Скачать 202.84 Kb.
|
Программа развития гимназии на 2013-2018гг. «Единое образовательное пространство гимназии- как условие обеспечения нового качества образования».
Предлагаемый документ следует рассматривать как обоснование основных идей развития образовательного учреждения гимназия «Эврика» Олекминского района РС(Я). Законодательная база для разработки программы развития гимназии:
Основное направление инновационной деятельности гимназии:
За эти годы в гимназии определены:
Новое понимание роли образования как стратегического ресурса общества, обеспечивающего его прогресс во всех сферах, требует системных изменений в образовании. Школа, как основная и самая продолжительная ступень образования, становится ключевым фактором обеспечения нового качества образования, от которого зависит дальнейшая жизненная успешность и каждого человека, и общества в целом. В национальной инициативе «Наша новая школа» подчеркивается: «Новая школа — это:
Данные положения национальной инициативы «Наша новая школа» учтены при разработке программы развития гимназии на период до 2018 года. Программа развития гимназии на период 2013 – 2018 г.г. является организационной основой реализации государственной политики в сфере образования. Программа развития обеспечивает научно-методическую проработку и апробацию системных изменений, реализует новые подходы к формированию современной модели образования, отвечающей задачам Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 г., Национальной инициативы «Наша новая школа», идеям Приоритетного национального проекта «Образование».
Образовательный и воспитательный процесс в гимназии сформировал определенные организационно-педагогические, социально-педагогические и социокультурные условия для удовлетворения потребностей субъектов образовательного процесса: Учащихся – в целостном интеллектуальном, социальном и культурном развитии; в освоении фундаментальных основ современного гуманитарного и естественно-научного знаний, технического направления, в достижении требований федеральных государственных образовательных стандартов, в формировании социального опыта, в расширении возможных направлений полноценного созидательного участия в культурной жизни гимназии и общества в целом. Родителей – в комфортной гуманистической гимназической среде, обеспечивающей формирование позитивных познавательных и жизненных мотиваций учащихся, обеспечивающей качественное образование, развитие способностей учащихся, подготовку их к решению жизненных и профессиональных проблем. Учителей – в социально-профессиональной и личностной самореализации, в обеспечении условий для педагогического творчества, в усилении правовой и социально-психологической защищенности, в демократической и доброжелательной атмосфере в педагогическом коллективе. Эти направления легли в основу концепции развития гимназии, основная идея которой заключалась в создании образовательного учреждения, которое стремится преодолеть отчуждение образования от социокультурной среды во всех направлениях своей деятельности, которое будет сочетать позитивный социальный и духовно-нравственный опыт и ценности. Деятельность гимназии основана на следующих ценностных приоритетах развития. Культуросообразность. Учет этой ценностной ориентации позволяет сохранять позитивные достижения гимназии в обеспечении повышенного уровня образования для учащихся с учетом неразрывной связи образования и культуры, формирования и развития позитивного социального и духовно-нравственного опыта учащихся. Саморазвитие и самореализация. Основная идея, реализуемая в гимназии – это идея о самостоятельности, независимости, свободе человека. Опора на идеи гуманистической педагогики позволяет осуществлять сопровождение ребенка в процессе движения к собственной личности, помощь в решении жизненных проблем. В результате саморазвития возникает новое качественное состояние личности и ее деятельности, соответствующие процессу актуализации потенциала личности. Педагогическое взаимодействие. Современный педагог-профессионал должен не только успешно ориентироваться в актуальных направлениях своей предметной области, но и быть компетентным в реализации современных направлений педагогики творческого развития личности. Это подразумевает совместную деятельность субъектов образовательного процесса, направленную на развитие способностей смысловой личностной оценки жизненных ценностей. В процессе такого педагогического взаимодействия происходит развитие, поиск смысла, самореализация как учащихся, так и педагогов гимназии.
При разработке Программы развития гимназии нами учитывались:
В соответствии с приоритетами образовательной политики в целом, в основу программы развития гимназии положены три концептуальных принципа развития образования, обеспечивающих единство образовательного пространства гимназии: системность, самоорганизация, саморазвитие. Принцип системности означает единую стратегию развития образования в рамках гимназии, его скоординированный характер. Реализация этого принципа позволяет рассматривать функционирование единого образовательного пространства гимназии как целостный процесс, комплекс взаимообусловленных этапов научно-исследовательской и практической деятельности, расположенных в определенной последовательности, конкретных целей и задач, достигаемых на каждом этапе создания образовательного пространства, определенного предметного содержания и оптимальных педагогических технологий. Принцип самоорганизации определяет закономерности формирования и совершенствования образовательного пространства гимназии, педагогического и ученического коллектива как согласованно функционирующих систем, имеющих свою специфику и конкретные задачи, выполнение которых зависит от самих субъектов образовательного процесса. Принцип саморазвития способствует самоутверждению субъектов не только через созидание предметного мира, но и через самосозидание и саморазвитие. В результате саморазвития возникает новое качественное состояние личности и ее деятельности для всех участников образовательного процесса.
