследования


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск