Программа семинара «Инновационная деятельность педагога как условие обеспечения качества образовательного процесса» (36 ч.)





Скачать 132.67 Kb.
НазваниеПрограмма семинара «Инновационная деятельность педагога как условие обеспечения качества образовательного процесса» (36 ч.)
Дата публикации08.11.2014
Размер132.67 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Право > Программа
Программа семинара

«Инновационная деятельность педагога как условие обеспечения качества образовательного процесса»

(36 ч.)

Составитель – Иванова Е.Г.,

зам. директора по УВР МОУ гимназии №1

г.Комсомольск-на-Амуре

Пояснительная записка.

Настоящая программа составлена на основе Требований к содержанию дополнительных профессиональных образовательных программ (приказ №1221 Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации от 18 июня 1997 года) и профессионального стандарта педагогической деятельности, разработанного в соответствии с федеральной целевой программой развития образования на 2006 – 2010 годы (под редакцией Я.И. Кузьминова, В.Л. Матросова, В.Д. Шадрикова, государственный контракт № П 243 от 11.09.2006).

Данная программа адресована педагогам, занимающимся или желающим заниматься инновационной деятельностью.

Целью программы является повышение профессиональной компетентности педагогов в области инновационной деятельности.

При изучении тем «Инновационная экономика и инновационная политика государства в сфере образования на современном этапе развития общества», слушатели знакомятся с государственной политикой в области инноваций в образовании, основными понятиями инновационной деятельности педагогов, инновационными процессами в образовании.

Темы «Проектирование педагогических технологий как форма инновационной деятельности педагога», «Планирование и реализация грантовых проектов» дают возможность слушателям познакомиться с современными инновационными технологиями, спроектировать авторскую инновационную педагогическую технологию, проект.

В ходе изучения тем семинара «Технология развития критического мышления у учащихся», «Тренинговые технологии в работе педагога», - слушатели не только приобретают теоретические знания, необходимые в процессе инновационной деятельности, но и сами учатся конструировать, моделировать деятельность, направленную на апробацию инновационных технологий при обучении детей с умственной отсталостью.

Программа реализуется через систему лекционных и практических занятий, на которых слушатели учатся конструировать, моделировать свою инновационную педагогическую деятельность.

Форма обучения – очная с частичным отрывом от работы. Учебно-тематический план и программа разработаны на 36 часов.

Форма итоговой аттестации слушателей семинара (по выбору) – зачет, проект, реферат.

Тематическое планирование семинара



Наименование темы

Всего часов

Из них

Форма контроля

Лекции

Практика



Инновационная экономика и инновационная политика государства в сфере образования на современном этапе развития общества

2

2









Понятие об инновационной деятельности в образовании и типах педагогических инноваций

1

1









Проектирование педагогических технологий как форма инновационной деятельности педагога

2

1

1






Технология экспертизы инновационных образовательных проектов

1

1









Планирование и реализация грантовых проектов

6

2

4






Мотивация к инновационной деятельности педагога как психологический феномен

2

1

1






Портфолио как один из компонентов инновационной модели профессионализма педагога

4

2

2






Тренинговые технологии в работе педагога

4

2

2






Технология развития критического мышления у учащихся

6

2

4






Использование учебных материалов нового поколения в образовательном процессе

6

2

4






Итоговая аттестация


2




2

реферат, проект, зачет

(по выбору слушателей)

ИТОГО:

36

14

22




Содержание программы

Тема 1. Инновационная экономика и инновационная политики государства в сфере образования на современном этапе развития общества.

Понятия «инновация», «инновационный процесс», «инновационная деятельность», «инновационный продукт», «инновационная экономика». Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», Модель 2020.

Тема 2. Понятие об инновационной деятельности в образовании и типах педагогических инноваций.

Инновация в образовании как введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, в организацию совместной деятельности преподавателей и учащихся. Типы инноваций: инновации-модернизации, инновации-трансформации.

Тема 3. Проектирование педагогических технологий как форма инновационной деятельности педагога.

Педагогическое проектирование как творчество по созданию и реализации замыслов и идей, направленных на совершенствование образовательных процессов в конкретных условиях; как деятельность, направленная на разработку и реализацию образовательных проектов, под которыми понимаются оформленные комплексы инновационных идей в образовании, в социально-педагогическом движении, в образовательных системах и институтах, в педагогических технологиях и деятельности. Современные методологические основания проектирования в образовании: маркетинг, культура, личностная ориентация, модульность, использование технологий активного, инновационного обучения, подразумевающего диалогическое взаимодействие субъектов образовательного процесса.

Тема 4. Технология экспертизы инновационных образовательных проектов.

Понятия «экспертиза», «экспертная деятельность». Типологические критерии нормативно-деятельностной экспертизы. Процедура экспертирования.

Положение о краевой системе формирования, обобщения и диссеминации опыта инновационной педагогической (управленческой) деятельности. Цели, задачи, принципы диссеминации опыта инновационной (управленческой) педагогической деятельности. Критерии оценки опыта инновационной (управленческой) педагогической деятельности.

Тема 5. Планирование и реализация грантовых проектов.

Основные понятия. Технология планирования и реализации грантовых проектов. Требования к оформлению и презентации грантовых проектов. Составление сметы расходов.

Практическая работа: разработка индивидуальных (групповых) грантовых проектов.

Тема 6. Мотивация к инновационной деятельности педагога как психологический феномен.

Структура мотивации педагогической деятельности. Инновационная деятельность в структуре мотивации педагогической деятельности. Личностное проявление мотивации к новому виду деятельности. Сопротивление нововведениям. Этапы преодоления сопротивления. Выбор приоритетов мотивации учителя в процессе включения его в инновационную педагогическую деятельность

Практическая работа в группах: диагностика уровня готовности педагога к освоению инновационных педагогических технологий как уровня профессионального развития.

Тема 7. Портфолио как один из компонентов инновационной модели профессионализма педагога.

Нормативная база. Цели и задачи портфолио. Требования к структуре, содержанию, оформлению портфолио. Экспертиза и оценка портфолио.

Практическая работа: оформление собственного портфолио на бумажном носителе.

Тема 8. Тренинговые технологии в работе педагога.

Понятие «тренинговые технологии». Работа в группах. Правила-законы группы. Работа в группах кооперативного обучения. Стадии работы в малых группах: подготовка, информирование, разработка, анализ результатов.

Социально-психологический тренинг. Принципы социально-психологического тренинга. Механизм воздействия социально-психологического тренинга. Классификация тренингов. Разновидности социально-психологического тренинга: Т-группы, трениг перцептивный, поведенческий тренинг, ролевой тренинг, видеотренинг.

Практическая работа: тренинг. Психокоррекционные, эмоционально-стрессовые упражнения, аутогенная тренировка.

Тема 9. Технология развития критического мышления у учащихся.

Формирование нового стиля мышления: открытого, гибкого, рефлексивного. Развитие базовых качеств личности: критическое мышление, коммуникабельность, креативность, мобильность, самостоятельность, толерантность, ответственность. Развитие аналитического мышления, способности выделять ошибки, делать выводы. Формирование культуры чтения, умения ориентироваться в источниках информации, понимать прочитанное, делать обобщения. Стимулирование самостоятельной поисковой деятельности, механизмов самообразования и самоорганизации.

Практическая работа:

1. Игровое моделирование по определению типа восприятия ведущих каналов информации.

2. Анализ разработок уроков с элементами ТРКМ (из педагогического опыта).

3. Проектирование собственного урока (занятия, внеклассного мероприятия) с элементами ТРКМ.

Тема 10. Информационные технологии как основа инновационной деятельности педагога.

Роль информационно-коммуникационных технологий в инновационной деятельности педагога. Разработка ЦОРов для проведения уроков как средства повышения эффективности познавательной деятельности учащихся. Требования к разработке ЦОР. Методика применения учебных материалов нового поколения.

Практическая работа: разработка фрагмента урока (занятия) с использованием ЦОРов.

Список литературы

  1. В помощь методисту. Сборник методических материалов по организации методической работы в условиях модернизации образования. – Хабаровск: ХК ИППК ПК, 2005 г.

  2. Журналы: «Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы», «Завуч», «Классный руководитель», «Методист».

  3. Чечель И.Д. Метод проектов: субъективная и объективная оценка результатов// Директор школы. 1998, № 4. С. 3-16.

  4. Чуракова О.В. Ключевые компетенции как результат общего образования. Метод проектов в образовательном процессе. Дидактические материалы для обучения педагогов/ Серия «Компетентностно-ориентированныйый подход к образованию: образовательные технологии». Вып. 1. – Самара: Изд-во «Профи», 2002.

  5. Никишина И.В. Инновационные педагогические технологии и организация учебно-воспитательного и методического процессов в школе: использование интерактивных форм и методов в процессе обучения учащихся и педагогов. 2-е изд., стереотип. – Волгоград: Учитель, 2008. – 91 с.

  6. Инновационная деятельность педагогов в ИКТ-насыщенной образовательной среде// Материалы II краевой научно-практической конференции / Сост. Т.С.Крахмалева, А.Г.Полякова. – Хабаровск: ХК ИППК ПК, 2007. – 99 с.

  7. Поляков С.Д. Педагогическая инноватика: от идеи до практики. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2007. – 176 с.

  8. Абасов, З. Подготовка учителей к работе в инновационной среде [Текст] / З. Абасов // Высшее образование в России. - 2003. - №10. - С.18-22.

  9. Гендина, Н. И. Формирование информационной культуры личности в библиотеках и образовательных учреждениях: учебно-метод. пособие [Текст] / Н. И. Гендина, Н. И. Колкова, И. Л. Скипор, Г. А. Стародубова. - М.: Школьная б-ка, 2002. - 288 с.

  10. Гнездилова О.Н. Психологические аспекты инновационной деятельности педагога // Психологическая наука и образование. - 2006. - № 4. - С. 61-65.

  11. Гуров В. Инновационная деятельность педагога // Дополнительное образование и воспитание. - 2008. - № 2. - С. 9-15.

  12. Данильчук, Е. В. Методологические предпосылки и сущностные характеристики информационной культуры педагога [Текст] / Е. В. Данильчук // Педагогика. – 2003. - №1. – С. 65-73.

  13. Калачикова О.Н. Исследование содержания и этапов вхождения педагогов в инновационную деятельность // Вестник Томского государственного университета. - 2008. - № 316. - С. 174-177.

  14. Разина Н.А. Профессионально-личностное развитие педагога в условиях инновационной деятельности образовательного учреждения // Современные наукоемкие технологии. - 2008. - № 1. - С. 14.

  15. Сластенин В.А., Подымова Л.С. Готовность педагога к инновационной деятельности // Сибирский педагогический журнал. - 2007. - № 1. - С. 42-49.

  16. Скибицкий, Э. Г. Дистанционное обучение: теория, практика и перспективы развития [Текст] / Э. Г. Скибицкий, В. В. Егоров. – Алматы: Гылым, 2004. – 221 с.

  17. Г.К. Селевко. «Энциклопедия образовательных технологий», М., НИИ школьных технологий, 2006г.

Интернет-ресурсы

  1. usr13513@mail.ru Вилков А. Л. Воспитательный потенциал компьютерной дидактической технологии «Персидский ковер».

  2. http://ru.wikipedia.org/wiki/ Инновационная деятельность 

  3. http://pedsovet.org/mtree/task,viewlink/link_id,3209/Itemid,0/ Найденова З.Г. Инновационная деятельность в образовании Ленинградской области.

  4. http://www.tisbi.org/science/vestnik/2003/issue2/cult6.html Л.П. Дударева

Инновационная деятельность в образовании

  1. http://www.rusedu.info/Article752.html Богуславская И.Г.Инновационная деятельность как условие развития личности

  2. dobritsa@mail.ru Добрица В. П. Компьютер и урок.


Примерные темы проектов, рефератов

  1. Проект портфолио педагога.

  2. Проектирование авторской технологии.

  3. Использование методов психокоррекции и психотерапии в работе с детьми. Проектирование и защита проекта учащегося.

  4. Защита продукта инновационной деятельности педагога.


Вопросы к зачету

  1. Инновационная экономика и инновационная политики государства в сфере образования на современном этапе развития общества.

  2. Понятие об инновационной деятельности в образовании.

  3. Типы педагогических инноваций.

  4. Проектирование педагогических технологий как форма инновационной деятельности педагога.

  5. Современные методологические основания проектирования в образовании.

  6. Технология экспертизы инновационных образовательных проектов.

  7. Типологические критерии нормативно-деятельностной экспертизы.

  8. Процедура экспертирования.

  9. Цели, задачи, принципы диссеминации опыта инновационной (управленческой) педагогической деятельности.

  10. Критерии оценки опыта инновационной (управленческой) педагогической деятельности.

  11. Технология планирования и реализации грантовых проектов.

  12. Оформление и презентация грантовых проектов.

  13. Структура мотивации педагогической деятельности.

  14. Инновационная деятельность в структуре мотивации педагогической деятельности.

  15. Сопротивление нововведениям. Этапы преодоления сопротивления.

  16. Портфолио как один из компонентов инновационной модели профессионализма педагога.

  17. Использование тренинговых технологий в инновационной работе педагога.

  18. Классификация тренингов. Особенности проведения тренингов.

  19. Технология развития критического мышления у учащихся.

  20. Информационные технологии как основа инновационной деятельности педагога.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа семинара «Инновационная деятельность педагога как условие обеспечения качества образовательного процесса» (36 ч.) iconОбеспечение перспективного развития образовательного процесса, его...
Единая методическая тема – модернизация комплексного учебно – методического обеспечения образовательного процесса – как условие реализации...
Программа семинара «Инновационная деятельность педагога как условие обеспечения качества образовательного процесса» (36 ч.) iconИнновационная деятельность как условие реализации
План мероприятий по модернизации школьного питания в Алексеевском районе на 2012-2014 годы
Программа семинара «Инновационная деятельность педагога как условие обеспечения качества образовательного процесса» (36 ч.) iconПрограмма развития гимназии на 2013-2018гг. «Единое образовательное...
Предлагаемый документ следует рассматривать как обоснование основных идей развития образовательного учреждения гимназия «Эврика»...
Программа семинара «Инновационная деятельность педагога как условие обеспечения качества образовательного процесса» (36 ч.) iconТема: Реализация компетентностного подхода как условие повышения качества образования
Цель: Создание условий для наиболее полного развития субъектов образовательного процесса через формирование ключевых компетенций
Программа семинара «Инновационная деятельность педагога как условие обеспечения качества образовательного процесса» (36 ч.) iconИнновационная деятельность педагога как одно из условий повышения качества образования
Программа предназначена для проведения квалификационных испытаний в рамках процедуры аттестации педагогических работников по должности...
Программа семинара «Инновационная деятельность педагога как условие обеспечения качества образовательного процесса» (36 ч.) iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Пс «Образовательный мониторинг как необходимое условие выбора учителем адекватной модели обучения с целью повышения качества образовательного...
Программа семинара «Инновационная деятельность педагога как условие обеспечения качества образовательного процесса» (36 ч.) iconОбеспечение образовательного процесса иными библиотечно-информационными...
Наименование и краткая характеристика библиотечно-информационных ресурсов и средств обеспечения образовательного процесса, в том...
Программа семинара «Инновационная деятельность педагога как условие обеспечения качества образовательного процесса» (36 ч.) iconУтверждаю. Директор мкс(к)оу школы-интерната №11
Методическая тема школы: Профессиональная компетентность педагога как условие обеспечения качественного коррекционно-развивающего...
Программа семинара «Инновационная деятельность педагога как условие обеспечения качества образовательного процесса» (36 ч.) iconПрограмма семинара: 9 30 10 00 регистрация участников семинара. 10...
«Современные образовательные технологии как средство повышения качества знаний сельских школьников с учетом их познавательных и творческих...
Программа семинара «Инновационная деятельность педагога как условие обеспечения качества образовательного процесса» (36 ч.) iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Методическая тема: «Внедрение новых образовательных стандартов в преподавании предметов гуманитарного цикла как условие обеспечения...
Программа семинара «Инновационная деятельность педагога как условие обеспечения качества образовательного процесса» (36 ч.) iconОбеспечение образовательного процесса иными библиотечно-информационными...
Наименование и краткая характеристика библиотечно- информационных ресурсов и средств обеспечения образовательного процесса, в том...
Программа семинара «Инновационная деятельность педагога как условие обеспечения качества образовательного процесса» (36 ч.) iconПрограмма внутришкольного мониторинга муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
Образовательный мониторинг – необходимое условие выбора учителем и администрацией школы адекватной модели обучения и управления с...
Программа семинара «Инновационная деятельность педагога как условие обеспечения качества образовательного процесса» (36 ч.) iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Методическая тема рмо: «Внедрение эффективных педагогических технологий с учетом новых образовательных стандартов как условие обеспечения...
Программа семинара «Инновационная деятельность педагога как условие обеспечения качества образовательного процесса» (36 ч.) iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Методическая тема: «Внедрение новых образовательных стандартов в преподавании предметов естественно-математического цикла как условие...
Программа семинара «Инновационная деятельность педагога как условие обеспечения качества образовательного процесса» (36 ч.) iconПриложение 4 Качество подготовки специалистов
Научно-практическая конференция учителей «Инновационная деятельность педагога» в рамках реализации национальной образовательной инициативы...
Программа семинара «Инновационная деятельность педагога как условие обеспечения качества образовательного процесса» (36 ч.) iconКонкурс педагогического мастерства «Преподаватель-исследователь 2014»
Дши была направлена на совершенствование профессиональной компетенции педагогов дши как важнейшего условия обеспечения повышения...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск