Инновационная деятельность педагога как одно из условий повышения качества образования





Скачать 81.98 Kb.
НазваниеИнновационная деятельность педагога как одно из условий повышения качества образования
Дата публикации26.07.2013
Размер81.98 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Информатика > Документы
ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

Рябова И.С.

Преподаватель ИВТ

второй категории

ПЛ № 11 г. Рудный

Костанайской обл.
«…Необходимо повышать грамотность населения,

в том числе за счет различных стимулирующих

программ. Я призываю всех казахстанцев

активнее осваивать информационные технологии»

Н.А.Назарбаев




В век высоких технологий, коммуникаций и инноваций кардинально изменились многие виды человеческой деятельности. Не обошел прогресс и систему образования. В последнее время все чаще звучат словосочетания качество обучения, качество образования, успеваемость учащихся. Каждый из нас задумывался неоднократно над вопросами: Что необходимо сделать мне, как преподавателю - предметнику, чтобы качество знаний моих учащихся стало выше? Использую ли я, наиболее эффективные формы и методы обучения, технологии и приводит ли это к повышению качества знаний учащихся? И на сегодня важнейшими факторами, определяющими преобразование в системе образования являются инновации, которые способны значительно увеличить стремление учащихся к знаниям, а как следствие и улучшить их успеваемость.

Что означают термины «инновации» и «инновационные процессы» в образовании?

Новшество, новизна и изменения - это инновация. Инновационный процесс как средство предполагает введение чего - то нового. Если педагогу, работающему в традиционной системе, достаточно владеть педагогической техникой, т.е. системой обучающих умений, позволяющих ему осуществлять учебно-воспитательную деятельность на профессиональном уровне и добиваться более или менее успешного обучения, то для перехода в инновационный режим определяющей является готовность педагога к инновациям.

Педагогическая инновация - это изменения, направленные на улучшение развития, воспитания и обучения учащихся.

В профессиональных лицеях оособенно актуальным вопросом становится подготовка конкурентноспособной личности. Выпускник не должен быть пассивным исполнителем. У него должны быть хорошо развиты следующие качества, выгодно отличающие его на рынке труда: любознательность, устойчивой внимание, воля, умения и навыки, полученные им по специальности, навыки самостоятельного поиска и обработки информации, умение творчески работать и находить выход из сложных ситуаций.Для выработки этих качеств личности необходимо применять технологии, которые дают возможность работать преподаваетлю и учащемуся как партнерам, которые повышают интерес к предмету и дают простор для самостоятельной творческой работы.

Одной из возможных форм обеспечения улучшения качества преподавания может стать внедрение информационно-коммуникационных технологий в учебный процесс.

Информационные коммуникационные технологи прочно вошли во все сферы нашей жизни. Cовременный человек не может себе представить жизнь без интеллектуального помощника - персонального компьютера, без офисных и прикладных программ, Интернета. Развитие информационных технологий открывает новые возможности организации учебного процесса при обучении учащихся.Данный факт предоставляет возможность оптимизировать процесс обучения, увеличить насыщенность образовательного процесса. С использованием новых информационных технологий связаны надежды на повышение эффективности учебного процесса.

В связи с внедрение ИКТ отбор содержания образования, разработка методик преподавания всех без исключения предметов на базе широкого использования современных информационных систем ставятся в ряд актуальнейших проблем перестройки системы образования. Остановлюсь на примерах из своего опыта применения информационных технологий в практике преподавания информатики.

ИКТ технологии использую на любом этапе урока:

  1. При изучении нового материала (Как сопровождение объяснения преподавателя

(презентации, формулы, схемы, рисунки, видеофрагменты и т.д.)

  1. Актуализация опорных знаний, проверка домашнего задания (В начале урока с помощью вопросов по изучаемой теме, создавая проблемную ситуацию)

3. Для закрепления изученного (выполнение практических, лаборатороных работ за ПК)

4. Для контроля знаний учащихся.(дифференцированные задания, компьютерное

тестирование).
На любом этапе урока использую компьютерные презентации.

    Примеры использования презентаций на уроках информатики:

- Объяснение новой темы: «Устройства персонального компьютера», «Электронная таблица», сопровождаемое презентацией.

- Работа с устными упражнениями по темам: «Системы счисления», «Информационные процессы», «Абсолютная и относительная ссылки в Excel».

-  Использование презентации при повторении пройденного материала. («Гиперссылки в презентации»)

-  Взаимопроверка самостоятельных работ с помощью ответов на слайде. (Темы: «Текстовый редактор», «Презентации в MS Power Point» )

- Проведение тестов по темам: «Информация. Виды и свойства информации», «Периферийные устройства».

- Алгоритмы работы в программах (пошаговое объяснение) по темам: «Создание анимации в Power Point», «Построение диаграмм в Excel»

- Создание учащимися компьютерных презентаций к урокам обобщения и систематизации знаний и способов деятельности. Презентации по темам: «Моя профессия», «Архитектура ЭВМ», «Моя родина – Казахстан».

Например, при изучении нового материала компьютер использую в качестве средство для демонстрации программного обеспечения и показа презентации к уроку с помощью программы NetopShcool. Учащиеся, находясь за своими рабочими местами за ПК, наблюдает за деятельностью преподавателя, что способствует глубокому усвоению знаний. При закреплении нового материала компьютер выступает в качестве средства лабораторной работы. Раскрытие практической значимости материалов урока достигается путем изучения примеров программ- выполнение лабораторных и практических работ за ПК. Например, при изучении темы Диаграммы в EXCEL учащиеся в ходе наблюдения за деятельностью преподавателя, озвучивают алгоритм построения диаграммы, а затем выполняют лабораторную работу с возможностью выбора диапазона используемых данных и выбора типов диаграмм.

Важным положительным фактором использования электронных уроков является дружественный интерфейс ПК. Учащиеся обладают различным темпераментом, уровнем развития внимания и памяти. Для успешного усвоения учащимися материала я учитываю индивидуальные особенности каждого, поэтому применяю лично-ориентированное обучение.

Работа с компьютерным уроком позволяет усилить мотивацию учения. Усвоение знаний путем активного диалога с компьютером более эффективно и интересно для учащегося, чем чтение учебника.Подготовка уроков с применением ИКТ технологий требует еще более тщательной подготовки, чем в обычном режиме. Составляя урок с использованием ИКТ, необходимо продумать последовательность технологических операций, формы и способы подачи информации на большой экран. Степень и время мультимедийной поддержки урока могут быть различными: от нескольких минут до полного цикла. Наличие компьютерного класса дает возможность дифференцировать и индивидуализировать контроль знаний.

Для контроля знаний учащихся внедряю в учебный процесс компьютерное тестирование. Применяю программу MyTestStudent. Учащиеся с удовольствием отвечают на вопросы компьютера, учащийся сам задаёт темп работы и ответов на вопросы, сразу же получает оценку за свою работу. Может воспользоваться подсказкой, может посмотреть количество допущенных ошибок, что даёт возможность проанализировать, насколько глубоко он усвоил данный материал. Благодаря этому учащиеся приобретают навыки самоконтроля за усвоением учебного материала. Тест содержит тестовые задания разного характера: открытые, закрытые, на соответствие, установления последовательности и т.д.

Современные электронные средства образовательного назначения предоставляют широкие возможности для проектной деятельности. В своей практике внедряю проектный метод обучения, в основе которого лежит методика создания, анализа и презентации своей деятельности. На уроках обучающиеся имеют возможность выбора вида деятельности. Результат работы представляют в виде мини-проектов. Это можетбыть презентация, кроссворд, словарик, др.Например, при изучении темы Интернет, учащиеся разрабатывают проект на тему «Интернет – добро или зло?». По окончанию раздела MSPowerPoint учащиеся создают проекты «Моя будущая профессия», «Архитектура ПК», по окончанию раздела CorelDraw визитную карточку т.д.

С целью отслеживания текущей успеваемости и качества обучения учащихся я разработала электронный журнал. Мой опыт ведения электронного журнала основан на использовании возможностей MS Excel. Удобства организации мониторинга результатов обучения не только по предмету в целом, но и по отдельным видам работы для меня очевидны:

– возможность делать примечания к дате проведения урока (состоялся – не состоялся, по каким причинам; к отметкам по конкретному учащемуся: выставлена за какое задание, по какой теме получена неудовлетворительная отметка, сроки пересдачи и т.п.);

– возможность цветового кодирования информации. (отличники, хорошисты, троечники)

В журнале имеется графа место по группе, что являться дополнительным мотивирующим фактором, т.к. учащимся представлено как кто успевает, кто лидирует и кому необходимо подтянуться. В группе вырастает конкуренция, что заставляет учащихся стремиться к самосовершенству, что способствует качеству обучения. Общая цель профессионального решения введения ЭЖ – способствовать своевременному выявлению учебных проблем, их ликвидации посредством целенаправленных действий, прогнозированию дальнейшей деятельности учителя и ученика по повышению уровня предметной обученности.

Но ни компьютер, ни информационные технологии сами по себе не способны сформировать у выпускников присущие им качества, они являются лишь вспомогательным средством решения задач, а найти эти решения учащийся может только с помощью грамотного творческого работающегопреподавателя. Каким должен быть преподаватель инновационного типа, что нового он должен внести в учебный процесс?