Основой выбора инновационной деятельности педагогов гимназии являются:
Поступательное развитие гимназии возможно при организации единого образовательного пространства, базирующегося на приоритетах гуманистически-нравственных ценностей, таких как творчество, толерантность, ценности человеческого общения и социального взаимодействия, ценностное отношение к себе и другим. Основная цель программы развития гимназии – совершенствование условий функционирования единого образовательного пространства образовательного учреждения для обеспечения нового качества гимназического образования. Необходимо добиться оптимального сочетания педагогических основ, условий и технологий, при которых возможно сочетание индивидуальной творческой самореализации учащихся с одновременным достижением ими новых образовательных стандартов. Задачи программы:
Функцию управления реализацией программы развития выполняет научно-методический совет образовательного учреждения. Результатами функционирования единого образовательного пространства гимназии будут являться:
Механизмом реализации Программы развития являются целевые подпрограммы:
1.Целевая подпрограмма «Образовательная среда гимназии» «Результат образования — это не только знания по конкретным дисциплинам, но и умение применять их в повседневной жизни, использовать в дальнейшем обучении. В школе должны быть созданы … условия, обеспечивающие развитие образовательной инфраструктуры в соответствии с требованиями времени.» Подпрограмма «Образовательная среда гимназии» обеспечит реализацию ценностно-педагогических, психо-физиологических и организационных условий, влияющих на становление современной личности, способной к постоянному пополнению знаний, их творческому применению. Ключевым при проектировании образовательной среды гимназии становится сочетание углубленного уровня образования и здоровьесберегающих технологий, позволяющих осуществлять образовательный процесс в соответствии с личностными особенностями всех субъектов образовательного процесса. Механизмы реализации:
Целевая подпрограмма «Исследовательская деятельность обучающихся». «Необходимо развивать творческую среду для выявления особо одаренных ребят в каждой общеобразовательной школе. …Требуется развивать систему олимпиад и конкурсов школьников, практику дополнительного образования...» Подпрограмма «Исследовательская деятельность учащихся» ориентирована на оптимизацию системы учебно-исследовательской деятельности учащихся, которая позволяет максимально реализовать интересы и потребности основных участников образовательного процесса.
Целевая подпрограмма «Педагогическое партнерство». Подпрограмма «Педагогическое партнерство» направлена на организацию не только внешнего, но и «внутрифирменного» повышения квалификации педагогов гимназии, как наиболее эффективной современной модели повышения квалификации: в области информационных и коммуникационных технологий, в сфере инновационных образовательных технологий, педагогики успеха и др.
Целевая подпрограмма «Социальное партнерство». «Облик школ должен значительно измениться. Мы получим реальную отдачу, если школа станет центром творчества и информации, насыщенной интеллектуальной и спортивной жизни.» Подпрограмма «Социальное партнерство» направлена на оптимизацию организационно-управленческих подходов по развитию гимназического образования в условиях эффективного партнерства образования, государства и бизнеса. Социальное партнерство понимается нами как цивилизованная система общественных отношений, строящаяся на согласовании и защите интересов образовательного учреждения, предпринимателей, органов государственной власти и местного самоуправления.
Целевая подпрограмма «Уклад школьной жизни». «Практика индивидуального обучения с учетом возрастных особенностей, изучение предметов по выбору, общее снижение аудиторной нагрузки в форме классических учебных занятий позитивно скажутся на здоровье школьников….Насыщенная, интересная и увлекательная школьная жизнь станет важнейшим условием сохранения и укрепления здоровья.» Подпрограмма «Уклад школьной жизни» направлена на дальнейшее совершенствование воспитательного пространства гимназии, которое способствует социализации учащихся, позволяет принимать непосредственное участие в жизни гимназии, в формировании традиций, направленных на развитие социально значимых качеств личности всех участников образовательного процесса.
Целевая программа «Система платных образовательных услуг». «Школа должна стать более самостоятельной как в составлении индивидуальных образовательных программ, так и в расходовании финансовых средств». Подпрограмма «Система платных образовательных услуг» направлена создание условий для формирования системы дополнительного гимназического образования в целях наиболее полного удовлетворения образовательных потребностей участников образовательного процесса.
Качество образования – интегральная характеристика системы образования, отражающая степень соответствия реально достигаемых результатов нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям. Функцию защиты от некачественных образовательных услуг выполняет образовательный стандарт. Достижение нового современного качества образования требует оптимизации учебной, психологической и физической нагрузки учащихся, создания условий для сохранения и укрепления здоровья учащихся. Качество образования, обеспечивающее качество жизни в будущем (как социальная категория, определяющая состояние и результативность образования, его соответствие потребностям и ожиданиям общества в развитии и формировании гражданских, бытовых и профессиональных компетенций личности), определяется качеством целей и задач, качеством процесса, качеством условий и среды, качеством содержания, технологий и т.д. В результативном аспекте качество образования сегодня обязательно предполагает выход на сформированность ключевых, базовых, специальных и других компетенций, в идеале - на компетентностную модель выпускника, которая до сих пор полностью не определена, что открывает возможности для творческого решения этой проблемы в каждой конкретной школе. Образовательное пространство – комплекс условий (педагогических, психологических, социальных) для успешного обучения и развития субъектов в ситуациях межличностного взаимодействия. Доступность образования – преемственность всех уровней образования, равный доступ к качественному образованию всех категорий учащихся, объективность контроля и оценки достижений учащихся. Инновационное образовательное учреждение – образовательное учреждение, в котором структура управления, содержание образования и педагогические технологии соответствуют инновационным целям и задачам. Интегративным показателем инновационной деятельности образовательного учреждения становится качество и доступность предоставляемого образования. Социальное партнерство – межгрупповое взаимодействие по реализации совместно выработанных целей, объединяющих на новом качественном уровне цели групп – участников взаимодействия; такой тип отношений субъектов социальных взаимодействий, при котором ясно прописаны и обсуждены взаимные интересы субъектов и взаимная ответственность Уклад школьной жизни – совокупность норм, правил и иных регламентов, формирующих, сохраняющих и развивающих устойчивый, сложившийся на основе узаконенных положений и общепринятых традиций состав функций гимназии, порядок их осуществления; действующие в гимназии отношения социального характера; этикет и атрибутика, направленные на развитие социально значимых качеств личности обучающегося. Толерантность – понимание и принятие того факта, что окружающий мир и населяющие его народы очень разнообразны. Только признание этнического и религиозного многообразия, понимание и уважение культурных особенностей, присущих представителям других народов и религий, в сочетании с демократическими ценностями гражданского общества могут содействовать формированию толерантной личности жителя Олекминского района. Составитель: Чемпосова Н.И. Дата: ___13 ноября__ 2013 г. |
Концептуальные основания развития гимназии Поворот российского образования к человеку, обращение на новом витке истории к гуманистическим идеям вызвали повышенный интерес педагогов... | Программа развития гимназии «Создание коммуникативной образовательной среды в условиях гимназии» Анализ состояния и прогноз тенденций изменения образовательных потребностей, адресуемых гимназии (социального заказа) | ||
Анализ инновационной, экспериментальной и научно- методической работы... Направление работы гимназии «Обеспечение высокого уровня качества гимназического образования в соответствие с образовательным заказом... | Тема: «фгос и проблемы развития образовательной системы гимназии» ... | ||
Отчёт работы кафедры начальных классов за 2012/2013 учебный год Проблема работы гимназии Совершенствование методического сопровождения учебно-воспитательного процесса с целью обеспечения высокого качества образования | Анализ методической работы гимназии за 2012-2013 учебный год ... | ||
Доклад о работе в 2011-2012 учебном году Государственного бюджетного... Цель публикации доклада гимназии информирование родителей, обучающихся, учредителя, социальных партнеров об образовательной деятельности... | Положение об едином орфографическом режиме в гимназии Единый орфографический режим в гимназии – это единые требования к письменной речи учащихся и педагогических работников гимназии | ||
Анализ работы гоу гимназии №1582 юао г. Москвы за 2012/2013 учебный год «Наша новая школа», программы «Столичное образование-6», государственной программы развития Московского образования на период 2012-2016... | Интегрированные уроки изо и музыки в обшеобразовательной школе Проблема формирования духовности выступает как важное условие разрешения социальных, политических и др проблем, как условие развития... | ||
Гимназии Деятельность педагогического коллектива гимназии №10 регламентировалась следующими документами: Конституцией рф, Законом «Об образовании»,... | Доклад маоу «Гимназии г. Троицка» Возникновение гимназии как образовательного учреждения повышенного уровня было вызвано потребностями социума, так как высокая концентрация... | ||
Положение о рефератах как форме исследовательской работы в Гимназии №63 Настоящее Положение создано с целью выработки в Гимназии единого подхода в процессе работы преподавателей и учащихся Гимназии при... | Публичный отчёт моу «Тверская гимназия №8» «Образовательная программа» гимназии, принятая педагогическим коллективом в августе 2011 года и «Программа развития» (2010 год).... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... В 2012-2013 учебном году педагогический коллектив гимназии работал над реализацией Программы развития «От ключевых компетенций к... | Пояснительная записка Содержательной основой мониторинга инновационной... Иоп «Эврика» в рамках Федеральной программы развития образования и ориентирована на реализацию ценностей данного педагогического... |