Мониторинг уровня обученности как одно из условий результативности подготовки





НазваниеМониторинг уровня обученности как одно из условий результативности подготовки
страница1/8
Дата публикации19.08.2013
Размер1.19 Mb.
ТипВыпускная работа
100-bal.ru > Литература > Выпускная работа
  1   2   3   4   5   6   7   8



Департамент образования Сахалинской области Сахалинский областной институт переподготовки

и повышения квалификации кадров

Школа резерва руководящих кадров

Департамента образования Сахалинской области

Выпускная работа

МОНИТОРИНГ УРОВНЯ ОБУЧЕННОСТИ КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ПОДГОТОВКИ

ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Выполнила:

Воевода Ольга Ивановна
Научный руководитель:

Майорова Ольга Игоревна

заведующая кафедрой

развития образовательных

систем


Южно-Сахалинск, 2008 г.

Содержание

Введение....................................................................................................... с. 3
Глава 1. Система мониторинга предметной обученности в работе учителя

при подготовке к ЕГЭ
1. 1. Методологические основы мониторинга. Модель системы мониторинга

предметной обученности в условиях подготовки к ЕГЭ по русскому

языку ………………………………………………………………………… с. 5
1. 2. Проблемы оценки результатов обучения в условиях ЕГЭ………… с.14
1. 3. Этапы мониторинга....................................................................................с.15
1. 4. Способы управления учебной деятельностью школьников ..................с.17
1. 5. Мониторинг предметной обученности в работе районного

методического объединения …………………………………………………с.19

Глава 2. Результаты обучения и влияющие на них факторы
2. 1. Основные результаты тестирования........................................................с.22
2. 2. Уровень обученности школьников........................................................ с.27
2. 3. Мониторинг несформированных умений и навыков выпускников......с.31
2. 4. Педагогический прогноз ...........................................................................с.35
2. 5. Данные мониторинга предметной обученности на муниципальном

уровне…………………………………………………………………………..с.40

Заключение........................................................................................................с.55
Литература

Приложения

Самое лучшее управление- это то,

которое нас учит самоуправлению.

Гёте
С 2004 года Единый государственный экзамен по русскому языку стал обязательным для всех выпускников общеобразовательных учреждений Охинского района.

На заседаниях районного методического объединения учителей русского языка и литературы педагоги анализируют результаты пробного тестирования и Единого государственного экзамена, отмечают определённые успехи в своей работе. Учителя района делятся опытом успешной подготовки учащихся к экзамену. Одни последовательно отрабатывают программный материал, включая в урок задания ЕГЭ, другие используют дополнительное время, увеличивая учебную нагрузку школьников. Учителя часто преуменьшают возможности своих воспитанников. Прогнозы результатов ЕГЭ, как правило, немного отличаются от реальных в худшую сторону. В самом результативном классе района (2006 г.) годовые отметки по русскому языку подтвердили 51,2% учащихся, повысили- 43,9%.

Как сделать процесс обучения продуктивным, не допуская перегрузки учащихся? Можно ли дать реальный прогноз результатов экзамена?

В условиях современного образования учитель должен уметь диагностировать уровень развития учащихся и проектировать учебный процесс на основе учёта достижений школьников.

Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г. и решения правительства Российской Федерации, утверждённые 21 декабря 2005г. по вопросам образования, предусматривает ряд приоритетных мер по обеспечению качества образования, при этом мониторинг рассматривается как одна из организационно-педагогических мер. В таких условиях для современной педагогической науки и практики задача педагогического мониторинга является одной из актуальных.

Мониторинг - это непрерывные контролирующие действия в системе «учитель-ученик», позволяющие наблюдать и корректировать ход процесса по мере продвижения учащихся от незнания к знанию. Получение в ходе мониторинга объективной информации позволяет осуществлять управление процессом усвоения учебного материала.

В данной работе раскроем возможности и определим место мониторинга предметной обученности в процессе подготовки учащихся общеобразовательных учреждений к ЕГЭ по русскому языку.

Объектом исследования станет уровень обученности учащихся 10-11 классов по результатам пробных тестингов и ЕГЭ.

Предметом исследования будет являться организация мониторинга предметной обученности при подготовке к ЕГЭ.

Необходимо уточнить сущность понятий на основе анализа литературы, описать механизм мониторинга уровня обученности, определить критерии оценки, показатели, разработать инструментарий.

Методы исследования: теоретический (анализ педагогической литературы, понятийно-терминологического аппарата), эмпирический (анализ данных тестирования и анкетирования).

Этапы исследования: теоретическое осмысление, изучение на практике, обобщение результатов.

Организация процесса усвоения знаний на основе учёта учебных достижений старшеклассников позволяет повысить результативность обучения без перегрузки учащихся и помогает спрогнозировать итоговые показатели.

Если, несмотря на разный уровень подготовленности классов, их способностей, присутствует положительная динамика результатов, то управление усвоением учебного материала на основе мониторинговых исследований осуществляется.

Работа может иметь практическое значение. Проектирование учебного процесса требует от учителя значительных временных и творческих затрат, сформированности мониторинговых умений. Возможно, работа убедит в необходимости адаптироваться к специфической деятельности, необходимым условием которой является способность к саморазвитию.

ГЛАВА 1
1.1Обучение - специально организованный процесс взаимодействия ученика и учителя, целью которого является развитие личности учащихся и усвоение ими общественного опыта. Для достижения намеченных целей необходимо управление учебным процессом. Имея полную и объективную картину усвоения и движения учеников по изучаемому материалу, учитель может целенаправленно выбирать определенные методы обучения. Одним из эффективных методов получения информации о состоянии образовательного процесса является мониторинг - форма исследования и способ обеспечения качественной и своевременной информацией.

Мониторинг – система сбора, обработки, хранения и распространения информации о какой-либо системе или отдельных её элементах, ориентированная на информационное обеспечение управления данной системой, позволяющая судить о её состоянии в любой момент времени и дающая возможность прогнозирования её развития.

Проблемы мониторинга в образовании исследуются в работах В. Кальней, С.Шишова, Г. Щедровицкого, А. Майорова и др.

Мониторинг в образовании – это постоянные наблюдения за процессом образования с целью выявления его соответствия желаемому результату и прогнозирования развития системы образования.

В рамках мониторинга проводится выявление и оценивание проведенных педагогических действий. При этом обеспечивается обратная связь, осведомляющая о соответствии фактических результатов деятельности педагогической системы её конечным целям.

Мониторинг связан с оценкой реализации целей и планов. Он имеет место везде, где фактическое сравнивается с намеченным, и главная задача мониторинга сводится к уменьшению разницы между ним. В процессе образования воплощение основных целей мониторинга находит своё выражение в психолого-педагогических и функциональных результатах. К психолого-педагогическим результатам относятся новообразования в структуре знаний, учебных навыков, поведении, направленности личности, в системе её отношений. К функциональным результатам - различные способы педагогического воздействия, назначение которого состоит в управлении деятельностью обучающихся. Качественной и количественной мерой оценки психолого-педагогических результатов являются нормы, эталоны, которыми задаются условия успешной учебной работы и её желаемые результаты. Нормы определяются целями, стандартами системы и являются обязательной частью любого учебного плана или программы.

Норма (нормирование) – одно из самых необходимых условий и оснований мониторинга, именно с ней сравниваются фактические результаты. В обучении операцию соотнесения фактических результатов и заданных целей, стандартов, норм называют проверкой. Интерпретация и отношение к фактическому результату составляет процесс оценивания, или просто оценка. Зафиксированный в баллах результат оценки называют отметкой.

Мониторинг и оценка будут настолько эффективны, насколько корректно заданы стандарты и нормы, т.е. в какой мере они отвечают ряду принципиальных требований:

1.Измеримость и применимость стандартов и норм. Должны быть качественно и количественно определены и пригодны для практического использования.

2.Осуществимость норм, согласованность с возможностями школы. Завышение стандартов и норм ведёт к чрезмерной напряжённости, срывам и сбоям в процессе. Снижение стандартов парализует активность участников.

3.Мониторинг – не только процесс выявления отклонений от стандартов и норм, но и основа для их пересмотра. Это механизм корректировки целей и путей их достижения.

4.Наличие аппарата мониторинга (отдельных лиц или коллективного органа, отвечающих за выявление отклонений и адекватную их оценку).

5.Нормативы должны строится на основе прошлого опыта и опираться на анализ текущего состояния школы. Нормы формируются и пересматриваются исходя из сведений о прошлых благоприятных условиях выполнения, из ранее допущенных ошибок, которые приводили к нежелательным последствиям.

6.Требуется избегать абсолютизации и преувеличения роли нормативных требований. В случае преувеличения значения нормативов при многофакторной оценке конечных результатов может происходить перемещение внимания с трудноизмеримых показателей общего результата на те, которые легче поддаются измерению.

Мониторинг включает несколько компонентов.

Сбор информации - активное, целенаправленное, плановое наблюдение за объектами мониторинга, факторами воздействия, оценку фактического состояния среды.

Обработку получаемых данных, их интерпретацию. Часть данных для анализа может поступать из иных источников.

Мониторинг строится на чётких основаниях для сравнения и измерения. Таким основанием могут выступать соответствие какому-то эталону или сравнительные данные для двух или нескольких сходных систем, или временные динамичные ряды, характеризующие развитие объекта мониторинга.

Одна из характеристик мониторинга – непрерывность наблюдений.

Мониторинг предусматривает: прогноз состояния среды и оценку прогнозируемого состояния своего объекта; определение причин нарушений с указанием того, что следует изменить для улучшения состояния в данной области.

Информация, собираемая в процессе мониторинга, служит целям управления, повышению её эффективности. Для этого необходимы накопление информации, стабильность её сбора, организованная система хранения и учёта использования.

Объекты мониторинга динамичны и находятся в постоянном развитии.

Организация слежения предусматривает отбор обоснованных показателей и индикаторов. Слежение осуществляется путём непосредственного измерения или описания параметров объекта.

Мониторинг предусматривает наличие этапа прогноза развития объекта


Применительно к школе выделяются следующие виды мониторинга:

1. по масштабу целей образования - стратегический, тактический, оперативный ;

2. по этапам обучения - входной (отборочный), учебный (промежуточный), выходной (итоговый) ;

3. по временной зависимости – ретроспективный, предупредительный (опережающий), текущий;

4. по частоте процедур – разовый, периодический, систематический;

5. по охвату объекта наблюдения – локальный, выборочный, сплошной;

6.по организационным формам – индивидуальный, групповой, фронтальный;

7.по формам объектно–субъектных отношений – внешний (социальный), взаимоконтроль, самоанализ;

8. по используемому инструментарию – стандартизованный, нестандартизованный, матричный. [20]

.


Модифицированная классификация видов мониторинга.
Виды мониторинга по целям:
1. Информационный Предполагает структуризацию, накопление,

распространения информации и не предусматри

вает специально организованного исследования

на этапе сбора информации

2. Базовый Выявляет новые проблемы и опасности до того,

они осознаны в сфере управления.
3. Проблемный Позволяет исследовать закономерности процесс

сов, степени риска и опасностей, типологию

проблем управления.
4. Управленческий Имеют целью отслеживание и оценку эффектив

ности решений. Может быть использован для

определения динамики, качества влияния

внешней и внутренней среды.

Виды мониторинга по основаниям экспертизы:
1. Динамический Основанием для экспертизы служат данные об

изменениях развития объекта, явления.

2. Конкурентный Выбираются показатели идентичного

обследования других образовательных

систем.

3. Сравнительный В качестве оснований выступают результаты

идентичного обследования одной или двух

систем более высокого уровня.

4. Комплексный Используется несколько оснований для

экспертизы.

5. Безосновной Предметом анализа являются результаты,

полученные в одном исследовании.

Этапы мониторинга.

I этап - подготовительный

- постановка цели

- определение объекта

- отбор критериев

- выбор инструментария

II этап - сбор информации

- наблюдение

- контроль ЗУН

- тестирование

- анкетирование и др.

III – аналитический

- обработка и систематизация данных

- анализ данных

- разработка рекомендаций

Мониторинг должен быть организован. Организация мониторинга связана с

определением и выбором оптимального сочетания разнообразных форм, видов и

способов мониторинга, с учётом особенностей конкретной учебно-педагогической

ситуации. Являясь основанием для принятия решений о сохранении или пересмотре

какого-либо способа действий, мониторинг сам становится областью принятия

решений.

Проблема мониторинга особенно актуальна для системы «ученик-учитель».

« Под мониторингом в системе «ученик-учитель» мы понимаем совокупность

Непрерывных контролирующих действий, позволяющих наблюдать( и корректировать

по мере необходимости) продвижение ученика от незнания к знанию». [ 20 ] .
Методологические и методические проблемы мониторинга.

1.Факторы, влияющие на качество измерения, качество инструментария (контролируемый) Общеметодическим требованием к инструменту остаются валидность, надёжность, удобство использования, соответствие целевым установкам, корректность статистических процедур, стандартизованность, апробированность.

Неудовлетворительное качество инструментария обуславливают:

- низкая квалификация разработчиков;

- использование инструментария для иных целей, чем те, для которых он разрабатывался;

- «усовершенствования» инструментария. Существует большое количество качественного инструментария, стандартизованного и нормированного, но его использование бывает вольным. Причина – нехватка готового инструмента и отсутствие ресурсных возможностей для его разработки.

2.Профессионализм и подготовленность кадров (контролируемый при проведении обследования фактор). Процесс измерения разбивается на несколько этапов: создание инструментария, проведение измерения, интерпретация результатов, подготовка рекомендаций. Чем меньший уровень профессионализма, тем более жёсткой должна быть инструкция по проведению, контроль за её соблюдением строгий.

3. Изменение людей в процессе измерения (контролируемый в определённых условиях фактор). Когда в обследовании используются экспертные оценки, а в качестве метода исследования применяется наблюдение, опасность влияния этого фактора увеличивается. Причины изменения – научение, появление опыта, согласование позиций, когда мнение более авторитетного эксперта начинает смещать оценки других экспертов.

4. Статистическая регрессия. Вариант искажения результатов в процессе проведения обследования. На выполнение теста оказывает влияние ряд факторов: знание материала, настроение, самочувствие, усталость, угадывание верных ответов, везение.

5. Цикличность.

6.Отбор испытуемых. Минимальной единицей измерения должен быть класс.

7.Значимость индикатора и его смещение. Если существует индикатор(доступная наблюдению и измерению характеристика изучаемого объекта), значимый для испытуемых, и он им известен, то на этот индикатор оказывается осознанное или неосознанное воздействие, и он начинает смещаться.

8.Нарушения в информационных потоках.

9. Различная мотивация участников в естественных условиях.

10. Эффект повторного измерения.

11.Изменение группы под влиянием отношений окружающих, вызванных экспериментальным воздействием.

12. Групповая фальсификация результатов и др.

Критерий- признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация чего-либо, мерило.

Понятие критерий интерпретируется, как мера отражения целостности свойств объекта, обеспечивающая его существование; как основание для оценки реального уровня образовательных достижений. Каждый частный критерий характеризуется качественными показателями, которые отражают наиболее важные устойчивые свойства объекта, обеспечивающие его существование, и количественными показателями, которые задаются той или иной шкалой измерения.

Показатель - данные, по которым можно судить о развитии, ходе, свойствах и качествах чего-либо.

Главными характеристиками показателя являются конкретность, позволяющая рассматривать его как более частное по отношению к критерию, т.е. представляет собой измеритель последнего, и диагностичность, позволяющая ему быть доступным для наблюдения и учета.

Измерители – средства и способы выявления по заранее заданным параметрам (величины, характеризующие свойства процесса, явления) качественных и количественных характеристик достижения обучающимися уровня учебной подготовки, соответствующего требованиям государственного стандарта, с помощью которого оценивается готовность обучающихся к определённым видам деятельности, формируемым в процессе освоения ими содержания общеобразовательных программ.[ 20]

Измерение – это процедура, посредством которой цифры (или порядковые величины) приписываются вещам по определённым правилам.

Под измерением следует понимать процедуру количественной или качественной оценки рассматриваемого свойства.

Инструмент-орудие для производства каких-либо работ.

Инструментарий- совокупность инструментов, употребляемых в какой- либо специальности.

В данной работе объектом мониторинговых исследований является уровень обученности учащихся.

Обученность определяется как владение учеником системой заданных учебной программой знаний и умений, приобретенных за определенный период обучения.

Уровень обученности – степень усвоения учащимися учебного материала, динамика результатов учебной деятельности, сформированность общеучебных умений и навыков.

Уровни усвоения знаний и умений являются показателями обученности и варьируются у разных авторов. (Б.Блум, Н.Я.Конфидератов, В.П.Симонов, В.П.Беспалько, В.И.Максимова, Т.И.Дормидонова и др.)

Важно выбрать определенный подход к классификации уровней и методику их измерения, чтобы получить сопоставимые данные и статистически достоверные показатели, которые могут характеризовать стандарт образования (необходимый и достаточный уровень усвоения, его количественное и качественное описание)

Главная задача мониторинга – обеспечить всех участников образовательного процесса долгосрочной обратной связью, осведомляющей о соответствии фактических результатов деятельности педагогической системы ее конечным целям, позволяющей правильно оценить степень, направление и причины отклонения и обеспечивающую качество обучения не ниже заданного уровня.

Оценка предполагает диагностику (измерение) состояния оцениваемого объекта. Проверка достижений уровня подготовки предусматривается на всех этапах контроля: диагностическом, текущем, итоговом.

Для повышения объективности оценки уровня обученности используется система специально ориентированных проверочных работизмерителей.

Тесты разработаны на научной основе, прошли экспертизу качества, обладают значениями валидности и надежности, что подтверждается сертификацией.

В Рекомендациях по согласованию критериев, технологий мониторинга и качества образования государств-участников СНГ сказано, что “для каждой ступени образования устанавливаются стандартизованные показатели, отражающие уровень обученности (компетенций, знаний, умений и навыков)”. В соответствии с этими показателями разработаны контрольные измерительные материалы, стандартизованные тестовые задания открытого и закрытого типов различных уровней.

Инструментами являются количественные параметры оценки.

Объективность результатов тестирования достигается за счет использования стандартизованной процедуры тестирования, обработки результатов, шкалирования (определения масштаба, метода моделирования реальных процессов с помощью числовых систем)

Модель системы мониторинга уровня обученности должна отвечать принципам, применяемым к объектам мониторинговых исследований (объективности, открытости, прогностичности, непрерывности, адекватности, научности, системности, сравнимости)

В соответствии с модифицированной классификацией видов мониторинга А.И.Майорова мониторинг уровня обученности является:
- к о м п л е к с н ы м (объединяет процесс, результат и корректировку педагогичес кой деятельности);

- д и н а м и ч е с к и м (для выявления уровня обученности экспертизе подлежат данные о динамике развития учебных достижений);

- б а з о в ы м (за объектом наблюдения установлен постоянный контроль с помощью периодического измерения показателей);

- к о н к у р е н т н ы м (данные аналогичных исследований других образовательных систем служат основанием для экспертизы)

Цели и задачи мониторинга - обеспечение возможность последовательного контроля достижения учащимися необходимого уровня в овладении содержанием обязательного минимума по предмету; повышение уровня обученности, коррекция методических приемов и форм организации деятельности, используемых учителем.

МОДЕЛЬ СИСТЕМЫ
МОНИТОРИНГ

УРОВНЯ ОБУЧЕННОСТИ



ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ

СБОР

ОБРАБОТКА

АНАЛИЗ

ЭТАП

ИНФОРМАЦИИ

ИНФОРМАЦИИ

ИНФОРМАЦИИ



Определение целей Тестирование Определение основ Анализ выпол

Организационные ных показателей нения заданий

мероприятия Анализ факторов

Проведение мониторинга позволяет получать оперативную информацию о фактическом уровне знаний, умений и навыков, о качестве процесса обучения.

Контрольные измерительные материалы соответствуют экзаменационной работе по русскому языку для выпускников 11 (12) классов общеобразовательных учреждений. Назначение работы – оценить подготовку выпускников средней школы по русскому языку с целью их итоговой аттестации и отбора абитуриентов для поступления в вузы. Содержание работы определяется на основе документов:

1.Обязательный минимум содержания основного общего образования по предмету (Приказ МО от 19.05.1998г №1236)

2.Обязательный минимум содержания среднего (полного) общего образования по предмету (Приказ МО от 30.06.1999г № 56)

3.Примерные программы основного общего образования – М.Дрофа, 1999

4.Примерные программы среднего (полного) образования– МДрофа, 1999

В работу включено 31 задание с выбором ответа из 4-х предложенных, 8 заданий открытого типа, требующих краткого ответа, и одно задание открытого типа с развернутым ответом (сочинение).

Работа состоит из трех частей.

  1   2   3   4   5   6   7   8

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Мониторинг уровня обученности как одно из условий результативности подготовки iconТворческий отчет школьная газета как одно из условий формирования...
Школьная газета как одно из условий формирования творческих способностей учащихся
Мониторинг уровня обученности как одно из условий результативности подготовки iconАнализ уровня обученности по результатам государственной (итоговой)...
Анализ уровня обученности по результатам государственной (итоговой) аттестации выпускников
Мониторинг уровня обученности как одно из условий результативности подготовки iconКак составить конспект
Цель: создание ситуации успеха ученика на уроке как одно из условий здоровье- сберегающей среды обучения
Мониторинг уровня обученности как одно из условий результативности подготовки iconИнновационная деятельность педагога как одно из условий повышения качества образования
Программа предназначена для проведения квалификационных испытаний в рамках процедуры аттестации педагогических работников по должности...
Мониторинг уровня обученности как одно из условий результативности подготовки iconФормирование ключевых компетенций обучающихся старшей школы как одно...
Стратегической целью государственной политики в области образования является повышение доступности качественного образования, соответствующего...
Мониторинг уровня обученности как одно из условий результативности подготовки iconКонспект первоисточника
Цель: создание ситуации успеха ученика на уроке как одно из условий здоровье- сберегающей среды обучения
Мониторинг уровня обученности как одно из условий результативности подготовки iconМетодические рекомендации по работе с литературой
Цель: создание ситуации успеха ученика на уроке как одно из условий здоровье- сберегающей среды обучения
Мониторинг уровня обученности как одно из условий результативности подготовки iconПлан проведения методического объединения
...
Мониторинг уровня обученности как одно из условий результативности подготовки iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Здоровье один из важнейших компонентов человеческого счастья, одно из неотьемлемых прав человеческой личности, одно из условий успешного...
Мониторинг уровня обученности как одно из условий результативности подготовки icon«Синтаксис», показывают богатство и разнообразие синтаксических конструкций в русском языке
Дидактические материалы для проверки сформированности базового уровня результатов обученности для учащихся 2-9 классов (для подготовки...
Мониторинг уровня обученности как одно из условий результативности подготовки iconЗадача промежуточной и итоговой аттестации определение уровня обученности...
Настоящее Положение разработано и соответствии с 'Законом "Об образовании", Федеральным государственным образовательным стандартом...
Мониторинг уровня обученности как одно из условий результативности подготовки iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Создана система внутришкольного контроля, как одно из условий эффективной работы
Мониторинг уровня обученности как одно из условий результативности подготовки iconДанная программа разработана для учащихся 10 класса в рамках модели...
Данная программа разработана для учащихся 10 класса в рамках модели 5 – 11 общеобразовательной школы. С учетом уровня обученности...
Мониторинг уровня обученности как одно из условий результативности подготовки iconМадоу «Детский сад комбинированного вида» №2 п. Хвойная п. Хвойная 2010 год
Усовершенствование методической работы в доу как одно из условий повышения качества дошкольного образования
Мониторинг уровня обученности как одно из условий результативности подготовки iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Современные педагогические технологии в образовательном процессе как одно из условий формирования духовно – нравственной культуры...
Мониторинг уровня обученности как одно из условий результативности подготовки iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках изобразительного искусства как одно из условий повышения качества...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск