РАЗДЕЛ 1. Концептуальные основания развития гимназии 1.1. Концепция развития гимназии
Глобализация мировой экономики, быстрая смена технологий и как следствие, необходимость в течении активной трудовой деятельности переучиваться или даже менять сферу профессиональных интересов, требуют от системы образования вообще и от системы общего образования в частности, не только передачи своим воспитанникам знаний, умений, навыков, но и формирование и них различных, в том числе творческих компетенций, которые позволяют им сделать осознанный выбор сферы профессиональной деятельности, конкурировать на рынке труда, строить реальную самостоятельную жизнь. Для этого в школе, на основе хороших академических знаний, у обучающихся должна воспитываться инициативность, изобретательность, умения принимать решения, понимать и осваивать новое, выражать собственные мысли, формулировать интересы и осознавать возможности. При этом, крайне важной является усиление воспитательной составляющей образования, обеспечение индивидуального психолого-педагогического сопровождения каждого обучающегося на каждом этапе школьной жизни. Ребята должны быть вовлечены в исследовательскую, спортивную деятельность, быть активными участниками гражданско-патриотических, правовых и нравственных проектов. Поворот российского образования к человеку, обращение на новом витке истории к гуманистическим идеям вызвали повышенный интерес педагогов гимназии к концепциям личностно ориентированного образования. Эти идеи нашли отражение в концепции развития гимназии.
Стратегические основания жизнедеятельности гимназии и главные характеристики внутренней среды гимназии.
Ключевые характеристики гимназии:
высокий профессионализм администрации и педагогов гимназии;
ориентация на индивидуальные особенности обучающегося, его способности;
опора на лучшие классические традиции в области проектирования и организации учебно-воспитательного процесса.
Миссия гимназии - реализация потребности обучающихся в качественном и профильно ориентированном образовании, что одновременно означает работу по удовлетворению социального заказа: формирование интеллектуального потенциала страны и региона.
Базовые принципы и основания работы гимназии.
Модернизация содержания образования в соответствии с требованиями современности при сохранении лучших традиций российской школы.
Системный подход к идее профильного образования.
Разгрузка содержания образования и обеспечение психического и физического здоровья обучающихся.
Соответствие содержания образования возрастным особенностям развития обучающихся, их особенностям и возможностям на каждой ступени образования.
Личностная ориентация образования, востребованность ее результатов в жизни, обеспечение вариативности и свободы выбора в образовании.
Деятельный характер образования, ориентация содержания образования на формирование обобщенных способов учебной, познавательной, коммуникативной, практической, творческой деятельности.
Усиление социально – гуманитарной направленности образования, способствующей утверждению ценностей гражданского демократичного общества, становлению и социализации личности ученика в условиях современного мира.
Ориентация на обеспечение компетентностного подхода к содержанию образования.
Развивающий потенциал содержания образования, направленный на формирование субъекта через придание образованию личностного смысла.
Воспитывающий потенциал, его направленность на формирование духовно – нравственной сферы личности, позитивных общественно – значимых установок и ориентиров.
Целостность содержания образования и его преемственность на разных ступенях обучения в гимназии.
Дидактическая основа – индивидуализация образования через:
вариативность содержания (базовый, повышенный, гимназический, региональный, личностный компоненты образования);
организацию образовательного процесса (уроки, мастерские, лаборатории, предпрофильные курсы, элективные курсы, индивидуальные программы, исследовательские занятия в МАН, учебные занятия в математической школе, курсы довузовской подготовки, виртуальное общение, экстернат, консультации, лекции, тренинги);
формы образовательного процесса (коллективные - класс, учебные группы, разновозрастные группы, индивидуальные, самостоятельные, бригадные);
методы образовательного процесса (проблемно – поисковые, проблемные, исследовательские, экспериментальные, проектные, аналитические, самостоятельные, фронтальные).
1.2. Цели и задачи развития гимназии
Цель Программы
Создание условий для становление физически и нравственно здоровой личности ученика, осознавшего самоценность, способного планировать собственную жизнь в соответствии с целями жизни, осуществлять выбор, принимать решения, готового к дальнейшему развитию, самосовершенствованию и самореализации, умеющего самостоятельно добывать знания.
Задачи Программы
Внедрение в образовательный процесс оптимальной модели образовательной среды, реализация новой образовательной программы гимназии на основе ФГОС.
Совершенствование систему работы со способными и одаренными детьми.
Активизировать работы по развитию учительского потенциала.
Обеспечение здоровьесберегающих условий образовательного процесса.
Совершенствование системы воспитательной работы.
Развитие инфраструктуры гимназии, финансовых, экономических, материально-технических условий для реализации образовательной программы.
1.3. Приоритетные направления развития гимназии
Направление «Модернизация содержания образование»
Цель: повышение качества образования и обновление его содержания в соответствии с требованиями ФГОС.
Задачи:
Адаптировать модель УВП гимназии к требованиям ФГОС, предоставляющей качественные образовательные услуги.
Развитие дополнительного образования.
Обеспечение преемственности в обучении.
Эффективное использование современных образовательных технологий.
Создание организационных и психолого-педагогических условий, позволяющих каждому ученику освоить образовательную программу и стать успешным.
Создание условий для дальнейшего развития государственно-общественного управления образованием, обеспечение открытости ОУ.
Продолжение формирования системы мониторинга УВП, приведение технологии и критериев мониторинга эффективности педагогической деятельности в соответствие с требованиями новых ФГОС и образовательной программы гимназии.
Обновление локальных актов, регламентирующих образовательную деятельность гимназии.
Оценка уровня инновационного потенциала и развития педагогического коллектива гимназии, обоснованности стратегии развития гимназии.
Направление «Поддержка и сопровождение одаренных детей» Цель: создание условий для познавательного, творческого, личностного развития гимназистов с учетом их дарований для самореализации, успешного профессионального самоопределения одаренных детей в соответствии со способностями.
Задачи:
Развитие системы работы с одаренными детьми.
Обеспечение широкой образовательной подготовки высокого уровня, обуславливающей развитие целостного миропонимания и компетентности в различных областях знания в соответствии с индивидуальными потребностями и склонностями гимназистов.
Развитие духовно-нравственных основ личности одаренного ребенка, высших духовных ценностей.
Повышение мотивации и познавательной активности обучающихся, участие в очных и дистанционных олимпиадах, конкурсах различных уровней, в том числе через web-страницы учителя и ученика.
Развитие внеурочных форм деятельности гимназистов, использование потенциала исследовательского общества учащихся, организация и проведение творческих фестивалей и конкурсов, работа видеостудии и пресс-центра гимназии.
Подготовка и повышение квалифицированных кадров по работе с одаренными детьми.
Методическое, информационное сопровождение процесса развития одаренных детей.
Направление «Развитие учительского потенциала»
Цель: создание условий для роста творческого потенциала и взаимообогащения участников ОП на уровне гимназии, города, района; рост педагогического потенциала, развитие творческих способностей гимназистов.
Задачи:
Создание условий для профессиональной деятельности педагогических работников.
Обеспечение условий для наиболее полной реализации педагогом его профессиональных возможностей, создание различных «ситуаций успеха» для каждого педагога.
Обеспечение непрерывности и актуальности повышения квалификации педагогических работников.
Эффективное использование механизма аттестации педагогических кадров, сопровождение аттестуемых учителей.
Совершенствование форм стимулирования учителей.
Направление «Развитие инфраструктуры гимназии, открытость ОУ»
Цель: организация системы управления гимназией на принципах соуправления, усиление общественного влияния на развитие гимназии.
Задачи:
Создание условий для обеспечения высокого качества образования, сохранения и укрепления здоровья учащихся.
Обновление функций управления гимназией на основе принципов педагогического менеджмента.
Расширение взаимодействия с другими образовательными учреждениями.
Координация усилий субъектов образовательного процесса на достижение единых согласованных педагогических целей Изучение запросов семьи.
Обеспечение общественно-государственного управления гимназией, привлечение представителей родителей, общественности и муниципальных органов власти к управлению школой. Профильное информирование.
Совершенствование материальной базы кабинетов, организация работы по созданию безопасных условий пребывания детей в гимназии.
Выполнение муниципального задания, государственного заказа на качественные образовательные услуги и плана ФХД.
Определение приоритетных направлений развития гимназии как основа управления инновационной деятельностью.
Оптимизация деятельности НМС гимназии.
Использование международных связей гимназии для демократизации управления: проведение совместных семинаров и конференций, обмен информационными. материалами.
Направление «Здоровье и безопасность школьников»
Стратегическое направление ориентировано на сохранение и укрепление здоровья участников образовательного процесса и обеспечение безопасности. В рамках такого направления предусматривается создание системы медико-психолого-педагогического сопровождения развития ребенка, создание безопасной среды.
Цель: создание условий для сохранения и укрепления здоровья учащихся, обеспечения безопасности обучающихся, формирования здоровьесберегающей комфортной среды организации УВП в гимназии
Задачи:
Организация образовательного процесса в соответствии требования СанПиН к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях.
Совершенствование организации и повышение качества питания учащихся.
Укрепление физического, психологического и духовного здоровья учащихся
и сотрудников гимназии.
Обеспечение индивидуализированного подхода в занятиях физкультурой: занятия по группам здоровья.
Продолжить развитие детского спорта во внеурочной деятельности как средства сохранения здоровья.
Обеспечение безопасности образовательных процесса в гимназии через здоровьесберегающие технологии в УВП.
Обеспечение постоянного продуктивного взаимодействия школы и семьи;
Создание «электронных паспортов здоровья».
Создание адаптивной безбарьерной среды, которая обеспечивает полноценную интеграцию детей с ограниченными возможностями здоровья.
Формирование у детей и взрослых положительной мотивации на предпочтение здорового образа жизни.
Направление «Воспитание и социализация обучающихся»
Цель: цель воспитания гимназистов - это формирование нравственной, духовно богатой, физически здоровой личности, способной к саморазвитию, инициативе, обладающей творческим потенциалом и знаниями, необходимых для жизни в обществе.
Основной особенностью всей воспитательной системы гимназии должна быть совместная интеллектуально развивающая деятельность, направленная на решение учебных и воспитательных проблем, освоение базовых ценностей культуры, а также социализацию обучающихся.
Задачи:
Формирование гражданско-патриотического сознания, нравственной позиции, развитие чувства сопричастности к судьбе Отечества, неравнодушия к своему классу, гимназии.
Совершенствование содержания, форм, методов воспитательной работы, апробация педагогических технологий;
разработка системы диагностики способностей обучающихся;
способствование нравственно-эстетическому развитию детей, их приобщению к культурным ценностям накопленных поколениями. Воспитание потребности в культуре;
социализация учащихся через добровольческую, общественно-полезную деятельность, воспитание в детях доброты, честности, порядочности, вежливости, основных морально-нравственных норм;
отслеживание динамики развития социальных, музыкальных, спортивных способностей обучающихся;
совершенствование воспитательной работы в деятельности педагогического коллектива, создание здоровых творческих отношений между детьми и учителями;
создание условий для развития детьми лидерских качеств через активизацию их позиции как соорганизаторов воспитательной деятельности, повышение творческой активности и мотивации к учебе.
1.4. Этапы перехода к новому состоянию качества образования
I этап- подготовительный
Цель:
Выявление перспективных направлений развития гимназии и моделирование ее нового качественного состояния в условиях модернизации школьного образования на основе ФГОС второго поколения.
Задачи:
Приведение в соответствие с требованиями ФГОС начального общего образования, нормативной базы образовательного учреждения: цели образовательного процесса, содержание, режим занятий, финансирование, материально-техническое обеспечение и т.п.
Разработка и утверждение образовательной программы начального общего образования на основе ФГОС.
Определение оптимальной модели для реализации организации образовательного процесса, обеспечивающей организацию внеурочной деятельности обучающихся (модель взаимодействия с учреждениями дополнительного образования детей).
Осуществление поэтапной подготовки педагогов начальной школы, обеспечивающей сопровождение ФГОС.
Модернизация модели результата – прогноза: «Образ выпускника I, II ступени обучения».
II этап- практический
Цель: Освоение нового образовательного пространства.
Задачи:
Приведение в соответствие с требованиями ФГОС модели, содержания, технологий основного общего и среднего (полного) общего образования.
Разработка и утверждение новой образовательной программы основного общего образования.
Проектирование технологий реализации образовательных программ, их апробация. Разработка диагностического инструментария для создания системы мониторинга и управление качеством образования.
Развитие ресурсной базы гимназии с целью наиболее полной реализации разработанной образовательной программы.
Модернизация модели «Образ выпускника II ступени».
Совершенствование системы работы с одаренными детьми.
Проведение анализа результатов УВП и выработка практических рекомендаций.
Создание здоровьесберегающих условий УВП. Мониторинг динамики здоровья обучающихся.
III этап- аналитический - завершающий
Цель:
Анализ и корректировка полученных результатов, ыявление противоречий, формирование стратегических и практических проблем, определение перспектив дальнейшего развития образовательной среды гимназии.
Задачи:
Анализ, описание и предъявление разработанных технологий реализации основных образовательных программ, моделей организации УВП.
Закрепление в локальных нормативных актах гимназии результатов новой образовательной практики.
Коррекция результата – прогноза «Образ выпускника I, II ступени».
Публичный отчет о результатах реализации Программы развития. Определение перспектив дальнейшего развития.
|