Преподаватель инновационного типа выступает в качестве автора и разработчика новых обучающих программ. В том числе он исследователь, пользователь и в то же время пропагандист новейших технологий и концепций в педагогическом процессе. Такой преподаватель ориентирован на настоящее и будущее, но не на прошлое. Он преодолевает созданные жизнью препятствия, планирует будущее, все свои действия и достижения.

В заключении хотелось бы сказать о том, что применение информационных технологий в учебном процессе хотя и трудоемкий процесс во всех отношениях, но он оправдывает все затраты, делает обучение более интересным, увлекательным и содержательным. Преподаватель вправе выбирать свою технологию и методы работы, но каждый обязан работать во благо развития учащегося.

Использование современных технологий делает обучение более содержательным и зрелищным, способствует развитию самостоятельности и творческих способностей учащихся, помогает раскрыть интересный и увлекательный мир предмета, понять информатику. И небольшой опыт моей работы показывает, что использование информационно-коммуникационных технологий в сочетании с личностно – ориентированным подходом и технологиями проблемного и проектного обучения способствует достижению положительных результатов:

  • Повышение качества обученности по предмету

  • Увеличение среднего балла по предмету

  • Отсутствие неуспевающих учащихся

  • Активизация проектной, исследовательской деятельности учащихся.



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Инновационная деятельность педагога как одно из условий повышения качества образования icon«Модернизация муниципальной системы образования как одно из условий...
Целью программы является повышение доступности и качества образования и обеспечение его соответствия запросам населения, перспективным...
Инновационная деятельность педагога как одно из условий повышения качества образования iconПлан проведения методического объединения
...
Инновационная деятельность педагога как одно из условий повышения качества образования iconПрограмма семинара «Инновационная деятельность педагога как условие...
Целью программы является повышение профессиональной компетентности педагогов в области инновационной деятельности
Инновационная деятельность педагога как одно из условий повышения качества образования iconМадоу «Детский сад комбинированного вида» №2 п. Хвойная п. Хвойная 2010 год
Усовершенствование методической работы в доу как одно из условий повышения качества дошкольного образования
Инновационная деятельность педагога как одно из условий повышения качества образования iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках изобразительного искусства как одно из условий повышения качества...
Инновационная деятельность педагога как одно из условий повышения качества образования iconМиссия Повышение конкурентоспособности российской экономики как основы...
Национальной задачи повышения качества жизни населения. Из этого вытекает первая стратегическая цель Министерства и подведомственных...
Инновационная деятельность педагога как одно из условий повышения качества образования iconЗадачи на 2013-2014 учебный год Создание условий для повышения качества...
Создание условий для повышения качества образовательной подготовки обучающихся 9,10 классов за счет развития внутришкольной системы...
Инновационная деятельность педагога как одно из условий повышения качества образования iconТема: «Учебно-исследовательская и проектная деятельность как одно...
Идея: организовать исследовательскую деятельность учащихся по биологии через использование краеведческого материала
Инновационная деятельность педагога как одно из условий повышения качества образования iconПлан работы методического объединения учителей начальных классов
«Развитие профессиональной компетентности педагога как фактора повышения качества образования в условиях введения фгос начального...
Инновационная деятельность педагога как одно из условий повышения качества образования iconАнализ методической работы гимназии за 2012-2013 учебный год
...
Инновационная деятельность педагога как одно из условий повышения качества образования iconМониторинг уровня обученности как одно из условий результативности подготовки
Понятие о качестве образования. Оценка как элемент управления качеством. Традиционные и современные средства оценки (рейтинг; мониторинг;...
Инновационная деятельность педагога как одно из условий повышения качества образования iconТема: Реализация компетентностного подхода как условие повышения качества образования
Цель: Создание условий для наиболее полного развития субъектов образовательного процесса через формирование ключевых компетенций
Инновационная деятельность педагога как одно из условий повышения качества образования iconПриложение 4 Качество подготовки специалистов
Научно-практическая конференция учителей «Инновационная деятельность педагога» в рамках реализации национальной образовательной инициативы...
Инновационная деятельность педагога как одно из условий повышения качества образования iconМетодическая разработка на тему: «Проектная деятельность на уроках...

Инновационная деятельность педагога как одно из условий повышения качества образования iconСеминар по теме «Формирование творческо-познавательного потенциала школьников»
Научно-практическая конференция учителей «Инновационная деятельность педагога» в рамках реализации национальной образовательной инициативы...
Инновационная деятельность педагога как одно из условий повышения качества образования iconВ рыночных условиях хозяйствования основной движущей силой экономического...
В настоящее время инновационная деятельность российских предприятий характеризуется довольно низкими показателями. Доля наукоемкого...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск