Задачи: Ввести понятие биоиндикация, ознакомить с систематическими группами организмов- биоиндикаторов качества среды. Сформировать понятие «сапробность» как параметр оценки качества водной среды





Скачать 112.49 Kb.
НазваниеЗадачи: Ввести понятие биоиндикация, ознакомить с систематическими группами организмов- биоиндикаторов качества среды. Сформировать понятие «сапробность» как параметр оценки качества водной среды
Дата публикации31.07.2014
Размер112.49 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Биология > Документы
Разработка урока.

Биологические методы оценки качества водных объектов

Цель: Научить учащихся использовать интерактивные методы оценки загрязнения водоемов.

Задачи:

1. Ввести понятие биоиндикация, ознакомить с систематическими группами организмов- биоиндикаторов качества среды.

2.Сформировать понятие «сапробность» как параметр оценки качества водной среды.

3.Дать характеристику биологических методов оценки загрязнения вод:

4. Сформировать умения использования интерактивного определителя для диагностики качества воды водоема

Оборудование:

  • наборы опредилительных карточек – биоиндикаторов;

  • таблица – перифитон;

  • интерактивный определитель;

  • водный сачок для отлова беспозвоночных

  • ведрокюветы или банки, плошки (с широкой поверхностью)

  • лупы

  • пинцеты

  • энтомологические иглы, булавки

  • чашки Петри

  • бинокуляр (можно заменить лупой)

  • определитель беспозвоночных животных

  • определитель растений


Ход урока.
1.Характеристика систематических групп организмов индикаторов водной среды.

2. Трофосапробность, зоны сапробности:

  • ксеносапробные, омегосапробные - чистые воды;

  • бета мезасапробные, альфа мезасапробные - средний уровень загрязнений;

  • полисапробные, гиперсапробные - грязные воды

3. Перифитон – определение, представители, критерии оценки.

4. Оценка экологического состояния водоема по биотическому индексу.

5.Оценка методов биоиндикации:


Наименование

Преимущества

Недостатки

Сапробность воды по показателям перифитона

Устанавливается по видовому составу индикаторных организмов, живущих в воде

Приспособление организмов к существованию при различных условиях среды (эврибионтность)

Сапробность воды по отдельным крупным таксонам зообентоса

Повсеместное распространение таксонов: личинки хирономид (комары – звонцы) и олигохет (малощетинковые черви)

Является характеристикой водной среды за некоторый промежуток времени и не дает оценки на момент исследования. Для получения надежных данных, как правило, пробоотборник должен находиться в реке не менее четырех недель. При этом в каждой точке проводят не менее трех повторных отборов.

Биотический индекс Вудивисса

Учитывает частую последовательность исчезновения групп индикаторных организмов по мере увеличения загрязнения.

Не подходит для озер и прудов. Необходимо выяснить, какие индикаторные организмы имеются в исследуемом водотоке, в зависимости от чувствительности к загрязнению. Происходит изменение видовой структуры бентосных организмов по мере повышения уровнязагрязненности воды, следовательно, наблюдается отмирание индикаторных таксонов.

Пригодна в прибрежной зоне, где донная фауна разнообразна


.5. Технология забора и разбора проб.

6.Домашнее задание: ознакомиться подробнее с методикой оценки качества водоема по Вуддивису. Дополнительная информация прилагается.
Оценка экологического состояния водоема по биотическому индексу

В основу метода положена закономерность упрощения таксономической структуры биоценоза по мере повышения уровня загрязненности вод (за счет выпадения индикаторных таксонов при достижении их толерантности) одновременно со снижением общего разнообразия организмов, объединенных в так называемые группы Вудивисса.

Рабочая шкала для определения биотического индекса по наличию групп Вудивисса


Показательные организмы

Видовое разнообразие

Число групп Вудивисса в пробе




0 - 1

2 - 5

6 - 10

11 - 15

16 и >

Личинки веснянок

Больше одного веснянок вида Только один вид


7
6

8
7

9
8

10
9

Личинки поденок

Больше одного вида

Только один вид



6

5

7

6

8

7

9

8

Личинки ручейников

Больше одного вида

Только один вид



5

4

6

5

7

6

8

7

Гаммарусы

Все вышеназванные организмы отсутствуют

3

4

5

6

7

Водяной ослик


Все вышеназванные организмы отсутствуют

2

3

4

5

6

Тубифициды и личинки хирономусов

Все вышеназванные организмы отсутствуют

1

2

3

4




Все вышеназванные группы отсутствуют

Могут присутствовать некоторые нетребовательные к кислороду виды

0

1

2








При работе со шкалой следует:

1. Двигаясь сверху вниз найти показательный (индикаторный) таксон в первой графе шкалы по присутствию этого таксона в пробе;

2. Определить наличие в пробе одного или большего числа видов для индикаторного таксона, относящегося к веснянкам, поденкам или ручейникам и отыскать соответствующую строку в графе " Видовое разнообразие".

3. Определить число групп Вудивисса в пробе (индикаторные группы Вудивисса).

4. Найти показатель биотического индекса в точке пересечения найденной строки видового разнообразия со столбцом числа групп Вудивисса, соответствующего пробе.

Чем выше показатель БИ тем относительно чище вода. Показатель БИ является относительным показателем и изменяется от 0 (очень грязная вода) до 10 (очень чистая вода).

Технология метода



Чтобы получить достоверную информацию о водоеме, нам нужно собрать максимально разнообразную "добычу". В ней должны быть представлены донные животные, обитатели зарослей водной растительности и те организмы, которые активно плавают. Для их отлова используют сачок и специальную банку. Дополнительно осматривают водные растения, камни и коряги.

  • Для отбора донного грунта на небольшой глубине можно применять крупную консервную банку с диаметром дна не менее 10-15 см. С одной ее стороны крышка полностью удаляется, а острые края оббиваются молотком, чтобы убрать оставшиеся полоски жести. С противоположной стороны в дне банки делается небольшое отверстие для прохода воды.

  • Банку вкручивают днищем вверх в мягкий донный грунт на глубину 10-15 см (на каменистом грунте пробу с помощью банки взять не удастся), после чего аккуратно переворачивают и вытаскивают на берег

  • . Вынутый грунт необходимо промыть. Для этого лучше всего подходят специальные сита для зерна. Хорошее сито можно легко изготовить самим, натянув на круглую или прямоугольную рамку размером 20 на 20 см синтетическую сетку, которую используют летом на окнах для защиты от комаров. Важно, чтобы ячейки сита были не крупнее 1-1,5 мм, иначе сквозь них уйдет слишком много водных организмов.
    Сито с вынутым грунтом наполовину погружают в воду и встряхивают энергичными, но аккуратными движениями до тех пор, пока вода в сите станет относительно прозрачной. Оставшихся в сите животных вместе с крупными частицами грунта вытряхивают в светлую фотографическую кювету или тазик с 2-3 сантиметровым слоем воды и приступают к определению.

  • Для получения достоверных данных об обитателях некрупного водоема необходимо отобрать не менее 5 подобных проб.
    Кроме банки, для сбора организмов нужно использовать сачок. Диаметр входного отверстия сачка должен быть не менее 25-30 см, а длина матерчатого конуса в 2,5 раза больше. Для изготовления сачка удобно использовать плотную бязь. Обыкновенная марля не годится из за своей недостаточной прочности. Место крепления матерчатого конуса к обручу сачка рекомендуется обшить полоской плотной ткани это продлит срок его службы. Сачок насаживается на рукоятку длиной 1,5-2 метра.







Сачком в воде описывают крупные плавные восьмерки. При этом конус сачка должен всегда оставаться расправленным. В быстрой реке вести сачок нужно против течения. По возможности следует проводить им ближе ко дну, по зарослям водной растительности, у камней. После нескольких взмахов сачок вынимают, и пойманные организмы вытряхивают в кювету. Если в сачок попало значительное количество грунта, его необходимо промыть на сите или в самом сачке.

Обязательно поищите животных на растениях, камнях и корягах, поднятых со дна водоема.
При подъеме донных предметов лучше прямо под водой положить их в сетку сачка, иначе в процессе подъема многие
животные могут быть утеряны.
Растения, камни и мелкие коряги из сачка перекладывают в кювету и внимательно осматривают со всех сторон.

После того, как организмы пойманы, нужно определить, к каким видам они принадлежат. Для этого необходимо внимательно рассмотреть весь находящийся в кювете или тазике улов. Замеченных животных пинцетом вынимают из кюветы и сажают в небольшие емкости с водой (чашки Петри, баночки из под лекарств). Разные животные (пиявки, двустворчатые моллюски, личинки насекомых) сажаются в разные баночки. Так их легче сосчитать и труднее потерять что либо из улова. Особенно важно отсадить отдельно крупных животных (моллюсков) и хищников они могут раздавить или съесть своих соседей.
Для ловли мелких животных можно использовать пипетку. Быстро плавающих удобно отлавливать из кюветы при помощи чайной ложки. Когда все организмы будут рассажены по банкам, можно
приступать к определению их видовой принадлежности.

Все живые организмы, оставшиеся в кювете, необходимо вернуть в водоем.


Работа с определителем


(Определение видовой принадлежности организмов)

Выбрав организм для определения, надо начать работу с пункта "НОГИ. От него в противоположные стороны расходятся две стрелочки: "ЕСТЬ" и "НЕТ". Вам нужно решить, какая характеристика больше подходит для вашего объекта: имеет он ноги или нет (если ноги были оторваны в процессе поимки животного, все равно считается, что они есть!). Предположим, что ног мы не обнаружили. В таком случае, стрелочка "НЕТ" приведет нас к пункту "РАКОВИНА", и нам снова придется решать: имеется ли она у определяемого нами существа, и выбирать соответствующую стрелочку. Когда же стрелки приведут нас к названию систематической группы (все они имеют свой номер), мы можем рассмотреть приведенные рядом рисунки некоторых ее представителей и решить: похож ли на них наш организм? Если похож — отлично, вы правильно провели определение. Не похож — не отчаивайтесь, попробуйте проверить себя — пройдите по схеме еще раз. Если вы снова придете к этой же систематической группе, скорее всего так оно и есть. Ведь на рисунках изображены только несколько наиболее типичных представителей каждой группы организмов. А большинство систематических групп довольно обширны, и часто включают в себя виды, внешний облик которых совершенно не похож на облик "типичных представителей".

Русский язык очень богат. И все же большинство водных беспозвоночных не имеет русских названий. Это не беда: международным языком зоологов является латынь. Латинское название организма будет понятно специалисту из любой страны. Поэтому не пугайтесь, если рядом с рисунком вы найдете только его, привыкайте к особенностям научного языка.

В ваших сборах могут встретиться несколько разных видов животных, принадлежащих к одной систематической группе. Они могут быть не очень похожи как на приведенные в определители рисунки, так и друг на друга. Это вполне возможная ситуация. Ведь за некоторыми строками определителя на самом деле скрываются сотни разных видов.

Название каждого определенного организма необходимо записать в дневник наблюдений. Когда все организмы будут определены, можно перейти к оценке состояния водоема.

Ключ к диагностике беспозвоночных животных водной среды.



Использованная литература:

  1. Ашихмина Т.Я. Школьный экологический мониторинг: Учебно-методическое пособие.– М.:Агар, 1999. - 386 с.

  2. Биологические методы оценки природной среды: “Наука”, 1978.-280 с.

  3. Биоиндикация и биомониторинг. М.:Наука,1991. - 288 с."

  4. Мир Воды". Пособие для преподавателей", Обнинск 1993.

  5. 5.http://www-windows-1251.edu.yar.ru/russian/misc/eco_page/bioind/index.html,

  6. http://aim.h1.ru/Givotnie_vodoemov/2_perlovitsa.html

  7. http://zoomir9.narod.ru/bespozvonochnie.html

  8. http://www.mgsun.ru/eco_sled/hydrobiology.shtml

  9. http://www.tv100.ru/video/view/44524/

  10. http://www.bioassay.narod.ru/biotest/biot.html







Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Задачи: Ввести понятие биоиндикация, ознакомить с систематическими группами организмов- биоиндикаторов качества среды. Сформировать понятие «сапробность» как параметр оценки качества водной среды iconБиоиндикаторы загрязненности окружающей среды вашего района
Цель урока: дать учащимся общее понятие "биоиндикация". Рассмотреть животных и растения, являющихся биоиндикаторами загрязненности...
Задачи: Ввести понятие биоиндикация, ознакомить с систематическими группами организмов- биоиндикаторов качества среды. Сформировать понятие «сапробность» как параметр оценки качества водной среды iconКлассный час «Звери» Цели: ввести новое понятие «млекопитающие»
Цели: ввести новое понятие «млекопитающие»; ознакомить с главными отличительными признаками млекопитающих; ознакомить учащихся с...
Задачи: Ввести понятие биоиндикация, ознакомить с систематическими группами организмов- биоиндикаторов качества среды. Сформировать понятие «сапробность» как параметр оценки качества водной среды iconРабочая программа по дисциплине В. В. Биоиндикация
Целью освоения дисциплины является исследование степени загрязненности окружающей среды на живые организмы знакомство с биотической...
Задачи: Ввести понятие биоиндикация, ознакомить с систематическими группами организмов- биоиндикаторов качества среды. Сформировать понятие «сапробность» как параметр оценки качества водной среды iconТема учебного занятия: Первый закон Ньютона
Цели и задачи учебного занятия: раскрыть суть инерциального движения, как инерциального; углубить понятие материальной точки; ввести...
Задачи: Ввести понятие биоиндикация, ознакомить с систематическими группами организмов- биоиндикаторов качества среды. Сформировать понятие «сапробность» как параметр оценки качества водной среды iconУрок 7 Растворы (§ 6) Цель урока. Ввести понятие «раствор»
Цель урока. Ввести понятие «раствор», «растворенное вещество», «растворитель» и сформировать понимание понятий «раствор – индивидуальное...
Задачи: Ввести понятие биоиндикация, ознакомить с систематическими группами организмов- биоиндикаторов качества среды. Сформировать понятие «сапробность» как параметр оценки качества водной среды iconПлан Понятие внешней среды и его роль в концепции менеджмента Характеристика...
Цель: Рассмотреть основные составляющие внутренней и внешней среды, и влияние их на деятельность предприятия
Задачи: Ввести понятие биоиндикация, ознакомить с систематическими группами организмов- биоиндикаторов качества среды. Сформировать понятие «сапробность» как параметр оценки качества водной среды iconОтчёт муниципального бюджетного учреждения «Старооскольский центр оценки качества образования»
Старооскольского центра оценки качества образования обеспечение комплексной независимой системы оценки качества образования в образовательных...
Задачи: Ввести понятие биоиндикация, ознакомить с систематическими группами организмов- биоиндикаторов качества среды. Сформировать понятие «сапробность» как параметр оценки качества водной среды iconКонспект урока «Основы светской этики» (4 класс). Тема: Дружба
Цель урока: сформировать понятие «дружба»; помочь осознать и сформулировать понятие «настоящий друг»; воспитывать чувство товарищества,...
Задачи: Ввести понятие биоиндикация, ознакомить с систематическими группами организмов- биоиндикаторов качества среды. Сформировать понятие «сапробность» как параметр оценки качества водной среды iconИспользование Информационной образовательной среды «МатросСофт Школа»...
Цель: показать значение образа России в творчестве Блока; дать понятие о своеобразии решения данной темы в лирике поэта
Задачи: Ввести понятие биоиндикация, ознакомить с систематическими группами организмов- биоиндикаторов качества среды. Сформировать понятие «сапробность» как параметр оценки качества водной среды iconУрок Понятие цилиндра. Площадь поверхности цилиндра
Цель урока: ввести понятие цилиндрической поверхности, цилиндра и его элементов, ввести формулы для вычисления боковой и полной поверхности...
Задачи: Ввести понятие биоиндикация, ознакомить с систематическими группами организмов- биоиндикаторов качества среды. Сформировать понятие «сапробность» как параметр оценки качества водной среды icon1. Понятие внешней среды организации
Одним из важнейших элементов стратегического управления является анализ внешней среды и мониторинг рынка
Задачи: Ввести понятие биоиндикация, ознакомить с систематическими группами организмов- биоиндикаторов качества среды. Сформировать понятие «сапробность» как параметр оценки качества водной среды iconУрок 2 Призма. Параллелепипед
Цели: ввести понятие призмы и ее элементов; дать определение прямой и наклонной призмы, определение высоты призмы; ввести понятие...
Задачи: Ввести понятие биоиндикация, ознакомить с систематическими группами организмов- биоиндикаторов качества среды. Сформировать понятие «сапробность» как параметр оценки качества водной среды iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цели урока: ввести понятие тригонометрической функции углового аргумента; ввести понятие радианной меры угла
Задачи: Ввести понятие биоиндикация, ознакомить с систематическими группами организмов- биоиндикаторов качества среды. Сформировать понятие «сапробность» как параметр оценки качества водной среды iconПостроение развивающей среды в доу понятие и сущность развивающей среды
А также внутренние условия — эмоциональное состояние ребенка, его отношение к самому себе, жизненный опыт, установки
Задачи: Ввести понятие биоиндикация, ознакомить с систематическими группами организмов- биоиндикаторов качества среды. Сформировать понятие «сапробность» как параметр оценки качества водной среды iconЭкология человека как научная
Место экологии человека в системе экологического знания. Предмет экологии человека – антропоэкологические взаимодействия. Понятие...
Задачи: Ввести понятие биоиндикация, ознакомить с систематическими группами организмов- биоиндикаторов качества среды. Сформировать понятие «сапробность» как параметр оценки качества водной среды iconМониторинг уровня обученности как одно из условий результативности подготовки
Понятие о качестве образования. Оценка как элемент управления качеством. Традиционные и современные средства оценки (рейтинг; мониторинг;...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск