Скачать 112.49 Kb.
|
Разработка урока. Биологические методы оценки качества водных объектов Цель: Научить учащихся использовать интерактивные методы оценки загрязнения водоемов. Задачи: 1. Ввести понятие биоиндикация, ознакомить с систематическими группами организмов- биоиндикаторов качества среды. 2.Сформировать понятие «сапробность» как параметр оценки качества водной среды. 3.Дать характеристику биологических методов оценки загрязнения вод: 4. Сформировать умения использования интерактивного определителя для диагностики качества воды водоема Оборудование:
Ход урока. 1.Характеристика систематических групп организмов индикаторов водной среды. 2. Трофосапробность, зоны сапробности:
3. Перифитон – определение, представители, критерии оценки. 4. Оценка экологического состояния водоема по биотическому индексу. 5.Оценка методов биоиндикации:
.5. Технология забора и разбора проб. 6.Домашнее задание: ознакомиться подробнее с методикой оценки качества водоема по Вуддивису. Дополнительная информация прилагается. Оценка экологического состояния водоема по биотическому индексу В основу метода положена закономерность упрощения таксономической структуры биоценоза по мере повышения уровня загрязненности вод (за счет выпадения индикаторных таксонов при достижении их толерантности) одновременно со снижением общего разнообразия организмов, объединенных в так называемые группы Вудивисса. Рабочая шкала для определения биотического индекса по наличию групп Вудивисса
При работе со шкалой следует: 1. Двигаясь сверху вниз найти показательный (индикаторный) таксон в первой графе шкалы по присутствию этого таксона в пробе; 2. Определить наличие в пробе одного или большего числа видов для индикаторного таксона, относящегося к веснянкам, поденкам или ручейникам и отыскать соответствующую строку в графе " Видовое разнообразие". 3. Определить число групп Вудивисса в пробе (индикаторные группы Вудивисса). 4. Найти показатель биотического индекса в точке пересечения найденной строки видового разнообразия со столбцом числа групп Вудивисса, соответствующего пробе. Чем выше показатель БИ тем относительно чище вода. Показатель БИ является относительным показателем и изменяется от 0 (очень грязная вода) до 10 (очень чистая вода). Технология метода
Сачком в воде описывают крупные плавные восьмерки. При этом конус сачка должен всегда оставаться расправленным. В быстрой реке вести сачок нужно против течения. По возможности следует проводить им ближе ко дну, по зарослям водной растительности, у камней. После нескольких взмахов сачок вынимают, и пойманные организмы вытряхивают в кювету. Если в сачок попало значительное количество грунта, его необходимо промыть на сите или в самом сачке. Обязательно поищите животных на растениях, камнях и корягах, поднятых со дна водоема. При подъеме донных предметов лучше прямо под водой положить их в сетку сачка, иначе в процессе подъема многие животные могут быть утеряны. Растения, камни и мелкие коряги из сачка перекладывают в кювету и внимательно осматривают со всех сторон. После того, как организмы пойманы, нужно определить, к каким видам они принадлежат. Для этого необходимо внимательно рассмотреть весь находящийся в кювете или тазике улов. Замеченных животных пинцетом вынимают из кюветы и сажают в небольшие емкости с водой (чашки Петри, баночки из под лекарств). Разные животные (пиявки, двустворчатые моллюски, личинки насекомых) сажаются в разные баночки. Так их легче сосчитать и труднее потерять что либо из улова. Особенно важно отсадить отдельно крупных животных (моллюсков) и хищников они могут раздавить или съесть своих соседей. Для ловли мелких животных можно использовать пипетку. Быстро плавающих удобно отлавливать из кюветы при помощи чайной ложки. Когда все организмы будут рассажены по банкам, можно приступать к определению их видовой принадлежности. Все живые организмы, оставшиеся в кювете, необходимо вернуть в водоем. Работа с определителем(Определение видовой принадлежности организмов) Выбрав организм для определения, надо начать работу с пункта "НОГИ. От него в противоположные стороны расходятся две стрелочки: "ЕСТЬ" и "НЕТ". Вам нужно решить, какая характеристика больше подходит для вашего объекта: имеет он ноги или нет (если ноги были оторваны в процессе поимки животного, все равно считается, что они есть!). Предположим, что ног мы не обнаружили. В таком случае, стрелочка "НЕТ" приведет нас к пункту "РАКОВИНА", и нам снова придется решать: имеется ли она у определяемого нами существа, и выбирать соответствующую стрелочку. Когда же стрелки приведут нас к названию систематической группы (все они имеют свой номер), мы можем рассмотреть приведенные рядом рисунки некоторых ее представителей и решить: похож ли на них наш организм? Если похож — отлично, вы правильно провели определение. Не похож — не отчаивайтесь, попробуйте проверить себя — пройдите по схеме еще раз. Если вы снова придете к этой же систематической группе, скорее всего так оно и есть. Ведь на рисунках изображены только несколько наиболее типичных представителей каждой группы организмов. А большинство систематических групп довольно обширны, и часто включают в себя виды, внешний облик которых совершенно не похож на облик "типичных представителей". Русский язык очень богат. И все же большинство водных беспозвоночных не имеет русских названий. Это не беда: международным языком зоологов является латынь. Латинское название организма будет понятно специалисту из любой страны. Поэтому не пугайтесь, если рядом с рисунком вы найдете только его, привыкайте к особенностям научного языка. В ваших сборах могут встретиться несколько разных видов животных, принадлежащих к одной систематической группе. Они могут быть не очень похожи как на приведенные в определители рисунки, так и друг на друга. Это вполне возможная ситуация. Ведь за некоторыми строками определителя на самом деле скрываются сотни разных видов. Название каждого определенного организма необходимо записать в дневник наблюдений. Когда все организмы будут определены, можно перейти к оценке состояния водоема. Ключ к диагностике беспозвоночных животных водной среды. Использованная литература:
|
Биоиндикаторы загрязненности окружающей среды вашего района Цель урока: дать учащимся общее понятие "биоиндикация". Рассмотреть животных и растения, являющихся биоиндикаторами загрязненности... | Классный час «Звери» Цели: ввести новое понятие «млекопитающие» Цели: ввести новое понятие «млекопитающие»; ознакомить с главными отличительными признаками млекопитающих; ознакомить учащихся с... | ||
Рабочая программа по дисциплине В. В. Биоиндикация Целью освоения дисциплины является исследование степени загрязненности окружающей среды на живые организмы знакомство с биотической... | Тема учебного занятия: Первый закон Ньютона Цели и задачи учебного занятия: раскрыть суть инерциального движения, как инерциального; углубить понятие материальной точки; ввести... | ||
Урок 7 Растворы (§ 6) Цель урока. Ввести понятие «раствор» Цель урока. Ввести понятие «раствор», «растворенное вещество», «растворитель» и сформировать понимание понятий «раствор – индивидуальное... | План Понятие внешней среды и его роль в концепции менеджмента Характеристика... Цель: Рассмотреть основные составляющие внутренней и внешней среды, и влияние их на деятельность предприятия | ||
Отчёт муниципального бюджетного учреждения «Старооскольский центр оценки качества образования» Старооскольского центра оценки качества образования обеспечение комплексной независимой системы оценки качества образования в образовательных... | Конспект урока «Основы светской этики» (4 класс). Тема: Дружба Цель урока: сформировать понятие «дружба»; помочь осознать и сформулировать понятие «настоящий друг»; воспитывать чувство товарищества,... | ||
Использование Информационной образовательной среды «МатросСофт Школа»... Цель: показать значение образа России в творчестве Блока; дать понятие о своеобразии решения данной темы в лирике поэта | Урок Понятие цилиндра. Площадь поверхности цилиндра Цель урока: ввести понятие цилиндрической поверхности, цилиндра и его элементов, ввести формулы для вычисления боковой и полной поверхности... | ||
1. Понятие внешней среды организации Одним из важнейших элементов стратегического управления является анализ внешней среды и мониторинг рынка | Урок 2 Призма. Параллелепипед Цели: ввести понятие призмы и ее элементов; дать определение прямой и наклонной призмы, определение высоты призмы; ввести понятие... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цели урока: ввести понятие тригонометрической функции углового аргумента; ввести понятие радианной меры угла | Построение развивающей среды в доу понятие и сущность развивающей среды А также внутренние условия — эмоциональное состояние ребенка, его отношение к самому себе, жизненный опыт, установки | ||
Экология человека как научная Место экологии человека в системе экологического знания. Предмет экологии человека – антропоэкологические взаимодействия. Понятие... | Мониторинг уровня обученности как одно из условий результативности подготовки Понятие о качестве образования. Оценка как элемент управления качеством. Традиционные и современные средства оценки (рейтинг; мониторинг;... |